что делает инженер пто
Расшифровка понятия инженер ПТО
Что означает аббревиатура ПТО? Производственно-технический отдел — это подразделение в структуре строительного предприятия. Основные функции отдела: подготовка строительного производства, контроль за качеством выполнения строительно-монтажных работ, контроль за соблюдением договорных сроков при выполнении работ.
Подготовка строительного производства
Подготовка строительства объекта к производству заключается в следующих этапах:
Производство строительных работ
Строительно-монтажные работы при строительстве объектов как гражданского, так и промышленного назначения, выполняются строительной организацией собственными силами и подрядными организациями. Задачами инженера являются:
Расшифровка понятия инженер ПТО
Должность специалиста производственно-технического отдела подразумевает наличие специальных знаний и навыков.
Ценообразование в строительстве
Инженер ПТО должен знать и понимать принципы ценообразования и уметь пользоваться при определении стоимости проектной и строительно-монтажной продукции:
Проектно-изыскательские работы для строительства
Инженер ПТО должен понимать философию выполнения проектно-изыскательских работ и какими постулатами пользуется проектировщик при принятии того или иного решения. Специалисту нужно свободно ориентироваться:
Строительно-монтажные работы
При проведении контроля за выполнением строительных работ, инженер ПТО должен знать и понимать технологию строительства. Визуально определять на каком этапе технологического процесса находится каждый из элементов строительного объекта, как выдерживаются требования технологических карт. В случае требований паспортов качества на поставляемые материалы и строительные конструкции, проверять их наличие.
При предъявлении подрядчиком или собственным монтажным подразделением форм КС-2 и КС-3, лично выезжать на объект для проверки выполненных объёмов и их качество и только после этой проверки рекомендовать начальнику отдела принимать отчётность исполнителей.
Существует мнение, что любой инженер ПТО при желании может выйти на стройку и будет достойно выполнять обязанности на любой должности, но не все линейные руководители строительства способны стать специалистами производственно-технического отдела. Это мнение обусловлено специфической формой профессионального мышления. Инженер ПТО способен к мысленному объёмному видению объекта.
Инженер ПТО
Здравствуйте, многие знают кто такие инженеры ПТО, но мало кто работал в этой должности. У линейщиков (мастеров и прорабов) отношения к ПТО своеобразное по своему опыту скажу, что многие из них считают ПТОшников мало понимающих в стройке и бездельниками.
В течение своей трудовой деятельности я второй раз работаю на должности инженера ПТО, свою первую работу мало помню, серьёзно исполниловкой не занимался, но в трудовой есть запись. В этой статье я бы хотел обсудить, что входит в обязанности инженера ПТО, поделюсь своим опытом, о том, как вести исполниловку и в конце статьи предоставлю одну интересную книжку про ПТО.
Перед тем как написать статью я почитал на сайтах по поиску работы, какие требования предъявляют некоторые работодатели к инженерам ПТО. У меня сложилось такое впечатления, что кандидаты на эту должность должны пройти обучение не хуже чем юристы, которые изучают все законы нашего государства.
Например, вот одно из требований к кандидату, которое я взял на одном сайте по поиску работы:
«- Умение управлять проектами: отличное знание Microsoft Project (MSP).
— Умение читать чертежи и считать объемы, продвинутый пользователь ПК со знанием AutoCad.
— Составление и проверка сметы проекта
— Согласование стоимости материалов;
— Проверка соответствия спецификации проекту
— Законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность строительных организаций.
— Технологию и способы ведения строительных работ.
— Строительные нормы и правила»
Если бы я знал все технологии строительства, умел работать со сметами и знал бы наизусть все законы и СНиПы, то искал работу не инженера ПТО, а минимум руководителя проекта, максимум исполнительным директором, да вообще ушел бы от наемной работы.
Сколько работаю на стройке, ни разу не встречал на этой должности таких универсалов, которые кроме ведения исполнительной документации занимались еще сметами. Знали бы все технологии (обще строй, сварка, вентиляция, электрика и т.д.) и могли бы возразить любому проверяющему из госорганов на их заявки про нарушения на строительной площадки.
