что делает коммерческий отдел
Коммерческий директор
Коммерческий директор – это топ-менеджер, который руководит закупками и продажами, маркетингом и логистикой компании.
Кто находится в подчинении у коммерческого директора
Как правило, коммерческий директор же имеет под своим контролем и в своем подчинении следующие подразделения предприятия:
отделы рекламы и маркетинга, которые создают имидж организации во внешней среде;
отдел по связям с общественностью, который обеспечивает узнаваемость предприятия;
отдел сбыта, который определяет каналы продаж, а также отдел логистики, который определяет наиболее выгодные пути доставки товара от производителя к потребителю;
складская служба, куда поступает сырье и материалы, а также неотгруженная продукция.
Должностная инструкция коммерческого директора
Должностная инструкция коммерческого директора содержит следующие обязанности:
разработка стратегии и плана развития предприятия (анализ рынка, конкурентов, маркетинг и т.д.);
анализ текущей работы предприятия и оперативное реагирование на сбой в производственном процессе с целью нормализации ситуации;
контроль за соблюдением бюджета по предприятию в целом и по его подразделениям;
изучение финансовых показателей с целью принятия управленческих решений;
составление стратегических и оперативных планов по экономической и производственной деятельности организации;
контроль исполнения разработанных планов не только по предприятию в целом, но также и по отдельным подразделениям и отделам;
разработка мероприятий по расширению рынков сбыта и увеличению объемов продаж;
управление сотрудниками своего отдела (подбор, обучение, мотивация);
контроль эффективности использования ресурсов;
управление продажами (выполнение планов, построение бизнес-процессов, управление отделом, мотивация, разработка KPI, учет и автоматизация работы);
разработка и реализация ценовой и маркетинговой политики.
В ряде случаев в обязанности коммерческого директора входит организация логистики (складов, доставки, упаковки и т.д.) и процессами производства.
Знания и умения коммерческого директора
Коммерческий директор должен обладать целым рядом знаний и навыков:
знать тонкости составления бюджета;
уметь регулировать движение готовой продукции как внутри предприятия, так и за его пределами;
иметь базовые знание касательно управления кадрами предприятия;
обладать навыками ведения переговоров;
обладать умением поиска каналов сбыта;
быть хорошо знакомым с разработкой рекламных проектов.
Также стоит отметить некоторые личные качества, которыми обязан обладать коммерческий директор:
Требования к коммерческому директору
На практике к коммерческому директору предъявляются следующие требования:
опыт работы на руководящих должностях — от 3 лет;
высшее экономическое, финансовое (реже — техническое) образование;
опыт выстраивания и управления отделом продаж;
уверенные знания в области рекламы и маркетинга;
опыт переговоров и продаж;
сильные лидерские и коммуникативные качества.
Также часто приветствуется:
знание английского языка;
опыт автоматизации бизнес-процессов (чаще всего, продаж);
опыт работы в выбранной сфере (например, строительная компания поощряет опыт работы в строительстве).
Функции коммерческого директора
Функции коммерческого директора заключаются в следующем:
ведение переговоров с поставщиками и покупателями;
составление перспективных стратегических планов;
определение и расширение каналов сбыта товаров и услуг;
контроль исполнения бюджета;
разработка и выполнение маркетинговой политики;
руководство деятельностью касательно продаж;
разработка мероприятий по сокращению расходной части.
Права коммерческого директора
Коммерческий директор имеет ряд прав в организации:
возможность выдвигать генеральному директору предложения по совершенствованию работы предприятия;
принятие самостоятельных решений касательно эффективного сбыта продукции в рамках компетенции;
возможность принимать участие в совещаниях, когда дело касается совершенствования производственного процесса, расширения каналов сбыта, а также вопросов маркетинговой политики.
право премировать подчиненных за особые заслуги (или же подавать подобные ходатайства управляющему).
Специальные знания коммерческого директора
Коммерческий директор компании должен досконально ознакомиться со следующей информацией о работе организации:
организационной структурой компании;
нормами закона, регулирующими деятельность предприятия;
методами исследования и анализа существующих рынков, а также способами поиска новых;
общей информацией о состоянии дел в отрасли, в которой работает организация;
исчерпывающей информацией об ассортименте продукции и технологии ее изготовления;
имеющимися, а также перспективными или резервными каналы сбыта;
теоретическими аспектами маркетинга;
зарубежными передовыми практиками по управлению маркетинговой и сбытовой деятельностью;
правилами и порядком заключения договоров с поставщиками и покупателями;
нормами обеспечения безопасности труда рабочих.
Ответственность коммерческого директора
Коммерческий директор несет ответственность за деятельность организации.
Так, коммерческий директор отвечает за:
обеспечение полной конфиденциальности всей информации касательно организации производства, технологических особенностей, финансовых операций, маркетинговых методов и так далее;
соблюдение трудовой дисциплины;
обеспечение надлежащих условий труда своих подчиненных;
организацию процессов по сбыту продукции и доставку ее до промежуточного или конечного потребителя;
обеспечение безопасности, в том числе и пожарной безопасности, в тех помещениях, где находятся подконтрольные коммерческому директору подразделения.
Штрафные санкции
За несоблюдение правил и невыполнение своих должностных обязанностей к коммерческому директору могут быть применены санкции и взыскания в следующих случаях:
неисполнение распоряжений и указаний вышестоящего руководства;
ненадлежащее выполнение своих обязанностей или уклонение от них;
предоставление недостоверной информации и отчетности руководству или государственным органам;
личное несоблюдение трудовой дисциплины, а также непринятие мер по обеспечению ее среди работников;
халатное отношение к пожарной безопасности и прочим обстоятельствам, которые представляют угрозу жизни и здоровью сотрудников;
уголовные, административные или гражданские правонарушения;
превышение служебных полномочий или же использование должностного положения для достижения материальных или прочих личных целей;
нанесение материального ущерба организации, который возник как в результате неправомерных действий, так и в итоге халатного бездействия.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Положение о коммерческом отделе
Положение о коммерческом отделе
1. Общие положения коммерческого отдела
1.1. Коммерческий отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
1.2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
1.3. Отдел подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам.
1.4. Руководство подразделением:
1.4.1. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия по представлению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам.
1.4.2. Начальник коммерческого отдела имеет ______ заместителя (ей).
1.4.3. Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником коммерческого отдела.
1.4.4.Заместитель(и) и руководители структурных подразделений в составе коммерческого отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам.
2. Структура коммерческого отдела
2.1. Структуру и штатную численность коммерческого отдела утверждает директор по представлению заместителя директора по коммерческим вопросам и начальника коммерческого отдела и по согласованию с ___________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
2.2. В состав отдела входят ________________ (структурные подразделения, группы специалистов и пр.)
2.3. Начальник коммерческого отдела распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.
3. Задачи и функции коммерческого отдела
3.1 Определение долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия.
Участие в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции.
Принятие мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей.
Контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, правильным расходованием оборотных средств.
Участие в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации выпускаемой продукции.
Изучение рыночной конъюнктуры на выпускаемые предприятием изделия.
3.2 Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в области материально-технического снабжения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания. Обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок).
Участие в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортировке сырья, сбыту готовой продукции.
Обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам предприятия.
Разработка мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, повышению эффективности производства, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов.
Организация работы складского хозяйства, создание условий для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов и готовой продукции.
Обеспечение рационального использования всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принятие мерк максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями.
Организация работы по использованию и реализации вторичных ресурсов и побочных продуктов производства.
Своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по сбыту готовой продукции, финансовой деятельности, материально-техническому снабжению и работе транспорта.
4. Регламентирующие документы
4.1. Внешние документы:
4.2. Внутренние документы:
Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.
5. Взаимоотношения коммерческого отдела с другими подразделениями
Для выполнения функций и реализации прав коммерческий отдел взаимодействует:
№ п/п Подразделение Получение Предоставление
5.1 С планово-экономическим отделом текущих и перспективных планов производства по номенклатуре объему товарной продукции по производственным подразделениям и предприятию в целом;
проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги);
плана реализации продукции;
методик определения экономической эффективности производственной деятельности предприятия;
среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия;
плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;
заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию;
предложений по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии;
унифицированной плановой документации. проектов плана реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок;
планов материально-технического снабжения;
данных о потребностях предприятия в материально-технических ресурсах;
планов поставок готовой продукции; данных об отгрузке продукции; сведений о складских запасах готовой продукции.
5.2 С отделом главного технолога планов производства продукции;
чертежей, спецификаций, технических условий, иной технической документации;
изменений, вносимых в техническую документацию; информации о внедрении в производство новой продукции и о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом; документов, удостоверяющих качество готовой продукции; сведений о технологических особенностях выпускаемой продукции; заявок на обеспечение материально-техническими ресурсами; таблиц взаимозаменяемости материалов; норм расхода материальных ресурсов; расчетов потребности предприятия в оборудовании; технических требований на материалы. плана материально-технического снабжения;
запросов о допустимости отклонений в качестве материалов, сырья, полуфабрикатов, оборудования;
запросов о технических требованиях, предъявляемых к сырью, материалам и готовой продукции;
сертификатов, паспортов и других сопроводительных документов на поставляемые предприятию материально-технические ресурсы; предложений о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом;
отчета о выполнении планов реализации продукции; согласования планов поставок с планами производства.
5.3 С главной бухгалтерией данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполненных работ (услуг);
расчетов по заработной плате;
результатов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, данных об исполнении бюджета;
сведений о движении готовой продукции и материально-технических средств;
данных о нормах естественной убыли; нормативов складских запасов готовой продукции; смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов; данных о реализации сверхнормативных остатков материальных ресурсов; другой бухгалтерской и статистической отчетности.
проектов планов реализации продукции; предложений по замене, ликвидации активов;
предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, увеличение прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции; сведений о наличии запасов готовой продукции на складах; данных о сверхнормативных остатках готовой продукции; заключений по претензиям потребителей;
данных учета выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции; отчетов по сбыту (поставкам); отчетов о выполнении плана реализации; актов о списании продукции;
сопроводительной документации к реализуемой продукции; согласований условий и сроков поставок; расчетов по претензиям к поставщикам;
экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов;
заключений по соблюдению лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованию в подразделениях предприятия; данных учета движения материальных ресурсов на складах предприятия; установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия; иной документации, необходимой для ведения бухгалтерского учета.
5.4. С отделом маркетинга сведений о товарном рынке и возможных потребителях продукции предприятия;
данных анализа потребительских свойств производимой продукции и
прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
результатов исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
информации о соотношениях спроса и предложения, цены и качества на аналогичные виды продукции, о технических и иных потребительских качествах конкурирующей продукции;
предложений по повышению конкурентоспособности и качества выпускаемой продукций;
информации об участии в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах;
информации о рыночных ценах на сырье, материалы, полуфабрикаты, оборудование и о возможных изменениях цен;
заключений об изменении соотношения спроса и предложения на требуемые предприятию материально-технические ресурсы. заявок на исследование товарного рынка;
заявок на исследование аналогичной продукции конкурирующих предприятий;
сведений о финансировании маркетинговых исследований;
сведений, необходимых для формирования ценовой политики предприятия;
информации об условиях поставки готовой продукции;
планов реализации продукции;
информации об условиях поставки предприятию материально-технических ресурсов
5.5 С отделом организации труда и заработной платы заданий по снижению трудоемкости производства;
утвержденного штатного расписания;
положения о премировании работников отдела;
консультаций по вопросам трудового права. предложений по снижению трудоемкости производства продукции;
проекта штатного расписания.
5.6 С производственно-диспетчерским отделом производственных программ и календарных графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их корректировки в течение планируемого периода;
данных о соблюдении установленных норм заделов на складах и рабочих местах;
сведений о состоянии и комплектности незавершенного производства;
данных ежедневного оперативного учета хода производства;
графиков обеспечения материально-техническими ресурсами подразделений предприятия. плана материально-технического снабжения предприятия;
данных о наличии необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.); условий и сроков поставок;
сведений о соблюдении лимитов на отпуск материальных ресурсов; данных об обеспеченности подразделений предприятия материально-техническими ресурсами;
информации об изменении условий и сроков обеспечения подразделений предприятия материальными ресурсами; плана отгрузки продукции; условий и сроков отгрузки готовой продукций; информации об изменении условий и сроков отгрузки продукции; данных о фактической отгрузке продукции; сведений о нарушении сроков отгрузки; заявок отдела на материально-технические ресурсы.
5.7 С отделом технического контроля заключений о соответствии качества поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) стандартам и техническим условиям; предложений по повышению качества выпускаемой продукции; актов приемки по качеству и комплектности;
указаний о приостановке приемки материальных ресурсов, несоответствующих стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров; заключений по рекламациям;
паспортов, сертификатов качества, других документов, подтверждающих качество готовой продукции; документации, подлежащей передаче потребителю; заявок на обеспечение отдела материальными ресурсами планов материально-технического снабжения предприятия; данных о потребностях предприятия в материально-технических ресурсах;
рекламаций потребителей готовой продукции;
паспортов, сертификатов качества, технических условий и других сопроводительных документов поставщиков на материально-технические ресурсы;
документов, необходимых для предъявления претензий поставщикам;
сведений об условиях поставок материальных ресурсов;
материально-технических ресурсов по заявкам отдела.
5.8 С цехами предприятия сведений о выполнении плана производства продукции по установленной номенклатуре;
актов о сдаче готовой продукции;
заявок на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами;
документов, подтверждающих получение материальных средств; сведений о соблюдении лимитов на получение материальных ресурсов и их расходовании по прямому назначению;
данных о наличии запасов материалов и комплектующих изделий на рабочих местах; отчетов о расходовании материальных ресурсов. плана материально-технического снабжения;
материально-технических ресурсов по заявкам цеха;
сведений о наличии складских запасов материальных ресурсов;
графика поставок материальных ресурсов;
лимитов на отпуск материальных ресурсов;
планов реализации продукции;
актов о приемке готовой продукции.
5.9 С отделом капитального строительства долгосрочных, среднесрочных и текущих планов капитального строительства;
отчетов о выполнении планов капитального строительства; данных учета и отчетности по капитальному строительству; сведений об использовании финансовых средств для осуществления капитальных вложений;
информации об объеме незавершенного строительства; копий договоров с проектными организациями и генеральными подрядчиками;
сведений о выполнении проектными и строительными организациями договорных обязательств;
сведений о банковских операциях по заключенным договорам с подрядными организациями. проектов планов капитальных вложений;
результатов анализа эффективности финансовых вложений в капитальное строительство; нормативов оборотных средств.
5.10 С юридическим отделом заключений, консультаций по правовым вопросам; разъяснений действующего законодательства;
заключений о соответствии действующему законодательству представленных на правовую экспертизу документов;
заключений по результатам рассмотрения материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания;
заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности; предложений по укреплению договорной, финансовой дисциплины; предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
заключений по претензиям, искам, предъявленным поставщиками; оформленных претензий и исков предприятия к недобросовестным поставщикам и покупателям;
обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; юридической помощи при защите интересов предприятия в суде общей юрисдикции и арбитражном суде; проектов договоров. проектов приказов, распоряжений, инструкций и других документов на правовую экспертизу и для визирования;
материалов, расчетов, документов, иной информации, необходимой для предъявления претензий, исков к недобросовестным поставщикам или покупателям, а также для подготовки заключений по претензиям, предъявленным поставщиками (покупателями); запросов по правовым вопросам;
претензий и исков, предъявленных предприятию.
6. Права коммерческого отдела
Коммерческий отдел имеет право:
6.1. Требовать представления подразделениями предприятия материалов, отчетов, заявок, информации, необходимой для осуществления отделом своей деятельности.
6.2. Давать указания подразделениям предприятия по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
6.3. Контролировать правильное расходование оборотных средств и целевое использование банковских кредитов, прекращение производства продукции, не имеющей сбыта.
6.4. Представительствовать от имени предприятия в сторонних предприятиях, организациях, учреждениях по вопросам, относящимся к ведению отдела.
6.5. Контролировать соблюдение дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам продукции и их соответствие хозяйственным договорам.
6.6. Требовать от начальников всех структурных подразделений своевременного предоставления документов и материалов, необходимых для работы коммерческого отдела.
6.7. Представлять руководству предприятия:
6.7.1. Предложения о поощрениях работников коммерческого отдела.
6.7.2. Информацию о планах отдела и отчет об их выполнении.
6.8. Проводить аттестацию работников отдела.
7. Ответственность коммерческого отдела
7.1. Начальник коммерческого отдела несет ответственность за добросовестное и своевременное выполнение функций, возложенных на отдел.
7.2. На начальника отдела возлагается персональная ответственность за:
7.2.1. Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом.
7.2.2. Предоставление достоверной информации о работе отдела.
7.2.3. Своевременное исполнение приказов руководства.
7.3. Ответственность работников коммерческого отдела устанавливается соответствующими должностными инструкциями.
8. Заключительные положения
8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в коммерческом отделе руководителем отдела, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в
(службу персонала, отдел кадров, экспертную комиссию по положениям и должностным инструкциям и т. д.)
с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).
8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.
По результатам рассмотрения выносится решение:
— принять изменение или дополнение,
— отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),
— отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).
8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается _____________________________ (коммерческим директором, заместителем генерального директора, генеральным директором и т. д.) по представлению ________________________ (менеджера по персоналу, начальника отдела кадров, руководителя экспертной комиссии по Положениям и должностным инструкциям и т. д.)