что делает лоцман на корабле

Боцман, лоцман, штурман – кто это такие и чем они занимаются на корабле?

Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.

Кто такой боцман?

Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а manчеловек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.

Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.

На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.

Лоцман и его обязанности

В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.

На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.

Штурман и его роль на корабле

Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.

Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.

Источник

Лоцман

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Лоцманом является специалист, который обеспечивает безопасный проход судов на довольно сложных участках.

Содержание:

История профессии

Профессия лоцман возникла много веков назад. Историкам удалось отыскать сборник для мореплавателей, датируемый 500 годом до н.э. На его страницах представлено описание ряда прибережных зон. Также удалось обнаружить записи об арабских лоцманах, которые являлись обладателями морских карт и компасов, а также ― специальных металлических инструментов.

Лоцманы способствовали неуклонному развитию судоходства, осуществляя целенаправленные на безопасное мореплавание действия. С их подачи формировали навигационные карты и правильно размещали имеющееся оснащение. Дополнительно, лоцманы давали советы относительно выбора оптимального маршрута на подходе к портам. Без них не обходились процессы расследования морских происшествий. В соответствии со Средневековым морским правом, было принято различать лоцманов открытого моря и прибрежного плавания.

Эпоха великих географических открытий стала новым этапом в развитии лоцманского дела. Как правило, лоцман числился среди членов экипажа корабля. Имена некоторых из них навеки запечатлено в истории. Одной из таких личностей является Барталомей Руис, который сопровождал Христофора Колумба в его океанском походе. При этом за ошибки лоцманов сурово наказывали, ведь от их действий зачастую зависела жизнь всей команды корабля.

Стремительное развитие мирового судоходства способствовало возрастанию значимости прибрежного лоцманского промысла.

Особенности профессии

Лоцман ― это востребованная и прибыльная профессия, что подразумевает огромную ответственность. Неточные сведения могут повлечь за собой катастрофу. Если в ходе расследования вина специалиста будет доказана, то порт компенсирует убытки. Лоцман прибывает на судно по специальному сигналу. Вместе с тем, присутствие на борту корабля лоцмана не снимает ответственности с капитана, который вправе отказаться от выполнения озвученных специалистом рекомендаций.

При отсутствии лоцмана на борту, движение осуществляется по лоцманским сигналам. Порт взывает специальный лоцманский сбор, что является оплатой за проводку.

Профессия лоцман категорически противопоказана людям, которые страдают морской болезнью, имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой или нервной системы.

Обязанности

Лоцман обязан обеспечить безопасные условия плавания для суден в прибрежных участках, ведь наличие отмели, и подводных скал несет огромную угрозу. Как свидетельствует статистика, практически 90% бедствий случаются при указанных условиях.

На входе в гавань капитан корабля должен запросить лоцмана, который отлично знает навигационные условия на данном участке. Специалист незамедлительно прибывает на судно и указывает наиболее оптимальный маршрут.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать лоцман:

Навыки и знания

Лоцман обязан отлично знать особенности вверенного ему участка акватории. В работе специалисту не обойтись без знания основ механики, особенностей конструкции судов, а также ― навыков управления ними.

Лоцман должен четко выполнять возложенные на него должностные обязанности, независимо от погодных условий.

Работа лоцманом также предусматривает знание английского языка.

Перспективы и карьера

Лоцман ― это специалист, который вправе трудоустроиться в портовую лоцманскую службу. Как правило, каждый капитан судна может освоить данную профессию. После успешного прохождения аттестации лоцман получает удостоверение с указанием конкретного участка, где он может вести деятельность. На протяжении 6 месяцев требуется пройти обязательную практику под руководством опытного коллеги.

Обучение

Работа лоцманом предусматривает наличие среднего или высшего образования по одной из следующих специальностей: «Судовождение», «Морское судовождение», «Речной и морской транспорт».

Источник

Лоцман

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Лоцман – знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман – лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой – постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла. Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Источник

Глава VI. Морские лоцманы(статьи с 85 по 106)

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле
Лоцманский трап по правому борту. Буксир исполняющий роль лоцманского катера подошёл к правому борту судна (с правого борта). Лоцман поднимается по правому борту.
Лоцман

(от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность[1].

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле
Лоцман перепрыгивает с борта лоцманского катера на борт судна. 1968 год.
К борту судна, запросившему предварительно лоцманскую проводку, лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере) или судне, а в случае плохой погоды или особых обстоятельств на вертолёте. Иногда роль лоцманского катера выполняет буксир, который также помогает судну в швартовых операциях. Лоцман проводит судно по безопасному маршруту. С катера на борт судна лоцман поднимается по лоцманскому трапу, если борт судна выше, чем борт лоцманского катера. Лоцман может перепрыгнуть с катера на судно, если борта судна выше борта катера не более чем на 33 сантиметра (такое же расстояние между балясинами лоцманского трапа) или борт катера немного выше борта судна. Если разница между бортами судна и лоцманского катера более 9,5 метра, то для подъёма лоцмана на борт готовят комбинированный трап.

Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор — плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы — для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах чаще всего функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи, бакены и береговые створные знаки.

В дореволюционной России лоцманы образовывали лоцманские общества в каждом порту, под начальством лоц-командира

, назначаемого от казны. До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана — «
носниками
» назывались артели речных лоцманов, «
корабельными вожами
» — те, кто водил морские корабли по взморью и дельте Севера.

История создания

Поводом к написанию «Лоцмана» послужила дискуссия о романе Вальтера Скотта «Пират». Купер считал, что Скотт совсем не разбирается в морском деле и что о море можно написать более интересную книгу. Он решил доказать это на практике, опираясь на свой опыт четырёхлетней службы морским офицером.
Работа над «Лоцманом» началась весной 1823 года, но неоднократно прерывалась из-за болезни автора и ряда несчастий (смерть сына, пожар, уничтоживший дом Купера, очередная опись имущества за долги, судебный иск от департамента по военно-морским делам). Роман увидел свет только в январе 1824 года.

О профессии Лоцмана

Лоцман — это судоводитель, который хорошо знает фарватер конкретного региона, порта, его береговую обстановку и проводящий по фарватеру морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Главная задача лоцмона – обеспечить безопасный и беспрепятственный проход судов на сложных участках: избежать столкновения со скалами или виртуозно проскочить спрятавшиеся под водой рифы, не дать судну сесть на мель. Лоцманы работают в системе морского и речного транспорта.

Лоцман

Лоцман — это судоводитель, который хорошо знает фарватер конкретного региона, порта, его береговую обстановку и проводящий по фарватеру морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Главная задача лоцмона – обеспечить безопасный и беспрепятственный проход судов на сложных участках: избежать столкновения со скалами или виртуозно проскочить спрятавшиеся под водой рифы, не дать судну сесть на мель. Лоцманы работают в системе морского и речного транспорта.

Лоцман самостоятельно определяет количество буксиров, необходимое для выполнения лоцманских операций. В процессе подготовки к выполнению работ лоцман делает контрольные промеры глубин вдоль причальных линий портовых вод и в местах фарватеров, поврежденных заносами, осуществляет контроль состояния ограждений фарватеров. Он также контролирует соблюдение экипажами судов местных правил, законоположений об охране портовых сооружений и фарватеров.

Основные функции лоцмана – обеспечение безопасного плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защита водной среды в районе лоцманской проводки:

лоцман

ЛОЦМАН1, а, м. Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер.

| прил. лоцманский, ая, ое.

ЛОЦМАН2, а, м. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб.

Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me

Значения в других словарях

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман – лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой – постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла. Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Профессия – лоцман

Лоцманы работают на судоходных реках и в морских просторах. Лоцманы всегда были уважаемыми людьми, ведь без них корабли не могли безопасно вернуться в гавань или пройти сложные участки незнакомого пути.

Ответственная морская профессия

Люди давно превратили море в дорогу для грузов и пассажиров, тысячелетиями развивая судоходство. Лоцманы появились с первыми лодками и кораблями, а сейчас работают на самых современных судах. О них не слагали легенды, хотя их работа спасала жизни, суда и грузы.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Слово «лоцман» пришло к нам из голландского языка. Это опытный капитан-проводник, хорошо знающий особенности фарватера и все подводные камни местности в прямом и переносном смысле. Кроме того профессиональный лоцман должен уметь пользоваться инструментами для измерения глубины и ориентирования на местности.

Получить свидетельство и лицензию, позволяющую работать лоцманом, может человек со средним или высшим образованием, имеющий диплом капитана и досконально изучивший акваторию, в которой собирается работать. Местность, к которой допускается лоцман, зафиксирована в его документах.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Моряк, который хочет стать лоцманом, должен отличаться физической выносливостью (работать придется при любых погодных условиях и температурном режиме), не страдать морской болезнью, иметь хорошие лидерские качества и уметь находить общий язык с людьми.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Лоцман несет ответственность за проводимый им корабль, в случае аварии – возмещает ущерб. По сути, он становится главным советником капитана, однако последний может не соглашаться с рекомендациями, и тогда лоцман вправе отказать в помощи экипажу.

Древнее морское ремесло

Лоцманы были и в Древнем Египте, и в Древних Греции и Риме. Многого добились арабские профессионалы, взявшие на вооружение компасы, квадранты и карты.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

С начала XI века зарождается морское право, закрепившее разделение лоцманов на категории (работающих в открытом море или у берегов), зафиксировавшее их права и обязанности. Специалисты по сопровождению корабля в открытом море стали популярными в век открытий. Их нанимали в длительное путешествие первооткрыватели непознанных земель.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Первые славянские лоцманы (рыбаки или крестьяне) проводили суда по пути «из варяг в греки» – из Балтийского в Черное море. Государство узаконило лоцманский промысел только в 1653 году, позволив проводить суда астраханцу Ивану Хабарову. Первая полноценная лоцманская служба появилась в России только при Петре I.

Увековеченные в истории

Лоцманы никогда не были публичными или популярными личностями, но некоторые имена все же сохранились на скрижалях истории. Наверное, самым известным был американский писатель Марк Твен, водивший суда по водам Миссисипи. Живший в США Сэмюэл Клеменс с детства «болел» рекой и судами. Он рано пошел работать, поступил на судно «щенком» (помощником лоцмана) и начал осваивать профессию на просторах великой реки Миссисипи.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Будущему писателю Марку Твену понадобилось две года, чтобы досконально изучить все изгибы и отмели реки, после чего он сдал экзамен и получил лицензию. Лоцман из него вышел отменный, и скорее всего он бы посвятил всю жизнь судоходству, если б не война между Севером и Югом, угробившая процветавшую отрасль.

Профессию лоцмана освоил еще один известный человек. Иногда важных гостей, прибывавших на судах в порт Санкт-Петербурга, встречал лично Петр I. В городе по его указу была создана команда из одиннадцати лоцманов, но кораблей было слишком много, и люди просто физически не успевали оказывать всем помощь. Вот царь и подключался, брался самолично выполнять лоцманскую работу, со знанием дела в любую погоду проводил суда безопасным путем в гавань.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Лоцманские навыки Петра I пригодились во время войны со шведами, он лично направлял суда в акватории Балтийского моря. Царь садился в лодку, закреплял на мачте фонарь и подавал капитанам сигналы, отыскивая безопасный для флота проход.

Кстати, в списке известных лоцманов числится некий Пелорус Джек, но это не человек, а дельфин, добровольно занявшийся этим ремеслом на трудном морском пути. Он выбрал шестиметровый участок в Проливе Кука и двадцать четыре года проводил пароходы (другие суда он не признавал) по безопасному маршруту.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

Пелорус Джек поджидал пароходы в море возле Веллингтона, подплывал к судну и терся о корпус, зачастую игриво выскакивал из воды и кувыркался, привлекая внимание команды и туристов. Потом он вел судно по проливу, обгоняя его и прокладывая маршрут. Хвостатый лоцман заканчивал свою работу у прохода Френч Пасс и возвращался на исходную позицию поджидать новый пароход.

Свою добровольную работу он выполнял круглосуточно, если пароходов было несколько – выбирал самый стремительный. Дельфин пользовался невероятной популярностью у туристов и любовью капитанов, ценивших помощь Пелоруса Джека.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

И только одно судно лишилось услуг хвостатого лоцмана. Путешествовавший на борту парохода «Пингвин» турист зачем-то выстрелил в дельфина. Морской «лоцман» не пострадал, но с тех пор игнорировал злосчастный корабль.

После этого случая уникального дельфина взяли под охрану. А «Пингвин», на который отказывались наниматься капитаны, вместе с пассажирами затонул в 1909 году. Добровольный лоцман «работал» в проливе вплоть до 1912 года.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле

О профессии лоцмана писали книги, перу Жюля Верна принадлежит произведение «Дунайский лоцман», а Джеймс Фенимор Купер воспел этих героических людей в романе «Лоцман». Лучшие режиссеры снимали фильмы про море и ответственную работу лоцманов.

Обязанности лоцмана

Лоцман является обученным знаток фарватера, специалист в порту по проводке судов, и отвечает за их беспрепятственное прохождение по сложным места порта. Лоцман хорошо изучает и знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал.

По статистике, почти девяносто процентов аварий возникает в районах, ограниченных для мореплавания, в портах или же на подходах к ним. Лоцман как правило может провести по фарватеру необходимое судно при входе и при выходе из порта, так как лучше капитана знает местные условия навигации. При входе в гавань, корабль просит предоставить лоцмана. Тот на специальном катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и обеспечивает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана соответственно оплачиваются из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман является лишь советником капитану, и конечно же он его его не заменяет. Присутствие на корабле лоцмана, не снимает с капитана его ответственности. Но лоцман должен отвечать за качество той работы, которую он проводит. В согласии с российским законодательством, если по вине лоцмана произошла авария, тогда порт будет возмещать убытки. Если же капитан оставляет без учёта рекомендаций лоцмана, тогда лоцман имеет право отказаться от проводки. Иногда бывает что лоцмана нет, в таком случае суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину.

Но помимо профессиональных навыков судовождения, он обязан отлично ориентироваться в фарватере конкретной области реки или моря. Как правило лоцманами становятся капитаны,а для этого лоцману приобрести среднее или высшее судоводительское образование. Только дипломированный капитан получает право, исследовав конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом. В удостоверении лоцмана чётко указан бассейн, где ему разрешено работать.

Лоцман древнейшая морская профессия.

что делает лоцман на корабле. Смотреть фото что делает лоцман на корабле. Смотреть картинку что делает лоцман на корабле. Картинка про что делает лоцман на корабле. Фото что делает лоцман на корабле
«Небольшой корабль огибал мыс, который был одной из сторон маленькой бухты. На противоположном берегу находилось поле, где стояли рыбаки. Только самые небольшие суда да и то лишь изредка, осмеливались подходить близко к этому берегу, где было много подводных скал и песчаных мелей.

Отчаянные мореплаватели, которые пустились в столь опасное плавание, находились на продолговатой черной шхуне. Корабль, на котором были распущены только грот и легкий кливер, протянутый к самому концу бушприта, грациозно и легко скользил по воде, вызывая почти у всех суеверное изумление. Лоцман вглядывался в темноту так, как будто у него было нечеловеческое зрение. Все на корабле чувствовали, что их руководитель превосходно знает науку мореплавания, и воскресшая уверенность пробуждала в них удвоенное усердие. Команда над кораблем была без разговоров передана ему; и в наиболее тревожные минуты, когда брызги от волн перескакивали через реи, все, до последнего человека, жадно ловили каждое слово незнакомца, приводившее их к столь магическому послушанию».

Это слова из книги «Лоцман» американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Действительно это древняя и нужная профессия, которая по сей день помогает морякам. Я постараюсь вкратце рассказать о смелых и умных людях этой касты.

Лоцман – старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н. э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы. Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания. Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории – лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории – прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов, поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела.

Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля. В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок. Была изменена ответственность лоцманов: жестокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами.

Появилось определение слова «лоцман» (от голландского имени «lootsmann») – это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов. Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы. Все более развивающее судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной. Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания.

С расширением территории Российской Империи лоцманские учреждения стали появляться в конце XVIII века. В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост коммерческих перевозок способствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Черном море.

В 1903 году появились первые лоцманские бригады. Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство.

Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Петр I – он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение.

Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов. Кроме проводки судов, причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей. Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах.

Чем ограничиваются требования для желающих работать лоцманом

Образование у кандидата на должность должно быть соответствующее – относящееся к судоходству. Кроме диплома о наличии высшего образования, необходим диплом о присвоении квалификации не ниже уровня старшего помощника капитана. В дополнение к этому нужно иметь удостоверение лоцмана, чаще всего 1 категории. Естественно, без заключения медицинской комиссии также не обойтись. Стаж работы рекомендуется иметь не менее 3 лет. Однако наличие всех перечисленных документов не является достаточным для того, чтобы устроиться на работу. Необходимо пройти стажировку сроком от полугода до года под руководством опытных мастеров.

На данную работу устроиться непросто ввиду отсутствия на неё повышенного спроса. Однако при наличии необходимых навыков и опыта найти работу даже по данной специальности вполне реально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *