что делает муниципальный депутат
Что делает муниципальный депутат
Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.
(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
Полномочия депутата представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона из состава представительных органов внутригородских районов, начинаются со дня избрания депутата представительного органа внутригородского района депутатом представительного органа городского округа с внутригородским делением, в состав которого входит данный внутригородской район, и прекращаются со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа городского округа с внутригородским делением депутата от данного внутригородского района.
(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
(абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 148-ФЗ)
5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ)
(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 04.11.2007 N 253-ФЗ)
5.2. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
(часть 5.4 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.5. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 5.5 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторами Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 19.11.2021 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть 7.1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(часть 7.3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
(часть 7.3-1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(часть 7.3-2 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
7.4. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
(часть 7.4 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
(часть девятая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.2. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
(абзац введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(часть 11 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
Муниципальные депутаты: Кто такие? Что делают? Зачем нужны?
Кто такие?
Петербург поделен на муниципальные образования (МО): всего их в городе 111. В МО «Автово» выбирать муниципальных депутатов (мундепы, муниципалы) будут в 2021 году, а в остальных 110 муниципалитетах выборы проходят в 2019 году. В каждом округе от 10 до 24 мандатов муниципальных депутатов – всего петербуржцы должны выбрать 1560 депутатов на текущих выборах.
Муниципалов выбирают на 5 лет. Они могут добровольно покинуть должность. Также мундепа могут лишить полномочий за нарушение закона.
Мундепом может стать любой желающий совершеннолетний гражданин России, не обязательна даже прописка в Петербурге. Надо собрать необходимый комплект документов и подать его в избирательную комиссию муниципального образования в первые 10 дней после назначения выборов. Затем донести ещё несколько документов, проагитировать за себя избирателей и ждать итогов голосования – если только никто не будет препятствовать выдвижению, как это обычно происходит с непровластными кандидатами сейчас (см. пункт «Как проходят выборы 2019 года»).
Муниципальные депутаты собираются в муниципальный совет. На первом заседании после выборов мундепы с помощью голосования решают, кто из них будет председателем совета – этот человек становится главой муниципального образования. Также совет депутатов назначает главу местной администрации уже не из своего состава, а через открытый конкурс.
Зарплату получают только 10% от всего состава муниципальных депутатов. Если в округе 10 депутатов, то заработную плату получает только председатель. Если депутатов 20, то на зарплату может претендовать ещё один мундеп. В среднем по городу их зарплата составляет около 100 тысяч рублей, сообщила ЗАКС.Ру действующая мундеп МО «№7» Нэлли Вавилина. По ее словам, иногда главы МО «накидывают» себе ещё различные премии и надбавки.
Обычно муниципальные депутаты являются работающими людьми. Совмещать депутатскую деятельность с другой работой нельзя только тем, кто получает зарплату.
«Муниципальный фильтр»
Помимо непосредственных обязанностей, которые прописаны в уставе МО, муниципальные депутаты нужны и как политическая поддержка. В сентябре 2019 года петербуржцы будут выбирать не только муниципалов, но и губернатора. Для участия в выборах на должность главы города кандидатам надо было пройти «муниципальный фильтр», то есть собрать в свою поддержку подписи муниципальных депутатов: в Петербурге от 155 до 162 автографов.
В настоящий момент большинство мундепов являются членами партии «Единая Россия». Соответственно, наличие сторонников в муниципальных советах увеличивает шансы собрать необходимое число подписей и участвовать в выборах губернатора.
На текущих выборах подписи мундепов не смогли собрать большинство выдвиженцев. В их числе представитель партии «Яблоко» Борис Вишневский. Необходимое число подписей собрал самовыдвиженец и врио губернатор Петербурга Александр Беглов. Прежде он входил в региональный политсовет «Единой России» в Петербурге, но во время дебатов на текущих выборах заявил о своей беспартийности, после чего его страница в чем разница» rel=dofollow»>страница была удалена с сайта партии.
Также подписи мундепов собрали кандидатка от «Справедливой России» Надежда Тихонова представитель КПРФ Владимир Бортко и выдвинутый «Гражданской платформой» Михаил Амосов. Последние трое признались, что получили автографы муниципалов благодаря поддержке из администрации губернатора.
Что делают?
У каждого муниципального образования есть свой Устав. В нем прописаны вопросы местного значения, которые и определяют круг обязанностей мундепов. Устав составляется советом на основе Конституции, федеральных и городских законов.
Совет должен собираться минимум 1 раз в три месяца. Никто не запрещает встречаться чаще для решения тех или иных вопросов.
Круг полномочий муниципалов широк, но из реализация ограничивается границами МО. Одна из основных задач муниципалов – составить и принять бюджет. Деньги МО берет из местных налогов, их распределяет совет: сколько на озеленение, сколько на празднование Масленицы и так далее. В течение года совет может корректировать бюджет по необходимости. Если срочно надо отремонтировать лавочки во дворах, муниципальные депутаты могут собраться и перестроить бюджет, если такая возможность есть.
При этом, в основном мундепы занимаются благоустройством и организацией досуга местных жителей, пояснил ЗАКС.Ру действующий муниципальный депутат МО «Семеновский» Александр Дунюшин. В частности, организация экскурсий, покупка билетов в театр, организация народных гуляний и другое, пояснил мундеп.
Его коллега из МО «Литейный округ» Екатерина Лебедева в разговоре с ЗАКС.Ру отметила, что у муниципалов не так много полномочий. Часто местные жители ругаются на мундепов за невыполнение тех работ, которые не относятся к полномочиям муниципальных депутатов, заявила Лебедева.
Нэлли Вавилина составила подробный перечень полномочий муниципальных депутатов, которым поделилась с ЗАКС.Ру. Среди них:
• создание условий для развития на территории МО массовой физической культуры и спорта;
• организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, проживающих на территории муниципального образования;
• текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов;
• организация дополнительных парковочных мест;
• установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования;
• создание зон отдыха, в том числе обустройство и содержание детских площадок;
• выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования;
• ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора;
• обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях дворов муниципальных образований;
• создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
• организация мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов;
• владение, пользование и распоряжение имуществом муниципального образования;
• принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
• учреждение печатного средства массовой информации (в каждом МО своя газета);
• контроль за обеспечением твердым топливом населения, не имеющих центрального отопления, по розничным ценам на твердое топливо;
• оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;
• организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда;
• участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга;
Также муниципальные депутаты обязаны принимать местных жителей по их вопросам. Ежедневно этим должен заниматься глава МО, а остальные мундепы составляют удобный для себя график приема жителей. Его вывешивают на сайте муниципального образования.
Зачем становиться мундепом?
По мнению Вавилиной, муниципальным депутатом надо становиться тем, кто хочет улучшить свой округ. В частности, на выборах 2019 года в мундепы выдвинулись многие местные активисты.
При этом, для некоторых политиков мандат муниципального депутата становится первой ступенью на пути в Законодательное собрание Петербурга. Среди действующих депутатов ЗакСа около 20 человек до этого были муниципальными депутатами. В частности, муниципалом в МО «Чкаловское» был действующий спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. Долгое время в совет МО «Академическое» входил вице-спикер Анатолий Дроздов. Также мундепами были зампред ЗакСа Сергей Соловьев, кандидат в губернаторы Надежда Тихонова и другие.
Есть среди бывших муниципальных депутатов и те, кто пошел в Государственную Думу. В частности, Евгений Марченко, который в 2004 году был избран мундепом МО «Большая Охта». В 2007 году он пошел в ЗакС, а затем в Госдуму. Аналогичный путь проделал Виталий Милонов, который был муниципалом в МО «Дачное».
Как проходят выборы 2019 года
Муниципальная кампания 2019 года в Петербурге запомнилась «тайным» назначением выборов, когда о том, что пора подавать документы на выдвижение широкой общественности не сообщалось. Когда оппозиционные кандидаты и самовыдвиженцы все же узнали о назначении выборов и пошли подавать документы, их в избирательных комиссиях муниципальных образований встретили закрытые двери или «фейковые» очереди.
На этом проблемы независимых кандидатов не закончились: им отказывали в регистрации и снимали с выборов через суд. Тем же, кто смог добиться регистрации с помощью вышестоящих избирательных комиссий или судов, пришлось столкнуться с «черным пиаром». Например, листовки с обвинениями в адрес кандидата в мундепы МО «№75» Павла Швеца расклеили по его округу. Также листовки распространяли против кандидатов в муниципальные депутаты Даниила Кена (МО «Светлановское»), Андрея Пивоварова (МО №78) и команды Александра Шуршева (МО «Екатерингофский»).
ЗАКС.Ру неоднократно писал о различных этапах скандальных выборов 2019 года, которые во многом схожи с муниципальной избирательной кампанией 2014 года. Некоторые яркие истории двух кампаний ЗАКС.Ру собрал в тесте на знание петербургских предвыборных скандалов.