что делает инспектор метрополитена
Люди в сером. Что требует у пассажиров метро новая служба контролеров «Дозор»
Юлия Сунцова
В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.
Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.
У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».
Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.
Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.
Началось с того, что женщина-контролер попросила девушку-пассажирку надеть перчатки. Последняя отметила, что поведение сотрудницы изначально показалось ей агрессивным, поэтому она включила камеру на своем телефоне. Вместе с девушкой снимать происходящее стали еще несколько ближайших соседей-попутчиков. Жетон служащей «Дозора» был загражден нагрудной системой видеонаблюдения. Пассажирка попросила соотрудницу в форме представиться и предъявить документы. Контролерша сказала в ответ, что имеет право не показывать удостоверение. Огорчившись, что ее саму снимают за выполнением работы, проверяющая подошла к пассажирке вплотную и стала размахивать папкой перед лицом девушки, стараясь, таким образом, сбить ее телефон и помешать съемке.
О соблюдении социальной дистанции и смысле самого «Дозора», который должен как бы заботиться о снижении рисков распространения инфекции, все как будто забыли.
В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.
У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.
Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.
В России маски и перчатки на тех же станциях метро стали продавать. Целая армия сотрудников метрополитена отправляла «забывчивых» пассажиров в эти киоски, а мэрия тем временем отчитывалась о рекордных суммах штрафов, собранных «за нарушение режима самоизоляции».
Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.
Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.
Два дня «НИ» пытались связаться с пресс-службой ГКУ «Организатор перевозок». В итоге казенное учреждение отправило писать запрос в адрес вышестоящего Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.
Но интересно другое. Перед ответом на звонок в эту службу включается автоответчик, и каждый звонящий вынужден слушать полутораминутное сообщение, посвященное, главным образом, порядку оплаты штрафов и обжалованию постановлений о правонарушенииях.
Коротко о главном, а точнее – о роли госучреждения «Организатор перевозок», как они сами это видят, как говорится…
В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» порекомендовали обращаться за комментариями по поводу поведения контролеров по адресу, а именно: в ГКУ «Организатор перевозок». Аргументы о том, что действия происходят именно на территории метрополитена и, скорее всего, люди в серых формах «Дозор» не неизвестные граждане, а, как минимум, состоящие со службой метрополитена в тесных рабочих взаимоотношениях, не убедили.
Но каковы границы полномочий у ГКУ «Организатор перевозок?
В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.
Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.
Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.
«Новые Известия» направили запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и в ГУП «Московский метрополитен». На момент публикации ответов не поступило.
Что делает инспектор метрополитена
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению транспортной безопасности на метрополитене» (подготовлен Минтрудом России 22.03.2021)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от «___»________ 2021 г. N ____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Работник по обеспечению транспортной безопасности на метрополитене
Обеспечение транспортной безопасности на объектах метрополитена | ||
---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение защищенности объектов метрополитена |
---|
1325 | Руководители подразделений (управляющие) на транспорте | 5419 | Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы |
---|---|---|---|
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
49.31.24 | Перевозка пассажиров метрополитеном |
---|---|
(код ОКВЭД*(2)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Проведение досмотровых мероприятий в целях обеспечения транспортной безопасности | 5 | Выявление физических лиц, имеющих признаки подготовки к совершению или совершения акта незаконного вмешательства на объекте метрополитена | A/01.5 | 5 |
Реагирование на подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства на объекте метрополитена | A/02.5 | 5 | |||
Обеспечение соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте метрополитена | А/03.5 | 5 | |||
B | Обеспечение работы контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | 6 | Организация работы персонала контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | B/01.6 | 6 |
Контроль работы контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | B/02.6 | 6 | |||
C | Планирование работы контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | 6 | Контроль работы персонала контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | C/01.6 | 6 |
Обучение персонала контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | C/02.6 | 6 | |||
Организация работы контрольно-пропускного пункта (поста) метрополитена | C/03.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 5419 | Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы |
ОКПДТР*(5) | 22896 | Инспектор |
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
3.1.3. Трудовая функция
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1325 | Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
ЕКС*(6) | — | Начальник группы ведомственной охраны |
ОКПДТР | 24778 | Начальник охраны (объекта, участка) |
3.2.1. Трудовая функция
3.2.2. Трудовая функция
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1325 | Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
ЕКС | — | Начальник команды ведомственной охраны |
ОКПДТР | 24778 | Начальник охраны (объекта, участка) |
3.3.1. Трудовая функция
3.3.2. Трудовая функция
3.3.3. Трудовая функция
4.1. Ответственная организация-разработчик
Международная Ассоциация «Метро», город Москва |
---|
Председатель совета Козловский Виктор Николаевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | ГУП «Московский метрополитен», город Москва |
---|---|
2 | СПК «Антитеррор», город Москва |
3 | ФГОБУ ВО Самарский Государственный Университет Путей Сообщения, г. Самара |
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 29, ст. 4356; 2019, N 31, ст. 4429; N 49 (ч. V) ст. 6974).
