что делает деревья глаголы

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Прекрасные летние модели в филейной технике для него и для неё

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголычто делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголычто делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголычто делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ».

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Источник

Учебно-методический комплект Лексическая тема «Деревья, кусты»

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

Примерный перечень слов, который Вам поможет:

Обогащаем и активизируем словарный запас.

прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом

2. Подбери признаки (не менее трех признаков):

1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек

осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,

елка — елочка, сосна — сосенка,

клен — кленок, яблоня — яблонька,

шишка — шишечка, ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,

иголка — иголочка дерево — …

2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип; береза — березы — берез;

ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей; елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;

ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.

лист – листья дерево — …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

Одно дерево — два дерева — пять деревьев

одна ветка — две ветки — пять веток

один дуб – два дуба – пять дубов

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

5.Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

одна береза, две…, три…, четыре…, пять …

одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…

6.Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» на образование относительных прилагательных.

Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,

Лист берёзы — берёзовый;

Лист рябины — рябиновый;

Лист дуба — дубовый;

Лист сосны — сосновый;

Лист клёна — кленовый.

Ветка сосны — сосновая;

Ветка тополя — тополиная;

Ветка осины — осиновая;

Ветка липы — липовая.

8.«Назови предмет со словом «сосновый»»

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

12.Упражнение «Подскажи словечко» на употребление предлогов.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.

* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.

Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

1.Придумать загадку-описание о любом дереве.

2. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану:

как называется дерево;

хвойное, лиственное или фруктовое;

в каком лесу растет;

как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

какую пользу приносит.

3. Выучить рассказ наизусть.

Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».

4. Выучите вместе с детьми:

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.

Задание на тренировку слухового внимания

— Послушай внимательно, найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:

Вы ответьте мне друзья,

Только деревья я полила?

Развитие фонематической стороны речи.

Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И;О;Ы; У].

— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;

— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…

Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).

(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)

— Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).

Развитие логического мышления.


1. Учить отгадывать загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?

Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).

Это деревце придет.

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Весной роняет слезы

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

На них шапочки резные.

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

береза, клен, тополь, колокольчик.

ель, дуб, осина, тополь.

липа, осина, клен, яблоня.

Развитие мелкой моторики.

1.Упражнения для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки

Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями

Вот дубовый, Загибают по одному пальчику

Вот кленовый, на обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают

Ветер бросил на тропинку. ладони на стол

4.Выложите елку из счетных палочек или спичек .


ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»

Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

Источник

Для родителей

1.Рассмотрите вместе с детьми деревья на улице и расскажите им:

названия основных деревьев( березу, тополь, липу, клен, рябину, дуб сосну, ель. (наклейте или нарисуйте их)

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).Уточнить, как одним словом это все называется.

Познакомить дополнительно с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.

их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые;

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

отличие ели от сосны; дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить с шиповником. о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, древесина)

Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию.

как меняются деревья в различные времена года.

Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий. Объяснить значение слова гербарий.

2. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом

(Спросите у детей какие слова они назвали, ответ «Слова-действия»)

3. Подбери признаки (не менее трех признаков):

ДЕРЕВЬЯ. Грамматические упражнения (грамматический строй речи).

1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

тополь — тополек,дуб — дубок, дубочек

осина — осинка, осиночка,береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка,ива — ивушка,

елка — елочка,сосна — сосенка,

клен — кленок,яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,лес — лесок,

2.Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

одно высокое дерево — два(3,4) высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две(3,4) сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два(3,4) могучих дуба — пять могучих дубов.

5.«Назови какой, какая?»

Лист берёзы — берёзовый;

Лист рябины — рябиновый;

Лист дуба — дубовый;

Лист сосны — сосновый;

Лист клёна — кленовый.

Ветка сосны — сосновая;

Ветка тополя — тополиная;

Ветка осины — осиновая;

Ветка липы — липовая.

6.«Назови предмет со словом «сосновый»» (ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКАНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.

11. Выучить рассказ наизусть.

Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».

12. Выучите вместе с детьми(СЛЕДИТЕ ЗА ЗВУКАМИ)

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Развитие фонематической стороны речи.

Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И].

— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;

— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…

Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

Клен, рябина, ель, тюльпан; береза, дуб, шиповник, тополь; яблоня, смородина, черемуха, рябина; осина, липа, дуб, ель; сосна, тополь, рябина, ива; береза, клен, тополь, колокольчик. ель, дуб, осина, тополь. липа, осина, клен, яблоня.

Выложите елку из счетных палочек или спичек.

Источник

«Дерево» — 35 одкоренных слов

Однокоренные сло­ва к сло­ву «дере­во» — это близ­кие по смыс­лу лек­се­мы с общим кор­нем дерев-/древ-. Родственные сло­ва ука­жем сре­ди суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов. Определим, сло­ва «дере­во» и «дерев­ня» одно­ко­рен­ные или нет.

Прежде чем подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «дере­во», выяс­ним его глав­ную мор­фе­му. Корень, в кото­ром содер­жит­ся общее зна­че­ние род­ствен­ных слов, объ­еди­ня­ет их по смыс­лу в одну семью.

Корень слова «дерево»

Чтобы узнать, какой корень в этом сло­ве, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор, но преж­де опре­де­лим, к какой части речи оно при­над­ле­жит.

У крыль­ца наше­го дома рас­тет могу­чее дере­во.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выяс­ним, что эта лек­се­ма явля­ет­ся суще­стви­тель­ным сред­не­го рода, на что ука­зы­ва­ет окон­ча­ние .

Чтобы убе­дить­ся в этом, изме­ним это сло­во в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла по паде­жам:

Сравним окон­ча­ния и ука­жем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му . Значимая часть -дерев- — это корень, в кото­ром заклю­че­но общее зна­че­ние род­ствен­ных слов, кото­рое

«име­ет отно­ше­ние к мно­го­лет­не­му рас­те­нию с твер­дым ство­лом и отхо­дя­щи­ми от него вет­ка­ми с листья­ми».

Запишем мор­фем­ный состав это­го сло­ва в виде схе­мы:

дерев о — корень/окончание

С кор­нем -дерев- ука­жем сло­ва раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «дерево»

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

Однокоренные существительные

С помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

В корне неко­то­рых слов исче­за­ет бег­лая глас­ная «е». Главная мор­фе­ма при­об­ре­та­ет вид дерев-/древ-.

Укажем слож­ные сло­ва с кор­нем -дерев-:

Однокоренные прилагательные

Корень дерев-/-древ- про­сле­дим в соста­ве слов, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак:

Среди одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных суще­ству­ет мно­же­ство тер­ми­нов — слож­ных слов, свя­зан­ных с дере­во­об­ра­бот­кой и про­из­вод­ством мате­ри­а­лов:

Однокоренные глаголы

С помо­щью суф­фик­сов и при­ста­вок обра­зу­ем одно­ко­рен­ные гла­го­лы. Они по смыс­лу свя­за­ны с кор­нем -дерев- и обо­зна­ча­ют дей­ствие:

Однокоренное наречие

От при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем одно­ко­рен­ное наре­чие:

дере­вян­ный → дере­вянн о согнуть­ся.

«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?

Иногда к одно­ко­рен­ным сло­вам при­чис­ля­ют суще­стви­тель­ное «дерев­ня» и все сло­ва, свя­зан­ные с ним по смыс­лу:

У слов «дере­во» и «дерев­ня» суще­ству­ет толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ское род­ство. Эти сло­ва воз­ник­ли на осно­ве гла­го­ла «драть» и его фор­мы 1 лица един­ствен­но­го чис­ла «деру». Деревней назы­ва­ли место, отво­е­ван­ное у леса. Освободив его от дере­вьев, здесь сели­лись люди. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у это­го сло­ва дру­гой корень:

деревн я — корень/окончание

Да и по смыс­лу лек­се­ма «дерев­ня», обо­зна­ча­ю­щая посе­ле­ние людей в сель­ской мест­но­сти, весь­ма дале­ка от назва­ния мно­го­лет­не­го рас­те­ния с твер­дой корой и дре­ве­си­ной.

ВыводВ рус­ском язы­ке сло­ва «дерев­ня» и «дере­во» («дере­вья») не явля­ют­ся род­ствен­ны­ми.

Источник

Однокоренные слова к слову «дерево»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «дере­во» — это близ­кие по смыс­лу род­ствен­ные сло­ва «дерев­це», «дере­вяш­ка», «дере­вян­ный», «оде­ре­ве­неть», «дере­вян­но» с общим кор­нем дерев-/древ-. Родственные сло­ва ука­жем сре­ди суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Определим, сло­ва «дере­во» и «дерев­ня» одно­ко­рен­ные или нет в совре­мен­ном рус­ском языке.

Прежде чем подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «дере­во», выяс­ним его глав­ную мор­фе­му. Корень, в кото­ром содер­жит­ся общее зна­че­ние род­ствен­ных слов, объ­еди­ня­ет их по смыс­лу в одну семью.

Корень слова «дерево»

Чтобы узнать, какой корень в этом сло­ве, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор, но преж­де опре­де­лим, к какой части речи оно принадлежит.

У крыль­ца наше­го дома рас­тет могу­чее дерево.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и прилагательными:

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выяс­ним, что эта лек­се­ма явля­ет­ся суще­стви­тель­ным сред­не­го рода, на что ука­зы­ва­ет окон­ча­ние .

Чтобы убе­дить­ся в этом, изме­ним это сло­во в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла по падежам:

Сравним окон­ча­ния и ука­жем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му . Значимая часть -дерев- — это корень, в кото­ром заклю­че­но общее зна­че­ние род­ствен­ных слов, которое

«име­ет отно­ше­ние к мно­го­лет­не­му рас­те­нию с твер­дым ство­лом и отхо­дя­щи­ми от него вет­ка­ми с листьями».

Запишем мор­фем­ный состав это­го сло­ва в виде схемы:

С кор­нем -дерев- ука­жем сло­ва раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «дерево»

что делает деревья глаголы. Смотреть фото что делает деревья глаголы. Смотреть картинку что делает деревья глаголы. Картинка про что делает деревья глаголы. Фото что делает деревья глаголы

Однокоренные существительные

С помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные существительные:

В корне неко­то­рых слов исче­за­ет бег­лая глас­ная «е». Главная мор­фе­ма при­об­ре­та­ет вид дерев-/древ-.

Укажем слож­ные сло­ва с кор­нем -дерев-:

Однокоренные прилагательные

Корень дерев-/-древ- про­сле­дим в соста­ве слов, кото­рые обо­зна­ча­ют признак:

Среди одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных суще­ству­ет мно­же­ство тер­ми­нов — слож­ных слов, свя­зан­ных с дере­во­об­ра­бот­кой и про­из­вод­ством материалов:

Однокоренные глаголы

С помо­щью суф­фик­сов и при­ста­вок обра­зу­ем одно­ко­рен­ные гла­го­лы. Они по смыс­лу свя­за­ны с кор­нем -дерев- и обо­зна­ча­ют действие:

Однокоренное наречие

От при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем одно­ко­рен­ное наречие:

дере­вян­ный → дере­вянн о согнуться.

«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?

Иногда к одно­ко­рен­ным сло­вам при­чис­ля­ют суще­стви­тель­ное «дерев­ня» и все сло­ва, свя­зан­ные с ним по смыслу:

У слов «дере­во» и «дерев­ня» суще­ству­ет толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ское род­ство. Эти сло­ва воз­ник­ли на осно­ве гла­го­ла «драть» и его фор­мы 1 лица един­ствен­но­го чис­ла «деру». Деревней назы­ва­ли место, отво­е­ван­ное у леса. Освободив его от дере­вьев, здесь сели­лись люди. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у это­го сло­ва дру­гой корень:

Да и по смыс­лу лек­се­ма «дерев­ня», обо­зна­ча­ю­щая посе­ле­ние людей в сель­ской мест­но­сти, весь­ма дале­ка от назва­ния мно­го­лет­не­го рас­те­ния с твер­дой корой и древесиной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *