что делает психолог в мчс
О профессии психолога в структуре МЧС
С вопросом, кто такой психолог, связано много мифов и путаниц. В современном мире профессия психолога является одной из наиболее востребованных и широко распространённых. Задатки данной профессии зародились ещё в древней Греции, где специально обученные люди вели с пациентами долгие разговоры и пытались с помощью этого вылечить их душу – или, иначе, «психо». За несколько тысяч лет многое в психологии поменялось, однако концепция осталась практически неизменной. Главную роль в данной науке играет внутренний мир человека – его конфликты, травмы, мысли, эмоции.
О профессии психолога, о ее роли в структуре МЧС,о волшебных словах, которые лечат душу, сегодня с нами поделилась психолог 1 пожарной части города Салехарда Ольга Плотникова.
— Ольга Петровна, расскажи, почему Вы выбрали профессию психолога, что повлияло на Ваш выбор?
— Расскажите немного об особенностях службы психолога МЧС?
— Работа психолога в системе МЧС осуществляется по разным направлениям: психологическое сопровождение личного состава, реабилитационные мероприятия с сотрудниками, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров. Одно из главных направлений психологической работы является оказание экстренной психологической помощи населению, попавшему в чрезвычайную ситуацию.
— Бывало, что вас пытались ввести в заблуждение при написании тестов?
— Да, такое в нашей практике случается, человек хочет преподнести себя в лучшем свете. Но есть специальные методы, которые позволяют нам дать объективную оценку.
— Расскажи о своей повседневной работе? Чем она интересна для Вас?
— В своей повседневной деятельности я занимаюсь психодиагностикой личного состава. Ежегодно обследую сотрудников пожарной части на предмет профессионального выгорания. Это изменения в эмоционально-волевой и поведенческой сферах, проявления нервно-психической неустойчивости и т.д. Проводим также тестирования на предмет соответствия занимаемой должности или при переводе на вышестоящую должность. Так как личный состав части работает в экстремальных условиях, им требуются профилактические мероприятия с целью сохранения профессионального здоровья. Это ежемесячные лекции на такие темы, как: психологическая регуляция на рабочем месте, профилактика стресса и способы его преодоления, профилактика суицидальных поступков и многое другое. Эти знания им помогают понять, что происходит с человеком в стрессовой ситуации и как можно с этим справиться. С целью восстановления профессионального здоровья, провожу психокоррекционные мероприятия. Это и практические занятия, направленные на отработку навыков и умений саморегуляции, и индивидуальные консультации по личным запросам. Очень радует то, что чем больше работаешь с пожарными, тем больше у них появляется доверия к тебе как к профессионалу, и они без стеснения обращаются к тебе за помощью.
— Какими должны быть первыми действия психолога в ЧС?
— Какие методы вы применяете для того, что бы вывести человека из острого состояния?
— Наверное, не просто девушке работать в мужском коллективе. Возникают ли сложности?
— Первое время, когда только пришла в систему МЧС, а это было в 2009 году, действительно было сложно. Поначалу казалось, что не справлюсь, волнительно было проводить групповые занятия, Но со временем уверенности в себе стало больше. Да и личный состав уже привык ко мне и воспринимает не как девушку, пришедшую в мужской коллектив, а как специалиста. Работу свою я люблю. Здесь я чувствую себя нужной.
Ольга Петровна, спасибо Вам за интересную беседу!
О работе психологов МЧС России: подробно и профессионально
Алма Хамзина, психолог ОК и ВР ФГКУ «8 ОФПС по Тюменской области»
-Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию психолога МЧС. Почему психолог?
-В профессию я пришла сразу же после окончания университета. Это был осознанный и целенаправленный выбор. Меня привлекали многозадачность деятельности психолога МЧС, значимость профессиональных задач, желание работать в данной структуре. В рядах МЧС я с 2014 года.
Почему психолог? Мне интересна данная сфера, человеческая психика очень многогранна, и до сих пор оставляет загадки для исследователей.
— Какие существуют требования к кандидатам, желающим стать психологом МЧС?
Прежде всего, человек должен иметь оконченное высшее психологическое образование. Пройти обязательное для всех в рамках профессионального отбора в МЧС России психологическое тестирование и несколько собеседований.
-Каковы профессиональные задачи психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?
В нашей профессии выделяют два основных направления деятельности. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава. Оно включает в себя проведение психофизиологической диагностики, осуществление психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление оптимального психоэмоционального состояния сотрудников. Также в это направление входит психологическая подготовка личного состава в рамках служебной подготовки.
— Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Чем занимаются психологи в месте возникновения чрезвычайной ситуации?
Перед нами здесь стоит несколько задач. Конечно же, это оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, их родственникам, нормализация их актуального психического состояния. Другим моментом является создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, предупреждение возникновения массовых негативных явлений. Также сюда же входит оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.
— Как вы считаете, что в профессии психолога МЧС является наиболее сложным?
Наверное, для каждого специалиста психологической службы существуют свои сложные моменты в профессии. Для меня наиболее тяжелым в эмоциональном плане являются столкновения в процессе деятельности со смертью детей, ситуации, когда в результате ДТП, пожаров дети остаются сиротами. Такие случаи оставляют глубокий след внутри. Хочется верить, что наша помощь оказывается действительно нужной и помогает людям, попавшим в сложные жизненные ситуации быстрее вернуться к нормальной жизни.
-Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать психолог МЧС?
Прежде всего, это профессиональная компетентность: необходимая теоретическая подготовка, владение диагностическим инструментарием и так далее. Высокая стрессоустойчивость, способность регулировать свое собственное психоэмоциональное состояние, готовность к быстрой смене деятельности. И, конечно же, это желание работать с людьми, интерес к профессии.
— Возможно, кто-то из читателей обладает желанием стать психологом МЧС. Есть ли на данный момент вакансии в психологической службе ГУ МЧС России по Тюменской области?
Да, есть. У нас открылась вакансия в ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области», г.Ишим, и совсем недавно введена должность психолога в ФГКУ «26 ОФПС по Тюменской области», с.Омутинское. Мы будем рады видеть в своей службе новые лица, готовые вступить в ряды психологов МЧС.
Часто в сообщениях о катастрофах, будь то крушение самолета или стихийное бедствие, с экранов телевизора звучит фраза: «с пострадавшими и родственниками погибших работают психологи МЧС». Эти слова словно бы заверяют зрителя в том, что те, кому нужна поддержка и помощь, находятся в надежных руках.
Сегодня, в День психолога, о тонкостях и особенностях работы такого рода специалиста, мы решили побеседовать с начальником отдела психологического обеспечения Главного управления МЧС России по г. Москве, подполковником внутренней службы – Поршаковой Татьяной Анатольевной.
— Татьяна Анатольевна, расскажите, в чем заключается особенность работы психолога МЧС?
Во время подготовки деятельности личного состава, обучаем специалистов, как работать с пострадавшими, как отрегулировать собственное эмоциональное состояние.
— Для этого существуют какие-то методики?
Реакция людей на трагедии не бывает одинаковой. Люди, пережившие стресс, изначально испытывают шок. После того, как он пройдет, наступает стадия острых стрессовых реакций; кто-то проявляет агрессию, кто-то начинает бесконтрольно суетиться, а кто-то впадает в ступор. И наша задача помочь людям перейти к самой адаптивной, наименее их разрушающей реакции – плачу.
Не менее тяжелой является работа на телефоне «Горячей линии», где ты слышишь только голос в телефонной трубке и при этом очень сложно отследить реакции человека. В каждой ЧС есть люди, которых ты помнишь и не забудешь. Каждый со своим горем, и проживают они все его по-разному.
— Работать с такими психоэмоциональными нагрузками невообразимо тяжело. Как удается спасателям с этим справляться?
— Разумеется, у личного состава существуют профессиональные методы, личностная позиция, позволяющая держать себя в ресурсном состоянии, чтобы в критической ситуации не терять хладнокровия и самообладания. Специалистами Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП МЧС России) была разработана методическая база, образование наших сотрудников в большей степени их заслуга. Есть пособие с практическими примерами «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных», написанное под руководством Юлии Сергеевны Шойгу, доступное для понимания даже тем, кто не имеет специального психологического образования. Для нас этот учебник настольная книга.
— А насколько важно для психолога сохранять ресурсное состояние?
— Крайне важно. Специалисты должны быть мобилизованы и всегда в ресурсном состоянии. Больше всего я сопереживаю родителям, которым сообщают о смерти детей.
В некоторых ситуациях нам приходится напряженно работать в течение длительного времени, иногда это даже месяцы. Когда, например, проводится генетическая экспертиза и мы продолжаем сопровождать пострадавших, участвуя в следственных мероприятиях, захоронении. И чтобы сохранять постоянный ресурс, используем метод супервизия.
— Как это происходит на практике?
— Специалист, не принимавший участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работает с личным составом. Это может быть дебрифинг или групповые занятия, на которых обмениваемся информацией или эмоционально яркими моментами, сильно затронувшими нас.
— При работе стараетесь скрывать себя за «стеклянной стеной» и не принимать случившееся близко к сердцу?
— Ни в коем случае! Мы сопереживаем, стараемся быть рядом, быть для людей поддержкой и опорой и даем им об этом знать. Быть равнодушным в нашей профессии специалист не имеет права, это негативные профессиональные качества. Мы часто продолжаем общение с пострадавшими или их родственниками даже много позже, после совместного пережитого. Могу привести пример из собственной биографии: мой первый большой, негативный опыт это падение самолета Airbus A321 над Синаем. С родственниками погибших общаемся уже несколько лет, встречаемся иногда на кладбище, поздравляем друг друга с праздниками.
— Существует ли у психологов «тревожный чемоданчик»? Что в нем?
А для себя берем термос с травяным чаем, орешки, печенья для легкого перекуса.
— Наверное, родственники погибших задаются вопросом: зачем близкий человек поехал, полетел, или сделал то, что привело к трагедии? Какие слова находите, чтобы утешить и как часто произносите фразу «все будет хорошо»?
— Да, такие вопросы задают родственники, потому что их мучает чувство вины, им кажется, что они могли предотвратить гибель близкого человека. Чувство вины разрушающее, поэтому важно его распознать и перевести человека из этого состояния в другое русло. Чтобы к происходящему он относился с сожалением, но без вины. А вот фразу «всё будет хорошо» нельзя использовать, это непрофессионально, поскольку она обесценивает чувства. Лучше сказать: «я с тобой, я разделяю твои чувства».
В некоторых случаях отрабатываем с человеком «здесь и сейчас», а затем, передаем его специалистам РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) для оказания пролонгированной психологической помощи. Наши коллеги могут оказывать такую помощь достаточно длительное время.
— Представим ситуацию: при ЧС, видите человека, которому нужна психологическая помощь. Как действуете? С какой фразы заговариваете?
— Как считаете, должны ли быть у населения базовые знания по психологической помощи?
— Базовые знания безопасности обязательно должны быть. Главное управление МЧС России по г. Москве проводит обширную работу с населением в рамках профилактики базовых знаний, в которых мы непосредственно, принимаем участие. В прошлом году, в рамках празднования ГО (гражданской обороны) в школах проводили открытые уроки. Особенно активно работаем с родителями и детьми. Рассказываем им о методах поведения ребенка при различных ситуациях в быту, будь то пожар, отравление, обморожение и т.д. Издаем брошюры, придумываем игры, викторины, флэш-мобы, недавно вот, проводился фестиваль «Добрые люди» в «Парке Горького». Учим детей оказывать допсихологическую помощь при различных душевных состояниях у сверстников. Рассказываем, как можно друг друга поддерживать.
— Как лично вы снимаете стресс?
О профессии психолога МЧС России
Актуальное интервью с психологом отделения ФПС ГПС по медицинскому и психологическому обеспечению отдела материально-технического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу Викторией Сабуровой.
— Виктория Анатольевна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к выбору данной профессии и к службе в МЧС России?
— Идея стать в будущем психологом появилась в 11 классе, немаловажное влияние на это оказала классная руководительница, которая работала психологом в школе и была положительным примером для многих ребят. В 1997 году я поступила в Тюменский государственный университет, получила специальность – социальный педагог-психолог. С 2002 года работала по профессии в Гимназии города Лабытнанги, а в 2009 году пришла по приглашению на службу в Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» на должность психолога.
— Что входит в ваши основные должностные обязанности?
В мои непосредственные должностные обязанности входит психологическое сопровождение личного состава в служебной и повседневной деятельности, в частности: психологическая диагностика личного состава, психологическая подготовка и психологическая профилактика и коррекция. Выезд в составе оперативной группы на пожары и чрезвычайные ситуации, оказание экстренной психологической помощи населению.
— При поступлении на службу/работу каждый кандидат проходит психологический отбор. Для чего?
— Профессиональный психологический отбор является первым этапом, который проходят все поступающие на службу/работу в Министерство. Кандидатам предлагается пройти ряд психологических методик и тестов, направленных на изучение интеллектуальной, эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер личности. Для ряда специальностей МЧС России (например, пожарных, спасателей, диспетчеров) предполагается также использование аппаратных методов для диагностики психофизиологических особенностей. Это является особо значимым тогда, когда в рамках выполнения должностных обязанностей предъявляются особые требования к физической выносливости и работоспособности специалистов, скорости реакции, а также адаптационным возможностям организма в целом. На основе полученных результатов определяется степень профессиональной психологической пригодности кандидата к работе в должности, на которую он претендует. Таким образом, профессиональный психологический отбор является серьёзным испытанием для желающих служить/работать в МЧС России и только те, кто успешно справляется с ним, допускаются к следующим этапам трудоустройства.
— Что вы делаете, как психолог, для предупреждения негативных последствий профессионального стресса у сотрудников и работников?
— Работа спасателей и пожарных сопряжена с высокими физическими и эмоциональными нагрузками. Длительное воздействие стрессогенных факторов негативно влияет как на общее самочувствие человека, так и психоэмоциональное состояние в целом. Мы со своей стороны осуществляем профилактику и коррекцию негативных последствий профессиональной деятельности специалистов в групповом и индивидуальных форматах. Помимо этого, для закрепления положительного эффекта терапии используем аппаратные методы работы, которые представлены в комнате психоэмоциональной разгрузки. Комната психоэмоциональной разгрузки представляет собой кабинет, оснащённый современным стационарным и портативным оборудованием. В ней созданы оптимальные условия для снятия напряжения и повышения функциональных ресурсов сотрудника. Практическое использование комнат психоэмоциональной разгрузки доказало свою эффективность.
— Какую помощь оказывает психолог МЧС России населению?
— При возникновении чрезвычайных ситуаций пострадавшему населению может потребоваться психологическая помощь. Особенно это актуально при утрате близких, ведь с переживанием острого горя человеку крайне сложно справиться одному. В задачи специалиста психологической службы входят снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, минимизация риска возникновения массовых негативных реакций, профилактика отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события. Помимо этого, психологи сопровождают траурные мероприятия по запросу родственников погибших, оказывают психологическую поддержку на всех этапах этого процесса.
— Да, ваша работа разнообразна. В своей деятельности вы испытываете различный спектр эмоций, как положительные, так и отрицательные. Виктория Анатольевна, поделитесь, как вы стабилизируете своё психоэмоциональное состояние?
— В нашей профессии не бывает случайных людей. Все мы имеем определенный запас прочности и жизнестойкости, который нам помогает быть эффективными в своей деятельности. Немало важным является наличие внутренних и внешних «опор», которыми для нас становятся семья, коллеги, друзья. Кроме этого, восполнять ресурсы удается с помощью приемов саморегуляции и умеренных физических нагрузок.
Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России
Специалисты МЧС России – спасатели, пожарные, водолазы, летчики, врачи, горноспасатели, ежедневно работающие в экстремальных условиях, испытывают большие физические и эмоциональные нагрузки. Именно поэтому вся система психологического сопровождения в МЧС России направлена на минимизацию негативных последствий профессиональной деятельности.
В работу психологов с личным составом МЧС России входят три направления: психологическая диагностика, психологическая подготовка, психологическая профилактика и коррекция.
Психологическая диагностика направлена на своевременное выявление психологического неблагополучия. Психологи определяют наличие этих характеристик у новых сотрудников и абитуриентов ВУЗов МЧС России и в дальнейшем осуществляют наблюдение за психологическим состоянием специалистов в процессе прохождения службы. Мероприятия по психологической диагностике включают: профессиональный психологический отбор, плановые мониторинговые обследования, постэкспедиционные обследования специалистов после участия в ликвидации последствий ЧС.
Психологическая подготовка – это набор знаний и умений, который позволяет спасателю сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, стремление выполнять профессиональные задачи и грамотно взаимодействовать с пострадавшими людьми.
Еще одним из важных направлений деятельности психологов является проведение социологических и социально-прикладных исследований с целью изучения психологического климата в коллективах МЧС России для выявления приоритетных направлений, нуждающихся в особом внимании со стороны руководства.
Ко всем специалистам МЧС России предъявляются высокие требования физического и психического состояния здоровья. Для того, чтобы помочь спасателям как можно быстрее вернуться к обычному состоянию и повседневным обязанностям, психологами проводится медико-психологическая реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического здоровья и психологического равновесия.