что делает колорист в автосервисе
Колорист автоэмалей
Колорист автоэмалей — (color — франц., цвет) это специалист по изготовлению специальных красок для покрытия автомобилей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Даже вышедшие в конвейера автозавода два абсолютно новых автомобиля одного цвета, но из разных партий будут различаться по оттенку или блеску. И гораздо сложнее подобрать цвет, если автомобиль побывал в автомастерской после аварии.
Современные автомобили отличаются более сложными многослойными покрытиями и цветами. Для их покраски используются многосоставные пигменты. Всё это значительно усложняет работу колориста и предъявляет высокие требования к его мастерству.
В арсенале современного колориста различные приборы, образцы цветов, компьютерные программы, которые составляют рецепт автоэмали по введённым базовым составляющим. Но окончательное решение в выборе идеально подходящего оттенка и его доведения до совершенства принимает колорист, даже в условиях хорошо оснащённой лаборатории. Человеческий фактор остаётся определяющим и в данном случае, так как нет прибора, заменяющего глаз человека. И, кроме того, в ограниченных условиях автосервиса нерентабельно создать полностью автоматизированную систему цветоподбора.
Такой интересный факт: в России владельцы автомобилей предъявляют более высокие требования к покраске, в отличие от Европы, где предпочитают экономить и не так требовательно относятся к идеальному соответствию цвета. Ведь окраска — процесс очень трудоёмкий и длительный. В Европе красят автомобили, используя переходы: подбирается близкий оттенок и окрашивается не только, допустим, крыло, но и часть дверцы. В России такой подход считается некачественным. Поэтому именно в России профессия колориста чрезвычайно востребована, а профессионалы высокого класса могут рассчитывать на достойную оплату труда.
Особенности профессии
Функциональные обязанности колориста заключаются в следующем:
И, наконец, наступает момент священнодействия — колеровка цвета, то есть главный этап работы колориста. Он анализирует соответствие цветов и решает, какие пигменты и в каком количестве надо добавить для идеального совпадения.
Существует прибор для точного подбора пигментов — спектрофотометр, который облегчает работу колориста, сокращая время подбора образца цвета.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Востребованная и высокооплачиваемая профессия.
Интересная творческая профессия.
Необходимость постоянно учиться, осваивая новые технологии в сфере цветотехники.
Минусы
Высокий уровень ответственности за результат работы.
Возможное недовольство клиентов.
Работа колориста требует большого терпения для достижения хорошего результата.
Место работы
Кузовные цеха, автомастерские, автотехцентры.
Важные качества
чувство цвета и стиля
терпение при длительном подборе цвета.
Из профессиональных навыков важны:
Обучение на Колориста автоэмалей
Профессию колориста можно получить в специализированных учебных центрах, созданных крупными автодилерами.
Учебный центр компании «Дюрал», крупный дистрибьютор материалов DuPont. Обеспечивает качественное обучение основным принципам колеровки на собственных материалах для покраски в течение 5 дней с последующей стажировкой в малярном цеху (акриловые, металлические и перламутровые покрытия).
Учебный центр «Европроект групп» проводит обучение по направлениям «Технологии ремонтной окраски» и «Колористика» по 4-уровневой системе: тренинги базового, продвинутого, профессионального и технологического уровня.
Учебный Центр «Интерколор» обучает на курсах: колористов, маляров, специалистов кузовного ремонта, мастеров производств, консультантов. Центр оснащён аудиториями для лекций и практических занятий, окрасочными и кузовными участками, лабораториями по цветоподбору.
ООО «Русавтолак» обучает по 3 направлениям: технология применения ремонтных материалов; технология подготовки и окраски автомобилей; колористика.
Учебный центр «Автомеханика», курсы колористов со стажировкой в дилерских автотехцентрах.
Зарплата колориста автоэмалей на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Доходы колориста зависят от опыта и стажа работы. Форма оплаты труда колориста — сдельная. Скорость приготовления и колеровки краски нарабатывается с опытом. Начинающие колористы могут рассчитывать на заработную плату от 50 тыс. руб.
Интересные факты об экстерьере автомобиля
В последние годы на дорогах чаще встречаются матовые автомобили. Матовая окраска — это новый тип покрытия кузова, предъявленный миру компанией «Mercedes-Benz». Матовое покрытие обеспечивает 2К-полимерный лак при его высыхании. Модный матовый оттенок имеет свои особенности:
Видео: Колорист. Вводное занятие.
Почему у колористов высокие зарплаты?
Любые повреждения: сколы, мелкие вмятины, царапины и прочие дефекты автолюбители хотят сразу удалить с поверхности авто. Поэтому к приему работы «кузовщиков» автомобилисты относятся очень скрупулезно. Тщательно выискивая недостатки ремонта. Ошибка в ремонте может стоить перекраске детали автомобиля или всего кузова. В итоге мастерская теряет время, деньги, а то и клиента, на помощь вам учебный курс “колорист автоэмалей”
Чья ошибка стоит дороже?
В цепочке кузовного ремонта: подготовщик, маляр, колорист каждый играет важную роль.
Но самая дорогостоящая ошибка всегда будет за колористом. Если колорист не попал в цвет – считайте, деталь нужно перекрашивать, а это снова затраты на подготовку и покраску. Тем не менее, бытует мнение, что колорист работа не пыльная – “смотри на лючок или на код краски да подбирай”. На самом деле не все так просто. Не смотря на то, что в целом колористу нужно выполнить всего 2 функции подобрать нужную краску и сделать тест-напыл. Сделать это совсем не просто.
Так в чем же проблемы?
Дело в том, что ремонтная покраска никогда не будет 100% попадать в заводскую. Она будет максимально близка и почти неотличима невооруженным глазом, но “один в один” – никогда. Поэтому основная задача колориста – максимально приблизить цвет к заводскому.
Мы задали ряд вопросом практикующему колористу Анне Махнач, чтобы немного разобраться в тонкостях профессии.
Анна, что нужно сделать, чтобы максимально приблизить цвет автомобиля к заводскому?
Для того, чтобы не было видно, что авто красили, рекомендуется красить методом перехода. Переход можно делать либо на самом элементе, если ремонтируемый участок не большой, либо переход делается на соседний элемент. Тем самым мы избегаем жёсткого стыка деталей и если есть минимальное различие в цвете, то оно не будет заметно. Колорист в рамках тест-напыла должен соблюдать этот принцип.
Отдельно стоит отметить покраску авто с помощью перламутровых красок и ксераликов. Они используются в эффектных красках для придания им особого свечения. Это слюда, покрытая тонкими слоями металлических окисей. С вариацией толщины отдельных слоёв и различных металлических окисей, создаётся широкий спектр колористических эффектов.
Какими системами цветоподбора и смешивания красок пользуются у нас в стране?
У нас в Минске существует много систем по цветоподбору: «Profi-Line», «R-M», «BRULEX», «DeBeer», «SPIES HECKER», «DuXone», «DuPont», «Mobihel».
Отчего зависит эффективность работы колориста?
Эффективность работы колориста во многом зависит от самой системы краски. Достаточно ли хорошо разработана картотека «выкрасов» и рецептов самим производителем, собственная картотека, погодные условия, организация рабочего места, оборудование.
Какие приборы «приходят на помощь» современному колористу?
Для облегчения подбора существуют спектрофотометры.
Сколько в среднем колорист может сделать красок в день?
При достаточном количестве заказов хороший специалист в день может сделать около 20 красок разных цветов.
Основные ошибки при подборе красок и с чем это связано? Причины?
Ошибки при подборе возникают по разным причинам: Например, предоставленный образец был ранее окрашен и имеет немного другой оттенок. Также существует понятие метамерии. Этот феномен возникает, когда нам кажется, что при искусственном освещении цвета красок совпадают, а при естественном освещении (солнечном свете) наблюдается различие в оттенках, или наоборот.
Анна, расскажите об основных этапах подбора красок?
Этапы подбора цвета краски таковы:
2. Определить оттенок.
3. Определить яркость.
4. Определить чистоту цвета (насыщенность).
А влияют ли как-нибудь осадки, солнце, ультрафиолетовые воздействия на результат вашей работы?
Продолжительное воздействие неблагоприятных погодных условий на окрашенные поверхности существенно влияет на стабильность пигментов, смол и других компонентов краски, а также на внешний вид покрытия. Влияние, оказываемое атмосферными явлениями, загрязнениями, очистителями и т.д. на смолы существенно сказывается на степени защиты пигментов. Ультрафиолетовые лучи являются причиной окисления в некоторых пигментах, в результате чего цвет покрытия может стать более темным, особенно в красках красного и желтого цвета, а в красках белого цвета и некоторых прозрачных лаках может появиться желтоватый оттенок.
Как видите труд колориста совсем не так прост, каким многие видели его. А еще прибавим ко всем перечисленным обязанностям проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть, если не соблюдать правила безопасности при работе. Становится понятно, почему колорист одна из самых высокооплачиваемых специальностей на рынке автосервиса.
Продолжительность: 4 дня/32 часа
Стоимость обучения: 350,00 бел. руб.
Документы, которые вы получите: «Сертификат» и справку гос. образца.
Записаться на курс: +375(29)153-34-43
Профессия: колорист. «Поначалу снились лючки бензобака в горошек — попробуй подбери!»
Светлана работает в одном из крупных мультибрендовых кузовных сервисов Перми. Подбором выкрасок для автомобилей она занимается более 10 лет — солидный срок для этой профессии. Чем отличается хороший колорист от плохого, насколько сложно подобрать цвет «Тоскливая мурена» и важно ли быть здесь художником — в нашем интервью.
— Профессия колориста очень интересная, но насколько она редкая?
— Не редкая. Хороших колористов, конечно, не много. В каждом районе города есть свои мастера, клиенты к ним в очереди выстраиваются, чтобы именно такой мастер цвет подбирал. В больших мультибрендовых кузовных центрах при дилерских компаниях — свои мастера.
— Как становятся колористами?
— Приходят, пробуют и начинают работать. Художественное образование важно, но не обязательно. Если видишь цвет и особенности выкраски, справишься с простым заданием, а сложному в процессе научишься. Свое тестовое задание помню: подобрать выкраску на серую машину. Посмотрела, подумала, сказала взять эту, эту и эту краску — получилось, и тут же в работу влилась. Конечно, в самом начале нужно учиться, пройти специфическое теоретическое обучение, познакомиться с системами автомобильных красок. Но в начале все равно должен быть художественный опыт. Я с самого детства много рисовала: сначала просто рисовала, что нравится, а потом графикой увлеклась, немного промышленным дизайном.
— Как отличить хорошего колориста от плохого?
— Всё зависит от опыта. Когда ты только начинаешь работать, твой результат естественно отличается от результата колористов, которые уже лет 10 этим занимаются. Потом ты можешь стать действительно хорошим специалистом, но в самом начале хорошим ты точно не будешь. Три года в профессии — уже есть опыт, есть результат. До этого, можно сказать, в основном тренируешься. И, конечно, нужно непрерывно учиться и возвращаться к чему-то забытому. Я работаю уже 12 лет, и все равно процесс обучения не прекращается.
Большое значение здесь имеет знание «систем» краски от разных производителей, ведь в основном каждый колорист работает с 1–2 «системами». Понятнее будет, если сравнить с профессией парикмахера — они тоже работают с красками для волос определенных «систем» от производителей. Редкий мастер владеет нюансами многих «систем», здесь нужно много учиться и пробовать — и у них, и у нас. С какой краской работать, определяет не колорист, а собственник сервиса. К примеру, несколько лет здесь мы работали с двумя импортными производителями красок — Nippon Paint и ProfiLine, но из-за валютных колебаний руководство решило рассмотреть еще и более доступный Autolux. Сейчас учимся, пробуем работать с новой «системой», ищем плюсы и минусы. Тут и обучение, и творчество.
— Действительно, как много творчества в этой работе? Колорист — художник или «ремесленник»?
— Художник! Если у тебя нет видения, из чего состоит цвет, который нужно подобрать, ничего не получится. Можно вымерять краску и все добавки по граммам, но такая «математика» все равно не поможет, потому что надо понимать, каким способом эта краска будет наноситься, на какой участок. В детском саду нас всех учили: «если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый». Здесь также, но сложнее в тысячу раз. И чем дальше развивается автомобильный рынок, тем больше новых цветов разрабатывают автопроизводители, тем цвета сложнее и интереснее. В один автомобильный цвет входит семь, восемь и даже больше цветов, а прибавьте к этому еще и разнообразные перламутры или металлики…
— Сколько времени занимает подбор цвета?
— Если есть наработки по конкретному цвету или у производителя краски есть рекомендации, то быстрее. Но все равно нужно тщательно проверять, ведь случается, что нальешь краску, сделаешь выкраску и оказывается, что «не совсем подходит». Приходится еще думать, подбирать, добавлять, пробовать. Если цветовая система соответствует своим выкраскам, то процесс быстрее: пробуешь 2–3 раза и готово. Если нет — приходится повозиться.
— Смотрите, вот это «серебро» и «серебро». В чем отличия? Два абсолютно неодинаковых цвета, если начать всматриваться: светлее-темнее, ярче-тусклее, чище-мутнее. Сравнение «теплый-холодный» не работает, нужно смотреть, какие оттенки участвуют. Поэтому получается, что первое «серебро» у нас не теплое, а желтое. А второе — не холодное, а синее. Если «металл» входит в рецепт, то надо смотреть торчит эта крошка или она гладкая, так же и с другими добавками. И это все надо увидеть. Иногда даже словами сложно описать различия, только глазами понимаешь и чутьем.
— Мужчины различают меньше цветов, женщины — больше. Сколько цветов различает профессиональный колорист?
— Все существующие приходится различать (смеется). В нашей профессии есть и мужчины. Они хорошо могут цвета подобрать, но еще лучше клиентам зубы заговаривают. Мужчин-мастеров больше в обычных кузовных, в «гаражных» сервисах, где они напрямую общаются с клиентами. Здесь важно не просто различать цвета, тона и оттенки. Важно подбирать так, чтобы результат на 100% подошел к автомобилю. Нужно знать, как работает маляр. И нужно делать выкраски так, чтобы маляр понял. Для этого приходится смотреть, как он работает, учитывать все нюансы: средний слой, напыл, «мокрый» слой, другие приемы… Маляр, кстати, тоже интересная профессия (смеется).
— Есть собственный критерий у колориста: «я хорошо делаю свою работу»?
— Когда я только пришла работать, мой наставник сказал: «Только не зазнавайся». Поэтому хорошо делать надо всегда, и если похвалят — радоваться. Так как конечный результат покраски автомобиля у нас достигается командой, то и хорошо делать свою работу должен каждый. Маляр может плохо покрасить потому, что я плохо ему объяснила какие-то нюансы. Индивидуальный результат сложно выделить, результат у нас совместный. Когда долго работаешь с маляром, появляется хорошее взаимопонимание, собственный сленг. Я своему маляру вместо сложных слов говорю «мокренько» или «по-козьи» — и это порой лучше тысячи специальных терминов помогает понять, как ему работать с приготовленной краской. Конечно, в документах пишутся профессиональные «средне», «в глянец» и прочие.
«Белый не может быть «белее». Одна выкраска сделана с добавками желтого, вторая — с добавками черного цвета, видите? Черный цвет был с синим оттенком, поэтому у этой белой выкраски есть немного фиолетового…», — Светлана пытается объяснить нам разницу в цвете двух пластинок. Мы — ни глазами, ни чутьем.
— У геологов и дальнобойщиков, к примеру, существует много профессиональных баек. А у колористов такие есть?
— В самой работе случаев, которые могли бы стать байкой или хотя бы шуткой, почти и нет. Хотя есть одна вещь, которая у многих колористов повторяется: когда только начинаешь работать, сложности подбора цвета тебя начинают «преследовать». Думаешь о них постоянно, или снятся. Раньше выкраска подбиралась к лючку бензобака машины — так мне эти лючки снились. В клеточку, в горошек — попробуй подбери!
— На этом месте не могу не спросить о технике безопасности. Мы у вас в гостях всего полчаса, но, кажется, и мне сегодня будут сниться лючки в горошек…
— Работать надо в маске. В колер-салоне делается всегда очень хорошая вентиляция, у нас она прекрасная. А пахнет та самая новая краска, с которой только-только начинаем работать, просто мы сидим прямо рядом с ней. Маска, вентиляция, хорошее освещение — вот самые важные для нас вещи.
— С чем связано хобби колориста — с чем-то художественным?
— Раньше много рисовала. Сейчас мое хобби — внучка, и на что-то другое времени не остается. Если удается выкроить час-другой, занимаюсь вязанием. Не ради результата, а просто для процесса — это очень расслабляет, успокаивает нервы.
— На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Автомобили — это просто объекты приложения работы или вызывают теплые чувства?
— Поначалу они были просто объектами приложения работы. Все были для меня одинаковыми, ни марок, ни моделей не разбирала. А сейчас любую машину узнаю, даже в профиль. Какие-то модели, кстати, по цветам узнаю. Теплых чувств ко всем машинам нет, только к собственной, за рулем.
— Автопроизводители дают цветам своих машин самые разнообразные названия. Есть зависимость между названием цвета и его «сложностью»?
— У всех автопроизводителей, конечно, есть свои нюансы в цветах машин, хоть это «Лада», хоть это «Порше». Можно целый день, а то и два, подбирать цвет «серо-зеленый металлик» на довольно простую машину демократичной марки, и при этом за несколько часов сделать выкраску для цвета с фирменным названием «Магнетик Шварц» или «Травертин Беж» на дорогостоящий автомобиль. На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Можете вспомнить заказ на очень нестандартный цвет?
— Здесь такого нет. А вот в «гаражных» сервисах — встречаются желающие перекрасить машину в необычный цвет. Но это же гораздо проще: выбираешь цвет, который нравится, подбираешь в палитре по коду и «обливаешь из банки» всю машину. Тонким подбором нюансов не надо заниматься.
— А какой у вас самый любимый цвет?
— Черный люблю. И белый. Если он не трехслойный и без перламутра. Они хорошо подбираются (смеется).
Девушки в автосервисе: у колориста и руководителя СТО даже не возникало вопроса, нравится ли эта работа
Очередная публикация об участницах фотопроекта «Девушки в автосервисе» — последняя в серии. На этот раз нашими героинями стали колорист, которая специализируется на кузовном ремонте, и руководитель всего автосервиса. Обе уверены: им очень комфортно работать на «мужской территории».
Колорист Юлия работает на одной из СТО Жлобина уже 7 лет. До этого она попробовала себя и в качестве учителя в школе ИЗО, и как художник-оформитель в детском санатории. «А однажды увидела объявление в газете: „Требуется колорист в магазин компьютерного подбора автоэмалей“, — рассказывает девушка. — Я с детства любила автомобили, поэтому мне всегда хотелось попасть в эту сферу. Позвонила. Меня пригласили на собеседование. Прошла тест на цветовосприятие. Несмотря на то, что желающих было много, взяли меня».
«Вы когда-нибудь видели такие красивые краски у автомобилей? — Юлия не скрывает, что „горит“ своим делом. — Перламутр, металлик, двухслойник, трехслойник и т. д. Это меня и привлекло — решила попробовать себя в колористике. В профессии меня привлекают сами краски, процесс изготовления, смешивания разных пигментов. Здесь я сама создаю цвет».
«У нас большей частью женский коллектив, — признается колорист. — Иногда мне кажется, что мы, женщины, оказываем поддержку нашим мужчинам. Клиенты реагируют нормально — среди колористов мужчин гораздо меньше, чем женщин. Следующим шагом в моей карьере будет покраска авто и аэрография. Но пока это лишь желания».
Высшую должность на одной из минских СТО занимает Людмила. По ее словам, в этом году компании исполнилось три года, и дела идут только в гору: «В целом в сфере автосервиса я работаю почти 6 лет. Сначала устроилась переводчиком технической документации, параллельно начала вникать в тонкости диагностики электронных систем автомобилей, так как она тоже была только на немецком и английском языках (в то время это были только автомобили Land Rover). Компания была небольшая, приходилось изучать все нюансы работы автосервиса: все сотрудники в такой организации, как правило, должны быть взаимозаменяемы. Позже меня пригласили работать в качестве наемного директора в другой автосервис. По мере накопления опыта в этой сфере менялись и мои взгляды на данный вид деятельности и автобизнес как таковой. Конечно, возникали какие-то нестандартные ситуации, трудности в текущей работе, но это не останавливало меня, а, наоборот, двигало дальше. Поэтому, когда мне предложили рассмотреть вариант об открытии автосервиса на арендных площадях, мне оставалось только просчитать рентабельность и сказать: „Да!“».
«На данный момент я вспоминаю и с уверенностью могу сказать, что за весь период моей работы в этой сфере у меня ни разу не возникло вопроса: „А устраивает ли меня моя работа? Нравится ли она мне?“, — говорит Людмила. — Ответ был очевиден. Ну и конечно, если смотреть с экономической точки зрения, то тоже приятно работать. Автосервис — мужская территория. Но обстоятельства сложились так, что те люди, с которыми я познакомилась и работала 6 лет назад, в большинстве своем работают со мной до сих пор. Я придерживаюсь четкой позиции: каждый человек должен делать то, что он хорошо умеет, любит и, конечно, знает, может за это отвечать. Поэтому за решение технических вопросов, непосредственно связанных с ремонтом автомобилей, естественно, полностью отвечают мастер и слесари по ремонту автомобилей. Точно так же они, в свою очередь, никогда не станут принимать решения, которые относятся к компетенции руководителя компании. Но в любом случае опыт и практика учат очень многому, поэтому консультация клиентов, выяснение и объяснение причин неисправностей их автомобилей давно меня уже не пугают».
«В общем, не уверена, что автослесарь или мастер-приемщик — это исключительно мужская профессия, — считает руководитель. — Буквально еще полгода назад у нас в компании работали только мужчины, а сейчас и в качестве администратора автомойки, и в приемной автосервиса работают молодые, красивые и умные девушки. И я, как директор, вижу, что они находятся на своем месте: им нравится их работа, и компании нравится их работа».
Фотопроект «Женщина в автосервисе» приурочен к первой республиканской конференции «Автосервис-2013», которая пройдет 28—30 октября в Минске.