что делает государственный инспектор труда
Что делает государственный инспектор труда
ТК РФ Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 357 ТК РФ
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
(см. текст в предыдущей редакции)
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Что делает государственный инспектор труда
ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 356 ТК РФ
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)
принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит
Как бизнесу подготовиться к проверке и избежать штрафов
Виктор Подгорский
Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.
Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.
Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.
Что проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.
Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.
Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.
Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.
Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.
Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку.
Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.
Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.
Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.
Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.
Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.
Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:
Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.
Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:
В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.
Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию
За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:
Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.
В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.
Какие документы проверяет трудовая инспекция
В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.
В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.
Пример того, что может запросить ГИТ:
Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.
За что трудовая инспекция накажет работодателя
Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.
Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.
Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.
Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.
Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.
Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд
Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.
Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.
Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.
Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.
Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.
К выплатам при увольнении относятся:
Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.
Права работодателей при проверке
По закону работодатель имеет право:
Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.
Как проходит выездная проверка трудовой инспекции
Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.
Расскажем об этом подробнее.
Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.
Что должно быть в приказе:
Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.
Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.
На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.
У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.
Инспекторы не имеют права:
Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.
Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.
Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.
Что указано в акте:
По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.
Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.
Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.
Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.
Как продлить срок предписания
Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в ту трудовую инспекцию, которая выписала предписание.
Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.
Какая информация должна быть в ходатайстве:
Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.
ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.
Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.
Как обжаловать результаты проверки
У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.
Что указать в жалобе:
Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на эл. почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.
Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.
Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда
В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.
Нарушение | Как накажут | Повторное наказание | Основание |
---|---|---|---|
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильно | ИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽ |
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽
Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽
Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽
Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 50 000 до 70 000 ₽
Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽
Компании — штраф от 60 000 до 80 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽
Компании — штраф от 110 000 до 130 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽
Компании — штраф от 130 000 до 150 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽
Компании — штраф от 50 000 до 80 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
- что делает государственный инспектор по маломерным судам
- что делает государственный секретарь