что делает художник по свету
Художник-технолог по сценическому свету
Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.
Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:
Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.
В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.
В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:
Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.
Особенности профессии
Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:
Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:
Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.
Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.
Важные качества
Обучение на художника-технолога по сценическому свету
Оплата труда
Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.
Ступеньки карьеры и перспективы
Интересные факты
История возникновения сценического света
Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).
Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.
Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.
Современное световое оборудование
Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.
Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.
Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.
В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:
Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу
Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Художник и техник в одном лице
Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.
А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Как говорить о свете и цвете с клиентом
Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).
Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Этапы работы художника по свету
Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Свет для разных мероприятий
На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.
Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Сила светодиода
Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.
Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.
Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk
Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.
Особенности работы художника по свету
В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.
Обязанности художника по свету
Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.
Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:
Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.
Современная аппаратура для оформления света на сцене
В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:
Также в сценических постановках используется:
Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:
Особенности профессии художника по свету
В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.
Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.
Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.
Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.
Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.
Люди-невидимки: женщина-осветитель о том, что происходит за кулисами театра и как изобразить на сцене солнечные лучи
Честно говоря, мы не знали, стоит ли делать «Личный опыт» с осветителем. Казалось бы, ну что особенного в этой профессии? Но потом выяснились два интересных факта: во-первых, именно в номинации «работа художника по свету» наш балет «Золушка» завоевал престижную «Золотую маску». А во-вторых, осветитель оказался не брутальным мужчиной, а хрупкой женщиной! Начальник электроцеха Ольга Снижевская рассказала, почему спектакль не может существовать без света, почему она сочувствует артистам и как можно имитировать на сцене туман или солнечные лучи:
После окончания Ленинградского кинотехникума я работала киномехаником, а в начале 90-х, попав под сокращение, решила попробовать себя в качестве осветителя в Музыкальном театре, где и работаю с 1992 года. Когда пришла, ничего не знала, все постигала на практике, с самых азов, а с 2013 года стала начальником электроцеха — подразделения, отвечающего за сценическое освещение. О том, как мало людям известно о профессии осветителя, говорит то, что когда у нас был юбилейный концерт, посвященный 60-летию Музыкального театра Карелии, почти все СМИ назвали нас художниками по цвету.
В начале Библии есть слова: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Как мир не может существовать без света, так без него невозможно представить ни один спектакль. Театральное освещение создает иллюзию увеличения или уменьшения пространства, наполняет его энергией, оживляет декорации, передает эмоциональное состояние героев спектакля, показывает время года и суток, передает визуальные свойства воды, земли, воздуха и огня. Свет — одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля.
Помещение с техникой, управляющей осветительной аппаратурой, называется диммерная. Оно находится вдалеке от любопытных глаз, хотя является мозгом осветительной системы театральной сцены. В ней находятся диммеры, от работы которых целиком и полностью зависит жизнедеятельность всего светового хозяйства театра. Эти устройства позволяют регулировать яркость свечения приборов.
Существует множество видов сценического освещения, и каждое используется для создания особых эффектов. Контровой свет, подающийся сзади, выделяет артиста или артистов, создает фактуру, делает постановку трехмерной. С помощью трафаретов на сцену набрасываются различные узорные «маски», которые называются гобо, колебание света — маятник — создает атмосферу тревожности. Мощным инструментом сценического освещения является следящий прожектор, луч которого следует за определенным исполнителем. Сочетание света с эффектом дыма тоже производит особое впечатление.
Свет способен превратить простую ткань в изысканную парчу или показать героев спектакля моложе, чем они есть на самом деле: на сцене, где нет естественного освещения, все выглядит иначе, чем в реальной жизни, и возможностей для преобразования очень много. Для каждого действия используются свои цветные фильтры, различная интенсивность света, в зависимости от того, что надо выделить, — декорации или человека.
Я сочувствую артистам, особенно артистам балета, которым и идущий по направлению из зала на сцену фронтальный свет, и боковой слепят глаза. Из-за этого они не видят зрительного зала и, соответственно, публики, для которой танцуют. Зимой на сцене ставят дополнительные обогреватели, а вот летом из-за освещения там бывает жарко и душно.
Такие постановки, как «Анна Каренина», «Сон в летнюю ночь», «Золушка», «Волшебная флейта», мы монтируем по шесть часов; спектакли обслуживают от двух до пяти осветителей. Из трехсот осветительных приборов всегда задействованы как минимум сто, и каждый потребляет от 500 Вт до киловатта. При этом у театра нет никакой скидки по оплате за электроэнергию.
Любая театральная постановка имеет свою световую партитуру. Всё, чего хотел добиться художник по свету, все изменения, происходящие в зависимости от музыки, движения и реплик героев, загружается в пульт управления светом в виде картин памяти (до ста пятидесяти картин). Это оборудование находится в расположенной позади зрительного зала светоаппаратной, откуда видна вся сцена и где установлен пульт управления. Есть интеллектуальные приборы (spot, wash), команды на которые можно подавать с пульта, но многое делается вручную. Каждой картине спектакля соответствует определенное положение прожекторов.
Как правило, осветители — это универсалы. Мы привлекаем людей из других цехов: звуковиков, монтировщиков. Научиться можно всему, главное, чтобы было интересно работать, потому в театре нет случайных и равнодушных людей. Мы всегда переживаем, если в ходе спектакля замечаем, что выгорел фильтр или когда перегорает лампочка. К счастью, такое случается редко, потому что перед спектаклем все оборудование тщательно проверяется.
Балет «Золушка» постановки 2012 года имел семь номинаций на «Золотую маску», а получил только одну награду в номинации «Художник по свету» благодаря таланту и работе Александра Мустонена, создавшего волшебное освещение этого спектакля. Мы ездили в Москву всей командой осветителей и три дня и четыре ночи монтировали спектакль в театре «Новая Опера».
Создание освещения в театральной постановке — сложный процесс: художник по свету продумывает световое оформление в соответствии с замыслом режиссера и художника-постановщика, художник-декоратор создает макет; проводятся световые репетиции, сначала без артистов, а потом с ними. Все тщательно прописывается, после чего принимается решение, надо ли что-то добавить или убрать.
Спектакль не имеет права терять качество света на чужой площадке. На фестивале «Золотая маска» в Театре Российской Армии, где, несмотря на зал в тысячу мест, световое оборудование оказалось устаревшим, для нас было арендовано новое, потому что на старых пультах наши спектакли не провести. Свое мы тоже привезли с собой — ящиков семь.
Сцена пуста, декорации кажутся набором форм, контуры безжизненны, но четко направленный рукой специалиста луч прожектора преображает все. По земле стелется предрассветный туман, потом появляются солнечные лучи, и нагромождение конструкций превращается в скромный деревенский домик или роскошный дворец. Едва ли публика задумывается о труде осветителей, как и других закулисных работников, но для нас это неважно. Главное — создать атмосферу, оживить декорации, что-то выделить или скрыть, привнести в спектакль то, что в нашей власти, чтобы зрители остались довольны и пришли к нам снова.
27 марта отмечается Международный день театра, профессиональный праздник людей, которые посвятили свою жизнь служению этому великому и прекрасному искусству. Желаем им творческих успехов, новых достижений, и пусть залы всегда будут полны благодарных и чутких зрителей!
Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу
Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Художник и техник в одном лице
Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.
А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Как говорить о свете и цвете с клиентом
Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).
Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Этапы работы художника по свету
Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Свет для разных мероприятий
На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.
Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Сила светодиода
Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.
Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.
Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk
Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.