что делает губернатор края
Статья 33. Полномочия Губернатора
Информация об изменениях:
Законом Иркутской области от 9 марта 2007 г. N 6-ОЗ в статью 33 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Статья 33. Полномочия Губернатора
1. Губернатор области:
а) подписывает договоры и соглашения от имени области;
а.1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
в) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет их;
г) распускает Законодательное собрание по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом;
г.1) вправе участвовать в работе Законодательного собрания с правом совещательного голоса;
д) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание на первое заседание ранее срока, установленного для этого настоящим Уставом;
д.1) инициирует проведение областного референдума в случае, установленном федеральным конституционным законом;
е) ежегодно информирует Законодательное собрание о положении дел в области;
ж) представляет Законодательному собранию кандидатуры для назначения на должности судей Уставного суда области и мировых судей области;
з) по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом, отрешает от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций муниципальных образований, а также принимает иные меры в целях привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством;
и) назначает половину членов Избирательной комиссии Иркутской области;
Информация об изменениях:
л) совместно с Законодательным собранием согласовывает назначение на должность прокурора области;
н) награждает наградами области и присваивает почетные звания области;
н.1) вносит в Законодательное собрание для утверждения в форме законов области программы социально-экономического развития области;
н.2) вносит в Законодательное собрание для рассмотрения заключения на проекты законов области;
о) вносит в Законодательное собрание проекты областного бюджета и отчета о его исполнении, а также проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;
о(1)) вносит в Законодательное собрание проект закона о системе исполнительных органов государственной власти области;
п) возглавляет администрацию области;
р) формирует администрацию области в соответствии с законодательством области и принимает решение об отставке администрации области;
с) назначает на должность с согласия Законодательного собрания первого заместителя главы администрации области. При согласовании с Законодательным собранием назначения на должность первого заместителя главы администрации области одна и та же кандидатура не может предлагаться Губернатором более двух раз;
т) назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области, определяет их полномочия;
у) рассматривает постановление Законодательного собрания о выражении недоверия первому заместителю главы администрации области и принимает по нему решение в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
ф) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области в соответствии с настоящим Уставом;
х) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе области;
ц) обращается в суды в порядке, установленном законодательством;
ч) отчитывается перед населением области за исполнение своих полномочий.
ш) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
ш.1) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Информация об изменениях:
3. Губернатор при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
4. Губернатор в пределах, установленных настоящим Уставом, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к его компетенции. Иные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Губернатора.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статус и полномочия Губернатора Красноярского края
В соответствии с Уставом Красноярского края Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом региона и возглавляет краевую исполнительную власть. Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие, исполнение законов края.
Губернатор края совместно с Законодательным Собранием края определяет:
Губернатор края избирается жителями края сроком на пять лет. Губернатором края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший ко дню голосования 30 лет. Гражданин Российской Федерации, избираемый Губернатором края, не может замещать должность более двух сроков подряд. Избранный Губернатор края может быть отозван избирателями.
Церемония вступления в должность проходит в определенный Законодательным Собранием края день. Губернатор края вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания края, представителей органов местного самоуправления и общественности. На церемонии Губернатор края произносит присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Красноярского края и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края».
При осуществлении своих полномочий Губернатор края обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, Устав и законы края, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Полномочия, принадлежащие Губернатору края, осуществляются им лично. Губернатор края вправе под свою ответственность передать первым заместителям Губернатора края осуществление отдельных полномочий, а также заместителям Губернатора края.
Для обеспечения исполнения полномочий Губернатора края в краевом парламенте также учреждена должность полномочного представителя Губернатора края в Законодательном Собрании края.
Губернатор края использует печать Губернатора края с изображением герба края, а также иные официальные символы государственной власти. В случае, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора края, определенный Губернатором края.
Если должность Губернатора края оказывается вакантной, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора края или временного отстранения Губернатора края от должности, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности Губернатора края. Полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора края прекращаются с момента, когда Губернатор края приступает к исполнению своих обязанностей.
Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края.
Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края
660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110
Обращения граждан:
телефон: 8-800-707-77-44
факс: +7 (391) 249-33-01
Написать обращение
Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)
Cправочные телефоны:
Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50
Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3
Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007
Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912
Правовой статус губернатора в системе государственной власти
Политология
Похожие материалы
Актуальность темы состоит в том, что губернатор является высшим должностным лицом, который руководит системой исполнительных органов, определяет основные направления развития возложенной на него области и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России.
На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в соответствующих конституциях и уставах. Структура исполнительных органов, объем и содержание юрисдикции и даже то, как юридическая функция более высокой гражданской службы и исполнительного органа юридически определена, различаются в разных регионах Федерации.
Губернатор является высшим должностным лицом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, отвечая на этот вопрос, мы сделаем сравнительное описание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации. В дополнение к федеральным органам исполнительной власти единая исполнительная система Российской Федерации включает в себя исполнительные органы государств-членов Российской Федерации, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, и полномочия федерации в отношении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В этих пределах исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют собой независимый горизонтальный уровень исполнительной системы Российской Федерации. Принцип единства этой системы предполагает, что это старшие должностные лица — исполнительный орган субъектов Российской Федерации. Это означает, что их отношения с органами федерального правительства включают элементы организационного подчинения. Они подчиняются федеральному президенту и федеральному правительству в вопросах компетенции Российской Федерации и общей ответственности федерации и ее субъектов.
В соответствии с Законом «Об общих принципах законодательной организации (представителей) и органов исполнительной власти государств Российской Федерации» Президент Российской Федерации имеет право удалить высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации имеют право контролировать осуществление исключительной компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Федерации и ее субъектов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, предоставленных субъектам Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов координирует деятельность руководителей органов исполнительной власти, правительств Республики и администраций других субъектов Федерации. Целью этой координационной деятельности является обеспечение последовательной государственной политики в тех секторах и областях, где это предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В то же время руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются независимыми на своей территории, и федеральные власти не имеют права вмешиваться в свою оперативную деятельность, осуществляемую в пределах их юрисдикции. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации управляют комитетами секторов и секторов, созданных на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, отделы и т. Д.). Руководители этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности руководителем исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют те, которые отвечают за совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Их руководители назначаются компетентным федеральным министром по согласованию с руководителем исполнительного органа субъекта РФ. Эти «общие» подразделения имеют двойное подчинение: вертикальное (функциональное подчинение) центральному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему общее методологическое руководство, и горизонтальное (линейное подчинение) руководителю исполнительной власти члена Российской Федерации. Ввиду исключительной компетенции субъекта Федерации они создают органы исполнительной власти со специальными полномочиями, которые подчиняются исключительно исполнительному органу субъекта Федерации и не входят в систему исполнительного органа Российской Федерации.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется.
Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом.
При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Изучив федеральный закон «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует отметить, что губернатор обладает обширными полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти Российской Федерации,
Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-вторых, это высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, он взаимодействует с законодательным (представительным) государственным органом субъекта Российской Федерации.
Представительная власть. После абзаца. «A» ч. 7 статей. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации его субъектом федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федерации, местных органов власти и отношений с правом подписи договоров и соглашений от имени Российской Федерации.
Поэтому следует отметить, что высшее должностное лицо члена Российской Федерации обладает широкими полномочиями. Эти полномочия указывают на то, что губернатор субъекта Российской Федерации является ключевой фигурой в системе региональных органов власти, поскольку он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Полномочия в области исполнительной власти. Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.
Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями.
Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.
Полномочия Губернатора
Губернатор Кировской области ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович:
осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Кировской области, администрации Губернатора и Правительства Кировской области, управления массовых коммуникаций Кировской области, контрольного управления Губернатора Кировской области, организует работу Правительства Кировской области;
организует взаимодействие с:
Кировским областным судом,
Арбитражным судом Кировской области,
Вторым арбитражным апелляционным судом,
военным комиссариатом Кировской области,
Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кировской области,
прокуратурой Кировской области,
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области,
главным федеральным инспектором по Кировской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе,
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области,
Общественной палатой Кировской области,
правозащитными организациями,
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства юстиции Российской Федерации,
Федеральной службы исполнения наказаний,
Федеральной службы охраны Российской Федерации,
Федеральной службы судебных приставов,
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Кировской области,
Кировским отделением Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Нижнем Новгороде,
Кировским областным таможенным постом Нижегородской таможни,
федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим министерствам;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Кто такой губернатор?
В современной России губернатор — это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть на территории того или иного субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005-го по 2012-й назначались законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.
В Советском Союзе, как известно, губернаторов не было. О том, кого и как назначали губернаторами в дореволюционной России, какие обязанности они выполняли, рассказывает историк Евгений Ардабацкий.
Губернатор (от лат. gubernator) – правитель. В дореволюционной России начальник губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность губернатора была учреждена Петром I в 1708 г. при первоначальном разделении страны на 8 губерний. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота власти на местах – административная, полицейская, судебная, финансовая. При проведении второго этапа областной реформы в 1719 г. первоначальные пределы власти губернатора были сужены: в его руках оставались только военные и судебные дела, по которым ему подчинялись воеводы провинций. В то же время воеводы были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной и подчинялись здесь непосредственно коллегиям – прообразам министерств. В территориальном плане по указу 1719 г. губернатору подчинялась только провинция губернского города. Так первоначальными, но не совершенными еще областными реформами петровского периода было положено начало движению российского законодательства по вопросу о губернаторской должности. В первоначальном виде областные учреждения, в том числе и должность губернатора, существовали без изменения до 1727 г. (Советская историческая энциклопедия. В 16 тт. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1963. С.867; Буганов В.И. Пётр Великий и его время. М.: Наука, 1989. С.144; Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мысль, 1990. С.452-453).
При преемниках Петра Великого в компетенцию губернаторов входили конкретные практические и повседневные задачи жизнедеятельности государства на местах. Губернаторы обязаны были исполнять законы и распоряжения, исходящие от верховной власти, сената и коллегий, охранять тишину и спокойствие на вверенной территории, осуществлять некоторые военные, финансовые и судебные функции через свои канцелярии. С 1763 г. каждому губернатору для содействия в исполнении законов была дана воинская команда.
* * *
Хотя деятельность местной администрации и была опутана регламентами, инструкциями и предписаниями, а центр настоятельно требовал разных ведомостей, рапортов и донесений, полное бесправие народа делало власть губернаторов и воевод неограниченной. Взяточничество, лихоимство и своеволие местных чиновников не имели границ. При вступлении своем на престол в 1762 г. императрица Екатерина II вынуждена была признать, что «в государстве нашем лихоимство возросло» и что «судящие свое место в торжище превращают» (Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1968. С.121-122). Поэтому целой серией мер, вылившихся в двадцатилетнюю программу реформ местного управления, императрица стремилась поправить дела на местах, унифицировать систему губернской государственной власти.
21 апреля 1764 г. последовало Екатерининское Наставление Губернаторам /№127137/. В нём императрица отмечала как «неоспоримую истину», что «всё целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут. Главныя же части, составляющая целое отечество наше, суть губернии, и оне самыя те, которыя более всего поправления требуют. ». Первоначальным шагом исправления дел на местах императрица считала необходимым чётко определить «. прямое существо губернаторския должности» в статьях Наставления, которое давалось ей «в прибавок к прежним узаконениям». Первая статья Наставления определяла статус губернатора: «Губернатор, как поверенная от нас особа и как глава и хозяин всей вручённой в смотрение его губернии, состоять имеет под собственным нашим и сената ведением; почему и указы только от нас и сената нашего приемлет». Четвертая и другие главы определяли функции губернатора надёжной местной структуры правительственной власти: «Губернатор недремлющим оком в губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему исполнял с возможным радением свою должность, содержа в нерушимом сохранении указы и узаконения наши, чтоб правосудие и истина во всех судебных, подчинённых ему местах обитали, и чтоб ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать, а бедность вдов и сирот, тщетно проливая слёзы, в делах справедливых утеснена не была». Губернатор должен был хорошо знать состояние дел в своей губернии, лично контролировать все структуры местного аппарата государственной власти. «Всю вверенную его попечению губернию объезжает губернатор каждые три года, примечая и выведывая, все ли начальники в провинциальных, воеводских и приписных канцеляриях, тако ж и при прочих правлениях, в исполнении своих должностей исправны и о благе общем радетельны, все ли наблюдают законы и правосудие и не утесняют ли невинных разными дел проволочками, привязками и нападками. », «ибо чему подвержены подчинённые, не избавлен от того и начальник,впадающий в преступление, и вина его, по мере к нему простирающейся поверенности, вящею против подчинённого ему почитаема бывает».
Следует отметить и настойчивое стремление Екатерины II к оздоровлению нравов администрации вообще и местной в частности, причём её подход в этой области отличался от петровского, для которого характерна была форма воздействия преимущественно в виде наказаний. Борясь с весьма распространённым в тогдашней России злом – «лакомством», «бездельной корыстью», «акциденцией» – разными названиями, под которыми подразумевалось одно – взятка, Екатерина опиралась как на карающие статьи закона, так и на меры улучшения материального положения государственных служащих всех рангов, обеспечив их жалованием, т.е. стабильными денежными окладами, причём в масштабе губернии эти меры входили в перечень должностных обязанностей губернатора: «Хотя о душевредном лихоимстве и гнусных взятках многими строжайшими указами обнародовано, и мы особливо ныне надеемся, что все наши верноподданные, чувствуя материнское наше, определением достаточного им жалования, милосердие, не прикоснутся к столь мерзкому лакомству, прелестному только для однех подлых и ненасытных сребролюбием помрачённых душ. Однако, если б в которой губернии, противу чаяния нашего, таковой враг отечества и явился, то, по прямом изобличении в малом или в великом лихоимстве, может его губернатор не только немедленно лишить места, но и при своём доношении отослать к должному осуждению в юстицию».
Надо отдать справедливость стараниям Екатерины II и её сотрудников в 60-е гг. XVIII в.: они старались возвысить моральный уровень администрации, вселить в государственных чиновников на местах более возвышенное представление о самих себе, об их задачах и обязанностях как непосредственных носителей государственной власти разных рангов. В целом же Наставление губернаторам 1764 г. стало государственным актом, определившем новую эру в воззрениях верховной власти на высший орган власти областной (Полное Собрание Законов Российской Империи, с 1649 года. Т.XVI. С 28 июня 1762 по 1765 гг. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. № 12137.С.716-720; Готье Ю.A. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. В 2 тт. Т.2. М.-Л., Изд-во АН СССР,1941. С.184-185).
Пристальное внимание Екатерины II к местному управлению, его структурам и должностям особенно усилилось под влиянием крестьянской воины под предводительством Е.И. Пугачёва. Ядром екатерининской административной реформы стало издание первого в истории русского права столь крупного акта, специально посвящённого местному управлению,– Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. /№ 14.392/, которым императрица очень гордилась (Российское Законодательство Х-ХХ веков, в 9 томах. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1987. С.167-169). В учреждениях была дана подробная регламентация всей системы местных органов управления и суда, их компетенции и деятельности. Здесь, в примерном штате губерний, было определено и местное руководящее звено: «2. Для управления же губернии или наместничества полагается государев наместник, или генерал-губернатор. З. В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества, или губернатор». В главе II «О чинах» было и определено место губернского руководства на служебной лестнице чинов, согласно петровской Табели о рангах: «Правитель, или губернатор, буде чина выше того не имеет, считается въ 4-м классе за уряд, пока в должности пребывает». Чину губернатора по штатской службе соответствовал президент коллегии, тайный советник, а по воинской службе – генерал-майор сухопутных войск или полковник гвардии, в придворных чинах – обер-гофмейстер и обер-камергер (Полное Собрание Законов Российской Империи. Т.ХХ. С 1775 по 1780 гг. Санкт-Петербург. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. №14392. С.229-233; Российское Законодательство Х-ХХ веков. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. М.: Юрид. лит.,1986. С.56-57).
Лица на высшие должности в губернии, следуя петровской традиции, определялись лично монархом: «государев наместник, или генерал-губернатор, правитель или губернатор, поручик правителя, или вице-губернатор определяются от Императорскаго Величества».
В главе V «О должности губернского или наместническаго правления» статья 102 кратко говорит о губернаторе, но специальной главы, посвящённой ему, нет: «Во время отлучки из наместничества государева наместника правитель, или губернатор отправляет свою должность по данным губернаторам наказам и отправляет переписку с прилежащими к его губернии соседними внутренними и внешними провинциями. О пограничных же переписках губернатор, как и генерал-губернатор, уведомляет коллегию иностранных дел» (ПСЗРИ. Т.ХХ. №14392. С.229-284; Российское Законодательство X-XX вв. Т.5. С.186).
Генерал-губернаторы с петровских времён назначались в местностях, находившихся на военном положении. Обыкновенно они занимали и какой-то важный пост в вооруженных силах, но по объёму прав не отличались от губернаторов. На практике наместники, или генерал-губернаторы стояли не во главе одной губернии, а во главе группы этих административных единиц.
Особенностью екатерининских Учреждений о губерниях стало то, что было проведено разграничение функций местного управления (Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. В 22 тт. Т.7. Санкт-Петербург, 1902. С.688-690).
Такое положение о губернаторе утвердилось во второй половине ХVIII в., таким оно было и при учреждении и открытии Саратовской губернии в 1780-1781 гг.
* * *
Дальнейшее преобразование должности губернатора по российскому законодательству относится к XIX- началу XX вв.
В 1826 г. существовавшая ранее повсеместно должность генерал-губернатора была упразднена для большей части губерний; она была сохранена только в Санкт-Петербурге, Москве и пограничных губерниях.
3 июня 1837 г. в Общем наказе гражданским губернаторам был провозглашён принцип соединения в руках губернатора двух различных функций – надзора и активного управления с преимуществом функции надзора. Дальнейшие изменения, вносившиеся в течение XIX в. в губернские учреждения /часть российского законодательства, относившаяся к местной администрации/, имели одну общую и несомненную тенденцию: усилить функции губернаторского надзора и сократить функции губернаторского управления. На преобразование должности губернатора именно в этом направлении огромное влияние оказали Великие реформы, проводившиеся в царствование императора Александра II. Реформы крестьянская, земская и городская, введение всеобщей воинской повинности освободили губернатора от прежнего множества судебных и административных обязанностей, лежавших на нём; крестьянская, земская и городская реформы, кроме того, расширили сферу губернаторского надзора, увеличили необходимость в местной беспристрастной и надзирающей власти.
Вышедший 12 июня 1889 г. закон о создании института земских начальников /представителей административно-судебной власти в сельской местности/, при всех своих негативных сторонах, осуществил относительную децентрализацию местного управления, способствовал отделению от должности губернатора некоторых административных функций. Таким образом, в российском законодательстве XIX в. прослеживалась определённая тенденция освобождения губернаторской должности и от функции активного управления и постепенного превращения её в высший орган местного надзора.
По действовавшему до 1917 г. российскому законодательству должность губернатора имела двойственный характер. Во-первых, губернатор был представителем верховной власти в губернии, являясь в этом значении высшим органом местного надзора. Во-вторых, губернатор был местным органом почти всех министерств и в первую очередь – министерства внутренних дел. Именно в этом своем значении он являлся начальником, или правителем губернии (Там же).
Российское законодательство ХIХ-ХХ вв., имевшее в основе своей ещё екатерининские начала, так выдвигало на первый план значение губернатора как органа верховной или высшей правительственной власти в губернии: «Начальники губерний суть правители оных, определяемые с титулом губернаторов, по высочайшему благоусмотрению». «Губернаторы, как и главные начальники губерний / генерал-губернаторы/. определяются по непосредственному избранию и особому личному к ним доверию Его Императорского Величества».
Генерал-губернатор по отношению к губернатору был властью высшей, промежуточной между губернатором и верховной /царской/ властью, что определялось следующими положениями российского законодательства: «Губернатор и все прочия места и лица, составляющие губернское управление, действуя на основании уставов и учреждений, исполняют все законные требования, предложения и предписания генерал-губернатора» (Свод законов Российской Империи, дополненный по Продолжениям 1906,1908,1909 и 1910 гг. и позднейшим Узаконениям 1911 и 1912 гг./ Под ред.А.А. Добровольского. Сост. Н.Е. Озерецковский и П.С. Цыпкин. Кн.I. T.I-IV. Издание 2-е. СПб., 1913. С.618-626).
В своей должности губернатор определялся и увольнялся именными высочайшими указами и высочайшими приказами. Свои отчёты губернатор представлял непосредственно Государю Императору. Как представитель верховной власти, губернатор был поставлен выше всех должностных лиц губернии, хотя бы и не подчинённых ему в служебном отношении, несмотря на их сравнительное по классу должности или чину старшинство. Губернатор получал указы и повеления только от Императорского Величества и правительствующего сената; только им он представлял свои рапорты и донесения.
Вопросы временного или полного увольнения губернатора от должности, о назначении над ним следствия или предания его суду были невозможны без предварительного на то испрошения высочайшего разрешения через комитет министров.
В перечне общих обязанностей губернатора, как представителя высшей правительственной власти в губернии, в российском законодательстве XIX- нач. XX вв. превалировали функции надзора: «Губернаторы, как непосредственные начальники вверенных им Высочайшею Государя Императора волею губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, польз государства и повсеместнаго, точнаго исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства».
Губернатор должен был иметь постоянное и тщательное попечение о благе жителей всех состояний управляемого им края, вникать в истинное положение и нужды губернии. Губернаторы был обязаны, действием данной им власти, охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого, следить за соблюдением установленных правил и порядка. Губернатору поручались принятие необходимых мер для «сохранения народного здравия», обеспечения продовольствия в губернии, забота о «страждущих и беспомощных». Губернатору же предписывался и высший надзор за скорым исполнением всех законных постановлений и требований.
* * *
Губернаторский надзор проявлялся в двояком направлении: как надзор за должностными лицами – правительственными и общественными и как надзор за деятельностью учреждений – правительственных и общественных: «Губернатору, как представителю высшей правительственной в губернии власти, в лице котораго, по закону, сосредотачивается местный надзор за всеми находящимися в губернии гражданскаго ведомства административными учреждениями и должностными лицами, предоставлено право производить во всякое время общую и внезапную ревизию во всех помянутых установлениях».
Губернаторский надзор за должностными лицами выражался в том, что губернатор назначал или контролировал назначение чиновников до VII класса /надворный советник, равный подполковнику в армии или капитану 3-го ранга во флоте/ включительно. При этом губернаторы должны были «стараться в особенности, чтобы все места и должности по их ведомству были занимаемы достойными общего уважения и вполне благонадёжными чиновниками». Для этого по указанию губернатора собирались достоверные сведения о способностях, нравственных качествах и образе жизни как тех, которые ищут определения к местам от короны, так и поступающих в должности по выборам. Эти меры предписывались ещё законодательством от 3 июня 1837 г. и действовали вплоть до 1917 г. Губернатору предписывались надзор и забота за молодым поколением чиновников, при этом губернатор должен был печься о них не только как начальник, но «как отец семейства, коему поручаются дети благовоспитанныя для первых шагов на поприще службы», что регламентировалось рядом законов 1837-1890 гг. (СЗРИ, Доп. по Прод. С.628-690).
Все представления местного административного начальства, за исключением кадров контрольной палаты, шли через губернатора. При этом особое внимание уделялось занятию должностей по выборам дворянства. Губернатор, руководствуясь собранными «вернейшими сведениями о лице», мог поручить занятие вакантной должности по своему усмотрению надёжному чиновнику, предпочтительно из потомственного или личного дворянства, проживавшему в этой губернии.
При определении чиновников на должности губернатор должен был со строгой разборчивостью руководствоваться формулярными /послужными/ списками чиновников «или же особенными свидетельствами и представлениями, так и другими, хотя частным образом полученными, но достоверными сведениями о нравственных качествах сих кандидатов, об их способностях, более или менее испытанных, и общем о них мнении». Губернатор должен был наблюдать за тем, чтобы назначение чиновника на должность производилось только по закону. При этом речь шла не только о чиновниках классных должностей /ХIV-VII классов/, но и о низшей, вспомогательной части аппарата /канцелярские служители и др./. Управленческие кадры от высшего до низшего звена должны были быть людьми способными и благонадёжными. В законодательстве подчёркивалось, чтобы «к сим должностям не были допускаемы люди совершенно неспособные или же опороченные судом и коим воспрещена гражданская служба» (Законы 1837-1866 гг.).
