что делает дежурный по вокзалу
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция дежурного по залу железнодорожного вокзала
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция дежурного по залу железнодорожного вокзала [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Дежурный по залу железнодорожного вокзала относится к категории служащих.
1.2. На должность дежурного по залу железнодорожного вокзала назначается лицо, имеющее в зависимости от разряда оплаты:
— среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе;
— среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности дежурного по залу вокзала не менее 1-2 лет.
1.3. Дежурный по залу вокзала назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия по представлению [вписать нужное] и непосредственно подчиняется [вписать нужное].
1.4. Дежурный по залу вокзала должен знать:
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
— приказы, указания, распоряжения и другие руководящие материалы, имеющие непосредственное отношение к обслуживанию пассажиров;
— технологию работы подразделений вокзала;
— формы проездных и провозных документов и правила их оформления;
— расписание движения поездов;
— правила пользования камерой хранения самообслуживания и автоматизированными устройствами для обслуживания пассажиров (там, где они используются);
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
— этику общения с клиентурой (пассажирами);
1.5. На время отсутствия дежурного по залу вокзала (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
2. Должностные обязанности
Дежурный по залу вокзала:
2.1. Принимает меры для создания максимальных удобств пассажирам, поддержания чистоты и порядка в залах ожидания.
2.2. Осуществляет контроль за своевременностью и качеством уборки залов обслуживающим персоналом.
2.3. Следит за правильностью расстановки мебели и оборудования и соблюдением правил пользования ими, за наличием и состоянием противопожарного оборудования.
2.4. Контролирует работу телефонных автоматов, автоматизированных устройств световых указателей, механизмов и автоматов, используемых при обслуживании пассажиров.
2.5. Обеспечивает порядок в залах совместно с органами общественного порядка, принимает соответствующие меры к его нарушителям.
2.6. Оказывает помощь и содействие инвалидам, больным, престарелым и пассажирам с детьми, дает необходимые устные справки.
2.7. Сдает в камеру хранения забытые пассажирами вещи.
2.8. Следит за работой торговых точек на территории вокзала, не допуская неорганизованную торговлю с рук и лотков.
2.9. Контролирует пропускной режим на вокзале и при необходимости проводит проверку наличия билетов у пассажиров.
2.10. Составляет акты о всех нарушениях в помещениях вокзала.
2.11. [Вписать нужное].
3. Права
Дежурный по залу вокзала имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от специалистов и служащих структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4. Ответственность
Дежурный по залу вокзала несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Один день дежурной по вокзалу
Кто я
Если описать мою работу в двух словах, то дежурный по вокзалу отвечает абсолютно за все, в том числе и работу самостоятельных служб: клининга, касс, ЧОПа. Так что моя главная задача — дружить со всеми, потому что другие организации непосредственно мне не подчиняются. Но именно я — лицо вокзала и во многом по моей работе судят обо всей железной дороге.
С утра, если по каким-то причинам начальник вокзала не может проинструктировать всех работников по пожарной и антитеррористической безопасности, это делаю я. В течение смены надо быть постоянно «в зоне доступа», при этом регулярно обходить территорию, проверяя качество уборки, длину очередей у касс, наличие сотрудников на своих местах, своевременное включение и выключение освещения, состояние информационных стендов, электронных табло; решать абсолютно любые проблемы, возникающие у людей на вокзале, — от отсутствия билетов в нужном направлении до отправки опоздавших на поезд. Плюс регулярный просмотр заявок на мобильщиков и контроль их своевременного исполнения. Служба у нас на вокзале такая — центр содействия мобильности, ЦСМ, — помогающая инвалидам, причем бесплатно. Могут в кресле до вагона довезти и вывезти, могут помочь багаж донести. Заявку надо подавать заранее, но если это не было сделано, а инвалиду нужна помощь, естественно, мы не откажем. Правда, в свою смену я запретила их так называть после того, как показалось, что к поезду просят прислать… могильщиков! Для меня они теперь «цээсэмщики».
Вообще, мой кабинет можно назвать кабинетом психологической разгрузки для пассажиров.
Но мне как раз нравится работа с людьми тем, что могу с каждым договориться, помочь, погасить конфликт, решить любую проблему, даже если она не находится непосредственно в моей компетенции. Я не могу сказать людям «нет», даже если на самом деле ничем не могу помочь. Сначала надо человека выслушать, потом сказать то, что он хочет услышать, чтобы погасить конфликт, а уже потом выводить на реальное решение.
Особенно интенсивной была работа в период чемпионата мира по футболу: столько опоздавших на поезд или потерявших документы я не видела ни до, ни после. Нам помогало огромное количество волонтеров, но поскольку я хорошо знаю английский, регулярно всех направляли ко мне. Обычно опоздавшим мы предлагаем билеты на другие поезда или автобусы, идущие в том же направлении, потому что понимаем, что самолеты — это дорого. Еще вокруг вокзала всегда толпятся ушлые таксисты, готовые догнать поезд в районе Малой Вишеры или даже Бологого. Когда во время ЧМ один болельщик опоздал на свой поезд в Казань, а другим уже не мог успеть на матч, мы предложили на Сапсане «перегнать» свой поезд и сесть на него в Москве. Он потом мне через свою девушку очень красивый букет передал, а на нашем сайте оставил отзыв: «РЖД — это люди». Не представляете, как мне было приятно! Ведь именно для этого, по большому счету, и работаешь.
Но бывают и очень грустные истории. Как-то ко мне подошла очень полная, видно, что больная, женщина. Ей надо было срочно ехать в другой город на похороны мамы, а билетов в кассе не было, и единственный подходящий поезд уходил через 15 минут. Позвонила в кассу, билет нашли, только от моего кабинета до кассы расстояние немаленькое, а потом от кассы нужно успеть добежать до поезда. Задерживать поезд можно только в случае ЧП, таких, как падение людей на рельсы. Поэтому схватила я ее сумки, побежала впереди нее, умоляя по пути не откинуться прямо сейчас и добежать до поезда. Успела закинуть в последний вагон и ее, и сумки.
Самая скучная рутина — забытые вещи. С утра любят приползти сони, спохватившиеся, что оставили в вагоне документы или вещи. С этим просто, их обычно забывают на откидной полочке на стенке, их проводники находят при осмотре вагона. Особенно внимательные находят и забытые вещи и сами сдают на склад забытых вещей. Если это не произошло, звоню в парк формирования, уточняю, кто был начальником поезда на конкретном поезде (они постоянно меняются) и отыскиваем вещи через него. Кстати, начальники поездов — очень отзывчивые люди. Мы, например, не имеем права хранить забытые фрукты, но они их держат примерно полдня, чтобы вернуть пассажирам.
Кстати, с автопарками мы давно сотрудничаем. Как-то из-за обрыва контактной сети Сапсан опаздывал на несколько часов и было ясно, что люди не успеют на метро. Мы успели вызвать нужное количество автобусов, чтобы развезти всех если не прямо по домам, то хотя бы до ближайшего к дому метро, откуда то же такси вызвать дешевле, чем от вокзала. Правда, водители, приехавшие из разных автопарков, никак не могли договориться, кто едет на юг, кто — на север, пришлось вмешаться. Ну и параллельно нам были даны приказы бесплатно размещать пассажиров во всех имеющихся комнатах отдыха, включая вип-залы, а их вещи бесплатно принять в камеры хранения.
Еще ежедневно в течение двух часов я веду прием пассажиров. Кто-то приходит по делу, например, за билетами для инвалидов по брони, кто-то — просто высказать свои соображения по организации работы. На мой взгляд, в смене должно быть 2 дежурных: один сидит в кабинете, принимает пассажиров, обрабатывает заявки, а другой работает непосредственно на территории. Говорят, на некоторых вокзалах в Москве уже так и сделали. Надеюсь, и до нас тоже дойдет.
По ночам необходимо с дежурным по станции согласовывать график ночной уборки путей (он зависит от графика движения поездов) и контролировать своевременность его выполнения. Вот жаль, что на платформах урны не предусмотрены, так на путях было бы чище. Да и на самих платформах.
Зимой постоянно боюсь, что кто-нибудь, поскользнувшись, упадет на пути, поэтому регулярно проверяю, чтобы территорию вовремя посыпали реагентами. Хорошо бы обзавестись индивидуальной уборочной техникой для каждого вокзала! Кому широкие тракторы подойдут, кому, наоборот, узенькие. Особенно в снегопад они необходимы, потому что пока дворник дойдет до конца платформы с лопатой, начало снова заметет…
Самым тяжелым в работе было привыкнуть к графику — сутки через трое, подремать возможно в лучшем случае всего 1 час. Было время, когда вокзал на ночь закрывали на несколько часов для уборки, но этот порядок отменили много лет назад, когда губернатор сказал, что вокзал должен работать круглосуточно. Своего туалета нет, пользуешься либо общим служебным, либо общедоступным. Помыться тоже негде. Т. е. на вокзале есть душевые, куда нас обязаны пускать бесплатно, но мне там некомфортно. Да и времени особо нет.
Еще сложно, что пассажиропоток растет. Пассажиров уже больше, чем вместимость платформ. А в такой толпе могут ненароком задавить кого-нибудь, особенно детей, или столкнуть на рельсы… А расширять или удлинять вокзал некуда: с трех сторон город, с четвертой — стрелочная горловина. Разве что новые строить.
Снова утро
Ну а под конец смены готовлю необходимые отчеты, иду на планерку, а потом три дня абсолютно свободна. Вот это мне в работе тоже очень нравится! Потому что на новую смену я прихожу с абсолютно свежей головой и полная сил!
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Дежурный помощник начальника железнодорожного вокзала относится к категории служащих.
1.2. На должность дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по организации перевозок пассажиров на вокзале не менее 2 лет.
1.3. Дежурный помощник начальника вокзала назначается и освобождается от должности руководителем предприятия по представлению [вписать нужное] и непосредственно подчиняется [вписать нужное].
1.4. Дежурный помощник начальника вокзала должен знать:
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
— Устав железных дорог;
— постановления, распоряжения, указания и другие нормативно-методические документы, касающиеся организации перевозок пассажиров и обслуживания их на вокзале;
— технологию работы подразделений вокзала;
— правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа;
— формы проездных и провозных документов;
— схему железных дорог;
— основные маршруты следования поездов и расписание их движения;
— инструкцию о порядке расследования и учета несчастных случаев, связанных с производством на железнодорожном транспорте;
— правила пользования машинами, механизмами, устройствами, обеспечивающими работу вокзала;
— правила эксплуатации помещений;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
1.5. Во время отсутствия дежурного помощника начальника вокзала (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
2. Должностные обязанности
Дежурный помощник начальника вокзала:
2.1. Осуществляет руководство работой всех подразделений вокзала (билетных касс, камер хранения ручной клади, справочного бюро, комнат отдыха пассажиров, комнат матери и ребенка, пунктов питания) в течение смены для наиболее полного удовлетворения запросов пассажиров и их качественного обслуживания на вокзале.
2.2. Организует информацию об изменении движения пассажирских и пригородных поездов.
2.3. Контролирует своевременное оповещение пассажиров о прибытии, отправлении и подаче к месту посадки пассажирских и пригородных поездов.
2.4. Обеспечивает контроль за работой автоматизированных устройств, машин, механизмов и аппаратов по обслуживанию пассажиров, за экономным расходованием электроэнергии, материалов.
2.5. Рассматривает просьбы пассажиров об изменении маршрута их поездки, о возврате частичной или полной стоимости проездного билета, об оформлении остановок в пути следования.
2.6. Дает необходимые справки пассажирам.
2.7. Принимает меры к своевременному отправлению пассажиров при наличии свободных мест.
2.8. Осуществляет контроль за своевременной погрузкой и выгрузкой багажа и грузобагажа, за соблюдением работниками смены правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
2.9. Участвует в работе комиссии по изъятию вещей из камер хранения самообслуживания с просроченным сроком хранения.
2.10. Осуществляет контроль за работой торговых точек на вокзале.
2.11. Обеспечивает проведение работ по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вокзала и привокзальной территории.
2.12. Обеспечивает внедрение прогрессивных форм организации труда работников вокзала.
2.13. [Вписать нужное].
3. Права
Дежурный помощник начальника вокзала имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от специалистов и служащих структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4. Ответственность
Дежурный помощник начальника вокзала несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция дежурного по железнодорожной станции
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция дежурного по железнодорожной станции [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории специалистов.
1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается лицо, имеющее в зависимости от класса станции:
1.3. Дежурный по железнодорожной станции назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и подчиняется непосредственно [вписать нужное].
1.4. Дежурный по железнодорожной станции должен знать:
— Правила технической эксплуатации железных дорог;
— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
— Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
— приказы, распоряжения и указания органов управления железной дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;
— методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу обязанностей;
— техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;
— принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки, связи;
— график движения поездов, план формирования поездов, правила перевозок грузов;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
— положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
2. Должностные обязанности
Дежурный по железнодорожной станции:
2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения, выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах, техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы станции.
2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.
2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам исполнительных постов.
2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, контролирует их готовность.
2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов.
2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов.
2.8. Ведет поездную и другую документацию.
2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы, безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.
2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.
2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
2.13. [Вписать нужное].
3. Права
Дежурный по железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
4. Ответственность
Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Как работает дежурный по вокзалу?
У большинства людей аббревиатура ДСП ассоциируется совсем не с железной дорогой, и лишь немногие знают, что за этими безликими тремя буквами скрывается человек, который играет важную роль в организации перевозочного процесса. Так кто же такой этот ДСП?
На железной дороге издавна любят придумывать всякого рода аббревиатуры и сокращения. Это имело определенное практическое значение при использовании в качестве средства связи телеграфа. Но те времена давно прошли, а излюбленные сокращения продолжают существовать и сегодня. Как же расшифровывается сокращение ДСП?
Ж/Д профессии: кто такой ДСП?
ДСП — Дежурный по станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог.
Дежурный по станции является сменным руководителем на станции. Дежурный по станции — единственное лицо на станции, имеющее право принимать решения в области движения поездов.
ДСП = служба Движения, Станция, Помощник
ДСП является единоличным руководителем движения поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по железнодорожной станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по железнодорожной станции.
В распоряжении дежурного по железнодорожной станции находятся локомотивы, вагоны, а также иной специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. ДСП является единственным полномочным командиром смены.
В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по железнодорожной станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения.
Дежурный по железнодорожной станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Рабочая смена ДСП длится 12 часов.
Для того, чтобы дежурный по станции мог беспрепятственно выполнять свою работу, для него оборудуют пост электрической централизации. Пост электрической централизации — это помещение, в котором находится все оборудование для управления движением поездов. Главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт-табло, предназначенное для управления устройствами СЦБ.
Также пост ЭЦ оборудуется устройствами связи с поездным диспетчером, поездами и работниками на станции, микрофоном громкоговорящей связи.
На посту ЭЦ, помимо рабочего места ДСП, могут находиться рабочие места начальника станции, электромеханика СЦБ, пункт обогрева и приема пищи для составителей поездов и других работников, чье место работы находится на открытом воздухе, учебные помещения для студентов и практикантов, а также релейное помещение и мастерские для работы электромеханика.
Если станция является участковой, то зачастую в здании поста ЭЦ может находиться место поездного диспетчера. Однако, в последнее время такая практика применяется все реже и для работы поездных диспетчеров оборудуются диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП).
ДЦУП — диспетчерский центр управления перевозками, здесь работают коллеги ДСП — поездные диспетчеры. Как было сказано выше, главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт — табло. Пульт-табло представляет собой аппарат для управления всеми устройствами СЦБ на станции.
Пульт — табло бывают в различных исполнениях:
На сегодняшний день на железнодорожных станциях широко внедряются системы микропроцессорной централизации. Рабочее место ДСП на таких станциях представляет собой компьютер и совокупность ЖК-дисплеев, на которых отображается путевое развитие станции.
Существует особый тип станций, которые называются сортировочными. На таких станциях ведется работа по расформированию составов. Руководит этой работой дежурный по сортировочной горке — ДСПГ, о них мы поговорим в следующий раз.
Дежурный по Станции — это… Что такое Дежурный по Станции?
Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.
Права и обязанности
ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах.
Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве маневров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов.
Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции. В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции.
Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.
Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции.
Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов.
Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.