что делает практический психолог

Практический психолог

Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и занимающийся психологической практикой: оказывающий психологические услуги людям и организациям, ведущий консультации и тренинги, устраивающий терапию и шоу, занимающийся когда-то просветительской работой, когда-то развлекая людей.

Опытный астролог занимается тоже в первую очередь практической психологией, но у него обычно нет диплома психолога и, главное, он решает позиционировать себя по-другому, продавать себя как астролога, а не как психолога – если астролога лучше покупают.

Вопрос маркетинга, представления себя на рынке – важен. Многие психологи, вдруг понимая, что в его нише психологи не в чести, открещиваются от психологии и называют себя: психоаналитик, гештальт-терапевт, коуч.

Практический психолог и наука

Практический психолог отличается от академического психолога, психолога-теоретика, занимающегося научными исследованиями, однако нельзя говорить, что академическая психология научна, а практическая нет. Правда то, что академическая более научна, она как правило научна, а практическая психология бывает разной. При этом лучшие психологи-практики и опираются на научные разработки, и им способствуют. На их опыте во многом строится современная теоретическая психология. Смотри Практическая психология

Практический психолог и академический психолог-прикладник

Практический психолог как профессия и способ заработка

Психолог работает в первую очередь своей личностью. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Нельзя всерьез требовать от клиентов и участников того, что вы не делаете сами. См.→

Подготовка практического психолога

Высшие учебные заведения, готовящие не просто психологов, а именно практических психологов:

Практический психолог в рамках психологической службы

Деятельность практического психолога в рамках психологической службы регламентируется «Положением о психологической службе».

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Журналы, ориентированные на практического психолога

Какими бывают психологи? Как стать хорошим психологом?

Смотри интервью Н.И.Козлова газете «Труд»: «Как стать хорошим психологом»

Практический психолог как образ жизни

Источник

Практический психолог

Содержание

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Направления деятельности

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Правовой статус педагога-психолога

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.

Журналы

Журналы, ориентированные на практического психолога:

Сноски

Литература

Нормативные документы

Аналогичные документы в СНГ:

Источник

Практический психолог: основные направления деятельности

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психологПсихология – наука о душе, или наука, изучающая закономерности развития психики человека, психической деятельности людей. С течением времени психология превратилась из умозрительных рассуждений в серьезную науку с фундаментальными теориями.

Но любая наука мертва, если ее постулаты не могут быть полезны в обычной жизни. Так, с 19 века весь накопленный теоретический багаж знаний этой науки начал постепенно применяться для помощи людям, а с 20 века – организациям. Так зародилась практическая психология. Основные направления деятельности практического психолога в настоящий момент очень разнообразны:

Рассмотрим эти направления отдельно.

1. Психологическая профилактика и просвещение. Это целенаправленная работа над укреплением психического здоровья людей, предупреждением негативных отклонений в психологическом поле человека или коллектива.

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психологПрофилактика ведется, главным образом, путем передачи специфических знаний и практических умений заинтересованной аудитории. Родителям, если мы говорим о профилактике в детском коллективе, руководителям, если это организация.

Также возможна работа непосредственно с детским или подростковым контингентом, с работниками предприятий. Как пример можно назвать работу психолога с людьми опасных профессий в рамках профилактики стресса или психического выгорания.

Для того чтобы психологическая профилактика и другие виды подобной помощи принимались населением, в задачи практического психолога входит психологическое просвещение, разъяснение людям особенностей деятельности психолога, формирование положительного образа этой специальности. Все это ведет к созданию культуры, где обращение к профессионалу является нормальным и закономерным, а не приравнивается к походу в лечебницу для душевнобольных.

2. Психодиагностика и психологическое консультирование и коррекция. Психодиагностика – это одно из наиболее проверенных экспериментальным путем направлений в практической психологии.

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психологСпециалист, используя особый инструментарий, тесты, опросники, наблюдение и т.д., исследует особенности личности. Цели таких исследований могут быть самыми разными – от желания человека раскрыть свой потенциал, получить полную информацию о себе и своем внутреннем мире до определения психологических закономерностей в функционировании рабочего коллектива.

Консультирование – это уже один из видов психологической помощи человеку, которая выражается во взаимодействии специалиста и человека. Практик концентрируется на заявленной проблеме, вскрывает накопившиеся вопросы и вместе с клиентом находит адекватные пути решения. Причем клиентами могут выступать как частные лица, так и целые организации. Поэтому выделяют индивидуальное и организационное консультирование.

Это помощь, которая помогает скорректировать нарушения в психическом развитии личности, ориентируясь на некий идеальный образец. Практический психолог в данном случае формирует у индивидуума нужные в заданных условиях психические качества. Коррекция нужна для лучшей адаптации человека к окружающему миру.

Как правило, специалист в этой области владеет знаниями и навыками по всем направлениям психологии и применяет их в своей повседневной деятельности. Поскольку практические знания в области психики, понимание закономерностей развития личности и влияния на окружающих крайне специфичны, то со временем возникла необходимость обозначить права и обязанности практического психолога.

Права практического психолога:

Обязанности практического психолога:

Важно помнить, что главный принцип работы практического психолога такой же, как и у врача: «Не навреди». Специалист должен помнить об этом и соблюдать все этические принципы, принятые в психологической науке. Автор: Анна Саршанова

Источник

Практической психолог практический

Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Содержание

Направления деятельности

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

— разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

— контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

-обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

— подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

— своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психодиагностическая работа (См. также Психодиагностика)

Развивающая и психокоррекционная работа (См. также Психологическая коррекция)

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

-активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

Консультативная работа (консультирование психологическое)

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по :

— консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей.

— консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

-консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Психологическое просвещение предусматривает деятельность :

— получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

-выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по :

— психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

-конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также Реабилитация психологическая)

П.п., работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.) в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» (Р.С. Немов, 1995 г, с. 501)[1].

Правовой статус педагога-психолога

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды) : не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.

Журналы

Журналы, ориентированные на практического психолога

Журнал практической психологии и психоанализа [1]

Литература

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. : Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

3. Лидерс А.Г. Практическая возрастная психология [3] [4]

4. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 97–106.

Нормативные документы

1. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.

2. Инструктивное письмо № 29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.

Аналогичные документы в СНГ:

1. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования»

Ссылки

1. Круглов А. Школьный психолог [5]

2. О проект «СОМ. Школьный психолог» [6]

3. Психолог-дефектолог высшей категории. [7]

Примечания

1. Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например, Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С. 101-110 [8].

Полезное

Смотреть что такое «Практической психолог практический» в других словарях:

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — в РФ специалист в области детской практической психологии, который работает в конкретном образовательном учреждении (детском саду, школе, детском доме, интернате, ПТУ и др.), является полноправным членом его педагогического коллектива, имеет… … Большая психологическая энциклопедия

Практический психолог — Содержание 1 Направления деятельности 2 Правовой статус педагога … Википедия

Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) … Википедия

Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Синтон (тренинговый центр) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Гарифуллин, Рамиль Рамзиевич — Гарифуллин Рамиль Рамзиевич … Википедия

ДУБРОВИНА — Ирина Владимировна (p. 1935) российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Является основателем детской практической психологии, разработчиком и организатором… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Практическая возрастная психология — отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии. Основными видами работы практического возрастного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей содействие психическому, психофизическому и личностному развитию… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Профессия: психолог

В чём разница между психологом и психотерапевтом, какие качества нужны практикующему психологу и как помочь подростку выбрать профессию

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психолог

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психолог

В шесть лет я уже знала, кем хочу быть: человеком, который помогает детям и родителям налаживать отношения. О существовании профессии «психолог» я узнала только в десятом классе и сразу же поняла, чем буду заниматься. Окончив школу, я поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на факультет «Психология образования».

Сейчас я практикующий психолог, гештальт-терапевт, наставник и тренер программ по профессиональному самоопределению подростков. Я занимаюсь именно тем, о чём мечтала в детстве: консультирую детей, подростков и их родителей, помогаю им найти общий язык и разрешить возникающие проблемы в отношениях.

Однако этим моя работа не исчерпывается: как тренер по самоопределению я помогаю подросткам понять себя, стать осознаннее, найти своё призвание и выбрать профессию. Ещё я играю в импровизационном театре и разрабатываю собственный обучающий курс по импровизационному театру для подростков.

Какие бывают психологи

Разница между психологом и психотерапевтом

Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом. Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента. В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.

Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.

В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.

Чем они занимаются

Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.

Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.

Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.

Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.

Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.

Куда пойти учиться

Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.

Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.

Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.

Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.

Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит. Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.

Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.

Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Моя работа: помощь подросткам в профориентации

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психолог

Кому я помогаю

Как работает наставник по самоопределению

В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.

На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится. Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет. В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.

Как найти своё дело

1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.

2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.

3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.

4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».

5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.

6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные подробности о профессиях.

7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык». Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась. Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психолог

что делает практический психолог. Смотреть фото что делает практический психолог. Смотреть картинку что делает практический психолог. Картинка про что делает практический психолог. Фото что делает практический психолог

Какие качества нужны для работы психологом

Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.

Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.

Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.

Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *