что делает бухгалтер простыми словами
Кто такой бухгалтер. Суть профессии
Деньги любят счет – это не просто расхожее выражение, а насущная потребность любого предприятия. Без точного подсчета невозможно начислять зарплату, сводить баланс расходов и доходов, невозможно отчитываться перед налоговой. И не случайно говорится, что в любом бизнесе важно найти двух человек: хорошего юриста и хорошего бухгалтера. О последнем и пойдет речь в этой статье.
Основные обязанности бухгалтера
Итак, бухгалтер (заведующий финансовой частью, финансовый директор и т.д.) – это специалист по учету средств. Он ведает всеми расходами и всеми доходами компании и по сути является третьим после гендиректора и его заместителя лицом в любой фирме.
Для рядового работника бухгалтер – это человек, который два раза в месяц начисляет зарплату, выдает отпускные или командировочные. Однако помимо этой важной работы у бухгалтера ещё полно обязанностей.
Обязанности бухгалтера перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС):
начисление зарплат, премий и выплат работникам;
составление налоговых отчетов и прочих документов;
учет имущества и хозяйственных операций;
подсчет себестоимости продукции (услуг), вычисление непроизводительных затрат и источников потерь;
перечисление налогов в бюджеты различного уровня (федеральный, региональный, местный);
разработка планов по расчетам с контрагентами, зарплатам и т.д.;
снабжение руководства компании достоверной информацией о расходах и доходах;
ведение бухгалтерской базы данных, внесение изменений в СУБД
Разумеется, в реальности список ещё длиннее. Ну а объем работы бухгалтера зависит напрямую от величины компании, её торговых оборотов и доходов. На крупном производстве финансовыми вопросами, как правило, занимается целый штат сотрудников.
Стереотипы о профессии бухгалтера
Источник фото katemangostar/freepik
Существует несколько устойчивых стереотипов о профессии бухгалтера. Некоторые из них до сих пор имеют под собой основание, некоторые – уже давно не актуальны.
Самый распространенный вопрос: «Бухгалтер – это мужская или женская профессия?»
Считается, что работать бухгалтерами идут в основном женщины, поскольку должность требует скрупулезности, усидчивости и внимательности. А с этими качествами у мужчин, как правило, проблемы. Действительно, примерно 40% компаний предпочитают нанимать на работу бухгалтерами именно женщин, хотя при этом ещё 30% компаний неважно, какого пола соискатель. Так что мужчины-бухгалтеры тоже встречаются нередко. Тем более позиция бухгалтера – это всегда довольно серьезный старт для карьеры по финансовой части.
Счетовод и бухгалтер – это одно и то же?
На самом деле до появления систем автоматических расчетов было две разные профессии: бухгалтера и счетовода. Последние занимались тем, что вручную сводили балансы, производили калькуляцию, заносили данные в специальные гроссбухи, а затем передавали их бухгалтеру для проверки. С течением времени, когда бухгалтеры обзавелись калькуляторами, компьютерами и системой «1С: Бухгалтерия», профессия счетовода исчезла. Ну а само слово, если и используют, то в качестве обиходного синонима.
Точно такая же путаница, кстати, возникает между бухгалтерами и кассирами. В чем между ними разница? Всё просто. Первый ведет все расчеты, а второй просто выдает деньги на кассе. Хотя на практике бухгалтер может совмещать обе эти должности. Поэтому на многих предприятиях в целях экономии имеется только смежная позиция – бухгалтера-кассира.
Суть работы бухгалтеров – перебирать бумажки
Совсем не обязательно. Конечно, на любом предприятии полным-полно отчетов. Но вся основная информация сейчас хранится в базах данных на серверах компании. Ну а объем бумажной волокиты сильно зависит от того, как организован внутренний документооборот.
Бухгалтер сутками сидит на одном месте в офисе
Опять-таки не обязательное условие. Бывает по-разному. К примеру, сейчас полно предложений удаленной работы для бухгалтеров. Такой подход практикуют небольшие компании с маленькими оборотами, которым невыгодно раздувать штат. Ну а бухгалтер получает возможность вести несколько проектов одновременно, работая дома. Также есть бухгалтеры-ревизоры – вот они никогда не сидят на одном месте и постоянно ездят в командировки.
Навыки профессии бухгалтер
Понятно, что при постоянной работе с цифрами ключевой навык бухгалтера – это уметь хорошо считать. Конечно, в этом ему сейчас помогают калькуляторы и специальные программы, но тем не менее навыки быстрого счета – весьма существенная опция при трудоустройстве.
Второй ключевой навык бухгалтера – внимательность. Не стоит говорить, что бухгалтерские ошибки обходятся дорого как ему самому, так и фирме. Нужно уметь замечать малейшие нестыковки в балансе и сразу же их исправлять.
Наконец, третий самый важный навык для бухгалтера – отличное знание законодательства в сфере финансов. Все законы и подзаконные акты, связанные с экономической деятельностью, все изменения в налоговое законодательство, методические рекомендации по бухучету – все это бухгалтер должен знать на «отлично».
Одним словом, в бухгалтеры годятся люди с особым складом ума:
дотошные и скрупулезные;
с хорошей памятью и аналитическим складом ума;
дисциплинированные и ответственные;
способные к непрерывному обучению.
Как выучиться на бухгалтера: образование, курсы
Профессия бухгалтера достаточно сложна, поэтому нет ничего удивительного, что для её полноценного освоения требуется университетское образование. В экономических вузах сейчас очень много направлений, касающихся бухучета и аудита.
Однако вопреки расхожему мнению устроиться бухгалтером можно и без высшего образования. Готовят таких специалистов и учреждения среднего профессионального образования.
Альтернатива – это специальная подготовка на базе иного образования. Ускоренные курсы бухгалтеров предполагают освоение профессии с нуля и рассчитаны на новичков. При этом целесообразно подбирать курсы, которые проводят профессиональные организации бухгалтеров.
Начинающие бухгалтеры изучают достаточно большой круг теоретических вопросов, учатся работать с программами (главным образом – бухучет в 1С).
Таким образом, на должность бухгалтера сегодня можно устроиться и без специального образования.
Работодатели, конечно, принимают на должность бухгалтера людей без опыта работы, но при этом карьерный рост будет крайне медленным. Чтобы повысить квалификацию, придется в любом случае получать «вышку» по бухгалтерскому делу, либо хотя бы иметь высшее по экономическому профилю.
Курсы повышения квалификации для бухгалтеров
Источник фото pressfoto/freepik
Профессия бухгалтера предполагает непрерывную учебу. Это обязательное условие для карьерного роста.
Возникает вопрос: когда бухгалтеры обязаны проходить повышение квалификации? Вообще – это решает работодатель. Но по закону бухгалтер, если он занимает руководящую позицию (финансового директора или начальника отдела бухучета), обязан подтверждать квалификацию один раз в три года, постоянно участвовать в обучающих семинарах и проходить курсы повышения квалификации.
Это обязательное условие, чтобы бухгалтер хорошо ориентировался в изменениях налогового законодательства, изучал новые методики ведения деятельности, осваивал новые программы и т.д.
Вакансии для бухгалтеров на рынке труда, средняя зарплата
Одно из главных преимуществ профессии бухгалтера – востребованность. Хорошие специалисты никогда не сидят без работы. Но при этом условия как по зарплате, так и по занятости везде разные.
Во-первых, при прямых вакансиях от работодателей чаще всего предполагается полный рабочий день и оклад +премии. Во-вторых, официальная зарплата у бухгалтеров крайне невелика.
В-третьих, величина зарплаты сильно зависит от места работы и опыта самого специалиста. Если речь идет о госучреждении, то начинающему бухгалтеру могут предложить чуть выше прожиточного минимума – порядка 15 тысяч рублей. При опыте работы до 3 лет зарплата уже выше – порядка 25-30 тысяч рублей.
В частных компаниях высоко ценятся опытные работники, без серьезных взысканий с предыдущих мест работы. Главный бухгалтер на своей позиции может рассчитывать на 120 тысяч рублей. От 20% до 30% этой суммы, как правило, составляет KPI.
Однозначных выводов о том, сколько получает бухгалтер сделать нельзя. Начинающий и без опыта работы вряд ли будет зарабатывать много. Уровень зарплаты бухгалтера прямо зависит от нескольких вещей:
Регулярное повышение квалификации (посещение семинаров, курсов);
Опыт работы (в том числе прохождения налоговых проверок);
Владение специальными программами учета;
Отсутствие взысканий в резюме и серьезных недостач.
Плюсы и минусы работы бухгалтером
Такая ответственная и тяжелая работа как у бухгалтера подходит далеко не всем, однако, при этом дает неплохие плюсы:
отличная возможность построить карьеру;
интересная профессия для тех, кто любит работать с цифрами;
В чем заключается работа бухгалтера?
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бухгалтеру в работе нужны экономические и юридические знания, он должен следить за изменениями законодательства по налогам, бухучету, кадровым вопросам.
Бухгалтер учитывает каждые финансовые и кадровые изменения на предприятии. Поэтому чем больше компания, тем более сложнее его работа. На больших предприятиях бухгалтерские обязанности разделяют: бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по основным средствам, бухгалтер-экономист, главный бухгалтер, помощник бухгалтера и др.
Перечень обязанностей бухгалтера
Обязанности бухгалтера зависят от сферы деятельности компании. Выделим главные направления его работы:
Личные качества
Помимо профессиональных навыков важны и личные качества бухгалтера: внимательность, ответственность, от которых зависит финансовое благополучие предприятия. Бухгалтеру стоит быть усидчивым, терпеливым, сконцентрированным, с развитым логическим мышлением, умением работать с большими объемами информации и общаться с людьми в стрессовых ситуациях.
Ответственность бухгалтера
Работа бухгалтера сложна и серьезна. Он занимается проверкой финансовой информации, подготовкой документов и сдачей отчетности. Поэтому при нарушениях контролирующие органы могут направлять взыскания в адрес и руководства и бухгалтера. Его могут привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности.
Главный бухгалтер Gameloft Россия о том, какие есть пути профессионального развития у бухгалтера в нашей стране.
Работа бухгалтера — сложна и временами монотонна. Но если изменить к ней свое стереотипное отношение, окажется, что и в этой сфере может быть увлекательный карьерный рост, разнообразный профессиональный опыт, нестандартные задачи и решения.
Ольга Тужикова, лектор «Главбух РФ» имеет более 15 лет бухгалтерского стажа. Сегодня она — главный бухгалтер российского подразделения Gameloft (международный издатель и разработчик видеоигр), до этого занимала ту же должность в управленческом консалтинге The Boston Consulting Group, трудилась на позиции старшего бухгалтера SKOLKOVO.
В интервью Ольга поделилась с читателями, какие навыки и знания необходимы, чтобы стать востребованным специалистом, почему важно знать международные стандарты учета, как подготовиться бизнесу к проверкам и многое другое.
Стереотипы о работе бухгалтера
Чаще всего люди представляют себе бухгалтера неким счетоводом, утонувшем в рутинной, монотонной работе: оплата счетов, обработка первичной документации, сдача отчетности. И так бесконечно по кругу. Никакой самодеятельности и нестандартных задач.
На самом деле, с однообразием можно столкнуться только в начале карьеры. Молодому специалисту действительно нужно вникнуть в работу, разобраться с устройством бухгалтерии предприятия. Обычно ему доверяют самую «бумажную» работу — обработку «первички», занесение ее в базу, оплату счетов.
На более высоких позициях (контролер, старший бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главбух) задачи возникают уже более сложные и интересные : оптимизация, планирование, формирование отчетности, взаимодействие с фискальными органами и т.д.
В современных реалиях изменилось и само отношение к бухгалтеру в бизнесе. Этот специалист сейчас воспринимается не как «помеха» успешным сделкам, а скорее как финансовый и налоговый консультант, стратегический директор. К его мнению прислушиваются учредители и руководители, а топ-менеджмент обращается за советом перед совершением любой крупной сделки.
Soft и hard skills бухгалтера
Какими навыками и знаниями должен обладать бухгалтер, чтобы быть востребованным специалистом?
К софт-скиллам (т.е. личным качествам и социальным навыкам) можно отнести гибкость мышления, любознательность, желание развиваться. Работа с цифрами требует внимательности к деталям, аккуратности, умения фокусироваться на поставленной задаче.
Не обойтись, конечно, без здоровой доли оптимизма и стрессоустойчивости. Так как главный бухгалтер одна из ключевых фигур любой организации, важно также уметь выстраивать отношения с коллективом и контрагентами, поддерживать партнерство и дружественные связи.
Хард-скиллы (профессиональные умения и навыки) — это, прежде всего безупречное знание бухгалтерского учета, налогового, валютного, трудового законодательства. Кроме того, специалист обязательно должен разбираться в компьютерных программах, понимать, какие процессы можно упросить и ускорить с их помощью.
Если чувствуете, что навыков, необходимых для карьерного роста, у вас недостаточно, их можно «прокачать» на курсе «Современная бухгалтерия», который ведет на учебной платформе Laba Ольга Тужикова. Курс рассчитан на специалистов с опытом работы от 1 года.
Должностные обязанности
Круг обязанностей бухгалтера может отличаться в зависимости от крупности компании-работодателя и специфики ее деятельности. Как правило, чем больше организация, тем более узкая специализация у каждого работника. Например, на крупных предприятиях отдел бухгалтерии может включать следующие структурные подразделения:
В субъектах малого бизнеса бухгалтер часто один и заниматься всеми задачами сразу: от управленческого и налогового учета до кадрового делопроизводства.
Оптимально, сразу на собеседовании уточнить круг обязанностей у работодателя и принять решение, готовы ли вы справляться с ними.
От младшего помощника до главбуха
Затем следуют должности среднего звена и (при наличии у специалиста лидерских качеств и мотивации) следующая ступень — руководящие позиции: старший бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главбух, директор финансово-экономической службы и т.д.
Не важно с какой должности и в какой организации вы начнете свой путь по карьерной лестнице. Все зависит от желания развиваться, учиться новому, оптимизировать бизнес, который вы сопровождаете.
Ошибки молодых специалистов
1. Пытаться объять необъятное
2. Не обращаться за помощью к старшим коллегам
Есть определенные задачи, с которые младший бухгалтер не может справиться без помощи наставника. И это нормально: для начала новичку нужно получить максимум информации от более умудренных коллег, набраться опыта, а затем уже браться за работу посложнее.
3. Быть слишком уверенным в себе
Не прислушиваться к мнению руководителей, а апеллировать к данным полученным из книг, статей, иных источников — тоже не всегда верно.
Роль МСФО
Термин «МСФО» расшифровывается как международные стандарты финансовой отчетности. Данный свод правил можно назвать мировым языком бухгалтерского учета. В них указывается, как конкретные виды операций и других событий должны отражаться в финансовой отчетности.
В некоторых странах МСФО приняты на законодательном уровне и обязательны к применению всеми субъектами бизнеса. В странах СНГ большинство национальных стандартов разработаны уже в соответствии с требованиями МСФО, и дальше эта тенденция будет только возрастать.
Тем специалистам, которые хотят углубиться в тему управления финансами может быть полезен соответствующий курс на учебной платформе Laba. Программа охватывает комплексно информацию от разбора основных финансовых отчетов до планирования финансов предприятия на год.
В чем сложности сотрудничества с иностранным бизнесом
Если Вам по роду своей бухгалтерской работы придется взаимодействовать с иностранными контрагентами, будьте готовы к некоторым сложностям (скорее даже к особенностям).
При чем излишние бюрократические препоны возникают не на стороне иностранного государства, а чаще — на стороне РФ. Бухгалтеру предстоит объяснять зарубежным контрагентам, зачем для выполнения одной, даже небольшой операции требуется так много сопроводительных документов: договор, спецификации, счет, акт или накладные с приложениями — на двух языках, с подписями и печатями. Иностранцы обычно обходятся одним инвойсом.
2) Разница в часовых поясах
Для обмена почтовой корреспонденцией и письмами email разница во времени не играет никакой роли. Но проводить встречи и делать телефонные звонки придется в более или менее уместное для обеих сторон время. Бывают случаи, что это затягивает процесс согласования и исполнения сделок.
3) Культурные особенности
Как пережить налоговую и аудиторскую проверку
Пожалуй, все новички больше всего переживают за прохождение налоговых и аудиторских проверок. Но спешу вас успокоить: если бухгалтер качественно выполняет свою работу, правильно и в срок оформляет документы, то причин бояться проверяющих органов нет.
ФНС проверяют корректность ведения налогового учета: правильность расчета обязательных платежей, своевременность и правильность отчетности.
Онлайн-курс «Главный бухгалтер» поможет эффективно организовать бухгалтерию в любой компании. Не только систематизировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность, но и выстроить слаженную работу всей команды. Ведет курс Ольга Тужикова.
Как работать на аутсорсе
Работодателю, который приглашает бухгалтера на условия аутсорсинга, важно понимать, насколько специалист соответствует заявленной квалификации. Пригодятся рекомендации с прошлых мест работы, а также тесты по проверке знаний.
В одной из организаций я проработала ровно три дня. Оказалось, что все сотрудники в ней не оформлены официально. А самым первым поручением директора для меня стало: «Свести к минимуму все налоговые платежи — любыми путями».
Полезные программы для бухгалтера
Какие инструменты являются must-have для бухгалтера, без чего в работе точно не обойтись.
Она позволяет вести бухгалтерский учет по локальным стандартам. Удобно, что одним нажатием кнопки можно сформировать точный и развернутый отчет практически под любой запрос. Программисты обычно адаптируют и дорабатывают 1С под конкретные потребности организации, с учетом специфики бизнеса и его внутренней структуры.
Стандартная программа Microsoft, но без нее специалист не сможет структурировать данные, проверить работу — свою и подчиненных.
В помощь специальный курс «Excel для финансов», разработанный специалистами Laba.
Дает возможность визуализировать управленческую отчетность (например, бухгалтерского баланса) и представить бухгалтерские итоги руководству наглядно, в виде понятных диаграмм.
Как правило в крупных компаниях с целью обеспечения конфиденциальности используются собственные инструменты для проведения бизнес-встреч и обмена документами.
Я пользуюсь Wunderlist, но вы можете подобрать то, что будет удобно вам. Такие инструменты позволяют структурировать список задач, распределить их по приоритетности, и не держать миллион дел в голове.
Бухгалтерия и бухгалтер: их роль в организации
А как у вас складываются отношения с бухгалтерией и бухгалтерами? Возможно, вы, как и многие IT-специалисты, с трудом находите с ними общий язык и, в результате, у вас регулярно возникают рабочие конфликты? Или вы, являясь подрядчиком, постоянно ощущаете со стороны главбуха неприязнь, а ваши счета почему-то оплачиваются в последнюю очередь? А, может, противоречивые требования руководства компании и главбуха ставят вас в тупик, как специалиста по внедрению программного продукта, и вы не понимаете, что с этим делать? Тогда эта статья — для вас.
Сегодня я решил поговорить о бухгалтерии, бухгалтере и его роли в организации. Предназначена она, в первую очередь, специалистам, занятым в сфере внедрения ERP, CRM, учетных систем (например, 1С) и других продуктов автоматизации бизнеса. И здесь я хочу поговорить о человеческом факторе и о правилах взаимодействия с бухгалтерией.
Также уточню что в данной статье речь будет идти именно о компаниях сферы бизнеса, но не о государственных организациях.
Дело в том, что финансовые потоки, в том числе, утверждение договоров и оплату счетов в малом и среднем бизнесе очень часто держит в своих руках бухгалтер. Владелец (руководитель) бизнеса делегирует бухгалтерии полномочия, если дело касается всего, что связано с финансами. Причины очевидны – занятость руководителя, необходимость грамотного с точки зрения бухгалтерской и налоговой отчетности оформления документов, в конце концов, необходимость в непосредственном выполнении тех или иных действий, связанных с оплатой счетов. Все это оказывается в зоне ответственности бухгалтерии. И если вы не сумеете найти общий язык с бухгалтером, с подписанием документов и оплатой счетов гарантированно возникнут проблемы.
Кроме того, при внедрении любой учетной системы вы обязательно столкнетесь с первичной бухгалтерией. Вам необходимо будет разобраться, каким образом организована работа первичной документации в компании, и как происходит взаимодействие с бухгалтерией (получение документов для заказчиков, информации об оплате и т.д.). И здесь без доброжелательной помощи специалиста-бухгалтера вы рискуете получить массу сложностей, недопонимания, как следствие, переделок и доработок. И, само собой, недовольство заказчика.
Также эта статья может помочь сотрудникам компании, например, системным администраторам, сервисным инженерам или специалистам отдела продаж наладить правильные и эффективные взаимоотношения с бухгалтерией.
На любом предприятии существует два вида учета:
Что такое бухгалтерия?
Если вы начнете изучать справочники и документацию, определений бухгалтерии встретится много. Например, Википедия предлагает такое:
Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.
В учебниках вместо краткого, но сложного для восприятия текста, вы найдете целые главы, посвященные этому определению. Но для неспециалиста они также не вносят ясности.
На самом деле, отдел бухгалтерии отвечает за следующие направления:
Внутреннюю отчетность и управленческий учет возможно вести без бухгалтерских проводок, документов и отчетов определенного образца. В то время как отчетность перед государством жестко регламентирована. На это и нацелена основная функция любой бухгалтерии.
Из кого состоит отдел бухгалтерии
Здесь я не буду рассматривать отдельные подразделения, подчиненные бухгалтерии – финансовый и HR (кадровый) отдел. В разрезе проблематики работы с бухгалтерией эти отделы вызывают наименьшее число проблем.
Финансовый отдел занимается строго движением средств, и взаимодействие с ним редко вызывает вопросы. Часто разработчики и технические специалисты с ним вообще не пересекаются.
Отдел кадров, хоть и относится к бухгалтерии, но является, по сути, отдельным подразделением с собственными системами автоматизации учета и другими особенностями. HR скорее относится к управленческому учету.
Основной состав бухгалтерии делится на два разновесных субъекта:
От того, как главный бухгалтер понимает свою ответственность и определяет степень личного контроля за документооборотом, в том числе, первичным, напрямую зависят все особенности работы бухгалтерии и ее взаимодействие с другими подразделениями.
Рядовой состав бухгалтерии в вопросах организации работы и взаимодействия с различными специалистами задействуется только в качестве подчиненных, ведомых сотрудников. И особой роли для построения эффективного сотрудничества с бухгалтерией не играет.
Казалось бы, что и организация работы других подразделений строится подобным образом. На самом деле, это не совсем так. Например, в отделе продаж помимо ответственности руководителя за эффективность работы в целом, существует и персональная ответственность каждого менеджера за взаимодействие с клиентами. При этом здесь нет столь строгих правил и четко оговоренной ответственности руководителя подразделения. А потому допускается много больше инициативы, различных подходов к работе и т.д.
Важно понимать, что в среднем и малом бизнесе ответственность перед государством за деятельность предприятия, отчетность и оплату обязательных отчислений (налоговых и социальных) несут два человека – руководитель компании и главный бухгалтер. О руководителе мы поговорим позже, а сейчас остановимся на главном бухгалтере.
Главный бухгалтер
Итак, главный бухгалтер – это руководитель, на котором лежит ответственность не только перед руководством компании, но и перед государством. Исходя из этого, главные бухгалтера строят обычно работу на основе таких подходов:
В программах для бухучета нет разделения на «Лиды» и «клиентов», не предусмотрены документы типа «заказ поставщику», «запрос (заказ) покупателя» или «коммерческое предложение». В результате невозможно отслеживать все этапы работы с клиентами, невозможно формировать отчетность во многих важных для анализа эффективности работы отчетов и т.д.
Второй вариант также имеет свои недостатки:
В этом случае бухгалтера занимаются исключительно бухгалтерскими документами (выписывают доверенности, контролируют правильность проведенных документов и наличие необходимых оригиналов с печатями и подписями). Т.е. бухгалтерия осуществляет общий контроль за той частью документооборота, которая требуется для отчетности, а также выписывать те документы, которые никто другой выписать не может.
В остальном управленческий учет и текущий документооборот не входят в сферу интересов и жесткого контроля со стороны бухгалтеров. Это позволяет наиболее гибко настроить системы автоматизации для различных подразделений, получить все преимущества качественного управленческого учета. И на сегодняшний день я не встречал лучшего решения для эффективной работы бизнеса.
Причины разных подходов
Понятно, что выбор вариантов документооборота зависит от главного бухгалтера. Руководитель компании чаще всего самоустраняется от формирования процессов взаимодействия с бухгалтерией, так как считает, что это – зона ответственности специалистов по бухучету. Руководитель отдела продаж может пытаться оказать влияние на главбуха, но решение принимает не он.
Но выбор варианта реализации документооборота напрямую зависит от личности и степени профессионализма главного бухгалтера.
Если главный бухгалтер компании является настоящим специалистом в своем деле, он четко понимает цель работы компании, т.е. получение прибыли, и строит свою работу таким образом, чтобы помогать, а не мешать бизнесу.
На самом деле, даже не нужно быть бухгалтером, чтобы понимать – всю первичную документацию проконтролировать невозможно. За исключением случая, когда выпиской этих документов занимаются только бухгалтера. Но этот путь снижает качество и конкурентоспособность бизнеса либо «раздувает» штат бухгалтерии до нерентабельных размеров. А на это уже не пойдет ни один разумный руководитель. Много проще автоматизировать обмен данными между системами и контролировать документооборот на уровне отчетов и выборочных проверок наиболее важных документов.
Также стоит понимать, что многие бухгалтера, даже будучи вполне опытными специалистами, стремятся «завязать» на себя как можно больше процессов, чтобы стать в компании незаменимыми. Это нормальное и вполне понятное человеческое желание – обезопасить свое будущее и стабильно высокий доход. И здесь важно, чтобы подобные желания не выходили за разумные пределы.
Почему так сложно быть главбухом
Одна из самых больших проблем главных бухгалтеров, приводящая к сложностям во взаимодействии с ними, в том числе, при автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, это несоответствие ответственности главного бухгалтера и его заработной платы.
Например, руководитель отдела продаж получает ставку плюс определенный процент, и несет ответственность за возможные ошибки в работе только перед руководством компании. Руководитель бизнеса также получает определенную прибыль в зависимости от успехов компании. Главный бухгалтер получает только ставку (иногда с фиксированной премией) без «плавающей» составляющей вообще, а отвечает за возможные ошибки не только перед руководством, но и перед государством.
Исходя из этого фактора и нужно строить взаимоотношения с главным бухгалтером. Помните об их ответственности и относитесь к попыткам «перестраховываться» с пониманием.
Причины проблем взаимодействия с бухгалтерией
Рекомендации для специалистов по внедрению и автоматизации
Исходить в общении с главным бухгалтером компании необходимо из перечисленных выше проблем и понимания огромной ответственности специалиста. При этом есть простые рекомендации, которые помогут найти общий язык тем, кто по тем или иным причинам вынужден взаимодействовать с бухгалтерией в процессе автоматизации бизнес-процессов, внедрения нового ПО, сервисного обслуживания и т.д.