что делает интернет с детьми
Примеры ошибок: как защитить ребенка от киберугроз
«Лаборатория Касперского» проанализировала цифровые привычки современных детей, выяснив, зачем они используют интернет и как их контролируют родители. Выяснилось, что многие скрывают от родителей, что делают в Сети, а те, в свою очередь, сами нарушают цифровую безопасность, подавая плохой пример ребенку. Что делать для защиты несовершеннолетних от киберугроз и кто должен заниматься их просвещением, разбирались «Известия».
Для чего дети используют интернет
Согласно исследованию (есть в распоряжении «Известий»), которое по заказу «Лаборатории Касперского» провела компания Online interviewer в 2021 году в России среди 500 родителей и их детей школьного и дошкольного возраста, смартфон есть у 93% учеников начальной школы. 80% школьников признались, что не могут без него обойтись, 53% детей проводят в гаджетах от одного до четырех часов в день, а больше четверти тратят на них всё свободное время.
Чаще всего интернет дети используют для игр (76%), для просмотра видео (70%), для общения с друзьями (67%) и для подготовки к урокам (53%).
Однако на цифровые привычки детей влияют в первую очередь родители, замечает руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.
— 99% используют гаджеты в поездках, чтобы занять ребенка, 93% стараются давать образовательный контент, — говорит он. — Мы сами приучаем детей проводить свободное время перед экраном и полагаться на технологии во многих аспектах нашей жизни. Это не значит, что нужно ограничивать детям доступ к девайсам, но нужно помогать им вырабатывать здоровые цифровые привычки и навыки в области онлайн-безопасности.
Отношения между детьми и родителями здесь неидеальные. О конфликтах в семье из-за онлайн-жизни ребенка рассказали 39% опрошенных взрослых, а 47% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем занимаются в интернете. Самый высокий показатель скрытности наблюдается среди старшеклассников.
Чего не стоит делать в интернете
Согласно опросу, дети не слишком заботятся о своей приватности в Сети и делятся излишней информацией. Так, 50% указывают в соцсетях настоящий возраст, делятся личными фотографиями, 31% указывают номер школы, а 9% ставят геолокацию. Более того, у 28% несовершеннолетних страница в чем разница» rel=dofollow»>страница открыта для всех, 38% может написать кто угодно.
В результате 82% детей получают запросы на дружбу от незнакомцев, в 29% случаев — от незнакомых взрослых. Чаще всего последние стучатся в друзья к подросткам от 11 до 14 лет. 47% детей знакомятся с незнакомыми людьми в соцсетях, и 37% потом встречаются с ними лично. 10% детей отметили, что незнакомые взрослые писали им странные сообщения.
Подавляющее большинство взрослых хотя бы время от времени заходят на страницы своих детей, но 11% совершенно не интересуются их онлайн-жизнью. 45% знают пароли от аккаунтов своих детей, чаще всего это возраст 7–10 лет, когда они только начинают пользоваться интернетом.
Впрочем, и сами взрослые небезгрешны в смысле соблюдения правил цифровой безопасности. Больше половины выкладывают фото с детьми или посты о них, 60% указывают при этом имя ребенка, 49% рассказывают о его увлечениях, 44% отмечают геолокацию, где было сделано фото. И более четверти родителей оставляют фото детей в открытом доступе.
— Родители первые нарушают всякую доступную безопасность: как же пойти в школу на линейку 1 сентября и не указать геолокацию? — говорит психолог Лариса Суркова. — Я листаю ленту и ужасаюсь, а ведь у меня в ней много блогеров, которые на виду, чьи дети могут стать легкой добычей. У нас неблагополучная ситуация с преступлениями против детей, а родители показывают, где искать ребенка, — о какой цифровой безопасности мы говорим, если родители не начинают с себя?
Действительно, плохие цифровые привычки у родителей и детей одинаковы. 20 и 34% соответственно подключаются к первому попавшемуся открытому Wi-Fi, 20% взрослых и 17% несовершеннолетних используют одинаковые пароли для всех аккаунтов, и примерно каждый пятый регистрируется в сервисах с помощью аккаунта в соцсети, что также не рекомендуется делать.
— Чтобы были правильные цифровые привычки, нужно показывать пример детям, — говорит директор по связям с вузами Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование» Сергей Марданов. — Как мы учим детей чистить зубы правильно, так и поведению в Cети надо учить. Но между тем у большинства людей есть хоть один пароль «123456». Нет осознания, что этого нельзя делать, что нельзя ставить геометки, и количество правил только растет, потому что у злоумышленников появляются новые способы узнавать информацию.
Как научить детей безопасности в Cети
Согласно опросу, 67% взрослых считают, что просвещать несовершеннолетних в вопросах цифровой грамотности должны и родители, и школа, а 18% не обсуждали с детьми правила безопасности в Сети, хотя и считают, что это нужно делать. 35% детей заметили, что в школах с ними безопасность в интернете не обсуждают.
— Родители говорят: научите этому детей как-нибудь, школа пусть научит, но можно не я? — замечает Лариса Суркова. — Но родителям нужно принять, что уже нельзя делить миры на реальный и виртуальный. Это один целый мир.
Она рассказывает об одной из женщин, которая обратилась к ней после того, как ее дочь потеряла интерес к учебе из-за влюбленности в Сети. Когда психолог спросила о том, насколько серьезны отношения дочери в интернете, клиентка всерьез удивилась: ведь «интернет — это не на самом деле».
Суркова замечает, что если возникает вопрос о том, нужно ли разговаривать с детьми о безопасности, то отвечать нужно так: с детьми в принципе надо разговаривать.
— В годы пандемии не собиралась информация, но до этого публиковались опросы, сколько родители в среднем общаются с подростками в России, — рассказала она. — И цифра эта постоянно падала. В 2019 году был минимум — с детьми родители в среднем говорили 47 минут в день, из них 38 минут посвящали вопросам школы. О чем можно поговорить за 9 минут? Поэтому с детьми в принципе надо разговаривать, и когда вы начнете это делать — тогда найдете время поговорить и о безопасности в Сети.
Как школа должна учить кибербезопасности
Андрей Сиденко отмечает, что сейчас информационная безопасность очень кратко преподается на уроках информатики, на которую в принципе отводится один час в неделю. Однако есть и инициативы по включению темы в предмет ОБЖ.
Последний раз об интеграции преподавания кибергигиены и кибербезопасности в школьные предметы заявил 3 сентября глава Минцифры России Максут Шадаев.
— Мы активно эту тему с Минпросвещения обсуждаем. У нас есть даже какие-то предварительно согласованные предложения, — сказала он тогда. — Мы не можем увеличивать нагрузку, особенно в начальной школе, на детей. Поэтому скорее вопрос стоит, в какой из предметов дополнительно, заменив содержание, вставить всё, что касается кибергигиены, кибербезопасности.
Наилучшим вариантом он назвал включение их в уроки ОБЖ и технологии. Культуру поведения в Сети, заметил Шадаев, нужно воспитывать с детства.
В настоящее время в школах проводят различные мероприятия на эту тему, в том числе «Урок цифры» — всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий, в котором знания детям передают компании «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Фирма 1С» и другие. Сейчас этот урок можно пройти онлайн.
— В школе много мероприятий воспитательного толка по кибербезопасности, в том числе это есть немного в программе ОБЖ, — сказал активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, который ранее преподавал в том числе предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». — Мероприятия есть, однако вопрос здесь, насколько они эффективны. Когда поднимается какая-то тема, ее спускают в виде рекомендаций от министерства или управления образования в школы: провести то или иное мероприятие и прислать фотографии. Разобраться в такой теме классному руководителю, который не имеет к этому отношения, достаточно сложно. Поэтому в большинстве своем это всё скатывается в формализм.
Он добавил, что в принципе включить в программу ОБЖ кибербезопасность, убрав из нее какие-то вещи, возможно.
— Но где взять преподавателей, которые будут разбираться в кибербезопасности? — говорит Казаков. — Обычно преподают или физруки, или еще кого-то просят заниматься совмещением. А преподавателей, которые получили образование именно по ОБЖ, нет. Всё это снова приводит к формальному характеру обучения.
Андрей Сиденко также замечает, что заниматься обучением детей кибербезопасности в школах должны специалисты, которые владеют актуальными данными.
Как спасти ребенка от кибератак
Сиденко отмечает: нужно обращать внимание, кто имеет доступ к информации, которую вы размещаете.
— Инструментарий соцсетей позволяет разграничивать контент для определенных людей — что-то показывать только родным и друзьям, например, — говорит он. — В этом нет ничего плохого и предосудительного, это нормально. Нужно понимать, что номер школы, ее внешний вид, тем более геолокация — это информация, по которой можно найти ребенка.
При этом если речь идет о том, что школа сама собирается выложить фото или видео с выступлением вашего ребенка, то здесь существует закон о персональных данных, по которому родитель может не разрешить размещать эту информацию. Сиденко подчеркивает, что это вопрос к родителям, насколько они допускают возможность размещения фотографий своего ребенка, его школы.
— Также многие дети просто не знают, что страницу можно скрыть, тем самым повысив ее приватность, — сказал он. — Родители, общаясь со своими детьми, должны говорить, что лучше сразу закрывать страницу от людей, которых они не знают.
При этом, полагает Сиденко, не нужно вводить обязательные правила для соцсетей по ограниченному доступу к страницам несовершеннолетних, так как должно быть право выбора механизмов, которые отвечают за защиту данных.
— И нужно разобраться самим родителям, провести аудит своей страницы, посмотреть, какая информация доступна пользователям, — сказал он. — Геометка вашего дома, которую поставили 10 лет назад, может стать важной информацией для злоумышленников.
Лариса Суркова замечает, что с ребенком нужно «договариваться на берегу», какие данные он может публиковать, какие нет.
— Этого многие не понимают, но ведь никому не придет в голову показать кому-то на улице сумку и сообщить, что она стоит 500 тыс., — говорит Суркова. — А в интернете — пожалуйста, многие так и пишут: «Вот, посмотрите, у меня сумка за 500 тыс.». И ставят геолокацию на свой дом.
По ее словам, у ее сына-подростка нет родительского контроля, но он точно знает, что важно не ставить геолокации, он понимает важность чести и достоинства, он понимает, что нельзя говорить о деньгах в Сети. Но однозначно нужны заборы в виде программ родительского контроля для малышей, так как возраст попадания в Сеть становится всё ниже и ниже, говорит Суркова. Своей восьмилетней дочери она пока не дает телефон — есть договоренность в семье, что смартфон появится только в 10 лет.
Суркова считает, что в вопросах безопасности детей в интернете есть одно важное правило: доверие в семье.
— Если ребенок компенсирован, если у него хорошие отношения в семье, он доверяет родителям, он с ними всё обсуждает, то он не станет легкой добычей для злоумышленников, — говорит она. — Тем более что подростки чаще понимают, когда появляется опасность, когда им задают «вопросы-крючки». Например, когда появилась тема «синего кита», подростки говорили, что уже давно знают об этих группах, которых много в Сети и куда детей заманивают.
Говоря об общении с незнакомыми людьми в соцсетях, Суркова замечает, что люди из интернета могут быть настоящими, могут стать хорошими друзьями, однако важно убедиться, что с ребенком действительно общается его ровесник, а не сидевший ранее в тюрьме 44-летний мужчина.
Ликбез для родителей: как уберечь детей от опасности в интернете
Этот пост рассчитан на неспециалистов в области ИТ и ИБ, и приурочен к наступающему Дню защиты детей. Мы попросили ИБ-эксперта Алексея Дрозда (aka @labyrinth) написать статью для родителей о том, какие опасности грозят детям в сети, как родителям их уберечь, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни. Слово Алексею.
Поднимая вопросы безопасности детей в интернете, часто говорят о том, что разрешать и запрещать ребенку. Увы, часто родители сами являются причиной бед своих детей, бесконтрольно выставляя на показ их жизнь в соцсетях.
Но давайте по порядку. Под катом доступным языком рассказывается об угрозах, которым подвергаются дети в Сети. Описываются последствия. Приводятся примеры. И конечно, даются практические советы – как защититься, не нарваться и предупредить.
Интернет – это улица
Мир изменился. Я чувствую это в земле, я чувствую это в воде. И я чувствую это в Сети. В Интернете есть почти все развлечения и «развивашки», которые могут понадобиться ребёнку в реальном мире: паззлы, мультфильмы, головоломки, песенки, общение. Дать гаджет в руки чаду для многих эквивалентно покупке тишины и спокойствия. Родитель знает: следующие 30 минут ребенок будет рядом с планшетом или смартфоном.
Вот только бездумно пускать детей в Сеть без каких-либо ограничений точно не стоит. Можно провести аналогию с улицей. Сперва ребёнок гуляет только под вашим присмотром. Затем, со временем, вы начинаете оставлять его одного. При этом объясняете самые важные правила: с незнакомыми не разговаривать, со двора не уходить, на виду быть и т.д. Никому и в голову не придёт высадить трёхлетнего ребёнка посреди города и ждать, что он сам разберётся, как приехать домой.
Но именно так выглядит ситуация, если дать ему гаджет с «неограниченным» интернетом. Молодое поколение должно делать первые шаги в Сети под вашим руководством. И если дочитав до этого места вы думаете, что решили проблему – ведь есть «детский режим», «белые списки» и прочие защитные средства – не спешите. Прежде, чем ограничивать в Интернете ребёнка, давайте ограничим вас.
Как родитель может испортить жизнь детям
Созданием онлайн-личности своих детей занимаются не только мамы-блогеры. Этим занимаются множество среднестатистических родителей. Почти у четверти детей цифровая жизнь сегодня начинается с того, что их родители выкладывают фотографию с УЗИ в интернет, как указано в исследовании, проведённом компанией AVG, занимающейся безопасностью в интернете. Также было обнаружено, что у 92% младенцев возрастом до двух лет уже есть своя цифровая личность.
Как вы думаете, обрадуется подросток, обнаружив в публичном доступе, например, такое фото?
Не забудьте также учесть факт, что «степень катастрофы» зависит от возраста. То, что кажется вам не важным, 14-летний подросток может воспринимать как вопрос жизни и смерти. И так же экспрессивно реагировать.
Но даже если вы думаете, что не выкладываете в Сеть «ничего такого» о вашем ребёнке, отдавайте себе отчёт в том, что Интернет всё помнит! Выложив что-либо в Сеть (не обязательно в публичный доступ), вы принимаете риск, что больше не можете контролировать эту информацию. Выложенную фотографию могут «пересохранить», «заскринить» или просто поделиться ссылкой, а сохранит кто-то другой. Где затем всплывёт ваша информация, и всплывёт ли, неизвестно.
Интернет реально стёр ограничения в общении как в технологическом, так и в экономическом плане. Буквально 30 лет назад наше общение ограничивалось территорией и финансовыми возможностями. Если у вас были деньги, вы могли устанавливать новые контакты либо поехав куда-то, либо позвонив. Существующие ограничения лимитировали не только «позитивные» контакты, но и «негативные». Часто ли вы лет 30 назад встречали в реальном мире троллей, психически нездоровых личностей, шантажистов и прочих злодеев? Интернет дал возможность расширить круг общения не только вам, но и им. И это может стать проблемой.
Самое неприятное, что примеров достаточно, как в «даркнете», так и в «белом» сегменте Сети. Я навскидку нашел десяток ресурсов, где кто-то собирает фото детей – как они называют, «легальных» фотографий, разбивая снимки по категориям.
Судя по активности, в марте на ресурсе был выставлен 271 пост – мы сами охотно отдаем фото наших детей таким «коллекционерам». «Но как же так? Куда смотрит полиция?! Срочно закрыть!», – говорит вам внутренний голос. Если бы все было так просто: «технически» такие ресурсы не нарушают закон. Подобные сайты периодически прекращают своё существование. И открываются вновь.
Так что же делать? Взвешивайте риски, уважаемые родители, когда решите поделиться с миром очередной личной историей, фотографией и т.д. И тем более – отметить геопозицию домашней фотографии.
Опасности, которые ребёнок находит сам
Настало время поговорить об угрозах и последствиях. Самая плохая мысль, которой вы можете придерживаться – «Это не про меня». Это не про вас и вашего ребёнка ровно до тех пор, пока это не случится. Но тогда уже может быть поздно. Иллюстрирую.
«Кривое зеркало» социальных сетей
Пользователи социальных сетей культивируют приукрашенные образы людей. Стоит зайти в Instagram, Facebook, etc. и убедиться, что на каждом шагу видно успешных путешественников, бизнесменов, бьюти-блогеров и прочих крайне крутых персонажей. Если ребёнку не объяснить правила игры, он будет искренне верить, что так на самом деле и есть.
А помимо успешности в соцсетях красной лентой проходит ещё одна опасная мысль: ты ЛЕГКО тоже можешь быть таким. Ну что сложного снять «крутой» видос? Особенно когда даже государство видит в этом пользу и выделяет существенные средства на школу TikTok’a. Честно, не знаю, чему конкретно могут научить, например, 12-летнего, в такой школе. Но вряд ли это будут курсы по сценарному делу, актёрскому мастерству, операторскому искусству и режиссуре. Скорее поверю, что скажут что-то вроде: «Снимай крэйзи, снимай дичь! Крэйзи и дичь хорошо вирусится».
Как один из итогов, свежий пример: в Кобрине две подруги (16 и 17 лет) забрались на крышу пятиэтажки, чтобы сделать селфи. Стоя на краю, девушки делали совместные фото. В какой-то момент 16-летка поскользнулась и упала с крыши. Сейчас находится в больнице в тяжелом состоянии.
Проблема в том, что желание «быть популярным» может превратиться в желание «быть популярным любой ценой». А вот это уже вряд ли закончится хорошо.
Буллинг, шантаж, доведение до суицида
«Травить» в школе дети могут за что угодно. Вообще никакой систематизации здесь нет. Буллинг усугубляется соцсетями и мессенджерами, когда ребёнок после школы не получает паузу для психики, потому что травля из мира реального перетекает в Интернет. Попробуйте сами быть под жёстким прессингом почти всё время, что не спите. Долго ли выдержите? А теперь представьте, каково может быть ребёнку, который по какой-то причине стесняется или не хочет спросить совета родителей.
Любопытство. На каком-то этапе взросления всё, что опасно автоматически может причисляться к крутому. Когда-то круто было иметь «Поваренную книгу Анархиста» или «Лики смерти». А вот не так давно «модно» было проверить свои нервы в игре «Синий кит». «Разбуди меня в 4:20» и вот это вот всё. Помните? Дети из любопытства сами могут вляпаться во что-то, а потом из-за впечатлительности и страха не рассказать о наступивших проблемах.
Неправильно оценённые риски распространения отправленной информации. Незнание того, как работают технологии, приводит к неправильной оценке рисков. Например, пользователи приложения Whisper видимо искренне верили, что их секреты анонимны. Однако в 2020 году оказалось, что компания годами непреднамеренно раскрывала такие данные пользователей, как возраст, этническую принадлежность, место жительства, местоположение, псевдоним в приложении и членство в любых группах.
А ведь есть и более серьезные случаи. В 2018 году существовал ресурс, где группа людей собирала фото девушек, ресурс принимал только фото, где можно было установить владелицу. Далее «энтузиасты» сопоставляли утёкшее фото с профилем вКонтакте, формируя «сет». Завершающим шагом был массовый набег на страницу для буллинга. Ресурс, к счастью, закрыт, но угроза, конечно, не исчезла.
Объясняйте детям и помните сами, что наличие в Сети какой-то «чувствительной информации» может использоваться для шантажа, мошенничества и просто травли.
Как защитить ребёнка
Если вы думаете, что есть «серебряная пуля», то наступило время разочарований. Универсального метода нет. Но есть несколько советов, которые работают. Их я расположу не по мере эффективности, а по мере взросления ребёнка.
Начинается всё с них. Это та пора, когда чадо настолько мало, что не имеет собственного личного гаджета. Ребёнку время от времени «перепадает» родительский девайс, на котором включается «Детский режим». Это специальная программа, из которой он не может сам выйти. Родитель может настраивать, к каким приложениям у пользователя будет доступ, сколько времени можно играть и т.д.
В правильном возрасте и при правильной настройке со стороны родителей детские режимы довольно эффективны. Но есть нюансы. Если вы просто дадите ребёнку доступ к браузеру, то толку от «детского режима» никакого. Хорошо, тогда дадим доступ к «детскому браузеру». Или «детскому ютубу» (такой тоже есть). Подобные приложения «хорошие» за счёт модерации контента. То есть где-то там в какой-то компании сидит цензор и решает, что можно смотреть детям, а что нет. Надеюсь, вам понятно, что там, где есть человек, есть место и человеческим ошибкам. Поэтому на детский режим надейтесь, но совсем без контроля, чем занимается ребенок в сети – не оставляйте.
Белые списки, детский Интернет
Много компаний продают услугу со словом «детский». Принцип аналогичен белым спискам: можно ходить только на те сайты и запускать только те программы, которые разрешены. Разрешил либо сам родитель, либо «цензор» со стороны компании. Подход вполне рабочий. Ребёнок получает доступ не просто к «белому», а к «самому белому» Интернету.
Но проблема белых списков точно такая же, как и у «детских режимов». Ребёнок может случайно либо намеренно прорваться в «настоящую» Сеть. Способов уйма и дети освоят их гораздо быстрее, чем вы.
Помните – дети любопытны, и, если им что-то интересно, они это найдут. Если родитель не включил «безопасный поиск», то даже названий сайтов знать не надо. Не находит поисковик – ищем в соцсетях. А можно начать осваивать VPN и proxy. А если ребенок видит, что вы запрещаете этим интересоваться, значит это точно интересно. Эффект одной Барбары, знаете ли. А какая часто реакция у родителей на это?
Реакция естественная, но тупиковая. Даже не знаю, что тут ещё написать. С сегодняшним уровнем доступности и проникновения в жизнь технологий, не представляю, как можно эффективно «отключить» ребенка от Сети. Компьютеры есть в школе, смартфоны есть у друзей.
А вот это работает. Ровно до тех пор, пока вы себя не раскроете, либо сам ребёнок не догадается о контроле. Например, можно посматривать на историю в браузере. Или установить соответствующие программы. Или подарить специальные «детские часы». Рынок предлагает уйму способов на любой вкус. Но готовы ли вы к последствиям? В тот момент, когда слежка вскроется, вы рискуете потерять доверие ребёнка навсегда. Поэтому либо имейте в запасе план по улаживанию конфликта, либо будьте настолько искусны, чтобы не попасться.
Просвещение и «мягкая сила»
На мой взгляд – это самый эффективный способ. Он же и самый сложный. Важно соблюдать баланс. Можно запретить ребенку все – и нарваться на активное противодействие. Можно быть максимально открытым, но в определённом возрасте подростку может быть просто неудобно обсуждать эти темы с вами.
И здесь на сцену выходит «мягкая сила». Когда вы обсуждаете с ребенком – почему можно, почему нельзя, чем грозит бесконтрольность. А также даете ему самому разобраться в вопросах, которые он не хочет обсуждать с вами. У нас не так много дельных проектов по безопасности, рассчитанных на детей, но примеры есть: kids.kaspersky.ru, где можно выбрать контент для детей, подростков и взрослых; или www.kaspersky.ru/about/press-releases/2017_kaspersky-fixiki – где о безопасности ребенку расскажут Фиксики.
В общем, не стесняйтесь учиться поведению в Сети сами, если что-то не знаете. Разговаривайте со своими детьми. Молчание, хоть и золото, но не в этом случае.