В то же время губернатору предоставлялось право поощрения по службе достойных чиновников и канцелярских служителей, которые «исправляли свои должности с особенным усердием и с постоянной деятельностью и точностью». Губернатор при этом должен был сделать необходимые распоряжения о соразмерных с их трудами и заслугами наградах, выражавшихся в чинах, знаках отличия и денежных выдачах. Характерно, что всё чиновничество губернии, в том числе и вышедшие в отставку, должно было постоянно находиться в поле зрения губернатора, вплоть до персональных справок о заслугах, поведении, состоянии и семействах чиновников коронной или общественной службы.
Надзор за учреждениями со стороны губернатора производился в различных формах в зависимости от их ведомственной принадлежности, а также от того, имели ли они административный или общественный характер. В прямой зависимости от губернатора находились губернское правление, казённая палата, управление государственных имуществ, акцизное управление. Надзор над этими учреждениями выражался в том, что в случае каких-либо действий, не согласных с законом или распоряжениями начальства, губернатор немедленно прекращал эти действия, давал делу надлежащее направление и подвергал виновных взысканию (СЗРИ, Доп. по Прод. С.662-680).
* * *
Губернское правление было высшим после губернатора административным органом в губернии, управлявшее ей в силу законов, именем Императорского Величества. Надзор губернатора над учреждениями, не входившими в круг губернской администрации /сельскохозяйственные учреждения, почта, телеграф и пр./, был гораздо слабее. Губернатор мог только «поставить на вид» учреждению допущенное им нарушение, в важных случаях донести о том ближайшему или высшему начальству.
Надзор над общественными учреждениями выражался в праве губернатора утверждать обязательные для местных жителей общие постановления и некоторые, указанные в законе, частные распоряжения. Губернатор был вправе останавливать исполнение распоряжений в случае несогласия их с законом или общегосударственными интересами, или в случаях явного нарушения интересов местного населения. Губернатор также имел право ревизии исполнительных органов общественного управления, земских и городских управ и восстановления нарушенного ими порядка.
Кроме функции надзора в руках губернатора находилась функция активного управления губерний. Это управление осуществлялось через губернское правление (Большая энциклопедия. Т.7. С.889), которое имело по законодательству широкие задачи и функции. Оно должно было управлять делами общего благоустройства, охранять права личности и собственности, общую тишину, безопасность и спокойствие, заниматься вопросами здравоохранения и ветеринарии, продовольствия, хозяйства и промышленности, содействовать всем другим учреждениям в исполнении законов и понуждать подчиненные губернскому правлению органы и отдельных лиц к исполнению их служебных обязанностей.
Исходя из этих задач, в губернском правлении производились следующие дела:
1. По общему управлению губернией;
2. По охранению безопасности и общего спокойствия;
З. Дела по охранению народного здравия;
4. Дела по полиции хозяйственной;
5. Дела строительные и дорожные;
6. Дела по части казённого управления /финансы/;
7. Дела по межевой части и судебному управлению.
Губернское правление было подчинено непосредственно правительствующему сенату и состояло в ведомстве министерства внутренних дел.
Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Общее присутствие губернского правления, под председательством губернатора, обычно составляли: вице-губернатор, советники, губернский врачебный инспектор, губернский инженер и в помощь ему губернский архитектор /с правом совещательного голоса/, губернский землемер и асессор. Все они именовались членами общего присутствия губернского правления. При этом вице-губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях по всем делам губернского правления, а прочие члены только по делам, касавшимся строительной, межевой или врачебной части, по принадлежности.
Канцелярия губернского правления подразделялась на отделения, каждое из которых находилось под руководством одного из советников /по назначению губернатора/ или других членов общего присутствия. Все они подчинялись в порядке делопроизводства и хозяйства вице-губернатору. Состав канцелярии общего присутствия, состоявшей под управлением секретаря, был следующим: помощник секретаря, чиновник по счётной и экзекуторской /хозяйственной/ части, редактор /он же начальник газетного стола/, бухгалтер, регистратор и архивариус с помощниками. Распорядительными отделениями канцелярии губернского правления заведывали советники. В строительном отделении, кроме губернских инженера и архитектора, по штату полагались также и младший инженер и архитектор, дополнительные техники и другие чины. Врачебное отделение, находившееся под управлением губернского врачебного инспектора, состояло из его помощника и фармацевта. В губернской чертёжной, находившейся под началом губернского землемера, служили его помощники и уездные землемеры. Число делопроизводителей, их помощников и вообще классных чиновников отделения канцелярии губернского правления определялось расписаниями, издававшимися министерством внутренних дел.
Один из числа советников, по представлению губернатора, утверждался министром внутренних дел в звании старшего.
Чиновники канцелярии губернского правления назначались в должности губернатором, по избранию их членами, каждый по своей части, и по представлению вице-губернатора.
При губернском правлении находились типография, архив и регистратура, а также специальный чиновник по счётной и экзекуторской частям. Губернскому правлению предоставлялось также право употреблять, с разрешения губернатора, состоявших при губернаторе чиновников особых поручений. Чиновники для особых поручений при губернаторе определялись самим губернатором. Но при этом губернатор ни в коем случае не мог назначать их из своих однофамильцев, а тем более из родственников по восходящей и нисходящей линии во всех степенях, а в боковых – до четвёртой степени включительно, или из свойственников также до четвёртой степени включительно. Все служебные перемены этих чиновников /перевод, отпуск, увольнение, удаление от должности и проч./ зависели от губернатора с соблюдением установленных правил.
Содержание штатных чиновников ни под каким предлогом не должно было быть уменьшаемо, если они были утверждены в должностях. Остатки от сумм, ассигнованных на содержание личного состава и канцелярские принадлежности, губернатор мог выдавать в награды и пособия наиболее достойным чиновникам правления при соблюдении общих сметных правил.
Власть губернского правления ограничивалась географическими пределами губернии, предметами управления и правами, предоставленными правлению.
Власть губернского правления, по законодательству, была «полицейская, в высшем значении, то есть судебно-полицейская, распорядительная, исполнительная и понудительная».
Губернское правление имело гербовый штемпель и печать с изображением герба губернии и с надписью кругом: печать такого-то губернского правления.
* * *
Права и обязанности членов губернского правления:
Председательское кресло в губернском правлении мог занимать только управляющий губернией. Вице-губернатор занимал первое после губернатора место, затем следовал старший советник, а потом прочие члены, по старшинству чинов, и асессор.
По законодательству прямое назначение вице-губернатора определялось следующим: 1. быть непосредственным помощником и сотрудником начальника губернии по всем частям её управления; 2. иметь ближайший и ответственный надзор по всем частям губернского правления, наблюдая вообще за делопроизводством, благоустройством и порядком в целом по губернии и в особенности в канцелярии присутствия; 3. заступать временно место /замещать/ губернатора в его отсутствие или выезд из губернии. В первом случае вице-губернатор подписывался: «Исправляющий должность», а во втором – «За губернатора».
Статус вице-губернатора состоял в следующем: 1. вице-губернатор непосредственно подчинён губернатору и должен по своему званию и для общего блага и пользы службы всемерно стараться быть истинным ему помощником; 3. вице-губернатор был старшим в губернии после губернатора лицом и во всех собраниях или заседаниях при присутствии губернатора занимал первое после него место, уступая старшинство, если не замещал губернатора, только одному губернскому предводителю дворянства.
Дабы во всякое время знать ход и положение дел, вице-губернатор должен был присутствовать, по мере возможности и не отвлекаясь от своих главнейших обязанностей по губернскому правлению, во всех губернских комитетах, комиссиях и учреждениях, состоявших под председательством губернатора.
Губернатор мог поручить вице-губернатору, в случае необходимости, вместо себя частное обозрение городских и уездных управлений, донося каждый раз о командировке вице-губернатора министру внутренних дел.
В отсутствие губернатора в губернском правлении вице-губернатор заменял председателя; но в решении дел, подлежавших рассмотрению в коллегиальном порядке, он имел только один голос наравне с прочими членами.
Наблюдая по губернскому правлению за порядком по всем его частям, вице-губернатор должен был исправлять всякую замеченную им неисправность или упущение в форме наставлений и взысканий, а в более значительных случаях доводить о происшедшем до сведения губернатора. При этом, в зависимости от степени вины, наказание могло быть усилено вплоть до ареста на недельный срок.
Особенное назначение старшего советника состояло в исправлении им должности вице-губернатора В случае его временного отсутствия. Тогда старший советник подписывался «За вице-губернатора», принимал на себя все его права и обязанности по губернскому правлению, а своё отделение на это время передавал асессору.
Не управляя отдельной частью, асессор заседал в присутствии с правами члена, но главная его обязанность состояла в замещении временно выбывшего по какому-либо случаю советника, а в остальное время он исполнял другие поручения.
Подведомственные губернскому правлению дела производились в его отделениях под ведением членов, а В канцелярии общего присутствия – под ведением секретаря, а вообще же по всему правлению – под наблюдением вице-губернатора.
Властью губернатора разрешались следующие дела по губернскому правлению: 1. дела, касавшиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам /определение на службу и увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям и тому подобное; 2. распоряжения по охране народного здравия, мерах по пресечению заразных и повальных болезней на людях и скоте; о производстве переписи населения; по взысканию недоимок; о допущении иностранцев к присяге на подданство России; разрешение на устройство фабрик, заводов, хозяйственных и промышленных заведений; открытие частных типографий, литографий и металлографий; по надзору за тюрьмами; по устройству в городах и селениях торговых площадей, рынков и т.п.; 3. по врачебному отделению: освидетельствование больных для определения имущественных прав, по службе и др.; открытие аптек, определение и увольнение городовых и уездных врачей и фармацевтов.
Дела по губернскому правлению, решавшиеся вице-губернатором, были следующие: 1. переписка, касавшаяся самого губернского правления и его аппарата /по хозяйственной части, о выдаче жалованья, по составлению отчётности по делопроизводству, выдача чиновникам свидетельств о вступлении в брак и т.д.; 2. исполнение законных предписаний и требований разных инстанций и должностных лиц /обнародование вновь изданных законов, указов и других высочайших повелений в официозе губернского правления /губернские ведомости/; распоряжения об исполнении судебных приговоров; о водворении возвращённых из Сибири людей; выдача копий с актов, документов и состоявшихся постановлений.
Вошедшее в законную силу постановление губернского правления ни им самим, ни другим каким-либо лицом или местом /учреждением/, кроме Императорского Величества и правительствующего сената, изменено или отменено быть не могло (СЗРИ, Доп. по Прод. С.662-694).
Деятельность губернского правления дополнялась различными совещательными учреждениями губернии, которых могло насчитываться до полутора десятков. Ими были присутствия, комитеты, комиссии, составленные из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей городского и земского самоуправления. В ряде присутствий соответствующими министерствами назначались непременные члены – представители соответствующего министерства. С помощью некоторых из этих учреждений губернатор осуществлял надзор за новыми пореформенными учреждениями. Так, с помощью губернского по крестьянским делам присутствия /1861-1889 гг./ и губернского присутствия /1889-1917/ губернатор осуществлял надзор за крестьянскими сословными органами. С помощью губернского по городским делам присутствия /1870-1892/ и губернского по земским и городским делам присутствия /1892-1917/ губернатор осуществлял надзор за городскими и земскими органами самоуправления. С помощью губернского по фабричным делам присутствия /1886-1917/ – за фабрично-заводской промышленностью и рабочим движением. Другие присутствия и комитеты помогали губернатору осуществлять надзор за различными важными сторонами жизни губернии: губернское по воинской повинности присутствие /1874-1917/, губернское по питейным делам присутствие/1885-1917/, губернский распорядительный комитет /1876-1917/, губернский лесоохранительный комитет /1888-1917/, губернский статистический комитет, ежегодно издававший губернские памятные книжки и адрес-календари – статистические и справочные сведения о губернии.
Жизнь вносила коррективы в двустороннюю деятельность губернатора, опиравшегося на подведомственные ему структуры. Революционное и общественные движения и общественный подъем 60-70-х гг. ХIХ в. толкали правительство на усиление власти губернатора. В 1866 г. губернаторы получили право ревизии всех гражданских учреждений губернии независимо от ведомственной принадлежности, а положение комитета министров от 13 июля 1876 г. давало губернаторам право для «правильного исполнения узаконений о благочинии и безопасности» издавать «обязательные постановления» о запрете собрании, органов печати и пр.
* * *
С 80-х гг. значение губернатора возрастает. Он получил право влияния на судебные органы /просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей/; с 1889 г. губернатор делается председателем губернского присутствия – административно-судебного учреждения для крестьянских сословных учреждений и органов надзора за ними /земских начальников/. С 1904 г. губернатор стал председателем губернского «особого совещания», в состав которого входили начальник губернского жандармского управления и прокурор окружного суда. Это совещание руководило производством дознаний по государственным преступлениям (Ерошкин Н.П. Указ. соч. С.229-231).
Таким образом, по мере развития в стране революционного движения, по законодательству определявшегося как государственные преступления, усиливалась и административно-надзорная, с креном в полицейскую, сторона деятельности губернатора. В начале ХХ в. усилился элемент личного участия губернатора в подвластной губернии: надзор и непосредственная администрация все более стали сосредотачиваться в одних руках. Однако это не означало, что превалирующей стороной деятельности губернатора обязательно должны были быть ужесточение администрирования и полицейская всеохватность надзора.
Вопрос о реформе должности губернатора был предметом деятельности множества правительственных комиссий, начиная с 20-х гг. XIX столетия. И если вековая законодательная работа не привела тогда к положительным результатам, то во всяком случае она выяснила принцип будущей, настоятельно необходимой, реформы. В проектах статс-секретаря и сенатора Михаила Андреевича Балугьянского, знатока юридических наук, и статс-секретаря Михаила Михайловича Сперанского /они вместе работали в комиссии по составлению законов/, в трудах комиссии 1826 г., в проектах комиссии 1861 и 1862 гг., в отзывах начальников губерний, в записках сенаторов, обозревавших губернии в 1880 г., в проектах кахановской комиссии 1881 г. по cocтавлению проектов местного управления выдвигались одни и те же начала местной административной реформы. Эти начала сводились к следующему:
1. Важнейшие административные дела по активному управлению губернией должны решаться независимым коллегиальным учреждением, в действительном смысле этого слова, под председательством губернатора;
2. Губернатор должен быть освобожден от ФУНКЦИЙ активного управления; он должен быть выведен из зависимости от министерства внутренних дел и обратиться в орган общеправительственной власти в губернии;
3. Губернаторский надзор должен быть общеправительственным надзором; он должен распространяться на все местные учреждения, кроме контрольных и судебных, всех центральных ведомств (Большая энциклопедия. Т.7. С.688-690).
* * *
Должность губернатора прекратила свое существование в связи с февральской революций 1917 г. Временное правительство заменило губернаторов губернскими комиссарами, однако сохранило всю систему губернских учреждений. Параллельно складывалась система Советов. Окончательно весь старый губернский административно-управленческий аппарат был ликвидирован октябрьской революцией 1917 г.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями