что делает куратор в колледже

Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования

Автор: Винограденко Инна Сергеевна

РОЛЬ КУРАТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по воспитательной работе

Винограденко Инна Сергеевна

Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.

Значение слова Куратор по Ефремовой:

Куратор в Энциклопедическом словаре:

Значение слова Куратор по словарю Ушакова:

Значение слова Куратор по словарю Даля:

Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:

— изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;

— постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;

— совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;

— выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;

— формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;

— сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;

— вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;

— установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе

Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,

Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.

1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.

2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.

3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.

4. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.

5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.

6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.

8. С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.

Источник

Особенности работы куратора студенческой группы

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Обновлено: 14 Октября 2021

Кто такой куратор — старший товарищ или контролирующий «родитель»? Зачем он нужен студенту? Можно ли его поменять, если он не справляется со своими обязанностями? Давайте разбираться.

Куратор группы в университете или колледже — кто это такой

Слово «куратор» произошло от латинского curator, что в переводе означает «попечитель» — человек, который опекает кого-либо, присматривает, наблюдает. В современных реалиях наиболее подходящим синонимом для определения сущности кураторской деятельности является «наставник». Аналогом может служить воспитатель для дошкольников и классный руководитель для учеников школы.

Он является посредником между вузовской жизнью и учащимися, занимается академическим руководством группы, а также внеучебной студенческой деятельностью, связанной с университетом или техникумом. Для студента куратор является уважаемым человеком, к которому можно обратиться за советом, помощью. Назначает его заведующий кафедрой из числа ответственных преподавателей.

Должность это нелегкая, и далеко не у каждого есть к ней призвание. Если куратор не справляется со своими обязанностями, относится к ним халатно, группа может написать заявление на имя декана с просьбой назначить другого преподавателя на эту должность, указав объективные причины. Желательно самим найти такого преподавателя и заранее заручиться его согласием.

Среди обязанностей куратора:

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Функции куратора студенческой группы

Задача современного высшего и среднего профессионального образования — не только дать студентам знания, навыки, умения, но и направить формирование личности молодого человека в нужное русло, в сторону самоопределения и раскрытия его творческого потенциала.

Выпускники колледжей и университетов должны быть компетентными не только профессионально, но и социально: обладать развитым чувством ответственности перед обществом, стремиться созидать на благо человечества.

Сегодняшнее студенчество, в отличие от поколения их родителей, обладает гораздо большей независимостью и свободой. Оно более образованно в плане современных технологий (в первую очередь, информационных). Но за счет снижения интереса к чтению высокохудожественной литературы и в целом к историко-культурному наследию, уровень культуры (а иногда и общеобразовательной подготовки) молодого поколения во многом стал ниже.

Поступив в вуз или техникум, некоторые первокурсники считают для себя допустимым пропускать лекции или практические занятия, не осознавая все последствия подобных поступков.

Задача куратора в этой ситуации — объяснить студентам, что их первоочередной обязанностью является учебная деятельность. Рассказывая первокурсникам об их будущей специальности, о предметах, которые предстоит изучать, он должен их заинтересовать, мотивировать на учебу.

Основные функции куратора:

Добросовестно выполняя свои функции, куратор решает следующие задачи по формированию личности учащихся:

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Особенности работы куратора в академических группах

Психосоциальное развитие личности молодых людей, поступивших сразу после школы, еще окончательно не завершено. Психологический возраст студента может не совпадать с физиологическим, отдельные его качества еще находятся в стадии формирования — не все учащиеся способны полностью брать ответственность на себя за свою жизнь, некоторые все еще склонны попадать под влияние других людей.

Поэтому многие из них нуждаются в грамотном управлении со стороны педагогов. На протяжении всего периода обучения поддержка со стороны наставника носит различный характер. На первом курсе важно помочь учащимся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. На старших курсах — помочь в научном самоопределении. Для каждого последующего курса особенности работы куратора будут видоизменяться.

Особенности работы куратора с первокурсниками

В первую очередь куратор знакомит студентов:

Наставник с целью быстрейшей адаптации и воспитания первокурсников способствует:

Особое внимание куратор должен уделить работе со студентами, проживающими в общежитии. Эта категория учащихся впервые сталкивается с отсутствием родительской поддержки, с бытовыми, психологическими и социальными трудностями. Его цель в этой ситуации — оказать помощь в адаптации к университетской жизни, помочь наладить отношения с соседями по общежитию, с сокурсниками, решить жилищные и бытовые проблемы.

Из-за недостаточного понимания вузовской системы обучения или страха перед предстоящей сессией у первокурсников может возникать эмоциональная нестабильность, состояние повышенной тревожности. Таким учащимся надо оказывать дополнительную психологическую поддержку.

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Особенности работы куратора со старшими группами

Начиная со второго курса, после удачного прохождения адаптации, наставник уделяет внимание следующим вопросам:

На третьем-четвертом курсах сюда добавляется:

На выпускном четвертом (пятом) курсе перед куратором стоят задачи:

Каким должен быть хороший куратор

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Направления работы куратора

Разнообразие направлений кураторской работы логично вытекает из его функций:

Роль куратора особенно значима на первом курсе, но потребность в наставнике может возникать и на старших курсах. Зачастую именно он за счет своего авторитета помогает успешно решить вопрос по поводу возникших академических проблем.

Вы также всегда можете обратиться к высококвалифицированным специалистам сервиса Феникс.Хелп, которые помогут качественно справиться с академическими задолженностями.

Источник

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Дата публикации: 28.07.2015 2015-07-28

Статья просмотрена: 9069 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21370/ (дата обращения: 30.11.2021).

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Ключевые слова: куратор, студент, колледж, девушки, коллектив.

Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. Сегодняшнему обществу необходимы специалисты, способные не только сосуществовать с окружающим миром, но и реализовывать свой внутренний потенциал в нём. Эту задачу выполняет и наш колледж. Студенты колледжа учатся 3 года. И самым главным является первый год учёбы. Вчерашние школьники оказываются в новых условиях. И это не только резкая смена окружающей социальной и психологической среды, новая система обучения и методика преподавания, причем с совмещением с профессиональными предметами, но и взаимоотношения в студенческом коллективе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на 1 курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, предопределяются жизненные принципы, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. Данный процесс у каждого студента проходит по-разному и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.

«Процесс адаптации личности характеризуется самоопределением ее в коллективе, обретением «своего лица», реализацией индивидуальных возможностей. Наблюдающееся во время этого периода внутреннее неприятие окружения, отчужденность от него являются показателями не адаптивности, которая может привести личность к психической дискомфортности, подавленности, тревожности и к их следствию — снижению познавательной и общественной активности студентов» [1, с.5].

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. К чему же приходится привыкать нашему студенту?

1. К учебному процессу, который отличается от школьного. Поскольку наряду с общеобразовательными предметами появляются и спецдисциплины и практические занятия по профессии.

2. К новому коллективу. Приходится ломать прежние стереотипы, стиль поведения. Им необходимо самоутвердиться, не «потеряться на новом месте». Многим хочется начать жить «с чистого листа».

3. На протяжении 1-го курса каждый пытается осознать свое призвание к избранной профессии.

4. К новым условиям жизни: более 60 % студентов — иногородние, и будут жить в общежитии. А это значит, что без родительского ока сами будут самостоятельно организовывать учебу, налаживать быт и свободное время.

Помимо прочего, учебная группа студентов первого курса — это пока еще не сложившийся коллектив. Из этой массы — 30 человек — надо создать коллектив, сплоченный коллектив девушек, в котором будет интересно и легко учиться. Ведь все они приехали из разных городов и деревень, из разных школ города и области. Спокойный психологический климат в группе, отсутствие склок, доброжелательность друг к другу помогут нам участвовать в совместных мероприятиях, спортивных соревнованиях. А это поможет девушкам быстрее адаптироваться в новом учебном заведении и в новой среде.

В решении возникающих проблем у первокурсников и создании из них коллектива роль куратора огромна.

В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности. В образовании оно появилось в конце 18 века. В Википедии и во многих словарях — «куратор» (от лат. curator — попечитель)

1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы;

2) в некоторых учебных заведениях — преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) [2].

Кураторство — незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение. [3, с.1]

В одном из словарей, есть такое определение слова «куратор» — «нянь». Наверное, это так. В школе эту работу выполняет классный руководитель. В колледже — куратор. Он первый человек, которому передают студента после торжественной линейки 1 сентября. И если куратор найдет общий язык со студентками, проявит себя как личность, тогда следующие 2 года будут успешными, спокойными и интересными. Куратор группы в колледже — это призвание. Могу с уверенностью сказать, что, завоевать авторитет бывает нелегко. Для успешного совершенствования личности студента, куратору необходимо быть профессионалом своего дела, быть общительным, иметь позитивное отношение ко всему, быть интересным человеком, вникать в молодежные проблемы, хорошо одеваться и даже иметь хорошую прическу и макияж. У нас учатся только девушки, а внешний вид у них на первом месте. Стараюсь изначально не допускать сюсюканья, быть требовательной и справедливой.

Работать куратором в колледже сложно, так как студенты приходят уже сформировавшимися личностями и, куратор должен строить свою работу, часто ломая стереотипы и приспосабливая девушек под свои идеалы. Куратору надо многое знать о студентах. И особенности состояния здоровья, семейные и бытовые условия их жизни, особенности характера, наклонности к отдельным предметам, курению и так далее.

Процесс знакомства начинается за неделю до начала занятий. Я стараюсь изучить личные дела студентов и пытаюсь запомнить их лица по фотографии. Первая встреча с группой начинается со знакомства с колледжем и общежитием. Эта экскурсия по кабинетам и мастерским, столовой и библиотеке даёт возможность детям почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день провожу долгую беседу и рассказываю студенткам о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах курения на территории колледжа. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться очень часто. В течение года приходиться уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студенток, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в колледже мероприятиях, и посещению общежития.

На первом уроке после «Дня знаний» я обязательно провожу анкетирование. Эта анкета помогает мне узнать у студенток имена родителей, опекунов, их телефоны, уточнить наклонности девушек, их интересы, узнать, какие обязанности они выполняли в школе. Это поможет мне к концу сентября определиться с активом группы. Ведь хороший староста в группе — такая редкость! «Правая рука» куратора поможет обеспечить на первых порах контакт со сложными девушками.

В сентябре, обычно через неделю после начала учебного года, провожу классный час «Расскажи нам о себе», где каждая девушка должна выйти и рассказать о себе, своей семье, из какой она школы, чем увлекается, каковы её планы на будущее. Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.

Индивидуальные беседы со студентками, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать девчонок лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждой из них.

Очень помогают сплотить группу и сделать из неё коллектив различные спортивные соревнования и спортивные праздники. Практически ежемесячно проводятся спортивные соревнования по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий. В октябре и апреле, проходят «Дни здоровья». Куратор должен так построить работу, чтобы участие в этих праздниках было 100 %. Необходимо составить списки участия девушек в многочисленных конкурсах, придумать форму, эмблему, нарисовать газету. Совместная работа объединяет девушек и помогает раскрыть таланты детей. А такие общественно — культурные мероприятия, как «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Конкурс инсценированной военной песни» предоставляет возможность студенткам выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует их способностям. Такие мероприятия обеспечивают естественное вхождение в коллектив, освобождают студенток от страхов, неуверенности, создают благоприятный психологический климат.

Много времени приходится уделять куратору, чтобы привить первокурснику положительное отношение к профессии. Некоторые девушки выбирают профессию парикмахера, даже не подозревая, какие трудности их ожидают. Боязнь держать ножницы, брезгливость, неумение поддержать беседу с клиентом — приводят к тому, что они начинают сомневаться в правильности сделанного выбора. Это вызывает потерю интереса к учебе, снижает успеваемость, появляются прогулы и желание уйти из колледжа. Куратор должен (и делает это!) информировать студентов, убеждать, уговаривать, объяснять, привлекать к участию в профессиональных конкурсах, чтобы поддержать желание учиться. Порой, удивляюсь своей выдержке и терпению. Часто приходится беседовать с одним человеком десятки раз. Но это стоит того! Для того и придумали должность куратора — помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях. Наградой куратору в конце 1 года обучения станет дружная группа — коллектив, где я понимаю их, а они не подведут меня.

1. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: сб. ст. — Барнаул, 1973.

2. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И. И. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов. 2014.

Источник

Куратор группы в университете/колледже: обязанности и функции

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.

Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.

Кто такой куратор учебных групп

Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.

Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.

Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).

Другое название куратора — руководитель академической группы.

Куратор группы в университете

Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:

К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.

Куратор группы в колледже

Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледжеХорошо, когда куратор — наставник и друг

Функции куратора студенческой группы

В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.

Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.

Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.

что делает куратор в колледже. Смотреть фото что делает куратор в колледже. Смотреть картинку что делает куратор в колледже. Картинка про что делает куратор в колледже. Фото что делает куратор в колледже

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *