что делает cto в стартапе
Кто такой СТО и каковы его задачи? Личный опыт и мнение технического директора
Привет, Хабр! Меня зовут Игорь Десятников, я Chief Technical Officer в компании Neuro.net. Несколько раз встречал на Хабре статьи с попыткой рассказать о роли СТО, об эволюции этой должности при расширении компании и т.п. С некоторыми вещами согласен, с другими — нет.
Сегодня расскажу о своем видении позиции СТО. Если получится — было бы отлично поднять в комментариях дискуссию. Если вы с чем-то не согласны, просто хотите дополнить или поделиться собственным опытом — давайте обсудим.
Кто такой CTO?
Есть разное понимание позиции CTO, причем вполне закономерно, что в каждой компании это может быть совершенно своя история. Приведу несколько примеров.
В одной компании хотят, чтобы кандидат на этой позиции был, по сути, тимлидом команды: писал код, проектировал решения и архитектуру, проводил ревью кода и выполнял прочие обязанности руководителя команды. Выстраивать процессы нужно лишь в рамках своей небольшой выделенной команды и все, что от тебя ожидается – это работающий продукт. Чаще всего такая роль СТО отводится в компании, которая находится на стадии стартапа и создания MVP продукта. По факту, им нужно быстро стартовать, запустить минимальный продукт и проверить его жизнеспособность.
В другой компании хотят, чтобы CTO занимался процессами разработки, инфраструктурой, управлением технарями. Это некий руководитель разработки. В западных компаниях есть еще такая должность VP of Engineering. Мне наиболее близка эта роль, хотя по своим обязанностям сейчас приходится делать еще много всего сверху.
В третьей компании могут хотеть, чтобы CTO занимался пресейлом, продвижением компании и маркетингом.
И каждая компания по-своему права, спорить здесь смысла нет. Считаю, что уже хорошо, когда основатели и акционеры в принципе понимают, что должен делать СТО в компании. Понимание задачи – первая стадия успешного ее решения.
На мой взгляд, у СТО есть “программа — минимум”: человек на этой должности должен понимать, какие основные возможности и риски есть у бизнеса, концентрироваться на них и фокусироваться на вопросе роста бизнеса.
Если подытожить, то в моем понимании СТО отвечает за стратегию технологического развития компании и руководит всем техническим блоком. Менеджерские навыки в этом смысле важнее технических. CTO это не тот, кто знает все, а человек, окруживший себя специалистами, которые знают все, что необходимо для развития компании, а он этим всем может управлять.
Как стать CTO?
Здесь я коротко расскажу свой путь роста, понятно, что у других коллег он может быть совершенно иным.
Мой путь к CTO пролегал через разработку и менеджмент. Я начал свою карьеру на позиции инженера по тестированию, потом перешел в разработчики и, в конечном итоге, вырос в тимлида команды разработки. В какой-то момент осознал, что хочу расти в менеджмент и управление, поэтому перешел на позицию Engineering manager. Далее несколько лет руководил большим отделом разработки на Highload-проектах. Лично я считаю, что CTO должен знать все технические процессы изнутри, знать боли и потенциальные узкие места. Именно такой путь, от тестирования до разработки и руководства департаментом, прошел я, но еще раз подчеркиваю, что он может быть совершенно другим.
Меня время от времени спрашивают: “Как вообще вырасти до руководителя отдела разработки или до тимлида”. Конечно, я помогаю разобраться, но часто это уже совсем не лидерская история. Чаще всего те, кто задают подобные вопросы, растут в управлении хуже, чем, так сказать, прирожденные лидеры. На мой взгляд для того, чтобы достичь всего перечисленного, лидером уже нужно быть, это, своего рода, личностные характеристики, soft skills, если хотите. Этому очень сложно научить, ты либо знаешь и можешь, либо нет.
Работа в Neuro.net и круг задач, которые нужно было решить
Когда я пришел в компанию, это случилось в конце 2019 года, команда была небольшой — всего 10 человек. Neuro.net была самым настоящим стартапом в самом начале пути: без процессов и четкой организации, но зато с планами по захвату мира. К счастью, последнее понемногу реализуем. Так, за очень непростой для всех 2020 год мы сумели вырасти сразу в 10 раз, так что сейчас под моим руководством около 110 человек. При этом мы продолжаем агрессивно расти. Мир, конечно, мы пока еще не захватили, но планы никуда не делись, все в силе.
Теперь о круге задач. В самом начале передо мной ставились цели по найму людей и выстраиванию бизнес-процессов. Понятно, что с быстрым ростом компании приходится процессы менять буквально на лету, где-то напильником (или даже рашпилем) их подшлифовывать, где-то вводить что-то новое. Все это заставляет тебя быть устойчивым к стрессу и уметь быстро переключаться с одного контекста на другой. Работы было и остается много, даже слишком.
Возможно, читателям будет интересно услышать про нюансы собеседования на позицию СТО. Так вот, вопросы могут быть совершенно разные, включая блок про найм команды, выстраивание бизнес-процессов, решение сложных конфликтных кейсов, методологии разработки и т.п. В остальном, часто это довольно объемное техническое собеседование: базы данных, сети, архитектура и прочее.
Самый адекватный вопрос, который я встречал на интервью: «У нас есть такая-то задача по разработке продукта и построению команды, как бы ты помог в ее решении?»
Нюансы работы СТО
Обязанность руководителя, в первую очередь, — выстроить работающий механизм. Если требуется частое погружение в детали, делать что-то вместо специалистов, которые не справились или плохо выполнили задачу – у тебя проблемы с управлением или, возможно, работу выполняют не те люди.
Настоящий признак эффективного руководителя – ему практически ничего не приходится делать самому. Необходимость вовлекаться в детали должна стать для руководителя плохим сигналом. Есть классная цитата, не помню, где я ее слышал, возможно она с Хабра: «Если ваш CTO не знает, как писать код — у меня для вас плохие новости. Если CTO у вас пишет код — новости еще хуже.»
Личный опыт в Neuro.net
Обычно мы проводим еженедельные митинги с каждой командой разработки, начиная с эксплуатации и заканчивая разработкой и тестированием. Там, где процессы не идеальны или много новых людей, встречаемся чаще: 2 или 3 раза в неделю. На этих собраниях традиционно обсуждаем что сделали, что планируем сделать, какие есть проблемы. Такая структура встреч позволяет всегда оставаться up-to-date, понимать, что происходит в команде и при необходимости давать кому-то обратную связь.
Есть периодические встречи, когда сотрудники могут задать любой вопрос, спросить про их боли, попросить помощи. Конечно, практикуются и индивидуальные встречи. Стараемся проводить их как можно чаще, т.к. на удаленке люди быстрее теряют связь с командой и компанией.
Иногда приходится собирать рабочие группы по каким-то проектам в разработке, которые требуют оперативности или ломают наш стандартный процесс разработки. Также у меня настроены дашборды и уведомления в JIRA, которые позволяют не выпадать из рабочего процесса.
Что касается проблем, то самая большая головная боль — где найти разработчиков, какой выделить под них бюджет и где его взять. Вообще история с деньгами очень тесно связана с жизнью СТО. Учитывая не всегда адекватный рынок IT, эта задача сильно усложняет повседневную жизнь.
Рабочее и личное время
Считаю важным осветить этот вопрос, поскольку он затрагивается не так и часто. Что касается меня, то все сложно. Это не та история, когда ты в 17.00 уходишь с работы и полностью переключаешься на свои личные дела, это просто невозможно сделать. Нет такого состояния, когда у тебя нет проблем или нет зон для улучшений, ты постоянно над чем-то размышляешь.
Периодически случаются срочные звонки, какие-то проблемы и прочее. Все это нужно решать и принимать решения очень быстро. Учитывая сумасшедший рост нашей компании, решения нужно принимать молниеносно и таких решений даже за один день может быть много. Думаю, что среди топ-менеджеров очень немного тех, кто способен «обнулиться» сразу же после выхода из офиса. Почему? Да просто потому, что в большинстве случаев это просто невозможно.
Советы руководителям
Периодически сталкиваюсь с историями, когда в компанию приходит новый руководитель. У него горят глаза, он практически сразу хочет все переделать на свой лад. Это типичная ошибка — ни в коем случае не стоит, не разобравшись в том, что есть, ломать существующую структуру и процессы, строя на развалинах что-то свое. Не факт, что новое будет лучше, чем было старое. Ситуация ухудшается тем, что на перестройку и все эти революции компания тратит дофига времени, теряя по пути ценных сотрудников, которые не смогли или не захотели смириться с переменами.
Так что первый совет от меня: сначала внимательно изучите, как всё устроено. Меняйте только то, в чем объективно назрели скорейшие перемены, и обязательно объясняйте коллективу, почему и зачем вы это меняете. Поддерживайте и развивайте дальше то, что и так дает хорошие результаты. Не ломайте то, что работает хорошо, вы вызовете большой негатив у команды. Подробно можно почитать здесь.
Второй совет, который хочу дать и который актуален для меня вот прямо сейчас: оберегайте команду технарей от бизнеса и их хотелок, станьте буфером между техническим отделом и продавцами. Иначе вы просто превратитесь в инструмент для реализации желаний других отделов, никакого стратегического развития не будет.
Ну и совет номер три: регулярно «сверяйте часы» с каждым сотрудником, который важен для вас и компании. Разговаривайте с вашими ключевыми сотрудниками и обсуждайте с ними все, что их беспокоит. Возможно, вы и понятия не имеете об этих проблемах или человек, которого они волнуют, неправильно понимает ситуацию. В любом случае, важно открыто их обсудить.
Читайте профильную литературу. Меня в свое время очень впечатлила книга Рэя Далио «Принципы», до сих пор считаю ее лучшей бизнес-литературой по управлению, несколько раз перечитывал. Книги попроще можно найти по ссылке.
CTO всея стартапа
Гость нового выпуска подкаста «Сушите вёсла» — Android-разработчик, технический директор, автор telegram-канала «Android в лицах» и создатель стартапа PapaJobs Саша Смирнов. В этот раз обсуждаем сразу несколько тем: чем полезны стартапы специалисту, кто такой CTO, а также ищем разницу между Developer и Software Engineer.
Железные разработчики Redmadrobot Артём Кулаков и Рома Чорыев регулярно находят интересных гостей и приглашают их в студию. На месте ребята обсуждают всевозможные стороны создания ИТ-продуктов, делятся опытом и шутят шутки разной степени сложности.
Гость седьмого выпуска — разносторонний специалист, имеющий опыт работы как в больших компаниях, так и в стартапах. Поэтому этот подкаст получился обо всём важном: о развитии разработчика в стартапе, о том, как стать CTO и что нужно качать в процессе, и как нащупать разницу между «разработчиком» и «инженером».
Прикрепляем подкаст и ответы на несколько волнующих вопросов:
Тайминг
03:25 — Зачем люди идут работать в стартап?
10:04 — Какие есть плюсы и минусы?
20:42 — Карьерный рост в стартапе возможен ли?
22:38 — Как выглядит senior разработчик из стартапа на рынке?
28:50 — Не прошло ли время стартапов и стоит сейчас их запускать?
33:35 — CTO — что скрывается за этими буквами?
34:16 — Кто такой технический директор и чем он занимается?
39:20 — А CTO настоящий директор или так для красоты назвали?
41:22 — Нужно ли хотеть стать техническим директором обычному разработчику и как это сделать?
52:31 — Developer vs Software Engineer: большие компании любят говорить, что у них работают не разработчики, а инженеры. Это понты или что-то за этим все-таки стоит?
54:26 — В чем принципиальное различие между этими видами специалистов?
1:08:00 — Не кажется ли, что это просто «приличное» название fullstack-разработчиков?
Зачем нужны стартапы
Саша рассказал, что ему нравится делать продукт с нуля: придумывать, как и что будет работать, улучшать жизнь людей. Он считает, что в продуктовой компании сложнее повлиять на какие-то решения, а в стартапе в этом плане свобода, ведь ты не ограничен своей «песочницей».
Если говорить про крупные компании, то там ты сильно завязан на той «песочнице», которую тебе выделили, и идти куда-то дальше сложно. Когда ты находишься в стартапе, то ты создаешь продукт с нуля, и в этом случае impact может быть больше, чем при выпуске еще одной фичи в готовом продукте.
Минусы тоже есть, один из главных — вопрос денег. Если стартап «выстрелит», то заработать можно много. Но до этого момента высок шанс получать ниже рынка, а по опыту нашего гостя, даже быть без зарплаты какое-то время. Тут уже вступает в силу выбор каждого отдельного специалиста — что ему важнее в конкретный момент времени.
А что насчёт карьерного роста в стартапе
Саша объяснил, что карьерный рост в стартапе очень быстрый. Ты понимаешь, как всё устроено в проекте, поэтому, если появляется новая интересная позиция, скорее возьмут человека «изнутри». Но с другой стороны, в стартапе достаточно легко взять столько ответственности, что тебя может буквально «разорвать».
Психологический фон, наверное, это один из минусов. Особенно в нашей культуре. Допустим, чем хороша культура Сан-Франциско и почему «силиконовая долина» случилась там? Там ты берёшь деньги у инвесторов, пробуешь сделать стартап, и он, например, сгорает. Ты идёшь и пишешь другую идею, и получаешь деньги на снова. Ну, потому что ты можешь иметь право на ошибку — это нормально. Более того, тогда, когда ты ошибся, это более ценно, т.к. тогда ты больше не совершишь такой промах. А у нас как считается? Ты не имеешь права на ошибку, т.е. у нас мало денег, у нас мало возможностей, у нас нет права на ошибку — работайте. И вот когда у тебя нет права оступиться, то делать инновации сложно, потому что инновации — это про ошибки. Я сделаю их 100 штук, а 101 «взлетит» и даст мне х100.
Кто такой CTO
CTO или технический директор, или главный инженер — человек, отвечающий за технологическую часть производства: за развитие и разработку новых продуктов. Так говорит «Википедия», но в разговоре в студии выяснили, что конкретного объяснения этой позиции нет. Слово Саше Смирнову:
Это хороший вопрос, чёткого ответа не даст никто, а всё что дают, это просто какой-то набор мнений. CTO — достаточно запутанная позиция, которая может за много чего быть в ответе. Чаще всего и лучше её понимать как должность человека, ответственного за технологии.
Опираясь на свой опыт, Саша поделился представлением о том, как должен выглядеть технический директор в идеальном мире:
В идеальной ситуации это специалист, который «оунит» все направления технологий. Он понимает «боли» бизнеса и задачи, которые ему предстоит решать, и понимает, как технологии будут этому помогать. Он может сказать, каких людей нужно нанимать, какие инструменты важно использовать, он может подсказать, сколько времени придётся потратить на принятие или изменение, и прочее.
Кроме того, по мнению гостя, идеальный CTO должен следить за стеком технологий: вовремя его обновлять. Человек на этой позиции принимает решения, отвечает за ресурсы и постоянно находится в контексте бизнес-стратегии компании.
Какие скиллы должны быть у CTO
Саша, Артём и Рома обсудили, что изначально такой специалист должен быть хорошим разработчиком. Второе по важности — умение управлять командой и понимание, какие технологии стоит использовать прямо сейчас.
Нужно понимать, что это обширный вопрос, когда мы говорим о CTO. В самом начале ты должен быть классным разработчиком либо просто уметь разрабатывать. Если мы говорим дальше, то ты должен уметь управлять командой: уметь попадать в сроки, понимать, как решать задачи, не зная абсолютно, как и что работает, и уметь коммуницировать. Идем дальше, ты должен уметь нанимать, выбирать технологии — то есть, у тебя, получается, еще какое-то видение должно появляться, и, по сути, у тебя должна быть стратегия. То есть важно качать leadership, стратегическое мышление и подобные вещи.
Developer и Software Engineer: в чём разница?
В студии случилась настоящая дискуссия на этот счёт. У каждого участника свой опыт и взгляд на эти понятия и то, что на самом деле за ними стоит. Мнения — разные, но одинаково интересные. Поэтому лучше один раз услышать с 52:31, чем сто раз прочитать.
Слушайте подкаст на удобной платформе: Soundcloud, Apple, Google Podcasts.
Полезные материалы
Предыдущие выпуски подкаста «Сушите вёсла»
QA для начинающих: как протестировать ракету или самолёт
Архитектор ПО: зачем он нужен и в чём его проклятие
Что хочет получить бизнес, нанимая СТО?
Мы в New.HR специализируемся на поиске экспертов в IT и в интернет-бизнесах. Одно из наших ключевых направлений работы — Executive Search, в том числе найм CTO в продуктовые технологические компании.
По нашим наблюдениям, соискатель и бизнес могут по-разному оценивать важность тех или иных компетенций и бэкграунда.
Примеры таких расхождений:
Мы расскажем про тех CTO, которые работают в технологических продуктовых интернет-компаниях. Условно такие компании можно поделить на:
Роль технического директора тесно связана с этапом развития компании и текущими запросами CEO или основателя бизнеса. В зависимости от этого можно встретить разные типы и роли СТО. Мы рассмотрим обобщённые сценарии, которые встречаются в нашей практике наиболее часто.
Функциональная роль: руководитель группы разработки/менеджер проекта
Какие задачи обычно решает:
Какие задачи обычно решает:
Успешность и заработок СТО чаще всего напрямую взаимосвязаны с успешностью компании. Технический директор как часть ключевой управленческой команды принимает решения, которые напрямую влияют на операционные показатели компании. Особенно велико его влияние в случае, если ключевой продукт компании — технологический.
Компенсация технических директоров растёт вместе с уровнем компании, её операционными показателями, количеством постоянных и лояльных пользователей, прибылью компании от этих пользователей.
Какие задачи обычно решает:
1. Лидерские качества:
2. Управление людьми:
3. Техническое лидерство:
В заключении, хотим дать рекомендации для стартапов, которые ищут себе CTO и не могут себе позволить нанять профильное хантинговое агентство:
Дисклеймер: эти советы могут сработать для вас, если вы стартап. В случае же, если вы развивающаяся или крупная компания, вам может потребоваться другой подход. Вам может быть важна репутация, а также необходим деликатный, конфиденциальный и точечный подбор среди круга подходящих кандидатов. В этом случае, вам стоит работать с профильным хедхантинговым агентством.
Если вы только планируете становиться техническим директором или если вы уже являетесь CTO и у вас есть вопросы по вашей карьере, напишите нам (cv@new.hr), мы постараемся помочь.
В нашем стартапе сейчас 8 человек.
Зарплата моя, как директора, 12.000₽. Зарплата CTO 20.000 рублей. У штатных сотрудников 25-35 тысяч.
Руководитель стартапа не должен получать больше сотрудника.
Встречаются два генерала российский и американский.
Российский генерал гордо сообщает американскому:
— Российский солдат принимает пищу три раза в день и получает 2000
килокалорий!
Американский генерал:
— А американский солдат получает 4000 килокалорий!
Российский генерал краснеет и орет:
— Врешь НАТОвская морда, не может солдат съесть два мешка брюквы.
Посыл понял 😂 согласен, что обозначенные цифры ниже человеческих, и не говорю, что так у всех должно быть
Конечно, стремимся, к хорошим показателям
Офис в Иваново. ЗП сотрудников выше средней по местному рынку. У большинства есть ВО в профильном направлении.
Подскажите, пожалуйста, как можно купить айфон при зп около 10% от его цены?
Я подрабатываю копирайтером, сдаю в Москве в субаренду квартиру, в ремонт которой когда-то вложился, торгую на бирже, выходит без отрыва от стартапа плюсом 50-70к в месяц.
Айфоны не только новые на рынке продаются
Понимаю. Я редко технику обновляю, личным автомобилем не владею, одежду покупаю пару раз в год, не пью / не курю, короче не трачу особо 🙂
ох, ваши бы ЗП нам на московский рынок! 🙂
У ребят есть возможность уехать в МСК, просто, вероятно, зависит от стартапа / задач. Если они академические, инновационные, то, думаю, решает интерес именно к этому. И деньги уходят на второй план.
У CTO привязка к показателям + минимальный оклад.
Ничего хорошего в том, что сотрудник получает 30, а его руководитель 12 нет. Вашему CTO желаю счастья, успехов и здоровья, но скорее всего он мог бы зарабатывать в 20-30 раз больше, занимаясь примерно тем же самым в том же самом направлении(даже если вы суперинновационные)
Super! Как никогда во время ответили на вопросы в плане: а что должен, что развивать, сколько просить и что изучать далее.
Конечно еще бы закрытую инфу, что-то вроде того, какая на рынке ситуация, спрос/предложение по этому sku.
спасибо за фидбек! подумаем в эту сторону, сможем ли чем-то таким из инсайдов поделиться 🙏
Прочитал пост, масса вопросов/комментариев.
1) > не IT-компании (даже если они стремительно диджитализируются).
Что для вас IT-компании и где проходит грань?
2) > Причём в большинстве случаев предыдущий опыт связан именно с бэкенд разработкой, а не с фронтендом или мобайлом.
Есть какая-то выборка или это по ощущениям? Если это действительно так, то почему по вашему мнению так происходит?
3) >Другая ключевая зона роста — менеджмент, умение решать проблемы в области управления людьми.
Как правило, это основная проблема СТО в стартапе и ее часто сами СТО игнорируют.
4) >Отдельная актуальная и очень востребованная компетенция — умение выстраивать и развивать технический бренд компании.
Нет, зачем, зачем тут это? В первые годы компании совершенно не до этого. Единственное исключение, если компания разрабытывает продукт типа Docker.
5) >Доход: Премии по KPI / В некоторых случаях имеют опционы, особенно если подключились к компании на ранних этапах.
В стартапе, особенно без инвестиций, как описано в посте, нет таких денег. Кроме того, если СТО пришел в стартап и у него нет доли в компании (equity, а не option), то это очень большой вопрос к СЕО почему так.
6) >На этом этапе важная зона роста для CTO — умение разговаривать с бизнесом на одном языке. Для персонального роста важно вовремя понять интересы не только разработки, но и бизнеса, чтобы балансировать между ними и находить компромисс/консенсус.
Это вообще критерий для того, чтобы разработчик мог считаться СТО. СТО не может не понимать как работает бизнес и обязан понимаеть его интересы всегда.
7) >Чаще всего CTO на этом этапе всё ещё не обладает необходимым уровнем экспертизы и опыта, чтобы отвечать за создание собственных технологий, которые могут обеспечить бизнесу конкурентное технологическое преимущество.
А зачем это вообще нужно? Особенно в развивающейся компании?
Кто такой CTO (Chief Technical Officer): что, зачем, за сколько?
Chief Technical Officer — представитель топ-менеджмента компании (помимо английской аббревиатуры, можно встретить название «технический директор»), который определяет технологическую стратегию компании и отвечает за внедрение новых технологий — все ради достижения финансовых и стратегических целей бизнеса.
В зависимости от целей конкретной компании, CTO может быть руководителем всего IT-подразделения или отвечать за отдельные блоки (как правило, во втором случае CTO подчиняется CIO).
По сути, CTO отвечает за разработку новых продуктов, оптимизацию производства и внедрение новых процессов в структуру деятельности компании.
Что CTO делает и зачем?
Список обязанностей и примерных рабочих задач CTO можно представить так:
определяет стратегию развития технологий;
отвечает за бюджет;
определяет технологический стек;
определяет подходы к разработке, исследованиям и запуску новых продуктов;
обеспечивает соответствие инфраструктуры целям компании;
является основным контактным лицом для руководства компании с точки зрения технологий;
отвечает за наем, а также за эффективную работу технических подразделений.
Все это для того, чтобы благодаря запуску новых продуктов и реализации технологической стратегии успешно достигать бизнес-цели компании. Это можно назвать основной задачей технического директора.
Среди проектов, над которыми CTO предстоит работать ради выполнения своей основной задачи, можно перечислить:
внедрение гибких подходов к разработке;
выстраивание продуктового подхода в компании;
переход на новый технологический стек;
вывод на рынок новых продуктов;
повышение отказоустойчивости сервисов и производительности систем;
разработка новых систем и доработка существующих.
Самое интересное — это работа с людьми, формирование сильных результативных команд с комфортными условиями работы. Новые идеи, реализацией которых никто не занимался, и творческий процесс поиска решений сложных задач. Продукты, технологии и подходы, способные быстро принести ценность. Есть в нашей работе и не очень интересное, но порой необходимое — бюрократия и рутина, где-то их больше, где-то меньше.
Где и как учиться?
Поскольку речь в этом тексте, в отличие от предыдущих, идет о роли топ-менеджера, сертификата об успешном прохождении онлайн-курса точно будет недостаточно.
Сейчас на рынке приветствуется микс из высшего технического образования и дополнительного образования (к примеру, MBA) в области финансов и/или стратегического управления компанией и/или сфере диджитал. Подобное сочетание дает представителям профессии широкий кругозор и хорошее понимание бизнеса.
Но стоит отметить, что в первую очередь работодатели смотрят на предыдущий опыт, реализованные проекты и размер бизнеса или команд, которыми управлял кандидат.
Основные требования
Важно отметить, что, несмотря на «технологичность» роли (слово «технический» даже вынесено в название), для позиции CTO soft skills могут оказаться важнее и значимее, чем hard skills.
В целом список требований обычно выглядит так:
опыт управления технологическим подразделением в компании из той же или похожей индустрии (к примеру, в IT-компании, как правило, приглашают кандидатов, имевших опыт работы с аналогичными/похожими продуктами, а в розничные компании — кандидатов с опытом работы в рознице и/или в электронной коммерции);
стратегическое видение (умение сопоставить бизнес-цели компании с задачами своего подразделения);
опыт управления аналогичной или близкой по численности командой;
опыт реализации похожих или аналогичных проектов (к примеру, если компания планирует трансформировать интернет-магазин в маркетплейс, то от кандидатов будет ожидаться опыт запуска и/или развития маркетплейса);
развитые коммуникативные навыки (в данной роли большую долю рабочего времени будет занимать общение с бизнесом, продажа своих идей, а также защита стратегии/проектов);
сильные лидерские навыки (за техническим директором идет большая команда, поэтому важно, чтобы сотрудник умел вдохновлять людей);
развитые навыки самопрезентации (часто роль СТО — публичная, представители этой профессии частые гости на различных мероприятиях, что ко всему прочему крайне важно для Employer brand);
английский язык (даже если речь идет о российском бизнесе, в бизнес-сообществе и на мероприятиях много экспатов, важно, чтобы технический директор чувствовал себя комфортно в такой среде).
При этом относительно самого первого пункта существует миф, что компании рассматривают на роль технического директора только кандидатов из компаний-конкурентов.
Подходы в рамках одной индустрии часто похожи. А в конкурентной борьбе в текущих реалиях выигрывает та компания, которая первой находит абсолютно новые подходы к решению стандартных задач или может первой предложить новые продукты своим потребителям. Поэтому в последнее время мы часто слышим от клиента запрос: «Только не из нашей индустрии, хотим кандидата со свежим взглядом на наш рынок».
Михаил Леонов, ex. CTO Delivery club:
Помимо общего технического бэкграунда и образования, я считаю, что для СТО важны кругозор и любознательность. Чем большим количеством информации обладает CTO, тем более взвешенные он принимает решения. Информацию нужно получать из обучения, книг, статей и опыта — в процессе работы над задачами.
Павел Рудлевский, СТО Х5:
Я убежден, что нужен hands-on опыт в том, чем управляешь. Хорошие СТО вырастают из тимлидов, delivery manager’ов. Важен опыт организации работы команд, поэтому управление продуктами, проектами не менее востребовано. Крайне востребованы soft skills — навыки убеждения, грамотная коммуникация, умение договариваться. Из персональных качеств лично мне помогают высокий EQ и PQ.
Основные мотиваторы и заработная плата
Мотиваторы снова можно разделить на материальные:
амбициозность проектов, которые необходимо начинать/развивать,
зона ответственности, степень влияния на бизнес компании,
команда лидеров, с которой предстоит работать,
планы компании по развитию.
Заработная плата в среднем варьируется от 350 тысяч до 1,5–2,5 миллионов рублей: все зависит от размера бизнеса.
Больше всего меня мотивируют новые нетривиальные задачи и люди, с которыми вместе добиваешься результатов и растешь, баланс применения и получения знаний и навыков.