что делает деревья глаголы
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
Прекрасные летние модели в филейной технике для него и для неё
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ».
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.
ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.
ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
Учебно-методический комплект Лексическая тема «Деревья, кусты»
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Обогащаем и активизируем словарный запас.
прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
лист – листья дерево — …
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
5.Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
6.Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» на образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист сосны — сосновый;
Лист клёна — кленовый.
Ветка сосны — сосновая;
Ветка тополя — тополиная;
Ветка осины — осиновая;
Ветка липы — липовая.
8.«Назови предмет со словом «сосновый»»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
12.Упражнение «Подскажи словечко» на употребление предлогов.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.
* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.
Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).
1.Придумать загадку-описание о любом дереве.
2. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
какую пользу приносит.
3. Выучить рассказ наизусть.
Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
4. Выучите вместе с детьми:
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
Задание на тренировку слухового внимания
— Послушай внимательно, найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:
Вы ответьте мне друзья,
Только деревья я полила?
Развитие фонематической стороны речи.
Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И;О;Ы; У].
— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;
— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…
Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
— Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Развитие логического мышления.
1. Учить отгадывать загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).
Это деревце придет.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Весной роняет слезы
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
На них шапочки резные.
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
береза, клен, тополь, колокольчик.
ель, дуб, осина, тополь.
липа, осина, клен, яблоня.
Развитие мелкой моторики.
1.Упражнения для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках
Вот рябиновый резной,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол
4.Выложите елку из счетных палочек или спичек .
ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
Для родителей
1.Рассмотрите вместе с детьми деревья на улице и расскажите им:
названия основных деревьев( березу, тополь, липу, клен, рябину, дуб сосну, ель. (наклейте или нарисуйте их)
Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).Уточнить, как одним словом это все называется.
Познакомить дополнительно с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.
их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые;
Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
отличие ели от сосны; дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить с шиповником. о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, древесина)
Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию.
как меняются деревья в различные времена года.
Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий. Объяснить значение слова гербарий.
2. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
(Спросите у детей какие слова они назвали, ответ «Слова-действия»)
3. Подбери признаки (не менее трех признаков):
ДЕРЕВЬЯ. Грамматические упражнения (грамматический строй речи).
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек,дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка,береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка,ива — ивушка,
елка — елочка,сосна — сосенка,
клен — кленок,яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,лес — лесок,
2.Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
одно высокое дерево — два(3,4) высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две(3,4) сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два(3,4) могучих дуба — пять могучих дубов.
5.«Назови какой, какая?»
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист сосны — сосновый;
Лист клёна — кленовый.
Ветка сосны — сосновая;
Ветка тополя — тополиная;
Ветка осины — осиновая;
Ветка липы — липовая.
6.«Назови предмет со словом «сосновый»» (ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКАНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
11. Выучить рассказ наизусть.
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
12. Выучите вместе с детьми(СЛЕДИТЕ ЗА ЗВУКАМИ)
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Развитие фонематической стороны речи.
Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И].
— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;
— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…
Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан; береза, дуб, шиповник, тополь; яблоня, смородина, черемуха, рябина; осина, липа, дуб, ель; сосна, тополь, рябина, ива; береза, клен, тополь, колокольчик. ель, дуб, осина, тополь. липа, осина, клен, яблоня.
Выложите елку из счетных палочек или спичек.
«Дерево» — 35 одкоренных слов
Однокоренные слова к слову «дерево» — это близкие по смыслу лексемы с общим корнем дерев-/древ-. Родственные слова укажем среди существительных, прилагательных и глаголов. Определим, слова «дерево» и «деревня» однокоренные или нет.
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «дерево», выясним его главную морфему. Корень, в котором содержится общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу в одну семью.
Корень слова «дерево»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним морфемный разбор, но прежде определим, к какой части речи оно принадлежит.
У крыльца нашего дома растет могучее дерево.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это неодушевленное существительное сочетается с местоимениями и прилагательными:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является существительным среднего рода, на что указывает окончание -о.
Чтобы убедиться в этом, изменим это слово в форме единственного числа по падежам:
Сравним окончания и укажем в форме именительного падежа существительного словоизменительную морфему -о. Значимая часть -дерев- — это корень, в котором заключено общее значение родственных слов, которое
«имеет отношение к многолетнему растению с твердым стволом и отходящими от него ветками с листьями».
Запишем морфемный состав этого слова в виде схемы:
дерев о — корень/окончание
С корнем -дерев- укажем слова разных частей речи.
Родственные слова к слову «дерево»
Однокоренные существительные
С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные:
В корне некоторых слов исчезает беглая гласная «е». Главная морфема приобретает вид дерев-/древ-.
Укажем сложные слова с корнем -дерев-:
Однокоренные прилагательные
Корень дерев-/-древ- проследим в составе слов, которые обозначают признак:
Среди однокоренных прилагательных существует множество терминов — сложных слов, связанных с деревообработкой и производством материалов:
Однокоренные глаголы
С помощью суффиксов и приставок образуем однокоренные глаголы. Они по смыслу связаны с корнем -дерев- и обозначают действие:
Однокоренное наречие
От прилагательного образуем однокоренное наречие:
деревянный → деревянн о согнуться.
«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?
Иногда к однокоренным словам причисляют существительное «деревня» и все слова, связанные с ним по смыслу:
У слов «дерево» и «деревня» существует только этимологическое родство. Эти слова возникли на основе глагола «драть» и его формы 1 лица единственного числа «деру». Деревней называли место, отвоеванное у леса. Освободив его от деревьев, здесь селились люди. В современном русском языке у этого слова другой корень:
деревн я — корень/окончание
Да и по смыслу лексема «деревня», обозначающая поселение людей в сельской местности, весьма далека от названия многолетнего растения с твердой корой и древесиной.
ВыводВ русском языке слова «деревня» и «дерево» («деревья») не являются родственными.
Однокоренные слова к слову «дерево»
Однокоренные слова к слову «дерево» — это близкие по смыслу родственные слова «деревце», «деревяшка», «деревянный», «одеревенеть», «деревянно» с общим корнем дерев-/древ-. Родственные слова укажем среди существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Определим, слова «дерево» и «деревня» однокоренные или нет в современном русском языке.
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «дерево», выясним его главную морфему. Корень, в котором содержится общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу в одну семью.
Корень слова «дерево»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним морфемный разбор, но прежде определим, к какой части речи оно принадлежит.
У крыльца нашего дома растет могучее дерево.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это неодушевленное существительное сочетается с местоимениями и прилагательными:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является существительным среднего рода, на что указывает окончание -о.
Чтобы убедиться в этом, изменим это слово в форме единственного числа по падежам:
Сравним окончания и укажем в форме именительного падежа существительного словоизменительную морфему -о. Значимая часть -дерев- — это корень, в котором заключено общее значение родственных слов, которое
«имеет отношение к многолетнему растению с твердым стволом и отходящими от него ветками с листьями».
Запишем морфемный состав этого слова в виде схемы:
С корнем -дерев- укажем слова разных частей речи.
Родственные слова к слову «дерево»
Однокоренные существительные
С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные:
В корне некоторых слов исчезает беглая гласная «е». Главная морфема приобретает вид дерев-/древ-.
Укажем сложные слова с корнем -дерев-:
Однокоренные прилагательные
Корень дерев-/-древ- проследим в составе слов, которые обозначают признак:
Среди однокоренных прилагательных существует множество терминов — сложных слов, связанных с деревообработкой и производством материалов:
Однокоренные глаголы
С помощью суффиксов и приставок образуем однокоренные глаголы. Они по смыслу связаны с корнем -дерев- и обозначают действие:
Однокоренное наречие
От прилагательного образуем однокоренное наречие:
деревянный → деревянн о согнуться.
«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?
Иногда к однокоренным словам причисляют существительное «деревня» и все слова, связанные с ним по смыслу:
У слов «дерево» и «деревня» существует только этимологическое родство. Эти слова возникли на основе глагола «драть» и его формы 1 лица единственного числа «деру». Деревней называли место, отвоеванное у леса. Освободив его от деревьев, здесь селились люди. В современном русском языке у этого слова другой корень:
Да и по смыслу лексема «деревня», обозначающая поселение людей в сельской местности, весьма далека от названия многолетнего растения с твердой корой и древесиной.