что делает помощник вожатого
Тема 1. «Имидж помощника вожатого»
Прежде чем начать лекцию, давайте узнаем
Кто такой «помощник вожатого»?
А чтобы с этим разобраться, для начала, постараемся выяснить, кто такой «вожатый»
Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. В своей работе вожатый подчиняется начальнику лагеря, старшему вожатому. Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.
Собственно, эта формулировка применима к помощникам вожатого, за исключением некоторых нюансов.
Помощник вожатого, совместно с вожатыми осуществляет работу с детьми. Правда работает он непосредственно с вожатыми своего отряда и мало взаимодействует со старшим вожатым, да и с начальником лагеря тоже. Рабочий день помощника вожатого не может быть ненормированным, а подчиняется режимным моментам лагеря.
Как и у вожатого, у помощников есть некоторые обязанности.
Обязанности помощника вожатого:
· Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
· Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
· Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
· Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
· Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
· Организует коллективно-творческую деятельность.
· Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.
Разобравшись в функционале помощника вожатого, можно приступать к основной теме лекции и выяснить, каким является имидж помощника вожатого в детском оздоровительном лагере.
Есть три важных элемента имиджа:
-определяющие черты характера,
-внешность (как вы выглядите + одежда + манеры),
-стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…).
Лайвхак, чтобы выявить в себе сильные стороны.
Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:
Чем интересным я занимался в жизни?
Какие у меня есть способности и таланты?
За что меня уважают и любят мои друзья?
О чем увлекательном я могу рассказать?
Чему необычайному я могу научить?
Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать.
Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант «я тут самый сильный и умный» проваливается при первом вашем промахе.
Что вы понимаете под словосочетанием «Понравиться детям»?
Мне кажется, сколько на Земле вожатых, столько существует трактовок этой фразы. Для кого-то «понравиться детям» означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то воспринимает это, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание.
И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «понравился и всё». И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:
Ваш внешний вид
Первый и самый важный пункт для вожатого и помощника. Вожатый – это лицо лагеря. То, каким он предстанет перед детьми – такое и будет восприятие лагеря и смены у детей.
При первой встрече очень важно не отпугнуть детей. Важно быть чистым и опрятным. Избегайте наряжаться в яркую одежду на протяжении первых дней смены, не используйте сложные и кричащие принты. Дайте предпочтение чему-то простому. Бытует мнение, что чем проще и спокойнее образ вожатого и помощника, тем и атмосфера в отряде будет спокойнее и без каких-то сложных (проблемных) ситуаций. В одежде ты тоже становишься примером для детей. Чистые футболки, глаженые рубашки. Прибранные волосы. Удобная (адаптированная к условиям лагеря) обувь. Избегаем рванных джинс, одежды кричащих цветов и сложного кроя.
Единые педагогические требования (относятся ко всем)
К себе:
К педагогическому отряду:
К подростку:
Функции (из опыта работы в центре «Сибирская сказка»):
1. Собственным примером помогает развивать нравственные ценности, культуру поведения, учит соблюдению законов и традиций центра, техники безопасности, пожарной безопасности. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения (вредных привычек).
Приложение
Кодекс чести помощника вожатого:
1. Четко, обдумано и своевременно выполняй все указания своих вожатых (в том числе и просьбы, по возможности).
2. Следи за соблюдением режимных моментов. При необходимости уточни распорядок дня у вожатого.
3. Следи за работой отряда по профилю.
4. Интересуйся, кто нуждается в твоей помощи, в помощи отряда. Постоянно думай, что может сделать отряд для лагеря, для других, для себя.
6. Интересуйся впечатлениями и мнением других о прожитом дне, сделанных делах. Радуйся за других, огорчайся за других.
7. Будь тактичен и внимателен.
8. Не старайся сделать все сам! Дай другим проявить себя. Определи, где ты наиболее полезен.
9. Будь примером для других, (а главное для ребят)
10. Поощряй и благодари.
11. Не поддавайся эмоциям, особенно отрицательным.
12. Одни требования для всех. Нет «Плохих» – нет «Любимчиков» и наоборот. Законы едины для всех.
13. Признавай (вовремя) свои ошибки и некомпетентность, иначе пострадает дело.
14. Каков ты – таков и твой отряд.
15. Хорошее настроение вожатого – драгоценность, береги ее
Опасности будней помощника вожатого:
1. Желание все бросить возникает по три раза в день. С ним надо бороться. Просто помни, что на тебя надеются твои дети, и делай свою работу.