*(4) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56976), приказом Минтруда России N 187н, Минздрава России N 268н от 03 апреля 2020 г. (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный N 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный N 58430).
*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(6) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Обзор документа
Указываются цель деятельности и трудовые функции, требования к образованию и опыту работы, условия допуска к исполнению обязанностей, наименования должностей.
Что имеют право делать охранники на МЦК?
Разъясните, пожалуйста, мои права и обязанности на входном контроле в МЦК — это структура РЖД.
Поражает бессмысленность и бессистемность действий охраны МЦК при столпотворении на входе в час пик. По моим наблюдениям, только каждый десятый кладет свои сумки на ленту, и охрана закрывает на это глаза. Но если ты входишь один поздно вечером, когда вокруг только одинокая луна и собаки, они втроем на тебя накидываются, выставляют руки и что-то громко кричат.
Расскажите, имеют ли охранники право на входе меня трогать и препятствовать проходу к поездам, если я не кладу свой рюкзак на рентгеновскую ленту, вежливо предлагаю просканировать мою сумку ручным детектором и отпустить? Хочу юридически подковаться, чтобы вести системный диалог.
Если коротко — охранники могут предложить вам положить сумку на сканер. Но вот хватать вас или кричать — не могут.
Зачем нужна охрана на МЦК
Чаще всего с ними борется полиция, но закон разрешает ставить на объектах транспортной инфраструктуры свою охрану. Прав у них меньше, чем у сотрудников полиции, но если их взаимодействие с полицией налажено хорошо, они могут помочь раскрывать преступления. Например, полиция своевременно передает ориентировки, описания и фотороботы подозреваемых в кражах и грабежах. Охрана может выделять из потока людей, подходящих под описания, и сообщать об этом полиции.
Даже самое маленькое частное охранное предприятие руководствуется законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Права охранника прописаны в статье 3 этого закона. Охранник может:
Охранники МЦК обеспечивают безопасность на объекте транспортной инфраструктуры. Их деятельность регулируется федеральным законом «О транспортной безопасности». В нем есть правила досмотра. Задачи у такого досмотра две:
У пассажира на транспорте тоже есть обязанности
Придумал эти обязанности не перевозчик, а правительство РФ. Соблюдать их обязаны физлица, которые едут на общественном транспорте или просто находятся на вокзале.
Правила простые: выполнять требования сотрудников транспортной безопасности, не мешать им выполнять свои обязанности, проходить досмотр в соответствии с установленными правилами.
Можно ли отказаться проходить досмотр
Отказаться от прохождения досмотра пассажир не может: иначе охрана имеет право не допускать его в зону транспортной безопасности. Если человек откажется, перевозчик расторгнет договор перевозки. Это законно.
Но даже в случае отказа хамить нельзя. Сотрудники должны объяснить, что без досмотра они пассажира пропустить не могут и это законно. Если пассажир попытается пройти без разрешения охраны, они будут вынуждены вызвать сотрудника полиции.
Нарушение пропускного режима охраняемого объекта — административное правонарушение. Санкция за такое нарушение — штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Если охранники просят положить сумку на ленту рентгеновского аппарата или пытаются просканировать ее ручным сканером, они действуют в рамках закона и ничего не нарушают. Но если охранник открывает вашу сумку без разрешения и начинает рыться в вещах — это нарушение закона. За него предусмотрена уголовная ответственность. Санкция — от штрафа до лишения свободы на срок до 2 лет.
Если охранник превысил свои полномочия, вызывайте полицию и жалуйтесь. Если жалоба будет обоснованной, охранник может лишиться работы.
Имеют ли охранники право кричать на вас
Нет, не имеют. По закону они должны представиться, назвать свою фамилию и должность. По вашему требованию — показать свои документы. Если необходимо — разъяснить пассажиру его права и обязанности, сообщить, что в случае отказа положить сумку на ленту рентгеновского аппарата они могут не пустить пассажира к поездам.
Охранники обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих достоинство пассажиров, — то есть кричать или хватать людей за одежду они, конечно же, не должны.
Если пассажир отказывается положить сумку на ленту, сотрудники охраны не имеют права обыскивать его или удерживать силой. В крайнем случае они могут вызвать полицию. Убегать от охраны через турникет в сторону поездов не стоит: полиция, как правило, дежурит рядом. Они вполне могут задержать такого нарушителя. И у них возникнут вопросы: почему человек убегал от охраны, почему не хотел положить вещи на ленту сканера.
Если охрана на вас накричала или каким-то другим способом нарушила ваши права — жалуйтесь их руководству. Данные предприятия, охраняющего объект, и его руководителя должны находиться рядом с турникетами и рентгеновскими аппаратами. Там же должны находиться все документы, в которых прописаны права охранников и пассажиров. Но, к сожалению, разместить такие стенды иногда забывают — или не читают, что там написано. В этом случае контакты можно узнать у самих охранников или у сотрудников полиции, дежурящих на станции.
Еще можно написать жалобу на Едином транспортном портале или позвонить в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону +7 495 539-54-54 и составить жалобу с помощью оператора. С мобильного телефона можно позвонить на короткий номер 32-10.
Почему проверяют не всех пассажиров
Ответ на этот вопрос очень простой. Если охрана будет проводить тотальную проверку багажа в час пик, это приведет к транспортному коллапсу. Поэтому сотрудники охраны проводят выборочную проверку. У них есть свои критерии, по которым они определяют приоритетные объекты для проверки багажа.
Если охрану знакомят с ориентировками полиции по кражам или грабежам, то в приоритете будет проверка людей с вещами, подходящими под описание в этих ориентировках.
Интерес охраны вызовет человек с предметами, которые явно не соответствуют его внешнему образу. У мужчины с женской сумочкой в руках больше шансов пообщаться с охранниками. Могло случиться так, что он украл эту сумочку, а теперь пытается скрыться за турникетами. Сумочку у мужчины не отберут. Максимум, что может сделать охрана, — попросить положить сумку на ленту рентгеновского аппарата и поинтересоваться ее происхождением. Отвечать на такие вопросы необязательно — статья 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя, — но спросить сотрудники охраны имеют право. Еще они могут позвонить в полицию и узнать, нет ли заявлений о грабеже.
Все критерии отбора, описанные выше, — не исчерпывающие. Они могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, обстановки на станции и даже от личного опыта и навыков конкретного сотрудника охраны. В приказах и нормативных актах они не прописаны.
Запомнить надо вот что:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Лично мое мнение: охрана на МЦК, метро и вокзалах — это театр безопасности, который не остановит ни одного мало мальски подготовленного террориста. Эти охранники лишь мешают нормальным гражданам и сидят на шее бюджета и госкомпаний. В выигрыше только поставщики рамок (на писк которых никто не обращает внимание) и рентгенов.
Был недавно в Берлине. Крупный центральный вокзал, 25 выходов, нет ни одного охранника и ни одной рамки металлоискателя. И что-то не слышно, что в Берлине каждый день на вокзалах теракты, а пассажиров режут ножиками.
Главная цель террористов — посеять страх. И судя по тому, что у нас везде теперь рамки и охранники, наше правительство они испугали, а значит победили. А насчет того, что охранники помогают полиции — ну это смешно. По большей части там стоят дармоеды, пенсионеры и тетки, которых набрали по объявлению. Им нет дело до безопасности, они отстоят свою смену и пойдут домой.
Михаил, мне тоже надоел этот цирк на МЦК! Причём на одной станции сканеры вообще отключены, а на другой тотальное сканирование даже небольших рюкзаков, и очередь бывает по 5-7 чел! Я бы предпочёл как на метро: выборочное сканирование, если рамка зашкалила или вид подозрительный.
Так шикарно в Германии или Чехии: идёшь без рамок этих, как белый человек! Беда в том, что власти берут пример не с Европы, а с Китая: там ограничен интернет, тотальный досмотр даже на входе в метро и.д. Т.е. чтобы народ был послушен, власть всё крепче сжимает кнут, вместо того, чтобы просто дать иногда пряник!
Особенно, когда толком никто не смотрит в монитор рентгена, сотрудники у рамки просто без остановки тараторят, что ставьте сумки и ручную кладь на ленту, но кто по наглее, тот мимо них проходит без препятствий (Привет м.Шелепиха). Я понимаю, что рабочие места это хорошо, но я за эффективность их использования.
И никто не помешает пройти чистым через рамки и получить через соседний турникет от метрополитена от «товарища» что угодно (на примере перехода на Шелепихе). Ощущения безопасности не возникает, а наоборот, усиливается тревога, что кого-то ловят.
Алексей, как раз в Волгограде, если я не ошибаюсь, террориста остановили на входе. Но тогда там еще не было рамок и скопления людей.
Похоже ничего Дмитрий Сергеев про охрану не знает. Все эти подразделения театра транспортной безопасности работают с многочисленными нарушениями. Согласно постановлению правительства Российской Федерации №1208 – физические лица обязаны осуществлять проход в зону транспортной безопасности, согласно ПРАВИЛАМ ПРОВЕДЕНИЯ досмотра. Вот нарушения которые встречаются практически на всех станциях метрополитена и МЦК.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ №227 пункт 25: «КПП, расположенные на пути попадания объектов досмотра в перевозочный сектор из сектора свободного доступа, а также в любую часть зоны транспортной безопасности, с территории вне границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, оборудуются заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра». То есть досмотровая зона должна быть огорожена так, чтобы никто не мог подойти и увидеть на мониторах, что у пассажиров в сумках. Чаще всего никаких ограждений нет.
Согласно 23му пункту всё того же приказа №227 – «На КПП постах размещаются указатели: «Контрольно-пропускной пункт» или «Пост досмотра», «Граница зоны транспортной безопасности». То есть должно быть две обозначающие таблички. Первая – с надписью Контрольно-пропускной пункт или Пост досмотра. А вторая – Граница зоны транспортной безопасности. Этих табличек обычно нет, ни на дверях при входе, ни возле рентген-аппарата. Значит, нет и фактического начала этой зоны транспортной безопасности, куда типа могут не пустить за отказ от досмотра по 16ФЗ.
Согласно регламенту работы сотрудников СБ на Московском метро, пункт 4: «Сотрудник Службы безопасности при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, назвать свою должность и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. По требованию гражданина сотрудник Службы безопасности обязан предъявить удостоверение работника метрополитена, не передавая его в руки гражданина». Эти бездельники обычно начинают с любимой фразы поставьте сумку на ленту, забыв устно представиться перед этим, а после чего начинают приставать к гражданину с непонятными требованиями. Если он не представился, то можно спокойно проходить дальше.