что делает композитор в фильме
Как работа композитора обеспечивает успех фильма?
Своей музыкой композитор вносит значительный вклад в восприятие фильма зрителем. В зависимости от того, сопровождается ли сцена забавными, драматическими или грустными звуками, фильм воспринимается зрителями по-разному.
Композитор фильма сначала получает от режиссера предварительный сценарий. Он рассказывает о своих представлениях о сценах и персонажах, о том, на каких инструментах должен играть лейтмотив, должно ли быть пение. Если звучит многоголосое пение, его композитор обрабатывает отдельно — до того, как вставить в фильм.
У многих известных режиссеров на протяжении многих лет были любимые композиторы, с которыми они работали долгое время. Стивен Спилберг, например, много лет дружил с композитором фильмов Джоном Уильямсом. Уильямс написал музыку к «Звездным войнам», «Списку Шиндлера» и «Парку юрского периода». У многих зрителей эти мелодии на слуху.
Пока композитор начинает работать над музыкой к фильму, режиссер приступает к съемкам, а затем отправляет композитору «черновик». Они вместе смотрят на сцены и устанавливают так называемые временные коды. Они указывают, где именно должно начинаться и останавливаться музыкальное произведение. Необходимо создать дуги напряжения, которые вызывают у аудитории желаемые чувства. Например, отчаяние, страх, ненависть, печаль или любовь, спокойствие или беспокойство. Отдельные инструменты, высота звука и мелодия должны точно соответствовать актерам и их ролям.
Современному композитору фильма не обязательно нужны музыканты для сочинения и записи музыки. В настоящее время существуют очень хорошие музыкальные программы для компьютеров, так что почти никто из слушателей не заметит, что музыка была создана и обработана на компьютере.
Композиторы могут сами сочинять киномузыку, не играя на музыкальном инструменте. Все, что им нужно, это быстрый компьютер с большим объемом памяти, программа-редактор, семплер с нужными инструментами и подходящие музыкальные программы для редактирования. Тем не менее они должны точно знать, как играют на каждом инструменте и как он должен звучать.
В настоящее время музыканты и продюсеры также могут работать над постановкой одновременно в разных городах. Возможно, барабанщик и гитарист находятся в студии в Мюнхене, певец и бас-гитарист — в Сан-Франциско, а продюсер — в Нью-Йорке. Каждый играет свою роль. А потом работа всех участников объединяется через онлайн и фильм готов.
Насколько тщательно написана музыка к фильму, также зависит от того, каков бюджет фильма. Большие голливудские фильмы, такие как «Звездные войны», по-прежнему наполнены сочной оркестровой музыкой. Примером этого стиля является вышеупомянутый Джон Уильямс.
Но всегда есть режиссеры, которые сами сочиняют музыку к своему фильму или помогают ее сочинять. Преимущество этого состоит в том, что они знают фильм и то, что они хотят выразить в нем лучше всего.
Качество работы композитора является второй по значимости после режиссера для успеха фильма. Яркий пример этого — знаменитый итальянский сериал «Спрут». Музыку для него создавал композитор Эннио Морриконе. И она настолько красочная и яркая, настолько удачно подобрана, что в каждом кадре полностью соответствует сценарию фильма. Без неё сериал бы не имел такого успеха во всем мире.
Аранжировка карьеры: начинающему композитору в кино
Композитор в сфере кино и телевидения
Иван Синцов — молодой (21 год) российский композитор и аранжировщик в сфере кино и телевидения. 26 апреля на 43-м Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма «Маленький воин», музыку для ленты написал Иван. Это не первая работа Ивана в кино.
Совершенствуя собственный бренд, ежедневно оттачивая мастерство и презентуя свои работы, Ивану удалось заинтересовать профессиональное сообщество и не только в России, что открыло дорогу новым вызовам и работе над большими проектами.
Его музыка звучит в сериале «Текст. Реальность» — расширенной версии фильма «Текст» с Александром Петровым в главной роли. Кроме того, Иван работал над музыкой к фильму «По ту сторону стен» (лауреат международных кинофестивалей и кинопремий в номинации «Лучший оригинальный саундтрек»). Среди фестивалей — Los Angeles CineFest, Cult Critic Movie Awards, Hollywood International Moving Pictures Film Festival.
1. Карьера композитора
Увлечение музыкой и любимая профессия
Профессионально заниматься музыкой я начал с самого детства. В 6 лет я поступил в ДШИ им. Балакирева города Ярославля на отделение народных инструментов и начал играть на домре. Такой путь сулил мне карьеру концертного исполнителя, но спустя 10 лет после начала обучения, я осознал, что хочу писать музыку. Триггером, побудившим меня сменить музыкальный вектор стал фильм «Помни меня» (2010 г.). Финальная сцена и монолог главного героя под музыку Марсело Зарвоса настолько сильно поразила меня, что заставила плакать.
Дополнительное образование
Я осваивал программы для написания музыки в интернете, знакомился с разными людьми из этой сферы, смотрел видео, сочинял, импровизировал и постоянно пробовал. В 2016 году я прошел интенсивный курс Film Scoring в Berklee Online (онлайн-подразделение Berklee College of Music), а в 2018 году получил диплом кинокомпозитора в «Московской школе кино». Главное, что я усвоил — только практика может сделать тебя лучше и в век современных технологий многие дороги открыты. Естественно, надо любить свое дело, чтобы стать композитором, но кроме того необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться, брать и делать.
Где учиться, что читать и смотреть
Тем, кто хочет писать музыку для фильмов на профессиональном уровне, нужно заниматься не только практикой, но и теорией. Нельзя однозначно сказать, где лучше получать образование и в какой форме, но в России я бы обратил внимание на программу «Композитор в кино» МШК. Дистанционно — Berklee Online (начиная от общего Music Education, заканчивая Music Production и Film Scoring). Оба заведения предлагают только платное обучение, но, если вы хотите получить знания самостоятельно, вам поможет литература и каналы в интернете.
Книга «Основы оркестровки» Римского-Корсакова позволит вам познакомиться с инструментами симфонического оркестра и правилам работы с ними, дополняя теоретические знания грамотными музыкальными примерами великих композиторов. Книга Complete Guide to Film Scoring от Ричарда Дэвиса расскажет об изнанке профессии композитора для кино, с примерами и полезными советами. Достаточно информации можно почерпнуть и на YouTube: каналы Ashton Gleckman, John Powell, Junkie XL, Cinematic Composing, Listening In и многие другие позволят наглядно увидеть процесс работы композиторов из кино, разборы саундтреков и музыкальной драматургии.
2. Знаменитые композиторы в кино
Ориентиры
Самые знаменитые композиторы в кино — Эннио Морриконе («Однажды в Америке», «Крестный отец», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой»), Ханс Циммер («Король Лев»), Джон Уильямс («Звёздные войны»). Тем, кто только начинает свой путь, я бы посоветовал обратить внимание на карьерный путь именно этих композиторов — они работали над фильмами разных жанров и направлений. Вообще, нужно смотреть много кино — драмы, триллеры, и комедии. Это позволит открыть вам новые имена, за которыми вы, возможно, будете пристально наблюдать.
Если не знаете, что выбрать, но хотите послушать примеры качественной музыки для отличных картин, то уделите внимание лауреатам и номинантам премии «Оскар» в категории «Лучший оригинальный саундтрек» разных лет (например, «Шербурские зонтики» и «Джокер»). В этих работах можно найти как прекрасный мелодический материал, так и необычные музыкально-стилистические решения.
Из композиторов, которые мне нравятся — Дарио Марианелли, я давно являюсь его большим поклонником. Мои любимые работы — музыка к фильмам «Искупление» и «Приключение Паддингтона 2». Его работа на этих картинах очень близка мне по тональности, мелодической и драматургической составляющей, а музыку к «Искуплению» я считаю образцовой.
3. Первая работа в кино
Первая работа и ее особенности
Вечные вопросы, которыми задаются все, кто хочет работать в кино: «в какие двери стучаться? Кому звонить и куда писать?». Главный совет — делать, делать и еще раз делать. Для повышения узнаваемости необходимо издавать свои работы на стриминговых сервисах и стараться распространять их везде, где это только возможно — в различных интернет-сообществах и соцсетях.
Этим путем я и пошел в самом начале. Работу в своем первом фильме «По ту сторону стен», режиссера Вячеслав Руденко я получил благодаря социальным сетям. Вячеслав нашел мою музыку в какой-то тематической группе, заинтересовался и написал мне сообщение с предложением поработать над его дебютным полнометражным фильмом. Работа на фильме принесла мне несколько международных кинопремий в категории «Лучший оригинальный саундтрек».
Советы для новичков
Есть другие способы начать путь кинокомпозитора, приведу примеры:
Сотрудничество со студентами киновузов страны (например, ВГИК, МШК), которым всегда нужна музыка для их дипломных или учебных фильмов. Можно предлагать им свои услуги (так же, в интернете) и вместе с ними делать первые пробы в кино.
Посещение различных кинофестивалей, питчингов, мастер-классов. Необходимо следить за профессиональной тусовкой, на начальном этапе я бы посоветовал участвовать во всех ивентах в которых возможно — как в бесплатных, так и в платных. Поясню, тусовка — знакомство с людьми и налаживание полезных связей. Личное знакомство всегда дороже виртуального.
Участие в различных кинокомпозиторских конкурсах, их сейчас достаточно много. Например: Score Relief, BIFSC, KinoRex, Фестиваль творческих компетенций ArtMasters. Участие в подобных конкурсах дает возможность наработать опыт, проявить себя и обрести полезные связи.
4. Социальные связи и их важность в процессе профессионального роста
Нетворкинг: будущее, прошлое, настоящее
Ты можешь писать замечательную музыку, много знать и уметь, но если о тебе никто не слышал, и ты не заводишь полезные профессиональные связи, то работать в кино не выйдет. Работа в любой творческой среде, в том числе в кино очень социальная. Многие проекты, на которых я работал я получил от тех людей, с кем знакомился в процессе своей деятельности.
Например, после просмотра нашумевшего фильма «Текст» Клима Шипенко, мы познакомились на Facebook с композитором фильма Николаем Ростовым. Мне очень понравилась музыка и я решил ему написать. Я отправлял ему свои работы, а спустя время он предложил мне помочь с музыкой для расширенной версии фильма «Текст», которая вышла на стриминговом сервисе Start под названием «Текст. Реальность». Таким образом, я смог прикоснуться к самому нашумевшему фильму 2019 года и поработать с самым кассовым режиссером страны Климом Шипенко.
Похожим образом мне удалось познакомиться с Джоном Оттманом, Голливудским кинокомпозитором и монтажером, лауреатом премии Оскар за монтаж фильма «Богемская рапсодия». Мы знакомы уже несколько лет и порой я присылаю ему свои работы, которые он конструктивно разбирает. Благодаря интернет-знакомствам, мне удалось попасть и на международные проекты, среди которых мелодрама «В плену у сакуры» (участник программы «Русский след» 41-го ММКФ) производство России и Японии, казахстанский исторический фильм «Томирис» (включен в лонг-лист кинопремии «Золотой Глобус) и драма «Жёлтая кошка» (участник программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля).
Пишите музыку и не бойтесь писать письма! Кто знает, к чему потом приведет ваше знакомство?
5. Перспективы развития карьеры
Творческие планы и пути их реализации
Мои творческие планы — делать хорошее кино, делать красивую и качественную музыку. Я стремлюсь развиваться в рамках каждой своей работы. Если говорить конкретно, то одна из моих целей — национальная кинопремия «Золотой Орел». Мне важна не только зрительская оценка, но и профессиональная.
Чтобы получить «Орла», надо написать отличную музыку для отличного фильма, а это всегда тяжело. Хотя это и есть прелесть профессии — делать то, что вначале может казаться очень сложным. Сложные с музыкальной точки зрения проекты всегда позволяют стремительно расти и приблизиться к своим заветным целям и мечтам. Я желаю каждому, кто хочет добиться успехов в композиторском мастерстве, совершенствовать себя, не бояться сложностей, относиться к ним легко, писать больше музыки и общаться. Все зависит только от нас самих, а удача приходит к тем, кто ее добивается.
Варианты развития карьеры для новичка
Эпоха пандемии внесла свои коррективы. Российские онлайн-кинотеатры набирают обороты, а проекты становятся смелее и откровеннее. Всё больше фильмов и сериалов появляется на стриминговых сервисах. Это большой сегмент рынка, на который новичкам стоит обратить внимание, так как режиссеры и продюсеры стали доверительнее относиться к нестандартным музыкальным решениям композиторов, хотя привычные подходы к написанию музыки так или иначе остаются популярны.
Если говорить в целом, чтобы не отстать от поезда, надо следить за тем, что выпускают чаще и в каком виде. Например, если сериалов стало больше и акцент на них стал ярче, то и работы в этом направлении прибавилось. Игровое, как и неигровое кино тоже не стоит на месте — этому свидетельствует интерес зарубежных фестивалей к российским фильмам. Я рекомендую следить за новинками не только зарубежного, но и нашего кинопроизводства — чтобы понять, музыка какого формата становится всё более желанной для продюсеров и режиссёров. Спойлер — музыка должна быть грамотно написана и технически, и музыкально.
Что делает композитор в фильме
Российская киноиндустрия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расставляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помогает режиссеру добиться необходимого эмоционального эффекта.
Кто такой композитор в кино?
Композитор в кино – это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма.
Композитор в кино – это универсал, который виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академической музыки и заканчивая современной электронной. Он должен быть способным создавать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбирать музыкальное звучание и тонко чувствовать ритм визуального повествования.
Несмотря на то, что композитор в кино – узкая специализация, в России наблюдается все больший спрос на людей этой профессии со стороны медиакомпаний. По мнению Юрия Потеенко, автора музыки к таким фильмам как “Обитаемый остров”, “Ночной дозор”, “Шпион”, профессия композитора в киноиндустрии – одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей.
Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам?
Юрий Потеенко отмечает, что от композитора требуется отличное знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особенностей современной кинодраматургии. Композитор в кино должен владеть современной оркестровкой, как в области живой музыки, так и в электронном формате.
От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности.
«Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах», – считает Алексей Шелыгин, композитор таких фильмов, как «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат».
При этом важно иметь креативный дар, ведь композитор генерирует новые мысли и идеи, а значит должен уметь воплощать задуманное. Прижившийся в индустрии композитор находит свое место и работает или во многих жанрах, или в каком-то одном: пишет финальные песни и главные темы, занимается основным оформлением картины, или делает и то и другое сразу.
“Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы, – считает продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company Владимир Верещагин. – А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все содается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы”.
Где может работать композитор и сколько он зарабатывает?
Люди, закончившие курс «Композитор в кино», востребованы в киноиндустрии, на телевидении, в рекламе и индустрии компьютерных игр.
В среднем, за один фильм композитор получает около 1 000 000 ₽ и около 200 000 ₽ за рекламный ролик.
Нужно ли учиться, чтобы писать музыку к фильмам?
Появление инновационных технологий производства видео- и аудиоконтента ставит перед композитором задачу новых способов создания, редактирования и записи музыки, а этому нужно учиться.
Композитор должен уметь работать не только с музыкальными программами и библиотеками, но и со сценарием фильма, сериала или ТВ-программы. Разработать музыкальную концепцию проекта, скорректировать музыку под творческие задачи и интегрировать свои задумки в аудиовизуальное произведение – не простое занятие, справиться с которым под силу только образованному музыканту.
При этом музыкант должен знать историю кино, особенности киноязыка. Изучение музыкальных решений, жанровых особенностей фильмов, подходов к драматургии так же важно, как и умение работать с нотными редакторами и современной аппаратурой.
Где учат профессии “Композитор в кино”?
Первым местом в России, где серьезно подошли к вопросу обучения композиторов для кино, стала Московская школа кино, празднующая в 2017 году свое пятилетие.
Композитор кино
Композитор кино — человек, который создает музыку для кинофильмов. Специалист имеет глубокие познания о музыкальных направлениях и теории музыки, умеет работать в разных жанрах. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Именно музыкальные композиции задают тон киноленте, они наполняют ее смыслом, украшают образы персонажей, поэтому композитор кино является незаменимым помощником режиссера. Он имеет прекрасный музыкальный слух и память, свободно работает с разными стилями, умеет делать аранжировки, играет на нескольких музыкальных инструментах, отлично владеет компьютерными программами, необходимыми ему для работы.
Эти люди очень талантливые, усидчивые и целеустремленные. Они способны месяцами работать над музыкальными композициями для фильма, вынашивая идею, изучая сценарий. Профессия не слишком редкая, но талантливых специалистов очень и очень мало, поэтому если режиссер находит своего композитора кино, то старается работать с ним на протяжении всей своей карьеры.
Описание профессии
Главная задача специалиста — написание музыкальных композиций для фильма. Во время работы он использует музыкальные инструменты, может прибегать к услугам аранжировщика, исполнителей, других композиторов. Композиторы кино могут работать дома или в студии, но чаще всего они занимаются своей работой везде, отстукивая пальцами ритм, записывая ноты, напевая музыкальную тему, которая только что пришла в голову.
Этот специалист должен быть не только талантливым, но и трудолюбивым, ведь его работа — это музыка, которая требует длительных занятий и постоянной практики. Многие композиторы пишут слова к песням, самостоятельно исполняют написанные музыкальные произведения. А если они не умеют или не хотят выступать на большой сцене, то принимают участие в кастингах, помогая режиссеру выбрать подходящих певцов и музыкантов.
Композитор — это творец, поэтому ему не чужда чрезмерная эмоциональность, легкая капризность, авторитарное мнение. Профессию выбирают только те люди, которые имеют профильное музыкальное образование, великолепно понимают специфику работы аранжировщика, знают о том, что такое инструментовка, чем отличается классическая музыка от современной и т. д.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Музыка — это призвание, которое требует самоотдачи, высокой точности, таланта. Многие профессиональные музыканты, которые потом становятся композиторами, вынуждены заниматься за музыкальным инструментом по 7-8 часов в день, забывая про отдых и прогулки с друзьями.
Без упорства и усидчивости невозможно стать ни хорошим исполнителем, ни талантливым автором музыки. Поэтому в характере композитора кино обязательно должны присутствовать следующие черты:
Обучение на композитора кино
Представитель профессии должен быть талантливым, но высшее музыкальное образование просто необходимо. Изначально будущий композитор кино обучается в музыкальной школе, где педагог выявляет его талант и оценивает перспективы. Окончив музыкальную школу, специалист поступает в профильное высшее заведение или училище, где он лучше узнает историю музыки, получает базовые знания о хоровом искусстве, основах дирижирования и т. д.
Абитуриенты, подающие документы в музыкальные вузы, в обязательном порядке сдают творческий и профессиональный экзамен (теория музыки и профессия), проходят собеседование. Абитуриенты сдают ЕГЭ по русскому языку или литературе, но приемная комиссия в первую очередь обращает внимание на оценки по экзаменам, которые будущий музыкант сдавал в стенах вуза.
КОМПОЗИТОР (в кино)
Полезное
Смотреть что такое «КОМПОЗИТОР (в кино)» в других словарях:
Композитор Глинка — Жанр исторический фильм фильм биография Режиссёр Григорий Александров Автор сценария Пётр Павленко Наталья Тренева Григорий Алексан … Википедия
КОМПОЗИТОР ГЛИНКА — «КОМПОЗИТОР ГЛИНКА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1952, цв., 112 мин. Историко биографический фильм. О жизни и творчестве русского композитора М.И.Глинки (1804 1857). В ролях: Борис Смирнов (см. СМИРНОВ Борис Александрович), Любовь Орлова (см. ОРЛОВА Любовь… … Энциклопедия кино
КИНО — (Quinault), 1) Филипп, либреттист Люлли (См.), род. 1635 в Париже, ум. 26 нояб. 1688 там же; принадлежит к числу тех немногих, которые понимали, что хороший оперный текст должен быть вместе с тем и хорошим поэтическим произведением. 2) Жан … Музыкальный словарь Римана
2006 год в кино — Содержание 1 Фильмы 1.1 Мировое кино 1.1.1 А 1.1.2 Б … Википедия
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения — (СПбГУКиТ) Прежние названия Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ … Википедия
2009 год в кино — В 2009 году был выпущен фильм «Аватар» режиссёра Джеймса Кэмерона, ставший самым кассовым за всю историю мирового кинематографа. Содержание 1 Лидеры проката 1.1 Лидеры российского проката … Википедия
2011 год в кино — 2011 год в мировом и российском кинематографе. Содержание 1 Фильмы 2011 года 1.1 Зарубежные фильмы 1.1.1 … Википедия
1891 год в кино — Эта статья слишком короткая. Пожалуйста … Википедия
Девочка, хочешь сниматься в кино? (фильм) — Девочка, хочешь сниматься в кино? Режиссёр Адольф Бергункер Автор сценария Юрий Яковлев В главных ролях Марина Бугакова Оператор Олег Куховаренко Композитор Игорь Вускович … Википедия