2. Страх перед тем, что не справишься, или перед ответственностью. Старайся быть внимательным. Слушай и смотри. Спрашивай. Лучше спросить, чем сделать что-то не так, ведь от тебя зависят дети!
Быть помощником вожатого сложно, но:
Больше нигде ты не получишь столько возможностей проявить себя. Забыть о моде и имидже. Научиться писать стихи, петь, танцевать и не бояться микрофона и аудитории. Почувствовать ответственность за кого-то еще. И стать немножко взрослее.
Советы молодым:
1. Будьте оптимистами!
3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего
8. Не торчите на глазах у детей без дела.
9. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
13. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам в работе.
14. Не смущайтесь своим ошибкам. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. Кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.
15. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свою работу как продолжение детства.
Удачи вам! И чудесной смены!
2. Игры на знакомство и взаимодействие, игры с предметом.
Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:
§ создание и развитие коллектива;
2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:
§ помещение или улица, территория передвижения, возможность сидеть в кругу,
§ актовый зал, спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
§ знакомство, построение структуры, изменение или подтверждение структуры, распада.
Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
§ до 10 человек, до 20 человек, до 30 человек, до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:
§ бумага, ручка, скрепки, маркеры
§ мячи, обручи, скакалки
§ песок, водоросли, галька
7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:
§ 5 минут, 10 минут, 30 минут, 2 часа
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни. Нужно понимать для чего вы проводите ту, или иную игру.
Игра– пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Помните: участие в игре по желанию, без принуждения.
Что делает помощник вожатого
Не поленитесь прицепить бейдж.
Блокнот может понадобиться в самый неожиданный и неподходящий момент. Написать ли заявку на призы, или принять заявление от родителей, забирающих ребенка погулять и так далее.
Не поленитесь положить в карман список вашего отряда.
Этот список очень пригодится вам не только в первые дни, но и на протяжении всей смены. Через некоторое время вы, конечно, запомните его содержание, но он поможет вам, если требуется срочно приготовить список в алфавитном порядке. Лучше один раз посидеть и сделать его, а потом просто делать выборку по требуемому признаку.
С утра не забудьте поглядеть в зеркало.
Имидж – это твой образ в глазах людей. Можно ли создать свой положительный образ в глазах окружающих? Это стихия или управляемая вещь? Это наука или искусство? И то, и другое.
Взаимодействуя с другими людьми, ты совершаешь ценностный обмен. Платишь окружающим некие ценности, получая взамен некий товар. Он (этот товар) и есть твой статус в глазах окружающих, твой авторитет, твой имидж.
Для приятного человека сделают значительно больше. Распоряжения от приятного руководителя выполняются с большей ответственностью и в более короткие сроки. С обаятельным человеком быстрее и легче заключать самые трудные договоры или сделки.
Быть приятным и нравиться людям – это, пожалуй, первое, что поможет тебе преуспевать и добиваться своих целей.
1. Говорите с людьми о том, что их интересуе;
2. Улыбайтесь;
3. Помните, что имя человека – самый сладкий и важный для него звук из всей человеческой речи;
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей рассказывать о себе;
5. Вырабатывайте подлинный интерес к другим людям;
6. Давайте другим людям возможность почувствовать себя значительным.
Что такое управление собой?
Управление собой – сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты человека, хорошо управляющего собой. В следующем списке выделены важные качества, которые помощник вожатого должен в себе воспитывать.
— отсутствие вредных привычек;
— энергичность и жизнестойкость;
— спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе;
— способность справляться со стрессом;
— эффективное использование времени.
Последующие восемь высказываний относительно времени могут помочь не только в вашей работе помощника вожатого, но и в повседневной жизни.
Находите время для работы, это – условие успеха.
Находите время для размышлений, это – источник силы.
Находите время для игры, это – секрет молодости.
Находите время для чтения, это – основа знаний.
Находите время для дружбы, это – условие счастья.
Находите время для мечты, это – путь к звездам.
Находите время для любви, это – истинная радость жизни.
Находите время для веселья, это – музыка души.
Помимо этого мы хотим дать вам пару советов для того, чтобы суметь правильно преподнести себя детям/подросткам.
Не давайте детям понять, что вы их испугались.
