что делает куратор выставки
Кем статьТворческий менеджмент:
зачем нужны кураторы
Что делают люди, окружающие представителей креативных индустрий
Текст
В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В первом выпуске рассказываем о кураторах — людях, без которых невозможно организовать ни одну выставку.
Куратор
Места работы:
музеи, галереи и другие арт-площадки
Задачи:
организовывать выставки, собирать и пополнять коллекции, придумывать каталоги и разрабатывать образовательные программы, анализировать современное искусство
Известные современные кураторы
Ханс-Ульрих Обрист
Куратор Serpentine Gallery, арт-критик и автор «Краткой истории кураторства» и других книг об искусстве. В 2009 году назван журналом ArtReview самым влиятельным челловеком в мире современного искусства.
Массимилиано Джони
Директор выставочных программ New Museum и художественный директор Nicola Trussardi Foundation. Самый молодой куратор Венецианской биеннале за всю историю этого арт-форума.
Паола Антонелли
Главный куратор отдела дизайна и архитектуры MoMA. Приняла решение о приобретении Tetris, Pac-Man и других классических видеоигр в коллекцию музея. Курировала все крупные выставки MoMA, посвящённые дизайну.
Отбирают произведения, придумывают, как их разместить, и собирают деньги
Куратор занимается множеством организационных вопросов: он разрабатывает и утверждает концепцию экспозиции с руководством музея или арт-площадки, затем ищет и отбирает работы художников, договаривается о создании site-specific произведений, придумывает, как разместить экспонаты в имеющемся пространстве и т. д. Кроме того, расходы на организацию не должны превышать имеющийся бюджет, и куратору нужно постоянно подсчитывать, сколько будет стоить создание работ, их транспортировка, страховка и прочее. Конечно, куратор решает все эти проблемы не в одиночку: ему помогают сокураторы и архитекторы, которые создают проект для выставки, а также другие менеджеры.
Одна из самых сложных задач для куратора — организация биеннале. То, насколько это трудоёмкий процесс, можно понять, например, по опыту Массимилиано Джони, куратора 55-й Венецианской биеннале, которая будет открыта до конца ноября. Процесс подготовки занял полтора года: в течение этого периода Джони путешествовал по всему миру, встречаясь с художниками и отбирая работы, которые соответствовали бы теме основного проекта биеннале — «Энциклопедический дворец». Кроме того, чтобы осуществить столь масштабный проект, Джони пришлось выполнять дополнительную работу. Он самостоятельно занимался сбором дополнительных средств, чтобы привезти в Венецию те произведения, которые ему хотелось, — арт-кураторы должны не только уметь «придумывать» выставки, но и обладать достаточным упорством, чтобы организовать их, найти спонсоров и воплотить свою идею.
Выбирают новые работы для музейной коллекции и анализируют её
Помимо независимых кураторов, которые организуют выставки на разных площадках и, в случае успеха, становятся «звёздами» арт-мира наряду с современными художниками (к такому типу кураторов можно отнести, например, Ханса-Ульриха Обриста). Существуют музейные кураторы, которые постоянно работают в одной институции. В число их обязанностей входит не только организация выставок, но и работа с коллекцией музея. Музейные кураторы отбирают новые произведения для собрания, и так как от их решения зависит то, как в будущем люди будут представлять искусство нашей эпохи, эти музейные приобретения часто вызывают споры и обсуждения. Например, нетрудно вспомнить, как многие мировые СМИ писали о включении Tetris, Pac-Man и ещё 12 видеоигр в коллекцию MoMA. За это решение ответственна Паола Антонелли — главный куратор отдела дизайна и архитектуры MoMA, которая подробно обосновала решение о приобретении игр в многочисленных интервью.
Кроме того, Антонелли организовала множество выставок, ключевую роль в которых играют не новые или позаимствованные у других институций произведения. Предметы из собрания музея — тоже важная часть работы музейного куратора. Однако не все музеи располагают таким бюджетом и такой обширной коллекцией, как MoMA, поэтому некоторым куратором приходится находить новые приёмы, чтобы сделать коллекцию интересной для зрителя. Например, мексиканский куратор София Эрнандес Чун Цуй (она курировала Museo Tamayo) в книге 10 Fundamental Questions of Curating рассказывает, как работать с небольшими и не очень систематизированными коллекциями: чтобы привлечь внимание к музею, она приглашала современных художников, которые создавали работы, вдохновлённые произведениями из собрания Museo Tamayo.
Предлагают новое видение искусства
За последние десятилетия роль куратора значительно возросла, во многом благодаря тому, что представители этой профессии перестали быть просто организаторами и стали предлагать собственное видение современного искусства. Выставки стали такими же важными, как художники и произведения искусства, и вошли в историю искусств. Восхождение кураторов-визионеров во многом связано с фигурой Харальда Зеемана, который основал Agentur für Geistige Gastarbeit. Это было агентство по организации культурных событий, сотрудничавшее с разными арт-институциями и не зависящее ни от одной из них: после того, как Зеемана выгнали из Кунстхалле в Берне за новаторскую выставку «Когда отношения становятся формой». На этой выставке, которая проходила в 1969 году, были собраны работы тех художников, для которых процесс создания работ был важнее результата: среди экспонатов было много site-specific произведений, которые художники делали в кунстахалле незадолго до открытия. Многие работы не сохранились, но выставка вошла в историю искусств и положила начало экспериментам кураторов-визионеров.
Выставка может повлиять
на ход истории искусств
То, как выставка может повлиять на ход истории искусств, также показала выставка «Маги земли», которую курировал Жан-Юбер Мартен. Он включил в выставку произведения декоративно-прикладного искусства, стараясь показать не только искусство Европы и Северной Америки, но и других континентов. С тех пор работы художников из Азии и Африки, а также художников-аутсайдеров всё чаще выставляются наряду с произведениями современных признанных авторов. Эта тенденция стала особенно заметной, когда в этом году куратор Массимилиано Джони назвал основной проект 55-й Венецианской биеннале в честь произведения художника-аутсайдера Марино Ауритти (одна из его работ называется «Энциклопедический дворец») и включил в выставку работы душевнобольных художников.
Придумывают каталоги и организовывают образовательные программы
Ещё один важный аспект кураторства — работа с публикой. Появление музеев тесно связано с ростом буржуазии, и выставочное пространство — это, прежде всего, публичное пространство, и для посетителей музеев и галерей важно иметь доступ к искусству и постоянно открывать в нём что-то, что может повлиять на их жизнь. Американский куратор и историк искусства Джеймс Куно отмечает в своей книге Whose Muse? Art Museums and the Public Trust, что после 11 сентября многие жители Нью-Йорка посещали музеи для того, чтобы увидеть картины, которые несмотря на свою хрупкость, пережили века. Таким образом, кураторы, которые работают с коллекциями и организуют выставки, должны помнить, что они работают прежде всего для зрителей, у которых посещение выставки всегда связано с определёнными ожиданиями.
Куратор не только определяет тему выставки и организовывает её, но и старается, чтобы она лучше «продавалась» и была привлекательна для зрителей. Именно поэтому многие кураторы уделяют внимание не только самой выставке (которая должна быть простой для восприятия), но и образовательной программе и изданию каталогов. Например, известный куратор Понтюс Хюльтен уделял особое внимание каталогам, и сейчас они считаются почти такими же важными произведениями искусства, как и те работы, которые он выставлял. Так, для выставки, посвящённой шведскому журналу Blandaren, Хюльтен придумал каталог в виде коробки, где каждое отделение соответствовало одному художнику-участнику, а для выставки Жана Тэнгли куратор решил сделать каталог-чемодан. Кроме того, успех выставки во многом зависит от известности участвующих художников. На 3-й Московской биеннале, которую курировал Жан-Юбер Мартен, было много работ «звёзд» современного искусства, что обеспечило ей рекордную посещаемость. Однако она во многом повторяла прошлые проекты Мартена и не получила признания профессионалов.
Art Blog 
О блоге
Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.
Что может дать вам изучение искусства?
Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.
Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂
Контакты
Кто такой куратор и что он делает в современном мире
Куратор – тот, кто отбирает и интерпретирует произведения искусства.
Кроме того, куратор XXI века взаимодействует с прессой и аудиторией, раздает интервью и участвует в публичных выступлениях. Он может читать лекции, проводить семинары и мастер-классы.
Самый эффективный ресурс куратора – его собственная полная вовлеченность в проект. Он сотрудничает с теми художниками, чьи работы смогли оказать на него самого эстетическое воздействие.
Профессиональные задачи куратора:
Куратор не навязывает собственное видение, а служит проводником между художником и зрителем.
Самое трудное в этой работе – объединять людей и их занятия, создавая условия для того, чтобы между ними возникла искра.
Ханс Ульрих Обрист – один из наиболее влиятельных кураторов в современном арт-мире, директор лондонской галереи “Serpentine”
Основные типы кураторов
Куратор-ученый
Он специализируется в определенной области. Например, это куратор гравюры и рисунка или куратор японского искусства. Он сосредотачивается больше на выставочных проектах. В его обязанности не входит опись и хранение предметов искусства. Данная задача возлагается на музейных исследователей или хранителей. Куратор-ученый документирует коллекции, пишет тексты, занимается подготовкой изображений к выставке. Его также могут привлекать к другим видам деятельности. Например, к просветительской работе, организации круглых столов, сбору средств и общению с прессой.
Независимый куратор
Он же куратор-фрилансер. Сам определяет функции, которые бы ему хотелось выполнять. Одни из них специализируются на общественных мероприятиях и проектах. Другие – на заказе больших публичных работ. Третьи – на сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами интерьеров. А некоторые организуют передвижные выставки в качестве приглашенных специалистов.
Куратор-художник
Как считается, он может и чуть ли не должен нарушать устои приглашающего учреждения. Поэтому в его кураторской деятельности нет стандартов и ограничений. Что бы ни сделал такой куратор, все будет воспринято как произведение искусства, включая саму экспозицию. В наше время часто самих художников приглашают на роль кураторов. Но многие вопросы для них некомпетентны. Например, разработка программы выставки, написание текстов, продажа произведений, работа с прессой, персоналом.
Куратор-администратор
Это руководитель подразделения того или иного учреждения культуры. Это может быть куратор просветительских или выставочных программ, чья задача – направлять и координировать работу своей команды.
Параллельно существуют кураторы, которые специализируются на работе с архивами, фильмами, новыми медиа, литературой или музыкой.
Кураторский титул обычно достается тем, кто разрабатывает и осуществляет презентацию того или иного материала для широкой публики.
Для современных кураторов в 1895 году была создана новая инфраструктура – биеннале. Это художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.
На 15-ой архитектурной биеннале
Куратор как катализатор и проводник идей
Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают триалог между зрителями, художниками и миром искусства.
Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают эти две специальности достаточно близкими. Кураторы – редакторы концепций. Они приближают искусство и другие культурные практики к аудитории. Причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикации на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий.
Что такое “curatorial research”?
Кураторское исследование означает знакомство куратора с заинтересовавшими его произведениями искусства и выставками, а также личное общение с художниками, галеристами и другими.
“Основной ресурс куратора при подготовке проекта – это живой опыт контакта с произведениями и их авторами, а также со специфическим местным контекстом, в котором эти художники сформировались. И в диалоге с которым они создали свои работы.”
– утверждает Виктор Мизиано (известный арт-критик и куратор), – очень важно посмотреть авторам в глазами, почувствовать их психосоматику, совершить подлинный “curatorial research”.
Куратор – подкованный эстет и искушенный ценитель.
Куратор является просветителем. Он объясняет искусство в упрощенной форме, чтобы оправдать новаторские направления в искусстве и вписать их в исторический контекст.
В XXI веке от куратора ждут выполнения функции посредника. То есть он должен быть экспертом в вопросах вкуса. Он способен сказать, какое искусство “хорошее” и почему.
Куратор играет существенную роль в понимании нами искусства и культуры.
Как минувшей, так и современной. Работая с художниками, он подвергает сомнению стереотипы и пытается понять, как изменится культура в будущем.
Статья написана по материалам узкоспециализированной литературы:
Очень рекомендую к прочтению. Особенно молодым кураторам или тем, кто просто заинтересовался данной тематикой.
«КУРАТОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» на личном опыте
Некоторые считают, что миссия куратора — придумать крутую концепцию выставки и гордо передать ее на реализацию. Эти некоторые сильно ошибаются.
Задача куратора современного искусства — не просто почувствовать художников, уловить идею их практики и перевести ее в значения, интересные людям. Он — тот самый человек, который почти что (а иногда и буквально) своими руками формирует выставку, объясняет ее идеи и подогревает к ней интерес на всех этапах.
Теорию и практику работы куратора современного искусства на своем SKVOT-курсе объясняет Маша Вторушина. Поговорили с тремя студентками первого потока, чтобы узнать, как они учились и создавали свою первую цифровую экспозицию.
«Куратор — проводник между зрителем и художником»
Даша Канцур — 24 года — PR-специалист
Расскажи о своем бэкграунде.
Я училась PR и рекламе, а недавно окончила магистратуру в Германии в медиа и коммуникациях. После защиты диплома образовалось немного свободного времени, и мне захотелось погрузиться в сферу искусства — попробовать понять, как устроен арт-менеджмент.
Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
Глобального вопроса не было. Мне хотелось познакомиться с людьми, которые занимаются искусством, и посмотреть, чем они живут. Просто соприкоснуться с этим миром, скажем так.
Раньше меня интересовало классическое искусство, а сейчас — все больше современное. Я не художник и не куратор, но было интересно больше узнать об этой сфере.
Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
Не могу выделить одну. Помню, что энтузиазм у меня (и не только у меня) вызывали лекции, на которых Маша объясняла практические шаги. Хотя в теории тоже было довольно приятно — когда звучали знакомые имена или события в сфере искусства, появлялась приятная мысль: «Вау, да я уже в теме!».
Ощущение, что мы уже по-настоящему входим в тему профессии куратора, возникло где-то в середине курса — примерно тогда, когда начались практические задания. Например, нам нужно было выбрать художника, провести с ним интервью и вычленить из его слов концепцию. Меня это безумно вдохновило — в голове была мысль: «Ого, я могу выбирать художника! От меня так много зависит!».
Расскажи про свою экспозицию.
В рекомендациях инстаграма мне часто выпадают интересные работы. И вот однажды на глаза попалась необычная, стильная картинка. Я заинтересовалась, подумала, что можно сделать выставку с этим художником, и написала ему. Все как-то спонтанно получилось.
Уже через день мы созвонились с автором — Лешей (который потом взял творческий псевдоним Кирилл Филиппов) — и начали общаться, договариваться. Выяснилось, что он почти мой ровесник, так что общение пошло совсем легко. Как раз во время первого разговора я и ухватила концепцию, которая легла в основу выставки.
На созвоне Леша сказал, что ему интересна идея создания вещей из экологичных материалов, и добавил, что из своих картин и фото он тоже делает что-то новое. Я подумала: «О, это же ресайклинг, но в цифровом пространстве». Конечно, это не что-то экологичное само по себе, но заставляет людей задуматься о переработке. В итоге эта тема и стала основой экспозиции.
Во время подготовки выставки я много консультировалась с Лешей, спрашивала его мнение. Но мне было важно сохранить свой подход, так что иногда мы немножко спорили. Например, он предлагал размещать картины по цвету, а мне хотелось другой логики — сгруппировать работы в эстетике музыки 80-х: тут рейв, там — техно и так далее. Еще Леша хотел выкрасить стены в разные цвета — черный, зеленый, а я стояла на том, чтобы оставить «сырой», нейтральный серый.
Это все было непростым моментом — и я даже советовалась с Машей, как быть, когда художник не согласен с твоим видением. Вроде выставка — это мое высказывание, но работы-то его. Маша посоветовала стоять на своем, но аргументировать свою позицию.
Например, когда мы с Лешей обсуждали, какого цвета будет пространство, я поняла, что нужно объяснять ему свою позицию, отталкиваясь от концепции высказывания. Каждый элемент проекта должен быть с ней созвучен. Как зеленый коридор или черные стены могут быть созвучны экологии в цифровом пространстве? Никак. А серые стены? Максимально. Заводы по переработке материалов все серые, в индустриальном стиле. Я так это аргументировала — и Леша согласился.
Твои must dos в организации экспозиции.
Так как я все-таки работаю в коммуникациях, эта часть в подготовке экспозиции мне кажется очень важной. Я бы советовала:
#1. Держать контакт с художником. Очень важно общаться с ним на всех этапах. Слова — это наше все, любую проблему или конфликт можно решить, если объясняешь все грамотно и четко.
#2. Коммуницировать с аудиторией. Не только до открытия выставки, но и после нее тоже — разговоры не должны прекращаться. Маша говорила, что даже после закрытия можно рассказать о выставке в соцсетях или медиа.
Например, у меня был план созвониться небольшой группой и обсудить нашу выставку. Просто поговорить. Это оставит у людей положительные впечатления — и они еще больше вовлекутся. И, может, мы придумаем еще что-то интересное.
Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?
Я буду говорить о России — потому что лучше знаю российский ландшафт. Тут куратор выполняет очень много функций, должен быть в курсе многих сфер. Маша говорила, что это неправильно — каждый должен выполнять четко прописанную роль, — но в России получается так.
В целом роль куратора — быть проводником между зрителем и художником. Но в странах постсоветского пространства профессия куратора сформировалась не так давно, как в других. В СССР куратор фокусировался больше на контролировании смыслов, это была скорее чиновничья должность — не допустить, не пропустить. Потом все резко поменялось. Нам пришлось догонять остальной мир, поэтому сейчас все еще немного смешано, размыто. Но, возможно, это даже дает интересные нюансы и инсайты.
Я сама еще невероятно далека от задач куратора, но мне бы очень хотелось ими заниматься. Чтобы работать со сферой современного искусства, я должна в нее попасть — возможно, начать с PR, работы в медиа. Пока что у меня нет образования в сфере искусствоведения, все знания несистематизированные и по верхам — но в недалеком (или далеком) будущем я могла бы в это погрузиться.
«Концепция выставки должна быть прозрачной и понятной всем»
Катя Чичигина — 32 года — дизайнер интерьеров
Расскажи о своем бэкграунде.
Я была косвенно связана с искусством всегда. Одно время хотела стать архитектором, но, грубо говоря, зассала — и после школы пошла учиться на дизайнера интерьеров. Сейчас и занимаюсь этим на фрилансе вдобавок к основной работе.
Некоторое время назад я переехала из Сибири в Израиль — и училась здесь на факультете истории искусств в университете. Хотела пойти на магистра, но, когда сдавала академическую разницу, поняла, что писать работы на неродном языке мне очень сложно, и бросила.
Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
Мне всегда хотелось заниматься галерейным делом или чем-то связанным с искусством. Так что таргет этого курса меня нашел очень четко: в названии и описании было все, что я люблю.
Я перешла по ссылке, почитала. Потом увидела, что на инстаграм SKVOT подписана одна моя знакомая пиарщица — расспросила ее, что она знает про школу, она сказала: «SKVOT — это очень круто». И я записалась.
Я ожидала практических приемов, реальных прикладных советов и историй про то, как все это делается, — с точки зрения куратора.
Искусством я всегда занималась со стороны его анализа, а не оформления выставок. И мне было интересно наконец-то посмотреть на все в технической перспективе. Я очень обрадовалась, когда увидела в программе интенсивные практические задания — вроде написания пресс-релизов, работы с художниками.
Единственное, было немного страшновато — я не знала, потяну ли. Все-таки я работаю фултайм, а на лекции и домашки нужно время, это ответственность. Но менеджеры школы меня успокоили — сказали, что успеть реально.
Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
Начало курса было достаточно теоретическим, а теорию искусства я проходила несколько раз. Так что первые лекции для меня были как подкаст — я ходила по квартире и слушала их в наушниках.
Что меня очень зацепило, так это то, что с первого занятия стало понятно: Маша реально шарит. На каждой лекции я офигевала, насколько она разбирается в своей теме. Ребята задавали вопросы (иногда весьма специфические), уточняли, что почитать на ту или иную тему, — а Маша сходу отвечала и делилась списком рекомендаций. Для меня умение классно отвечать вот так, «с места» — один из показателей того, что человек в своем деле разбирается.
Самыми важными для меня были практические занятия, на которых мы разбирали этапы подготовки экспозиции. Еще у нас была целая лекция по финансированию — откуда взять деньги на выставку, как работать со спонсорами, меценатами, организациями. Для меня все это было суперновым и ценным.
Расскажи про свою экспозицию.
Как и многие творческие люди, я очень подвержена синдрому самозванца — все время кажется, что не справлюсь. И подходя к созданию выставки, я переживала: «А не подведу ли я художницу?»
Мне хотелось поработать именно с женщиной-художницей из Израиля. Я написала своей знакомой, которая здесь водит экскурсии и занимается просвещением в теме искусства, и спросила: «Как думаешь, кого бы пригласить в проект?» Она сразу предложила поговорить с Соней Коршенбойм.
Это было идеальное решение — даже странно, почему я сразу не подумала о Соне. Я знаю ее через общих знакомых, мы обе из Сибири и обе живем в Израиле. Мне очень нравится Сонин стиль во всем — в иллюстрациях, художественных работах, видео, танцах, масках. У нее все настолько искреннее, что просто поражает — такое нечасто увидишь.
Я объяснила Соне ситуацию (что пошла на курс, где мы делаем виртуальные выставки) и предложила ей ввязаться. Она очень обрадовалась и согласилась.
Мы встретились в ее студии — только-только разрешили выезжать из города после локдауна. Соня показала мне работы, которые она незадолго до карантина сделала на основе своих детских рисунков и еще нигде не выставляла. Решили, что будем работать с этой серией.
Соня рисовала такие картинки в 2-3 года карандашами и ручками в тетрадках, а ее бабушка все это сохранила и недавно передала ей. Образы в этих рисунках первичные, в хорошем смысле примитивные, но невероятно мощные. Соня перенесла их все на холст, придала им цвет — так она будто поговорила со своим внутренним ребенком. И это очень смело. Не каждый взрослый готов вот так заглянуть в себя и потом поделиться этим с другими.
В нашей экспозиции были не только картины на основе рисунков. На одной из стен появилась точная черно-белая копия картинки, которую Соня сделала в 5 лет, — для этой выставки она перенесла ее вектор. Важно, что все эти детские рисунки Соня представила в крупном формате — чтобы взрослый мог почувствовать себя маленьким и видеть деревья, дома, животных в цирке огромными, как видит их ребенок.
Выбрать название оказалось непросто. Хотелось, чтобы оно и привлекало внимание, и отражало суть. В итоге мы назвали выставку «Капсула времени», потому что Соня упомянула это словосочетание в интервью. Она сказала, что маленькой девочкой будто бы запечатала эту капсулу с рисунками, а теперь открыла ее — и оттуда посыпались образы и ассоциации.
Технических проблем не было — платформа Artsteps, конечно, немного громоздкая и там ограниченный функционал, но выстроить неплохой 3D-тур там можно, и это очень прикольно. Хотя, если бы не было этого инструмента, я бы и так сделала 3D-интерьеры.
Твои must dos в организации экспозиции.
Начинать работу над выставкой задолго до ее старта. Надо подогревать аудиторию, запускать PR-кампанию. Не надеяться, что само как-то бомбанет.
Закладывать в план больше ресурса. Из своего бэкграунда в дизайне интерьеров я понимаю: сделать проект-тридэшку — верхушка айсберга. Потом начинается процесс создания проекта в реальности, и там масса переменных, которые нужно срастить. Что-то срывается, сметы нарушаются. Если кто-то называет какие-то сроки — можно умножать их на два. Маша нас морально к этому готовила.
Делегировать. Мало предложить идею, расписать концепцию и сказать: «Вот, рисуйте». Куратору еще нужно быть крутым менеджером — организовать массу людей, коннектить их между собой — делать кучу дел. Если берешь все на себя, очень быстро сляжешь с нервным срывом.
Сделать концепцию прозрачной и понятной. Всем — от строителей до пиарщиков — нужно знать, что должно получиться в результате, для чего и куда мы движемся.
Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?
Роль куратора — быть тем, кто родил концепцию и довел ее до реализации.
Мой личный опыт кураторства начался и пока что закончился на финальном проекте курса SKVOT. Мне сложно назвать себя куратором — я скорее «начинающий, подающий надежды, смотрящий в светлое будущее» куратор. Мне кажется, я смогу назвать себя куратором, если мы эту виртуальную выставку перенесем в реальность. Надеюсь, у нас это все-таки получится.
«Если про свою выставку ты услышал только хорошее — значит, услышал не все»
Даша Дрыгола — 32 года — куратор современного искусства
Расскажи о своем бэкграунде.
Я получила два экономических образования, но всегда была абсолютно творческим человеком. Я постоянно вовлекалась в творческие проекты и добирала знания в процессе.
В свое время я работала маркетологом, декоратором свадеб, арт-директором в видеопродакшене, а потом стала директором бренда эротических кожаных украшений. Как раз на этой работе я получила микроскопический опыт галериста. В шоуруме мы открыли галерею, чтобы расширить аудиторию и привлечь внимание к теме сексуальности, научиться открыто говорить о сексе в отношениях. Там мы проводили drink-and-draw сессию и сделали социальный проект с эротично-этичной фотосессией.
На своем карьерном пути я много училась. Например, недавно прошла в SKVOT курс WEB DESIGN — и одна из его лекторов, Таня Ермолаева, открыла для меня такое понятие, как «мультидисциплинарность». Я поняла, что и сама немножко эклектичная в скилах. Курс «КУРАТОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» стал для меня возможностью объединить наработанные знания и опыт в новом проявлении.
Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
Я пришла за более глубоким пониманием профессии куратора современного искусства, его задач — и возможностью примерить себя в этой роли. Я почувствовала жажду и внутреннюю миссию: хочу делать свой вклад в изменения, которые происходят в культурной сфере моей страны, Украины. И, когда увидела анонс этого курса, у меня загорелись глаза — я поняла, что он мне с этим поможет.
Я знала Машу, смотрела ее интервью, ходила на ее проекты — мне все очень нравилось. И вписалась на курс буквально за день до старта. Единственное, чего я боялась, так это того, что у меня нет профильного образования. Но Маша потом объяснила, что это не принципиально — в историю искусства можно погрузиться самому и раскрыть для себя его смыслы по-своему, а не по устаревшей программе.
Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
Лекция называлась «Исследование и работа с текстом». Мы должны были провести интервью с художником — и на базе этого написать текст. Маша объясняла, с каких сторон смотреть на ключевую идею — как рассматривать концепцию критически, учитывать и социальный, и ландшафтный контекст.
Маша просто несколько раз акцентировала на том, как важно реально взвешивать все слова в тексте с описанием концепции, потому что они очень важные. Первая версия моего текста выглядела как реферат. И я поняла, что получилось поверхностно — надо было идти дальше. Мне стало ясно, что погружаться нужно не только в тему, но и в идею. Так что я переписывала текст несколько раз, чтобы сделать все очень точно.
На этой лекции я поняла, что на мне как на кураторе лежит большая ответственность — по сути, человек в этой роли наполняет собой весь процесс.
Расскажи про свою экспозицию.
Мне очень хотелось сделать выставку Димы Красного — он молодой украинский художник, выставляется уже 5 лет, а практикует больше 10 лет. Мне пришлось по душе то, как он в своих произведениях сочетает сказочных милых персонажей и такие, немного потусторонние меланхоличные сюжеты.