что делает первый проректор
Иерархия в вузе: кто главнее проректор, ректор или декан
Содержание
Думаю, что я не один был такой на первом курсе, кто путался в наименованиях, терминах, да и в целом структуре вуза и том, кто есть кто и кто важнее. Специально для таких как я, мне пришла в голову идея рассказать о вузовской иерархии. Кто главнее, а кто самый главный?
Должностная иерархия в высшем учебном заведении
Тянуть кота за хвост мы не будем и начнем с верхушки, с каждым шагом спускаясь всё ниже и ниже.
Ректор
Самый главный человек в высшем учебном заведении, его руководитель – это ректор. На его плечах лежит распределение ресурсов, создание стратегии дальнейшего развития вуза, поиск дополнительных источников финансирования. Как правило, о престиже вуза многое может сказать престиж ректора.
Мы рекомендуем одинаково уважительно относиться и к рядовым педагогам, и к деканам с ректорами
Проректор
Если с ректором всё понятно, то вот с проректором всё сложнее. Проректор – заместитель руководителя вуза, то есть ректора. Но чем крупнее вуз, тем больше в нём проректоров и каждый занимается своим конкретным направлением. Это может быть:
По своей сути, проректоры занимаются своей работой в конкретной отрасли, а также замещают ректора, на случай его отъезда, отпуска или болезни.
Директор и декан
Директора и деканы обладают одинаковыми функциями и отличаются лишь названиями. Директора – руководители институтов внутри большого университета. Если же в университете нет институтов, а только факультеты, то ими руководят деканы. Всё просто.
На плечах директоров и деканов лежат в первую очередь административные функции:
Как и у ректоров, у деканов имеются заместители по различным видам деятельности, а всю техническую работу, как правило, выполняют методисты деканата, набранные из числа студентов и выпускников.
Заведующий кафедрой
Высшее учебное заведение делится на институты или факультеты, а те в свою очередь на кафедры, которыми и руководят заведующие. Обязанностей у них немало:
Как и у ректоров, и у деканов, у зав. кафедрой тоже имеются замы, правда их меньше, хватает одного-двух.
Преподаватели
И закончим мы на самых важных людях вуза, без которых бы не было нужды ни в ректорах, ни проректорах, ни деканах – речь идёт про преподавателей. Они, кстати, тоже имеют свои иерархию:
Также на кафедрах работаю инженеры и лаборанты, которые помогают вести техническую работу. А ещё в вузе полно специалистов, несвязанных со сферой образования, это и бухгалтеры, и технические специалисты, занимающиеся техникой, уборщицы, охранники и много кто ещё.
Мы надеемся, что помогли вам разобраться с не такой уж просто иерархией руководителей в вузе. Если у вас ещё остались вопросы, то милости просим в комментарии, где я с радостью на них отвечу. Надеемся, наши советы смогли найти отклик в вашем сердце, ведь мы стараемся исключительно для вас! А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!
Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.
Студент — учащийся вуза.
Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!
Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.
Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.
Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.
К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Должностная инструкция первого проректора (проректора по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения
Должностная инструкция первого проректора (проректора по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения
(название учреждения, организации)
«___» ______________ 200_ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕРВОГО ПРОРЕКТОРА (ПРОРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ) ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
I. Общие положения
Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с работы приказом ректора вуза. На должность первого проректора (проректора по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения назначается лицо, имеющее высшее образование, ученую степень доктора или кандидата наук, научные труды с опытом научной и организаторской работы не менее 5 лет. Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения подчиняется ректору вуза. В своей деятельности первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения руководствуется:
— законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
— методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
— уставом учреждения;
— правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
— настоящей должностной инструкцией. Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения должен знать:
— нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы образования, в том числе высшего;
— отечественные и зарубежные достижения по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
— методику по совершенствованию учебной работы;
— передовые образовательные технологии;
— трудовое законодательство;
— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Во время отсутствия первого проректора (проректора по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение. _________________________________________________________________. _________________________________________________________________.
II. Должностные обязанности
III. Права
Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения имеет право:
Действовать от имени вуза, представлять его во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями вуза и другими организациями по различным вопросам. Вносить на рассмотрение ректора предложения по улучшению деятельности вуза. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений вуза, получать документы и информацию, необходимые для исполнения должностных обязанностей и прав. Требовать от ректора вуза оказания содействия в исполнении своих прав и обязанностей. _________________________________________________________________. _________________________________________________________________.
IV. Ответственность
Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения несет ответственность:
Руководитель
структурного подразделения:
Кто главнее: проректор, декан или заведующий
Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.
Иерархия должностей в вузе
Поможем разобраться во внутренней системе университета.
Ректор
Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.
Проректор
Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:
Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.
Директор и декан
Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.
Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:
У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо
Заведующий кафедрой
Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:
У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.
Преподаватели
У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:
Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.
Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Уровни исполнительного руководства
Функции первого проректора
Глупость и мудрость сходятся в одном и том же чувстве и в одном и том же отношении к невзгодам, которые постигают человека: мудрые презирают их и властвуют над ними, а глупцы не отдают себе в них отчета; вторые, если можно так выразиться, не доросли до них, первые их переросли. Мудрые, хорошо взвесив и рассмотрев свойства наших несчастий, измерив их и обсудив их истинную природу, возвышаются над ними мощным и мужественным порывом: они презирают их, попирают ногами, ибо обладают такой силой и крепостью духа, что стрелы злого рока, попадая в них, неизбежно должны, отскакивать и притупляться, как от встречи с твердым телом, в которое им не проникнуть. Люди обыкновенные, средние находятся между двумя этими крайностями — они осознают свои беды, ощущают их и не имеют силы их перенести.
Есть все основания утверждать, что невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею. Этот второй род невежества так же создается и порождается наукой, как первый разрушается и уничтожается ею.
Первый проректор является руководителем исполнительного руководства деятельностью вуза. Он несет личную ответственность за состояние, развитие и обязательства вуза, качество подготовки выпускников, соблюдение в вузе требований законов страны, имеет право подписи юридических и финансовых документов.
Первый проректор обязан способствовать росту авторитета и престижа вуза как российского учебного и научного центра, реализовывать принципы и стратегию его деятельности, содействовать комплексному развитию вуза в целом и каждого его подразделения в отдельности.
В своей деятельности первый проректор обязан выполнять требования Конституции России, законов страны, решения министерства общего и профессионального образования, Совета вуза, договоров вуза с другими организациями.
Первый проректор реализует решения Совета вуза (при несогласии с принятыми решениями вправе в двухнедельный срок возвратить решение со своими возражениями для повторного обсуждения). Он формирует и предлагает на утверждение Совета вуза структуру управления вузом, кандидатуры проректоров и начальников управлений, назначает руководителей административных подразделений, определяет их полномочия, обязанности и ответственность.
Первый проректор представляет на утверждение Совету вуза плановый и отчетный бюджеты вуза, годовой и перспективный планы мероприятий по содержанию и развитию вуза, по запросу Совета представляет отчет о деятельности вуза в целом или отдельных ее направлениях.
Первый проректор имеет право:
• действовать от имени вуза,
• представлять его в российских и зарубежных организациях,
• принимать решения об использовании имущества и средств,
• заключать договоры от имени вуза.
Первый проректор осуществляет контроль соблюдения законов страны и правил внутривузовской деятельности в работе подразделений, способствует расширению самостоятельности и ответственности руководителей факультетов и кафедр, содействует увязке результатов деятельности подразделений и их материально-финансового обеспечения, управляет текущими потоками финансовых ресурсов в соответствии с планом мероприятий, принятым Советом вуза.
Первый проректор организует в пределах финансирования работу администрации и других органов управления, а также вспомогательных подразделений вуза.
В своей деятельности первый проректор ориентируется на сохранение и развитие стратегических ресурсов вуза, развитие системы образовательных и научных услуг, выполнение программ деятельности и развития отдельных подразделений и вуза в целом, предотвращение ошибок в деятельности руководителей подразделений и злоупотреблений ресурсами вуза при взаимоотношениях с другими организациями, создание приоритетов для распределения ресурсов, создание механизма саморазвития подразделений при соблюдении общих целей, количественную экономическую оценку последствий принимаемых решений для текущего и перспективного периодов.
Первый проректор способствует:
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• интеграции усилий подразделений вуза,
• вовлечению в управление вузом всех уровней исполнительного руководства, включая деканов, заведующих кафедрами,
• расширению международных, региональных и внутригородских учебных и научных связей вуза,
• коллективному обсуждению принципиальных вопросов в жизни вуза,
• информированию коллектива работающих и студентов о состоянии и перспективах развития вуза и его отдельных подразделений,
• повышению квалификации профессорско-преподавательского и научного персонала,
• соблюдению прав работающих и студентов,
• улучшению условий труда и учебы,
• выполнению условий коллективного договора администрации и руководства профсоюзов.
Первый проректор реализует свои решения в виде распоряжений, приказов, указаний. В своей деятельности он опирается на проректоров, сочетая единоначалие с коллективным руководством.
Первый проректор несет персональную ответственность за координацию деятельности проректоров, руководителей организаций, входящих в университет, начальников управлений. Управление инфраструктурой вуза первый проректор реализует через руководителей управлений и отделов.
Первый проректор вправе делегировать часть своих прав проректорам, деканам или заведующим кафедрами, при соответствующем ресурсном обеспечении и ответственности.
При отсутствии ректора его обязанности до решения Совета возлагаются на первого проректора.
При отсутствии первого проректора его обязанности может выполнять один из вице-президентов по приказу ректора или первого проректора.
Для выполнения должностных обязанностей первому проректору предоставляются необходимые условия.
Первый проректор освобождается от должности ректором по согласованию с Советом вуза в случаях нарушения им законов страны, положений должностной инструкции, окончании срока полномочий, невозможности выполнения обязанностей или по личному заявлению.
Должностная инструкция первого проректора утверждается решением ректора.
Обязанности проректоров
| |
Проректор является штатным работником структуры управления вуза. Он назначается на должность приказом ректора по согласованию с ученым советом.
Проректор может исполнять свои обязанности при совмещении с учебной и научной работой внутри и вне вуза. Для проректора считается обязательной активная творческая деятельность.
Проректором назначается, как правило, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой, известный ученый в своей профессиональной области, в возрасте (при первом назначении) до 55 лет. Проректор, как правило, назначается на должность на 5 лет и исполняет обязанности не более двух сроков по 5 лет. Проректор принимается на работу по срочному контракту. Срок окончания срочного трудового контракта, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.
На время исполнения обязанностей за проректором сохраняется его учебная должность, которая замещается по конкурсу.
Проректору не рекомендуется занимать должности руководителя в коммерческих организациях или работать в их руководящих органах. О всех оплачиваемых работах в других организациях, не связанных с учебной и научной профессиональной деятельностью, вице-президент обязан поставить в известность Совет вуза, ректора и первого проректора.
Проректоры представляют, как правило, разные факультеты или структурные организации вуза. Назначение двух проректоров из числа работников одного факультета обычно не допускается.
Проректор подчиняется в своей деятельности ректору первому проректору.
Базовыми сферами ответственности проректоров является:
Руководство учебной деятельностью включает:
• выработку политики развития учебной деятельности
• содействие расширению и повышению качества образовательных услуг;
• организацию взаимодействия подразделений в рамках учебной деятельности;
• организацию учебного процесса;
• содействие международным контактам с зарубежными вузами и организациями, с целью повышения качеств образования;
• контроль за методическим обеспечением учебной деятельности;
• пропаганду достижений и возможностей вуза в сфере предоставления образовательных услуг;
• организацию приема студентов в вуз,
• содействие привлечению бюджетных и внебюджетных средств на образовательный процесс;
• разработку принципов использования средств, полученных за образовательные услуги;
• управление распределением ресурсов штатного расписания в вузе.
Три основных области учебной деятельности включаю:
• учебу студенческого контингента;
• дополнительные образовательные услуги.
Для каждой из них осуществляются оценка состояние организация текущей деятельности, прогноз будущей ситуации, методическая и документальная поддержка.
Руководство научной деятельностью предполагает:
• поддержка научных школ и коллективов;
• организация комплексных договоров группы подразделений или университета в целом с другими организациями и предприятиями;
• содействие выполнению крупных хозяйственных дог воров вуза или подразделений;
• привлечение финансовых ассигнований из различных источников;
• организацию экспертизы научных тем и проектов, представляемых для выполнения в рамках «единого наряда-заказа»;
• создание организационной структуры обеспечения деятельности и развития научных исследований в вузе;
• создание систем коллективного пользования и централизованного обслуживания коллективов оборудованием, материалами, услугами;
• контроль условий выполнения научных исследований и реализации их результатов;
• организация изучения отечественного и зарубежного опыта увязки научной и учебной деятельности;
• организация пропаганды научных достижений коллектива вуза.
Функции управлений
Вся совокупность служб управления в структуре руководства группируется в управления. Такими управлениями могут быть:
• научное (научно-производственный комплекс);
• хозяйственное (административно-хозяйственный комплекс);
Особыми областями в учебно-методической деятельности, которая смыкается с научно-исследовательской деятельностью, являются обеспечение обучения аспирантов и докторантов, а также безотрывных и дополнительных форм образования. Отдел аспирантуры и докторантуры организует прием на обучение, проведение конкурсных и аттестационных экзаменов, процесс обучения аспирантов, ведение личных дел обучаемых.
Специфика учебного процесса по дополнительным и безотрывным формам образования требует организации соответствующего обеспечивающего отдела в рамках учебно-методического управления, а в крупном вузе — специального департамента. Этот отдел обеспечивает процесс обучения на вечерних факультетах, в учебных филиалах и центрах, не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
В составе подразделений, обеспечивающих дополнительное (к основному или ранее полученному) и безотрывное образование (по отношению к основной деятельности обучаемого), можно выделить:
• юридически самостоятельные структуры (институты повышения квалификации и учебные центры);
• факультеты повышения квалификации;
• факультеты с вечерней формой обучения;
• факультет аттестации знаний экстерном;
• учебные центры на предприятиях;
• региональные учебные центры;
Вуз, развивая и обеспечивая дополнительные и безотрывные формы образования, расширяет спектр своих образовательных услуг, вовлекает основные учебные подразделения в дополнительную область деятельности. Масштабность деятельности и учебно-методические возможности технического университета позволяют на его базе иметь федеральный региональный центр базового и дополнительного образования, который способен развивать новые технологии образования, осуществлять кооперацию с другими регионами страны и соответствующими зарубежными центрами, выпускать методическую и учебную литературу.
Научное управление является особой структурой, что объясняется, с одной стороны, тесным переплетением научного и учебного процесса, а с другой — наличием специализированных научно-исследовательских и производственных подразделений. В вузе научные исследования являются необходимым и обязательным элементом деятельности преподавателей и обучения студентов. Для того, чтобы это обеспечить, в структуре вуза и при нем функционирует целая система научно-исследовательских организаций. Это самостоятельные крупные институты и центры, лаборатории в рамках факультетов и кафедр, малые научно-исследовательские предприятия на территории вуза, малые научно-исследовательские, консультационные, аудиторские и другие предприятия, использующие труд преподавателей и студентов, временные творческие коллективы, создаваемые с привлечением преподавателей и студентов.
Научное управление вуза способствует:
• привлечению средств федеральных программ для выполнения научно-исследовательских работ;
• составлению комплексных договоров, предусматривающих участие нескольких подразделений вуза;
• распространению в вузе информации о научных конкурсах, грантах, заявках на исследования;
• юридическому оформлению договоров подразделений вуза с другими организациями и ведению документации и финансовых расчетов по ним;
• защите интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков;
• обобщению и пропаганде достижений ученых и специалистов вуза;
• материально-техническому обеспечению проводимых исследований.
Основными задачами в области научно-исследовательской деятельности являются:
• проведение фундаментальных исследований, обеспечивающих создание новых знаний, становление научных школ;
• повышение квалификации преподавателей и качества подготовки специалистов на базе и в процессе выполнения научно-исследовательских работ;
• выполнение теоретических и прикладных работ для предприятий и организаций, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности и одновременно способствующих расширению связей между вузом и предприятиями — потребителями специалистов;
• эффективное использование интеллектуального потенциала высшей школы для решения актуальных задач экономики страны, региона и отдельных предприятий;
• создание новой и повышение качества используемой материально-технической базы учебного процесса;
• привлечение внебюджетных средств к обеспечению деятельности и развития вуза.
Финансируется научная и инновационная деятельность вуза за счет:
• средств, поступающих от предприятий и организаций как оплата за выполненные работы;
• средств Российских научных фондов (фундаментальных исследований, технологического развития, содействия развитию малых форм предприятий и других)!
• средств Фонда научно-исследовательских работ Министерства образования России;
• средств международных фондов;
• благотворительных взносов и пожертвований предприятий и частных лиц.
Научная деятельность лабораторий вуза, выполнение разовых договоров творческими коллективами и координация общевузовских программ обеспечиваются научным управлением как самостоятельным научно-производственным объединением. Для этого в его структуре создаются необходимые экономические и организационные отделы. Функционирует НПО в виде самостоятельного юридического лица в структуре вуза. Возглавляет НПО директор. Для содействия научной работе на факультетах и координации их деятельности выделяются должности заместителей деканов по научной работе.
В рамках научного управления выделяются подразделения научно-технических программ, аттестации и учета кадров, ведения договоров, бухгалтерии, патентно-лицензионной деятельности, государственной регистрации результатов работ.
При научном управлении создаются подразделения оформления результатов работ, фоторабот, размножения и печати, изготовления приборов.
Крупные научно-исследовательские институты и центры, а также малые научно-исследовательские фирмы, действующие в структуре вуза, имеют собственное административное управление. Координацию всей научной деятельности в вузе и ее увязку с учебным процессом осуществляет соответствующий проректор.
Управление по международным связям содействует деятельности факультетов, кафедр и других подразделений в рамках международных договоров о совместной деятельности. В управлении выделяются отделы по направлениям работ: учебные и научные договоры подразделений, индивидуальные зарубежные стажировки студентов, индивидуальные зарубежные стажировки преподавателей и сотрудников, организация приема иностранцев и командирование сотрудников за границу.
Управление международных связей содействует установлению контактов отдельных подразделений и специалистов вуза с их зарубежными коллегами, расширению работ вуза в рамках работ, финансируемых зарубежными организациями и фондами, обмену стажировками студентов и сотрудников, распространению в вузе информации о международных грантах, конкурсах и программах, организация и содействие включенному обучению российских и зарубежных студентов.
Задачами управления по международным связям является пропаганда достижений вуза за рубежом, повышение эффективности международной деятельности подразделений и отдельных сотрудников, привлечение в вуз ресурсов международных фондов, содействие контактам с ведущими зарубежными вузами, организациями и учеными.
В области научной деятельности управление по международным связям способствует:
• совместному проведению исследований и разработок;
• поставке и реализации на зарубежных рынках научно технической продукции коллективов вуза;
• привлечению иностранных инвестиций для реализации научных и инновационных проектов;
• созданию совместных научно-исследовательских фирм на базе структурных подразделений вуза;
• организации лизинга уникального научного оборудования;
• взаимному обмену научными кадрами;
• проведению международных конференций и семинаров;
• маркетинговым исследованиям зарубежных рынков научно-исследовательской продукции;
• совместным публикациям по результатам проведенных исследований.
Экономическое управление объединяет отделы планово-финансовый, труда и заработной платы, стипендий, материального имущества, кассу.
Организация предпринимательской деятельности образовательного учреждения
Основные направления совершенствования системы образования
Попечительский совет образовательного учреждения
Проблемы и перспективы развития образовательных учреждений
Регулирование деятельности образовательного учреждения
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
|