что делает бортинженер на самолете

Бортинженер

Бортинженер – специалист, осуществляющий контроль эксплуатации воздушного судна, а также устранения каких-либо неисправностей. Свою работу бортинженер выполняет как на аэродроме, так и на борту летательных аппаратов.

Должностные обязанности:

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

Необходимые навыки и качества бортинженера

Чтобы работать бортинженером, необходимо иметь хорошую техническую подготовку, знать, как в принципе устроены воздушные судна; отлично знать географию, математику, физику, иностранные языки, а также разбираться в современных компьютерных технологиях.

Претендуя на должность бортинженера, человек должен обладать дисциплинированностью, аналитическим складом ума, выдержкой, стрессоустойчивостью, умением в считаные секунды принимать правильные решения в критических ситуациях, а также иметь хорошие память, пространственное мышление и зрительно-моторную координацию.

Как стать бортинженером

Соискатель на данную позицию должен иметь высшее образование по специальности «Двигатели летательных аппаратов». Это образование можно получить в таких вузах, как:

Где работать

Бортинженеры работают как в гражданской, так и военной авиации. Специалистов данного направления можно встретить в составе экипажа пассажирских самолетов, космических судов, частных воздушных судов. Также бортинженеры востребованы в сельскохозяйственных компаниях. Нередко люди этой специальности работают инструкторами для молодых пилотов.

Источник

Кабина Ту-154. Рабочее место бортинженера

Приборная доска бортинженера разделена белыми линиями на четыре вертикальные колонки. Начнем с левой, сверху вниз. Панель переменного тока позволяет управлять работой генераторов и следить за токами по трем фазам, для этого там стоят несколько галетных переключателей и приборы контроля.

Ниже расположена панель постоянного тока, она предназначена для контроля работы аккумуляторов, преобразователей тока и выпрямительных устройств.

Еще ниже расположена панель запуска вспомогательной силовой установки, ВСУ, которая дает ток и наддув для работы всех систем на земле. Это такой небольшой реактивный двигатель, расположенный в хвосте, на нем, кроме мощного генератора, установлен компрессор, подающий воздух в систему кондиционирования, а главное – на воздушные стартеры запуска двигателей.

Вторая колонка целиком предназначена для контроля работы двигателей. Вверху панель контрольных табло с интересными названиями, типа: «Масла мало», «Избыток масла» или «Стружка в масле» и т.п., а также основные приборы: обороты, давление масла, давление топлива, температура газов за турбиной, мгновенный расход топлива. В самом низу кнопка контроля ламп и табло, краска вокруг нее вытерта до металла, потому что бортинженер постоянно контролирует, не сгорела ли какая важная лампочка.

Следующая колонка предназначена для управления и контроля за работой топливной системы. Ситема питания двигателей топливом на любом самолете – одна из сложнейших и надежнейших. Требуется из баков, расположенных в крыле, постоянно подкачивать керосин к двигателям и равномерно расходовать его из левой и правой групп баков, а также следить, чтобы при выработке топлива из откинутых назад стреловидных крыльев не нарушалась допустимая центровка самолета. За всем этим следит автоматика, а за автоматикой – специально обученный человек, бортинженер.

В самом низу колонки расположена панель контроля гидросистем: манометры и красные лампы падения давления, а уровень жидкости в баках контолируется по двум приборам, при нажатии кнопки.

Крайняя правая колонка посвящена высотной системе, обеспечивающей наддув кабины на высоте, а также системе кондиционирования, поддерживащей в кабине и салонах необходимый комфорт: вентиляцию, температуру и давление.

Самолет в полете все время надувается воздухом, отбираемым от копрессора двигателя, и все время выпускаемым через выпускные клапаны. Но на долгом пути от отбора до выпуска горячий воздух этот смешивается с забортным холодным, проходит через радиаторы, регулирующие температуру, через систему воздуховодов и подается через специальные щели в салоны и багажники, а пассажирам – еще и через индивидуальные патрубки на полке над головой.
На старых машинах была особенность: при увеличении оборотов двигателей компрессоры подавали в систему лишний воздух, давление наддува подскакивало и било по ушам пассажиров; особенно заметно это было при заходе на посадку, когда капитану приходилось часто менять режим двигателей. Так бортинженеры к этому приспособились: левой рукой по команде капитана управляли режимом двигателей, а правой – двумя тумблерами наддува; при увеличении оборотов наддув чуть прибирали, а при уменьшении – чуть увеличивали. Потом конструкторы подключили к этому муторному делу автоматику, и проблема отпала. Вот она, эта пара тумблеров: они под большими приборами, показывающими наддув.

Вверху в этой колонке установлены приборы, по которым бортинженер может видеть приборную скорость, высоту полета, а также вертикальную скорость набора и снижения. Иной раз пилот чуть отвлечется, зевнет – а бортинженер сзади и подскажет. Перекрестный контроль, лишний бдительный глаз – только на пользу.

Правее правой колонки, на самом краю доски, установлены авиационные часы, очень помогающие в точной работе. Такие часы есть также и у пилотов, и у штурмана. Они измеряют текущее время, а кроме того, время полета, по отдельной шкале. Перед взлетом обязательно нажимается левая кнопка – полетного времени; после посадки время полета записывается с точностью до минуты. Секундомер включается правой кнопкой. По этим часам бортинженер записывает, сколько и на каком режиме работали двигатели. Все это учитывается для правильного их обслуживания, чтобы не превысить ни на минуту заявленный конструктором срок, ресурс, между текущими ремонтами.

Ниже стоит термометр наружного воздуха, такой же, как и у пилота. Пилоты используют его показания для своих целей, а бортинженер – для своих, специфических, связанных с эксплуатацией систем.

Под термометром установлена прикрытая дверцей панель запуска двигателей, а ниже – такой же как у всех пульт СПУ.

Под приборной доской находится выдвижной столик. Слева от него расположен пульт управления двигателями. По команде капитана бортинженер левой рукой управляет тремя РУДами – вот этими, с белыми головками. Рычагов реверса на них нет, но когда после посадки пилот нажмет головки РУРов для поднятия их вверх, у бортинженера снимается блокировка и он может дожать свои рычаги до крайнего заднего положения; при этом РУРы у пилотов через механическую связь сами идут вверх, помогая пилоту преодолеть сопротивление довольно тугих пружин. А то ведь в сложной ситуации рука у пилота может вспотеть и соскользнуть – так уж бортинженер дожмет и подстрахует.

Левее РУДов стоят три рычага останова двигателей. На новых сериях их оснастили встроенными лампочками отказа двигателя, чтобы бортинженер в запарке не перепутал и не выключил исправный двигатель вместо отказавшего. А случаи такие бывали.

Под пультом РУД виден кислородный прибор, с голубеньким шлангом. А справа от столика установлен пульт управления системой, регулирующей изменение давления в кабине с высотой – чтоб пассажирам не давило в уши.

Выше приборной доски, на длинном щитке, расположен ряд пультов управления важными системами. Слева – панель выключателей рулевых агрегатов. Правее – пульт поиска неисправностей автоматической бортовой системы управления АБСУ. При нажатии кнопки на пульте поочередно высвечиваются индексы всех агрегатов системы; если какой-то неисправен или не включился, индекс продолжает светиться. После восстановления работы агрегата индекс погаснет, а в углу пульта загорится зеленое табло «Исправность АБСУ» Взлет с негорящим зеленым табло запрещен.

Правее расположен пульт управления противопожарной системой двигателей. Пожар тушится фреоном, тремя очередями, включаемыми бортинженером через 20 секунд. Но перед этим надо обязательно выключить двигатель и перекрыть подачу топлива – а дальше гореть нечему, там одно железо.

Еще правее – пульт управления противообледенительной системой самолета. Крыло, стабилизатор и воздухозаборники двигателей обогреваются горячим воздухом, предкрылки – электричеством.

На самом верху, под потолком, расположены табло закрытия дверей и люков. Первое, о чем докладывает бортинженер перед полетом: «Двери, люки закрыты, табло не горят».

Справа в углу – пульт включения аппаратуры записи параметров полета – тех самых «черных ящиков», кторые на самом деле выглядят как оранжевые шары.

Ссылка на учебный фильм о взаимодействии экипажа в нормальном полете и в особых случаях. Для лучшего восприятия операции несколько растянуты; в жизни все делается гораздо быстрее. Спасибо за ссылку читателю из Дудинки Алексею Белянкину!

Источник

Бортмеханик: где работает и что делает?

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

Авиатранспорт – одно из эффективнейших средств грузовых и пассажирских перевозок. В мире насчитывается обширный парк авиалайнеров, грузовых самолетов и вертолетов. Однако при этом их надо готовить к полетам особенно тщательно.

При этом пассажирские самолеты работают фактически без остановки. Любой простой – убытки для авиакомпании. Так что готовить к полетам их должны исключительно квалифицированные техники и бортмеханики.

Кто такой бортмеханик?

Бортмеханик – это член летной команды, который проводит техническое обслуживание самолетов, вертолетов, а также других воздушных судов. Именно от него зависит, как полетит воздушное судно и полетит ли вообще.

Довольно часто между собой путают работу бортинженера и бортмеханика. И в этом нет ничего удивительного, поскольку профессии весьма похожи.

В обоих случаях требуется обязательное профильное образование в авиационном учебном заведении, в обоих предполагается, что специалист будет обслуживать воздушное судно. Но при этом именно бортмеханик работает в составе летного экипажа. Его задача – следить за состоянием воздушного судна как на земле, так и в небе.

Обязанности бортмеханика

В сферу деятельности данного члена экипажа можно включить следующее:

проверка исправности всего оборудования, устранение выявленных неисправностей;

подготовка соответствующей документации;

отладка работа радиооборудования;

проверка оборудования и систем после проведения испытаний;

подготовка оборудования к проведению испытаний.

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

Источник фото pressfoto/freepik

Профессиональные требования к бортмеханику

Необходимо отметить, что для всех специалистов в области авиации выдвинуты достаточно высокие стандарты знаний и навыков. Данная сфера не предполагает возможности обучаться в процессе или восполнять пробелы знаний на практике. Поэтому отбор кандидатов очень строг, так что высокая актуальность этой отрасли позволяет подбирать кадры, которые будут максимально соответствовать всем требованиям.

Для того, чтобы работать в качестве бортмеханика необходимо иметь законченное профильное образование, иметь налёт на комплексном тренажере.

Специалисту данного профиля необходимо знать следующее:

устройство двигателей, топливных систем и других механизмов;

принципы использования оборудования;

техника пожарной безопасности на воздушном судне;

методы выявления неисправности устройств;

система связи и сигнализации, принятая в отрасли.

Где выучиться на бортмеханика?

Принято выделять гражданскую и военную авиацию, следовательно, выучиться на интересующую профессию можно как в военном училище, так и в высшем учебном заведении. При этом необходимо отметить, что выпускники военных образовательных учреждений по истечению определенного количества времени могут уволиться из армии и пойти работать по своему профилю, но уже в гражданскую авиацию. А вот совершить подобный переход из гражданской авиации в военную крайне сложно. В связи с этим абитуриенту гораздо лучше будет изначально определиться с направлением работы. То же самое касается выбора техники: одни бортмеханики обслуживают вертолеты, другие – самолеты.

Еще одной особенностью военных училищ является то, что вне зависимости от направления большое внимание уделяется физической подготовке поступающего. В это же время гражданские вузы не выдвигают таких жестких требований для своих абитуриентов по направлению бортмеханик.

Устроиться бортмехаником может только человек с профильным среднеспециальным или высшим образование. Это одна из немногих профессий, где невозможно построить карьеру без соответствующего образования. Также сейчас можно наблюдать тенденцию того, что на должность бортмеханика все чаще принимают лиц именно с высшим образованием.

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

Источник фото pch.vector/freepik

Карьерные перспективы при работе бортмехаником

Поскольку в этой профессии крайне важны знания, а также практический опыт, то почти все бортмеханики начинают с деятельности наземного техника. Постепенно по мере развития мастерства специалиста ожидает повышение.

Уже будучи на должности бортмеханика, член экипажа начинает совершать полеты. Чем больше опыт и шире кругозор специалиста, тем сложнее маршруты он получает. Конечно, в этом случае необходимо учитывать и дополнительные знания бортмеханика. Например, если он владеет английским или другим иностранным языком, то может совершать и международные рейсы.

Еще одним вариантом развития карьеры бортмеханика является профессиональное становление как бортинженера. Эта должность еще более ответственная и получить ее могут только те, кто прошел дополнительную подготовку.

Кроме того, бортмеханик всегда может перейти и на стезю преподавания. При этом его навыки понадобятся не только в профильных учебных заведениях, но и в образовательных центрах авиакомпаний, которые готовят бортпроводников.

Таким образом, можно сделать вывод, что вариантов для дальнейшего развития и самосовершенствования у данных специалистов предостаточно. Им необходимо лишь здраво оценивать возможности своего здоровья и достоинства с недостатками различных направлений.

Медицинские противопоказания при работе бортмехаником

Ко всем членам летного экипажа предъявляются серьезные требования по состоянию здоровья. Они регулярно должны проходить медицинские комиссии, чтобы подтверждать свою пригодность к летной работе.

К медицинским противопоказаниям можно отнести:

заболевания сердечно-сосудистой системы;

заболевания органов дыхания;

заболевания опорно-двигательного аппарата;

нервные и психические расстройства;

заболевания зрения и слуха.

Для того, чтобы работать бортмехаником необходимо иметь определенные черты характера:

Источник

Бортинженер

Бортинженер — специалист по контролю эксплуатации воздушных средств, а также по обеспечению работ по устранению появляющихся неполадок.

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

Заработная плата

20.000–25.000 руб. (ozarplata.ru)

Место работы

Свою работу бортинженеры выполняют непосредственно на аэродромах и на воздушных суднах.

Обязанности

Безопасность полётов зависит не только от работы пилота авиасудна. Качество работы приборов — это зона ответственности бортинженера.

Ещё до выхода в воздушное пространство специалист обязан провести тщательную проверку. Для этого необходимо знать гидравлические и электрические системы самолёта и двигателей.

Во время полёта бортинженер контролирует ситуацию при помощи специального приборного оборудования, компасов и дисплеев, следит за подачей топлива и работой топливной системой.

Бортинженер управляет двигателями, шасси, силовыми системами. Под его ответственностью находятся аварийно-спасательные средства, топливо, масло и жидкости.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: высокий уровень ответственности, честность, неподкупность, внимательность, аккуратность, склонность к работе с техникой.

Отзывы о профессии

«Мы — Золушки в мире авиации. Даже наши друзья толком не знают, чем мы занимаемся. А занимаются бортинженеры слежением за работой гидравлических систем и электросистем самолета и двигателей. Из всех самолетов на «Конкорде» у бортинженера больше всего работы: приборов, которыми он должен управлять, на этом самолете в четыре раза больше, чем на обычном аэробусе».

Уоррен Хейзлби,
бортинженер «Конкорда».

Стереотипы, юмор

Бортинженер — это своеобразный «оператор». На его пульте находится более 400 элементов контроля и управления системами и агрегатами: приборы, кнопки, тумблеры, переключатели, сигнальные лампочки и т. д.

Обучение

Чтобы стать бортинженером, необходимо получить соответствующую лётную специальность («Двигатели летательных аппаратов»), например, в Балтийском государственном техническом университете ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова.

В Москве учиться можно в Техническом университете гражданской авиации.

Источник

Бортинженеры ВВС

Кроме лётчиков и штурманов, среди выпускников Лётной школы ВВС есть и бортинженеры («Мехонан»). Бортинженер входит в состав экипажа транспортных самолётов и следит за состоянием систем самолёта – двигателями, топливной системы, электросистемы и т.п. В некоторых случаях бортинженер способен исправить поломки прямо в полёте.

что делает бортинженер на самолете. Смотреть фото что делает бортинженер на самолете. Смотреть картинку что делает бортинженер на самолете. Картинка про что делает бортинженер на самолете. Фото что делает бортинженер на самолете

В прошлом бортинженер был на каждом транспортном самолёте. Однако технический прогресс привёл к тому, что большинство функций бортинженера было автоматизировано, в результате профессия постепенно стала отмирать. Сейчас только в 2 эскадрильях ВВС сохранились бортинженеры – в 120-й (самолёты «Реэм» – «Боинг-707») и 131 (самолёты «Карнаф» – C-130HI). После уже намеченной замены «Реэм» на КС-46 и (в будущем) C-130HI на C-130J – профессия исчезнет.

Кстати, то же верно и насчёт штурманов транспортных самолётов. Сегодня штурман – это оператор систем, но в транспортном самолёте есть два лётчика, командир экипажа («Кабарнит») и второй пилот («Таяс Мишне»), таким образом, с учётом автоматизации на современных самолётах, вдвоём им вполне по силам делать работу (а точнее то, что от неё осталось) и штурмана, и бортинженера.

В Лётной школе нет даже отдельного факультета для каждой из этих специальностей. Есть один факультет и для штурманов, и для бортинженеров («Мегамат НАТОМ», НАТОМ – «Наватей Товаля вэ-Мехонаним»). В последнем, 181-м курсе, его закончили всего 3 человека, по сравнению с 7 для лётчиков транспортных самолётов. Примерно такие же пропорции соблюдаются и на прочих курсах последних лет.

Но есть ещё одна задача, которой занимаются бортинженеры. В самолётах-заправщиках с заправочной штангой (т.е. «Реэм» для ВВС Израиля) они являются операторами дозаправки, т.н. «бумер» (Boomer), от Boom – заправочная штанга. Подробнее см. в статье «Дозаправка в воздухе в ВВС Израиля». Причём даже на современных КС-46 данный член экипажа имеется, даже если он и не выполняет каких-либо других обязанностей бортинженера.

Пока ВВС будут иметь C-130HI подготовка бортинженеров и штурманов продолжится. Но если их заменят на C-130J (скажем, лет через 10) – то не совсем ясно, как будут готовиться «бумеры». Пока же все они – бортинженеры, в случае службы на «Реэм» и после накопления нескольких лет опыта обучаемые работе с заправочной штангой.

Сайт ВВС взял интервью у одного из бортинженеров, старшего лейтенанта А.

По её словам, после года на лётном курсе она сделала «Чек Мехонаним» на пригодность к этой профессии. Вначале она была разочарована, поскольку хотела стать лётчиком, по затем поняла всё значение этой профессии и решила продолжить обучение.

Тут стоит отметить, что на лётном курсе существует масштабный отсев (см., например, в статье о 180-м лётном курсе). Один из центральных способов отсева – полёты-экзамены на лёгких самолётах, т.н. «Чек» (всего 15 полётов, т.е. от «Чек-1» до «Чек-15»). В прошлом отсеивали после 5-го, 10-го и 15-го полётов, но если я правильно понимаю, сейчас могут отсеять после любого. Для кого-то отсев окончательный, для других он служит для распределения по профессиям. Т.е. лётчик или штурман, боевого самолёта или транспортного, или лётчик вертолёта. А кто-то не попадает ни в одну из этих категорий, но получает возможность пройти этот самый «Чек Мехонаним» и продолжить (если он сам того хочет) на бортинженера.

Для бортинженеров интересно то, что практически сразу после распределения на эту профессию они начинают учиться на реальных оперативных платформах, т.е. на «Карнаф» и «Реэм». Все прочие специальности учатся на учебный самолётах лётной школы, обычно имеющих мало общего с тем, на чём придётся служить. Бортинженер – это член основного (а не второстепенного, как оператор погрузки или бортмеханик на вертолёте) бортперсонала. Обычно он лучше кого-бы то нибыло разбирается в системах своей платформы и в считанные секунды умеет предпринять необходимые действия для поддержания их работоспособности. Ну и, конечно, вопросы дозаправки на «Реэм», впрочем их изучают уже после курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *