что делает пономарь в церкви

Кто такой пономарь?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Кто такой пономарь? Почему говорят: «Что ты читаешь, как пономарь»? Должен ли пономарь читать монотонно?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин:

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церкви

Пономарь — одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви.

Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.

Должен ли пономарь читать монотонно? Как ни странно, должен. Потому что только монотонное чтение не дает молитве эмоциальной окраски, чувственности, экзальтации, которые присущи артистическому чтению. Ведь талантливый артист может один и тот же текст произнести как на минорной, так и на мажорной ноте — а в молитве это совершенно недопустимо. В храме стоит множество людей, и пономарь, священник или диакон должны только призвать к молитве. А то, что переживает в данный момент каждый слушающий, — тоже частичка богослужения, и переживания у людей в этот момент могут быть совершенно разные. Потому текст богослужения должен подаваться не эмоционально, а по смыслу.

Мы знаем много прекрасных ораторов, которых приятно слушать. Бывает, заслушаешься буквально до того, что влюбишься в человека. А когда тот же самый текст начинаешь читать сам в одиночестве, он словно тускнеет, становится обычным. В Церкви такому методу чтения не место, здесь первичен не человек, произносящий богослужебный текст, а сами слова молитвы.

Источник

Что должен делать пономарь в храме?

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церквиСамо слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Источник

Православная Жизнь

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Источник

Кто такой пономарь?

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церкви

В настоящее время существует большое количество людей, которые имеют те или иные звания, вследствие, которых они напрямую соприкасаются с Православной христианской церковью. Помимо богослужителей, имеются разнообразные певцы, чтецы, уставщики и многие другие, а также пономари. Но в настоящее время мало, кто из людей представляет, кто это такие и, чем именно они занимаются в современной православной церкви.

Этимология

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церкви

Слово пономарь, берет свои истоки из Греции, где на протяжении долгого времени, именно таким словом называли неофициальных церковных служителей. Важно отметить, что за последние несколько лет слово пономарь практически вытеснили из ежедневного обихода православной христианской церкви, вследствие чего данное звание забыто, и мало кто из современных жителей мегаполиса представляет кто это, и чем он занимается. Важно отметить, что если обратиться к истокам и заглянуть не только в исторические сведения, но, а также пронаблюдать эволюцию пономарского служения, можно заметить различные изменения не только в плане роста, но и деяний в храме.

Аналоги пономарского служения

Каждому православному верующему человеку на планете известно, слово типикон. Поскольку оно, как и ранее обозначает богослужебный устав православной христианской церкви.

Согласно такому уставу пономарь по-иному может именоваться как:

Однако из-за сложности произношения, в современном мире не используются такие термины, которые звучат в типиконе, следовательно, даже служители храма не используют их в ежедневном обиходе. Важно отметить, что современная православная церковь в России называет пономарем простого, то есть обыкновенного алтарника. Следовательно, можно сделать вывод, что пономарь – это не только священнослужитель, но и человек, у которого имеется большое количество обязанностей, которые связаны с алтарем в храме, церкви или монастыре. То есть любой православный верующий человек, посещая храм, всегда видит пономаря, однако не знает, как именно называется его работа.

В древние времена, во время процветания стародавней христианской церкви служителя храма, которого ныне мы именуем пономарем, звали привратник. Он выполнял множество различных обязательств, в том числе основной его обязанностью являлось следить за порядком, то есть чистотой во время совершения молебна, службы или иного деяния в храме. Именно данный служитель должен закрыть врата церкви, монастыря или храма в момент богослужение для того, чтобы не просвещенные люди:

Не посетили храм. Поэтому привратник должен закрыть двери храма для того, чтобы ни один из непосвященных людей не смог проникнуть на таинство и принять в нём участие. Важно напомнить о том, что в проведении службы могут участвовать только лишь крещенные христианские православные верующие, однако в то же самое время на них не должна быть наложена епитимия. Также в древней христианской церкви было принято, чтобы данные служители храма заботятся о полной сохранности всего имущества, который расположен в храме или церкви. Также именно он отвечал за освещение того или иного предмета и в ходе проведения различных служб и молебнов, именно он должен быть на наблюдать за поведением православных верующих людей, которые находились в храме Таким образом, он мог предотвратить не только святотатство, но и кражу и многие другие незаурядные ситуации. Также согласно исторических данных известно, что в Вифлееме привратник должен был находиться постоянно для того, чтобы выполнять некую роль охраны в местах, где скапливалось большое количество паломников, а также именно пономарь оказывал основную помощь пилигримам.

Обязанности пономарей в наши дни

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церкви

Общие указания

Входя в Святой алтарь храма, Святой должен сделать совместно с благоговением три поклона перед святым престолом, а в дальнейшем перекреститься в сторону горнего и поклониться иному служащему человеку, который духовенствует, а также всем тем, кто присутствует вблизи алтаря. После поклонов пономарю необходимо подойти к служителю храма и ко всем старшим его по чину священнослужителям, которые на данный момент присутствует в церкви либо в храме, такими служителями могут быть инспектор или епископ.

В субботние, воскресные и праздничные дни согласно указаниям, которые хранятся в типиконе, данные служители храма, должны совершать только лишь поясные поклоны. Поэтому он должен, перед тем, как облачиться в стихарь совершить несколько поясных поклонов направленных на престол. Далее священнослужитель просит благословения на то, чтобы облачиться в стихарь у епископа или старшего по чину священника. После того, как пономарю дадут благословение ему необходимо совершить три поясных поклона к святому престолу, а затем совершить точно, такой же поклон к тому священнику, который даровал ему благословение.

Важно знать о том, что данному служителю храма приписывают обязанности, в которые входит наблюдение за алтарными подсвечниками, семисвечниками, лампадами которые располагаются вблизи престола. Каждый православный верующий человек знает о том, что ставить на престол лампады могут только лица, которые имеют определенный священный сан, то есть иным людям данное деяние совершать запрещено. Главной обязанностью пономаря является слежение за кадилом, то есть в необходимый момент именно данные служитель храма должен зажечь уголек.

Привратник подает кадило диакону только лишь с правой стороны от Святого престола. Стоит отметить, что в тот момент, когда они проходят через горнее место необходимо совершить крестное знамение. В тот момент, когда служитель передает кадило дьякону, ему необходимо совместно с ним перекреститься вблизи горного места и поклониться старшему по сану священнослужителю.

Обязанности пономарей за вечерним Богослужением

Перед пением 103 псалма, пономарь должен падать свечу и кадило;

Также именно данный богослужитель, должен подать кадила перед началом пения;

Перед началом малого хода, он должен выйти со свечами и падать кадило священнослужителю;

Во время того момента, как выносят Евангелие, пономарь должен вынести свечи;

Во время проведения помазания именно он выходит с благословенным Элем и держится сосуд.

Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо. Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы – женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения. Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.

Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.

что делает пономарь в церкви. Смотреть фото что делает пономарь в церкви. Смотреть картинку что делает пономарь в церкви. Картинка про что делает пономарь в церкви. Фото что делает пономарь в церкви

Как стать пономарем?

Из исторических данных можно почерпнуть информацию о том, что пономарями ранее становились люди определенным образом. Церемония имела вид хиротесии, то есть происходила полноценная посвящение пономаря в служении к Всевышнему. На сегодняшний день данная процедура практически не проводится. Поскольку считается, что в обязанности пономаря входят в основном обыденные вещи, поэтому служители теперешнего православного храма считают, что достаточно для такого служителя лишь устное разрешение самого высокого по чину священнослужителя, который находится в том или ином храме. Также именно данный человек благословляет пономаря на ношение особого одеяния, то есть стихаря. Но в то же самое время до настоящих времен сохранилась традиция получения благословения непосредственно у епископа. Вследствие такой традиции многие алтарники теперешнего времени спрашивают разрешения на ношения стихаря. Однако православная христианская церковь считает, что на сегодняшний день и не существует таких церковных канонов, следовательно, это некая проявление традиций или местных обычаев.

Служители храмов в различных областях Российского государства считают, что для того, чтобы стать пономарем не нужно иметь никаких особых знаний. Следовательно, для того чтобы в современном мире стать прислужником достаточно лишь только являться прихожанином определённого храма, следовательно, важно постоянно посещать его и участвовать в различных процессах, которые происходят церковной жизни храма и в то же самое время иметь достаточную репутацию среди иных членов собственной общины. Соблюдая такие простые правила, можно спустя определенное время просить благословения у настоятеля храма для того, чтобы приобщиться к пономарскому служению.

Современным православным верующим христианам важно знать о том, что Пономарь – это мирянин, который служит в храме, но не является священнослужителем. Сейчас крайне редко, можно встретить храм, где имеется профессиональный штатный алтарник работу, которого организовывает старший пономарь, он же и следит за обучением своего заступника.

Источник

Обязанности пономарей

1. Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После поклонов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием кадила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

2. подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

1. читать поминания во время проскомидии;

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4. во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектении распределить заказные поминания между служащими священнослужителями;

7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9. перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор.

10. после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник перед Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»

11. после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «СВЯТОМУ СВЯТЫХ» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

6. Обязанности пономарей за Всенощным Бдением (воскресным)

Вечерня

«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа»

Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — 2, если один диакон — 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвращении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на Горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.

Малая ектения — «Господи воззвах…»

Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах подать диакону (если диаконов двое то и два кадила). Когда диакон входит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, против друга.

При пении догматика открываются Царские врата

Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).

Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий»

Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.

Диакон произносит: «Вонмем» Свящ: «Мир всем»

При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в Алтарь, ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.

Ектения: «Рцем вси» чтение «Сподоби Господи» Ектения: «Исполним вечернюю молитву», Пение стихир. «Ныне отпущаеши»

Тропарь, и Царские врата открываются.

Царские врата закрываются.

Утреня

Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари, Кафизмы.

Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».

«Хвалите имя Господне»

Происходит каждение Алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола.

Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.

По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.

«Спаси Боже, люди Твоя». Канон.

Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию

По окончании прикладывания пономари идут впереди священника, несущего Евангелие, и несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па прежнее место у Престола. Тушат свечи делают поклон священнику.

По 8-й песни «Величит душа моя Господа»

По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песне происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и «Матерь Света» и продолжает каждения всего храма.

По каждении — поклон (как положено священнику, и диакон отдает пономарю кадило.

«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст.

Царские врата при словах «Господи сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *