что делает помощник бухгалтера обязанности
Помощник бухгалтера
Помощник бухгалтера – это сотрудник бухгалтерии, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру предприятия или руководителю организации.
Прием на работу помощника бухгалтера
Принимая на работу сотрудника, работодатель заключает с ним трудовой договор, в котором в обязательном порядке должна быть приведена трудовая функция работника.
Это значит, что работодатель должен указать должность в соответствии со штатным расписанием, а также подробно описать функциональные обязанности работника. Конкретизировать трудовую функцию работника можно как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции.
Приведем примеры иных наименований должности помощника бухгалтера:
Должностная инструкция помощника бухгалтера
Должностная инструкция помощника бухгалтера утверждается руководителем организации. Она необходима для установления правил приема кандидата на работу, требований к квалификации специалиста, границ его профессиональных обязанностей и прав.
При этом должная инструкция помощника бухгалтера должна определять обязанности, которые должны выполняться под контролем руководителя предприятия, и обязанности, которые должны выполняться под контролем главного бухгалтера или бухгалтера.
Таким образом, в должностной инструкции помощника бухгалтера должна быть указана следующая информация:
основные функции сотрудника, которые он должен будет выполнять на регулярной основе;
основы организации трудовой деятельности;
лицо, на которое возложен контроль за исполнением указанных в инструкции обязанностей.
Подписывается должная инструкция помощника бухгалтера одновременно с заключением трудового договора во время оформления работника на должность помощника бухгалтера.
Требования к образованию и квалификации помощника бухгалтера
Помощник бухгалтера относится к специалистам среднего уровня квалификации. Помощником бухгалтера может стать кандидат на должность, который имеет профильное бухгалтерское образование.
Это может быть высшее финансовое или экономическое образование, либо среднее специальное образование.
Специалист, также, должен знать:
Основные локальные акты о структуре организации.
Основы технологии производства.
Систему бухгалтерского и налогового учета;
Порядок документооборота в организации.
Правила подготовки финансовой документации и бухгалтерской отчетности на определенный срок;
Порядок приема и отпуска товарно-материальных ценностей.
Механизм расчетов с кредиторами и дебиторами организации.
Порядок налогообложения, действующий на предприятии.
Процедуру проведения инвентаризации.
Порядок оприходования излишков, списания недосдач, убытков и т.д.
Сроки и правила составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Основы гражданского и трудового законодательства, а также правила охраны труда.
В своей работе помощник бухгалтера должен:
уметь пользоваться современной компьютерной техникой и выполнять необходимые бухгалтерские расчеты;
иметь навыки работы с текстовым редактором WORD и уметь работать в EXСEL;
разбираться в специализированных бухгалтерских программах (например, 1С-Предпритие, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер);
уметь работать со справочно-правовыми системами (система «Главбух», «Гарант», «Консультант»).
Также помощник бухгалтера должен быть в курсе всех изменений действующего законодательства.
Функциональные обязанности помощника бухгалтера
Главная обязанность помощника бухгалтера заключается в поддержании деятельности главного бухгалтера или бухгалтера предприятия.
Для решения этой задачи помощник бухгалтера выполняет следующие функциональные обязанности, которые прописаны в должностной инструкции:
Работа с первичными документами.
Подготовка управленческой отчетности.
Работа с банковскими счетами организации, которая заключается в выверке и разнесении информации по бухгалтерским счетам.
Составление и предоставление платежных поручений в банк.
Проверка банковских документов.
Составление различных отчетов, бухгалтерских справок.
Определение прибыли и убытков от деятельности организации.
Подготовка отчетов по продажам.
Расчет и своевременная выплата заработной платы.
Осуществление налоговых выплат в бюджет.
Составление актов сверки с дебиторами и кредиторами предприятия.
Подготовка отчетов об имеющихся должниках и кредиторах организации.
Хранение документации по бухгалтерскому и налоговому учету.
Подготовка документов для сдачи в архив.
Участие в процессе инвентаризации и составление инвентаризационных описей.
Замещение в случае необходимости отсутствующего бухгалтера.
Консультирование сотрудников (например, по вопросам начисления заработной платы, расчета больничного листа и т.д.).
Помощь другим специалистам предприятия в вопросах, связанных с финансами.
Соблюдение трудовой дисциплины.
Исполнение приказов руководителя предприятия.
Права помощника бухгалтера
Помощник бухгалтера имеет право:
направлять запросы с целью получения полного пакета документов, материалов и любой информации, необходимых для полноценного и качественного выполнения своих обязанностей;
направлять непосредственному руководителю требования об обеспечении или создании соответствующих условий труда, необходимых для нормальной работы;
на повышение и улучшение собственных профессиональных навыков;
выступать с инициативой по улучшению организации собственной трудовой деятельности и работы организации в целом;
на своевременную оплату своего труда;
в рамках своей компетенции быть представителем интересов руководства в инстанциях разного уровня.
Ответственность помощника бухгалтера
Помощник бухгалтера несет ответственность за нарушение своих должностных обязанностей, прописанных в должностной инструкции. При этом в должностной инструкции необходимо подробно указывать, какая мера наказания последует за определенные нарушения.
В результате совершенного проступка может наступить различная степень ответственности:
Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера трудового распорядка;
Материальная ответственность. Материальная ответственность наступает при возникновении у предприятия финансовых потерь в результате проступка помощника бухгалтера. Нанесенный материальный ущерб должен быть возмещен сотрудником в полном объеме;
Административная ответственность. Административная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера порядка и сроков выполнения порученной работы;
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера уголовного законодательства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Обязанности бухгалтера по первичной документации
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Крупные организации нанимают целый бухгалтерский отдел, чтобы справляться с объемным учетом, и в бухгалтерии обязательно есть специалист, который занимается первичной документацией. Разберем обязанности бухгалтера по первичке и особенности его работы.
Должность бухгалтера по первичке и ее особенности
Бухгалтер по первичной документации принимает и обрабатывает накладные и акты, транспортные документы, товарные чеки, счета-фактуры и другие первичные документы. Он может работать в компании, которая занимается торговлей, перевозками, строительством — главное, в этой организации большой поток первички, так что для ее обработки требуется отдельный специалист или даже целый отдел.
Работникам на этой должности приходится кропотливо проверять данные в документах и переносить их в учетную систему, так что главные требования к такому специалисту — внимательность, аккуратность, усидчивость, готовность выполнять монотонную работу. Также важно хорошо знать документооборот и правила заполнения документов.
Еще одно отличие этой профессии во многих случаях — неравномерность нагрузки. В конце отчетного квартала, когда в учетную систему нужно внести полученные первичные документы от поставщиков, часто копится много первички. В этот период многие бухгалтеры по первичке работают в авральном режиме.
Должностные обязанности бухгалтера по первичке
Для бухгалтера по первичной документации есть должностная инструкция, в которой перечислены основные ежедневные обязанности специалиста. Во многом эти обязанности зависят от участка учета, который поручен бухгалтеру. Вот их приблизительный список:
Бухгалтер по первичной документации должен владеть такими знаниями и умениями:
Вспомогательные инструменты бухгалтера по первичке
В работе бухгалтеру помогают не только доступ к законодательной базе и приспособления для хранения бумаг — файлы, папки, стеллажи — но и техническое оборудование, а также компьютерные программы.
Конечно, специалисту важно освоить бухгалтерскую программу, в которой ведется учет на предприятии. Ежедневная обязанность бухгалтера по первичке — создавать в этой программе исходящие документы и вносить в нее входящую документацию с бумажных оригиналов, полученных от контрагентов компании.
Ввод документов в систему отнимает до 70% рабочего времени бухгалтера, и для облегчения этой задачи есть технологические решения:
К сожалению, даже подключение к ЭДО не избавляет компанию от потока бумажной первички, потому что некоторые контрагенты продолжают работать по-старинке и присылать оригиналы на бумаге. Поэтому системы распознавания хорошо дополняют ЭДО. Принцип работы системы по автовводу первички прост:
Попробуйте автоматизировать ввод накладных в вашей компании — подключите веб-сервис Контур.Бухгалтерия: здесь есть простой ввод первички с помощью ЭДО, системы распознавания и автозагрузки банковской выписки. А еще — учет, налоги, зарплата, отчетность и другие инструменты для директора и бухгалтера небольшой компании. Тестируйте систему бесплатно 14 дней.
Основные обязанности бухгалтера: что делает бухгалтер на работе
Руководитель субъекта предпринимательства отвечает за общее планирование работы, поиск контрагентов, финансовые результаты работы, контроль функционирования всех подразделений компании или ИП. А за правильность ведения бухгалтерского учета, своевременность оформления документации. Именно от него зависит, насколько верно хозяйственная деятельность отражена в первичных и отчетных документах, а также насколько правильно начислены и уплачены налоги, другие обязательные платежи.
Рассмотрим подробнее, что должен делать бухгалтер на работе.
Зачем нужна бухгалтерия на предприятии
Обязанность ведения бухгалтерского учета для определенных категорий компаний введена законодательными актами РФ. Если субъект предпринимательства небольшой, вести бухгалтерию может один специалист. На него возлагаются обязанности с оформлением первички, начислением зарплаты, налоговым учетом, проведение платежей и т. п.
Такой подход выгоден для руководителя и владельцев компании, но таит в себе определенную опасность. Если возложить ведение бухгалтерии на одного специалиста, он быстро станет незаменимым. Поэтому субъект предпринимательства будет зависим от одного человека, что может привести к злоупотреблениям с его стороны.
Выходом из ситуации может быть найм нескольких специалистов и распределение участков учета. Однако и в этом случае не избежать сложностей:
Обязанности бухгалтера в компании
Конкретный перечень обязанностей работника бухгалтерии зависит от направления учета, специфики работы компании, объема хозяйственных операций и других факторов. Если субъект предпринимательства небольшой, у него в штате обычно есть один работник.
Основные обязанности бухгалтера:
● Ведение первичной документации и ввод информации в учетное приложение на основе полученных документов (бумажных и электронных), оформление исходящей документации для контрагентов. Обязанности бухгалтера по первичной документации крайне важны, так как на их основе производится начисление налогов.
● Ведение бухгалтерии в специализированном приложении, заполнение проводок, отражение операций и составление промежуточной отчетной документации;
● Учет активов предприятия, в том числе постановка их на баланс, начисление амортизационных платежей, списание после окончания срока службы. Также бухгалтер обычно принимает участие в инвентаризации основных средств;
● Отражение в учете операций по движению денежных средств в наличной форме и по счетам в банках, подготовка первичных документов и отчетов об использовании денег;
● Расчет заработной платы сотрудников, начисление налогов на их зарплату и обязательных платежей в бюджет, которые делает работодатель. Работник бухгалтерии оформляет все необходимые документы, в том числе ведомости о зарплате, расчетные листки. Он же несет ответственность за правильность начисления и своевременность выплаты больничных и отпускных;
● Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, подготовка отчетов в статистику, государственные фонды. На бухгалтера возлагается ответственность за организацию взаимодействия с должностными лицами государственных органов, которые проверяют правильность ведения бухгалтерского и регламентированного учета;
● Организация хранения первичных документов, а также предоставление их по требованию налоговых органов для проведения проверок.
Если в компании используется наемный труд и нет отдела кадров, бухгалтер ведет кадровый учет, выступает как делопроизводитель. Он оформляет документально прием на работу и увольнение с должности, рассчитывает отпускные, выдает работникам справки. Чаще всего эти функции он выполняет «в нагрузку» и не получает оплату за дополнительный объем работ.
В результате огромного количества функциональных обязанностей специалист не может справиться с их качественным выполнением. Кроме того, по мере роста компании количество операций увеличивается, что также снижает качество ведения учета.
В чем заключается работа бухгалтера?
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бухгалтеру в работе нужны экономические и юридические знания, он должен следить за изменениями законодательства по налогам, бухучету, кадровым вопросам.
Бухгалтер учитывает каждые финансовые и кадровые изменения на предприятии. Поэтому чем больше компания, тем более сложнее его работа. На больших предприятиях бухгалтерские обязанности разделяют: бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по основным средствам, бухгалтер-экономист, главный бухгалтер, помощник бухгалтера и др.
Перечень обязанностей бухгалтера
Обязанности бухгалтера зависят от сферы деятельности компании. Выделим главные направления его работы:
Личные качества
Помимо профессиональных навыков важны и личные качества бухгалтера: внимательность, ответственность, от которых зависит финансовое благополучие предприятия. Бухгалтеру стоит быть усидчивым, терпеливым, сконцентрированным, с развитым логическим мышлением, умением работать с большими объемами информации и общаться с людьми в стрессовых ситуациях.
Ответственность бухгалтера
Работа бухгалтера сложна и серьезна. Он занимается проверкой финансовой информации, подготовкой документов и сдачей отчетности. Поэтому при нарушениях контролирующие органы могут направлять взыскания в адрес и руководства и бухгалтера. Его могут привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности.
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант
Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.
Значение бухгалтерии
Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.
В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:
Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.
Основные обязанности бухгалтера
Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.
Приведем примерный перечень его задач:
При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.
Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.