что делает малое омовение недействительным
Что делает малое омовение недействительным
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Действия, нарушающие (навакыд) частичное омовение
1. Любые выделения из мочевого канала или заднего прохода (будь то, например, моча, кал, газы или же чтото необычное наподобие глистов или камней), поскольку вместе с этим неизбежно выделяется и влага.
Если человеку ставят лечебную клизму, то после её извлечения омовение становится недействительным, поскольку она соприкасалась с содержимым кишок.
Если же жидкое лекарство вводится в мочеполовой канал мужчины, откуда оно потом начинает выделяться, омовение недействительным не становится, так как этот канал не является нечистым.
Если женщина вставит во влагалище ватный тампон, конец которого увлажнится из-за выделений, её омовение станет недействительным. В том случае, когда внутренний конец тампона увлажняется, а внешний остаётся сухим, омовение остаётся действительным вплоть до извлечения тампона.
Омовение делает недействительным вязкая жидкость, которая иногда выделяется из половых органов женщины, особенно незадолго до родов. Вот почему факихи считали, что женщине, которая побывала замужем, желательно использовать чтонибудь наподобие тампона, чтобы уберечься от подобных выделений.
2. Выделение нечистого (например, крови, гноя или рвотных масс) из других мест тела.
Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если человека стошнит, или у него пойдёт носом кровь, или у него будет отрыжка и рвотные массы достигнут рта, или если из мочеполового канала у него станет выделяться прозрачная жидкость (мази), пусть удалится и совершит омовение, а потом доведёт молитву до конца, ничего не говоря в течение всего этого времени» (Ибн Маджа; ад-Даракутни).
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Фатима бинт Абу Хубайш пришла к Пророку и сказала: «О Посланник Аллаха, истечение крови продолжается у меня постоянно, и я никак не могу очиститься, так не прекратить ли мне совершать молитвы?». Посланник Аллаха сказал (ей в ответ): «Нет, поскольку это уже венозная кровь, а не менструальная. Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение и (снова) молись». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)» (Аль-Бухари). Передают со слов ‘Аиши, что, когда у Умм Хабибы, да будет доволен Аллах ими обеими, началось постоянное истечение крови, Пророк велел ей дожидаться завершения её обычного менструального цикла, потом совершать полное омовение, а потом молиться, если же она увидит истечение крови после этого, то совершать частичное омовение и молиться (Абу Дауд).
Таким образом, причиной обязательности омовения для женщины, страдающей непрерывным кровотечением, было названо истечение венозной крови. В хадисах непрерывное кровотечение прямо определяется как причина утраты ритуальной чистоты женщиной. Однако, если имеется прямое указание, значит, имеется и соответствующее установление. Кровь, льющаяся из раны, также является венозной и делает омовение недействительным. Гной представляет собой изменившуюся кровь, следовательно, на него распространяется действие тех же установлений.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если во время молитвы у человека пойдёт носом кровь или он не сможет сдержать рвоту, или обнаружит выделение прозрачной жидкости (мази) из мочеполового канала, пусть удалится и совершит омовение, а потом вернётся и продолжит молиться, если только он не заговорит» (‘Абд ар-Раззак).
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если во время молитвы у человека пойдёт носом кровь или его стошнит, пусть совершит омовение, ничего не говоря, а потом доведёт свою молитву до конца» (Ибн Абу Шайба).
Сообщается, что ‘Убайдуллах бин ‘Умар сказал: «Я видел, как Салим бин ‘Абдуллах совершил один рака’ат утренней молитвы (фаджр), после чего у него пошла носом кровь. Тогда он вышел и совершил омовение, а потом вернулся к молитве» (Ибн Абу Шайба).
Нечто подобное передаётся со слов Са‘ида бин альМусаййаба, Тавса и альХасана альБасри.
Сообщается, что альХасан альБасри сказал: «Мусульмане продолжали молиться, несмотря на полученные ранения» (Аль-Бухари). На это можно сказать, что если кровотечение у молящегося продолжается непрерывно, то его действия заслуживают оправдания и кровь, выделяющаяся из его раны, не делает омовение недействительным. Кроме того, в словах альХасана нет никаких указаний на то, что во время молитв кровь лилась из их ран. Возможно, раны этих людей находились в лубках или были перевязаны, но в подобных случаях кровотечение как таковое не делает молитву недействительной.
Омовение становится недействительным только в случае кровотечения или выделения гноя, когда кровь или гной выходят за пределы того места, где им следует находиться. Если же под кожей на месте ссадины покажется кровь, которая не выйдет за пределы этого места, омовение недействительным не станет. Кровотечением считается выделение крови, льющейся из раны, и не считается такое выделение крови, когда она только показывается из раны, но не льётся оттуда.
Омовение становится недействительным в том случае, когда после удаления кожицы с поверхности прыща оттуда выливается жидкость, если же этого не происходит, омовение остаётся действительным.
Если кровь собирается в ране, её необходимо вытереть чемлибо, например ватой. Если она соберётся вновь, её опять надо вытереть или положить вату сверху и посмотреть, что будет происходить. Если кровь будет литься в том случае, когда человек ничего не трогает и не вытирает её, это сделает омовение недействительным, в противном же случае этого не произойдёт.
Омовение не делает недействительным жидкость, которая постоянно сочится, но не льётся из раны так же сильно, как кровь, и впитывается положенной на рану материей или ватой. В подобных случаях омовение не становится недействительным, поскольку такие выделения недостаточно интенсивны, чтобы жидкость текла сама по себе.
Если человек, совершивший омовение, надкусит яблоко и увидит на нём следы крови, его омовение не станет недействительным, как и в том случае, если он увидит следы крови на кончике зубочистки, поскольку речь не идёт об истечении крови.
Если крови, выделяющейся из дёсен, будет больше, чем слюны, или столько же, в результате чего цвет слюны окажется красным, омовение станет недействительным. Если же крови будет меньше, омовение недействительным не станет.
Если в случае кровотечения кровь выйдет за пределы носовой кости и достигнет мягких тканей носа или выйдет за пределы слухового канала уха, омовение станет недействительным; если же кровь останется в слуховом канале или не выйдет за пределы носовой кости, омовение недействительным не станет.
Если при промывании носа оттуда выйдет засохшая кровь, омовение человека недействительным не станет.
Если из тела человека будет взято хотя бы немного крови, его омовение станет недействительным.
Если выделения из ушей, глаз, носа или сосков изменяют свой обычный вид и становятся похожими на гной, это делает омовение недействительным, если же их вид остаётся неизменным, считается, что омовение недействительным не становится. Исключением является такой случай, когда известно, что причиной этих выделений является болезнь.
Омовение становится недействительным, если у человека, страдающего какойнибудь глазной болезнью, текут слёзы, вид которых по сравнению с обычным их видом изменился.
Сосание крови оводами и комарами не делает омовение недействительным в отличие от такого случая, когда кровь высасывает пиявка. Если пиявка высосет столько крови, что наполнится ею, и эта кровь польётся из разорванной надвое пиявки, омовение станет недействительным.
Недействительным делает омовение обильная рвота независимо от того, что извергает из себя человек — еду, воду или кровь. Если же рвотных масс немного, то рвота не делает омовение недействительным. Рвота считается обильной в том случае, когда рвотные массы заполняют рот целиком, а сдерживать рвоту можно только с трудом.
Когда небольшие количества разных видов рвотных масс заполняют рот целиком, омовение становится недействительным, если рвота вызвана одной причиной, а именно тошнотой и расстройством желудка, поскольку, согласно основному принципу, установления необходимо связывать с их причинами.
Если человека стошнит сразу после еды или питья, омовение станет недействительным, а то, что он извергнет из себя, считается нечистым, так как это смешалось с нечистым. Согласно другому утверждению, в подобном случае рвотные массы не делают недействительным омовение и не являются нечистыми, поскольку они не успели перейти в другое состояние и измениться. То же самое относится и к рвоте младенца, если его стошнит сразу же после кормления грудью. Первое утверждение является более верным, однако следует признать правильным то, что для матери рвота младенца не является нечистой, если рвотных масс много и очистить от них одежду будет для неё затруднительно, поскольку затруднения необходимо устранять.
3. Считается, что сон делает омовение недействительным, если заснувший человек расслабляется полностью и не сидит, касаясь ягодицами земли.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто заснёт во время совершения земного поклона, не обязательно совершать омовение (заново), пока он не ляжет, ибо, поистине, если он ляжет, суставы его расслабятся» (Ахмад; Абу Йа‘ля).
Если человек заснёт, опираясь на одно бедро или лёжа на боку, его омовение станет недействительным, поскольку, когда человек укладывается для сна набок, опирается на чтолибо или лежит на спине, это становится причиной расслабления, что обычно приводит к выделению кишечных газов. Вот почему факихи говорили, что из-за сна омовение становится недействительным условно, а не по-настоящему, поскольку недействительным омовение делает не сон как таковой, а то, что выделяется из тела во время сна.
Если человек заснул сидя и ягодицы его касались земли, омовение не станет недействительным независимо от того, опирался он на чтолибо или нет. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха засыпали, а потом молились, не совершая омовение (заново)» (Муслим). Возможно, речь здесь идёт о таких случаях, когда они спали сидя, так как в другой версии этого хадиса сказано: «При жизни Посланника Аллаха его сподвижники (иногда) ожидали начала вечерней молитвы, пока головы их не склонялись, а потом они молились, не совершая омовение (заново)» (Абу Дауд). Голову же склоняет лишь тот, кто засыпает сидя.
Если человек засыпает не расслабляясь (например, после молитвы или во время молитвы, когда он стоит или совершает поясной или земной поклона), его омовение не становится недействительным, так как если бы он расслабился, то упал бы на землю, поэтому тот, кто засыпает не расслабляясь, не обязан совершать омовение заново. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни тот, кто засыпает сидя и прижав колени к животу, ни тот, кто засыпает стоя, ни тот, кто засыпает во время земного поклона, не должен совершать омовение (заново), если он не ляжет, если же он ляжет, ему следует совершить омовение» (Аль-Байхаки).
Если человек, которым овладел сон, не делающий омовение недействительным, станет падать, ему следует обратить внимание на то, когда он проснётся. Если это случится после того, как он окажется на земле, ему надо будет совершить омовение заново. Если же он проснётся до падения или во время падения, омовение совершать не обязательно.
Следует отметить, что сон Пророков, мир им, не делал их омовение недействительным. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк заснул (и спал), пока не начал храпеть, а потом (проснулся) и начал молиться, не совершив омовения (Аль-Бухари). Сон не делал недействительным омовение Пророка но, даже если бы во сне с ним произошло чтонибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Глаза мои спят, но не спит сердце моё» (Аль-Бухари).
Наряду со сном омовение делают недействительным потеря сознания и безумие, даже если человек лишается сознания или разума ненадолго.
Кроме того, омовение делает недействительным опьянение. Так, если человек выпьет чтонибудь опьяняющее и это будет заметно по его походке, омовение станет недействительным.
4. Громкий смех во время молитвы делает недействительным как омовение, так и молитву независимо от того, намеренно это делает молящийся, который помнит, что он молится, или же он поступает так по забывчивости. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что однажды, когда Пророк совершал молитву вместе со своими сподвижниками, в мечеть вошёл слепой человек. Он упал в яму, которая была в мечети, и некоторые люди стали громко смеяться; когда же Посланник Аллаха закончил молиться, он сказал: «Пусть те из вас, кто громко смеялся, заново совершат и омовение, и молитву» (‘Абд ар-Раззак; ад-Даракутни; альБайхаки). Нельзя говорить о том, что громкий смех сподвижников, молящихся позади Пророка весьма трудно себе представить, поскольку за ним молились многие лицемеры и другие люди, например бедуины.
Громкий смех делает недействительным омовение согласно ханафитскому мазхабу, остальные факихи действуют в соответствии с очевидной аналогией и не считают достоверным вышеупомянутый хадис, в силу чего они не считают, что громкий смех делает омовение недействительным.
Смех считается достаточно громким, чтобы сделать недействительным омовение в том случае, когда человек смеётся настолько громко, что его слышат те, кто находится рядом.
Омовение не становится недействительным, если человек громко засмеётся во время заупокойной молитвы (джаназа) или при совершении земного поклона во время чтения Корана, поскольку в вышеупомянутом хадисе говорится о молитве как таковой, под чем подразумевается обычная молитва с поясными и земными поклонами, к которой аналогии неприменимы.
Следует отметить, что омовение не становится недействительным из-за прикосновения к мужскому половому органу. На это указывает хадис, в котором сообщается, что ктото задал Пророку вопрос о том, следует ли совершать омовение заново человеку, который во время молитвы дотронется до своего полового органа. В ответ на это Пророк сказал: «Нет, ведь это же часть твоего тела» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса’и; Ибн Хиббан; Ибн Хазм). Установлено, что о необязательности совершения омовения тем, кто дотронется до своего полового органа, говорили несколько сподвижников, в том числе ‘Абдуллах бин Мас‘уд, ‘Абдуллах бин ‘Аббас, ‘Аммар бин Йасир, ‘Али бин Абу Талиб, Хузайфа, ‘Имран бин альХусайн, Са‘д бин Абу Ваккас и Абу-дДарда’, да будет доволен ими Аллах. Что же касается веления совершать омовение тому, кто дотронется до своего полового органа, о чём говорится в хадисе Бусры бинт Сафван, да будет доволен ею Аллах, передавшей, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть совершит омовение тот, кто дотронется до своего полового органа» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса’и; Ибн Хиббан), то с учётом всех известных указаний мы считаем, что здесь речь идёт о желательном действии с целью очищения, а Аллах знает об этом лучше.
Омовение не становится недействительным из-за прикосновения к женщине, на что указывают следующие сообщения:
а) передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха нередко целовал какую-нибудь из своих жён, после чего выходил на молитву, не совершив омовения заново (Ибн Маджа; ан-Наса’и; ад-Даракутни; альБаззар);
б) сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ночью, не найдя на постели (рядом с собой) Посланника Аллаха я стала искать его, и моя рука коснулась поднятых вертикально ступней (Пророка), который находился в мечети [1] и произносил слова: “О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева. ”» (Муслим);
О том, что нарушает ритуальное омовение
Ритуальное малое омовение нарушается при следующих четырёх условиях:
Первое – выделение чего-либо, кроме спермы, из естественных путей (т.е. из половых органов или из заднего прохода). Если же естественный проход закрыт, и открыт иной проход ниже уровня пупка, то выделения, идущие из этого иного прохода, нарушают омовение.
Второе – потеря разума из-за опьянения, обморока, безумия или сна. Если же человек спит сидя, утвердив ягодицы на земле (мутамаккин), и проснувшись, обнаружит себя в том же положении, то омовение такого человека не нарушается. Если человек будет дремать, то омовение не нарушается. Человек слышит речь и не понимает её смысл – это и есть признак дремоты. Если у человека возникнет сомнение, дремал ли он или спал, то у него омовение не нарушается.
Третье – соприкосновение кожи посторонних взрослых противоположного пола. Из этого вытекает четыре исключения:
1.Речь о соприкосновении с кожей, следовательно, не портит омовение соприкосновение ногтей, волос и зубов с кожей человека противоположного пола.
4. Омовение не портится, если мужчина прикоснётся к мужчине или женщина – к женщине.
Четвёртое – касание ладонью до половых органов человека (своих или чужих, живого или мёртвого, независимо от возраста и пола), а также до заднего прохода. Прикосновение до половых органов животных не нарушает омовение. Если прикоснуться кончиками пальцев или же кожей между пальцами до половых органов, то омовение не нарушается.
Если человек точно знает, что у него есть омовение, и у него возникли сомнения о его сохранности, то его омовение не считается нарушенным, ибо даётся предпочтение тому, что человек знает точно, чем тому, в чём человек сомневается. Поэтому, если человек знает точно, что он не имел омовение, и у него возникнет сомнение, совершил ли он омовение, то он не находится в состоянии ритуального омовения.
Взято из книги «Канз ар-рагибин», автора Джалал ад-Дина аль-Махалли.
Ахмад Магомедов
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О том, что нарушает малое омовение (науакыд аль-вуду)
Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. “аль-Ишраф” 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.
О том, что нарушает омовение
3. Выделение мани, мази и уади
Мани – это сперма;
Мази – смазка, выделяющаяся при возбуждении;
Уади — жидкость белого цвета, выделяющаяся обычно после справления малой нужны.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня часто выделялась жидкость (мази), и однажды я попросил аль-Микъдада спросить об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он ему ответил: «Следует помыть половой орган и совершить омовение» ”. аль-Бухари 132, Муслим 303.
4. Глубокий сон
Относительно того, нарушает ли сон омовение или нет, и каким должен быть сон, чтобы испортилось омовение, существует восемь мнений. Однако наиболее сильным является мнение тех ученых, которые говорят, что сон делает омовение недействительным однозначно, уснул человек сидя или лежа, если он уснул так, что перестал слышать голоса.
Т.е. справление малой и большой нужны, а также сон нарушают омовение, но не нарушают масх (обтирание носков), в связи с чем дозволено при омовении совершать масх. Однако половое осквернении нарушает масх и их необходимо снять для того, чтобы совершить полное омовение (гъусль).
А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) заснул и спал, пока не начал храпеть, а потом проснулся и начал молиться, не совершив омовения” аль-Бухари 138, это являлось исключением лишь для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как сказал имам ан-Науауи, ибо он во время сна себя контролировал, поскольку спали его глаза, но не сердце, как говорил это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).
5. Опьянение, потеря сознания, сумасшествие
Если человек упал в обморок, или потерял рассудок, или же был пьян, то в подобных случаях его омовение нарушено по единогласному мнению ученых (иджма’), как об этом сказал имам Ибн аль-Мунзир. См. “аль-Аусат” 1/155.
Что касается очень распространенной истории, в которой якобы разъясняется причина совершения омовения после употреблении верблюжатины, то она является ложной, не имеющей никакой основы. Эта история такова: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел со своими сподвижниками верблюда и почувствовал запах газа. Затем постеснявшись сказать об этом перед людьми и чтобы не смущать выпустившего газ, он сказал: «Тот, кто поел верблюжатину, пусть совершит омовение».
Эта история недостоверна иснадом и ложна со стороны содержания. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1132.
Однако мудрость веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершать омовение после употребления верблюжатины может содержаться в следующих хадисах:
От Халида ибн Ма’дана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верблюды созданы из шайтанов, и поистине, на каждом верблюде находится шайтан!» Са’ид ибн Мансур. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1579.
Однако это не означает, что верблюжатину есть запрещено!
7. Прикосновение к половому органу
Относительно того, нарушает ли прикосновение к своему половому органу омовение, среди ученых существовало несколько мнений.
Одни ученые считали, что прикосновение к половому органу нарушает омовение однозначно, если между рукой и половым органом не было преграды. Другие считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения вообще. Третьи считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, однако совершение омовения после этого желательно, Четвертые говорили, что следует просто помыть руки и все. Пятые считали, что речь идет о том случае, когда прикосновение к половому органу было с вожделением.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хазими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хаджар, ас-Суюты, шейх аль-Альбани и мн. др. См. “ат-Тальхыс” 1/123, “Ируауль-гъалиль” 116.
А хафиз ас-Суюты вообще сказал, что данный хадис относится к категории мутауатир (передающийся множественными путями), а Къады Абу ат-Тайиб сообщил, что этот хадис передавали девятнадцать сподвижников от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Файдуль-Къадир” 6/237.
Что же касается тех ученых, которые считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, то они опирались на следующий довод:
Однако в отличии от предыдущего хадиса о необходимости совершения омовения при прикосновении к половому органу, ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса. Несмотря на то, что некоторые имамы, среди которых Ибн Хиббан, ат-Тахауи, шейх аль-Альбани, подтвердили его достоверность, такие ученые, как Абу Зур’а, Абу Хатим, аш-Шафи’и, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи и другие, считали этот хадис слабым. См. “Найлюль-аутар” 1/191.
А имам ан-Науауи вообще говорил, что ученые единогласны в слабости этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 2/42.
Однако, конечно же это ошибка, так как ученые не были единогласны в слабости этого хадиса. Но все же, хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» достовернее, чем хадис Талькъа однозначно! Имам аль-Байхакъи сказал: “Достаточно для превосходства хадиса Бусры над хадисом Талькъа того факта, что два шейха (аль-Бухари и Муслим) не опирались ни на одного передатчика хадиса Талькъа. Что же касается передатчиков хадиса Бусры, то аль-Бухари и Муслим опирались на них всех!” См. “Ма’рифатиу-ссунан уаль-асар” 1/234.
В-четвертых, мнение о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, принадлежит большинству сподвижников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, ‘Аиша, Са’д ибн Аби Уаккъас. См. “аль-Аусат” 1/193, “Найлюль-аутар” 1/189.
Шейх Ибн Баз во время урока «Шарх Булюгъ аль-марам» сказал: “Прикосновение к половому органу не нарушало омовение в начале Ислама, затем это было отменено хадисом Бусры. И хадис Бусры достовернее, чем хадис Талькъа, и прикосновение к половому органу нарушает омовение!”
Также о том, что хадис Талькъа отменен говорили такие имамы, как ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/402, аль-Хазими в “аль-И’тибар” 77, аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 2/289 и Абу Бакр ибн аль-‘Араби в «‘Аридатуль-ахуази» 1/117.
Другие же ученые ответили на это тем, что в подобных аятах и хадисах, в которых указывается на прощение того, что было совершено по ошибке, забывчивости и принуждению, речь идет о прощении греха, а не о спадании законоположения. Как например тот, кто в молитве выпустил воздух не совершил греха, однако он обязан возобновить омовение и молитву.
Также ученые считающие, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на слово: «прикоснулся» (масс), что арабы использовали в отношении того, что делалось сознательно. Однако в хадисах о прикосновении к половому органу нет никаких разделений между сознательным и случайным прикосновением. Это можно сравнить и с прочими нарушениями омовения, как например случайный выход газов. Имам Ибн аль-Мунзир писал: “Необходимо, чтобы те, кто следует хадису о том, что прикосновение к своему половому органу нарушает омовение, не делали разницу между осознанным и случайным прикосновением, как это и в прочих нарушениях омовения!” См. “аль-Аусат” 1/164.
Омовение нарушает только прикосновение к своему половому органу, ибо нет никакого указания на то, что прикосновение к другому половому органу или же к анальному отверстию нарушает омовение, кроме аналогии.
8. Малое омовение делает недействительным все то, что делает недействительным и большое (гъусль)
К этому относится: семяизвержение (любым способом); половой акт (даже если не было семяизвержения); менструация и послеродовое кровотечение. В том, что нарушение большого омовения делает недействительным и малое, нет среди ученых разногласий. См. «аль-Иджма’» 31.