что делает музыкальный менеджер
Менеджер артиста VS ассистент. Кто это? Зачем нужен?
Сегодня поговорим о том, кто такой менеджер артиста, зачем нужен менеджер и почему артисты ищут себе менеджера.
Если спросить «А для чего тебе нужен менежер? Чтобы он делал что?», в ответ появляются расплывчатые ответы.
Это неконкретно и неизмеримо! Это не разговор.
Из разговора с артистами становится понятно, что они ищут себе личного ассистента, а не менеджера. Это не одно и то же.
Искать человека нужно не по названию профессии, а исходя из конкретных задач, которые подлежат выполнению.
Ассистента ищут большинство артистов.
Ассистент выполняет поставленные перед ним задачи: найти паблики для рекламы, найти выход на радио, найти медиа-ресурс для интервью, раскидать песню на лейблы и проч.
Это важно для работы. Но это не то, для чего нужен менеджер.
Задача менеджера – четко прописать цели артиста на короткий, средний и длительный срок (в измеряемых величинах) и определить и обеспечить ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
Это ключевое отличие роли менеджера и ассистента.
Менеджер должен выстроить бизнес, сформировать видение для движения команды, дать команде ресурсы для выполнения целей, а ассистент выполняет текущие задачи.
Отличается и уровень ответственности.
Если артист не выполнил план, команда не пришла к намеченным целям – чаще всего вина лежит на менеджере. Его задачей было обеспечить ресурсы, предусмотреть риски, поставить задачи участникам коллектива.
Ассистент выполняет то, что ему говорят, в рамках своей компетенции.
Менеджер – это управленец, задача которого выстроить работу коллектива артиста.
Ассистент – это человек, выполняющий текущие задачи, которые ставит менеджер.
В нашем мире, особенно в самом начале карьеры артиста, роли в коллективе совмещаются в одном человеке. Часто артист одновременно и менеджер, и ассистент в одном лице. Ещё чаще менеджер выполняет работу ассистента.
Практически во всех случаях это необходимость, так как в команде ещё нет ресурсов для чёткого разделения ролей.
Но даже на начальном этапе важно понимать, как устроена команда большого артиста, ведь рано или поздно придётся столкнуться с необходимостью собирать многочисленную команду и чётко распределять роли в коллективе.
Профессия: музыкальный менеджер
Как живёт, что умеет и с какими трудностями сталкивается музыкальный менеджер?
Задумываешься над тем, как это – работать с рок-звездами? Концерты, поездки, музыка, возможность делать селфи со звёздами… Но не только! Все это тяжелая работа, и не всегда такая веселая, как может показаться.
Менеджер артиста или группы ведет деловые вопросы музыкантов. Ведь большинство из них далеко не так хороши в продвижении и переговорах, как в музыке. Задача менеджера – заботиться о повседневной работе и делах музыканта, чтобы он мог сосредоточиться только на творчестве.
Кто такой музыкальный менеджер?
Музыкальный менеджер занимается карьерой групп, певцов и диджеев. Основная его задача – координировать людей и проекты, чтобы продвигать музыкантов. Менеджер должен быть организованным и коммуникабельным, обладать деловой хваткой и невероятной стрессоустойчивостью. Ему необходимо поддерживать связь с рекламными агентами, промоутерами событий и талант-агентствами.
Работа менеджера – это 24/7. Он должен быть доступен в любое время суток, без выходных и праздников, и быть готовым решить любую задачу своего клиента.
Известные менеджеры
Brian Epstein – менеджер The Beatles. Он стал менеджером группы без опыта в музыкальном бизнесе. Однако именно он открыл The Beatles миру, создав их сценический образ, приучив их к дисциплине и научив подавать свою музыку.
Kirk Sommer – один из самых влиятельных музыкальных агентов в мире. Он организовывает туры для The Killers, Adele, Pet Shop Boys, Ellie Goulding, Morrissey, The Shins и Arctic Monkeys.
Troy Carter – музыкальный менеджер Lady Gaga и John Legend.
Sharon Osbourne – жена и менеджер Ozzy Osbourne, британская телеведущая, писательница, музыкальный продюсер и предприниматель.
Tom Parker – менеджер Elvis Presley. В то время, как другие менеджеры получали 10-15 процентов от прибыли музыканта, Паркер получал до 50%. Пресли говорил о Паркере: ‘Я не думаю, что смог бы стать великим музыкантом без него. Он очень умный человек’.
Что делает музыкальный менеджер?
Музыкальный менеджер — главный фанат музыканта. Он отвечает за раскрутку и публичный образ своего артиста. Хороший менеджер часто выполняет обязанности пресс-службы, промо-группы, букинг-агента, бухгалтера, организатора гастрольного тура и даже личного консультанта.
Для неподписанных (не имеющих контракта с лейблом) музыкантов менеджер должен:
Для уже подписанных на лейблы музыкантов менеджеры должны:
Как это – быть менеджером?
Simon Banks, основатель компании SB Management, рассказывает о роли менеджера:
‘Менеджер – посредник между артистом и остальным миром. В этой отрасли много драмы. Некоторые музыканты будут не раз звонить со словами: ‘Боже мой, если ты сейчас не сделаешь это, моя карьера окончена!’. И тебе нужно разобраться: что случилось и какие возможные исходы определённой ситуации. Чем это грозит, что будет в худшем и лучшем случаях? Быть дипломатом – это огромная часть моей работы’.
Emma Edgar, 35-летний тур-менеджер, работает с большими мировыми группами от Placebo до Everything Everything уже 16 лет. Прошлым летом она работала на фестивале Download, крупнейшем рок-мероприятии в Великобритании с 100 000 посетителей.
‘Все что угодно – от эго артиста до несварения желудка – может испортить концерт. Решение таких ситуаций требует серьезных навыков. Это не просто управление людьми в хороший день. Это работа с людьми, когда они тоскуют по дому, или когда что-то пошло не так. Менеджер должен знать, когда оставить музыканта в покое, а когда – быть рядом.
Каждый член команды должен быть профессионалом. Туры стали невероятно важной частью дохода музыкантов. Их нельзя подвести, иначе они теряют деньги и рискуют своей карьерой. Жить с коллегами по работе и всеми их недостатками в автобусе 11×3 метра – сложно. Но я люблю наблюдать за людьми и видеть, как они взаимодействуют’.
Также тур-менеджеру нужно справляться со множеством фанатов. Эмма рассказывает: ‘Подростки поп-фанаты – самые сложные. Они очень изобретательны и очень увлечены. Бывает очень сложно, когда утром выходишь из автобуса, а там так много людей’.
Jill Meniketti, менеджер хард-рок группы Y&T рассказывает: ‘Управление группой – неблагодарная работа. Все музыканты постоянно чего-то хотят: больше информации, больше шоу, еще одну запись – и хотят это немедленно. Они часто забывают, что всеми этими вещами занимается реальный человек, а не робот. Эта работа не для слабонервных. Нужно быть настойчивым и толстокожим. Мне повезло, что ребята, с которыми я работаю – профи. Но я слышала ужасные истории от других музыкальных менеджеров’.
Tom Begley, тур менеджер группы You Me At Six рассказывает: ‘Каждый артист и тур абсолютно разные. Я участвую во всем: от бронирования гостиниц, полетов или поиске массажиста до того, чтобы накормить музыкантов тем, что они хотят. А иногда я тот парень, раздающий воду в первом ряду. Создание концертов в туре похоже на день сурка. Ты не видишь город, в котором находишься, не покидаешь концертную площадку. И шоу должно быть одинаково крутым каждый день. Все супер-масштабное: даже на репетициях задействовано столько же техники, сколько на концерте.
В дороге случается много странных вещей. Например, музыкант может взбеситься, что кто-то съел его мюсли. Ты как будто попадаешь в чужую огромную семью и отвечаешь за нее. Проблемы бывают разными. Например, как-то мы летели на фестиваль в Латвии, и авиакомпания потеряла наш багаж с инструментами. Мне пришлось звонить и искать технику в стране, где я никого не знал.
Иногда нужно везти артиста в больницу в 4 часа утра или стоять под дождем несколько часов, пока группа подписывает автографы. Ты можешь ночевать в пятизвездочном отеле, но безумно скучать по собственной кровати. И хотя время от времени работа сводит меня с ума, мне нравится то, что я делаю’.
Типы менеджеров
Какие же бывают музыкальные менеджеры?
Иногда типы менеджеров объединяются в одном лице и один человек совмещает множество функций.
Что нужно, чтобы стать менеджером?
Чтобы стать хорошим музыкальным менеджером нужно не только быть общительным и очень ответственным. Нужно разбираться в музыкальном бизнесе, чтоб продвигать артиста.
Чтобы стать менеджером, не обязательно иметь специальное образование, хотя некоторые работодатели требуют от кандидатов диплом в сфере музыкального бизнеса или управления бизнес-проектами. Но часто крупные агентства просто предлагают стажировку, которая позволяет получить опыт.
Менеджер Tom Begley рассказывает: ‘Я не был опытным, но я учился. До этого я работал менеджером в Pizza Hut. И никаких учебников для тур-менеджера не существовало. Я не квалифицирован, потому что нет такой квалификации. Всё приходит с опытом’.
Музыкальный менеджер
Музыкальный менеджер – специалист, выполняющий продвижение талантливых людей в мире шоу-бизнеса. Певец, музыкант или композитор отвечают за творческую часть работы, менеджер – за установление деловых контактов. Музыкальный менеджер должен иметь высшее образование и деловую хватку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
В сфере шоу-бизнеса важен не только талант, но и команда, которая занимается продвижением артиста. Талантливые певцы, музыканты, композиторы нуждаются в опытном агенте, который будет заниматься урегулированием всех спорных вопросов. Именно музыкальный менеджер ищет инвесторов, он осуществляет организацию концертов и проверку исполнения райдера. Менеджер договаривается о рекламных контрактах и гонорарах, он отстаивает права музыканта и общается с прессой. Профессиональный музыкальный менеджер по совместительству является помощником, ведь творческие люди нередко впадают в депрессию, сталкиваются с кризисами и усталостью. Менеджер помогает соблюдать баланс между творчеством и частной жизнью, они может одновременно работать с несколькими музыкантами.
Особенности профессии
Музыкальными менеджерами нередко становятся выходцы из сферы шоу-бизнеса. Они могут не достичь высоких карьерных высот на сцене, однако выбирают другой способ для реализации своих управленческих и организаторских способностей. Менеджеры во всех ситуациях отстаивают права и интересы музыкантов, с которыми работают. Они обладают колоссальными деловыми связями, поэтому могут договориться о проведении концерта, рекламных публикациях и даже о создании новых творческих групп.
Музыкальные менеджеры осуществляют кастинг, например, во время выбора танцоров для шоу-программы, осветителей, гримеров и других специалистов, которые войдут в команду певца. Список обязанностей следующий:
Круг обязанностей может быть более широким, все зависит от ранга звезды и требований, прописанных в контракте. Менеджеры сопровождают звезду во время всех концертов, они оказывают психологическую и мотивационную поддержку.
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Музыкальный менеджер имеет безупречные вкус и слух, он отслеживает модные новинки, знает требования целевой аудитории. Имеет ярко выраженные управленческие черты, умеет урегулировать спорные вопросы, является тонким психологом. Обладает профессиональной интуицией, которая позволяет ему вычислить будущую звезду среди тысяч неизвестных музыкантов.
Обучение на музыкального менеджера
Музыкальные менеджеры являются выпускниками творческих вузов. Нередко эту профессию выбирают певцы и музыканты, которым не удалось достичь карьерных высот, а также продюсеры. Будущие менеджеры могут пройти профессиональную переподготовку по профилю «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», срок которой составляет 1 год. Программы реализуются в бизнес-школе RMA и Институте управления и предпринимательства в социальной сфере.
Кем статьТворческий менеджмент: чем занимаются менеджеры музыкальных проектов?
Что делают люди, окружающие представителей креативных индустрий
В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В новом выпуске рассказываем о директорах музыкальных проектов — людях, которые непосредственно влияют на карьеру популярных музыкантов.
Менеджер музыкального проекта
Места работы
Музыкальные агентства, лейблы, букинг-агентства
Задачи
координировать работу участников проекта; следить за коммерческой стороной деятельности своего клиента; помогать ему принимать решения и давать советы по вопросам, которые могут повлиять на ход карьеры; планировать гастрольный тур
Известные менеджеры музыкальных проектов
Трой Картер
менеджер Lady Gaga и John Legend, инвестор в таких компаниях, как Uber, Votizen и Summly, одинаково важная фигура как для Голливуда, так и для Силиконовой долины
Джей Браун
сооснователь Roc Nation, менеджер Рианны, отмечен журналом Billboard, как один из ключевых игроков музыкальной индустрии из тех, кому ещё не исполнилось 40
Кирк Соммер
из компании William Morris Endeavor. По мнению Paper Magazine, — один из самых влиятельных концертных агентов в мире. Занимается турами The Killers, Adele, Pet Shop Boys, Ellie Goulding, Morrissey, The Shins и Arctic Monkeys
Общаться с людьми
Успешный менеджер музыкального проекта в первую очередь должен обладать выдающимися навыками управления людьми и уметь решать проблемы с темпераментными клиентами. Он должен быть уверенным и хватким, ведь он не может позволить себе бояться контактировать с незнакомыми людьми и принимать от них отрицательный ответ. Ни о каком рабочем графике не может быть и речи — менеджер должен быть доступен ночью, в выходные и праздники. К тому же, он всегда должен быть в состоянии тактично сообщить негативную информацию клиенту и сходу предложить несколько вариантов для разрешения ситуации.
Работа музыкального менеджера не требует специального образования, хотя многие работодатели, включая William Morris Endeavor и International Creative Management, требуют от кандидатов диплом в сфере музыкального бизнеса или управления бизнес-проектами. Как правило, крупные агентства и музыкальные издательства предлагают кандидатам стажировки, которые позволяют получить опыт и увидеть бизнес изнутри перед тем, как выйти в поле.
Разбираться
в бизнесе
Обычно музыкальные менеджеры работают за комиссию от 15 до 30 процентов годового дохода своих клиентов. Так, например, если группой занимается менеджер на ставке в 20 процентов, а за год музыкант заработает на гастролях и, например, продаже альбома 10 миллионов рублей, то менеджер получит из них два миллиона. В то время как это может казаться внушительной суммой, на деле это чуть больше 150 000 рублей в месяц, включающие в себя все накладные расходы: аренду офиса, телефонные счета и перелёты.
Помимо музыкальных менеджеров, работающих при агентствах и музыкальных издательствах, есть ещё и независимые менеджеры, которые, как правило, выбираются из наиболее осведомлённых в бизнесе друзей музыканта. С одной стороны, такому эксперту нужен опыт, с другой — он не возьмёт большой процент и будет увлечён своей работой. Далеко не худший вариант.
Следить за публичным образом группы
Музыкальный менеджер — один из главных фанатов группы. Он ответственен за её раскрутку и публичный образ. В некоторых случаях он должен уметь найти финансирование и поддержку на стороне и уметь продвинуть рекламную кампанию в СМИ и саму группу так, чтобы о группе услышало как можно больше людей. Как правило, музыкальный менеджер ведёт страницы групп в социальных сетях или нанимает для этого отдельного человека. Кроме прочего, правильный менеджер выполняет или делегирует обязанности пресс-службы, промо-группы, букинг-агента, бухгалтера, организатора гастрольного тура и даже личного консультанта. Как правило, во избежание разногласий, обе стороны заинтересованы в том, чтобы все эти пункты были закреплены в контракте.
Защищать музыканта от критиков
Альберт Гроссман и Боб Дилан
Одним из самых агрессивных музыкальных менеджеров в истории был Альберт Гроссман, буквально сделавший карьеру Боба Дилана. Он был известен тем, что вступал в открытую конфронтацию с теми, кто, по его мнению, не уважал музыканта. К тому же брал со своих клиентов комиссию в 25 процентов (при тогдашнем стандарте в 15), аргументируя: «Каждый раз, когда вы разговариваете со мной, вы становитесь на 10 процентов умнее, чем раньше. Так что я просто добавляю десять процентов к сумме, которую болваны берут ни за что». В биографии I’m Not There, среди прочего, был упомянут характерный момент, когда Гроссман сказал управляющему английской гостиницы, что тот, сэр, «является одним из самых тупых задниц и самым глупым человеком», с которым Гроссман когда-либо говорил в жизни.
Пробовать новые маркетинговые приёмы
Несмотря на то что через музыкальных менеджеров проходят все проблемы, связанные с проектами, лучших из представителей профессии можно определить не только по акульей хватке, но и по тому, как они превосходят ожидания клиентов. Так, например, молодой музыкальный менеджер Лоис Ньюкомбе (Lois Newcombe), которая занималась туром Hot Chip — Made in the Dark, среди своих самых успешных моментов называет организацию духового оркестра, игравшего попурри из хитов Hot Chip перед концертами в Brixton Academy и на фестивале Glastonbury: «Есть что-то потрясающее в том, чтобы помочь тубисту почувствовать себя рок-звездой, когда он уже потерял эту надежду, выбрав духовую секцию».
Музыкальный менеджер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой музыкальный менеджер?
Музыкальный менеджер — отдельный специалист или компания, которые направляют профессиональную карьеру артиста в музыкальной индустрии. Музыкальный менеджер следит за коммерческой составляющей деятельности своего клиента, помогает ему принимать решения и даёт советы по различным вопросам, которые могут повлиять на ход карьеры.
Что делают музыкальные менеджеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь музыкальный менеджер?
Требования к музыкальным менеджерам:
Востребованность и зарплаты музыкальных менеджеров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 359 вакансий, с каждым месяцем спрос на музыкальных менеджеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой музыкального менеджера по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать музыкальным менеджером и где учиться?
Варианты обучения для музыкального менеджера с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения музыкального менеджера: подробный обзор
1 место. Курс «Музыкальный менеджер» — Skillbox
Кому подойдёт этот курс:
Чему вы научитесь:
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
21 тематический модуль, 100 онлайн-уроков