что делает логопед в доу

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда

1. Основные цели деятельности учителя – логопеда

• Выявление детей, имеющих речевые нарушения.

• Коррекция речевых нарушений.

• Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.

Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

2. Основные направления деятельности учителя – логопеда

• Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.

• Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

• Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

2.1 Коррекционно-развивающая деятельность

Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии, осуществляется на коррекционно – развивающих занятиях. Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

• Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

• Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

• Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

• Коррекция звукопроизношения разными способами;

• Автоматизация звуков в речи;

• Дифференциация звуков в речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве и конструктивный праксис. Ведется работа над развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее входит формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

2.2 Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Музыкальный руководитель помогает в коррекции речевых нарушений путем использования:

• упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

• этюдов на развитие выразительности мимики, жеста;

В работе со специалистами учитель-логопед ведет тетради взаимодействия, в которые им заносятся рекомендации и задания по работе с детьми.

2.3. Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

Особое внимание учитель – логопед уделяет консультативной работе с родителями по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Она осуществляется в форме родительских собраний, индивидуальных, групповых консультаций, бесед, круглых столов, семинаров, открытых занятий. Широко импользуются логопедические стенды для родителей со сменным материалом.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

3. Методическая деятельность

Методическая деятельностьлогопеда ДОУ включает в себя:

• разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

• изучение и обобщение передового опыта;

• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

• поиск наилучших средств коррекции речи детей;

• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

4. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.Она включает:

• Проведение контрольных срезов.

• Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

• Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

• Подведение итогов работы за учебный год.

• Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

что делает логопед в доу. Смотреть фото что делает логопед в доу. Смотреть картинку что делает логопед в доу. Картинка про что делает логопед в доу. Фото что делает логопед в доуФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Источник

Логопед в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду. А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу.В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально: логопедом, психологом и неврологом. А после этого логопед, учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев,включает в себя :

— формирование правильного речевого дыхания,

— развитие фонетического восприятия,

— нормализация речевой моторики,

-коррекция нарушения звукопроизношения,

— преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

— развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда. Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду, представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки, картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду?

1.Нарушение устной речи:

-дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

-дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

-ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата;

-заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

-брадилалия – патологически замедленный темп речи;

-алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2.Нарушение средств общения:

-ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.Такие расстройства могут проявляться:

• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т,чаще всего нарушаются:

-свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

-шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

-сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары);

-заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары).

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук,находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления,характеризующие ФФНР:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

-ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

• речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

• экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

• речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!

что делает логопед в доу. Смотреть фото что делает логопед в доу. Смотреть картинку что делает логопед в доу. Картинка про что делает логопед в доу. Фото что делает логопед в доуАвтоматизация звука[ Л] в игровых упражнениях Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает.

что делает логопед в доу. Смотреть фото что делает логопед в доу. Смотреть картинку что делает логопед в доу. Картинка про что делает логопед в доу. Фото что делает логопед в доуЗаботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ Уважаемые родители! С детьми Вашей группы работает логопед Добрынина Эльвира.

Источник

Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

что делает логопед в доу. Смотреть фото что делает логопед в доу. Смотреть картинку что делает логопед в доу. Картинка про что делает логопед в доу. Фото что делает логопед в доу Камила Исаева
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года).

Ранний и младший дошкольный возраст-это время активного развития речи ребенка.

Недоразвитие речи в данном возрасте выражается в нарушении всех компонентов речевой системы. До наступления трех лет точная дифференциация логопедического диагноза невозможна, поэтому в диагностическую группу дети поступают, как правило, с диагнозом ЗРР (задержка речевого развития). На момент поступления в группу ребенка обследует логопед и специалисты ДОУ. После этого формируется общая картина состояния речи и здоровья детей. Таким образом, основываясь на заключении ПМПК, речевом обследовании ребенка, которое отражается в речевой карте, и результатах диагностики специалистов логопед планирует дифференциальную индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу.

Как известно, конкретной программы для коррекционной работы с детьми данного возраста нет, поэтому я в своей работе использую методические рекомендации Н. В. Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада»; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Комплексные занятия с детьми раннего и младшего возраста (2-3 года) и М. В. Смирновой «Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет, страдающих общим недоразвитием речи».

Работа логопеда на группе раннего и младшего дошкольного возраста заключается в преодолении речевого негативизма и развитии общения; обогащении активного словаря; в развитии понимания речи и уточнении значения слов; работе над грамматическим строем и развитием связной речи.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю развитию слухового восприятия, речевого дыхания и мелкой моторики.

В младшем возрасте важно научить детей воспринимать речь и различать звуки на слух. Данная способность является основополагающей при дальнейшем формировании речи-ее понимании, правильной интерпретации и воспроизведении. В содержание данного направления работы я включаю предложенные Н. А. Лукиной и И. И. Никкинен игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Кроме того, на основе предложенных рекомендаций я разрабатываю свои игры-занятия с данной целью. Здесь дети учатся понимать словесные инструкции, соотносить картинки со звукоподражаниями, дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки и т. д.

Важным в этом возрасте является стимуляция развития речевого дыхания, т. к. от правильного речевого выдоха зависит четкое произношение звуков, фраз, интонация речи, паузация и т. д. Данную задачу я решаю через специальные игры (например, предложенные Н. В. Дуровой в методическом пособии «Фонематика»): малышам нравятся различные поддувалочки, листики, снежиночки, кораблики, с которыми непосредственно можно поиграть.

Именно в младшем возрасте начинается работа по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка. С этой целью я использую гимнастику в стихах и картинках Т. А. Куликовской и В. В. Коноваленко. Использование стихотворного и наглядного забавного сопровождения стимулирует активность детей, в результате чего эффективней решаются поставленные коррекционные и развивающие задачи.

Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями также является одним из направлений моей работы. Как известно, стимуляция тонких движений кистей рук является дополнительным стимулирующим фактором в развитии речи, а также играет немаловажную роль в становлении всех видов детской деятельности, в том числе самообслуживания. С этой целью организую специальные игры и упражнения, содержание которых берется из методических источников, практической литературы (Цвынтарный, Коноваленко, Рузина и др.)

На занятиях с детьми я предпочитаю использовать яркие пособия с четко выраженными частями, учитывая возрастные особенности восприятия, мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста, особенности детей с речевыми нарушениями. Стараюсь подбирать реалистичные игрушки, чтобы формировать правильные представления детей о различных объектах, учитывать необходимость точного соотнесения наименования предмета с его образом в восприятии детей с нарушениями речи.

В нашем учреждении практикуется комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Взаимосвязь в работе с воспитателями группы, специалистами ДОУ и родителями позволяет строить работу на хорошем профессиональном уровне. На основе методических рекомендаций и программных требований я разрабатываю тематическое планирование, которое учитывается при организации работы воспитателями и специалистами. Кроме того, определяю объем и содержание ежедневных вечерних занятий с детьми, которые проводят воспитатели. В группе оборудован речевой уголок, оснащенный играми и пособиями на развитие всех сторон речевой деятельности (дыхания, фонематического восприятия и т. д.).

Совместно с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем отбирается речевой материал для занятий; инструктор использует артикуляционные упражнения и упражнения на развитие речевого дыхания; музыкальный руководитель учитывает мои рекомендации при отборе репертуара для своих занятий. Тесное сотрудничество планируется и с психологом нашего учреждения.

Важная и решающая роль в коррекционной работе с детьми отводится семье. С родителями ведется насыщенная работа, необходимая для эффективного решения поставленных задач. Проводятся тематические собрания и собрания, посвященные итогам коррекционной работы. В соответствии с годовым планом организуются индивидуальные и групповые консультации. В родительский уголок оформляются специальные статьи; формулируются рекомендации по организации занятий с детьми в домашних условиях, определяется их содержание.

Занятия- одна из основных форм работы с детьми в ДОУ. Здесь решаются общие коррекционно-развивающие задачи, такие как развитие словаря детей, связной речи, лексико-грамматических категорий. Цели логопедической работы на каждом конкретном занятии я ставлю в зависимости от уровня речевого развития группы. Решаются и специальные задачи- на развитие и стимуляцию психических процессов (внимания, мышления, памяти в соответствии с их возрастными особенностями); и воспитательные задачи, такие как способность взаимодействия детей друг с другом, усвоение, доступных нравственных норм и правил и т. д.

Всю работу с детьмина занятиях я организую по следующим формам:

Принципом отбора детей для формирования подгрупп является, во-первых, учет возраста воспитанников-это подгрупповые занятия с детьми первой (2-3 года) и второй (3-4 года) младшей группы. Во-вторых, обязательным является учет уровня речевого развития детей (для подгрупповых занятий по коррекции и развитию соответствующих сторон речи).

Индивидуальные занятия-это ежедневная форма работы с детьми по заранее составленному календарному плану. В течение недели с каждым ребенком проводится не менее 3-4 занятий (а при необходимости и чаще). Назначением этих занятий является развитие и коррекция речевого недоразвития каждого конкретного ребенка в зависимости от состояния его речи, логопедического диагноза. Так, с детьми, страдающими ринолалией, основной упор делается на развитие артикуляционной моторики, правильного речевого выдоха, плавности речи, интонации. С этой целью используются приемы пропевания звуков, слогов, дыхательные упражнения, упражнения на напряжение- расслабление лицевой и общей мускулатуры. С детьми, имеющими моторную алалию-это развитие импрессивной стороны речи (ее восприятие и понимание); преодоление речевого негативизма; отработка простых по произношению звуков (А,О,У,И,Э,Б,П,М,В,Ф); развитие просодической стороны речи.

Таким образом, коррекционная работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими задержку речевого развития и тяжелые нарушения речи, способствует успешному решению первостепенных задач с учетом возрастных особенностей детей и степени их речевой патологии, а также благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *