что делает электромеханик на судне
Будни электромеханика на современном флоте
Работа судового электромеханика не менее ответственна, чем работа капитана или старшего механика. Электромеханик отвечает за правильную техническую эксплуатацию и состояние судового электрооборудования, всех средств автоматизации, электрических сетей и распределительных устройств, телефонной связи, источников аварийного питания и прочих электрических приборов.
Помимо всего прочего электромеханик обязан составлять план работ по судовому электрооборудованию; обеспечивать составление заявок, приём и учёт сменно-запасных частей и материально-технического снабжения по электрической части и многое другое.
О своей работе в море газете «Морская Правда/The Maritime Telegraph» рассказывает электромеханик с 13-летним стажем работы Иван Бадыло:
«Самая первая обязанность электромеханика – это освещение, чтобы всё работало и светилось, особенно ночью. Потому что если ночью иллюминация не полная, есть потухшие лампочки в цепочке, значит это плохая поставка снабжения либо электромеханик обрастает ленцой. А иногда это приводит к остановке погрузки или выгрузки, а в худшем случае – к чрезвычайным происшествиям в ночное время. Поэтому не ленись, электромеханик!
Везде, где подходят провода, или есть намёк на электричество – это всё работа электромеханика. Если посудомоечная машина перестаёт работать, плита либо стиральная машина, сразу зовут меня: поменять лампочку, сделать удлинитель, поменять розетку, если выключатель не работает, чайник, фен и т. д. Иногда приходится выстраивать всех в очередь. У меня на последнем судне было 3 прачечных, поэтому работы хватало».
Контейнеровоз – сплошная морока для электромеханика
«Я работал на контейнерах, на балкерах, танкерах и в офшоре. Самая спокойная и приятная работа была на танкерах. Контейнера – это уйма мороки для электромеханика. 5 лет я отработал на контейнеровозах и отвечал как электромеханик за все рефконтейнера. Приходилось разбираться во всём, оказывать помощь механикам в поиске неисправностей, так как зачастую проблему скидывают на меня.
Первый раз в должности пошёл именно на контейнеровоз в 2004 году. Тяжёлое было судно. Туда ссылали всех плохих либо новоиспеченных электромехаников. Это, конечно, была хорошая школа жизни. До того, как стать электромехаником, ходил один контракт кадетом и два контракта ассистентом электромеханика. Вообще поступал я в академию на механика, но один бал недобрал, и меня скинули на электромеханика, там был недобор. Но сейчас, смотря на пройденный путь, думаю «как хорошо, что не стал механиком»».
Один в поле – тоже воин!
«Сейчас из-за кризиса ассистент электромеханика – это большая роскошь. А если нет ассистента, это вообще жесть. Последние 4 года у меня не было помощника, но самые лучшие ассистенты были украинцы.
Самая большая трудность в том, что я один на судне, спросить мне не у кого, посоветоваться не с кем. Мотористы или матросы могут помочь какую-то физически тяжёлую работу сделать, отнести что-то, но в принципе я один. В любой момент тебе могут позвонить, что возникла какая-то проблема. И надо идти что-то делать, даже если это ночь, и я сплю».
Форс-мажоры – обычная вещь в работе электромеханика
«Разных ЧП в работе электромеханика хватает, особенно на контейнеровозах. Эти чудные контейнеровозы – это сплошной форс-мажор. Особенно когда идёт погрузка контейнеров, все бегают, и тут вдруг останавливается кран. И сразу все к электромеханику.
Ещё был случай, когда якорь не могли поднять. Это тоже было на контейнеровозе. Пришли в Африку, надо было день ждать захода, и мы стояли на якоре. Тут ветер поднялся, начался шторм, это как раз там, где Индийский океан смешивается с Атлантикой, и постоянно штормит. Нам надо поднимать якорь, а лебёдки из-за сильного ветра не справляются. И опять зовут электромеханика. Я посмотрел, что ток большой, лебёдки ревут… Оказалось всё очень просто. На цепь была слишком большая нагрузка. Нужно было увеличить обороты, дав больше хода главному двигателю, чтобы нагрузка упала, и ослабло натяжение цепи. После этого получилось выбрать якорь. Вроде авральная ситуация, но решается за считанные минуты. После таких случаев тебя даже ценить начинают больше. А погрузка – это время, деньги, это чартер и, в первую очередь, репутация компании».
Электромеханик – это работа в режиме нон-стоп!
«Электромеханик работает в режиме нон-стоп, и это ошибочное мнение, что мы ничего не делаем на судне. Нет времени шашлыки пожарить или что-то еще. Раньше жарили, когда стояли на якоре и ждали работу, либо у причала стояли.
Вся работа электромеханика состоит из мелких заданий. Всё, что не работает, но там есть провода, всё относится ко мне. Шлюпки не спускаются – тоже ко мне. Главное – всё делать постепенно, а не накапливать, как снежный ком, потому что потом не знаешь, за что взяться в первую очередь.
В норвежских компаниях каждые 3 месяца идёт проверка всех бытовых приборов, т. е. я должен пройти со списком и проверить все приборы: каждый чайник, пылесос, дрель и т. д., потому что часто приходят инспекции и спрашивают этот список, проверяют, наклеены ли на приборах наклейки с датой последнего осмотра.
В чём большая разница торгового флота и офшорного – это длительность контрактов. Но в коротких рейсах в офшоре тоже есть свои минусы, от слишком частых перелётов и интенсивной работы в режиме нон-стоп, без выходных, повышается усталость организма, нужен отдых».
Просить помощи никогда не стыдно!
«Если не знаю, как справиться с проблемой, начинаю думать – обкладываюсь схемами, пытаюсь вникнуть и разобраться. Если это срочно, и реально не могу справиться, иду к старшему механику и говорю, что нам нужна помощь сервиса. Понятно, что с ерундой какой-то не будешь обращаться, но если это что-то серьёзное, то не должно быть стыдно написать в сервис и получить какие-то новые знания и воспользоваться техподдержкой. На последних судах я напрямую обращался к производителям оборудования за техпомощью в нахождении неисправностей и ремонте, но старший механик всегда должен быть первым в курсе, что происходит на судне».
Отсутствие компетентного электрона на судне – катастрофа!
«Если на судне неопытный, некомпетентный электромеханик, то он просто потеряет работу, его спишут. А для судна отсутствие нормального электромеханика – это катастрофа!
Помню ещё в первых рейсах такой случай. Мы отходим из порта… Старший механик, вахтенный механик и я контролируем ситуацию. А в машине один компрессор работал плохо, а второй вообще не работал. Оказалось, что автоматика не работает, и они постоянно бегают и вручную его включают. Они уже два года так ходили. А когда я его сделал, они были очень рады. У электромеханика должно быть чутьё на то, куда именно нужно залезть и подчинить, а также удача должна быть. Ведь всего всё равно знать никто не может, ситуации абсолютно разные могут быть. Даже наш преподаватель в академии говорил, что мы не можем научить вас всему, с чем вы можете столкнуться на судах. Для этого есть система самообучения. Нам дают принципы, а дальше уже дело за нами, есть литература, есть схемы».
Китай – это сила!?
«У меня был хороший урок, когда я ещё был кадетом, и мне принесли китайскую зарядку, которая не работала. Я в неё полез, а она меня как шарахнула, конкретно так! Я потом померял напряжение – в ней было 400 вольт постоянного тока. После того случая, когда мне приносят чинить зарядки или другие бытовые приборы, я говорю «Купите новое – жизнь дороже!»».
Электромеханику можно всё!
Плюс моей работы в том, что механик не может прийти в любое время на мостик, а я могу, когда угодно, прийти туда, попить кофе, или на камбуз прийти за яблочком, а заодно проверить, всё ли в порядке, всё ли работает. Электромеханику можно быть всегда и везде, где он хочет. Остальные не имеют на это право.
Я подчиняюсь старшему механику и почему-то ещё и второму механику по правилам, но в принципе он в мою работу не лезет.
Мне нравится моя работа. И чем меньше русскоязычных, тем лучше. Мне так проще работать. Я работал много с поляками. Они не любят русскоговорящих, хотя ко мне нормально относились. Сейчас работаю в основном с европейцами, индусами, филиппинцами.
Кормят нас тоже хорошо. Питание зависит от повара и от капитана. У меня даже на одном контейнеровозе капитан лобстеров заказывал. А в Эквадоре капитан посылал повара с мессменом на местный базар, и те покупали по 4 доллара за килограмм крупные хвосты креветок. Когда-то в офшоре было самое лучшее питание, но последние пару лет и там на всём экономят, больше половины пароходов стоят законсервированные. И контракты увеличивают, и зарплат уже нет тех, что были.
Функциональные обязанности эл.меха
Модераторы: Breeze, Soarer
Вряд ли вам это поможет. Из устава службы на судах.
Электромеханик (на судах без электродвижения)
131. Электромеханик (на судах без электродвижения) подчиняется старшему механику и руководит работой непосредственно подчиненных ему электриков.
Он отвечает за техническое состояние и готовность к использованию всего электрооборудования судна, включая электростанции, распределительные устройства, электроприводы всех механизмов, электрические схемы средств автоматизации и контроля, телефонной связи, систем сигнализации, а также источники питания радиотехнических средств и электрифицированных механизмов общего пользования.
132. Электромеханик (на судах без электродвижения) обязан:
обеспечивать эксплуатацию электрооборудования и электротехнических средств судна в соответствии с установленными правилами и инструкциями завода-изготовителя;
контролировать соблюдение правил электробезопасности на судне, особенно при обращении с электробытовыми приборами;
руководить работами по обслуживанию и профилактическому ремонту электротехнических средств судна, контролировать состояние и готовность к использованию электроприводов устройств передачи грузов на другие суда, рулевого, якорного, швартовного и грузового устройств;
составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые силами судоремонтных предприятий, контролировать качество выполнения этих работ;
следить за наличием и хранением электроизмерительных приборов и запасных частей электротехнических средств судна, составлять заявки на их пополнение, а также заявки на снабжение судна светильниками, электронагревательными приборами и электрифицированными механизмами общего пользования;
проверить перед выходом судна в море готовность судового электрооборудования к использованию и за 15 минут до назначенного времени снятия с якоря (бочки, швартовов) доложить старшему механику о его готовности.
133. При стоянке судна в доке электромеханик (на судах без электродвижения) должен проверить надежность заземления корпуса судна и следить за соблюдением правил электробезопасности при выполнении доковых работ.
При стоянке судна в базе (порту) электромеханик (на судах без электродвижения) должен систематически проверять соответствие подаваемого с берега напряжения параметрам судовой сети.
134. На судах без электродвижения, имеющих нескольких электромехаников, обязанности каждого из них по обслуживанию технических средств определяет старший механик.
Добавлено спустя 46 минут 17 секунд: