что делает прекрасное прекрасным
Значение слова «прекрасное»
Противоположностью прекрасного является безобразное.
В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное — наивысшая эстетическая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе. В философии Прекрасное — основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое.
В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.
Материалистическая модель. Прекрасное — естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
Релятивистская модель. Прекрасное — это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.
Характерные особенности прекрасного:
Прекрасное имеет объективную основу, отраженную в так называемых универсальных канонах или законах красоты: гармонии, симметрии, меры;
как правило, прекрасное имеет также конкретно-исторический характер;
представления о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни человека, от его образа жизни и стиля жизни;
идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры;
субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности.
Л. Н. Столович писал: «Прекрасное имеет четыре вида: оно справедливо, мужественно, упорядоченно и разумно, ибо именно эти свойства присущи прекрасным поступкам». Вольтер говорил: «Даже дурной человек признает прекрасными добродетели, хотя и не тщится им подражать. Следовательно, прекрасное, которое поражает лишь наши внешние чувства, воображение, подчас относительно. Не таково прекрасное, если оно говорит сердцу».
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уезд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Прекрасное
Категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность П. отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. носит бескорыстный характер.
Для древнейшего эстетического сознания П. мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для Пифагореизма П. есть гармония, внутренне присущая вещам, источник которой усматривался в мистически понимаемых количественных отношениях. По Гераклиту, «прекраснейший строй мира» и «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит также об относительности П.: «. Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей» (Платон, «Гиппий Больший», 289А). По Сократу, относительность П. обусловлена тем, что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, III, 8,5). Платон проводит чёткое различие между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое прекрасное» (Гиппий Больший, 287 Е), т. е. между сущностью П. и его проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений (см. «Пир», 211 А— В). Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную» («Федр», 249 D).
Объективно-идеалистическое понимание П. развивается в эстетических учениях Неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, П. в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Единого (см. «Эннеады», 1, 6, 1—9). Августин писал, что бог сотворил «прекрасные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета» («Исповедь», X, 34). Фома Аквинский, усматривая конечный источник П. в боге, условиями П. считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность (см. «Summa theologiae» 1, qu. 39, art. 8).
Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П., которое определяется Л. Б. Альберты (См. Альберти) как «. строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат. » («Десять книг о зодчестве», т. 1, М., 1935, с. 178). Для Леонардо да Винчи и других теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек — высшая мера П.
Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину (у А. Баумгартена) именно как «наука о прекрасном». Анализ П. у просветителей связан с их поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. П. рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естественными влечениями, как «свобода в явлении» (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в искусстве (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что «. восприятие отношений есть основа прекрасного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы воспринимаем», или «относительно прекрасное» (см. Избранные произведения, М., 1951, с. 382, 378). Английская сенсуалистическая эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания П. (Ф. Хатчесон, Г. Хом, Э. Бёрк). Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистическому отрицанию его объективности в эстетических воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта, «эстетическое свойство» — «то, что в представлении об объекте чисто субъективно. » (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и «. суждение вкуса не познавательное суждение. » (там же, с. 210). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представления о цели» (там же, с. 245, 240). Г. Гегель при исследовании П. отвергает кантовское «. ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами. » (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля П. объективно как «чувственная видимость идеи» (там же, с. 115). Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно П. полное соответствие идеи и образа; П. в искусстве и есть Идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики — диалектический подход к изучению П. и понимание исторического развития П., хотя и на объективно-идеалистической основе.
Материалистическая эстетика 18—19 вв. доказывала объективность П., рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной действительности. «Под красотой я понимаю, — писал Э. Бёрк (Великобритания) в книге «Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном», — качество или качества тел, благодаря которым они (тела.— Ред.) вызывают любовь или подобную страсть». Н. Г. Чернышевский выступил против упрощённой трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял «прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления» (Полное собрание соч., т. 2, 1949, с. 136). Согласно Чернышевскому, «прекрасное есть жизнь» и «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям» (там же, с. 10).
В буржуазной эстетике конца 19 — 20 вв. проблема П. рассматривается с идеалистических позиций. Согласно субъективно-идеалистической теории вчувствования (См. Вчувствование) (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и др.), П. образуется проецированием на предмет человеческого чувства. По определению Дж. Сантаяны (США) «. красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» («The sense of beauty», N. Y., 1955, p. 51). Для Б. Кроче П. — «адекватность выражения» (см. «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике Прагматизма П. трактуется как качество «опыта» в идеалистическом его понимании; Дж. Дьадм (США) сводит П. к «обозначению характерной эмоции» («Art as experience», N. Y., 1934, p. 129). Ряд представителей современной буржуазной эстетики стирает границы между П. и безобразным.
Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе которой вообще возникло его эстетическое отношение к миру. К. Маркс отмечает, что «. человек формирует материю также и по законам красоты», поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и, в отличие от животного, «производит универсально. будучи свободен от физической потребности. », «. свободно противостоит своему продукту», умеет производить по мерам любого вида и всюду умеет прилагать к предмету соответствующую меру (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 566). Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством П. в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества. Поэтому восприятие и переживание П. вызывает бескорыстную любовь, чувство радости и ощущение свободы.
Определенные закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм, пропорциональность, «целесообразность», мера в звуковых и цвето-световых отношениях), характеризующие внешний облик явлений, стали обладать эстетической значимостью, поскольку через познание и использование их человек материально и духовно утверждает себя в мире. Свойством П. обладает сам человеческий труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «. игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189), а также её результаты, несущие на себе «отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеческой деятельности П. выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и совершенства.
Значение П. для человека и общества носит духовно-практический характер. Восприятие П. бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть «незаинтересованность». Напротив, переживание П. потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению П. Т. о., эстетическое отношение к П. имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.
П. в искусстве — его художественная ценность — обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.
П. как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность П.
В сов. литературе по эстетике проблема П. — предмет дискуссии, в центре которой соотношение в П. объективного и субъективного, природного и общественного.
Лит.: Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 1957; Дмитриева Н. А., О прекрасном, М., 1960; Эстетическое. Сб. ст., М., 1964; Крюковский Н., Логика красоты, [Минск, 1965]; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Природа и функции эстетического, [М.], 1968; Борев Ю., Эстетика, М., 1969; Столович Л. Н., Категория прекрасного и общественный идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Philosophies of beauty. sel. And ed. by Е. F. Carritt, Oxf., [1962].
Что делает красивое красивым
Основные направления в изучении красоты в сфере философской науки. Характеристика прекрасного в наши дни. Раздел философии, изучающий теорию чувственного познания. Субъективные переживания, обусловленные культурными ценностями и эстетическим чувством.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.07.2015 |
Размер файла | 19,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Что делает красивое красивым?
Отстраненность, позволяющая нам назвать прекрасным добро, не возбуждающее в нас желания, как раз и означает, что мы говорим о Красоте…
Умберто Эко. История красоты [4, c 10]
Восприятие красивого связано с субъективными переживаниями, обусловленными культурными ценностями и эстетическим чувством, именуемым в философии эстетикой. Считается, что именно через призму эстетики человек воспринимает духовный мир, преобразует его в соответствующие ощущения и формирует отношение к окружающему. Эстетика имеет объективные и субъективные стороны. К первым можно причислить эстетические свойства действительности. Субъективным же является как раз отношение человека к прекрасному, то есть его эстетическое сознание. красота философский чувственный познание
Каковы основы художественного творчества? Насколько близки эстетическое сознание человека с действительностью? Именно на эти вопросы стремится ответить данная наука, пользуясь нижеупомянутыми материалистическими и идеалистическими теориями.
Становление эстетического учения было долгим и зависело от многих факторов: иерархия в обществе и его стадия развития, характер философских учений и родственных ей наук. Эстетика зародилась еще в Древней Греции, мысли о прекрасном встречались в сочинениях таких знаменитых мыслителей как Сократ, Платон, Поликлет, Гораций. Их идеи стали основой для европейской эстетики.
В Средневековье искусство проявлялось только в символическом виде. Только к эпохе Возрождения благодаря крупным художникам и искусствоведам эстетическая мысль широко распространилась в светских кругах и отделилась от философии. К началу 18 века эстетика вышла на новый уровень: более практическая направленность эстетики привела к спорам о том или ином методе творчества, направления. Именно благодаря этой конкуренции идеологий искусство стало прогрессивно развиваться и популяризироваться. Эстетика внедрилась глубже и в философию, отчего встал вопрос о названии сего учения. И в середине 18 века эстетика получила своё название и была определена как «теория чувственного познания». В 19 веке большой вклад в её развитие внесли такие именитые немецкие мыслители как И.Кант, И. В. Гёте, В. Ф. Гегель. Они являлись сторонниками буржуазного идеализма и утверждали, что эстетические ценности порождаются человеческим и сверхчеловеческим сознанием. На протяжении веков эстетика была спорным объектом для обсуждений и размышлений. Точного ответа о красивом у эстетики нет, но подходы к её изучению все еще меняются и развиваются.
Таким образом, можно проследить в течение нескольких эпох развитие философской мысли в объяснении феномена прекрасного с позиции эстетики. Однако было бы не совсем верным полагать, что только философия занимается исследованием красоты. Ряд других наук, в том числе более тривиальных, предлагает взгляд на красоту. Среди них необходимо упомянуть дизайн.
Трудно обойти тот факт, что люди стремятся сделать бытовые предметы не только функциональными, но и эстетически привлекательными. Немало времени прошло с тех пор, когда полотенца украшали затейливыми вышивками до момента появления стиля «хай-тек» в дизайне квартир и целых жилых кварталов. Дизайн стал неотъемлемой частью современного мира, сегодня модные дома и дизайнерские школы диктуют модные цвета, фасоны, формы и предпочтения. Сами того не замечая, мы подчиняем наше представление о красоте комментариям и творениям эксцентричного Карла Лагерфельда или аскетичного Алвара Аалто. Что же такое дизайн и какое отношение он имеет к нашему рассуждению о красоте?
Некогда дизайн был видом художественного творчества, но на протяжении веков истории человечества эта деятельность выделилась в самостоятельную. Всё начиналось с тех же представителей искусства-художников и ремесленников, которые хотели совершенствоваться в своем мастерстве. В наши дни дизайн развивается быстрыми темпами, как и растет людская потребность в приукрашивании и изменении внешнего облика любого имущества. Дизайн нынче считается «высшей формой искусства»[3]. Искусствовед Герберт Рид и его единомышленники считают, что дизайн предоставляет художнику возможность создать что-то прекрасное и абсолютно новое. Но есть и пессимисты. Один из них, Томас Мальдонадо, утверждает, что предмет искусства теряет свою уникальность обретая статус индустриального продукта.
В современном дизайне есть немало знаменитостей и основоположников целых направлений и школ, которые предлагают нам свои представления о том, что можно считать красивым. Например, известный финский дизайнер и деятель искусства Алвар Аалто видел красоту в простых гармоничных вещах, предано служащих человеку. Другой дизайнер Карим Рашид прославился своей исключительной оригинальностью и считал ее одним из критериев красоты. Рашид является большим любителем глянцевых поверхностей, минимализма, отсутствия какого-либо признака роскоши и напыщенности. Он утверждал, что красоту придает вещам доступность, удобство и приемлемая цена. [5] (ссылка http://www.peredelka.tv/articles/design-and-decor/world-names / )
Прежде всего, автор приводит читателю эволюцию прекрасного, а точнее отношения общества к этому [4]. И видно, что человечество шло как бы от сложного к простому. Если эпоха Возрождения ассоциируется, прежде всего, с многочисленными деталями на работах, резьбой, дополнительными украшениями и слоями дорогих металлов, то постиндустриальная модель принесла скромные пастельные тона, упрощенные формы и стальной блеск. Тут и ведущим фактором был научно-технический прогресс, чье влияние Эко называет «красотой машин». Благодаря широчайшему влиянию СМИ, отношение к красоте мутировало в культ. Нам стали «лепить» эталоны прекрасного в нужном направлении и использовать для получения прибыли.
«Искусство отныне отказывается давать отражение природной Красоты и не хочет дарить безмятежную радость от созерцания гармоничных форм» [4, с.414]. Автор называет современную красоту «миром грез и фантазий душевнобольных» [4, с.414]., аномальной и неестественной, с чем нельзя не согласиться.
Стоит не забывать, что представления о красоте разнятся не только в разное время но и в разных частях света. Для провинциального китайца, допустим, европейские глаза слишком большие, не видно скул, а щёки слишком круглые. Достаточно посмотреть как одеваются европейские модницы и азиатские. У вторых много бесформенной мешковатой одежды, но очень свободной и удобной, в отличие от западной, кроссовки сочетаются с клетчатой юбкой. В Европе подобную эклектику встретишь не везде. Именно на таком столкновении культур разница в представлениях о красоте видна яснее.
Конечно же чёткого ответа на вопрос: «Что делает красивое красивым?» не существует. И каждый вариант ответа имеет свою субъективную сторону.
4. История красоты/ Умберто Эко. Motta On Line., 2002.
Прекрасное
Противоположностью прекрасного является безобразное.
В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное — наивысшая эстетическая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе. В философии Прекрасное — основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое.
В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.
Материалистическая модель. Прекрасное — естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
Релятивистская модель. Прекрасное — это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.Характерные особенности прекрасного:
* Прекрасное имеет объективную основу, отраженную в так называемых универсальных канонах или законах красоты: гармонии, симметрии, меры;
* как правило, прекрасное имеет также конкретно-исторический характер;
* представления о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни человека, от его образа жизни и стиля жизни;
* идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры;
субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности.Л. Н. Столович писал: «Прекрасное имеет четыре вида: оно справедливо, мужественно, упорядоченно и разумно, ибо именно эти свойства присущи прекрасным поступкам».
Вольтер говорил: «Даже дурной человек признает прекрасными добродетели, хотя и не тщится им подражать. Следовательно, прекрасное, которое поражает лишь наши внешние чувства, воображение, подчас относительно. Не таково прекрасное, если оно говорит сердцу».
Протоиерей Артемий Владимиров: Что делает человека прекрасным?
Что делает человека прекрасным?
Конечно, можно было бы, раскрывая эту тему ограничиться тридцатью секундами и ответить словами Антона Павловича Чехова: «В человеке, – говорил он, – все должно быть прекрасно». И затем уточнял, что именно: и глаза, и слово, – в особенности слово, и одежда, и самый образ жизни.
Но мы начнем с вами ab ovo. Ab ovo – по–латыни означает «от яйца», «от начала». А может быть, даже не от начала, а от противоположного, по принципу контраста. А что делает человека безобразным? Что есть безобразие в его противоположность к прекрасному?
Конечно же, правы те, кто еще в XIX веке, вслед за античными мыслителями говорили, что красота есть не что иное, как единство внешнего и внутреннего, формы и содержания. Красота есть соответствие предмета и идеи, в него вложенной. И в ту меру, в какой творение отходит от своего замысла (ведь можно и стул сделать безобразным, не отвечающим самой идее седалища), в ту меру, в которой происходит расподобление вещи, она становится некрасивой.
Если это справедливо в отношении мира предметного, неодушевленного, то особенно интересным ход нашего рассуждения становится, когда мы смотрим на человека. Ведь человек – это венец Божьего творения.
До сотворения человека был тот, кого Бог сотворил неизреченно прекрасным. Один из библейских пророков вдохновенно говорил о нем, что этот херувим помазанный, то есть исполненный Духа Святого, есть совершенное Божье творение, на нем сияет печать совершенства. Вы догадались, о ком идет речь? Почтенный самовластьем, он отторг себя от своего Создателя, потерял устремленность к нему ума и сердца, перерезал пуповину, которой был связан с Творцом, низринулся – и падение его было великое. И из совершенного херувима он стал исчадием ада, духом отрицания и разрушения, сопротивником Живого Бога, клеветником на все Творение, соделался столь отвратительным и безобразным, что увидеть его или кого-то из клевретов сатаны, демонов, в их подлинном обличье для человеческой души совершенно непереносимо.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы Бог кому-то из нас попустил увидеть лицом к лицу падшего духа, то человеческая душа от отвращения вышла бы тотчас из тела, разлучилась с телом, – настолько безобразен, мрачен, гнусен зрак, вид падшего духа.
Он первым стал ничем, будучи всем. Он первым покусился исказить замысел Творца. Он первым потерял подобие Господу Богу и облекся вместо света в тьму, из совершенного небесного ангела стал служителем, точнее, распространителем хаоса, смерти. Вид его воистину ужасен!
К сожалению, и человек не устоял в своем достоинстве и потерял первозданную красоту. По свидетельству того же преподобного Серафима Саровского, Адам до своего падения, преткновения вызывал лютую ненависть и зависть диавола. Тот просто не мог смотреть на совершеннейшее уникальное Божье создание, чудесным образом сочетавшее душу и тело, видимое и невидимое.
Ближе к Богу — ближе к красоте
Адам вместе с супружницей дал начало каждому из нас – плотских своих детей, и в нас по явлению на свет Божий можно разглядеть лишь отблески той изначальной красоты, которая некогда явлена будет в верных рабах Живого Бога, восстановивших в себе красоту образа своего Творца.
Чем далее мы отступаем от своего первообраза, чем более разворачиваемся в сторону, противоположную вечному Божественному свету, тем несчастнее и безобразнее становится человек. И напротив, чем ближе ему удается приступить ко Христу – прекраснейшему из сынов человеческих, чем более место мы предоставляем в нашем сердце Божественной благодати, чем более выявляется в нас древняя доброта, то есть сияет красота образа Божьего, — тем удивительнее, радостнее, полнее становится наша жизнь. И мы, оправдывая назначение, нам уготованное, исполняя о нас волю Божью, как говорит преподобный Серафим, становимся все светлее и чище, сами того не замечая, – и будем светлеть до тех пор, пока не станем совершенным светом. К чему и призывает нас Христос, говоря: «Да просветится свет ваш пред людьми» (Мф.5:16), «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43). «Да будут светильники ваши горящи!» (Лк.12:35) – говорит Господь о духе человека, о его совести, о его сердце.
Кто же из нас не пожелал бы стяжать, обрести эту вечную молодость души, восстановить в себе свежесть чувств, расстаться с преждевременной усталостью, которую довелось испытать известному поэту? Кто же из нас не пожелал бы сам стать малым светом, отражением Божественной красоты не тщеславия ради, но ради исполнения всего богатства Промысла Господня о нас?
«Инфернальная красота»
Итак, прекрасно все то, что приближает меня к Богу. Благословенно, здраво, достойно подражания все то, что позволяет мне сократить дистанцию между мною, недостойным и грешным, и Небесным Отцом. Должно принять на вооружение, а прежде принять к сведению то, что позволяет человеку раскрыть в себе древние краски образа Божьего. Это будет новый путь, живой, – но и узкий, как говорит Священное Писание, то есть, требующий и ума, и целеустремленности, и осторожности, и изрядного мужества, – потому что большинство идут путем противоположным: всем коллективом по хорошо утоптанной широкой дороге, сходящей веками вниз – туда, откуда нет возврата. При этом тоже хотят оставаться красивыми людьми, to produce an impression – производить впечатление.
Жажда блага как очевидность
Продолжая размышлять о прекрасном, давайте спустимся с неба на землю и от теоретических выкладок, которые должны быть ясны всякому человеку, одушевленному разумной и зрячей верой во Христа Искупителя, перейдем к размышлениям о рецептах, которые доктор Айболит выписывает подопечным: что принимать, в какой пропорции, в какое время. Как врачевать самого себя, чтобы от тьмы обратиться к свету, от болезни – к здоровью, от растления – к нетлению, от непроницаемого уныния к области невечернего света и всегдашней радости, – и таким образом осуществить программу, заложенную в самом названии нашего вечера: что делает человека прекрасным?
Не так уж просто стать поклонником прекрасного в этом подлунном мире. И напротив, очень просто ошибиться и выйти из должной системы координат, заплутать среди и промахнуться, не достичь заветной цели! Потому что, безусловно, жажда прекрасного так же очевидна в человеке, как жажда самой истины или жажда блага – подлинного блага. Да и наш Творец, Создатель, Искупитель, Судия, Бог, живущий во свете неприступном, как солнце, испускает лучи Своих совершенств. Господь Всемогущий свят, и благ, и прекрасен, и поэтому поиск красоты, на самом деле, – нечто органично присущее, неотъемлемое от Homo sapiens – разумного человека. Жажда этой красоты, осуществление ее, уподобление ей является на деле одним из основных мотивов нашей деятельности, как бы мы сказали, доминантой, приоритетной нравственной ценностью.
Жизнь как чудо
Итак, обретение прекрасного, раскрытие замысла Божьего о себе, приближение к Создателю, Источнику красоты, богоуподобление, верность своей природе (то есть тому неизменному вечному закону, который вложен в наше естество, исполнение воли Божьей – благой, угодной и совершенной), устремленность ума и сердца к Создателю, устремленность к Нему и души, и тела — вот синонимический ряд, который и есть modus vivendi – образ мыслей и жизни христианина.
Задача, сформулированная ясно и просто, настолько увлекательна, что для человека разумного и последовательно осуществляющего этот замысел, будни превращаются в праздник. Жизнь становится чудесной, потому что если разобраться, никто нам не мешает. Все зависит от твоего собственного произволения в этом поступательном движении – тропой бескорыстной любви двигаться к самому источнику любви – Живому Богу, обещающему тебя за это подвижничество чудным образом наградить: возродить, просветить, даровать тебе избыток нравственных сил, сделать тебя земным ангелом, сосудом Божественной энергии, которая будет преизливаться в этом сумрачном мире через твое недостойное посредство, если ты своим девизом избираешь прошение из молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое, Господи!»
Синергия против рефлексии
Нет, не нужно роптать. Как говорит поэт: за что на Бога мне роптать? Но нужно устремить к Нему мысль свою. Ведь одно дело – мысль о Боге, а другое дело – мысль, обращенная к Богу. И боголюбие, то есть стрелка духовного компаса, устремленная на Восток, – это натянутая струнка души, которая издает неслышный многим, но ангелам вполне заметный звук смирения, кротости, чистоты, радости, благодарения, жертвенности в служении, мудрости — он производит в нас удивительную метаморфозу. И человек, вчера еще закомплексованный, ничем не довольный: ни собой, ни окружающими, ни своим положением, ни местом, нишею в этом мире, человек, склонный и к ропоту, и к унынию, вследствие устремленности своих душевных сил к Создателю вдруг обретает таинственную нить Ариадны, сочетающую нас с нашим Творцом.
Об этом говорит Сикстинская капелла в вечном городе Риме. Если кто бывал и ходил по этому пространству, рассматривая потолок, то, наверное, помнит микеланджеловскую фреску, на которой Создатель простирает Свою творческую десницу, а новосозданный Адам с трепетом отвечает взаимностью и вкладывает свои персты в ладонь Создателя. Таким образом, Микеланджело, насколько он мог как земной художник, пользующийся земными живописными средствами изображения, проиллюстрировал эту заветную для всего человечества мысль: синергия, соработничество, союз тленного и нетленного, ограниченного и всемогущего, создания и Создателя, – союз, который возможен только потому, что Бог есть Любовь преизбыточествующая, преизливающаяся. По самому замыслу Господа Бога, человек приведен к бытию с одной единственной целью: войти в полноту общения с Создателем, приобщиться тому блаженству, которое является Его, Господа Бога, вечной жизнью и бытием.
Если наша мысль замыкается на самой себе (состояние рефлексии) – человек кусает собственный хвост, он один на один с самим собою, он находится в состоянии «ста лет одиночества». Он отторжен от Источника жизни. Отсюда и начинаются бесконечные девичьи комплексы, неизбывная грусть. Отсюда — внутренняя турбулентность, отсюда — отсутствие гармонии между умом и сердцем, отсюда — извержение лавы из Везувия, когда мы не можем направить присущую нам энергию в мирных целях, неуемность, неуспокоенность, бесконечные потрясения нашей природы, доводящие человека до саморазрушения.
Покой и мера
Красота начинается тогда, когда наша мысль прилепляется к Создателю, и душа мало–помалу входит в состоянии непонятного, неопределимого, неописуемого словом покоя.
В этом покое Федор Иванович Тютчев сказал: «И льется теплая лазурь на отдыхающее поле». Божья благодать снисходит в смирившееся, измученное неразумной жизнью человеческое сердце и наполняет его священным миром.
Вот тогда-то преображается человек, и за внешней, как казалось раньше, неказистой наружностью, которые никто бы не называл beautiful, красивыми, – вдруг выявляется та сущность, как бы сказали философы, ноумен (вместо феномена, внешнего), который свидетельствует о том, что вы уникальны, неповторимы, вы — возлюбленное Божье создание. У вас есть вам присущая миссия в этом мире, миссия, прекрасно сформулированная Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг твой – и солнца». Обретение связи с Богом, этой таинственной пуповины, которая соединяет наш дух с Творцом, есть та несущая конструкция, та доминанта, та вертикальная ось координат, через которую выстраиваются все круги вашего внешнего бытия.
С красотой всегда сопряжено знание, чувство, ведение меры. Святые Отцы говорили: «Что не в меру, то от лукавого». Любая диспропорция – это вторжение падшего духа, о котором я уже сказал. А у Бога всё с чувством, с толком, с расстановкой: определено числом, мерой и весом. И не зря же в советское время была сложена песенка глубоко философского содержания: «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Когда ты входишь в этот таинственный союз с Богом, к тебе приходит то, чего ты не мог выработать, генерировать сам в себе, хотя бы был семи пядей во лбу, юный Ландау или Софья Ковалевская, – духовное чувство меры, соразмерности: что право – что не право, что красиво – что безобразно, что прилично – что неприлично, что разумно – что неразумно. Мера, таким образом, есть царский путь, золотая середина, уклонение от которой — есть путь расподобления, потери гармонии, красоты, пропорциональности.
Об этой мере прекрасно говорит царь Соломон: «Есть время говорить, и есть время молчать. Есть время обниматься и уклоняться от объятий, есть время войны и время мира, есть время жить и время умирать, время собирать и разбрасывать камни» (Еккл.3:1-7) – и еще три–четыре подобных члена в этой замечательной боговдохновенной сентенции, запечатленной царем Соломоном за тысячу лет до Рождества Христва.
Внутренняя красота
Когда ты соединился с Богом умом и сердцем, то ты напоминаешь собою бригантину с алыми парусами, которая весело бежит по волнам, потому что алые паруса наполнены веселым бодрящим ветерком Божественной энергии Духа Святого. И красота прежде всего являет себя там, в сокровенном царстве твоей души — она не подлежит внешнему исследованию. Как сказано: «Никто не знает человека, кроме Бога Самого да духа, живущего в человеке».
Разложение, внутреннее гниение, растление помысла отражается в физическом плане совершенно осязаемо и явственно. Чем ты сам внимательнее к собственной душе, тем бывает тебе легче «расшифровать» помыслы,живущие в сердце твоего соседа. Почувствовать, но не угадать, потому что душа – потемки.
Священники, которые принуждены с утра до вечера исповедовать людей, если они делают это с удовольствием, лет через тридцать после начала пастырской деятельности уже начинают что-то понимать в человеческой душе.
Если помыслы ваши чисты, если вы примирены с собственной совестью, с высшей правдой, если ваш внутренний девиз выражен в словах: с молитвой Богу, с любовью к людям, — если вы, подобно Николаю Васильевичу Гоголю, плачете невидимыми миру слезами, жалея все живое и сущее, — ждите благих изменений в вашей жизни — ваше слово явит зимний сад в январе…
Тютчев говорил, что в каждом человеке сокрыт поэт, и при определенных обстоятельствах это знание и чувство меры, ритма, слога, музыки звука явит себя в нашей жизни. Если вы действительно предстоите Господу Богу, даже одежда ваша изменится — потому что у каждого из нас свой стиль, свой слог, свой почерк. У людей со вкусом, по выражению о. Павла Флоренского, одежда является продолжением личности.
Действительно, мелочей в нашей жизни нет, и поэтому внимательные люди, наподобие Шерлока Холмса, могут рассказать всю вашу историю, основываясь на каких-то неприметных для другого глаза деталях вашего портрета.
Представлю вам в заключение портрет «мхатовских стариков» Это великие представители русской театральной школы, в которых, по Антону Павловичу Чехову, было все прекрасно: и движения, и слово, и поворот головы, и направление взгляда, и молчание. Они владели формой, потому что имели какое-то таинственное сокровенное содержание, почерпнутое от знакомства и общения с их великими учителями, уже отошедшими в мир иной. Вот такое стихотворение:
Удивительно тонкие люди.
И не чуждые грации руки,
Жестам вторят изящные строки.
Благородство сквозит в диалоге
Под иронии легким покровом.
Так наполнены звучностью слоги,
Что сравнишь их со струн перебором.
В этой драме эпоха застыла
Серебром, восковыми свечами.
В недосказанных репликах сила
И чудесная мудрость молчанья.
Нам сегодня до них не подняться.
Скисло тесто, иная фактура.
Ныне могут похабно ругаться
Вот, увы, и вся режиссура.
У меня 16 февраля в Королевской зале пройдет литературный вечер. Там мы продолжим эту удивительную, глубокую и неоднозначную тему.
После лекции отец Артемий ответил на вопросы.
— Почему любовь делает человека прекрасным, преображает его?
— Потому что она – царица всех добродетелей. Потому что любовь – союз всех совершенств, кровля здания всех нравственных качеств, которые мы именуем Христовыми добродетелями. Потому что Любовь своим источником имеем Творца, Отца неба и земли. Потому что истинная Любовь – это Божественная энергия из недр Божества, лучом пронизывающая этот мир, прикасающаяся своим противоположным кончиком к человеческому сердцу и воспламеняющая его.
Бог есть Любовь. А раз любовь Ему сродни и всего более свидетельствует о непостижимой сущности Создателя, то, соответственно, влияние любви и делает человека прекрасным. Истинные качества и критерии любви – это жертвенность, самоотдача, а не «прихватизация».
Пугающая красота и Божье присутствие
— Бывает так, что человек настолько красив, что его красота пугает, как будто бы поражает сердце. Тогда появляется чувство, похожее на страх. Как бы вы могли определить это явление?
— Мы пугаемся хорошим страхом, когда чувствуем явление Божьего перста в нашей жизни. Это случается иногда от ослепительного видения красоты – не только человеческой, но и красоты природы. Например, если кто-то родился в Осетии и до двенадцати лет в высокогорье, вместо изучения таблицы умножения, смотрел, как восходит солнце, – а в городе — он «конченый» человек, неисправимый, он задыхается где-то в низине, у последней черты – в Чертаново или Митино…
Мы вздрагиваем всякий раз, когда Бог являет нам Свое присутствие. У меня был такой случай, когда, возвращаясь из литературной командировки, я должен был огромный неподъемный баул с книгами тащить по двум пролетам лестницы. Мне запрещают носить тяжести.
И вот я с этим сорокакилограммовым баулом стоял на лестнице и думал: идти за знакомыми? (Они как раз в это время собирали собственный чемодан.) Или все-таки притащить на горбу чемодан и как-то незаметно поставить его в общую группу чемоданов? Я решил идти по второму пути, все-таки родился в Советском Союзе, а мы тогда все делали сами. Только я взялся за ручку чемодана, вдруг вижу: юноша из этого самого семейства идет мимо меня внизу по дорожке и меня не видит. Я ему говорю: «Вася!» Он остановился. «Ты сюда идешь?» — «Нет». — «А чемодан донесешь?» – «Донесу»…
Так вот, я пошел налегке и думаю: Господи Боже мой, как же это все ты устраиваешь! Ну конечно, я еще не в такой прелести нахожусь, чтобы думать, что Бог мне швейцара посылает. Но это совпадение, явление юноши как ангела в тот момент, когда я схватился за ручку чемодана говорит о том, что Бог все рассчитал, и траектории этих путей там, в небесной канцелярии, взвешены. И нужно иметь только внимательность, чтобы только все это подмечать.
— Есть ли грех в пластических операциях?
Ну, красиво жить не запретишь. Приходите после операции, расскажете мне о том, как вы себя чувствуете.
— Если, к примеру, в результате травмы…
— Травма – это другое дело. Если любимый муж сделал вам «массаж лица», после которого в челюстно–лицевом отделении возвратили вашему носу направление на север, — никаких вопросов. Хотя, конечно, — признается наш корреспондент, – никому ничего лучше не менять в своем природном облике.
Внешняя красота и внешнее уродство
— Что вы можете сказать о человеке, который сочетает в себе три качества: прекрасен внешне, добр сердцем и умен?
— Слава Богу, что есть такие люди!
Я верю – город будет!
Я верю – саду цвесть!
Средь нас, друзья, всё ж есть.
— Внешние диспропорции – это тоже воздействие лукавого духа?
— Нет, лукавый дух не прикасается к нам, Бог творит человека в недрах материнского естества. Это претензии — к тому же монгольскому дедушке, который, обхватив лошадь Пржевальского пятками, так пятьдесят лет «враскоряку» и ездил. Потому-то и вы у нас ходите, «не танцуя», а как медвежонок.
Как мы выяснили, роптать не нужно, лучше петь песенку Эльдара Рязанова: «Надо благодарно принимать».
Скромность красит человека…
— Извините за глупый вопрос. Что делать человеку, который не нашел в себе ни одного таланта?
— Глупых вопросов не бывает. Плохо искал, батенька! Человеческая душа – это Сезам, и нужно лишь порыться получше, взглянуть, – и таланты обрящутся. Может быть, вы находитесь сейчас на такой звездной высоте, до которой никому из нас никогда не подняться, потому что искренне искавший и не нашедший в себе ни одного таланта имеет драгоценный камень, подобный индийскому алмазу в три тысячи каратов, именуемый «смирение». Ощущение своей скудости, ничтожества, неприкаянности. Вы сами того не замечаете, а Божья благодать уже дышит в ваших ноздрях.
Одна женщина задала мне чрезвычайно трудный философский вопрос: «Батюшка, а что мне делать, если я ничто, и зовут меня никак?»
— Необходима ли помощь наставника, духовника для движения по пути прекрасного?
— Как необходим проводник для желающего не заблудиться в высокогорье, так и христианину, искренно ищущему пути спасения, нужен духовный поводырь — духовник. Если последний является исполнителем заповедей Божиих, он уподобляется реставратору, который осторожно и тщательно, работая нежными кисточками, расчищает потемневшее поле живой иконы — души человеческой; а Сам Бог, «Изряднохудожник», возвращает ей исконную яркость красок (добродетели). Без участия искусного врачевателя весьма затруднительно взрастить в душе прекрасное.