что делает родина глаголы
Родина что делает?
Я делаю кластер и не могу найти к слову родине слова?
Я делаю кластер и не могу найти к слову родине слова.
Измените глаголы по вопросом?
Измените глаголы по вопросом.
) Над глаголами укажите число.
— Глагол отвечает на вопрос » что делает «.
Подчеркните в диалоге глаголы?
Что такое глагол и что с ним можно делать?
Что такое глагол и что с ним можно делать.
Измените глаголы по вопросам?
Измените глаголы по вопросам.
( Что делает) Поёт, идёт, кричит.
. Над глаголами поставьте число.
Форма глагола делать?
Форма глагола делать.
Попробуй в качестве примеров в последней строке таблицы записать формы числа глаголов благодарить брать в какой форме данных глаголов Задай к этим глаголом вопросы?
Попробуй в качестве примеров в последней строке таблицы записать формы числа глаголов благодарить брать в какой форме данных глаголов Задай к этим глаголом вопросы.
) благодарить (что делал?
Допиши личные окончание глаголов выдели их?
Допиши личные окончание глаголов выдели их.
Укажи лицо и число глаголов.
Я Читал интересную книгу о силе воды её значении для человека Ты знаешь что жизнь на земле невозможна без воды.
Жизнь погибнет если засохнут реки и озёра на земле.
Мы любим нашу родину.
Она дарит нам счастье и радость жизни.
А Что ты делаешь для счастья нашей родины?
Если глагол отвечает на вопросы : что он делает?
Если глагол отвечает на вопросы : что он делает?
Если бы я былы художником, на картине я бы изобразила историческую личность этого времени. Я предпологаю, она бы была портретом. Мне кажется, это был бы правильный выбор, т. К. сейчас эти картины очень ценятся в обществе.
Пусть участники соревнований подойдут к столу судейской коллегии. Пускай пассажиры в поезде займут свои места. Пусть ученики борются за высокую успеваемость. Пускай старшеклассники расчищают место возле своей школы под клумбы и газоны. Давай я по..
Ширина. В остальных словах имеется мягкий знак, а он звука не дает.
Значение слова «родина»
1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал! Н. Некрасов, Тишина. [Тригорин:] Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ. Чехов, Чайка. Комсомольцы, следуя за большевиками и защищая родину, совершали подвиги, не щадя своей крови. Федин, Александр Фадеев. || Место рождения кого-л. [Соколовский] отправился провести каникулы на родине, на Волыни. Чернышевский, Пролог.
2. Место зарождения, произрастания чего-л. Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов, тигров, змей. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Венеция, родина так называемой мозаичной кустарной промышленности, выбрасывает на внешние рынки громадные партии поделок из цветного стекла. Павленко, Путешествие в Туркменистан. || Место возникновения чего-л. Россия — родина ленинизма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РО’ДИНА, ы, ж. 1. Отечество; страна, в к-рой человек родился и гражданином к-рой он состоит. Мы любим свой язык и свою родину. Ленин. Защищать родину. Весь советский народ любит свою социалистическую родину и защищает ее грудью от всех посягательств. Советский Союз — вторая р. трудящихся и угнетенных всего мира. Готовил родине ты честных сыновей. Некрасов. О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Тоска по родине. || Место рождения кого-н. Р. Ломоносова — деревня Денисовка близ Холмогор. || перен. Место зарождения, происхождения чего-н. Р. картофеля — Америка. 2. перен. Место возникновения чего-н. Советский Союз — р. социалистической революции.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ро́дина I
1. страна, в которой человек родился и гражданином которой является
Конспект НОД «Что такое Родина?»
Конспект НОД «Что такое Родина?»
Цель: Формировать у детей представление о Родине: место, где родился, живёшь-все это Родина.
1. Закрепить знания детей о семье, о своих родственниках.
2. Дать детям понять, что у каждого народа Родина своя. Учить детей называть Родину разных народов. У русских-Россия, у французов-Франция.
3. Закрепить с детьми пословицы и поговорки о Родине.
4. Учить детей называть предметы. Сделанные руками человека.
5. Закрепить с детьми профессии всех сотрудников детского сада, их имена, отчества.
1. Развивать умение высказывать свои мысли о Родине.
Развивать грамматически правильную речь.
2. Развивать умение думать, размышлять, делать выводы, умозаключения
4. Развивать двигательные умения и навыки во время физкультминутки.
Развивать самостоятельность, инициативность и творчество в процессе рисования своего представления Родине
Развивать умение самостоятельно выбирать для рисования
1. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Отчизне.
2. Воспитывать любовь к своей семье, к родственникам.
3. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Словарная работа: Родина, Отечество, Отчизна, патриотизм.
Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, художественно-эстетическая.
Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, музыка.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная
Предварительная работа: Чтение стихотворений о Родине, беседы о родной природе. О семье
Материалы и оборудование: интерактивная доска, слайдшоу, музыка, э электронные образовательные ресурсы «Назови, сделанное человеком,материалы для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветные карандаши, альбомы
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Родине.Послушайте стихотворение:
«-Что такое Родина? _ у мамы я спросила.
_ Ты сама подумай,- мама говорила.
Ну, а я, подумав, решила так, друзья,
Родина, конечно, прежде всего-Я,
Мамочка и папочка, ну и братик мой,
И подружки милые, что ходят в сад со мной.
И березки стройные, что под окном растут.
Взрослые и дети, что рядышком живут.
Это стихотворение написала Настя Боголюбская. Верны ли мысли Насти о Родине? Какое ваше представление о Родине?
. -Родина-это моя семья.
-Родина-это место, где родился, живёшь.
-Это наш дом, планета наша.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы Родина-это наш родной край, наш родной город, наша страна, наша планета, наша семья и все. Что нас окружает, дома, улицы, люди, природа-это все наше, родное. Недаром один мальчик (ему 10 лет) в кинофильме «Дом, в котором я живу» на вопрос отца «Что такое Родина?»ответил: «Родина-это ВСЕ».Как верно сказано: «ВСЕ!»
Показ слайдшоу: страны, природы, городов, людей, животных. Звучит музыка.
И шум ветра, и стук паровоза, и шелест листвы берез, и голоса птиц, которые мы слышим изо дня в день, все такое до боли родное,близкое: и лица людей, и дома, и магазины, и красавица Волга-матушка-ВСЕ, что мы видим, слышим, ощущаем с детства в своем крае, где мы живем, в своей стране, там, где родился и вырос.
У каждого народа своя Родина. Как называется страна, в которой мы живем?
Дидактическая игра «Чья Родина?»
Воспитатель называет страну,а дети-народ этой страны: Франция-французы,а потом наоборот: сначала народ, а потом страну, которая является их Родиной.
Воспитатель: Родина начинается прежде всего с семьи. Что такое семья?
Дети: Это я и мои родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.
Воспитатель:Вслушайтесь в само слово: СЕМЬ-Я. Вспомните, как сказала Настя№Родина, конечно, прежде всего Я» В Семье СЕМЬ-Я-все родные –мама, папа, брат, сестра, они схожи с тобой характером, внешностью, вместе живете в одном доме, близкие друг другу.
Дидактическая игра «Назови родственников»
Мамина или папина сестра-тетя, ты-племянник.
Мамин или папин брат-дядя, их дети-двоюродные братья и сестры, родители твоих родителей-бабушка и дедушка.
Все родственники, которых вы назвали, даже, если и живут с вами не вместе-ваша родная кровь, близкие по духу, помогают вам во всем и не только в трудную минуту, а вы-им, никого ближе них у вас нет, родственников надо любить, беречь. Помогать, ценить. Воспитатель предлагает рассказать детям о том, как помогают друг другу их родственники, как вместе отдыхают.
Воспитатель: Как по-другому называют Родину?
Дети: Отечество, Отчизна.
Воспитатель: В словаре сказано, что Отечество, Отчизна- все, переходящее по наследству от отца, «предков вообще». В более узком смысле — родная страна, народ, племя…
Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
Дети Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дома и стены помогают.
Дым Отечества светлее чужого огня.
Если народ един, он непобедим.
За морем теплее, а у нас светлее.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Москва не сразу строилась.
Народы нашей страны дружбой сильны.
На чужбине родная землица во сне снится.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Воспитатель: Но Родина-это не только семья, страна, но и все. Что нас окружает-родная природа, а также все, что сделано руками человека.
Игра «Назови сделанное человеком»
Родина-это ваш детский сад, все дети, родители, сотрудники детского сада.
Игра «Знаешь ли ты сотрудников своего детского сада». Дети называют профессии сотрудников и их имена, отчества.
Воспитатель: Когда вы вырастете, пойдете в школу, колледж, институт, поступите на работу. И все эти места будут вам родными, близкими, и всегда вас будет тянуть в те места, где выросли, ходили в детский сад, учился в школе. Куда не забросила бы человека судьба (в другой город, страну, он всегда будет помнить о месте, где родился, провёл детство, юность, и возвращается туда, на свою Родину. Слушание песни из кинофильма «Мой дом»
Наша жизнь-это будни, в которых мы не всегда замечаем красоту родной природы, потому что спешим куда-то, постоянно заняты. Но, если человек находится на чужбине, вдали от Родины, он тоскует по белоствольной кудрявой березке, помнит каждую травинку, на которой лежал в детстве, вспоминает аромат цветов, растущих на лугу, целует горстку земли, привезённую со своего родного края. Да и не находясь на чужбине, любит и бережет родную природу.
Стихотворение «Люблю березку русскую» Есенина
Воспитатель предлагает нарисовать свое представление о Родине
Информационный проект «Моя Родина Россия» в старшей группе Информационный проект «Моя Родина Россия» Первый этап. Целополагание. Воспитание любви к Родине,есть неотъемлемая часть в жизни каждого.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в общеразвивающей группе детей 2–3 лет «Моя малая Родина» Конспект непосредственной образовательной деятельности в общеразвивающей группе детей 2-3 лет. Тема: «Моя малая Родина» Цель. Расширение.
На какие вопросы отвечает глагол?
Глагол как самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал? и пр.
Выясним, на какие вопросы отвечает глагол в русском языке, если определим его конкретную грамматическую форму вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.
Чтобы правильно задать вопрос к глаголу, исходим из того, что эта самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Его начальной формой является инфинитив.
Вопросы к глаголу в форме инфинитива
Инфинитив, или неопределенная форма глагола, обозначает действие безотносительно к лицу и ко времени его протекания. Его важным постоянным грамматическим признаком является совершенный или несовершенный вид. В зависимости от видовой принадлежности к неопределенной форме глагола ставятся вопросы:
Мне надо (что сделать?) узнать его намерения.
Родину (что делать?) любить — это значит (что делать?) беречь её богатства.
Чтобы поставить вопрос к глаголу в какой-либо грамматической форме, далее необходимо выяснить наклонение. В русском языке различают изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола, каждое из которых обладает своими специфичными признаками.
Рассмотрим характерные вопросы глаголов, которые можно поставить к словам этой части речи в форме одного из трех наклонений.
Вопросы к глаголам изъявительного наклонения
Глагол в форме изъявительного наклонения обозначает действие, сопряжённое со временем его протекания. Различают настоящее, будущее и прошедшее время глагола.
Глаголы несовершенного вида изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. В соответствии с видовой принадлежностью к личным формам глагола настоящего времени зададим соответствующие вопросы:
Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а образуют формы простого будущего времени, которые отвечают на вопросы:
Глаголы несовершенного вида образуют формы сложного будущего времени с участием вспомогательного слова «быть», которое приобретает личные формы, в сочетании с неопределённой формой смыслового глагола. В постановке вопросов используются те же личные формы глагола «быть»:
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают уже состоявшееся действие, которое произошло до момента речи о нём. В формах прошедшего времени глаголы не имеют лица, а изменяются по родам и числам. В соответствии с их видовой и родовой принадлежностью и категорией числа к глаголу в форме прошедшего времени поставим следующие вопросы:
Вопросы к глаголу в повелительном наклонении
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает побуждение к действию в виде совета, просьбы, пожелания, приказа, запрета и пр. Слова этой части речи имеют грамматические формы только 2 лица единственного или множественного числа.
В соответствии с видовыми различиями к глаголу в формах повелительного наклонения следует задать вопросы:
Вопросы к глаголу в форме условного наклонения
Глагол в форме условного наклонения выражает возможность действия или состояния при соблюдении некоторых необходимых условий. Такое слово напоминает форму прошедшего времени, к которой присоединяется частица «бы». Соответственно глагол в форме условного наклонения не имеет категории времени и лица, а изменяется по родам и числам и отвечает на те же вопросы, но с участием формообразующей частицы:
Вопросы к безличным глаголам
Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы, не связанное с действующим лицом. По грамматической форме они совпадают с формами 3 лица единственного числа настоящего, прошедшего или будущего времени глагола изъявительного наклонения или условного. В соответствии с категорией вида и времени к безличному глаголу ставятся вопросы:
Итак, в русском языке глагол отвечает на вопросы в полном соответствии с его грамматической формой вида, наклонения, времени, лица, числа и рода.
Что делает родина глаголы
1. Лексическое значение слова «родина». 4
2. Этимология слова «родина». 4
3. Семантические группы слова «родина». 5
4. «Слова-родственники». 5
5. Эпитеты к слову «родина». 7
6. Патриотизм как любовь к Родине. 7
8. Проявление патриотического содержания слова-символа «родина»
б) в загадках о Родине. 8
г) в названиях произведений искусства. 8
е) в названиях партий, общественных организаций. 9
ж)в названиях учреждений культуры и спорта. 9
з)в качестве топонима. 9
и) в качестве антропонима. 9
Список использованной литературы. 11
Приложение 1 (Результаты анкетирования). 13
ВВЕДЕНИЕ.
Сейчас часто говорят о патриотизме, о любви к родине. Я задумалась, а что значит «любить родину», что значит само слово «Родина» для каждого из нас?
Размышляя об этом, я заинтересовалась словом-понятием, словом-символом «Родина»: его рождением, значением, родственниками и друзьями, а также его ролью в истории страны и жизни народа.
Цель моей работы: исследовать жизнь слова-понятия «Родина», прорастающего корнями в историю развития русского народа, отражающего особенности национального сознания и характера.
В ходе работы я определила ряд задач:
1. изучить историю слова, его происхождение, значения и лексико- семантические связи;
2. понаблюдать, как живет слово «Родина» в искусстве и реальном мире (используя в качестве иллюстраций фрагменты из литературных произведений и фольклорных источников);
3.провести анкету-опрос среди учеников начальной школы для выявления особенностей представлений о Родине в сознании учащихся 1-4 классов СОШ №27 г. Сочи с помощью методов анкетного опроса и ассоциативного эксперимента (Приложение1);
4. исследовать понятие «патриотизм» как любовь к Родине.
Исследуя эту тему, я посещала библиотеку, работала с различными видами словарей, справочной и энциклопедической литературой, знакомилась с работами известных лингвистов, проводила анкетный опрос среди учащихся нашей школы.
Актуальность работы обусловлена тем, что анализ слова «Родина», в котором заключена общенациональная патриотическая идея, позволит раскрыть в некоторой степени особенности русского характера.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Лексическое значение слова «родина».
В русской лексикографии у слова «родина» выделяются два основных значения 1) родина как родная страна – «Родина», «большая родина», родина2;
2) родина как родная сторона – место рождения, «малая родина», родина1.
Родина1 — это личностное восприятие „своего» пространства, противопоставленное „чужому» месту, чужбине.
Родина2 в значении «отечество, отчизна» выражает пространство общее, принадлежащее всему народу, живущему на этой территории.
Этимологически значение слова «родина1» первично, т.е. возникло раньше, чем «родина2», можно сравнить: укр.- роди́на, блр.- родзіна, слвц.- rodina, польск.- rodzina = «семья».
А в словарях Д.Ушакова и С.Ожегова понятия «родина», «отчизна» и «отечество» трактуются как «страна, в которой человек родился и гражданином которой является».
2. Этимология слова «родина».
Проследим этимологию слова «родина». Происходит оно от праславянской основы «родъ», это отразилось и в славянской мифологии.
Я считаю, что такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
3. Семантические группы слова «родина».
Синонимы слова «родина2»: отечество, отчизна, родная страна, для россиян, естественно, еще этнонимы «Россия» и «Русь». Может, поэтому слова «патриотической троицы» пишутся с большой буквы: «Родина», «Отчизна», «Отечество»:
— «Здесь Родину не меряют страной» (Фатьянов);
— «Я заново открыл тебя, Отчизна» (Афанасьев);
— «И дым Отечества нам сладок и приятен» (Грибоедов).
Синонимы слова «родина1»: родная/родимая страна, сторона (сторонка), колыбель, земля; родной/родимый край, дом, очаг, родное пепелище, родные/родимые места, пределы, палестины и пр.
4. «Слова-родственники».
Что такое родв русском языке? Это предки и потомки вместе, по нисходящим ступеням, но в единстве: предки порождают потомков, а роды – поколения, меняющиеся во времени.
Родственники, сродники, родичи. В русском языке так называют урожденных совместно, в общем роду, имеющих кровную связь. Нарушением главных жизненных норм считалось убийство внутри рода. Тот, кто разрушает род, становится отродьем…
При роде всегда были животные – домашние и дикие, род окружал растительный мир – озера, реки, леса, горы, луга, поля. Это и было при-родой – совокупностью всего живого, окружающего и поддерживающего жизнь, существование рода.
На-род – это то, что народилось, собралось в роде и является совокупностью всех живущих родов. Родина – место рождения, родинка – примета рождения. Родимый или родной – милый, сердечный, желанный.
Так что «родственников» у слова «родина» хватает, причем, среди разных частей речи. Вот только некоторые из них:
— существительные: Богородица, выродок, зародыш, народ, отродье, порода, прародитель, природа, родинка, рождение, Рождество, родословная, родственник, родня, родина, роженица, родник, самородок, сородич, урод, урожай и др;
— прилагательные: всенародный, врождённый, природный, породистый, родной, родимый, родительский, родившийся, родниковый, самородный, урождённый, урожайный и др;
— глаголы: зародиться, народиться, переродиться, порождать, породниться, разродиться, родить, рождаться, родиться, уродить и др;
— наречия: всенародно, по-родственному, отродясь, принародно, по-родительски и др.
5. Эпитеты к слову «родина».
Для лексемы «родина» существует большой выбор качественных определений. Так какой же бывает родина?
Исторической, новой, второй, малой, далекой, истинной, великой, святой, настоящей, единственной, прекрасной, любимой, свободной, священной, необъятной, многострадальной, единой, покинутой, забытой, большой и т.д.
— «Нам легко / И нелегко с тобою, / Дорогая родина моя!» (Федоров);
— «Дайте мне на родине любимой, / Все любя, спокойно умереть» (Есенин);
После многочисленных «любовных имен» (милая, дорогая, любимая, родная) наиболее частым эпитетом Родины выступает прилагательное «святая»:
— «О, родина святая, / какое сердце не дрожит, / Тебя благославляя?» (Жуковский).
Совершенно естественно для русского языка обращение к родине как к живому и разумному существу – использование олицетворений:
«За каплю крови, общую с народом, / Прости меня, о родина! Прости!» (Некрасов).
7. Патриотизм как любовь к Родине.
Потребность в любви к Родине существует, как существует потребность в любви вообще, ведь «патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности» (Д. Лихачев), где живут родные и близкие, с которыми нас объединяет единство отличий от других. Именно она, любовь к Родине, создает для человека смысл его жизни, а счастье родной страны составляет его собственное счастье: «Даже птице / Не годится / Жить без родины своей» (Л. Ошанин); Ведь нам без Отчизны, без Родины милой / На свете никак не прожить» (Фатьянов).
Устойчивое приложение «мать» к слову «Родина» в русском языке говорит о сознательном «родственном» отношении граждан к родной стране, подобном теплому, трогательному отношению к родной матери, основанном на любви, заботе и желании оберегать и защищать. Родина-мать как женщина, дающая жизнь и наполняющая теплотой и заботой детство, воспевается в стихах и песнях: «Как невесту, Родину мы любим, / Бережем, как ласковую мать!» (Лебедев- Кумач).
Разлука с Родиной («любимым существом») порождает специфическое «патриотическое чувство» («сладкое и скорбное чувство родины» – Бунин) –ностальгию: «Тоска по родине! Давно / Разоблаченная морока!» (Цветаева); «С неразлучным своим автоматом / Не в одной побывал я стране, / Но повсюду, скажу вам, ребята, / Я скучал по родной стороне» (Михалков).
8. Проявление патриотического содержания слова-символа «родина»
а) Во фразеологических оборотах: без родины, без флага; крылья Родины; закрома Родины; стоять на страже Родины; Родина-мать зовет и пр., что говорит о значимости понятия «Родина» для русского национального сознания.
б) В загадках о Родине: их немного, н-р: Здесь родился, живешь,
Как зовут это место, знаешь?
г) В названиях произведений искусств:.
Слово «родина» в названиях произведений художественной литературы российских авторов имеет высокую частотность ввиду значимости слова-символа : М.А. Шолохов «Они сражались за Родину», З.Александрова «Родина», К.Симонов «Родина», С. Есенин «Родина», М.Лермонтов «Родина», В.Степанов «Что мы Родиной зовем и др.
Слово «родина» в названиях живописных полотен: А.М.Васнецов «Родина», В.Фельдман «Родина», Н. Дубовской «Родина», А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая…» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Слово-символ «родина» в определенном смысле можно назвать «матрешечным»: в большой родине содержится и родина малая, родной город/деревня, и родной дом, и родной очаг и родная колыбель, а «родина1» воспринимается как часть «родины2».
Исследуя семантику слова-понятия, я узнала о существовании в русском языке «патриотической троицы»: «Родина», «Отечество» и «Отчизна», на долю которых выпадает основная нагрузка идеи патриотизма.
Исследовав патриотическое сознание учащихся 1-4-х классов, я сделала вывод, что в сознании учащихся 1-х классов больше эмоциональной оценки окружающего пространства. В восприятии понятия «Родина» школьниками 2-4-х классов появляются новые, по сравнению с учащимися 1-х классов, черты: больше географических ориентиров, наблюдается осознание уникальности Родины, восприятие Родины как государства и понимание долга перед ней.
Эти изменения свидетельствуют о возрастании ценности большой Родины в сознании учащихся. Я думаю, что при грамотной организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников в сознании учащихся может сложиться образ великой, прекрасной, бескрайней, сильной и, конечно, любимой Родины.
Таким образом, возможно и необходимо формирование личности-носителя патриотического сознания, осознающей ценность родной культуры, родного языка, личную гражданскую ответственность перед Отечеством, для которой понятие «Родина» сливается со словом «мать» в слово-символ «Родина-мать», наполненное чувством любви и благодарности к Отчизне, гордостью за её славное прошлое, верой в её великое будущее.
Список использованной литературы
1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999
2.Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.
3.Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки.- М., 1988.
4.Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка: Около 4000 единиц.- М., 2000.
5. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: жемчужины мысли. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003
6.БТСРЯ – Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
7.Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.
8.Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 4. Воронеж, 2006. С. 26–36.
9.Воркачев С. Г. Слово «родина» // Лингвокультурный концепт: типология и области бытования / Под общ. ред. С. Г. Воркачева. Волгоград, 2007в. С. 35–70.
10.Воркачев С. Г. Идея патриотизма в жанре русской гражданской лирики // Жанры речи. Вып. 5: Жанр и культура. Саратов, 2007г. С. 311–320.
11.Воркачев С. Г. «Славься, Отечество…»: идея патриотизма в русской лингвокультуре // Язык и национальное сознание: проблемы сопоставительной лингвоконцептологии. Вып. 2. Армавир, 2007д. С. 16–23.
12.Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. СПб., 1996.
13. Дмитренко С. Энциклопедия ума. М.: ОЛМА, 2007
14.Евгеньева А. П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. М., 2001.
15.Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 2000.
16.Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. М., 2005.
17.Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. М., 2007.
18.Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова…». СПб., 1999.
19.Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983.
20.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
21.Попов А. И. Развитие образа родины у школьников: АКД. Волгоград, 2005.
22.РАС 2002 – Русский ассоциативный словарь: В 2 т. М., 2002.
23. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005
24.СЭС – Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
25.Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 2000.
26.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2003.
27.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.
Приложение 1.
Результаты анкетирования
В качестве приложения мне хочется представить результаты анкетирования, которое я провела среди учащихся 1-4 классов нашей школы. Всего участников анкетирования было 250 чел.
Ответы на вопрос «Что такое Родина?»