что делает человека великим
Что делает человека великим
Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным, как предлагал в 1513 году Никколо Макиавелли в своем знаменитом трактате «Государь»? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди?
А может, правильный ответ дал великий Лао-цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?
Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.
2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.
3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели, или обладать беспринципностью Макиавелли.
4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности.
Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком.
Как воспитать в себе качества лидера
Вы хотите знать о психологии больше, но многотомные труды ученых отпугивают своей масштабностью? Теперь не придется тратить годы жизни на изучение такой увлекательной науки, как психология.
Все, что вы хотели знать о психологии, – просто, наглядно и интересно. Эта книга – совсем не скучный учебник для вуза, напичканный теориями и концепциями – с доказательствами, обоснованиями и другими пугающими терминами. Наоборот! Это живое повествование, щедро приправленное фактами, примерами и иллюстрациями.
Всего за пару вечеров вы познакомитесь с удивительным миром психологии, удовлетворите свое любопытство и, что тоже важно, при случае сможете поддержать светскую беседу.
Что нужно, чтобы стать лидером
В начале XX века, когда Великая депрессия и Вторая мировая война заставили человечество всерьез задуматься, что делает человека лидером, в мире психологии возник большой интерес к этой теме. Большинство ранних теорий было сосредоточено на том, какие качества делают людей лидерами или их последователями, но позже ученые сфокусировались на навыках и ситуационных факторах. Существует много теорий лидерства, но все их можно поделить на восемь основных типов.
Теория великого человека
В основе теории великого человека лежит идея, что способность к лидерству представляет собой врожденное качество, что великими лидерами рождаются, а не становятся. Первым такое предположение сделал британский историк и философ Томас Карлейль. В XIX столетии, когда идеи этого ученого находились на пике популярности, многие считали, что его правоту подтверждает сама жизнь таких великих людей, как Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Александр Македонский и Юлий Цезарь.
Теория обстоятельств
Согласно этой теории, лидерские способности обусловлены факторами обстоятельств, к которым относятся стиль лидерства, выбираемый в конкретном случае, поведение и способности его последователей и многое другое. Нет универсального стиля лидерства, одинаково эффективного во всех ситуациях; в определенных обстоятельствах один стиль управления подходит больше остальных. Следовательно, лидеры, успешные в одной контекстуальной среде, могут потерпеть полный крах в другой.
Теория личностных черт
Эта теория подобна теории великого человека: обе основываются на предположении, что некоторые люди от природы наделены определенными качествами, делающими их более подходящими для лидерства. Придерживающиеся такого мнения психологи в основном пытаются выявить особенности личности или поведенческие характеристики, общие для всех лидеров.
Одна из проблем этой теории обнаруживается при поиске ответа на вопрос: почему люди, явно обладающие нужными качествами, далеко не всегда становятся лидерами, и почему люди с практически одинаковыми качествами характера становятся либо эффективными лидерами, либо последователями, а некоторые даже совсем не преуспевают в искусстве управления?
Ситуационные теории
Ситуационные теории основываются на идее, что лидеры выбирают наилучший образ действий в зависимости от конкретных условий. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, и, выбирая тот или иной стиль, нужно учитывать обстоятельства. К главным ситуационным факторам относят способности последователей и мотивацию лидера. Кроме того, следует включить в этот ряд восприятие лидером ситуации и своих последователей, а также его настроение и самовосприятие. Все это в значительной мере влияет на дальнейшие действия и поступки лидера.
Теория определяющей роли последователей
В основе этой теории лидерства лежит идея о том, что успешный лидер всегда руководствуется мнением и вкладом других людей. При этом типе лидерства поощряются энтузиазм и участие последователей в процессе принятия решений. Такой подход позволяет людям чувствовать свою вовлеченность в процесс принятия решений и заинтересованность в исходе дела, делает их более преданными и целеустремленными. При этом следует отметить, что только от лидера зависит, будет ли людям предоставлено это право и возможность.
Бихевиористские теории
В отличие от теорий великого человека и теорий личностных черт, бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами не рождаются, а становятся. Лидерству можно научиться путем приобретения специальных навыков и наблюдения.
Трансформационные теории
Трансформационные теории, которые также называют теориями отношений, сфокусированы на взаимоотношениях между лидером и его последователями. Обязанность лидера – сделать так, чтобы его последователи понимали важность задачи и пользы от ее правильного выполнения; для этого нужно мотивировать и вдохновлять людей. В этой теории акцент делается не только на эффективности группы, но и на том, чтобы каждый ее член в полной мере реализовал свой внутренний потенциал. Таким образом, лидерство трансформационного типа изначально предполагает соответствие высоким морально-этическим стандартам.
Трансакционные теории
Трансакционные теории, или теории управления, подчеркивают роль контролера, эффективность группы и важность четкой организации. Лидерство трансакционного типа базируется на системе вознаграждений и наказаний, а также на четком понимании последователями, чего от них ожидают. Обычно такое лидерство ярче всего проявляется в рабочей среде. Если сотрудник успешен, его награждают, если он не выполняет задание, его наказывают либо налагают взыскание.
Итак, как стать великим лидером? Лидерами рождаются или становятся? Может ли лидер добиться лучших результатов, если будет прислушиваться к мнению своих последователей? Можно ли научиться эффективному лидерству? Возможно, для этого действительно достаточно добиться того, чтобы люди в полной мере реализовали свой потенциал, или все-таки успешность лидера определяется созданной им эффективной системой вознаграждений и наказаний?
Наше понимание лидерства и того, как люди реагируют на разные его стили, весьма существенно сказывается на преуспевании в реальном мире. Но что делает человека великим лидером? Ответ на этот вопрос прост: единого рецепта не существует, и у каждого лидера свой путь.
Ученые объяснили, что делает человека великим
Однако он советует не принижать роль изначального уровня интеллекта в достижении успеха на каком-либо поприще. Хэмбрик поясняет, что люди с мощной кратковременной памятью (ее еще называют «рабочая память») лучше выполняли задания в ходе исследования, чем обладающие большим опытом или знанием поставленных задач испытуемые. Рабочая память определяет способность человека «держать в уме» фрагменты информации, ее принцип работы схож с оперативной памятью компьютера. К слову, исследование включало такие сложные задания как чтение нот с листа. Он спорит с известным журналистом газеты The New York Times Дэвидом Бруксом, который в своей книге «Социальное животное» пишет: «В теории человек с показателем IQ 150 умнее того, у которого 120, но когда речь идет о достижении успеха в жизни, эти лишние 30 баллов мало что дают». Хэмбрик же считает, что жизненное превосходство напрямую зависит от уровня интеллекта. Исследование показало, что на этот уровень влияют как гены, так и факторы окружающей обстановки. Люди долго искали способ повысить IQ, прибегая к различным способам и используя разные методики воздействия. Однако до сих пор такое средство не нашли, поскольку большую роль играет наследственность. Как великие становятся великимиЧтобы добиться успеха любой области, необходима ежедневная практика. Необходимо брать телефон и звонить клиентам или брать кисточку и рисовать картину, приходить в студию и петь или танцевать. Каждый божий день. «Привычка к творчеству» известный американский хореограф Твайла Тарп делится рекомендациями о том, как сделать творческий процесс максимально эффективным и делится историями людей, которые уже добились успеха, иногда всемирного. Почитайте эти 5 историй о том, за счет чего люди становятся великими в своем деле. 1. Не существует гениев «от природы» — великий композитор. Многие ошибочно полагают, что он просто от природы был талантлив. Но это так. Во-первых у него был отец, который уделял его обучению массу времени. Во-вторых сам моцарт проводил огромное количество часов за упражнениями. Его пальцы даже деформировались от бесконечных занятий и концертов. «В реальной жизни, одарил вас Бог или нет, работать все равно придется. Без обучения и подготовки любой талант останется останется не раскрытым». Прежде чем стать великим, Моцарт написал 24 посредственных симфонии. И только после этого он выдал что-то настолько прекрасное, что выдержало испытание временем и вошло в историю музыки, — cимфонию No 25. До сих пор мало кто из одаренных людей способен трудиться с таким усердием и дисциплинированностью. «Люди ошибаются, думая, что искусство далось мне легко. Заверяю тебя, мой друг, никто не посвятил больше времени и мыслей композициям, чем я. Нет ни одного великого музыканта, чью музыку я бы не изучал с огромным усердием по множеству раз». 2. Подготовительные ритуалы важны Вот простейший рецепт, как попасть в поток. Придумайте себе подготовительный ритуал, который будет запускать мыслительные и эмоциональные процессы в правильном русле. Задумайтесь об обстановке и окружении. Оказавшись в подходящей среде, успешные люди начинают творить. Композитор Игорь Стравинский каждое утро создавал необходимую ему в студии атмосферу: садился за пианино и играл фуги Баха. Фуги Баха были для композитора наилегчайшим занятием. Но этот ритуал был нужен ему для того, чтобы почувствовать себя музыкантом. Возможно игра каким-то образом соединяла его с нотами, его музыкальной лексикой, и он настраивался на нужный творческий лад. А возможно, это был всего лишь способ размять пальцы, запустить мотор, заставить ум переключиться на музыку. Эта утренняя практика вызывала некий щелчок, запускающий начало творческого процесса. Каким бы эксцентричным ни был ваш излюбленный ритуал, стоит лишь попасть в его ауру, и он запускает творческий процесс. Чай в любимой фарфоровой кружке под классическую музыку или легкий гул кафе, вызывающий писательский транс, телефонный звонок другу — все эти каждодневные мелочи создают атмосферу, в которой хочется творить. Придумайте собственные, следуйте им и добивайтесь успехов в любом деле. 3. Понять, в чем вы хороши Мы все смотрим на мир по-разному: кому-то важен панорамный обзор, а кто-то не успокоится, пока не уткнется в картину или проблему носом, чтобы как следует ее рассмотреть. За выбор отвечает наша творческая ДНК. Как правило, выбор неосознан, и мы просто автоматически действуем в разных ситуациях. Фотограф Аксель Адамс служить примером художника, предпочитающего смотреть на мир с большого расстояния. Его черно-белые панорамные снимки девственной природы американского Запада стали образцом того, как нужно «видеть» природу. Отправляясь в самые дикие места, он брал с собой свою объемную камеру. И там, на вершинах гор, перед ним открывалась грандиозная перспектива окружающего мира. Земля и небо в своей необъятной красоте — вот каким видел мир Адамс. Таким была его подпись, его творческое самовыражение. Таким была его ДНК. Понятие «фокусное расстояние» применимо не только к фотографии, но и к любому творческому труду. 4. Визуализировать успех Многие люди делают упражнения на визуализацию, представляя окончание важных для них событий. И это позволяет достигать им желаемого результата. Например, можно подумать об удачной сделке, что происходит, кто как себя ведет и даже какой температуры рука, которая пожимает другую руку после подписания договора, например. Есть один важный критерий успеха визуализации — надо отследить все шаги, чтобы проанализировать, как удалось прийти к такому результату и как его повторить. Французский горнолыжник Жан-Клод Килли , как рассказывали, особенно хорошо владел этой техникой. Если накануне соревнований из-за травмы он не мог совершить тренировочный спуск, он просто вспоминал трассу в мельчайших подробностях и представлял, как проходит ее. Он прокручивал в голове спуск снова и снова, до тех пор пока вся трасса не «впечатывалась» в его двигательную память, в его мышцы. Это наполняло его чувством успеха. 5. Случайности не случайны Резина — величайшее изобретение человечества, которое произошло случайно. Или нет? Давайте разбираться. Американский изобретатель в 1839 году после многолетних экспериментов случайно разливает смесь каучука и серы на раскаленную плиту. Изобретатель предположил, что смесь не расплавилась, а наоборот — обуглилась и превратилась в сухой пружинистый материал. Позднее он выяснил, что этот материал сохраняет гибкость почти при любой температуре. Гудьир назвал этот процесс «вулканизацией». Практически вся резина в привычном нам виде проходит через него. Это, пожалуй, одна из самых прославленных «случайностей» в истории промышленности. Но Гудьир ее таковой не считал. И он прав! Он был, пожалуй, единственным человеком в мире, который так активно занимался поиском прочной резины. Экспериментам и неудачам не было конца. Этот случай мог произойти с каждым, но только человек с открытым умом смог проанализировать, что произошло, и почему это невероятно важно. Он повторил этот опыт осознанно в своей лаборатории, использовав все его знания и мастерство. Гари Плейер выразил этот принцип коротко: «Чем больше практикуюсь, тем удачливей становлюсь». Творчество — удел не только «художественных» натур. Творческая жилка нужна каждому проекту и человеку: архитектору, проектирующему ресторан; родителям, которые хотят, чтобы дети выросли разносторонне развитыми; маркетологу, который мечтает о покорении рынка. В книге — 32 упражнения, которые развивают креативность и позволяют использовать свои способности по максимуму. Творчество — это привычка, которая сделает вас гибче, умнее, эффективнее и радостнее. Атрибуты великого человекаКакого человека считать великим? Того, который сделал что-то уникальное? Добился того, что обычному человеку не под силу? Прожил жизнь, посвятив себя идее сделать мир лучше? Каждый из нас ответит по-своему на этот вопрос и будет прав. Великие люди рождаются в разных странах, в разное время и проявляют свои таланты в разных областях. Но несмотря на уникальность, в них есть и что-то общее. Что? В этой статье мы попытались найти ответ. Удивительная памятьВеликие люди имели отличную память и создавали свои мнемотехники. Особо отличились в последнем древние греки и римляне. Кроме того, все они разрабатывали свой собственный естественный метод обучения и запоминания. Социальные отклоненияНекоторые из них были негативными, иные же только выглядели таковыми. Например, один посвящал себя помощи другим и кидал на это все ресурсы (что ненормально), другой окружал крайне странной компанией, третий вел жизнь отшельника и избегал людей. КреативностьНе каждый из великих людей был известным художником или писателем, но наклонности имели они все: так или иначе их креативность была значительно выше средней. Собственное понимание ценностейОни находили способ развивать свой талантК примеру, в наше время такие люди развивают свои таланты при помощи компаний или стартапов. Джобс был лидером по своей сути и, безусловно, его компания развивала и дополняла это качество. ЭрудицияНесмотря на то, что они направляли усилия на одну-две сферы деятельности, каждый из них пытался развиваться во всех направлениях. Зачастую именно это стремление и позволяло им находить великолепные решения. Развитые когнитивные и аналитические способностиПомимо памяти, у них развиты разные формы мышления, внимательность, концентрация, умение анализировать информацию и делать правильные выводы. Умение воодушевлять и мотивировать другихНекоторые эксперты считают именно эти умения самыми важными среди всех, которыми должен обладать выдающийся лидер. Будь вы хоть самым умным и здравомыслящим человеком в мире, за вами никто не последует, если вы не умеете воодушевлять. Гибкое эгоОчень странное сочетание: высокая самооценка и при этом невероятная скромность. Великие люди знают себе цену, но понимают, что достигли своего положения не только благодаря себе. Умение визуализироватьОни умеют представлять в ярчайших деталях ближайшее и отдаленное будущее. Это и помогает им достигать высочайших целей. Уровень здоровья и энергии выше среднегоТак как все они эрудиты, то читают книги о здоровье и понимают важность здорового, бодрого тела. Они умеют работать на пределе, но и отдыхать также умеют. Отслеживание результатовТакже великие люди ведут заметки и экспериментируют. Они наблюдают за тем, что работает, а что нет. Развитие уникальных философских воззрений в молодостиЭто происходит либо сознательно, либо случайно. Они впитывают как губки информацию из самых разных источников, общаются с огромным количеством людей, а затем при помощи аналитического ума делают выводы. Создание ядра союзниковОни как никто понимают, как важны друзья и союзники. Они движимы внутренними факторамиЭтот атрибут чаще всего отличает великого человека от посредственного. Первый может терпеть годами лишения, тогда как второй будет тратить все, что зарабатывает, получая мгновенные удовольствия. Высокий уровень знанийОни многое знают о психологии, мотивации и природе человека. Нахождение лучших рабочих часов и методовВеликие люди знают о своих сильных сторонах и извлекают из них большую пользу. Если им лучше работается вечером, то утром и днем они делают массу рутинной и обязательной работы, после чего принимаются за самую сложную и творческую. Умение выстраивать долгосрочные планыМало кто из нас знает, кем будет через 5-10 лет. Великие люди знают. Они решают сложные проблемыИменно решение сложных проблем и выделяет их из толпы. Что отличает их от тех, кто занимается показухой при помощи вызывающей одежды и поведения. Великие люди действительно помогают другим лучше всех.
|