что делает россия в арктике
Какой будет Арктика через 15 лет? Главное из указа Путина
Читайте «Хайтек» в
Указ президента
Судя по документу, у властей есть три месяца, начиная с этой недели, чтобы утвердить единый план по «реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Стоит отметить, что в плане по развитию Арктики внимание уделяется и национальной безопасности. Стратегия по ее обеспечению также включена в указ № 645.
Кроме того, именно местные власти будут отвечать за контроль реализации президентского указа. Однако встает вопрос: о каких конкретно территориях идет речь? Разберемся, что из себя представляет понятие «Русская Арктика».
Русская Арктика
Арктическая зона России — АЗРФ — это северная оконечность Европейской и Азиатской частей страны. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Это самая протяженная морская граница России (19724,1 км). Площадь сухопутной части АЗ РФ составляет 18% территории России вообще – 3,1 млн. кв. км. Территория континентальной части АЗРФ составляет 4,9 млн. кв. км. Острова занимают площадь 0,2 млн кв. км. Шельфовые и внутренние моря АЗРФ достигают площади 4 млн. кв. км.
Итак, какие субъекты РФ входят в состав Арктической зоны?
Почему этот регион так важен?
Некоторые особенности Арктической зоны наконец-то обратили внимание властей на ее социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности.
Для начала, Арктика в первую очередь это экстремальные природно-климатические условия, крайне низкая плотность населения и отвратительный уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры.
Катастрофа в Норильске в очередной раз продемонстрировала как важно охранять территорию Арктики. Халатное отношения к охране окружающей среды уже нанесло экологии огромный вред, последствия которого придется устранять еще много лет. Кроме того, стоит обратить внимание и на торфяные территории и регионы с вечной мерзлотой. Если Сибирь называют «легкими России» (да и важной частью экологии планеты), то территория вечной мерзлоты — главное захоронение углекислого газа. Дать этим землям растаять — все равно, что открыть клапан с парниковыми газами. К сожалению, стоит отметить, это уже происходит.
В принципе, о важности климатических изменений, которые приводят к рискам не только для окружающей среды, но и для деятельности малонаселенных народов также говорится в указе.
Кроме того, географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем приковывает внимание властей к региону.
Особо стоит отметить инфраструктурные сложности. На данный момент, обеспечение хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и жизненно необходимых товаров вообще ставит транспортный вопрос особенно остро. Кроме того, это мешает развитию туризма.
Да, у Арктического региона огромный туристический потенциал, который никак не используется на данный момент. Транспортных и кластерных систем, которые есть сейчас, явно недостаточно. Так что же изменится?
Новая Арктика
Дополнительное строительство жилья и автомагистралей, развитие железнодорожной сети, модернизация морских и аэропортов и забота о культурном наследии — все это может поспособствовать росту инвестиций в регион, чей потенциал практически не используется с туристической точки зрения. А зря.
Немного цифр. Зарубежные туристические компании предлагают целые туры в «Русскую Арктику» и цены для таких туров начинаются от 11 тысяч долларов.
Что же предлагают смотреть в Арктике?
Вот выдержка из коммерческого предложения американской туристической компании Steppes Travel:
Российская Арктика простирается от Мурманска на западе до Анадыря на востоке, охватывая Баренцево, Карское моря и моря Лаптевых, а также Берингов пролив. На отдаленных островах и архипелагах, таких как Врангель, Геральд, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля, обитает потрясающее множество птиц и дикой природы. Остров Врангеля — самый северный в мире объект всемирного наследия ЮНЕСКО, и здесь обитает такая большая плотность белых медведей, что путешественники в российской Арктике часто видят сотни или более медведей за одну поездку.
Steppes Travel
Звучит заманчиво, но с неразвитой инфраструктурой — не самое доступное развлечение даже для россиян.
Как заявляют в компании, с 1989 году организаторы начали продавать туры в Россию, а затем расширились, предлагая путешествия в российскую Арктику для клиентов, «которые ищут по-настоящему „внетрассовый“ арктический отдых. Это страна огромного неба, заснеженных гор и возвышенностей, скал с птицами, дикой тундрой и деревьями, на которые можно смотреть сверху вниз».
Рынок экологического, активного и экстремального, само собой, отдыха на севере России растет. Время отвечать на этот запрос.
Какие изменения ждут Арктику?
Кроме заботы об экологии и малых народах, проект предусматривает такие амбициозные идеи, как «интернет в каждый дом» и «демографический бум». И создание туристического рая, конечно.
Согласно указу, в АЗ РФ планируется строительство новых и модернизация старых дорог (авто и ж/д), реконструкции морских портов, аэропортов, расширение маршрутной сети, запуск круизов, создание туристских кластеров на каждом шагу.
Разберем, что конкретно ждет каждый регион
Во-первых, власти планируют развить морской порт Мурманска, тем самым превратив его в мультимодальный транспортный хаб. Также судьба ждет и аэропорт города. Кстати, вскоре «Аэропорт Мурманск» установит приаэродромную территорию. Об этом давно просили местные жители. Также северный город ждет полномасштабное развитие туристических кластеров на территории Кировска, Териберки, Ковдорского, Печенгского и Терского районов. Стоит отметить, что туры в Териберку уже сейчас пользуются невероятной популярностью благодаря уникальной природе и возможности зимой увидеть северные сияние. Зачастую туры организуются на джипах, другие варианты практически отсутствуют. Причина проста — проблемы с инфраструктурой.
Ненецкий автономный округ
Судя по указу президента, НАО ждут большие перемены. Во-первых, заявлено о планах по строительству морского порта Индига, железнодорожной магистрали Индига — Сосногорск и автомобильной дороги Усинск — Нарьян-Мар. Кроме того, планируется реконструкция морского порта Нарьян-Мар, аэропортов Нарьян-Мар и Амдермы. Чтобы сделать судоходство более доступным, также планируется углубление дна реки Печора.
Чукотский автономный округ
На Чукотке планы по модернизации состоят, в основном, из развития туризма и строительства дорог и транспортных узлов. Например, в указе отмечается развитие круизного туризма и формирование, опять же, туристических кластеров на территории Анадыря, Певека и посёлка Провидения. Певек, кстати, ждет развитие морского порта, а поселок Провидения — создание транспортного узла. Кроме того, услышаны просьбы автомобилистов о строительстве дороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь. Все это сделает Чукотку более доступным регионом.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Примечательно, что в ЯНАО все теже туристические кластеры планируют создать а территориях Салехарда, Лабытнанги и посёлка Харп. В отличии от Салехарда, который находится прямо у реки Обь, Лабытнаги находятся в некотором отдалении. Постоянные перебои в работе паромной переправы не упрощают жизнь местным жителям. Остается надеется, что развитие туристической сферы включает в себя и улушение инфраструктуры поселка. Что касается морского порта Сабетта, его, согласно указу также ждет развитие. Кроме того, запланировано строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и Обская — Бованенково — Сабетта.
Карелия — один из самых красивых регионов России. Это регион озер, спокойной северной природы, край мастеров, уникальных традиций древних карелов. Карелия — один большой природный заповедник.
Здесь находится Валаам — уникальный монастырь, ведущий свою историю с 15 века. На острове Кижи туристы найдут неповторимый ансамбль деревянного зодчества. Здесь же несет свои воды второй по величине равнинный водопад Европы — Кивач. Посещение мраморного каньона и водные прогулки по ладожским шхерам давно стали популярным способом отдохнуть. Основное направление, которому власти уделят внимание, это создание кластеров и развитие крайне популярного экотуризма.
Коми, в основном, ждет улучшение транспортной системы. А именно, развитие маршрутной сети авиаперевозок и модернизация аэропорта Воркуты. Важно отметить строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог. Запланирована реконструкция участков автомобильной дороги Сыктывкар — Ухтра — Печора — Усинск — Нарьян-Мар и строительство железнодорожной магистрали Индига — Сосногорск, а также реконструкция участка Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги. Строительство участка Вендинга — Карпогоры и реконструкция участка Микунь — Вендинга требует обоснования.
Республика Саха (Якутия)
Якутию, которая уже давно популярна у иностранных туристов из-за экстремально низких температур, ждет комплексное развитие посёлка Тикси, в том числе и морского порта. Кроме того, планируется создание «Всемирного центра мамонта». Для лучшей проходимости кораблей будт проведены работы по углублению дна рек Лена, Яна, Колыма, Индигирка, Анабар.
В Красноярском крае местные жители наконец-то дождутся развитие развития маршрутной сети авиаперевозок и модернизации аэропорта Хатанга. Инвесторы оценят обновление портов Диксон и Дудинка, а туристы создание опять же туристского кластера на территориях Норильска, Дудинки и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Арктический туризм, который стал очень популярен на западе, будет активно развиваться в Архангельской области. Власти планируют развитие туристического кластера на арктических территориях и круизного туризма на Соловецких островах. Запланированы и инфраструктурные обновления, а именно модернизация архангельского морского порта, развитие архангельского аэропорта. Кроме того, президент потребовал «проработать целесообразность» строительства железнодорожных участков Карпогоры — Вендинга, Микунь — Соликамск.
Какой же будет Арктика через пятнадцать лет? Сказать точно сейчас невозможно. Однако остается надеется, что все намеченные планы будут выполнены и уникальный регион ждет не только наращивание военной мощи, но устойчивое экологического развитие и знакомство большего количества людей с этим уникальным местом.
Лёд тронулся. Зачем Россия вкладывается в Арктику?
Американские СМИ сообщили: Вашингтон проигрывает Москве соревнование в Арктике. Почему выросло экономическое значение этого региона? И что делает наша страна, чтобы сохранить своё лидерство?
На российской карте нет другой такой территории, где работать было бы так же трудно и так же выгодно. Крайний Север производит 10% всего ВВП нашей страны, обладая всего 1,6% населения.
По оценкам РАН, в Арктической зоне сконцентрировано 40% российских запасов золота, 60% — нефти, 60−90% — газа, 100% — коренных месторождений алмазов.
Стоимость минерального сырья наших арктических недр превышает 30 трлн долл. Ещё больше богатств скрыто под водами Ледовитого океана. На них, кроме РФ, претендуют США, Канада, Норвегия и Дания. Эти ресурсы ещё предстоит разделить. И одним из главных аргументов будет способность государства реально осваивать Север. Россия продвинулась дальше других уже потому, что ещё в советские времена построила в Заполярье крупные рудники и заводы. А для обслуживания этих проектов был создан атомный ледокольный флот — единственный в мире.
Кто построит новые ледоколы
Новый шанс на освоение Арктики дало глобальное потепление. Российские военные гидрографы недавно нанесли на карту 11 новых островов, появившихся в результате таяния ледового панциря. Стали улучшаться условия для судоходства по Северному морскому пути (СМП). Сегодня оно возможно с июля по октябрь. Но если добиться такого, чтобы навигация продолжалась круглый год, мировая торговля получит самый короткий водный путь из Азии в Европу. Каждый рейс из Шанхая в Гамбург обойдётся на 600 тыс. долл. дешевле по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Выиграют все, и прежде всего Россия, которая сможет зарабатывать на проводке судов через льды и другом арктическом сервисе.
Неудивительно, что азиатские страны смотрят на Ледовитый океан с огромным интересом. В августе 2012 г. от Чукотского до Баренцева моря впервые прошёл китайский научный корабль «Снежный дракон», приобретённый на Украине. В этом году КНР спустила на воду первый настоящий ледокол собственного производства (но пока ещё не ввела в эксплуатацию) и объявила, что построит атомоход, который будет сопровождать в северных морях караваны из Поднебесной. Если так пойдёт дальше, китайский флот обгонит в Арктике и канадский, и американский.
В 2020 г. заканчивается срок службы самого мощного ледокола США «Полярная звезда». Но американское правительство, к досаде адмиралов из береговой охраны, не спешит финансировать строительство нового полярного судна. Проекты в Арктике на периферии интересов Дональда Трампа. Почему?
Ни у США, ни у Канады нет крупных производств в арктической зоне и таких городов, как Норильск, которые нужно обслуживать. А Северо-Восточный проход в Атлантический океан интересен только туристам. Попасть из Азии на восточное побережье Америки проще по Панамскому каналу. В такой ситуации новые полярные суда не сильно нужны.
Эксперт Проектного офиса развития Арктики
Другое дело — Россия. Как сообщил начальник управления развития СМП и прибрежных территорий «Росатома» Максим Кулинко, для обеспечения круглогодичной навигации в Ледовитом океане до 2035 г. будут построены 8 новых атомоходов. Первый из них, головной ледокол типа «Арктика», уже сошёл со стапелей Балтийского завода и будет введён в эксплуатацию в следующем году. Он сможет работать как в океане, так и на реках. А создание ещё более мощных ледоколов класса «Лидер» правительство решило поручить новой судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Эти атомоходы смогут крушить лёд толщиной больше 4 метров, оставляя за собой судоходный канал шириной 50 метров. Как минимум в 2 раза вырастет скорость проводки судов. И при необходимости «Лидер» станет боевым кораблём. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением.
Строительство новых атомоходов впервые будет вестись на основе смешанного финансирования: часть требуемой суммы выделит государство, остальные деньги «Росатом» добавит из собственных средств и займёт в банках. Стоимость самого мощного в мире ледокола «Лидер» может составить до 100 млрд руб.
Какие грузы пойдут по морям
По прогнозу «Росатома», уже в 2019 г. объём перевозок по СМП достигнет 29 млн т, на 60% превысив достижения этого года. Цель на 2024 г., поставленная Президентом РФ, — 80 млн т. Для сравнения: советский рекорд — 6,6 млн. Рост обеспечивают промышленные проекты. И если раньше главным клиентом СМП был «Норильский никель», то в последние годы к нему добавились нефтяники, газовики, угольщики.
Самый масштабный проект — завод по выпуску сжиженного природного газа на Ямале, запущенный в конце 2017 г. компанией «Новатэк». Несмотря на санкции, в него вложились инвесторы из Китая, Франции и Италии. Танкеры ледового класса для транспортировки СПГ производит Южная Корея. А по всей России благодаря этой стройке появилось 60 тыс. рабочих мест. Тогда же, в 2017 г., по Северному морскому пути ушла в Китай первая партия антрацита, добытого на Таймыре. В 2020 г. на Новой Земле начнут строить самый северный российский ГОК, выпускающий свинцовый и цинковый концентрат.
В 2017 г. по СМП прошли 423 российских и 80 иностранных судов. Исключительной монополией на перевозку сырья, добытого в российской Арктике, обладают корабли под флагом РФ.
Однако, чтобы загрузить СМП по полной, важно развивать перевозки по заказам других стран. А для этого недостаточно построить мощные ледоколы.
«На арктическом побережье слабо развита сеть портов, бункеровочных пунктов, ремонтных баз, — обращает внимание Воротников. — Дополнительно важно создать систему оперативного мониторинга ледовой обстановки, чтобы предлагать судну оптимальный маршрут по ходу движения».
Для обеспечения бесперебойных перевозок по Северному морскому пути Правительство РФ планирует к 2024 г. модернизировать инфраструктуру 16 арктических и дальневосточных портов. Так, рядом с заводом «Ямал-СПГ» развивается новый грузовой порт Сабетта. На Таймыре недалеко от Диксона строится порт Чайка. Крупный перевалочный хаб для транспортировки в Европу углеводородов и минералов планируется разместить в Мурманской области.
Кто будет вкладывать деньги
Из федерального бюджета в Арктику до 2025 г. будет вложено 240 млрд руб. Остальные триллионы будет инвестировать бизнес. По планам правительства и крупнейших компаний, в ближайшие 5−7 лет «на северах» будет запущено 150 новых проектов. При этом в каждом из 8 регионов, имеющих выход к Ледовитому океану, выделяется опорная зона — территория, которая сама развивается как отдельный проект. Взаимодействие государства и инвесторов в такой зоне решено описать в специальном законе. «В нём будут установлены принципы опережающего развития арктических территорий, — рассказал зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера Владимир Пушкарёв. — Государство возьмёт на себя обязательство создать неизменные правила и гарантии для бизнеса, стимулировать глубокую переработку сырья, дать компаниям льготы. А компании в ответ должны не только гарантировать реализацию проекта, но внести вклад в социальное развитие региона».
Развитие Арктики и национальные интересы России
А. КОЛПАКОВ, полковник запаса
Одним из значимых мероприятий, которые проходили в рамках состоявшегося в этом году Международного форума «Армия–2020», стал проведенный Национальным центром управления обороной Российской Федерации круглый стол «Арктика: вчера, сегодня, завтра в призме национальных интересов России». Данная тематика привлекла внимание приглашенных лиц и вызвала особый интерес представителей СМИ и гостей форума.
Надо отдать должное организаторам круглого стола «Арктика: вчера, сегодня, завтра в призме национальных интересов России», собравшим большое количество профессионалов и заинтересованных лиц. Участники активно обсуждали вопросы, касающиеся истории развития Арктики, и роль России в освоении Арктического региона; экономические аспекты и проблемы коренного населения этой зоны; проблемы, связанные с экологией, международным сотрудничеством в Арктике, а также вызовы и угрозы национальным интересам Российской Федерации в сочетании с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации и Береговой охраны Пограничной службы по защите северных рубежей Родины.
Почти все докладчики опирались на положения, отраженные в Указе Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 года».
В этом документе основные национальные интересы в Арктическом регионе увязываются с обеспечением суверенитета и территориальной целостности России, сохранением Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства, а также обеспечением высокого качества жизни и благосостояния коренного населения региона. В указе также отмечается, что Россия заинтересована в развитии своего сектора Арктики как стратегической ресурсной базы для ускорения экономического роста страны, в развитии Северного морского пути (СМП) как конкурентоспособной транспортной коммуникации между удаленными друг от друга странами и регионами, в охране арктической природы, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов региона.
Участники круглого стола подчеркнули, что сегодня повышенную активность в Арктическом регионе проявляют не только страны, имеющие прямой выход в бассейн Северного Ледовитого океана, — Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, но и государства других регионов, например Китай, Южная Корея, Индия и даже Бразилия, не говоря уже о европейских странах. Так, министерство обороны Великобритании в 2018 году представило Военно-арктическую стратегию, а Франция еще в 2016 году приняла Национальную программу освоения Арктики. В развитие этой программы в 2018 году министр обороны Франции Флоранс Парли подписала стратегию «Франция и новые стратегические вызовы в Арктике» [1].
На круглом столе было акцентировано, что полярные исследования давно перешли из сферы науки в сферу экономики, а это привело к ожесточенному политическому спору между арктическими государствами. Этому, в частности, способствует и то обстоятельство, что сохраняется неопределенность в очертаниях исключительных экономических зон стран региона.
Данная проблема возникла не вчера и, очевидно, не разрешится и завтра. Международное законодательство в этой сфере применительно к Арктике сформулировано таким образом, что вольно или невольно возникают спорные вопросы. А их цена исключительно высока: в Арктическом регионе находится до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа. Об этом очень много говорится в последнее время, правда, при этом не учитывается тот факт, что при нынешнем уровне цен добыча углеводородов в Арктике, скорее всего, нерентабельна, однако ситуация может кардинально измениться уже в ближайшее время.
Из-за чего сыр-бор
В 2009 году журнал Американской ассоциации содействия развитию науки Science опубликовал материал по исследованию природных богатств Арктики. По мнению исследовательской группы, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд тонн), что составляет 13 % от мировых неразведанных запасов. Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа — у берегов России. Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м. Поскольку запасов разведанных источников энергоресурсов, расположенных в местах, удобных для разработки и транспортировки, осталось максимум лет на 50, то арктическая игра, как говорится, стоит свеч [2].
Другая, не менее острая проблема в Арктическом регионе — споры о полномочиях России относительно Северного морского пути. В последнее время в США на самом высоком уровне стали раздаваться требования об интернационализации СМП. Так, госсекретарь США Майк Помпео, выступая на заседании Арктического совета, высказал неудовольствие «претензией России на международные воды Северного морского пути». По мнению Помпео, «Москва уже незаконным образом требует, чтобы другие страны запрашивали разрешение на прохождение, пуская на борт иностранных кораблей российских лоцманов под угрозой применения военной силы и потопления тех, кто не выполняет данное требование» [3].
При этом шеф американской дипломатии совершенно неверно истолковал постановление правительства России, которым определен порядок прохождения СМП иностранными судами, в том числе и военными. Помпео, очевидно, просто сделал вид, что не понимает, для чего Россия требует нахождения российских лоцманов на иностранных судах при прохождении ими акватории СМП в условиях крайне сложной ледовой обстановки, ограниченных сроков проведения навигации, малых глубин на маршрутах движения судов и других экстремальных факторах.
США не могут спокойно смотреть на то, как Россия основательно и нарастающими темпами осваивает Северный морской путь, альтернативы которому с ростом мировых грузопотоков в этом регионе просто нет. Вашингтон уверен, что таким образом Россия значительно усиливает свое влияние в северных широтах.
Северный морской путь (СМП) — судоходный маршрут, главная морская коммуникация в Российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.
Американцы выступают за то, чтобы СМП стал транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества, а не являлся только российской национальной транспортной коммуникацией. Судя по тому, какие агрессивные действия США предпринимают в отношении России (например, введение санкций из-за строительства «Северного потока — 2»), не исключено, что со временем такая судьба ожидает и СМП. Но если к американским санкциям в России уже привыкли, то позиция ряда европейских стран, поддерживающих эти санкции несмотря даже на то, что они уже нанесли их экономикам существенный урон, вызывает откровенное недоумение. Не говоря уже о том, что политика санкций противоречит принципам справедливой конкуренции, о которой так любят рассуждать в столицах западных стран.
Россия в Арктическом регионе
В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий. В Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 200 нефтегазоперспективных объектов, но и открыто несколько десятков месторождений, среди них: на шельфе Баренцева моря — 11 месторождений, на шельфе Карского моря — 13 месторождений, на шельфе Охотского моря — 8 месторождений.
В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней. Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд тонн, из них 599 млрд тонн — энергетических и более 81 млрд тонн — коксующихся. Здесь же добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти.
Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн долларов, причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей, а общая стоимость разведанных запасов — 1,5–2 трлн долларов [4].
Для освоения этого богатства требуется соответствующая инфраструктура, основным элементом которой является Северный морской путь и его интеграция с Северным широтным ходом с объединением в единую транспортную систему.
Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 километров, которая должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги.
Наибольшую долю в общем объеме внутрироссийских грузоперевозок по СМП занимает транспортировка углеводородов российскими нефтегазовыми компаниями с Приразломного, Новопортовского и Варандейского месторождений. Большой объем в грузопотоке составляет транспортировка продукции ГМК «Норильский никель», а также транспортировка грузов в северные российские регионы, так называемый «северный завоз».
Проход по СМП имеет явные плюсы по сравнению, например, с проходом через Суэцкий канал. Это выгодно чисто экономически: экономия по времени и на топливе (так, протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал составляет 23,2 тыс. км, а по СМП — 14,3 тыс. км), стоимости фрахта судна и оплате труда его экипажа. На СМП нет платежа за проход судна, существующего в Суэцком канале, нет очередей и, что особенно важно, нет риска быть атакованным пиратами.
Надо сказать, что Севморпуть был открыт для международного судоходства в 1991 году. Однако мировые корпорации всерьез заинтересовались этой магистралью лишь после того, как ученые заявили о начале глобального потепления. Таяние арктических льдов открывает новые перспективы. Десять лет назад через Севморпуть прошли всего два иностранных коммерческих судна, а в 2017 году администрация СМП выдала разрешение на прохождение акватории СМП уже 107 иностранным судам.
На данном этапе наряду с плюсами СМП имеет и минусы — это непредсказуемые ледовые условия и отсутствие соответствующей инфраструктуры.
Потенциальных грузоперевозчиков настораживает нехватка поисково-спасательных ресурсов в регионе, а многие просто привыкли к прежним маршрутам, на которых все знакомо, все отработано и где никаких форс-мажорных событий не предвидится [6].
В ходе круглого стола была отмечена важность и своевременность подготовки Министерством Дальнего Востока и Арктики Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. В настоящее время проект стратегии проходит согласование в органах исполнительной и законодательной власти. В документ включены как реализуемые проекты, которые требуют расширения и дополнительного финансирования, так и запланировано создание новых промышленных площадок на Ямале, в Карелии, Коми, Якутии, Архангельской области. Все они будут объединены в единую промышленную и социальную структуру. Отдельно в проекте прописана логистическая составляющая, которая предполагает создание единого диспетчерского центра управления судоходством, строительство не менее пяти универсальных атомных ледоколов проекта «Арктика» и трех ледоколов проекта «Лидер», использование СПГ для энергоснабжения транспортных хабов и населенных пунктов. Стратегия предполагает расширение спутниковой группировки для отслеживания метео-
обстановки.
Разработчики этой долгосрочной программы учли более 600 пожеланий населения арктических регионов, в которых проживает около 2,5 млн человек [7].
Особое место отводится решению проблем и развитию коренных малочисленных народов Севера. Сегодня их насчитывается 19 этносов, а численность, по переписи населения РФ, проводимой в 2012 году, составляет 83,5 тыс. человек (по некоторым данным, в настоящее время приближается к 100 тыс. человек).
Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера включает следующие основные направления: сохранение их традиционного образа жизни, повышение доступности образовательных услуг для коренных малочисленных народов, сохранение родного языка в образовательном процессе, повышение занятости коренных малочисленных народов Севера, развитие их традиционной хозяйственной деятельности, совершенствование системы медицинского обслуживания и ряд других.
В ходе круглого стола было акцентировано внимание на решении проблемы связи и транспортной доступности северных населенных пунктов с центральными регионами России. Была подчеркнута необходимость развития авиационного сообщения с использованием малой авиации. Наиболее популярная сейчас машина — самолет Ан-2 — как незаменимая авиатехника завершает свой ресурс. Сегодня на Севере используется всего около 200 самолетов различных модификаций. Следует выбрать типы самолетов, которые хорошо себя зарекомендовали в Арктике, и организовать их поставку авиакомпаниям, работающим на полярных авиалиниях. Естественно, это потребует возрождение и аэродромной инфраструктуры.
Министерство обороны России и развитие Арктики
После разрушительных 90-х годов Российской армии фактически с нуля пришлось создавать в Арктике необходимую военную инфраструктуру. В 2014 году было сформировано Объединенное стратегическое командование Северного флота «Север», предназначенное для комплексного обеспечения безопасности Арктического региона России и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря. В состав ОСК «Север» вошли подводные и надводные силы, морская авиация и ПВО Северного флота, армейский корпус Сухопутных войск, береговые войска.
За короткий промежуток времени с применением самых современных технологий были построены уникальные военные объекты: «Арктический трилистник» на
о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и «Северный клевер» на о. Котельный (архипелаг Новосибирские острова).
Особо следует сказать об «Арктическом трилистнике», который является единственным в мире объектом капитального строительства, возведенным на 80-м градусе северной широты. Он рассчитан на автономное проживание и выполнение служебных задач гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев. Личный состав базы решает задачу по обеспечению противовоздушной обороны.
Реанимирован аэродром Нагурская (о. Земля Александры), архипелага Земля Франца-Иосифа, который теперь сможет круглогодично принимать все типы летательных аппаратов, стоящих на вооружении ВКС и морской авиации Минобороны. Его взлетно-посадочная полоса увеличена с 1,7 километров до 3,5. Аэродром Нагурская является самым северным аэродромом в российской армии. Закончены восстановительные работы и на аэродроме Темп (о. Котельный), который сможет принимать Ан-72, Ан-74 и даже Ил-76. Надо отметить, что на форуме «Армия-2020» большой интерес вызвало сообщение об ускоренном строительстве военных аэродромов в Арктике с использованием льда при помощи специальных реагентов «технология под названием «Площадка»» [8].
До конца года будет завершено строительство первой очереди сети радиолокационных станций «Резонанс-Н». В планах развертывание таких систем на Новой Земле, в Архангельской и Мурманской областях, а также еще пяти РЛС «Резонанс-Н», что позволит создать поле обнаружения практически по всей протяженности северных границ.
В прошлом году береговым войскам был передан очередной дивизионный комплект ракетного комплекса «Бастион», который развернули на о. Земля Александры. Сейчас в распоряжении Северного флота имеются два дивизиона «Бастионов». Продолжается поставка новой авиационной техники, предназначенной для эксплуатации в арктических условиях. Для перевозки людей и грузов закупаются разные типы вертолетов семейства Ми-8 и Ми-26 в северной комплектации, а также Ка-26 [9].
С 2018 года ОСК «Северный флот» получает зенитные ракетные комплексы «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА».
В июне этого года в состав Военно-Морского Флота РФ вошел головной атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 955А «Князь Владимир». Это уже второй подобный объект в его составе. Завершаются испытания многоцелевой АПЛ «Казань» пр. 885М. И к концу 2020 года ожидается начало службы специальной АПЛ «Белгород» пр. 09852, способной нести подводные аппараты различного назначения.
Вспомогательный флот ВМФ также получает различные суда, в т.ч. дизель-электрические ледоколы пр. 21180(М). Головной «Илья Муромец» вошел в состав Северного флота в 2017 году. В ближайшем будущем ожидается судно «Евпатий Коловрат». Ледоколы этой серии предназначаются для проводки кораблей и судов, перевозки грузов и участия в различных спасательных операциях. Ранее сообщалось о возможности установки на данные корабли вооружения для самообороны [10].
Необходимо отметить, что Арктический регион значительное время был подвержен грубому вмешательству со стороны человека в процесс природного баланса и создания мусорных очагов. Львиную долю по устранению экологических изъянов и решению проблем по ликвидации загрязнений на территории Арктической зоны взяло на себя Министерство обороны. В ходе масштабного проекта в российской Арктической зоне было собрано 22 тыс. тонн металлолома. В этих работах на постоянной основе было задействовано 180 человек. В текущем году должно быть собрано 2800 тонн [11].
Арктическая стратегия США
Американцы уже столько раз принимали всевозможные «арктические стратегии», что если бы хоть одна из них была реализована до конца, то США не оказались бы сейчас в роли догоняющего. Так, по количеству ледоколов, в том числе наделенных боевыми функциями, аэродромов, ракетных и радиотехнических комплексов, военных баз, не говоря уже о личном составе в Арктическом регионе, Россия опережает США. Почему так получилось, сказать трудно. Очевидно, у американцев находились более важные дела, а ресурсов везде отстоять свои национальные интересы, как видят их в Вашингтоне, просто не хватало. Но в Арктике американцам отступать уже дальше некуда: в противном случае отставание может стать непреодолимым.
Очередная Арктическая стратегия, а точнее — Меморандум президента США об обеспечении национальных интересов США в Артике и Антарктике, вышел 9 июня 2020 года. В нем уже не в первый раз говорилось о необходимости создания флота ледоколов (как минимум три корабля) для работы в полярных водах. Изучить проблему и прикинуть, сколько это будет стоить, поручили министерству внутренней безопасности в координации с Пентагоном.
А в июле появилась настоящая «Арктическая стратегия». На этот раз ее автором выступила Аналитическая служба ВВС США. Примечательно, что речь в стратегии идет не о комплексе мер по освоению Арктики (экономических и военных), т.е. документ не является национальной программой действий, а выделяет Арктический регион в качестве стратегического направления ВВС США. Причем, в отличии от России, которая в своих военно-политических документах оперирует исключительно понятиями «вероятный противник», «международный терроризм» или «государства-члены НАТО», разработчики данной стратегии называют вещи своими именами: противниками США в Арктике являются Россия и Китай [12].
Для США неприемлема любая активность России и Китая в Арктике. Для достижения гегемонии в этом регионе американцы опять подняли вопрос о покупке у Дании части ее территории — Гренландии. Островная территория особенно заинтересовала их после того, когда в Вашингтоне осознали, насколько глубоко китайцы внедрились в экономику датской автономии. В прошлом году переговоры закончились ничем, и между двумя странами даже возникли осложнения. В этом году американцы начали новый заход. Они открыли в Гренландии свое консульство и пытаются объяснить руководству острова нежелательность дальнейшего углубления торгово-экономических связей с Китаем.
Основные военные объекты США расположены на Аляске и в Гренландии. На Аляске в районе мыса Барроу, самой северной точки США, расположены 15 радаров. Также система раннего предупреждения о ракетном нападении есть на базе Туле в Гренландии [13].
Борясь за арктическое лидерство, США «наехали» и на своего ближайшего партнера — Канаду. Более пятидесяти лет США безуспешно пытались интернационализировать Северо-Западный проход — маршрут вдоль арктического побережья Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Попытки активизировались после того, как стало известно, что, начиная с 1979 года и до 2014 года, ледовое покрытие здесь снижалось на 3,2 % в десятилетие. Спутниковые снимки показывают, что большие участки прохода относительно свободны ото льда даже в сентябре, что позволяет пройти в Северный Ледовитый океан через Северо-Западный проход (СЗП).
СЗП часто сравнивают с СМП. Да, навигационный период в этих проходах приблизительно равен и составляет три месяца. В остальное время необходимо использование ледоколов, при этом Россия обладает большим дизельным и атомным ледокольным флотом, тогда как у Канады имеется только дизельный ледокольный флот, что препятствует использованию СЗП круглогодично. Кроме того, СЗП как транспортный коридор интересен для связывания стран АТР с восточным побережьем США, а СМП интересен для связывания стран АТР со странами Европы. То есть СЗП является альтернативой Панамскому каналу, который имеет ограничения по приему крупнотоннажных кораблей, а СМП является альтернативой Суэцкому каналу.
Вместе с тем некоторые общие черты между СМП и СЗП существуют, и по ним можно провести сравнение. Транспортная, социальная, промышленная инфраструктура СМП более развита, нежели соответствующая инфраструктура СЗП. В Канадском Арктическом архипелаге практически нет развитых городов, в то время как в России существует несколько крупных развитых промышленных центров. Достаточно сказать, что на трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и др. [14].
Анализируя сообщения выступавших, а также иную справочную информацию, нетрудно прийти к выводу, что США сейчас предпринимают самый активный поход в Арктику за все время исследования этого региона. Причем, принимая во внимание бесцеремонность и настойчивость, с которой Вашингтон привык решать свои проблемы, на арктических полях следует ожидать жарких баталий. Задача же России, имеющей самый большой участок Арктической зоны и серьезное военное присутствие в регионе, не допустить переход политико-дипломатических мер по решению спорных вопросов в горячую фазу.
ЛИТЕРАТУРА:
Из выступления начальника НИЦ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» капитана 1-го ранга А. Шалдыбина «Военно-стратегическая обстановка и основные вызовы национальной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне».