что делает компрессор со звуком
Компрессия в работе со звуком
Для чего нужна компрессия?
Компрессоры и лимитеры — это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона — промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров — как аппаратных, так и программных — имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.
Общие элементы управления и параметры компрессора
Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee”. Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».
Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная — в диапазоне от 10 мс до 100 мс. Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек. Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс, то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд, в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду. Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал — как правило, бас-гитара или бочка — будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.
Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.
Большая четверка: Распространенные типы компрессии
Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter)
Советы и рекомендации
Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
Что делает компрессор со звуком
Понятие громкости близко и понятно не только музыканту, но и людям, не связанным с музыкой. Соотношение громкости частей произведения и громкостей одновременно звучащих инструментов мы называем динамическим диапазоном. Один из главных инструментов, который продюсеры и музыканты используют для воздействия на динамический диапазон, — это компрессор.
Несмотря на то, что компрессор работает с известным всех явлением — громкостью — в большинстве случаев его использование происходит стихийно, наугад, без понимания сути происходящего. Можно знать общий принцип работы компрессора и назначение каждой ручки, но это не избавляет от ступора при первом опыте.
Зачем нужен компрессор
Основное назначение компрессора — автоматическое изменение уровня сигнала. Его работа примерно похожа на то, как если бы вы постоянно держали руку на фейдере громкости, то поднимая, то опуская ее. Отличие в том, что компрессор может очень быстро реагировать на изменения, гораздо быстрее и точнее, чем человек.
До этого момента под словом компрессор подразумевался целый класс динамических приборов. На тех же основным принципах, что и обычный компрессор, работают различные инструменты для разных задач: лимитеры, экспандеры, гейты и т.д. Их объединяет работа с громкостями отдельных звуков или микса в целом.
Классический компрессор вызывает противоречия самим своим названием. Все знают, что он делает звук громче. Но при этом название происходит от compress, что означает «сжатие», и если спросить у любого звукорежиссера, что делает компрессор, услышите ответ — «давит сигнал». Компрессор уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише. Так в чем же все-таки главный смысл компрессора — делать тише или делать громче? Ответ — и то, и другое одновременно.
Рассмотрим на примере записи вокала. Чаще всего в процессе пения звучат разные по громкости слоги или звуки. Если певец не очень хорошо контролирует динамику своего исполнения, то такие перепады создают проблемы звукорежиссеру и негативно отражаются на финальном результате работы. Тихие слоги исчезают в миксе, текст становится плохо различимым, а если настроить громкость по тихому участку, то в других местах голос начинает «торчать».
Здесь на помощь приходит компрессор. Он позволяет подавить громкие всплески, уравнять их с тихими кусками. Теперь можно поднять громкость дорожки, не боясь выпирания некоторых слогов. Таким образом, компрессор одновременно делает звук и тише, и громче. На трех изображениях показаны стадии работы со звуком: исходник с большими пиками (а), компрессированный сигнал (б) и подъем уровня громкости всего файла (в).
Особенно важно применять компрессию при записи в цифровую среду, когда мы вынуждены придерживаться максимального уровня в 0 дБ, ведь превышение этого порога приводит к клипам и искажениям. При появлении клипов мы понижаем уровень предусилителя, а значит уменьшаем громкость не только всплесков, но и тихих участков, что приводит к деградации сигнала из-за шумов квантования и алиасинга.
Компрессор, помещенный между предусилителем и цифровой системой записи, срабатывает лишь на самых громких всплесках, уменьшая их громкость и обеспечивая ровное звучание дорожки. Благодаря этому мы получаем возможность не уменьшать общую громкость записываемого сигнала и сохраняем качество звука.
К сожалению, многие современные музыканты, не вдаваясь в технические особенности компрессора, применяют его повсюду, считая, что с его помощью можно «вытянуть» любой звук в миксе. Причем нередко компрессоры включаются в тракт в экстремальных режимах. Опытные же звукорежиссеры используют их только тогда, когда есть реальная необходимость.
Компрессор помогает избежать проблем при записи. Чаще всего причиной проблем может быть следующее:
Если исполнитель владеет голосом и умеет петь в микрофон, а инженер звукозаписи отлично знает свое дело и знает, как правильно расставить микрофоны и настроить оборудование, то компрессор может вообще не потребоваться. Но это идеальная ситуация. Поэтому уметь пользоваться компрессорами нужно, но верх мастерства — это уметь ими НЕ пользоваться.
Овладев технологией компрессии, помните: лучший звук — тот, которому компрессор не требуется. Чаще всего последующая компрессия, как и эквализация, — это устранение недостатков. Если не допускать появления проблемных мест, то и устранять будет нечего.
Параметры компрессии
Компрессоры бывают с автоматическим и ручным режимом работы. Плюс автоматических компрессоров в том, что вам не нужно вникать в непонятные названия ручек. Но автоматы обычно хорошо подходят только для какой-то определенной задачи, а в иных случаях они проявляют себя не очень хорошо.
Поэтому предпочтительнее овладеть принципами работы с компрессором, чтобы держать все процессы под контролем. Первый шаг — изучение параметров ручного компрессора. Кстати, некоторые приборы могут переключаться между режимами автоматической (Auto) и ручной компрессии (Manual).
Полный перечень параметров компрессии включает:
На некоторых компрессорах могут отсутствовать ручки для управления какими-то из этих параметров.
Input Gain
Input Gain — входная чувствительность, регулирует уровень входящего сигнала. Если этот параметр не регулируется, то уровень на входе можно корректировать, изменяя выходную громкость предыдущего устройства в цепи.
Threshold
Threshold — порог срабатывания. Компрессия срабатывает только тогда, когда сигнал становится достаточно громким (достигает заданного порога). Как только сигнал опускается ниже Threshold — она прекращается.
Первые два параметра напрямую связаны друг с другом. Понижая уровень входящего сигнала, мы изменяем его соотношение с порогом срабатывания. В результате порога достигает меньшее количество всплесков. Аналогичного эффекта можно добиться, повысив Threshold.
Ratio
Ratio — коэффициент сжатия. Чем он выше, тем сильнее компрессор давит сигнал, превышающий порог срабатывания. Этот параметр выражается дробью и показывает, в какой пропорции происходит сжатие. Например, при Ratio 2:1 компрессор сожмет в два раза часть сигнала, превышающую порог.
При Ratio 1:1, компрессии не будет, сигнал просто пройдет сквозь компрессор.
Обычные значения степени сжатия при работе с компрессором — примерно от 2:1 до 5:1. При этом 2:1 — это слабая компрессия, которую можно и не заметить, а 5:1 — это уже довольно сильное сжатие, не всегда музыкальное. Чтобы не ошибиться — для начала используйте умеренные значения между 3:1 и 4:1, они с меньшей вероятностью навредят исходному сигналу.
Knee — это так называемое «колено» компрессии, показывающее, насколько резко или плавно будет изменяться график волны в процессе компрессирования.
К примеру, уже упоминавшиеся клипы в цифровой среде можно условно назвать очень резкой компрессией с максимально жестким «коленом» и степенью сжатия, равной бесконечности (компрессия с такой степенью сжатия называется лимитированием). Любое превышение нуля децибел даст гладкий плоский клип.
Регулируя параметр Knee, мы можем менять плавность перехода в графике волны в момент срабатывания компрессора. Жесткая компрессия (Hard Knee) прорисовывается с явным резким перегибом графика, а при мягкой компрессии (Soft Knee) переход будет плавным, закругленным.
Не все компрессоры позволяют изменять значение Knee. Для большинства железных устройств колено является индивидуальной конструктивной особенностью.
Attack
Attack — атака, один из элементов любых огибающих. Это скорость срабатывания компрессора, то есть время, за которое компрессия достигнет заданной степени сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет подавление громкого всплеска.
Важно понять, что прибавляя атаку (время), вы ее замедляете. Некоторые компрессоры, впрочем, устроены по обратному принципу. Регулятор атаки показывает не время, а отношение к времени: чем больше атака, тем быстрее действие. За подробностями лучше обратиться к инструкции выбранной модели.
Может возникнуть вопрос — а зачем нужна атака, почему бы не компрессировать сигнал сразу? В умелых руках компрессор — это не только прибор для уменьшения динамического диапазона записи, это музыкальный инструмент. Грамотно используя его возможности, можно получить интересные результаты. Иногда для придания хлесткости некоторым звукам необходимо сжать только их основное тело, оставив первые мгновения звучания нетронутыми. Увеличение времени срабатывания компрессора замедляет его действие, и он «пропускает» атаку сигнала в ее изначальном виде. Звук становится резче, приобретает «щелчок». Это полезно для придания звонкости «ватной» перкуссии. Иногда с помощью такого приема удается существенно улучшить звучание бочки или малого барабана.
Не переборщите с атакой. Пропуская слишком много сигнала мимо компрессии, вы можете сделать ее бесполезной, даже вредной. Громкие всплески будут пролезать в микс, не позволяя прибавлять уровень сигнала.
Слушайте результат, следите за индикацией компрессора и пульта и иногда нажимайте Bypass для сравнения с исходным звуком.
Release
Release — спад компрессии. Компрессор должен определенным образом начать и закончить свое воздействие, и завершение действие называется спадом. Чем больше время спада, тем дольше удерживается компрессия после возвращения сигнала на уровень ниже Threshold.
Будьте внимательны, при слишком большом значении спада компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние до наступления следующего «всплеска». Особенно осторожным нужно быть при компрессии бочки (см. рисунок): неверный релиз может дать щелчки в звуке.
Output Gain
Output Gain — выходная чувствительность, обычно она обозначается просто Gain. Если порог срабатывания и степень сжатия настроены правильно, то у вас появился запас громкости. Добавляйте выходную чувствительность до нужного уровня, не допуская перегруза и появления клипов.
Подключение динамической обработки
Способы и правила подключения компрессоров, лимитеров и прочих приборов динамической обработки к рабочей среде, как выясняется, для многих также, мягко говоря, не вполне очевидны. Останавливаться на этом моменте смысла нет, поскольку ему недавно была посвящена отдельная статья — Обработка звука: подключение через AUX или INSERT.
В ней вы сможете найти информацию не только по подключению железных процессоров к физическим входам и выходам системы записи или микшерной консоли, но и по правильной маршрутизации сигнала в цифровой среде внутри DAW.
Рекомендации при работе с компрессорами
АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА
Книга А. Данилова о создании музыки
Сравнивая сигналы без компрессора и с компрессором, вы услышите, что компрессированный сигнал заметно громче, несмотря на то, что на индикаторах уровня пики находятся на тех же значениях. Это и есть основная задача компрессии — при сохранении тех же значений пиков на индикаторах сделать сигнал громче. Она сокращает разницу между самыми тихими и самыми громкими моментами звучания, то есть уменьшает динамический диапазон.
Не забывайте, что динамический диапазон дает звуку дыхание. Ищите баланс, не усердствуйте с компрессией. Чрезмерная компрессия, как и клипы, может привести к деградации сигнала, потере музыкальности, искажениям. Сдавленный звук не только создаст сложности при сведении, но и подсознательно будет негативно восприниматься слушателями.
Учитывайте при работе с компрессором характер обрабатываемого инструмента. Живые инструменты (рояль, бас-гитара, гитара и даже бочка) при слабом взятии музыкантом ноты не просто звучат тише, они меняют тембр. Выравнивая их по громкости, вы рискуете получить неоднородное звучание партии. Тогда от компрессора будет больше вреда, чем пользы. Если музыкант специально извлекает звуки с разной динамикой, звукоинженер не имеет права портить замысел компрессией. Если нет возможности записать различные по динамике куски раздельно, лучше быть максимально осторожным с настройками. Но если разница в звукоизвлечении является следствием низкой квалификации музыканта, то, конечно, придется выбирать меньшее из зол и «утюжить» партию компрессором, несмотря на тембральные перепады.
Не забывайте про режим Bypass, чтобы сравнить сигналы с компрессией и без нее. Внимательно слушайте, действительно ли компрессия дает положительный эффект? И вообще, есть ли от нее эффект? Иногда после длительного кручения ручек звук не только не прибавляет в громкости, но и наоборот — становится тише! Это означает, что вы что-то напутали в настройках. Компрессор можно и нужно применять только тогда, когда от него есть очевидная польза.
Если ваша профессиональная деятельность или хобби связаны со звуком, то не забывайте заглядывать в этот блог, здесь вы найдете немало полезных статей на эти темы. Через некоторое время я опубликую еще пару материалов, посвященных работе с компрессорами и другими приборами динамической обработки. Чтобы не пропустить их появление — подпишитесь на обновления, это совершенно бесплатно.
Ну а если вы не желаете ждать и хотите получить комплексную и подробную информацию об аранжировке, сведении, студийной звукозаписи и создании музыки — возможно, вас заинтересует моя книга «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести по этой ссылке с доставкой по РФ и по всему миру. В частности, эта статья — переработка отрывка книги, а в самой книге вы также найдете практические рекомендации по настройкам компрессоров для различных ситуаций и творческих задач.
Остались вопросы или есть что добавить? Пишите комментарии под этой статьей, по возможности я стараюсь отвечать максимально развернуто и быстро.
© Алексей Данилов Иллюстрации: А. Рублевский При перепечатывании ссылка на источник обязательна
Хотите получать новые статьи
прямо на почту?
Подпишитесь на обновления блога А. Данилова
Принципы обработки студийного звука и легенды динамической компрессии
Давно хотели разобраться с базовыми принципами обработки звука — всеми этими компрессорами, лимитерами, экспандингом и дисторшеном? Прозрачностью и ламповостью звука? Я попыталась разложить все по полочкам про сам звук и про то, что с ним делают студийные системы. Плюс кратко рассказать о тех легендах, которые с 1960-х годов помогали стать знаменитыми Джимми Хэндриксу, Beatles, Beyonce, Rolling Stones, и привести примеры обработанного ими звука.
В итоге получился лонгрид, но пугаться не стоит. Особо сложных понятий и деталей в тексте нет. Хотя…
Идея этого поста пришла мне в голову, когда я очередной раз перелопачивала сотни видеозаписей вебинаров, проходящих в наших Точках кипения. Кроме стильных студийных роликов попадаются сделанные камерой и микрофоном какого-нибудь старенького ноутбука. На звуковой дорожке шумы, всплески, слыша которые во мне плачет горючими слезами профессиональный звуковик…
В итоге захотелось сделать теоретический материал про сведение, запись, но начать с азов — рассказать об основных принципах и о том базовом оборудовании, которое используют или использовали музыканты и все те, для кого работа со звуком — это профессия. Благо, совсем недавно я просидела несколько ночей за сведением альбома Black Kassidy, под который пришлось выбирать один из миллиона компрессоров для наиболее выразительного вокала.
Что мы знаем о звуке
Если вы не новичок в этом деле, то можете смело промотать до середины статьи. Если же вы только начали интересоваться предметом, то настоятельно рекомендую ознакомиться со вводной частью. Она во многом определяет то, что будет ниже.
Звук — это колеблющаяся продольная волна, состоящая из уплотнений и разряжений воздуха. Основные характеристики:
Распространение звука происходит в упругих средах (воздух, вода, различные металлы) с конечной скоростью. Например, в воздухе при 20 °C она составляет 343 м/с и в целом увеличивается вместе с ростом упругости среды.
Амплитуда. От нее зависит громкость звука. При одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем частоты, которые лежат в пределах от 1000 до 5000 Гц.
Амплитуда характеризует уровень звукового давления, измеряемого в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела.
Тихий шепот, шелест листвы — 20 дБ.
Обычная речь — 60 дБ.
Рок-концерт — 120 дБ.
При увеличении громкости на 10 дБ интенсивность звука увеличивается в 10 раз.
Частота колебаний определяет высоту воспринимаемого звука. Высота звука измеряется в герцах (Гц, Hz) или килогерцах (кГц, kHz). 1 Гц = 1(с)−1. То есть колебание в 1 Гц соответствует волне с периодом в 1 секунду.
Психоакустика. Важный момент: восприятие громкости, которую мы вроде бы так явно и объективно слышим, на самом деле зависит от частоты и уровня звукового давления. Это изменение восприятия графически представлено на кривой Флетчера — Мэнсона.
Кривая равной громкости показывает, какой уровень звукового давления нужен для того, чтоб воспринимать разные частоты с одинаковой громкостью. Чувствительность человека наибольшим образом проявляется на средних частотах, где находится диапазон человеческой речи
Эффективно воспроизводимый (рабочий) диапазон частот (Frequency response) — диапазон, в пределах которого уровень звукового давления, развиваемого акустической системой, не ниже заданной величины по отношению к уровню, усредненному в определенной полосе частот.
График такой амплитудно-частотной характеристики называется АЧХ. Любая воспроизводящая или звукоснимающая аудиосистема имеет свою уникальную АЧХ. Производители лучших мониторов для выявления мельчайших недостатков звука борются за самую ровную линию АЧХ. Это позволяет получить максимально достоверный звук, а не приятный, как может показаться неопытным слушателям.
На графике пример сравнения АЧХ на низком и среднем диапазоне колонок Yamaha NS10M и мониторов Neumann K+H 0110, который наглядно показывает, как сильно могут различаться амплитудно-частотные характеристики воспроизводящих систем. Это касается и микрофонов, и любых других звукоснимающих или проигрывающих устройств
А это график полной АЧХ на слышимом диапазоне весьма популярных Focal SM9. На нем хорошо видны провалы в области 110 Гц. Обычно в этом месте собирается басовая грязь
Тембром называют окраску звука. Дело в том, что любое звуковое колебание состоит из набора, а если еще точнее — спектра отдельных колебаний. Обычно мы делим спектр колебаний на основной тон, определяющий ноту, которую мы играем, а также обертона и дополнительные колебания. Тембр зависит от того, какие звуковые колебания воспроизводятся кроме основного тона. Именно воспроизведение дополнительных колебаний характеризует нюансы звучания голоса или инструмента.
А это тембр тромбона, записанный через классический Shure 57. Тут немалое значение также играет комната, в которой вели запись. Самые важные всплески — обертона, которые умножают основную частоту на число, кратное 2. Они задают музыкальный тон
В таблице вы можете увидеть, что каждой ноте каждой октавы соответствует определенная частота. При повышении октавы той же самой ноте будет соответствовать та же частота, умноженная на 2.
Обработка звукового сигнала
Амплитудные преобразования (динамическая обработка). Их можно выполнить двумя методами: умножая амплитуду сигнала на некоторое постоянное число, в результате чего на всей его протяженности получится одинаковое изменение интенсивности сигнала, либо изменяя амплитуду сигнала по какому-то закону, то есть умножая ее на модулирующую функцию. Последний процесс называется амплитудной модуляцией.
Частотные (спектральные) преобразования, или частотная обработка. Сигнал представляет из себя ряд Фурье, то есть состоит из простейших синусоидальных колебаний разных частот и амплитуд. Затем идет обработка его частотных составляющих (например, фильтрация) и обратная свертка. В отличие от динамической обработки, этот процесс значительно более сложный в исполнении, так как разложение звука на простейшие синусоидальные колебания — очень трудоемкая задача.
Фазовые преобразования. Являют собой постоянный сдвиг фазы сигнала либо наложение некоторой фазомодулирующей функции. Такие преобразования, например стереосигнала, позволяют реализовать эффект вращения или «объемности» звука. Любопытно, что при сведении фазовые преобразования играют весьма большую роль: если наложить пики двух одинаковых сигналов, отраженных на 180°, то сигнал полностью исчезнет. Почти то же самое произойдет, если наложить две волны с неполным смещением фазы, с одним отличием: в этом случае сигнал сохранится, но его звучание значительно оскудеет.
Временны́е преобразования (реверберация и дилэй). Их производят наложением на сигнал одной или нескольких его копий, сдвинутых во времени. Таким образом появляются эффекты эха или хора. Временные преобразования влияют на пространственные характеристики звука, именно с их помощью вы можете почувствовать себя на олимпийском стадионе, сидя в маленькой каморке.
Формантные преобразования. Выполняют над формантами — усиленными участками спектра звука. Применительно к звуку, сформированному речевым аппаратом человека, изменяя параметры формант, фактически можно изменять восприятие тембра и высоты голоса.
Динамическая обработка звука
Под динамической обработкой звука понимают как простое увеличение громкости композиции, так и сужение и расширение динамического диапазона, при котором одни звуки понижают свою громкость, а другие, наоборот, становятся более громкими.
Нормирование
Нормирование — это простое выравнивание громкости звука. Вы выделяете композицию или ее часть, а потом задаете процент нормирования. Если задать значение 100%, то самое большое значение громкости в записи будет приравнено к 100%. Чем ниже процент нормирования, тем тише будет звук при одном и том же значении уровня громкости звука в микшере или проигрывателе.
Применение. Нормирование одной партии относительно другой делают с помощью микшера и применяют не только к отдельным партиям, но и ко всей композиции. Лучше всего максимально использовать динамическое пространство и записывать звук так, чтобы он изначально занимал максимально широкий динамический диапазон. Если запись звука делали при слишком маленьком уровне звука (gain), то при последующем нормировании будет частично потеряна динамика в качественном смысле. Так, если при записи звука максимальное значение равнялось, например, 5, а второго 4, то при нормировании их значения будут равняться 100% и 80% соответственно. Если записывать звук при корректном уровне, то динамический шаг при дальнейшем нормировании будет меньше (не 5 (0, 1… 5), а 100 (0, 1, 2… 99)). Нормализация увеличивает разницу между громкими и тихими значениями и расширяет динамический диапазон, что порой хорошо влияет на качество и динамику звучания композиции в целом.
Вступление/отступление
В отличие от нормирования, при котором все значения умножаются на фиксированное число, при создании эффектов вступления (Fade in) и отступления (Fade out) значение множителя линейно изменяется. При одновременном выделении правого и левого каналов эти эффекты создают ощущение постепенного увеличения/затухания громкости звука. Тот же метод используют при создании эффекта приближения/отдаления звука из одного канала в другой.
Примечание. Этот эффект позволит сделать переходы между композициями более плавными и повысить качество восприятия всего альбома, если использовать его в начале и конце композиции. То же самое касается и отдельных партий: используйте Fade in/out в местах с низким уровнем сигнала. Такая обработка звука подходит для устранения щелчков или наводок в аудиофайлах, возникающих вследствие резкого перепада значений кривых.
Еще Fade In / Fade Out используют при склеивании разных участков партий, записанных в разные моменты на этапе звукозаписи и для исключения паразитных щелчков при воспроизведении участков композиции программой DAW.
Огибающие
Огибающие дают возможность более динамичного управления уровнем сигнала. Наглядно их можно представить в виде нелинейных функций, которые задаются оператором на пульте.
На графике применяется функция, с помощью которой происходит увеличение сигнала на диапазоне от 500 Гц до 2,7 кГц нелинейным способом
Примечание. Огибающие позволяют задать форму тембра, поэтому их используют практически во всех синтезаторах.
Компрессия
Компрессия — сужение динамического диапазона, когда уровень звука наиболее громких фрагментов понижают в соответствии с параметром ratio, а общий уровень повышают. При этом компрессор имеет следующие параметры:
Порог (threshold) — уровень, выше которого начинается компрессирование.
Атака (attack) — время до срабатывания компрессора, обычно этот параметр измеряют в миллисекундах.
Уровень компрессии (ratio) — указывает, во сколько раз компрессор уменьшит уровень звука над порогом.
Спад (release) — указывает, в течение какого промежутка времени звук перестает подавляться.
Усиление (gain) — задает усиление сигнала на выходе компрессора, делая композицию громче. Таким образом компенсируется Gain reduction (понижение уровня, сделанное компрессором).
Многие компрессоры сейчас позволяют выбирать тип компрессии: Hard knee или Soft knee.
Hard knee («жесткое колено») — это обычный тип компрессии, при котором сигнал, превышающий заданный уровень, будет уменьшаться с постоянным отношением (ratio) и только после преодоления порога.
Soft knee («мягкое колено») — в этом режиме компрессор может увеличивать или уменьшать коэффициент сжатия автоматически в зависимости от того, насколько сильно сигнал превысил пороговый уровень. Другими словами, компрессор начинает срабатывать заранее, когда сигнал еще только приближается к пороговому значению. И постепенно увеличивает коэффициент сжатия до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этот момент сила компрессии будет равна полному значению (ratio).
Вот лишь некоторые из задач, с которыми вам поможет справиться компрессор:
— уплотнение сигнала;
— устранение резких пиков;
— выравнивание общей громкости и динамики;
— изменение огибающих (envelope);
— увеличение или уменьшение атаки;
— увеличение или уменьшение сустейна (продолжительности звучания ноты на максимальной громкости);
— увеличение или уменьшение релиза (продолжительности затухания нот).
Примечание. Компрессор повышает общий уровень сигнала, не допуская искажений в самых громких его частях. В это же время с помощью компрессии можно подтянуть самые тихие звуки: скрип струн, щелчок пальцев или звон пружины рабочего барабана — компрессор сделает их громче, чище и гораздо заметнее. Естественно, если на низких уровнях есть шумы, то компрессия сделает громкими и их. Именно поэтому настоятельно рекомендуется делать запись при максимальном уровне, не доходящем до треска.
Компрессию применяют для обработки как отдельных партий, так и всей композиции, часто заменяют лимитингом и максимайзингом. Сегодня компрессию используют очень активно, так как простые слушатели воспринимают более громкий звук как более качественный, хотя на самом деле динамика у него хуже. Часто компрессия необходима при обработке вокала, когда после сведения с другими партиями композиции срабатывает эффект маскировки и голос перестает быть разборчивым.
Есть и еще один неявный эффект компрессии: в зависимости от значений атаки и спада вполне возможно создать пространство в композиции даже без дилэя или ревера. Чем больше значение атаки и меньше релиз, тем ближе слушатель ощущает инструмент. И наоборот: при маленькой атаке и большом релизе инструмент уходит на задний план.
Другие примеры использования компрессии:
Хотите добавить начальный щелчок бас-бочке, чтобы она звучала выразительнее? Устанавливайте время атаки от 10 до 80 мс, а восстановления — до следующего удара бочки (рассчитывают с помощью калькулятора bpm).
Хотите, напротив, удалить начальные щелчки из сигнала (например, шум от ударов пальцев по струнам) — устанавливайте минимальное время атаки, чтобы компрессия начиналась практически сразу же после прохода сигнала через компрессор и малое время восстановления, чтобы затрагивала только тот начальный щелчок, а не полезный сигнал.
Хотите добавить сустейна нотам баса или гармонических инструментов — устанавливайте большое время восстановления, чтобы компрессия длилась на протяжении всего звучания ноты.
Чтобы довести динамику ритм-секции до максимума и намертво связать бас с бочкой, можно использовать сайдчейн.
Лимитинг
Лимитер — это компрессор с более агрессивным типом сужения динамического диапазона. Сам способ обработки звука не отличается от компрессии. У лимитера меньше значение времени атаки — он не плавно подавляет звуки, а просто срезает, и у него больше параметр увеличения громкости всех звуков. Помимо большего ratio (от 10:1), он имеет и принципиально иные динамические характеристики.
Основная задача лимитера — защита последующих узлов тракта от перегрузок. Любых, даже малейших. В самом деле, он должен очень быстро (в идеале — мгновенно!) «съесть» сигнал перегрузки и столь же быстро вернуться к исходному состоянию.
о сути, является защитой от перегрузок
Примечание. В отличие от компрессии, лимитинг используют в основном при обработке готовой композиции (после этапа сведения). Он предназначен для устранения нежелательных пиков, возникающих на этапе сведения отдельных партий.
Экспандинг
Если компрессор подавляет звук после того, как его уровень превышает определенное значение, то экспандер подавляет звук, когда его уровень становится меньше определенного значения. Во всем остальном экспандер схож с компрессором.
Примечание. Экспандер используют как один из инструментов подавления шума. В этом случае порог срабатывания должен быть установлен чуть выше шумового фона.
Дисторшн
При компрессии, а особенно при лимитинге сужается динамический диапазон, теряется динамика. Обработка обрубает верхушки синусоид, и волны принимают квадратную форму за счет искусственного ограничения уровня звука. Однако квадратная форма волны обладает наибольшим количеством гармоник (синусоидальная — наименьшим). Чем больше гармоник, тем богаче тембр и более окрашенное звучание. Дисторшн — это искусственное грубое сужение динамического диапазона с целью обогащения звука гармониками.
Устройства для динамической обработки звука
Максимайзер — нацелен на увеличение громкости с минимальным количеством искажений.
Экспандер — при всех положениях ratio следит за сигналом, то есть не имеет устойчивого состояния, его коэффициент передачи все время изменяется (больше сигнал — больше усиление, меньше сигнал — меньше усиление).
Гейт — это пороговый шумоподавитель. По принципу работы он похож на экспандер, за исключением того, что коэффициент пропускания ниже заданного порогового значения у него равен нулю. Если в «экспандере вниз» установить ratio = 1:∞, то он будет функционировать как гейт. Но не наоборот! Гейт же имеет только два устойчивых состояния: открытое и закрытое. А в моменты attack и release он просто переходит из одного состояния в другое. Гейты обычно используют для удаления шума паузы при трансляции зашумленных фонограмм. Иногда гейты используют во время концертов, чтобы убрать лишнее послезвучание у некоторых инструментов (например, у барабанов).
Легенды динамической обработки
Далее я приведу подборку всемирно известных приборов динамической обработки, которые были настолько хороши, что спустя 50–60 лет они до сих пор остаются лидерами на рынке приборов по качеству звучания, а в цифровой среде у каждого из них возникло множество двойников от ведущих производителей плагинов, таких как Waves, Slate Digital, UAD и другие. Каждый из них обладает уникальным оттенком звучания, выделяющим его из общей массы.
Teletronix LA-2A
У Джима Лоуренса, родившегося в 1942 году, была страсть — радио и радиовещание. Во время работы в KMGM в Лос-Анджелесе он придумал идею «усилителя сглаживания» для поддержания постоянного уровня сигнала в эфире. Революционный подход заключался в создании первого в мире усилителя нивелирования с использованием оптических датчиков. Лоуренс использовал свой опыт работы с военными оптическими датчиками, чтобы разработать схему, которая бы выравнивала входящий аудиосигнал. Он объединил люминесцентную панель с фоторезисторами (сопротивление которых изменяется в зависимости от интенсивности света) и запечатал их в металлическом контейнере размером с радиолампу.
В 1958 году Лоуренс основал компанию Teletronix Engineering Company в Пасадене. Первым выравнивающим усилителем был Teletronix LA-1, их было произведено всего около сотни единиц.
Следующей итерацией был LA-2, с большим измерителем уровня громкости, чем LA-1, и фотоэлементом оптического аттенюатора T4A. Одна из его основных особенностей — растянутые во времени переходные процессы.
Инженер по имени Сид Фельдман купил один из первых образцов LA-2 и порекомендовал его к покупке на очень влиятельном и популярном Шоу Эда Салливана. После этого корпорация CBS купила себе пару таких устройств, ну, а дальше пошло-поехало. И вскоре эти компрессоры стали появляться на студиях звукозаписи по всей стране.
Герой нашего рассказа — Teletronix LA-2A — лампово-транзисторный одноканальный нормирующий усилитель (leveling amplifier). Он появился в 1962 году, когда Лоуренс заменил в LA-2 серую переднюю панель и оптимизировал беспорядочное расположение внутренней проводки устройства, понизив уровень шума.
Основные характеристики Teletronix LA-2A:
Время восстановления: 0,06 с для спада на 50%, от 0,5 до 5 с для полного спада.
Амплитудно-частотная характеристика: от 30 Гц до 15 кГц.
Особенности: двухэтапный release. Время на первом этапе составляет от 40 до 80 мc, на втором — до 5 с (!), а фотоэлемент проявляет специфический эффект памяти, зависящий от длительности и интенсивности его засветки: если вы используете жесткую компрессию, когда входной сигнал длительное время превышает порог, то время отпускания LA-2A будет медленным, что позволит прибору не вносить слышимые артефакты в обрабатываемый сигнал.
Компрессор имеет регулировку частотных предыскажений: частотной характеристики, при которой уровень сигнала на одних частотах ослабляется, а на других увеличивается. Его используют для обработки вокала, рояля, баса и других струнных инструментов.
Стоимость: от 280 тысяч рублей
Teletronix LA-2A придает звуку мягкость, глубину и даже некоторую живость. Вы можете сами сделать выводы, посмотрев видео
В 1965 году Джим Лоуренс продал бренд Teletronix компании Babcock Electronics в Коста-Меса (Калифорния). В 1967 году компания Билла Патнэма, Studio Electronics, впоследствии переименованная в UREI, забрала себе вещательное подразделение Babcock, включая Teletronix. По мере развития полупроводниковой технологии UREI выпускала все больше ограничивающих усилителей с запатентованным оптическим аттенюатором T4, но без занимающей много места ламповой схемы.
По мере того как LA-3A, LA-4 и LA-5 набирали популярность, продажи LA-2A падали, а в 1969 году его сняли с производства. Спустя десять лет инженеры обратили внимание на уникальное сжатие LA-2A, из-за чего цены на подержанные устройства начали расти. Это привело к двум новым выпускам LA-2A ограниченными тиражами — в 1970-х и в 1980-х, а затем к возрождению производства в 1999 году компанией Universal Audio.
UREI LN 1176 (Universal Audio 1176)
Этот полупроводниковый транзисторный ограничивающий усилитель, включающий в себя функции компрессора и лимитера, выпустил в 1968 году Билл Патнэм-старший. LN в названии означает Low Noise.
Имея молниеносное время атаки и восстановления, UA 1176 добавляет свои оттенки звучания ко всему, что проходит через его схемы. Из-за этого его иногда используют с отключенной компрессией.
Характеристики:
Атака: 20 мкс — 800 мкс + режим «Slow» до 10 мс.
Степень сжатия: 4:1, 8:1, 12:1, 20:1.
Время восстановления: 50 мс — 1,1 с.
Коэффициент усиления: 50 дБ.
На задней панели располагается разъем RCA для подключения устройства 1176 SA, при помощи которого два лимитера UA 1176 можно объединить для обработки стереофонического сигнала.
Universal Audio 1176LN — хороший выбор для бочки, гитары и, особенно, малого барабана. Этот прибор придает кристальную чистоту вокалу и заводящее «рычание» бас-гитаре. В то время как LA-2A полирует пронзительный голос, компрессор 1176LN делает вокал мягким и бархатным, подчеркивает чистоту и артикуляцию.
Особенности:
Ультракороткое время срабатывания атаки.
Эмуляция FET Gain Reduction.
Возможность работы в режимах моно или стерео.
Возможность полной автоматизации.
Настройка режимов работы индикатора уровня.
В следующей модели UA 2-1176 также есть переключаемые режимы: Link для стерео и Dual для моно.
Стоимость: от 200 тысяч рублей
Послушайте, как смягчает резкое звучание UA 1176 на вокале и басу. Отличительная особенность, что самый быстрый релиз устанавливается положением ручки максимально вправо
Universal Audio LA-610 MkII
Это классический ламповый микрофонный предусилитель со встроенным компрессором стиля LA2A. LA-610 MkII соединяет дизайн старинного лампового микрофонного предусилителя, который можно услышать у Beach Boys, с оптокомпрессионной схемой Teletronix T4.
Ламповый микрофонный предусилитель, идентичный легендарной модульной консоли 610, которую разработал Билл Патнэм.
Подлинная схема оптокомпрессора T4 — как на Teletronix LA-2A.
Обладает такими функциями, как True compressor bypass, то есть пассивный обход компрессора, увеличенной шкалой индикатора и улучшенным выходным сигналом, а также автоматическим переключением питания.
Микрофонный предусилитель с ручками контроля gain и level, автоматический переключатель сопротивления (импеданса) и DI для непосредственной записи инструмента в линию.
Эквалайзер полочного типа с регулировкой высоких и низких частот.
Возможность отключить компрессор.
Стоимость: от 100 тысяч рублей
UA LA-610 MKII лучше всего подходит для базовой обработки вокала, баса или гитарного DI. Можно также использовать для записи со стереопары, если вы пишете барабаны
Empirical Labs Distressor EL8-X
Прибор динамической обработки звука, объединяющий в себе функции компрессоров LN 1176, LA-2A, Gain Brain и дисторшн.
Имеет набор из восьми режимов компрессии: от режима работы компрессора 1:1, который просто несколько обогащает сигнал гармониками нижнего порядка без компрессии, до режима Nuke, который, по сути, является лимитером. Самый уникальный режим — это 10:1 Opto, он позволяет достичь звучания винтажных устройств, таких как LA-2A.
Другой важный элемент Distressor — три режима для окрашивания звукового сигнала без компрессии. Можно выбрать подходящую сатурацию / уровень гармонических искажений сигнала, сделав звучание более теплым. В дополнение к обычному режиму сатурации режим Distort 2 выделяет гармоники 2-го порядка, что свойственно ламповым приборам, а режим Distort 3 — гармоники 3-го порядка, что напоминает сатурацию сигнала при работе с записью на магнитную ленту.
Более того, устройство имеет два фильтра пропуска высоких частот — один в звуковом тракте и один в схеме детектора, что позволяет легко справиться с чрезмерным влиянием низких частот. Distressor выпускают в двух модификациях: оригинальный дизайн — EL8, а также EL8-X, которая имеет две дополнительные функции — British Mode и Image Link.
Режим British Mode
British Mode появился из-за необычной настройки классического лимитера UREI LN1176. Данный лимитер имел всего четыре значения степени сжатия, которые выбирались нажатием одной из кнопок. В какой-то момент звукоинженеры заметили, что если нажать все четыре кнопки, то можно получить уникальную характеристику работы компрессора и в результате — необычный характер звучания. Результатом был весьма агрессивный звук компрессора, который имел некоторые характеристики, свойственные степени сжатия 20:1, но с необычной формой колена и новой формой огибающей сигнала. Кто-то однажды назвал такой режим British Mode, и название прижилось.
Distressor EL8-X имеет возможность применять данную агрессивную характеристику окраса звучания к любой из степеней сжатия по нажатию специального выключателя British Mode.
Функция линкования Distressor Stereo Link в EL8-X
В оригинальном Distressor функцию Stereo Link реализовали по способу суммирования и детектирования фазы, что могло выразиться в небольшом сдвиге стереобазы. Но в отличие от своего предшественника ELX-8 имеет опцию Stereo Image Link с тремя настройками: оригинальное линкование по фазе phase-link, новый режим Image Link комбинация из двух режимов — фазовое линкование, и линкование по стереобазе — уникальная настройка, которой нет ни в одном другом компрессоре или лимитере.
Основные характеристики:
Атака — от 50 мкс до 50 мс.
Время восстановления: от 50 мс до 3,5 с в обычных режимах работы и до 20 с в режиме 10:1 opto. Временные значения зависят от степени сжатия.
Степень сжатия: 1–5:1, 10:1, 20:1.
Стоимость: от 195 тысяч рублей
Distressor является универсальным компрессором, который придает звуку плотности, увеличивает пространство и добавляет сухого винтажного звучания. Результат его работы можно оценить в обзоре
Avalon VT 737
Одноканальный динамический процессор, состоящий из лампового предусилителя, лампового оптического компрессора, транзисторного полупараметрического эквалайзера, лампового выходного усилителя с регулятором уровня и стрелочного индикатора.
Его создал Винтон Морро в одноименной компании Avalon. Замысел был в том, чтобы приблизить запись к оригиналу выступления. Avalon VT 737 быстро стал популярным в коллективах исполнителей поп-музыки, хип-хопа и R&B — от Jay-Z, Dr. Dre и Wiz Khalifa до Babyface, Beyonce, Эрика Клэптона, Rolling Stones и других.
Характеристики компрессора:
Порог: от −30 до +20 дБ.
Степень сжатия: от 1:1 до 20:1.
Атака: от 2 до 200 мс.
Время восстановления: от 100 мс до 5 с.
Характеристики эквалайзера:
Фильтры высоких частот 10, 15, 20 и 32 кГц.
Фильтры низких частот 15, 30, 60 и 150 Гц.
Активные эквалайзеры средних частот с регуляторами частоты от 200 до 2800 Гц для высокой середины, от 30 до 450 Гц для низкой, переключателями частотного диапазона от 2 до 28 кГц для высокой середины, от 300 до 450 Гц для низкой и переключателями добротности.
Возможно включение двух средних полос эквалайзера в цепь управления компрессора.
Стоимость: от 375 тысяч рублей.
При компрессии вокала через Avalon VT 737 нужно следить, чтобы стрелки индикатора не прилипали к области с +3 дБ. При меньшем уровне компрессор придает звуку резкость и четкость, влияя на верхнюю середину спектра
Avalon VT 747
Этот двухканальный динамический процессор содержит оптический компрессор, транзисторный шестиполосный эквалайзер и выходной усилитель с регулятором уровня. Есть возможность переключаться одной кнопкой между ламповым и транзисторным трактами компрессора и выходного усилителя.
Компрессор
В цепи управления компрессора возможно включение двухполосного эквалайзера с отдельными регуляторами порогового уровня и частоты для каждой полосы. Также возможно прослушивание цепи управления и включение компрессора после эквалайзера.
Компрессор звучит гладко и прозрачно, а ламповая схема добавляет очень приятный блеск высоким и средним частотам, который может казаться прохладным. Avalon VT 747 помогает раскрасить микс, если он кажется немного стерильным. Для работы с более проблемными треками в оптокомпрессор включен эквалайзер боковой цепи.
Порог: от −30 до +20 дБ.
Атака: от 2 до 200 мс.
Степень сжатия: от 1:1 до 20:1.
Время восстановления: от 100 мс до 5 с.
Эквалайзер:
Регулируемая амплитуда НЧ +/-24 дБ 15 Гц отклик полки.
Регулируемая амплитуда СЧ1 +/-8 дБ 125 Гц отклик выбранного Q (ширины полосы).
Регулируемая амплитуда СЧ2 +/-4 дБ 500 Гц отклик выбранного Q.
Регулируемая амплитуда СЧ3 +/-4 дБ 2 кГц отклик выбранного Q.
Регулируемая амплитуда СЧ4 +/-10д Б 5 кГц отклик полки.
Регулируемая амплитуда ВЧ +/-20 дБ 32 кГц отклик полки.
Стоимость: от 270 тысяч рублей
Avalon VT 747 мягко подчеркивает басы и верхнюю середину микса благодаря своему шестиполосному эквалайзеру. Обратите внимание на интересную особенность — в нем есть режим работы эквалайзера через боковую цепь sidechain
Fairchild 670
Ламповый стереолимитер, работает как в стерео-, так и в монорежиме.
Оригинальный Fairchild разработал в начале 50-х годов американский инженер с эстонскими корнями Рейн Нарма. Создатель хотел достичь максимального контроля уровня и минимизировать артефакты. В то время почти все инженеры изо всех сил старались записывать источники с максимально естественным и безупречным звучанием, а не как «цветные» процессоры или «грув-инструменты».
Первое устройство купил житель Нью-Джерси Руди Ван Гелдерт — он использовал компрессор для джазовых пластинок Blue Note и классических пластинок Vox. Вторая партия отправилась в Olmsted Sound Studios в Нью-Йорке, где спустя десять лет записывался Джимми Хендрикс. Следующим покупателем стал легендарный гитарист Лес Пол.
Отличительной чертой Fairchild является то, что регуляторы времени атаки/восстановления были заменены на шесть фиксированных режимов работы. Также пользователю доступно пять режимов контроля за компрессией сигнала. Это делает работу компрессора похожей на хирургический скальпель — работая с целым миксом и подмечая вялость в определенном секторе трека, можно поджать сигнал именно там, где нужно, беря за основу более сильный пример из другого канала.
Характеристики:
Порог — от 0 до 10.
Режимы атаки/восстановления: