что делает охотник в квиддиче
Правила квиддича
Введение.
Наш квиддич ведёт своё происхождение из книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере и магической Британии. Квиддич в этих книгах самый популярный вид спорта магов, колдунов и волшебников. Игроки в нём летают на мётлах, уворачиваются от бладжеров закидывают мяч в кольца и ловят снитч.
Но отсутствие в свободной продаже летающих мётел весьма сильно изменило квиддич в России. Гандбольная площадка, игроки, забрасывающие по гандбольным правилам мячи в чужие ворота, игроки с ракетками, вышибающие игроков противоположной команды из игры, маленький тесный мячик, поимка которого означает конец игры.
Амплуа
В квиддиче существует четыре класса игроков: вратарь, охотник, загонщик и ловец. Для каждого из классов есть свои возможности и ограничения игры на поле, чётко зафиксированные в правилах.
По правилам в составе каждой из команд на поле должны одновременно находиться 7 игроков:
Женщины в квиддиче
В отличие от футбола, баскетбола и всего остального, тут не может быть однополых команд. Вернее не совсем так: может быть полностью женская команда, но полностью мужской команды быть не может. В правилах написано, что среди охотников не должно быть более двух мужчин.
Три мяча.
В квиддиче в игре может одновременно находиться три разновидности мяча:
Квоффл.
Четыре игрока из команды — трое охотников и вратарь — фактически играют в гандбол. Есть, правда, несколько отличий. Например, нет ведения и ограничения на число шагов с мячом. Зато есть разрешенные толчки «корпус—корпус» и «плечо—плечо». Размеры поля — гандбольные (20х40 м), ворота — гандбольные (2х3 м), а квоффл — это баскетбольный мяч уменьшенного (третьего) размера. Перед каждыми воротами есть штрафная зона, куда вражеский охотник не может входить, может только прыгнуть перед ней и в прыжке забить гол. Каждый гол приносит 1 очко.
Бладжеры.
В книге Роулинг бладжеры — это шары, которые сами по себе летают и сбивают игроков с мётел, а загонщики — это игроки, которые их отбивают. В жизни дело обстоит несколько иначе. В нашем квиддиче загонщик — это игрок с ракеткой (теннисной или бадминтонной), а бладжер — это надутый легкий резиновый мячик. Загонщики играют бладжерами. С помощью ракеток загонщик может выбить ЛЮБОГО игрока в игре бладжером. Если бладжер коснулся (неважно, каким образом) игрока во время игры — игрок выбит. Выбитый игрок поднимает руки вверх и медленно считает вслух до десяти. Пока он считает, участия в игре он не принимает. На четырёх загонщиков с обеих сторон приходится три бладжера. Загонщики всегда соревнуются за то, кто будет владеть бладжером. Держать бладжер в руке загонщик имеет право не более трёх секунд. За временем владения бладжером и счёта следят специальные судьи.
Снитч.
Гарри Поттер был ловцом, т.е. тем, кто ловил снитч. Снитч летал, а Гарри на метле пытался его поймать наравне с другим ловцом. В книге снитч летал как угодно и сам по себе. У нас, как вы уже поняли, само по себе ничего не летает. Снитч — это теннисный мячик. А ловцом может быть не любой человек, а только тот, у кого рост не более 175 см и вес не более 65 кг, причём в сумме эти параметры не должны превышать 235.
Если у Роулинг снитч летал, начиная с начала игры, то у нас снитч начинает «летать» только после 25-й минуты с начала матча. «Летает» снитч с помощью специальных судей — операторов снитча. Это два человека с разных концов поля, которые не глядя на поле, кидают снитч в случайном направлении. Ловец должен поймать снитч, пока он не коснулся пола. Если коснулся, то другой оператор подбирает снитч и кидает его еще раз. И так, пока снитч не пойман. Как только снитч пойман — игра заканчивается. За поимку снитча прибавляется 5 очков той команде, ловец которой словил снитч.
Игра идёт без перерывов, не делясь на таймы, можно остановиться только во время тайм-аута, который взял капитан одной из двух команд. Выигрывает та команда, которая набрала больше всего очков. Если количество очков одинаковое, выигрывает та команда, которая поймала снитч.
Магловский квиддич
Многие фанаты Гарри Поттера пытались адаптировать правила квиддича для маглов. Существуют различные варианты правил «квиддича-без-мётел», но в России локальную популярность среди ролевиков Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Брянска получили правила, представляющие собой вариацию на тему гандбола. Загонщики используют теннисные ракетки, а снитчем служит теннисный мячик — при поддержке «операторов снитча».
Эти правила используются на ролевых играх живого действия по миру Гарри Поттера с 2004 года (с различными изменениями), а начиная с 2006 года по квиддичу проводятся самостоятельные чемпионаты.
Содержание
Правила
Как и в книжном квиддиче, в команде играют три охотника. В качестве квоффла используется баскетбольный мяч третьего (3) размера. Он меньше, чем обычный баскетбольный. Игра охотников примерно аналогична гандбольной, за важным исключением — в квиддиче нет ведения и ограничения на число шагов, что приводит к достаточно жесткому стилю игры в защите. Для соблюдения «духа правил» и принципа «квиддич — игра для всех» как минимум один из охотников в каждой команде обязательно должен быть девушкой.
Вратарь в квиддиче играет практически по тем же правилам, что вратари в других видах спорта — он защищает минифутбольные ворота от ударов из-за пределов вратарской площадки, куда вражеские охотники не вправе заходить.
Ловец, как и в книге, обязан поймать снитч. Правда, для того, чтобы придать смысл игре охотников, за снитч начисляется всего 50 очков. Снитч появляется на поле через 25 минут игры, а до этого ловец обычно помогает своим охотникам при игре в защите и загонщикам в борьбе за бладжеры. Судьи кидают снитч из-за границ поля, и ловец обязан поймать его, прежде чем снитч коснулся земли. Если одному из ловцов удалось — игра заканчивается, в противном случае — снитч отдается судьям для нового броска.
За нарушения правил команды, как и в книге, наказываются пенальти — охотник получает право пробить своеобразный «буллит» по воротам соперников. Впрочем, ничто не препятствует загонщикам противника его «выбить» (а своим загонщикам — защитить его и выбить вратаря). Также ему обычно мешает вражеский ловец.
Чемпионаты
Основное квиддичное событие — чемпионат, который проводится два раза в год (в декабре и апреле). Декабрьский чемпионат по традиции проводится ближе к Москве, а апрельский — ближе к Санкт-Петербургу. Чаще всего в чемпионате принимают участие восемь команд (впрочем, иногда их меньше). Чемпионат обычно занимает выходные: в первый день команды играют внутри группы, а во второй день происходит плей-офф, начиная со стадии четвертьфинала.
Победителям вручаются кубок и медали, кроме того, вручаются также медали за второе и третье места. Помимо командных, вручаются также индивидуальные награды — MVP, лучшим в амплуа, лучшему в защите и т. д.
Чемпионат финансируется за счет взносов команд.
Кубки Вызова
Помимо основных чемпионатов, время от времени проводятся также Кубки Вызова (пока их было два — в 2009 и в 2010). Кубки Вызова предназначены для новичков или для тех, кто редко тренируется. В Кубках Вызова установлен лимит на игроков-мужчин, которые за последний год выступали в основных чемпионатах — не более двух, причем, обычно к ним предъявлялось требование смены амплуа.
Основной целью Кубка Вызова является продвижение квиддича, помощь в формировании новых команд, которые позже могли бы принять участие в чемпионатах.
Кубок Вызова проводится по принципам минимизации расходов и сил, требуемых для участия: соревнования проводятся в один день, а не в два, как с большими чемпионатами, следовательно, сокращаются расходы на аренду зала, поселение и т. д.
Комитет Капитанов Квиддичных Команд
Основным органов в квиддиче является Комитет Капитанов Квиддичных Команд (сокращенно — Комитет Капитанов, или 4К). Правом голоса в Комитете Капитанов обладают представители всех команд, которые приняли участие в последнем чемпионате. Совещательный голос имеют часть судей и организаторов, иногда временный совещательный голос имеют капитаны команд Кубка Вызова.
Комитет Капитанов вносит изменения в правила квиддича и принимает решения по другим важным для квиддича вопросам, в том числе назначает главного судью. Считается, что Комитет Капитанов обладает всей полнотой власти между чемпионатами, где власть передается, соответственно, организаторам чемпионата и судьям. Комитет Капитанов практически никогда не заседает очно; все вопросы обсуждаются и решаются через Интернет.
Квиддич. Ру
Основные ресурсы в сети Интернет, посвященные квиддичу — Квиддич. Ру и Сообщество в ЖЖ.
На сайте можно найти актуальную версию правил, организационную информацию по ближайшим событиям, фотографии, статистику и т. д.
В сообществе публикуются актуальные объявления о тренировках, обсуждения правил и изменений в них, решения Комитета Капитанов, а также живо и горячо обсуждаются прошедшие и предстоящие события.
Тренировки
Между чемпионатами основная активность в квиддиче сосредоточена на общих тренировках, которые проводятся в Москве и Санкт-Петербурге еженедельно (с перерывом на лето). На тренировках всегда рады новичкам.
История чемпионатов
Первый чемпионат был проведён под Санкт-Петербургом (Токсово), весной 2006 года. В чемпионате участвовало шесть команд, игравших по системе «каждый с каждым». Результаты:
Второй чемпионат прошёл в Москве, весной 2007 года. Кол-во команд возросло до восьми, был введен групповой турнир (2 группы по 4 команды) и плей-офф.
Третий чемпионат прошёл в подмосковном Ступино, в декабре 2007 года. Участвующие команды не изменились.
Четвёртый чемпионат прошёл в Санкт-Петербурге в апреле 2008 года. Стретсморские Сороки и еще две команды от участия в чемпионате отказались, а команда Гордость Феникса была сформирована большей частью из практически распавшейся команды Осмингтонские Осы. Таким образом в чемпионате приняло участие 5 команд, объединенных в одну группу, плюс плей-офф. Результаты чемпионата:
Пятый чемпионат прошёл в декабре 2008 года под Обнинском. Стретсморские Сороки снова участвовали, таким образом, в чемпионате играло 6 команд. Сначала был проведен групповой турнир «каждый с каждым», после этого — плей-офф. Победители чемпионата:
Матч за пятое место между «Лужей» и «Сороками» ознаменовался прецедентом, не имеющим аналогов в мировом спорте: игроки команд на время матча поменялись формами, именами и даже группами поддержки.
Шестой чемпионат состоялся 4-5 апреля 2009 года под Санкт-Петербургом (Токсово). В нём играли все те же команды, что и на предыдущем, пятом чемпионате, плюс команда «Гродзиские Гоблины», незадолго до этого игравшая на Кубке Вызова. Результаты чемпионата:
Седьмой чемпионат состоялся 5-6 декабря в г. Балабаново (под Обнинском). Были заявлены 8 команд: 7 старых, плюс «Трансильванские Твари», игравшие до этого на Кубке Вызова. Команды были разбиты на 2 группы, в группах проводились встречи «каждый с каждым», по результатам которых была составлена сетка плей-офф. Результаты чемпионата:
Таким образом, «Гордость Феникса» стала первой за всю историю квиддича командой, которая завоевала золото в трех чемпионатах подряд.
Очередной, восьмой чемпионат России состоялся 3-4 апреля 2010 года в Великом Новгороде. В нём приняло участие восемь команд (минус «Стретсморские Сороки», плюс «Кенмарские Коршуны»). Результаты чемпионата:
Этот чемпионат был первым за всю историю квиддича, в котором финальная игра закончилась вничью. Победителем стала команда, поймавшая снитч.
История других событий
1 марта 2009 в Санкт-Петербурге прошел Кубок Вызова. Приняло участие 8 команд, разбитых на 2 группы. Кубок прошел по системе «каждый с каждым» в группах, плюс финал. Победитель Кубка, команда «Гарпии Гервена» примечательна тем, что в ней играли только девушки. Результаты кубка:
6 марта 2010 года в подмосковном Троицке состоялся второй Кубок Вызова, который проводился по тем же принципам, что и первый года назад. Из игравших на первом Кубке команд остались только Российские Железнодорожники и Кенмарские Коршуны, добавились три новых команды, в том числе одна из Троицка. Результаты Кубка:
Амплуа №1. Охотник. Общее описание.
В ряде следующих сообщений мы постараемся дать более подробное описание основных амплуа, существующих в квиддиче. Данная статья посвящена, пожалуй, наиболее понятному из них для внешнего наблюдателя. Она посвящена охотникам.
Как показывает опыт, именно в этом амплуа новичку заиграть проще всего.
Если слово «охотник», как и слово «квиддич» вам совсем ничего не говорит, лучше вначале прочитайте первый пост в этом блоге, посвящённый основным правилам игры в квиддич.
Количество на поле
Из семи игроков команды, присутствующих на поле, трое являются охотниками.
При этом по правилам среди них должно быть не более двух мужчин.
Основная цель в игре
Именно охотники в команде отвечают за то, чтобы забивать голы в чужие ворота. Для того, чтобы забить гол, нужно забросить самый большой из мячей находящихся в игре (квоффл) в ворота команды соперника.
Квоффл
Квоффл представляет из себя баскетбольный мяч небольшого (третьего) размера.
Он примерно равен по диаметру гандбольному мячу, но весит меньше.
Ворота кстати по размерам также соответствуют стандартным гандбольным (2х3м.)
Ведение квоффла
В отличие от гандбола и баскетбола в квиддиче нет понятия «пробежки»
Силовые взаимодействия
В квиддиче запрещены удары, толчки (за исключением плечо в плечо и корпус в корпус), зацепы, захваты, подножки и подсечки, а также нельзя опираться на другого игрока, находясь в прыжке.
Разрешена постановка заслонов, блокирование прямыми руками (развёрнутыми друг по отношению к другу более, чем 90 градусов), толчки плечо в плечо и корпус в корпус, продавливание соперника массой своего тела.
Штрафной
В случае когда судьи фиксируют нарушение одним из игроков правил игры, назначается штрафной бросок. Как только квоффл оказывается у провинившейся команды, они обязаны передать его судье для проведения штрафного броска.
Пробивающая штрафной команда выбирает из своих рядов охотника, который будет это делать. Он получает квофл в центре поля и должен попытаться забросить его в чужие ворота. Разумеется не с места. Он имеет право сколько угодно двигаться по чужой половине поля, не входя, разумеется, в штрафную.
При этом все охотники, кроме пробивающего штрафной уходят на другую половину поля. И могут её покинуть только после того как будет забит гол или квоффл коснётся пола или игрока противоположной команды.
Штрафная площадь
Охотник не может заходить в штрафную площадь перед чужими воротами. За исключением того случая, когда он впрыгивает в чужую зону для нанесения броска.
Если охотник в момент броска касается зоны внутри чужой штрафной площади (или другой охотник его команды, находится в чужой штрафной) гол не засчитывается. А квоффл передаётся противоположной команде.
Зона и ауты
Если квоффл вышел за пределы поля, всбрасывается аут. Аут вбрасывает та команда, игрока которой в последний раз коснулся квоффл, перед тем как покинуть поле.
Ограничение по времени
Ограничения времени на проведение атаки не существует. Однако есть ограничение на время выведения квоффла на чужую половину поля.
После того как команда заполучила квоффл в своё владение, её охотники обязаны в течение 15 секунд перейти с квоффлом на чужую половину поля.
Возможности игроков других амплуа забить гол
Игроки других амплуа практически не способны забить гол в чужие ворота, в связи с наложенными на их игру ограничениями:
На практике случаются лишь три ситуации, при которых голы забиваются не охотниками:
В следующем посте мы подробнее расскажем о тактике игры на позиции охотника и сосредоточимся на тех навыках, которые необходимы для успешной игры на этой позиции.
Квиддич
Квиддичное поле
Трибуны зрителей расположены на башенках, т.к. основное действие разворачивается в воздухе
Квиддич (англ. Quidditch) — спортивная игра, невероятно прославленная и знаменитая в волшебном мире. В квиддич играют на летающих мётлах.
Содержание
Международные организации
«Отдел магических игр и спорта» Министерства магии Великобритании, в котором расположены штаб-квартиры британских и ирландских квиддичных Лиг, сотрудничает с несколькими международными организациями:
Правила игры
На поле сражаются две команды по 7 человек в каждой. Запасные игроки не предусмотрены. Команды летают на мётлах над овальным полем, в концах которого стоят по трое ворот в виде колец. Каждый гол в это кольцо (любое из трёх) команды-соперницы приносит 10 очков. Цель игры — набрать как можно больше очков до окончания игры. Игра заканчивается с поимкой ловцом одной из команд снитча, поэтому может длиться сколько угодно. Поимка снитча к тому же приносит команде ещё 150 очков и, как правило, победу, хотя и не всегда.
Следующие правила были установлены Отделом магических игр и спорта при его создании в 1750 году:
Мячи для игры
В квиддич играют 4 мячами:
Мячи для квиддича. Слева направо и сверху вниз: первый бладжер, квоффл, золотой снитч, второй бладжер с битой загонщика.
Состав команд
Команда игроков в квиддич состоит из 7 человек.
Нарушения
Фрагмент игры в квиддич в Хогвартсе
Правила пишутся, чтобы быть нарушенными. В списках Отдела магических игр и спорта значатся семьсот различных нарушений. Известно, что все они были совершены в финале первого Кубка мира в 1473 году. Полный список нарушений, тем не менее, никогда не был опубликован. С точки зрения отдела, он может «навести на мысль». Девяносто процентов нарушений невозможны, покуда соблюдается запрет на использование палочек против команды-соперницы (установлен в 1538 году). Из оставшихся десяти процентов о большинстве можно с уверенностью сказать, что их не совершит даже самый грубый игрок: «поджог оперения метлы противника», «удар метлы противника битой», «нападение на противника с топором».
Однако нельзя сказать, что сегодняшние игроки в квиддич никогда не нарушают правила. Десять наиболее распространённых нарушений указаны ниже. Правильная квиддичная терминология указана в первом столбце.
Название | Совершается |
---|---|
Обманка | Загонщиком |
Удар по Бладжеру в направлении публики, чтобы вызвать прекращение игры — распорядители будут вынуждены защищать зрителей. Иногда используется беспринципными игроками, дабы помешать Охотнику команды-соперницы. | |
Подсечка | Всеми игроками |
Захват метлы с целью сбить противника с курса. | |
Выталкивание квоффла | Вратарём |
Просовывание какой-либо части тела через обруч ворот, дабы выбить Квоффл. Защитник должен закрывать ворота спереди, а не сзади. | |
Прихват | Всеми игроками |
Захват хвоста метлы соперника с целью замедления его полёта или создания помехи для него. | |
Пропихивание квоффла | Охотником |
Рука всё ещё держит Квоффл, когда он проходит через обруч ворот (Квоффл должен быть брошен) | |
Стычка | Всеми игроками |
Полёт с целью столкновения. | |
Отмашка | Всеми игроками |
Чрезмерное использование локтей против соперников. | |
Подтасовка квоффла | Охотником |
Нанесение порчи Квоффлу с целью ускорить его падение или заставить его лететь зигзагом. | |
Давиловка | Охотником |
Более чем один Охотник в штрафной площадке. | |
Перехват снитча | Всеми игроками, кроме ловца |
Касание или поимка золотого Снитча любым игроком, кроме Ловца. |
Чемпионат мира по квиддичу
Поле чемпионата мира.
Чемпионат Хогвартса
Матч по квиддичу Гриффиндор — Слизерин. Трибуны, как всегда, полны.
В Хогвартсе школьный чемпионат проводится каждый год. В книгах два раза чемпионат отменялся: в «Гарри Поттер и Тайная комната» — из-за нападения на полукровок и маглорождённых, в «Гарри Поттер и Кубок Огня» — из-за Турнира Трёх Волшебников.
Как упоминается в первой книге гепталогии, до появления в Хогвартсе Гарри Поттера шесть лет подряд кубок Хогвартса завоевывал Слизерин. Последующие годы победителями были:
Зарождение Квиддича или Игра с болота Квирдитч [3]
Сведениями о первой, еще примитивной разновидности игры в квиддич мы обязаны волшебнице по имени Герти Кеддл. Она жила в XI веке на краю Квирдитчского болота и, к счастью для нас, вела дневник (ныне он хранится в лондонском Музее квиддича). Ниже приведены отрывки из этого дневника в переводе на современный английский с довольно безграмотного англо-саксонского оригинала:
«Вторник. Жара. Компашка с того края болота опять принялась за свое. Носятся на метлах, играют в какую-то нелепую игру. Здоровенный кожаный мяч плюхнулся прямо на мои капустные грядки. Наслала порчу на типа, который за ним явился. Хотела бы я посмотреть, как он теперь полетит коленками назад, кабан волосатый!»
«Вторник. Сыро. Ходила на болото собирать крапиву. Дурни на метлах опять играют. Понаблюдала за ними из-за большого камня. У них новый мяч. Перекидывают его друг другу и стараются забросить на деревья в разных концах болота. Ерунда жуткая.»
«Вторник. Ветрено. Приходила Гвеног, угостила ее чаем с крапивой. Она позвала меня прогуляться. Смотрели вместе, как эти остолопы играют в свою дурацкую игру на болоте. С ними был тот рослый чародей-шотландец, что живет на холме. У них теперь еще и две каменюки летают, норовят кого-нибудь стукнуть по башке. Жаль, пока я смотрела, так никого и не стукнули. Гвеног сказала: она, мол, и сама частенько играет. Гадость какая! До самого дома плевалась.»
Из этих отрывков можно узнать очень многое, а не только то, что Герти Кеддл не знает названия ни одного дня недели, кроме вторника. Во-первых, мяч, плюхнувшийся на ее капустные грядки, был сделан из кожи, как и современный квоффл, и это вполне оправданно — надутый воздухом пузырь, использовавшийся в других играх того времени, невозможно метко кидать, особенно в ветреную погоду. Во-вторых, Герти сообщает, что участники игры старались забросить мяч на деревья в разных концах болота — видимо, так вначале выглядело забивание гола. В-третьих, Герти Кеддл описывает прообраз ныне существующих бладжеров. Примечательно, что в игре принимает участие «рослый шотландец». Возможно, у себя на родине этот чародей играл в крекьяун? Не он ли придумал заколдовать пару тяжелых камней, создав дополнительную угрозу для игроков, наподобие падающих с неба камней в шотландской национальной забаве?
Следующее упоминание об игре с Квирдитчского болота мы встречаем лишь столетие спустя, когда волшебник по имени Гудвин Нин берется за перо и пишет письмо своему норвежскому родичу Олафу. Нин жил в Йоркшире — вот как далеко распространилась игра за сто лет, прошедших с тех пор, как Герти Кеддл впервые увидела ее. Письмо Нина хранится в архиве норвежского Министерства магии:
Как ты поживаешь? У меня все хорошо, только Гунхильда хворает драконьей оспой. В прошлую субботу отлично поиграли в квиддич. Жаль, бедная Гунхильда не могла играть за поимщика, пришлось вместо нее позвать Радульфа-кузнеца. Команда из Илкли играла отменно, да только куда им против нас! Мы же целый месяц тренировались, вот и забили сорок два гола. Радульфу блажир угодил по голове, потому что старый Угга не особо поворотлив со своей дубинкой. Новые бочонки в игре очень даже недурны. Мы их водрузили на шесты, по три штуки с каждой стороны. Бочонки нам одолжила Уна из трактира, да еще и до утра бесплатно поила медовухой за то, что мы выиграли. Гунхильда немножко рассердилась, что я поздно домой вернулся. Пришлось побегать от ее заклятий. Ну да ничего, пальцы уже снова отросли.
Посылаю с этим письмом самую лучшую сову. Надеюсь, долетит.
Из этого письма видно, как изменилась игра за прошедшее столетие. Жена Гудвина должна была играть за «поимщика» — вероятно, так в старину называли охотников. «Блажир» — это, несомненно, бладжер. Кузнеца Радульфа от бладжера должен был защитить Угга, который, несомненно, был загонщиком, судя по его дубинке. Голы бьют уже не по деревьям, а по специальным бочонкам, установленным на шестах. И все же одного существенного элемента пока еще не хватает, а именно — золотого снитча. Только в середине XIII века в игре появляется четвертый мяч, и происходит это довольно любопытным образом. (читайте статьи Снитч и Золотой Сниджет).