что делает министр культуры рф
Что известно о новом министре культуры Ольге Любимовой и при чем тут Михалков?
Редактор, Общество, 12:16, 23.01.2020
Чем занималась Любимова до того, как стала министром культуры, кем были ее родители и как она связана с Никитой Михалковым
Пост бывшего министра культуры Владимира Мединского, который с 2012 года возглавлял ведомство, 21 января 2020-го заняла Ольга Любимова. У нее известные родители, в крестных – режиссер Никита Михалков, а в карьере – работа на православных сайтах. Разбираемся, кто она такая и чего стоит ждать с ее приходом.
Кто такая Ольга Любимова?
Семья у нынешнего министра культуры, по сведениям «Википедии», довольно известная: ее отец – театровед, педагог, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина, знаменитой «Щепки». Мать – Мария Шверубович, актриса. Дед Ольги – переводчик Николай Любимов, который, в частности, переводил Пруста, а прадед – актер Василий Качалов.
Ольга Любимова замужем за журналистом Первого канала Евгением Барановым. У супругов двое детей: Никита и Варвара.
Министр культуры училась в школе с углубленным изучением английского языка и в православной гимназии. После окончила факультет журналистики МГУ и отучилась на театроведа в ГИТИСе.
Где работала Любимова до того, как стала министром культуры?
Получив образование, Любимова долго работала по специальности: сначала проходила практику на телеканалах REN-TV, ТВЦ, радиостанциях «Наше радио», «Радио РОКС», а в 2000 году попала в штат радиостанции «Европа Плюс», правда, спустя год ушла на телевидение. Была корреспондентом программ «Ортодокс», «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита», «Выводы с Петром Толстым». Затем являлась шеф-редактором программ «Регион» и «Русский взгляд». После сама вела программы «Москва-2009», «Город и люди», ток-шоу «Горожанка» на телеканале «Столица».
В течение года, начиная с 2010-го, руководила итоговой информационно-аналитической программой «Контекст» на телеканале «Культура». А в 2011-м стала старшим продюсером документального кино программного департамента ООО «Телеканал ТВ3». Параллельно участвовала в создании программ для телеканала «Спас» и организации прямых трансляций богослужений.
На счету Любимовой, кроме перечисленного, около 80 документальных фильмов и публикаций в таких журналах, как «Афиша», Esquire.
В 2015 году стала советником руководителя департамента кинематографии Минкультуры. А в 2019-м заняла пост руководителя ведомства. Параллельно работала директором дирекции социальных и публицистических программ на Первом канале.
А как Любимова связана с распределением денег на кино?
Ольга Любимова входит в состав совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Так что именно она последние два года отвечала за распределение бюджетных средств, которые идут на создание отечественных картин.
Стоит отметить, что именно с ее подачи схема распределения средств приобрела прозрачность: 21 октября Фонд кино и Министерство культуры России впервые опубликовали сведения о том, сколько денег получили от государства с 2015 года создатели кино.
Почему Любимова стала самым бедным из новых министров?
Как пишут «Ведомости», за 2018 год Ольга заработала около 2,5 млн рублей. Если разделить это на 12, то выходит около 200 тыс. рублей в месяц.
Как с Любимовой связан Никита Михалков?
Как пишет журнал «Сплетник», по неподтвержденным слухам, крестным отцом Ольги является именно Никита Михалков. Их семьи дружат, и Любимова даже была соавтором сценария документального фильма «Никита Михалков».
Министр культуры России Ольга Любимова: «Наш выбор должен быть ответственным»
Министерству культуры России за последние три года пришлось решать, пожалуй, самые масштабные задачи за десятилетия. Серьезно меняются облик и принцип работы учреждений культуры даже в отдаленных населенных пунктах в рамках нацпроекта «Культура», при этом приходится искать нетривиальные решения в период эпидемии коронавирусной инфекции, когда учреждения культуры оказались закрыты для публики и до сих пор работают с ограничениями. Такие вызовы требовали и значительных усилий со стороны работников министерства, подведомственных ему органов и организаций. И, конечно, потребовалась поддержка законодателей. Как справлялось министерство в таких условиях и как планирует работать дальше, рассказывает министр культуры РФ Ольга Любимова.
– Ольга Борисовна, Вы не раз в своих выступлениях говорили об эффективном взаимодействии министерства с Государственной Думой и Советом Федерации. В сентябре завершаются полномочия Государственной Думы, хотелось бы Вас попросить подвести итоги совместной работы. Чего удалось достичь? Как Вы оцениваете успехи законопроектной деятельности ведомства?
– Давайте начнем с того, что в целом последние 5 лет были очень насыщенными. А в особенности последние 1,5 года.
Из ярких достижений ведомства можно отметить начало реализации национального проекта «Культура»; запуск совместно с Фондом кино Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), собирающей сведения о фильмах и показах в кинотеатрах; завершение масштабной реставрации монумента «Родина-мать зовет!» и церкви Преображения Господня Кижского погоста; строительство Ржевского мемориала и его открытие к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы все помним, как прошли выставки Третьяковской галереи, посвященные творчеству Валентина Серова и Ивана Айвазовского. Восторженные отзывы по всей стране мы получали и о мероприятиях, организованных в рамках Года театра.
Если говорить о законодательных инициативах, то во время работы Государственной Думы VII созыва было принято 48 федеральных законов в сфере культуры. Возможно, эта цифра не впечатляет на первый взгляд своими масштабами, но все прекрасно понимают, какая титаническая работа была проделана со стороны министерства, законодателей и, конечно, наших деятелей культуры.
В 2017 году внесены изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», призванные создать условия для доступа инвалидов к субтитрированным и тифлокомментированным национальным фильмам.
Принятием отдельных инициатив завершена работа по совершенствованию законодательства в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей. А именно был упрощен ввоз культурных ценностей и установлен предельный размер государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей. Между прочим, закон также освобождает от уплаты госпошлины музыкантов, осуществляющих зарубежную концертно-гастрольную деятельность.
Большая победа для нас и для всего профессионального сообщества – принятие в 2019 году законопроекта о борьбе с «билетной мафией». Изменения, внесенные в Законн Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволили закрепить единые правила реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные и культурно-просветительские мероприятия, а также установить административную ответственность за нарушение этих требований.
Последние 1,5 года мы трудились очень активно. Итогом этой работы стало принятие таких значимых федеральных законов, как закон о статусе детских школ искусств и о бесплатном втором высшем образовании по специальностям «режиссер театра, кино и телевидения», «дирижер», «композитор», «литературный работник», «переводчик художественной литературы».
– Наверное, эта работа требовала особой поддержки со стороны депутатов? Как у Вас складывалось сотрудничество с профильным комитетом Госдумы?
– Безусловно, мы всегда очень высоко ценили поддержку со стороны Государственной Думы. Мы благодарны за совместную работу всем нашим коллегам из возглавляемого Еленой Ямпольской Комитета по культуре.
Насколько мы зависим друг от друга, показал прошлый год. Благодаря слаженной работе нам удалось системно поддержать учреждения культуры. Кстати, реализовать все запланированные мероприятия невозможно было бы без работников отрасли, которые на местах преданно выполняли свою работу. Это более 700 тысяч человек. Нам очень важно было слышать их мнение о развитии отрасли, проблемах. И в этом очень помогала обратная связь, которая шла не только через профессиональное сообщество, но и через представителей различных регионов, которые лично погружены в проблемы людей.
Не буду скрывать, мы слышали и много критики со стороны депутатов. Но она становилась для нас вызовом, толчком, побуждающим к позитивным изменениям. Кстати, только за 2020 год мы получили более 350 обращений от депутатов Государственной Думы, различных комитетов. Среди наиболее заметных тем – совершенствование законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, развитие отечественного кинематографа, реконструкция и реставрация учреждений культуры, реализация национального проекта «Культура», в частности создание новой инфраструктуры на местах.
– Действительно, последний год показал, насколько мир стремительно меняется. Пандемия, цифровизация культуры… Как бы Вы сейчас оценили положение в отрасли? Что можно назвать главным успехом?
– Здесь ответ очевиден – это национальный проект «Культура». Его результаты ощутимо влияют на жизнь людей. Он открывает новые возможности для приобщения к культуре, самореализации и развитии своего таланта. Самое главное – делать это в комфортных и современных условиях, используя самые передовые технические решения.
Например, за время реализации нацпроекта открыто более 660 сельских домов культуры. Но что стоит за этой цифрой? А то, что жителям сел теперь доступны новые зрительные залы, современные библиотеки, методические и кружковые кабинеты, которые входят в состав таких домов культуры. Это технологичные пространства, которые притягивают возможностями для творчества, саморазвития и полноценного досуга. А автоклубы, которых поставлено уже 260, могут привезти какое-либо культурное событие даже в самый отдаленный уголок нашей страны.
Еще есть программа «Волонтеры культуры». Их у нас уже 126 тысяч человек. Говорят, многим непонятно, что они делают. И я могу пригласить каждого, кто задаст этот вопрос, приехать в Карелию и посмотреть, как добровольцы благоустроили территорию и провели работы по сохранению многих памятников деревянного зодчества – например часовни Михаила Архангела или храма Пророка Илии.
Упомяну несколько важных проектов в достижении национальных целей развития – «Музейные маршруты России», реализация Всероссийского гастрольно-концертного плана, и, конечно же, новая всероссийская программа «Пушкинская карта». Это глобальный и очень важный проект для министерства и Правительства Российской Федерации. Суть его в том, что любой гражданин России от 14 до 22 лет может стать обладателем Пушкинской карты, куда будут зачислены федеральные средства. Участник программы сможет потратить эти деньги в учреждениях культуры, оплатив ими посещение культурных мероприятий. Проект стартовал 1 сентября. К участию уже присоединилось более 1 400 учреждений культуры, которые разместили свыше 11 500 мероприятий.
Мы постарались максимально упростить для всех участников программы поиск событий в сфере культуры. Основными площадками, где можно увидеть афишу мероприятий, стали портал «Культура.РФ» и приложение «Госуслуги.Культура». Самое главное, это большой вызов для учреждений культуры. Во-первых, мы ожидаем существенного расширения репертуара; во-вторых, ждем, что к программе будут присоединяться новые театры, музеи, концертные залы, филармонии, библиотеки и культурные центры по всей стране.
– Кстати, портал «Культура.РФ» стал, наверное, главной площадкой, которая обеспечивала онлайн-доступ к учреждениям культуры в период эпидемии коронавирусной инфекции, когда очные посещения были невозможны из-за самоизоляции…
– Тот период оказался непростым для всех, но самоизоляция особенно остро ударила по нашим учреждениям и деятелям культуры. И мы с гордостью вспоминаем, как вся наша отрасль достойно справилась с возникшими сложностями. Нам удалось сделать многое, работая в единой команде: сохранить уровень заработной платы сотрудников подведомственных учреждений, не уменьшать государственное задание федеральным учреждениям, помочь финансово кинотеатрам и кинокомпаниям, обеспечить питание и надлежащий уход за цирковыми животными и обитателями зоопарков. Помощь частным циркам и зоопаркам вообще была оказана впервые.
Было видно, как все сотрудники министерства переживали за наши подведомственные учреждения, бились за каждую возможность поддержать коллективы и деятелей культуры. К примеру, благодаря успехам нашего цифрового направления мы смогли максимально оперативно перевести свои проекты и творческий процесс в онлайн-форматы. Знаете, сколько просмотров собрали онлайн-экскурсии Государственного Эрмитажа за две недели в начале пандемии? Более 20 миллионов! Причем коллеги поддержали и наших зарубежных партнеров, создавая экскурсии на итальянском, французском и китайском языках.
Но флагманом, и мы всегда это подчеркиваем, стал портал «Культура.РФ». Было много рассуждений, что будет с онлайном и офлайном после режима самоизоляции. Так вот, посетители вернулись в музеи, театры, библиотеки, но онлайн-форматы все так же завоевывают пользователей. За первое полугодие 2021 года осуществлено 60 миллионов визитов на портал «Культура.РФ». Что особенно приятно, почти четверть аудитории портала (24,8 %) – это ребята до 18 лет.
Сложный период позволил сплотиться вокруг решения действительно важных задач. Этому сильно способствовали рабочие группы по отдельным направлениям культуры, созданные в министерстве. Был обеспечен совершенно новый уровень взаимного доверия: мы делились опытом работы в пандемию, работали над тем, как помочь всем сферам культуры.
Потрясающей акцией стал проект наших библиотекарей и волонтеров «В сказку – из дома», поддержанный Министерством культуры Российской Федерации. В самый разгар пандемии они читали по телефону книги детям, на горячую линию поступило 50 тысяч звонков от детей из всех регионов России. Уверена, эта работа оказала сильнейший положительный психологический эффект!
– Это прекрасная инициатива министерства и профессионального сообщества. Но часто со стороны кажется, что работа министерства заключается в выстраивании грамотного документооборота, создании регламентов, контроле и т. д. А есть ли еще какие-то живые доказательства, что все же главный результат Вашей работы обращен к людям, улучшению их качества жизни? Может быть, есть примеры прямо из жизни, которые Вас особенно впечатлили?
– Мой самый любимый пример – модельные библиотеки. Их, кстати, в рамках нацпроекта «Культура» создано уже более 300. Они становятся настоящими культурными центрами для жителей сельской местности, а порой вообще вдыхают жизнь в поселки и села. Например, библиотека поселка городского типа Высокий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стала единственной на 7 тысяч жителей. Им доступны комфортная среда, передовые технологические решения. И люди тянутся к таким местам.
Реализуются совершенно искренние проекты – в Кондопожском районе Карелии работает волонтерский проект «Бабушкины сказки», в котором соединяются опыт, забота наших бабушек и дедушек с желанием детей познавать что-то новое.
После обновления в несколько раз увеличилась посещаемость Новоторъяльской межпоселенческой центральной библиотеки в Республике Марий Эл, Центральной районной библиотеки Теньгушевского муниципального района Республики Мордовии.
У нас вообще есть идея, чтобы эти пространства наполняли содержанием сами жители. Используя имеющуюся инфраструктуру, создавали свои творческие проекты, в том числе и для молодежной среды. Для этого в этом году мы планируем запустить конкурс творческих проектов, по итогам которого лучшие будут поддержаны грантами. К 2024 году планируем создать точки концентрации талантов во всех созданных модельных библиотеках.
Но на этом пути есть и острые вопросы. Например, обеспечение кадрами. Особенно в селах и малых городах. Там потребность – более 9 тысяч специалистов, а с вводом новых объектов в ближайшие годы она станет еще больше. Решить ее можно за счет запуска программы «Земский работник культуры», которая должна функционировать по аналогии с программами «Земский учитель» и «Земский доктор». Это, кстати, одно из важных потенциальных направлений работы с нашими депутатами и сенаторами.
Еще яркий пример – обеспечение инструментами детских школ искусств и училищ. За время реализации национального проекта «Культура» такие поставки осуществлены в 650 образовательных организаций.
Уже со школьной скамьи мы стараемся воспитывать любовь к культуре, привычку и потребность регулярно посещать музеи, театры и библиотеки. И для этого запустили проект «Культура для школьников». В пилотный год реализации проекта удалось достичь впечатляющих результатов. В Республике Татарстан участниками стали свыше 280 тысяч школьников, в Краснодарском крае – 372 тысяч, в Саратовской области – 159 тысяч. Речь идет в том числе о школьниках, которые посещали учреждения культуры в рамках так называемых культурных суббот, когда дети из отдаленных населенных пунктов целыми классами выезжали в районные центры.
Чтобы привлечь внимание ребят и через современные форматы раскрыть их созидательный, творческий и интеллектуальный потенциал, инициированы различные тематические акции: «Культурный марафон», «Летопись сердец», «Кинолето», «Галерея литературных героев», «Культурная ботаника», «Народная культура для школьников» и другие. Наиболее масштабное событие – «Культурный марафон» – ежегодно привлекает более миллиона участников.
– Если люди видят результат своей работы, это может их мотивировать улучшать свои навыки и развиваться. Эта отдача, о которой Вы говорите, видна всем сотрудникам возглавляемого Вами ведомства?
– Мы стараемся выстроить эффективные каналы как внешней, так и внутренней коммуникации. Вы правильно отметили, что если результат налицо, то и дальше ты будешь работать более воодушевленно. Конечно, видеть воочию этот результат не всегда получается, но на помощь приходят профессиональное сообщество, средства массовой информации, а где-то сарафанное радио или интернет. Между прочим, общаясь с коллегами из других ведомств на тех же курсах повышения квалификации, куда мы направляем государственных служащих, можно узнать много нового и поделиться тем, что уже сделано. Вообще, рассказывать о том, что происходит в отрасли культуры, как она развивается, очень важно. Надеюсь, именно для этого и проходят такие интервью.
– И все же в продолжение темы мотивации. Что делается в Вашем ведомстве, чтобы эффективность госуправления повышалась, а люди были замотивированы?
– У нас нет проблем с мотивацией внутри министерства. Даже такого вопроса не возникает. Просто ты видишь проблему или задачу и решаешь ее, идешь поступательно к цели.
Но очень важно создать комфортные условия и атмосферу на работе – достойную оплату труда, техническое обеспечение, современную корпоративную культуру и, как результат, настоящую команду единомышленников. Вот у нас, например, сотрудники могут принимать участие в спортивных соревнованиях, творческих проектах, различных акциях, праздниках. Правильное соотношение труда и отдыха, безусловно, повышает эффективность любого управления. Более того, импонирует то, что мои коллеги успешны совершенно в разных направлениях: занимают высокие места в соревнованиях по плаванию, шахматам, бегу.
В министерстве есть команда по футболу, волейбольная команда, команда по бадминтону. В этом году провели Кубок Министерства культуры Российской Федерации по мини-футболу, в которой приняли участие команды из отдельных министерств и ведомств, наши подведомственные организации, а также футбольные команды творческих коллективов.
С особой гордостью и уважением мы относимся к ветеранам ведомства. Всегда помним их вклад в развитие культуры, стараемся поздравлять со знаменательными датами, помогать в бытовых вопросах.
Наконец, мы организуем мероприятия для детей сотрудников министерства. Все вполне традиционно: конкурсы рисунка, экскурсии на территории знаменитых подведомственных организаций, например в Союзмультфильм. В настоящий момент силами участников летней Стажерской программы готовится спектакль для детей наших сотрудников.
– А какие, по Вашему мнению, основные качества, ценностные установки должен иметь государственный служащий?
– Его отличительные черты – дисциплина, аккуратность, системное мышление, понимание потребностей людей, навыки социального взаимодействия, инициативность, умение планировать и стратегически мыслить. Но в культуре государственный служащий должен еще обладать умением замечать и воспринимать прекрасное, находиться в культурном контексте, а также осознавать важность культурного развития и сохранения культурного наследия. Фактически при формировании государственной политики мы должны предлагать ценностные ориентиры и следовать им. Всем государственным служащим очень важно не останавливаться на достигнутом результате и повышать уровень требований к себе, постоянно совершенствовать свои навыки.
– Возвращаясь к совместной работе с Государственной Думой: что реализовано не до конца, над чем предстоит работать уже с новым составом депутатов?
– Было реализовано очень многое, тем самым создан существенный задел на будущее. Теперь нам нужно его развивать, дополнять.
Сейчас 8 законопроектов внесены в Государственную Думу и находятся на различных стадиях рассмотрения. С новым составом Государственной Думы мы рассчитываем работать над законопроектом о творческих (креативных) индустриях, где впервые дается нормативное определение этой сфере в целом и ее отдельным составляющим в частности. Сейчас над документом мы работаем в министерстве, а в дальнейшем очень надеемся на его поддержку.
– Пойдете ли Вы голосовать на предстоящих выборах в Государственную Думу?
– Голосую я обязательно, всегда хожу на выборы, тем более когда речь идет о таком важном органе, как Государственная Дума. Всегда считала, что выбор должен быть ответственным и осознанным. И если мы будем подходить к голосованию именно с этих позиций, в частности как государственные служащие, то в дальнейшей нашей работе начнем сотрудничать с достойными и конструктивными политиками.
«Ни хрена не культурный человек» из «великой семьи». Кто такая министр культуры Ольга Любимова
Из всех новых министров 39-летняя Ольга Любимова, ставшая новым министром культуры, вызвала наиболее живую реакцию. Причиной стали старое фото Любимовой в футболке с нецензурной надписью и ее старый блог с высказываниями, которые плохо сочетаются с привычным образом министра культуры. Сетевая общественность посчитала, что такой человек не может возглавлять Минкульт, но многие деятели культуры, напротив, относятся к Любимовой весьма положительно. Противоречивые стороны биографии нового министра — в профайле Znak.com.
Связь времен
Московский художественный театр был «любимым придворным театром» Иосифа Сталина. Об этом в одном из интервью рассказывал советский и российский театровед Алексей Бартошевич, который приходится дядей Ольге Любимовой.
В Московском художественном театре в то время работал известный актер Василий Качалов — прадедушка Любимовой по материнской линии. У Сталина были актеры, которым он благоволил и которых не трогал. Качалов был одним из них, говорилось в документальном фильме, посвященном Качалову. Во время Великой Отечественной войны Качалов писал письмо Сталину с просьбой помочь отыскать сына Вадима, который ушел добровольцем в ополчение, а после пропал. Вадима нашли.
Спустя 70 с лишним лет, в январе 2018 года, возглавляемый правнучкой Качалова департамент кинематографии Министерства культуры РФ отозвал прокатное удостоверение у британской комедии «Смерть Сталина».
Династия
Актер Станислав Садальский, реагируя на назначение Ольги Любимовой в правительство, написал в своем блоге пост, в котором назвал семью Любимовой «великой». «Это самый лучший подарок, который Владимир Владимирович мог сделать для нас! Ольга — правнучка великого русского актера Василия Качалова, дочь Маши Шверубович, подруги моей театральной юности в „Современнике“, партнерши по сцене, с которой связаны лучшие воспоминания […] Это великая семья, носители и хранители старомосковских традиций театра, интеллигентности, веры, знаний, добра», — написал он.
По отцовской линии среди предков нового главы Минкульта — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын, который был ее прадедом. Дед Николай Любимов был переводчиком. Отец Борис Любимов является ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заведующим кафедрой истории театра в ГИТИСе.
Сама Любимова замужем за корреспондентом «Первого канала» Евгением Барановым. У них двое детей — Никита и Варвара.
Образование и православие
Издание «Православие и мир» писало, что Любимова выросла в верующей семье. Учиться она пошла в православную гимназию, о которой впоследствии в интервью тому же изданию вспоминала, мягко говоря, с неудовольствием. «Стресс от трех лет обучения в православной гимназии явно свидетельствовал о том, что я в принципе больше никогда не буду в лоне Русской православной церкви. К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем „Аль-Каиды“ (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. ред.). Единственный из всех моих знакомых, кто сел в тюрьму, был выпускник православной гимназии — за то, что избил негритенка до полусмерти. Я мечтала заниматься культурой, театром. Церковью я заниматься не хотела совсем», — говорила она.
К слову, протодиакон Андрей Кураев на своей странице в Facebook накануне привел воспоминания одноклассника Любимовой, имени которого Кураев не называет: «Одноклассника, избившего африканца и севшего за это в тюрьму, тоже знаю. Помню другого одноклассника, которого травили за локон некоей девочки, в которую все в школе были влюблены. Помню нашего замечательного священника, учителя катехизиса, который нам рассказывал, что католики в ад попадут. […] Помню множество психологических травм, которые навсегда со мной остались. Вообще, это было такое страшное и формативное время, я о нем вспоминаю почти каждый день».
Любимова окончила журфак МГУ и факультет театроведения ГИТИСа и, хоть и не хотела больше связывать свою жизнь с церковью, пришла на работу в информационное агентство РПЦ. «Был у меня друг по фамилии Морозов — сын Саши Морозова. И он мне сказал: „Послушай, Любимова, надо срочно зарабатывать денег. Ты соображаешь про православных, я ничего не соображаю. Там денег практически не платят, но поскольку у нас их вообще нет, то чуть-чуть — всегда больше, чем ничего“. Я говорю: „Отлично!“. Мы с Морозовым пришли в информационное агентство Русской православной церкви», — рассказывала она. В информагентстве, по словам Любимовой, ее научили писать о православии интересно. «Вот тогда Писарев (Андрей Писарев — глава дирекции социальных и публицистических программ „Первого канала“ — с 1996 по 1998 год являлся гендиректором православного информационного агентства; Любимова называет Писарева своим наставником в профессии — прим. ред.) мне и сказал: „Ты должна понимать одну простую вещь. Если ты научишься делать материалы про православие интересно, ты можешь дальше работать, где хочешь. Потому что сделать интересно про православие — это высший пилотаж“ […] Вот этому меня и научили».
Телевидение и кинематография
После информагентства РПЦ Любимова перешла работать на телевидение. Она работала корреспондентом программы «Ортодокс» (ТВЦ) (2001); корреспондентом «3-го канала» (программы «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита», «Выводы»). Была автором и шеф-редактором программы «Православный календарь» (2002), шеф-редактором программы «Регион» (2003); шеф-редактором программы «Русский взгляд» с Иваном Демидовым (2003–2005); продюсером программы «Русский взгляд» (2005), ведущей ток-шоу «Горожанка», руководителем итоговой программы «Контекст» на «Культуре».
Советский и российский режиссер, киножурналист и телеведущий Давид Шнейдеров написал после назначения Любимовой, что знаком с Ольгой по работе на ТВ. Шнейдеров близко общался с Любимовой как раз-таки во время ее работы над «Контекстом». «Ольга отличалась тем, что она в этой программе старалась представить разные точки зрения. Она приглашала независимых экспертов, у которых не сходились точки зрения на один вопрос», — вспоминает Шнейдеров.
«С приходом Ольги в министерство произошли определенные положительные сдвиги. Я не знаю, что будет дальше. Время покажет. Бывает, что люди, заняв высокие посты, иногда портятся. Я очень верю в то, что с Ольгой Борисовной этого не произойдет», — также написал он.
Помимо телевидения Любимова занималась и кинематографией. Она принимала участие в создании 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера. В частности, Любимова была автором сценариев к документальным фильмам «Преподобный Сергий Радонежский», «Никита Михалков», «Война и мифы» («фильм, разоблачающий современные мифы о Великой Отечественной войне»).
Также она написала сценарий к фильму «Путь патриарха» о патриархе Алексии Втором. Лента вышла спустя год после кончины предстоятеля РПЦ. Алексий предстает в фильме весьма человечным и не всегда каноничным. Например, там рассказывается, как прихожанки первого прихода, где служил Алексий, стремились «похристосоваться» (то есть троекратно поцеловаться) с красивым священником.
Министерство
В Министерство культуры Ольга Любимова пришла в 2015 году сначала советником — в департамент кинематографии, а в январе 2018 года она уже возглавила этот ведомственный отдел. Помимо скандала со «Смертью Сталина» департамент Любимовой также запомнился запретом выдачи прокатного удостоверения частям фильма «Дау» Ильи Хржановского.
Сейчас создатели фильма планируют подать в суд на Министерство культуры.
Преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИСа Анатолий Вейценфельд, реагируя на назначение Любимовой, на своей странице в Facebook написал, что департамент Любимовой отказал неким кинематографистам в поддержке музыкального фильма, который они хотели снять к 50-летию группы «Машина времени». «Вдруг вспомнилась сравнительно недавняя история, о которой ходили слухи в музыкальных кругах. О том, как какие-то кинематографисты решили снять документальный фильм к 50-летию группы „Машина времени“, обратились в Минкульт, но некая дама, „главная по кино“, отказала — „мы врагов не поддерживаем“. История эта никого не удивила, потому и говорили о ней мало, и узнавать имя чиновницы мне даже в голову не пришло, неинтересно, мало ли чиновников в министерстве. Да вот теперь оно неожиданно всплыло», — написал Вейценфельд.
Вместе с тем имя Любимовой связывают с последними кассовыми успехами российских картин, таких как «Движение вверх», «Холоп» и «Т-34». Кроме того, режиссер Павел Лунгин заявляет, что Любимова помогала ему в ситуации с фильмом «Братство». Напомним, в прошлом году после закрытого показа «Братства», который состоялся в конце марта в московском кинотеатре «Иллюзион», сенатор Игорь Морозов назвал фильм непатриотичным, заявил, что лента имеет фактологические неточности и «прямые искажения фактически исторических событий по выводу наших войск из Афганистана», и потребовал перенести дату премьеры фильма, которая планировалась на 9 Мая.
«Для меня это сильнейшая драма, патриотическое кино, — рассказывала сама Любимова в интервью изданию Meduza (само по себе это интервью либеральному изданию многие сейчас ставят Любимовой в заслугу). — Мне кажется, это лучший фильм про службу внешней разведки. Но у нас был просмотр с ветеранами Афгана, который вылился в публичное оскорбление режиссера, потому что эти люди за словом в карман не лезут. Конечно, в такой ситуации трудно объяснить, что для документальной достоверности есть конкурс неигрового кино, а тут художественное, у режиссера свой взгляд. В общем, это мы пережили вместе с Павлом Семеновичем, я потом седину закрашивала. Фильм в прокат все-таки вышел».
Премьера, впрочем, была перенесена. «Просто она не все могла, над ней всегда был начальник», — говорит Павел Лунгин.
Реакция на назначение
Из всех новичков в правительстве именно Ольга Любимова вызвала самую яркую реакцию у сетевого сообщества. Активно обсуждалось и осуждалось ее давнее фото, на котором Любимова была запечатлена в футболке с легкомысленной и слегка нецензурной надписью.
Также Любимова подверглась критике за свой старый блог в LiveJournal. В нем Любимова, которая на тот момент еще не была ни министром, ни главой департамента, рассуждала о гражданском обществе. «Вот что меня пугает — я не могу понять, что такое гражданское общество. Кто эти люди? Как должно выглядеть гражданское общество? Я вот жопой чувствую, как перед выборами ситуация накаляется. Вот мои друзья начали ходить на митинги. В моем детстве на митинги ходили алкаши и бездельники — там поили водкой. Потом на митинги ходили несчастные, доведенные до отчаяния люди. У меня тоже были друзья. Несчастные и доведенные до отчаяния. Но они на митинги не ходили, понимая, что это все бессмысленно и можно придатки только отморозить», — говорится в записи «Манифест Любимовой», написанном в 2010 году.
Любимова отмечала, что живет по принципу «завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги, глубоко дышу и даже стараюсь получить удовольствие». Также она писала, что «ни хрена не культурный человек» — не любит оперу, балет, классическую музыку, театр и музеи.
Спустя сутки записи стали недоступны, однако разошлись по интернету в скриншотах.
Реакция деятелей культуры на повышение Любимовой довольно разнообразна. Например, режиссер Александр Сокуров этим фактом «огорчен и разочарован». «Назначение нового министра культуры лично мне не внушает никаких надежд. Ничего хорошего ожидать не следует. Только укрепление прочих московских группировок, возни вокруг кино, но никакого результата не будет», — заявил он изданию «Сноб».
Режиссер Егор Кончаловский, напротив, симпатизирует Любимовой и надеется, что «у нее все будет хорошо». Кинокритика Кирилла Разлогова назначение «приятно удивило». «Ольга — человек контактный, дипломатичный. Первая ее забота — помочь творческим работникам, в том числе преодолеть идиотские ситуации, которые вытекают из нашего законодательства. Она получила театральное образование, а значит, хорошо ориентируется в театре и в кино. Насколько я понимаю, это первый министр культуры — женщина после Фурцевой (Екатерина Алексеевна Фурцева — министр культуры СССР с 1960 по 1974 год — прим. „Сноб“). Хочется надеяться, что она найдет понимание среди творческих работников, относящихся не только к кинематографу, но и к другим секторам культуры», — заявил он.
Сама Любимова на церемонии представления в Министерстве культуры пока не сказала ничего конкретного о планах. «Дверь [министерского кабинета] была открыта, когда внутри этого кабинета находился министр Мединский. Ничего не изменилось. Мы будем потихонечку очень быстро знакомиться и начинать скорей продолжать работу», — заявила она.