В 99% случаев первой вашей подсознательной реакцией, когда вы увидите эту толпу ребят, которая на три недели будет вашим отрядом, является именно испуг. Особенно, если это первая ваша смена. Испуг скоро пройдет, и через несколько дней вы сами будете недоумевать, чего же вы испугались, сейчас же главное – умело скрыть испуг от детей. Если они поймут, что вы их боитесь, то сразу ощутят свою власть над вами. Последствия этого вы будете расхлебывать еще долго. Способы скрытия своих эмоций, в частности, испуга, наверное, у каждого свои. Из общих можно посоветовать улыбку и уверенный голос. И отсоветовать повышение тона. Не упустите субординацию.
Уже с первых минут общения постарайтесь показать им, что они – дети (подростки и т.п., в зависимости от возраста), а вы – их помощники вожатого, то есть находитесь на ступеньку выше. Стать своим в доску вы еще успеете, а если не создадите некоторую дистанцию сейчас, то сделать это потом будет гораздо труднее.
Вожатская этика
Последняя глава посвящена вопросам вожатской этики. Трудно сформулировать, что вкладывается в это понятие. Что-то вроде набора правил поведения, которых должен придерживаться каждый вожатый для облегчения своей работы, работы окружающих и поддержания некоторой планки, ведь вожатый, кроме всего прочего является ещё и примером для детей. Никто не говорит, что если вы выполняете всё это, то вы настоящий вожатый, а в противном случае – нет. Если вы в корне не согласны с каким-либо из следующих утверждений – задумайтесь: может не правы мы, а может быть всё-таки вы.
— Не делайте замечаний напарнику при детях;
— Не нарушайте единства педагогических требований;
— Не выражайтесь при детях.
Речь идёт как о ненормативной лексике, так и, по возможности, о всяком «мусоре» (словах – паразитах и т.д.). Не пройдёт и нескольких дней, как они от вас этот «мусор» переймут. Употребление мата при детях вообще недопустимо. За все это следует такое же наказание, как и детям за аналогичный проступок.
— Не пугайте напарником;
— Не устраивайте соревнований с напарником;
— Не роняйте перед детьми авторитет начальства;
— Не роняйте перед детьми авторитет вожатых других отрядов;
— Не провоцируйте «синдром пионерки» (касается молодых людей).
Синдромом «пионерки» мы называем, по одноимённой песне, девочек (чаще это старший возраст), влюблённых в своего вожатого. Ну и, соответственно, мальчиков, влюбленных в вожатую. Скорее всего, вы от этого никуда не денетесь, и они будут. Ваша задача – не провоцировать их, не подавать им надежду. Они должны сразу понять, что им ничего не светит (а им ничего не светит, ибо упаси вас бог завести в лагере роман с ребёнком). Соответственно не стоит танцевать на дискотеках с потенциальными пионерками, уделять им особое внимание;
— Не курите при детях;
— Не употребляйте в лагере спиртные напитки;
— Не появляйтесь перед детьми в неопрятном виде;
— Не забывайте передавать напарнику информацию;
— Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
Помни, что ты всегда на виду. Чтобы не уронить себя в глазах ребят или воспитателей, придерживайся следующих правил, которые мы уже выделяли и обговаривали выше:
• Нет вредных привычек во время работы;
• Соблюдай культуру речи;
• Следи за своим внешним видом и гигиеной;
• Помни о доброжелательности и искренности;
• Будь «на ступеньку выше» по нравственным качествам и опыту;
• Сохраняй партнерские отношения;
• Понимай других и поддерживай;
• Не перекладывай свои обязанности на другого;
• Не приглашай своих друзей в лагерь;
• Не знаешь-не бойся спросить.
Помимо этого всегда помни о списке табу, который мы сейчас покажем тебе.
Приложение 1.
Задание по учебному модулю.
После прочтения данного модуля вам необходимо разработать персональные бейджи для своего вожатского отряда. Дизайн каждого бейджа должен быть выполнен в едином стиле. Срок выполнения данного задания: с 28 января по 3 февраля. Мы верим, что у вас все получится!
Введение в программу (Функционал помощника вожатого).
Программа смены подготовки помощников вожатых составлена таким образом, чтобы максимально помочь участникам осознать свою роль в будущей работе помощника. Дать знания по тем моментам, которые входят в ваш функционал.
Помощник вожатого – человек, который обладает знаниями, но у него недостаточно опыта и меньше ответственности за детей.
Цель помощника вожатого: помощь воспитателям в организации воспитательного и образовательного процесса на смене.
Функции помощника вожатого:
1. Соблюдать единые педагогические требования;
2. Проводить различные игры с отрядом, учитывая уровень развития коллектива, возраст детей, период смены и место (на знакомство и взаимодействие, на свежем воздухе, подвижные, спортивные, настольные, в дождливую погоду, на поднятие эмоционального фона, с залом, игры-шутки (одноразовые игры) и др.);
3. Контролировать соблюдение детьми режимных моментов (прием пищи, одежда по погоде, отбой и тд.), соблюдать их самостоятельно;
4. Помогать во всех организационных моментах (уборка отрядного места и тд.);
5. Участвовать в планировании и организации деятельности отряда(помощь в подготовке номера на вечернее мероприятие);
6. Отслеживать наличие членов отряда на занятиях, мероприятиях, в столовой и др.;
7. Сопровождать детей и присутствовать с ними на занятиях, мероприятиях, в столовой. Также сопровождать детей до центральных ворот и обратно, если к ним приехали родители;
8. Следить за соблюдением техники безопасности при проведении игр, мероприятий, при питании в столовой, при передвижении по территории центра и др;
9. Выполнять рабочие поручения воспитателя (получение канцелярии, настольных игр, спортинвентаря, которые срочно понадобились в работе);
10. Собственным примером помогать в развитии нравственных ценностей, культуры поведения, учить соблюдению законов и традиций центра, технике безопасности, пожарной безопасности. Участвовать в работе по профилактике отклоняющегося поведения (вредных привычек);
11. Помогать в обеспечении сохранения и укрепления здоровья детей (зарядка, одежда по погоде и по виду деятельности, питание, режим дня и др.);
12. Помогать поддерживать в порядке санитарное состояние помещений и имущества центра;
13. Проводить мастер-классы, кружки, занятия, секции и др.;
14. Выполнять роль «ведущего» на станции во время проведения КТД (коллективное творческое дело) по станциям;
15. Участвовать в отрядной работе вместе с отрядом, как член отряда;
16. Помогать по дежурству в столовой;
17. Проводить отрядные КТД и другие формы отрядной деятельности, по согласованию с отрядными воспитателями;
18. Помогать в организации выступления на КТД (выдвижение идей, изготовление реквизита, взятие костюмов в декорационной, подбор музыки у звукорежиссера, репетиция какой-либо части номера, учитывая возраст детей);
19. Учитывать в своей деятельности уровень развития коллектива (логику развития смены);
20. При несчастном случае с ребенком (при отсутствии рядом воспитателя), сообщать незамедлительно воспитателю по телефону, соблюдать спокойствие, поддерживать ребенка эмоционально, не позволять панике распространяться;
21. Сообщать своим воспитателям о всех ситуациях, произошедших в отряде (конфликтные, нестандартные);
22. Обсуждать все моменты со своими воспитателями, проводить анализ своей деятельности каждый день совместно с воспитателями (интересоваться, что делает правильно, какие есть ошибки);
23. Адекватно относиться к замечаниям воспитателей;
24. Понимать, что главный в лагере – это ребёнок.
Взаимодействие помощника с вожатыми.
Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своими вожатыми. Расскажите о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно, в общении с детьми.
Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением вы приехали на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальными и любимыми.
Прислушивайтесь к советам своих вожатых.
Соблюдайте в работе единство требований.
Будьте внимательны, терпимы и доброжелательны. Сотрудничайте!
Качества личности помощника вожатого:
-Доброжелательный
Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми. Всеми способами уходить от конфликтов. Ребенок должен чувствовать со стороны помощника вожатого уважение к себе.
-Внимательный и тактичный
Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим помощником вожатого должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
-Требовательный
Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» помощников дешевый авторитет.
-Справедливый
Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
-Искренний и честный
Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.
-Бодрый и жизнерадостный
Ваши проблемы не должны касаться детей. Помощник вожатого должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Вот он какой, помощник вожатого. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно.
Так же немаловажную роль играет внешний вид помощника вожатого и его поведение(подача себя), что мы и разберем ниже.
Вы, как помощник вожатого, должны выделяться среди остальных взрослых в лагере. Очевидно? Очевидно. И для вас, и для детей так будет удобнее. Да и у персонала лагеря не будет возникать вопросов типа: «Кто вы?» и «Что вы тут делаете?». Поэтому следует естественный вывод: носите строевку (если она у вас есть). Нередки случаи, когда глядя на фотографию, только по строевке можно отличить вожатого от ребенка.