что делает фортуна сейчас баржа
Северный поток-2. Где сейчас суда трубоукладчики и суда сопровождения
Более чем уверен, что вам может быть интересна судьба судов, принимавших участие в строительстве магистрального газопровода Северный поток-2. Поэтому пусть и не каждый день, но раз через раз буду к этой теме возвращаться и рассказывать вам что да как.
Начать предлагаю с легендарной (не побоюсь этого слова) трубоукладочной баржи «Фортуна». Судно по прежнему находится в порту «Бронка», недалеко от Санкт-Петербурга, и при особом желании его можно увидеть вживую.
КМТУС «Академик Черский»
Уже после окончания строительства стало известно, что КМТУС «Академик Черский» выполнил все, возложенные на него задачи, изначально запланированные в рамках реализации проекта «Северный поток-2». То есть, наши суждения о том, что Фортуне пришлось доделывать работы за Черского из-за каких-то там причин, были беспочвенны. Все было изначально запланировано именно так, и все было реализовано строго в соответствии с планами.
Балтийский исследователь находится в порту Калининграда, и уже пару недель не отходит от причала.
Исследовательское судно Мурман в настоящее время продолжает трудиться:
Указан маршрут из порта Rostok в порт Mukran, но на треке видно, что Мурман движется вдоль газопровода.
Тут мы видим и Vengery и Katun и Ossoy. Artemis Offshore, Sivuch, Kapitan Beklemishev тоже тут.
Якорезаводчики Умка и Finval уже трудятся в полную силу в районе порта Мурманск
Судно Marlin, которое работало в рамках сертификации, продолжает работы над трубопроводом:
Что касается самого трубопровода, то 4-го октября оператор проекта Nord Stream 2 AG заявил, что начал заполнять нитку В газом. А спустя десять дней, вице премьер Александр Новак заявил, что со стороны России все полностью готово и запустить газ можно будет в течение буквально пары дней. Если немецкие регуляторы согласуют всю документацию. Так что мяч полностью на стороне Европы.
Что касается цен на газ в Европе, которые сейчас на очень высоком уровне:
Цены на газ в Европе
то запуск газопровода Северный поток-2 навряд ли увеличит объемы поставок, скорее произойдет перераспределение между маршрутами поставок, ну и Германии станет спокойней, что в случае чего на ее территорию заходит прямо очень хороший запас мощности по прокачке газа. Текущая цена на бирже колеблется от 1000 до 1200 долларов за тысячу кубометров. Ничего хорошего на самом деле в этом нет, но об этом в других статьях.
Буду заканчивать. Надеюсь не утомил, и надеюсь было интересно.
Не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на канал. Делитесь своим мнением на сей счет в комментариях.
«СП-2» построен: Как баржа «Фортуна» разгромила великие США
Американцы были уверены, что русским не по плечу такие сложные проекты
Различные источники сообщили, что утром в понедельник 6 сентября завершена укладка линии «A» магистрального трубопровода «Северный поток-2» (1-й по проекту трубы, 2-я линия — «В» — построена). Осталось провести операцию под названием «подводный захлест», которая, как правило, занимает несколько дней. Трубоукладчику «Фортуна» вместе с судами поддержки предстоит предельно аккуратно поднять с морского дна более 400 тонн лежащих рядышком труб, обрезать их, соединить и тщательно проверить шов. И после того, как произойдет обратная укладка дугой трубы, можно считать, что «золотой шов» сварен.
Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и, по последним данным, в конце сентября или начале октября по ней пустят газ. Судя по всему, пусконаладочные работы подходят к концу, а оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG заканчивает процедурные вопросы, включая сертификацию и разрешение на ввод в эксплуатацию. Во всяком случае, сигналов о том, что что-то пошло не так, пока не было, более того Газпром уже заявил, что в этому году прокачает через новую трубу 5,6 млрд кубометров.
Значит, где-то три-четыре месяца уйдет и на пуск 1-й ветки (линии «А»). Следовательно ближе к новому году можно считать, что многострадальный проект «СП-2» полностью завершен.
Похоже, что завершение работ в Европе встречено со вздохом облегчения. До отопительного сезона осталось меньше двух месяцев, а газохранилища заполнены на 67%. Адекватные аналитики Газпром в этом положении дел не винят, а в качестве главной причины называют бизнес по-американски. Янки за последние 8 месяцев снизили продажи своего СПГ европейским заказчикам на 17 млрд кубов в пользу Азии и Южной Америки.
Вполне возможно, что европейцы, прежде всего немцы, прогнозировали такое развитие событий еще пару лет назад, когда из-за угрозы американских санкций швейцарский подрядчик Газпрома компания Allseas Group S (или Allseas) 21 декабря 2019 года прекратила работы по «СП-2». Уже тогда бросалось в глаза, что Газпром не выдвигал претензий к компании Allseas, будто были достигнуты некие закулисные договоренности. Участвовали в них янки? — другой интересный вопрос.
Дело в том, что швейцарский трубоукладчик Pioneering Spirit («Новаторский дух») остановился фактически в прибрежных водах, где глубина укладки не превышала 200 метров. Как раз там, где могла вести работы российская шельфовая баржа «Фортуна». Если бы Allseas сошла с дистанции чуть раньше, у магистрали «СП-2» могла быть совершенно другая судьба. Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.
Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Фортуне» было предназначено победить США в санкционной газовой войне против России. По сравнению с Pioneering Spirit наша трубоукладочная баржа является карликом. Приведем сравнительные цифры, которые, похоже, ввели Вашингтон в заблуждение. «Новаторский дух» являет собой двухкорпусное судно длиной 382 м и шириной 124 м. К слову, авианосец «Нимиц» значительно меньше. Такие солидные габариты позволяют «швейцарцу» быть устойчивым даже при волне 3,5 метра и сильном боковом течении. В частности, на сайте компании Allseas говорится, что столь большие размеры судна, наряду с 12-ю азимутальными двигателями, дают возможность строить самые глубоководные магистральные трубопроводы.
Если взять «Фортуну», она, повторимся, намного скромнее: ее длина составляет 169 метров, а ширина — 46 м. Плюс к этому баржа оснащена устаревшей 12-якорной системой позиционирования, что пару лет назад по мнению заокеанских экспертов вызвало большие сомнения в ее возможности укладывать трубу со скоростью 1 км в сутки. Дескать, меньше нельзя, иначе «СП-2» ожидает судьба долгостроя со всеми вытекающими последствиями.
На Западе по этой причине после введенных санкций пошли разговоры о том, что американцы все-таки погубят трубу. Дескать, если европейцы не помогут, русские сами не справятся. В частности, в январе 2020 году Deutschland Radio рассказала своим слушателям, что у проекта очень грустные перспективы. Так, Клаудия Кемферт, ведущий эксперт по энергетике берлинского Института экономических исследований, пояснила DR, что крупные трубопроводы, как морские, так и сухопутные, восстанавливались только в том случае, если они самостоятельно эксплуатировались в течение десятилетий. В противном случае, трубу просто «замораживали навсегда», причем таких историй много. Значит, Газпром тоже не справится и бросит «СП-2».
Кстати, Кемферт указала на очень теплую погоду, стоявшую в декабре 2019 года в Германии. Типа, генерал Мороз, вечный союзник Москвы, отныне не на стороне русских. Именно поэтому в свете очевидного потепления климата немцам лучше воздержаться от битвы с американцами за газ.
Но, как говорится, «накаркала тетя Мотя». Зима 2020/2021 года в северной Европе напоминала малый ледниковый период. Как итог 13 февраля 2021 года в газовых хранилищах компаний Astera и VNG Gaschämer GmbH, которые наполняет Газпром, голубого топлива оказалось критически мало — 30% и 35% соответственно.
Текущим летом, по данным портала MarineTraffic, трубоукладочная баржа показывала темпы строительства по 1,3 км в сутки, что, с одной стороны, несколько успокоило немцев, с другой — ввело в ступор американцев и украинцев. Стало ясно, что в целом картина с укладкой трубы для Москвы видится не такая уж плохая и уж точно не такая грустная, как зимой 2019/2020 года.
После того, как 7−8 августа был осуществлен переход через обе нитки «Северного потока», появились прогнозы, что «СП-2» закончат в конце лета. Помешала погода, но не критично.
Что любопытно: совсем недавно преобладающее большинство западных экспертов считало, что Кремль объявит о сварке «золотого шва» аккурат к 19 сентября. Сделает это, чтобы приурочить победу в газовой войне над американцами к выборам в Госдуму. Однако, если посмотреть на динамику строительства, отчетливо видно, что «Фортуна» притормаживала только в штормы или в сильные волнения.
Более того, работы велись в очень напряженном ритме, причем немцы делали все, чтобы не сорвать набранный темп. Наблюдатели отмечают, что доставка труб к «Фортуне» осуществлялась с южного терминала германского порта Мукран без задержек и почти в авральном режиме.
С учетом сроков уже проведенных «Фортуной» операций «подводный захлест», можно с большой долей уверенности сказать, что о «золотом шве» Москва объявит до конца этой недели (если, не дай бог, не случится форс-мажора). Не исключено, что Кремль наградит строителей трубы как победителей в газовой войне с американцами, тем более что они этого заслуживают.
Строившая «Северный поток-2» баржа сменила владельца
Трубоукладочная баржа «Фортуна», участвовавшая в строительстве российского участка экспортного газопровода «Северный поток-2», недавно сменила владельца — им стало ООО «Универсальная транспортная группа», следует из данных Российского международного реестра судов (РМРС). Опрошенные РБК эксперты считают, что теперь судно может принять участие в достройке газопровода, по крайней мере его небольшого участка в водах Германии.
«Фортуна» 6 октября 2020 года была перерегистрирована в Российском международном реестре судов, новым владельцем указана Универсальная транспортная группа (УТГ). Первым на это внимание обратило информационное агентство EADaily. Прежним владельцем трубоукладчика в реестре значилось АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Но с точки зрения Кодекса торгового мореплавания России судовладельцем может называться лицо, эксплуатирующее судно. Например, по договору бербоут-чартера (разновидность морской аренды. — РБК). МРТС уточнял в августе, что он арендует баржу «Фортуна» у собственника, которого не называл.
РБК направил в Минтранс (отвечает за судовые реестры) запрос, является ли УТГ фрахтователем или собственником баржи. В ответе министерства сообщается: «Судно находилось в бербоут-чартерном реестре, затем было перерегистрировано в Российском международном реестре судов. Универсальная транспортная группа является владельцем судна».
«На данный момент МРТС не имеет никакого отношения к судну. Договор был расторгнут по инициативе собственника», — сообщил РБК представитель компании, переадресовав дальнейшие вопросы о судьбе судна его собственнику.
Кто владел «Фортуной»
Изначально «Фортуна» была зарегистрирована в Гонконге. Местная компания Strategic Mileage Ltd до 1 декабря была указана собственником судна в морской базе Equasis. Это действующая компания, бенефициары которой неизвестны. В 2010 году гонконгская газета South China Morning Post писала, что собственником баржи «Фортуна» является люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), связанная с некой «российской офшорной компанией». После постройки в 2010 году на китайской верфи «Фортуна» сразу была отправлена работать к берегам Сахалина.
Между тем в базе Equasis говорится, что MCS управляла, а не владела «Фортуной». Трубоукладочная баржа «Фортуна» упоминалась на нидерландском сайте MCS вплоть до конца ноября (у РБК есть скриншот). Сейчас «Фортуна» на сайте MCS не упоминается.
Новым зарегистрированным собственником баржи «Фортуна» является Универсальная транспортная группа, следует из записи в базе Equasis (база обновилась 1 декабря). Она же указана как управляющая компания для судна. Эти изменения вступили в силу 2 октября. Из базы следует, что УТГ должна была приобрести баржу у прежнего владельца, гонконгской Strategic Mileage.
Что известно об Универсальной транспортной группе
УТГ — микропредприятие, следует из реестра малого и среднего бизнеса ФНС. Ее выручка в 2019 году составила 105 млн руб., чистый убыток — 2,2 млн руб., указано в СПАРК. В компании числятся два сотрудника. Гендиректором и владельцем 100% является Андрей Владимирович Апреленко. Он же, исходя из тождества ИНН, являлся соучредителем ликвидированных ранее ООО «Инстон Интернешнл» и НП «Хуторок Василек».
Его полный тезка с 1998 по 2012 год занимал пост гендиректора ЗАО «Роснефтефлот», затем с 2013 по 2015 год руководил ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (бренд «Экоспас»). Однако по ИНН невозможно проверить, один это человек или два разных.
Корреспондент РБК нашел офис Универсальной транспортной группы по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако не смог пройти из-за пропускной системы на входе. На ресепшен предоставили контакты гендиректора фирмы Андрея Апреленко, который в настоящее время «находится в командировке». РБК задал ему вопросы по электронной почте.
Какие работы собирается возобновить Nord Stream 2
Швейцарская проектная компания Nord Stream 2 AG объявила 28 ноября, что в декабре возобновит строительство газопровода «Северный поток-2» в водах Германии. Планируется проложить небольшой участок (протяженностью 2,6 км) в исключительной экономической зоне Германии. Проектная компания не раскрыла конкретное судно, которое будет это делать, но заявила, что речь идет о якорном судне. Около 90% немецкого участка пролегает на глубине менее 20 м, что не подразумевает использование судов с системой динамического (безъякорного) позиционирования.
В уведомлении для мореплавателей, размещенном Управлением по водным путям и судоходству Германии по городу Штральзунд (побережье Балтийского моря), говорится, что работы, предположительно, будут вестись c 5 по 31 декабря, трубоукладчик (неназванный) будет удерживаться несколькими якорями. Другое российское трубоукладочное судно «Академик Черский», которое неоднократно называлось в качестве кандидата на достройку «Северного потока-2», обладает динамической системой позиционирования — в отличие от якорной «Фортуны».
Баржа «Фортуна» в настоящее время стоит в немецком порту Висмар на побережье Балтийского моря, следует из данных сервиса MarineTraffic. Пресс-служба Nord Stream 2 в ответ на запрос РБК не предоставила название судна, которое будет вести работы на немецком участке.
Что случилось со страховкой «Фортуны»
Баржа «Фортуна» ориентировочно до конца сентября имела страховку от норвежского клуба взаимного страхования судовладельцев Skuld (входит в международную группу International Group of P&I Clubs). Однако сейчас судно не покрывается страховкой ни одного из 13 клубов взаимного страхования, следует из онлайн-поиска International Group of P&I Clubs.
Представитель Skuld сказал РБК, что компания не уполномочена раскрывать детали конфиденциального сотрудничества с клиентами, и посоветовал обратиться к судовладельцу. В сентябре клубы, входящие в международную группу, объявили, что не будут предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве газопровода «Северный поток-2».
«Можно предположить, что страховку это судно может, скорее всего, получить в какой-то российской страховой компании», — сказал РБК управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов.
Может ли «Фортуна» принять участие в достройке газопровода
Вероятность, что именно «Фортуна» будет использоваться для достройки «Северного потока-2», достаточно высокая — смена владельца явно неслучайна, заявила РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина.
Проект Nord Stream 2 ждет именно якорное вспомогательное судно для достройки его немецкой части, указывает Именнов. Однако ключевым этапом должна стать достройка участка газопровода в водах Дании, где глубина работ превышает 30 м. «Фортуна» плохо приспособлена для укладки глубоководных участков. Таким образом, видимо, придется ждать прихода другого вспомогательного судна для более эффективной работы», — предположил Именнов. Ранее датский регулятор разрешил Nord Stream 2 использовать суда с динамической системой позиционирования в комбинации с якорными судами (до этого предполагалось только участие трубоукладчиков с динамической системой).
В то же время Федеральное морское и гидрографическое агентство Германии сообщило 1 декабря, что исходит из того, что укладывать трубы в водах Германии будет «Академик Черский» (принадлежит АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд». — РБК), передал Bloomberg.
26 ноября норвежское классификационное общество DNV GL, с самого начала оказывавшее различные услуги (тестирование, проверка судов, сертификация труб) компании Nord Stream 2, объявило, что из-за американских санкций вынуждено прекратить оказание определенных услуг, связанных с проверкой (верификацией) судов и оборудования на судах, обслуживающих проект «Северный поток-2».
Представитель DNV отказался отвечать на вопрос РБК, оказывала ли компания или собиралась ли оказывать услуги барже «Фортуна».
«Фортуна» меняет владельцев быстрее, чем строит «Северный поток — 2»
Баржа «Фортуна», которая сейчас возобновила укладку «Северного потока — 2» в немецких водах Балтийского моря, снова сменила собственника. Эксперты полагают, что бывшего владельца хотят еще больше дистанцировать от судна, чтобы он не попал под санкции США.
«Фортуна» уже участвовала в строительстве «Северного потока — 2» и с октября 2019 года находилась в немецком Мукране, который является логистическим центром «Северного потока — 2». Судно называли одним из двух будущих участников достройки газопровода, и под него оператор Nord Stream 2 AG даже получил у Датского энергетического агентства разрешение на использование судов с якорным позиционированием, которым и является баржа. Однако в июне 2020 года трубоукладчик покинул Мукран, а в августе официальный представитель АО «Межрегионтрубопроводстрой» заявил агентству РБК, что общество не собирается предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки «Северного потока — 2». Кроме того, МРТС не являлось собственником «Фортуны», а арендовало судно по договору бербоут-чартера. Владельцем была люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), которая могла попасть под санкции США, запрещающие владельцам трубоукладчиков участвовать в «Северном потоке — 2».
Иллюстрация: srs.marinet.ru.
Очевидно, что судно «уводят» все дальше от санкций. Из открытой информации известно, Сергей Малков является еще руководителем еще московского ЗАО СП «Аэроприма», которое получило доход в 2019 году в 8,9 млн рублей и имеет дочернее предприятие «Ассоциация делового сотрудничества с Гонконгом».
Эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина рассказала РБК, что, скорее всего, маневры с собственниками «Фортуны» являются частью многоуровневой схемы с целью дистанцировать бывших владельцев судна от санкций США.
При этом сейчас трубоукладчик не нарушает никаких санкций, так как ведет работы при глубине менее 20 метров, а ограничения, как говорится в оборонном бюджете США на 2020 год, распространяются на владельцев судов, которые строят «Северный поток — 2» при глубине более 33-х метров (100 футов).
Напомним, что санкции к владельцам трубоукладчиков США ввели год назад, после чего проект покинули суда швейцарской Allseas. И достройку будут вести российские трубоукладчики — «Фортуна» и «Академик Черский», который также сменил собственника с «Газпром флота» на малоизвестный фонд СТИФ из Самары.
По данным Myshiptracking, «Фортуна» возобновила трубоукладку двое суток назад, но пока прошла около 350 метров. Осторожное начало работ, очевидно, связано с тем, что глубина моря составляет 19,5 метра, судно имеет рабочую осадку 6,5 метра и позиционируется с помощью якорей.
Иллюстрация: myshiptracking.com.
Технические характеристики «Фортуны» позволяют укладывать трубы со скоростью до одного километра в сутки. Ранее баржа уже строила газопровод в прибрежных водах России. И сейчас ей необходимо успеть уложить 2,6 километра обеих ниток «Северного потока — 2» к югу от отмели Адлегрунд до 31 декабря. Такое разрешение выдало Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии (BSH).
Трубоукладчик «Академик Черский» тем временем продолжает испытания у Куршской косы под Калининградом в сопровождении судов снабжения Морспасслужбы.
«СП-2» построен. Как баржа «Фортуна» разгромила великие США
Американцы были уверены, что русским не по плечу такие сложные проекты
Различные источники сообщили, что утром в понедельник 6 сентября завершена укладка линии «A» магистрального трубопровода «Северный поток-2» (1-й по проекту трубы, 2-я линия — «В» — построена). Осталось провести операцию под названием «подводный захлест», которая, как правило, занимает несколько дней. Трубоукладчику «Фортуна» вместе с судами поддержки предстоит предельно аккуратно поднять с морского дна более 400 тонн лежащих рядышком труб, обрезать их, соединить и тщательно проверить шов. И после того, как произойдет обратная укладка дугой трубы, можно считать, что «золотой шов» сварен.
Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и, по последним данным, в конце сентября или начале октября по ней пустят газ. Судя по всему, пусконаладочные работы подходят к концу, а оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG заканчивает процедурные вопросы, включая сертификацию и разрешение на ввод в эксплуатацию. Во всяком случае, сигналов о том, что что-то пошло не так, пока не было, более того Газпром уже заявил, что в этому году прокачает через новую трубу 5,6 млрд кубометров.
Значит, где-то три-четыре месяца уйдет и на пуск 1-й ветки (линии «А»). Следовательно ближе к новому году можно считать, что многострадальный проект «СП-2» полностью завершен.
Похоже, что завершение работ в Европе встречено со вздохом облегчения. До отопительного сезона осталось меньше двух месяцев, а газохранилища заполнены на 67%. Адекватные аналитики Газпром в этом положении дел не винят, а в качестве главной причины называют бизнес по-американски. Янки за последние 8 месяцев снизили продажи своего СПГ европейским заказчикам на 17 млрд кубов в пользу Азии и Южной Америки.
Вполне возможно, что европейцы, прежде всего немцы, прогнозировали такое развитие событий еще пару лет назад, когда из-за угрозы американских санкций швейцарский подрядчик Газпрома компания Allseas Group S (или Allseas) 21 декабря 2019 года прекратила работы по «СП-2». Уже тогда бросалось в глаза, что Газпром не выдвигал претензий к компании Allseas, будто были достигнуты некие закулисные договоренности. Участвовали в них янки? — другой интересный вопрос.
Дело в том, что швейцарский трубоукладчик Pioneering Spirit («Новаторский дух») остановился фактически в прибрежных водах, где глубина укладки не превышала 200 метров. Как раз там, где могла вести работы российская шельфовая баржа «Фортуна». Если бы Allseas сошла с дистанции чуть раньше, у магистрали «СП-2» могла быть совершенно другая судьба. Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.
Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Фортуне» было предназначено победить США в санкционной газовой войне против России. По сравнению с Pioneering Spirit наша трубоукладочная баржа является карликом. Приведем сравнительные цифры, которые, похоже, ввели Вашингтон в заблуждение. «Новаторский дух» являет собой двухкорпусное судно длиной 382 м и шириной 124 м. К слову, авианосец «Нимиц» значительно меньше. Такие солидные габариты позволяют «швейцарцу» быть устойчивым даже при волне 3,5 метра и сильном боковом течении. В частности, на сайте компании Allseas говорится, что столь большие размеры судна, наряду с 12-ю азимутальными двигателями, дают возможность строить самые глубоководные магистральные трубопроводы.
Если взять «Фортуну», она, повторимся, намного скромнее: ее длина составляет 169 метров, а ширина — 46 м. Плюс к этому баржа оснащена устаревшей 12-якорной системой позиционирования, что пару лет назад по мнению заокеанских экспертов вызвало большие сомнения в ее возможности укладывать трубу со скоростью 1 км в сутки. Дескать, меньше нельзя, иначе «СП-2» ожидает судьба долгостроя со всеми вытекающими последствиями.
На Западе по этой причине после введенных санкций пошли разговоры о том, что американцы все-таки погубят трубу. Дескать, если европейцы не помогут, русские сами не справятся. В частности, в январе 2020 году Deutschland Radio рассказала своим слушателям, что у проекта очень грустные перспективы. Так, Клаудия Кемферт, ведущий эксперт по энергетике берлинского Института экономических исследований, пояснила DR, что крупные трубопроводы, как морские, так и сухопутные, восстанавливались только в том случае, если они самостоятельно эксплуатировались в течение десятилетий. В противном случае, трубу просто «замораживали навсегда», причем таких историй много. Значит, Газпром тоже не справится и бросит «СП-2».
Кстати, Кемферт указала на очень теплую погоду, стоявшую в декабре 2019 года в Германии. Типа, генерал Мороз, вечный союзник Москвы, отныне не на стороне русских. Именно поэтому в свете очевидного потепления климата немцам лучше воздержаться от битвы с американцами за газ.
Но, как говорится, «накаркала тетя Мотя». Зима 2020/2021 года в северной Европе напоминала малый ледниковый период. Как итог 13 февраля 2021 года в газовых хранилищах компаний Astera и VNG Gaschämer GmbH, которые наполняет Газпром, голубого топлива оказалось критически мало — 30% и 35% соответственно.
Текущим летом, по данным портала MarineTraffic, трубоукладочная баржа показывала темпы строительства по 1,3 км в сутки, что, с одной стороны, несколько успокоило немцев, с другой — ввело в ступор американцев и украинцев. Стало ясно, что в целом картина с укладкой трубы для Москвы видится не такая уж плохая и уж точно не такая грустная, как зимой 2019/2020 года.
После того, как 7−8 августа был осуществлен переход через обе нитки «Северного потока», появились прогнозы, что «СП-2» закончат в конце лета. Помешала погода, но не критично.
Что любопытно: совсем недавно преобладающее большинство западных экспертов считало, что Кремль объявит о сварке «золотого шва» аккурат к 19 сентября. Сделает это, чтобы приурочить победу в газовой войне над американцами к выборам в Госдуму. Однако, если посмотреть на динамику строительства, отчетливо видно, что «Фортуна» притормаживала только в штормы или в сильные волнения.
Более того, работы велись в очень напряженном ритме, причем немцы делали все, чтобы не сорвать набранный темп. Наблюдатели отмечают, что доставка труб к «Фортуне» осуществлялась с южного терминала германского порта Мукран без задержек и почти в авральном режиме.
С учетом сроков уже проведенных «Фортуной» операций «подводный захлест», можно с большой долей уверенности сказать, что о «золотом шве» Москва объявит до конца этой недели (если, не дай бог, не случится форс-мажора). Не исключено, что Кремль наградит строителей трубы как победителей в газовой войне с американцами, тем более что они этого заслуживают.