На больших строительных объектах отдел ПТО состоит не из одного человека и даже не из одной должности. Отдел ПТО это начальник и инженеры, которые работают с проектами, если организация строит не один объект, а несколько, то и проектов соответственно несколько.
На промышленных объектах кроме получения РД от заказчика чаще всего надо получать и оборудование этим занимается инженер МТО (материально-технический отдел), который обычно так же относиться к ПТО. В обязанности инженера МТО входит обеспечение материалами строительной площадки и передачи ПТО сертификатов и документов о качестве строительных конструкций.
Сметами и их закрытием занимаются сметчики, во многих строительных организациях они не относятся к ПТО. Но если вы работаете на «Роснефти» и им подобным предприятиям, то сметчики без подписания инженерами ПТО исполнительной документации у заказчика, в которых пороверены объемы выполненных работ, не смогут подписать КС2, КС3.
Об этих профессиях потом поговорим, обычно на стройке про инженера ПТО вспоминают, когда уже выполнены какие-то объемы работ и заказчик требует исполнительную документацию, которой у подрядчика нет.
Когда я попадаю на подобные стройки неважно прорабом, начальником участка или как сейчас инженером ПТО, то мне не понятно, почему прорабы, которые обязаны вести исполнительную документацию, кроме стройки ничего не делали и почему от них этого не требовали.
Вернемся ко второму абзацу статьи многим линейщикам ведь кроме стройки некогда заниматься такими делами, как получением от заказчика денег за выполненные работы им главное строить. Я работал с такими прорабами, который не то, что автокад не знают, даже в ворде акт набить не могли. Задаешь им вопрос, почему не делаешь акты или не заполняешь журналы, а они в ответ этим должны заниматься ПТО, у меня задачи поважней.
Так вот стройка идет, а исполниловки нет, в какой-то момент руководитель проекта вспоминает про исполниловку, что она не делается и не подписывается. Кроме всего этого заказчик требует ППРы, тех карты, а здесь еще и проверки от ГАСНа или Ростехнадзора. Тогда быстро начинают искать инженера ПТО, который должен все знать в строительстве, законодательстве и вырулить сложившуюся ситуацию на объекте.
В чем заключается работа ПТО? Если коротко, то получение от заказчика и передача строительной площадки рабочей документации (РД) и сдача исполнительной документации заказчику.
А если подробно, то в обязанности отдела ПТО входит такая работа как комплектация разрешительной документации, формирование организационно-технологической документации, ведение исполнительно-технической документации, формирование сметной и текущей документация.
Комплектация разрешительной документации
Перед тем как приступить к работам на объекте в тех задание или договоре прописываются, какие у организации должны быть документы, сколько должно быть инженерно-технического состава с какими допусками, какие рабочие (сварщики, монтажник, электрики и т.д.) должны выполнять данный вид работ.
Инженер ПТО перед началом работ обязан собрать всю разрешительную документацию (СРО, НАКС, сейчас без инженеров, зарегистрированных в Национальном реестре специалистов, не сдать исполниловку, копии квалификационных удостоверений инженерно-технических работников и рабочих, и т.д.), сложить в папку, сделать реестр и показать заказчику.
От заказчика получаем приказы на ответственных лиц, РД (проекты, заполненный и прошитый общий журнал работ, акты разрешения на строительство, акт передачи строительной площадки, акты передачи геодезических отметок). На стройку передаем проект, который заказчик должен выдать в двух экземплярах, один остается в ПТО. Акты приема и передачи проектов складываем в папку для формирования исполнительной документации.
На многих промышленных объектах перед началом работ необходимо оформлять различные наряды (на огневые работы, земляные, высотные и т.д.) этим ПТО не занимается. Оформлением и подписанием нарядов занимаются прорабы или бригадиры. Так же инструктажем рабочих и заполнения журнала по технике безопасности занимается инженер по ТБ.
Журнал общих работ и спец журналы должны заполнять прорабы, но в последнее время этим занимается ПТО. Работая прорабом на различных объектах, всегда заполнял его сам или ежедневно предоставлял информацию о проделанной работе инженеру ПТО. Бывает так, что ведут два журнала один черновик, который ведет прораб или мастер на участке и чистовик, который переписывается в ПТО и предоставляется при проверке инспекторам.
Не раз попадал на такие объекты, где стройка шла несколько месяцев, а журнал общих работ даже не начинали вести, приходилось все даты восстанавливать. Обычно вспоминали о журнале общих работ на стадии изготовления фундаментов. По паспортам качества бетонной смеси от бетонного завода можно восстановить ход строительства стройки и сделать соответствующие записи в ЖОР.
Организационно-технологическая документация
Многие руководители считают, что сформированный отдел ПТО, обязан разрабатывать ППРы ко всем проектам. Здесь можно ответить и да и нет. Про ППР я писал в этой статье, когда проект не сложный и на стройплощадке есть, где развернуться кранам, то ППР можно и самим сделать для предъявления его заказчику.
На промышленных объектах, работы проходит в стесненный условиях, где необходимо рассчитать, подобрать и расставить краны, расписать всю технологию монтажа КМ, трубопроводов или монтажа промышленного оборудования, кроме этого надо показать технико-экономические показатели, то инженер ПТО которого взяли, чтоб он занимался исполнительной документацией это не сделает.
ППР с ПС (проект производства работ подъемными сооружениями, вместо ППРк как раньше называли) может делать только специалист, обученный в области промышленной безопасности и знающий ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС» (п. 160 ФНП на ПС следует, что ППР выполняется на все виды работ, в том числе и на работы выполняемые ПС — все в одном).
Я считаю, что после заключения договора руководителю проекта необходимо сразу нанимать специализированную организацию для разработки ППР. Чтоб потом не возникало вопросов у тех же прорабов или начальников участков, как и кем надо делать тот или иной вид работ, а сам руководитель понимал, каких специалистов и в каком количестве надо искать и нанимать на определенном этапе строительства и какую технику (краны, автовышки, экскаваторы) надо иметь.
Ведение исполнительно-технической документации
Формирование и подписание актов скрытых работ, ответственных конструкций, актов входного контроля, заполнение или отслеживание за ведение журналов на стройплощадке, сбор сертификатов и паспортов на материалы и изделия применяемых в строительстве все это входит в обязанности ПТО.
В принципе это не сложно, когда есть обратная связь со стройплощадкой и тебе ежедневно предоставляют информацию о проделанной работе, то и акты делаются и подписываются сразу после выполнения работ.
А когда такой информации нет, допустим, начальник участка или прораб считает, что самая главная работа у них, а остальные должны под них подстраиваться и в их обязанности не входит отчитываться перед ПТОшниками о том, что они делают, тогда все плохо.
Инженер ПТО, если не находит рычаги давления на таких умников через вышестоящее руководство (обычно заставляют), придется самим ходить на стройку и вести свою таблицу о ходе выполнения строительных работ.
Если прораб забыл или вообще не знает, что надо делать бетонные кубики с каждой заливки бетонных конструкций для проверки прочности бетона или надо вызывать представителей лаборатории для проверки сварных швов после монтажа металлоконструкций, то надо оповещать об этом руководителя проекта.
Если и вы упустите эти моменты, то потом будут проблемы с подписанием актов ответственных конструкций или заставят, например, долбить бетон, чтоб проверить в нем замоналиченный сварной шов какой-нибудь металлической конструкции.
Если есть геодезист с самого начала строительства, то это большое облегчение для ПТО, так как все исполнительные схемы к актам скрытых работ должен делать, подписывать у заказчика он. Что делать, если нет геодезиста? То все, что можно начертить без геодезической съемки чертим сами, если нужна съемка, то обращаемся к геодезисту заказчика и договариваемся.
Если вы столкнулись с формированием исполнительной документацией по электрике и не знаете как ее сделать, какую инструкцию следует изучить читайте в этой статье.
Формирование сметной документации
Как выше было сказано сметчики это отдельный отдел и работают они после подписания объемов выполненных работ инженерами ПТО. На многих объектах по договоренности между руководителями организаций сметчики подписывают кски без исполнительной документации.
И получается такая картина, прораб строит, сметчики подписывают счета за выполненные работы по договоренности, а исполниловку никто не делает. Через какое то время наступает бардак не понятно какие объемы заказчик оплатил и не понятно, какие объемы сделал прораб на стройке.
Например, на «Роснефти» (атомных электростанциях и других подобных организациях) к 20 числу каждого месяца инженеры ПТО, строительной организации, должны подписать исполнительную документацию по выполненным работ за прошедший месяц, чтоб сметчики на основании их исполниловки подписали к 25 числу кски и организация получила бы деньги.
Текущая документация
В идеале инженер ПТО должен знать весь проект, владеть информацией о ходе строительства и сдачи выполненных работ, чтоб в любой момент мог ответить на какой стадии строительства находиться проект, что сдали, а что не можем сдать и по каким причинам.
Чтоб не запутаться в этой бумажной волоките необходимо заводить папки под переписку с подрядчиками, заказчиками, иметь всегда под рукой ТЗ (техническое задание), под каждый проект завести папки для актов, вести реестр исполнительной документации. В электроном виде, каждый день заполнять таблицы о проделанных работах, чем больше таблиц, тем лучше.
Старайтесь каждый акт подписанный заказчиком сохранять, так как обычно в начале стройки все идет гладко и заказчик легко подписывает акты, но и много чего просит сделать без подписания актов по допработам, а когда начинаются проблемы с финансированием или банкротством подрядчика, то заказчик забывает о том, что обещал и тогда подымается вся переписка и акты.
Хотите автоматизировать заполнение исполнительной документации и не думать какие акты следует заполнять, если да, то читайте как в этой статье.
И в заключение до создания блога прораба мне попалась в интернете книжка «Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации (Пособие молодой канцелярской крысы на объекте версия 6.0)» в ней очень много полезной информации для птошников. Кто автор не знаю, но думаю если бы он вел блог и писал о своей трудовой деятельности, то пользовался бы большой популярностью.
В пособие автор рассказывает кто такие ПТОшники и как они появились на стройке, какие отношения должны быть между линейщиками и инженерами ПТО, как должна сдаваться исполниловка и многое другое.
Не знаете, что в первую очередь надо сделать на новом строительном объекте, чтоб при сдаче исполнительной документации не возникли трудности? Читайте в статье «Исполнительная документация»
Буду рад вашим комментариям и дополнениям к статье инженер пто.
«Порой приходим, а в офисе лежат сугробы»: сколько зарабатывает инженер ПТО
На Крайнем Севере
Героиня этого выпуска стала инженером в силу вредного характера, а сразу после выпуска из университета вместе с подругой уехала на Крайний Север. Она рассказала, каково работать, когда в офисе лежат сугробы, а за забором ходят белые медведи, как устроены жизнь и быт в вахтовом поселке и как работа там помогает экономить, копить и путешествовать, если не имеешь своего жилья.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мне всегда пророчили гуманитарное образование, так как в школе русский, английский и обществознание давались мне легко. Я же в силу своего вредного характера выбрала техническое направление — получила высшее архитектурно-строительное образование. И осталась довольна своим выбором.
Училась в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете — ТюмГАСУ, сейчас он стал Тюменским индустриальным университетом — ТИУ. Поступить туда, как оказалось, было несложно. Я отправила документы в пять вузов, прошла со своими баллами везде и на бюджет.
Моя профессия — инженер теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ). Обычно инженер ТГВ проектирует системы отопления, вентиляции, кондиционирования и газоснабжения, а также делает тепловые и аэродинамические расчеты, чтобы правильно подобрать систему отопления, газового оборудования и котлов для газоснабжения.
Но сразу после окончания университета я уехала следом за своей подругой на вахту на Крайний Север.
Она почему-то решила, что работать вахтами — это романтично. Вбила в поиске «работа вахтами», оставила заявку, чтобы ей перезвонили, а через полчаса ее уже взяли на работу!
Работа тоже в строительстве, но не совсем по профессии: я устроилась в производственно-технический отдел инженером ПТО третьей категории. На этой должности нужно вести документацию на объектах. Но если есть базовые знания, которые обычно и дают в университете, то перестроиться с одной работы на другую несложно. Главное — внимательность и умение слушать и вникать, когда тебе объясняют. На работе, конечно, помогали поначалу, но в основном пришлось во всем разбираться самой.
Место работы
Наша компания занимается строительно-монтажными работами. Объекты попадаются разные, но все связаны с добычей нефти или газа. Это может быть завод по сжижению природного газа — СПГ, нефтеперерабатывающий завод — НПЗ или газонефтеперерабатывающий завод — ГНПЗ.
После того как я отработала три вахты, я решила уйти, потому что хотелось, так скажем, свободы и каких-то развлечений: ходить в кино, магазины, встречаться с друзьями и так далее. Но я как будто забыла, что на все нужны деньги, а с зарплатой в городе себе можешь позволить не так много, если тебе никто не помогает. Еще и за квартиру платишь большую часть дохода.
Работу в Тюмени я нашла быстро: сразу после курсов сметчиков устроилась инженером-сметчиком. На мне были все сметные расчеты организации. Нужно было и чертежи делать, и входной контроль проводить, и исполнительную документацию оформлять, и все распечатывать, и сшивать документы, а это тоже процесс небыстрый, и отвозить все документы заказчику. Сложность была в том, что я была единственным сметчиком и опыта работы в этой области у меня совсем не было, поэтому никто не мог помочь и приходилось всему учиться самой.
Из плюсов этой работы — заработная плата. Из минусов — погода и немного нервные закрытия объектов.
Нервничать приходится в основном из-за людей. Работу свою я всегда успеваю сделать, а вот люди порой удивляют. Например, я столкнулась с мизогинией. Мужчина решил, что раз я девушка, то обязательно глупая и вообще не должна работать инженером, а уж тем более на вахте. Поэтому он меня чуть ли не выгнал из своего кабинета, когда я ему задала вопрос по его же заданию.
Потом уже другой инженер пришел к нам в кабинет, чтобы прилюдно на меня накричать из-за того, что я посчитала лоток не в метрах, а в штуках. Это, кстати, даже ошибкой не считается, но ему доставило удовольствие при всех показать свою значимость.
Как победить выгорание
Суть профессии
Инженер ПТО ведет документацию на объектах. Проводит входной контроль оборудования, которое поступает на объект, документально оформляет выполненные строительно-монтажные работы, ведет переговоры с заказчиком, а также разрабатывает чертежи.
В общем, наша работа — это документы и общение. Очень часто нужно улаживать какие-то вопросы, уметь провести переговоры или совещания. Поэтому мы находимся на объекте, чтобы была возможность помочь мастерам или прорабам посчитать объемы, оформить документы, которые нужны через час или, как там любят говорить, еще вчера, съездить на переговоры к заказчику.
Офисы в городах тоже есть, но это уже будет другая зарплата — раза в два меньше, чем на самом объекте. Поэтому нужно выбирать: комфорт, но небольшая зарплата или повышенная зарплата, но пребывание на объекте.
До объекта мы добираемся на самолетах. Сначала все прилетают в Москву, если, конечно, это не житель столицы, а через несколько часов вылетаем в Сабетту. От Москвы до нее лететь примерно три часа, может, чуть больше. Последнее время мы летаем через карантин, чтобы на объект не привезти COVID-19: раньше надо было выдержать две недели, сейчас срок сократили до одной.
Живем мы в вахтовом поселке — это примерно 20—25 зданий : столовая, медпункт, общежития, прачечная, офис, магазин, административно-бытовой комплекс. Уже через полкилометра располагается завод и газовый факел.
Мы видим здесь северное сияние, песцов, оленей. Иногда встречаются колоритные местные жители: они продают нам рыбу, оленину или морошку. Местные, конечно, очень необычные. Они живут в чумах, а передвигаются на дорогущих снегоходах. Говорят, от них специфический запах, так как они натираются оленьим жиром, чтобы не мерзнуть.
Ближайший к нам населенный пункт — такой же вахтовый поселок, а самые большие города, которые расположены ближе всего к нам, — Салехард, Воркута и Лабытнанги. Но там мы не были.
В нашем городке живут примерно 900—1000 человек. Кроме инженеров, есть еще монтажники, электромонтажники, оптики, прорабы, мастера, начальники участков, повара, уборщики, врачи. Порой прилетают владельцы стройки. Даже президент прилетал два года назад.
Я бы не сказала, что это работа мечты, — о нет, далеко не так, — но мне нравится, что на вахте не нужно ни о чем заботиться: уборка, готовка, жилье, спецодежда, транспорт — все это оплачивает организация.
Я могу не тратить деньги два месяца, пока нахожусь на объекте.
Мы живем в общежитиях — это двух- или трехэтажные модульные здания. Они состоят из балков — небольших домиков для временного проживания, которые поставлены друг на друга. Один балок — одна комната. В ней же находится ванная с душевой кабиной. Я живу в такой комнате с мужем — мы работаем вместе, здесь и познакомились. Это семейное общежитие, в таком же живут начальники: один человек — одна комната. А вот остальные живут по трое-четверо. Раньше были даже 16-местные комнаты, когда на объекте было много людей.
Едим всегда в столовой, у нас трехразовое питание. Готовят неплохо. Раньше в меню были даже специальные блюда для вегетарианцев, но это было, когда на площадке работали иностранцы: японцы, итальянцы, французы. Можно было даже заказать спаржу или свежие фрукты, например арбуз. Но и сейчас меню меня устраивает: я придерживаюсь правильного питания, а здесь всегда есть курица, салаты и супы. Бывает, готовят шурпу — это суп из оленины. Порой дают облепиху с сахаром в качестве десерта. Или смородину, или клюкву.
Самое трудное — это погода, пожалуй. Здесь у нас очень сильные ветра и довольно низкие температуры. На морозы мы уже не особо обращаем внимание. По объекту передвигаемся либо на автобусах-вахтовках, либо на газелях. Но есть и специальный транспорт — что-то типа снегоболотоходов, которые похожи на монстр-траки.
Раньше, чтобы попасть в офис, нужно было ехать 15 минут на вахтовке. Сейчас наш офис находится на территории вахтового городка, поэтому ходьбы там минуты две — не успеваем замерзнуть на улице. А вот здание офиса непредсказуемо. Порой приходим, а там лежат сугробы на полу. Отогреваемся весь день у конвекторов, но они не очень-то помогают, поэтому просто пережидаем такую погоду. Сидим в куртках, свитерах, специальной одежде и обуви, чтобы не простудиться.
Рабочий день
Дни у нас не отличаются друг от друга — это напоминает фильм «День сурка».
Утром отвечаем на почту, делаем отчеты, таблицы, оформляем документы. Работаем до 12:00, потом обед.
После обеда, немного прогулявшись по городку, идем обратно в офис и занимаемся теми же делами, что и утром. Ничего сверхинтересного.
Вечером, после работы и ужина, я иду в тренажерный зал. Слежу за фигурой! В каждом городке есть спортзалы. У нас там есть беговые дорожки, велотренажер, штанги и гантели, утяжелители и еще парочка тренажеров. Я привожу с собой спортивные резинки и спортивное питание. Мы подрядчики, поэтому у нас спортзал попроще. У заказчика же просто огромный тренажерный зал, но он находится в другом городке. У них там есть даже баскетбольная площадка и тренер.
Обычно понедельник, среда и пятница — самые многолюдные дни. У нас даже есть разделение, что эти три дня — мужские, а вторник, четверг и суббота — женские. Но я, конечно, это правило не соблюдаю и хожу, когда посчитаю нужным. Девушки все равно практически не занимаются, так что не вижу смысла в этом разделении.
У нас нет кино, библиотек, ресторанов, но и свободного времени не так много. Обычно это вечер, уже перед самым сном. Я люблю читать, за вахту успеваю прочитать книг шесть-семь. Интернет есть, но не очень быстрый. Например, у меня ловит только 3G, об LTE можно забыть. На работе многие сайты, такие как «Ютуб», «Инстаграм» и «Литрес», заблокированы. Но с телефона интернета хватает — если смотреть в качестве максимум 240 пикселей.
Мы все знакомы между собой, поэтому уже знаем, у кого появляются новинки фильмов раньше всех. Так нам скинули «Ход королевы» почти сразу после выхода этого сериала.
Случай
Некоторые здесь встречались нос к носу с белым медведем. И не все уходили от него. Я не видела, да и хорошо! Нам, конечно, проводят специальный инструктаж, где рассказывают, как правильно себя вести в такой ситуации. Но, честно говоря, я не думаю, что это может помочь. Белый медведь — самый крупный из сухопутных хищников. Он может развить скорость до 60 км/ч. В общем, все преимущества на его стороне.
Раньше городок не был так защищен, поэтому медведь мог даже зайти на территорию. После одного случая городок защитили забором и медведей стали отслеживать. Если он подходит близко к месту, где находятся люди, то сразу же включается сигнал предупреждения.
Есть много видео, даже с видеокамер, где белый медведь пытается перелезть через забор. И получалось! Поэтому, когда мы гуляем по городку, я всегда на всякий случай смотрю на забор.
Подработки
Переработки порой ограничивают, что людям не нравится, поэтому через время их восстанавливают снова.
Суббота у нас — целиком рабочий день. В воскресенье можно уйти отдыхать после обеда, но мало кто пользуется этим: всем жалко потерять деньги за половину рабочего дня. Но остаются уже не до позднего вечера или ночи, а до 19:00.
Вахта длится от двух до двух с половиной месяцев, а межвахта — обычно месяц. В этот месяц работой заниматься совсем не хочется, но порой приходится. Например, под закрытие объекта или когда не хватает людей на других объектах, нужно помогать.
Доходы и расходы
Ставку здесь со временем повышают. В принципе, для этого ничего сверхъестественного делать не нужно — просто работать. Могут, конечно, повысить и быстрее, если закрыть какие-то горящие задачи, например.
На вахте у меня с собой всегда огромная сумка таблеток. Лучше взять лекарства абсолютно от всего, ведь аптек там нет. Какие-то медикаменты нам могут дать в медпункте, но на многое рассчитывать не приходится. Из витаминов с собой омега-3, витамин D, Nails, Skin & Hair — можно продолжать бесконечно. На меня северный климат влияет довольно плохо: я часто болею. Но я считаю, что это не только из-за климата, просто у меня такое некрепкое здоровье. Я могу заболеть и в тропиках. А вообще, при устройстве и потом каждые два года мы проходим полный медосмотр.
Мы с мужем вечные скитальцы: пока у нас нет своего жилья, поэтому на межвахте мы ездим к моей и его маме и в любой другой город, чтобы отдохнуть.
Наши родители живут в Свердловской и Челябинской областях, а вот для отдыха мы каждый раз выбираем новый город, а порой и страну. В Москву летаем примерно десять раз за год, были в Санкт-Петербурге, Волгограде, Сочи, в турецком Мармарисе, а последняя наша поездка была вообще в Африку, на остров Занзибар. Честно говоря, нам нравится везде. Не нравится только дорога, потому что без приключений никогда не обходится. Обычно мы едем куда-то на неделю или дней на десять. На жилье уходит еще примерно 25 000 Р в месяц.
Сейчас мы все щепетильнее относимся к расходам и все больше откладываем. Начинаем понимать, что мы очень часто сорим деньгами. Хотя мне по душе фраза: «Нужно больше зарабатывать, а не меньше тратить».
Будущее
Мы не хотим всю жизнь работать на Севере, несмотря на хороший доход. Думаю, останемся здесь еще года на три.
Сейчас мы откладываем сразу на несколько целей: на свою квартиру, подушку безопасности, путешествия, дополнительное образование и бизнес. Есть много интересных сфер, в которых хотелось бы преуспеть. Мне нравится и психология, и языки, и графический дизайн.
Бизнес стоит немалых усилий, трат и сил, а также знаний. Но мы привыкли много работать.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.