что делает бизнес архитектор

В чем заключается роль бизнес-архитектора в компании

В последнее время стал часто встречать упоминание роли «Enterprise Architect». Решил покопаться в теме и наткнулся на немного сумбурное, но достаточно интересное обсуждение за круглым столом, что же такое или кто же такой «Enterprise Architect». Возможно, наши коллеги по цеху немного однобоко смотрят на роль «Enterprise Architect» исключительно со стороны IT, но обсуждение в любом случае полезное.

Обсуждение за круглым столом, модератором которого была Дэйна Гарднер, главный аналитик Interarbor Solutions, началось с утверждения:

— Необходимость в бизнес-архитекторах сейчас остра как никогда, но, в то же время, попытки превратить бизнес-архитектуру в профессию не обязательно приводят к росту доверия к таким специалистам и их принятию, по крайней мере, пока.

Участники круглого стола, Жанна Росс, директор и ведущий исследователь MIT Center for Information Systems Research, Дейв Хорнфорд, главный специалист по бизнес-архитектуре Integritas Solutions и председатель The Open Group Architecture Forum, и Лен Фескенс, вице-президент направления по развитию навыков и способностей The Open Group, помогли сформулировать следующее:

— Как совершить преобразование ИТ из загадочного мастерства в развитую и структурированную науку и каким образом бизнес-архитекторы получают уникальную возможность предвосхитить концепцию бизнес-архитектуры и повлиять таким образом на гибкость бизнеса.

По мнению Лена Фескенса, бизнес-архитектура сейчас находится, с точки зрения массового сознания, на тех же позициях, что ныне полноценные профессии вроде медицины или юриспруденции 200-300 лет назад. Нет не только сертификации, но и само тело этой науки характеризуется, в первую очередь, весьма частным характером знаний:

— Мы сейчас на примерно той стадии, как были в свое время юристы, востребованность которых зижделась на секретных знаниях и процедурах, известных только им самим и из-за незнания которых у вас при мысли о судебном разбирательстве руки тряслись. Или вот врачи, которые говорят: «Обращайтесь в нашу клинику, потому что только мы разбираемся в лечении конкретно этой болезни».

И Росс, и Хорнфорд согласны с тем, что ставки сейчас очень высоки. Стратегия в сфере ИТ приобретает все большую важность, и правильно построенная архитектура положительно повлияла бы на возможность компании играть на рынке.

Росс также отметила:

— Роль архитектора в том, чтоб обеспечить целостное видение… Таким образом, архитектору придется согласовывать текущие аспекты организации, предвидеть либо создавать новые, и такая деятельность не является просто технологией… это искусство – умение в долгосрочной перспективе предвидеть развитие организации… нам кажется, что это больше инновационная деятельность, чем что-либо еще.

На основании выше сказанного Хорнфорд предположил, что успешная бизнес-архитектура должна быть сосредоточена на ценности бизнеса. По его мнению, различные организации могут по-разному понимать ценность бизнеса:

— Все должно основываться на том, какие цели ставит перед собой тот или иной бизнес. Каким его видят, какова его миссия? Те, кто ведет бизнес, должны четко себе представлять, что будет на конечной стадии, что такое трансформация бизнеса и каким образом «цифровые активы» — фактически, ИТ-активы — способны создать условия для достижения поставленных целей. Все это необходимо для того, чтоб бизнес развивался более эффективно, чем это делают конкуренты.

С такой точки зрения, основополагающее требование к бизнес-архитектору компании — способность быть лидером, ничего фактически не имея:

— Если у вас нет навыков лидерства, то остальное уже мало на что повлияет… Если вы не ведете бизнес и не готовы взять на себя риск быть лидером, преобразования будут невозможны. Одним из барьеров для развития профессии архитектора является неготовность носителей этой профессии к рискам лидерства.

В продолжение дискуссии о проблеме перспективной ценности бизнес-архитекторов Фескенс заявил:

— В конечном счете, влияние бизнес-архитектора происходит из его способности сформулировать высокую потенциальную ценность архитектуры в целом, а также для конкретного архитектора в определенной ситуации… Это одна из главных проблем, с которой сталкиваются бизнес-архитекторы, пришедшие из технической среды. Они могут рассказать о возможностях и функциях, но забывают озвучить выгоду.

От архитектора требуется следующее: гарантировать, что их деятельность и созданная ими архитектура отвечает требованиям и целям; подход архитектора к решению проблем на уровне архитектуры означает, что гибкость и снижение затрат, вообще-то, не являются краткосрочными требованиями. Они, в первую очередь, важная составляющая самой бизнес-архитектуры как потребности.

Росс предостерегла, что потенциальную ценность бизнеса далеко не всегда можно извлечь сразу же — обычно это происходит в перспективе:

— Может потребоваться время для того, чтоб произошел естественный переход к новой структуре после того, как архитектор озвучил преимущества определенной информационной технологии. На самом деле, пожалуй, во многих организациях бывает так: переход произошел не из-за того, что они собирались стать гибче — он произошел оттого, что они озвучили намерение с каждым днем работать все лучше и лучше.

Гарднер подвела черту под обсуждением следующим образом:

— Если мы вернемся к самой сути того, что же требуется от архитектора, то это будет понимание ценности бизнеса и того, как эта ценность доносится до наших клиентов.

Роль бизнес-архитекторов в компаниях со временем меняется. Если 20 лет назад мало кто знал о том, чем же занимаются архитекторы, то сегодня многие компании считают архитектуру предприятия фундаментом его работоспособности. Обязанности архитекторов значительно изменились – от технических обязанностей (суперразработчик) до бизнес-архитектуры и лидерства. Эта профессия продолжает переживать изменения, и до сих пор остается загадкой, какой же курс она примет к концу текущего дня.

Источник

Путь бизнес-архитектора

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

На инженерах лежит ответственность больше, чем на людях других профессий, потому что результаты их работы доступны для всеобщего обозрения. Его действия, шаг за шагом, воплощены материально. Он не может похоронить свои ошибки, как врач. Он не может заговорить их убедительной аргументацией как юрист. Он не может, подобно архитекторам, скрыть их за деревьями и плющом. Он не может как политик, обвинить в своих ошибках оппонентов и надеяться, что люди забудут про них. Инженер попросту не может отрицать, что это сделал именно он. Если его творение не работает, он проклят.

Герберт Гувер, инженер Кыштымского медеплавильного завода, филантроп, спасший сотни тысяч русских во время голода 1921, предприниматель и 31 президент США

Мы прошли длинный путь к пониманию того, что такое практика бизнес-архитектуры. Тема вышла из моды, в ней остались в основном профессионалы, которые хорошо понимают в чем суть работы бизнес-архитекторов.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Осторожно, дальше много сложных терминов, только для специалистов.

Вот краткая программа того, как стать бизнес-архитектором:

1. Изучи и начни практиковать онтологику

2. Изучи и начни практиковать системное мышление

4. Пойми и начни видеть, что эта функция предприятия разбивает его на несколько частей, которые называются оргспособностями/capabilities, и предприятие участвует в нескольких цепочках создания ценности/производственных кооперациях. Вопрос распределения ресурсов между оргспособностями и есть вопрос стратегии.

Здесь бизнес-архитектор начинает видеть предприятие как черный ящик.

5. Пойми и начни видеть людей как исполнителей процессных и проектных ролей, носителей предметных дисциплин, научи их удерживать фокус внимания на объектах их предметных дисциплин.

6. Пойми, что люди являются частями организации и у них есть обязательства, которые они дают от имени своего оргзвена другому оргзвену и конфигурация этих обязательств и контрактов и есть архитектура предприятия, см. Martine and Jarillo 1989 и Dietz.

Он не может заговорить их убедительной аргументацией как юрист. Он не может, подобно архитекторам, скрыть их за деревьями и плющом. Он не может как политик, обвинить в своих ошибках оппонентов и надеяться, что люди забудут про них.

Пфф. У Apple же получилось сделать говяную постоянно рвущуюся изоляцию на кабеле зарядки, а потом аргументировать «мы используем экологичные биоразлагаемые материалы, чтобы не загрязнять окружающую среду». Ну или на край всегда можно сказать «Вы купили устройство, не предназначенное для использования в суровых российских условиях».

Вот такая наука. И диссернет тут не поможет

Через знакомых обратились ко мне выполнить расчёт по статистике. Выяснить лучший вариант дальнейшей работы из собранных данных. Статистический анализ это всегда сложно, потому что в интерпретации нужна не только математика, но и нужен профессиональный и жизненный опыт.

Стал делать анализ и получается хорошая стройная методика для дальнейшей работы. Сообщил это заказчику, там обрадовались и предложили оформить в виде научной работы, я сделал что мог, Заказчику понравилось.

Двое суток помолчали, а потом сообщили что результаты противоречат всей их предыдущей работе, которую они делали до этого и публиковали промежуточные данные.

Рассказала более подробно – это должна быть итоговая работа для получения учёного звания её научным руководителем,( а потом и она защищается); у него была своя теория, которую он длительное время продвигал, получил под это финансирование, набрал группу, долго работал с разной степенью успешности и теперь нужно забить финальный гвоздь вот этой вот годовой работой.

Поэтому нужно сделать выводы, которые подтверждают его теорию. А такие выводы на этих данных статистически незначимы. Я переделал – подал под другой точкой зрения, сравнил не столь явно с аналогами, даже не натягивал результат- просто нарисовал красивые графики, выделил основные моменты, определил направление для дальнейшей работы – ну как обычно это делается. Я не менял результаты, я только изменил выводы из работы, и её научный руководитель успешно защитился. Как он это сделал я не уточнял, только знаю, что в диссертацию пошло то, что прислал я.

Вообще к такому я уже привык. Давно уже, я читал диссертации по металлургии и сперва недоумевал – что это написано, как это может вообще работать, а потом понял – это просто макулатура, написанная для получения научного звания. То, что они писали противоречило теории, я никогда не встречал такого в своей работе, я не читал о таком в профильной литературе даже в разделе курьёзов, только ведущие институты и университеты потоком выпускают таких научных работников и скромно сообщают, что они внесли свой вклад в науку.

С экранов грозят, что искусственный интеллект вытеснит людей, хотя на производстве у нас по-прежнему востребована кувалда. Как наши научные кадры научат этот «интеллект» махать лопатой, пока не понимаю. Может оно и к лучшему, хотя хорошего специалиста можно искать годами.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Мои интервью на интернет-канале «Культиватор»

Мои размышления о перспективах российских селекции и семеноводства, о становлении бизнеса. О государственной политике в этой сфере.

P.S. Видео не содержат рекламы.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Горе-сотрудники. Ищем золото, часть 1

В продолжение последнего поста о горе-бизнесменах и контроле сотрудников, я решил написать несколько историй о моем опыте в поиске и подборе персонала. Смешных и обескураживающих случаев тут не меньше, чем в работе с заказчиками. Надеюсь, что пост поможет начинающим и не очень бизнесменам в этом непростом деле.

Должен признать, что в то время цифры «1 из 20» мне показалась крайне завышенными, но сегодня я с ней вполне согласен. По крайней мере в моей сфере деятельности так и есть, в каких то других может и чуть проще дела обстоят. Это было вступление, а далее несколько, как мне кажется, типичных и забавных случаев из моего личного опыта:

Изменил своё мнение на этот счет после одного весьма забавного случая. Работали у меня 3 сотрудника молодых: девушка менеджер по продажам, парень помощник seo-специалиста, парень контент менеджер. Всем около 25 лет грубо, все без высшего образования, все с небольшим опытом до года в нашей сфере деятельности. Все с компьютером на ты, что нам важно, а остальному научим.

Источник

Что такое профессиональный отход владельца от бизнеса

Какие задачи решает архитектор изменений.

В системе профессионального отхода владельца от бизнеса я выделяю роль архитектора изменений, как профессионального независимого директора, и 4 поддерживающих роли, которые привлекаются в зависимости от целей владельца бизнеса.

Архитектор изменений

Архитектора изменений приглашают в одной из следующих ситуаций:

«Настройщик функций»

«SOS»-менеджер

«Траблшутер»

«Менеджер сложного выхода»

12 качеств архитектора изменений

Компетенции архитектора изменений. Иллюстрация принадлежит автору

Архитектор изменений всегда должен быть молод в том смысле, как это описано в стихотворении Коносуке Мацуситы, японского предпринимателя, основателя Matsushita Electric: «Молодость не связана только с внешним видом, алыми щеками и гибкой осанкой. Человек молод, пока он способен масштабно мыслить и мечтать. Человек молод, пока он стремится к приключениям значительно большим, чем к покою. Молодость не в связана с паспортным возрастом. Люди не стареют от того, что прибавляются годы. Мы стареем, когда отказываемся от своих целей. Недостаточный оптимизм сушит душу также, как годы сушат кожу. Тревога, страх, неверие в себя лишает человека душевных сил и веры в себя. Есть люди, которые теряют оптимизм в 16 лет, как и те, кто молод душой и в шестьдесят. Человек молод душой, пока у него есть чувство юмора. Если человек теряет оптимизм и становится циничным и холодным, он может чувствовать себя стариком даже в ранней юности. А человек впечатлительный, оптимистичный и жизнелюбивый чувствует себя молодым даже в преклонном возрасте».

Архитектор изменений сочетает в себе множество профессий: ментор, коуч, фасилитатор, бизнес-тренер и психолог. По классификации психологов он может быть логическим интровертом или интуитивным экстравертом. Он может генерировать и с жаром отстаивать новые идеи. Как показывает практика, все выдающиеся менеджеры были архитекторами изменений.

Форматы работы, которые использует архитектор изменений для достижения результата. Иллюстрация принадлежит автору

Возьмем для сравнения работу архитектора изменений и штатного менеджера высшего звена. Во-первых, разница будет в том, что они владеют совершенно разными управленческими навыками. Во-вторых, отличие в том, что менеджер может позволить себе тратить на реорганизацию лишь 10-20% времени, поскольку большая часть рабочего времени занята операционным управлением. Большинству наемных менеджеров бывает очень сложно внедрить проекты изменений. У архитектора изменений соотношение обратное: 80-90% времени тратится на реорганизацию и лишь 10% на текучку. Временная работа штатного менеджера по внедрению изменений не является основанием для отнесения его к числу архитекторов изменений.

В системе профессионального отхода владельца от бизнеса, управление реализуется на основе проектного метода, когда каждый этап имеют определенные сроки, бюджет и методы контроля.

Чем Архитектор изменений отличается от консультанта?

Очень часто владельцы бизнеса, генеральные директора не склонны доверять бизнес-консультантам. Эти люди живут с совершенно разным пониманием действительности. Предприниматели любят действовать, рисковать, добиваться успеха, а консультанты наблюдают и советуют.

Можно выделить 3 основных причины, по которым менеджеры не доверяют консультантам:

По мнению многих владельцев, «проверенный в боях» Архитектор изменений, который решает реальные проблемы и доказывает жизнеспособность идей, намного ценнее любителей советовать и давать рекомендации.

Наполеон Хилл в свое время писал, что реальную силу знания приобретают лишь тогда, когда они направлены на решение конкретной практической задачи. Советы даже опытного консультанта не стоят ничего, если их не проверили на практике. Архитектор изменений полностью отвечает перед владельцем за результат проекта, поэтому именно в его компетенции находится решение, кого нанять в помощь при реализации работ.

Кто такой Архитектор изменений в современном бизнесе?

В начале понимания сути работы архитектора изменений я приходил в компании и работал с владельцем по контракту. С командой внедрял инструменты управления и уходил. В чем были минусы. Компетенции владельца за это время прокачивались минимально. Не было действительного понимания принципов управления изменениями и как продолжать эту работу в дальнейшем. Управление проектом в качестве консультанта конфликтовало с дальнейшим проведением изменений руками владельца. Устранение этих ограничений является основой идеи работы архитектора изменений. Я не делаю работу за владельцев, а помогаю им со стратегией и реализацией в качестве партнера по управлению.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Профессия бизнес-архитектор

Небольшая история

В сентябре 2014 года у меня была свадьба на Кипре и во многих Молах крупных городов под потолком висели огромные баннеры. На них рекламировали современные специальности в университетах: интернет-маркетолог, систематизатор, управляющий колл-центром. В тот момент я поймал себя на мысли: «Почему все же в России, так «просело» высшее образование?» Большинство профессий «оторваны» от реальной жизни.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Стартовал процесс в 2010 году, когда окончил университет по специальности «Мировая экономика», затем 3 года «финансовым советником» в «БКС Премьер», 5 компаний (2 из которых продал): маркетинговая компания, создание франшиз, систематизация и автоматизация. Это стало фундаментом для создания этой профессии.

Откуда это пошло?

В бизнесе к «проектированию» можно смело отнести стратегию компании. Небольшая ремарка:

В любой компании есть 3 уровня: стратегический, тактический, операционный. Операционное действие дает 1 балл (в плюс или минус), тактическое 10 баллов, стратегическое 100 баллов. То есть, верное стратегическое действие дает в 100 раз больший результат, чем операционное. Примеры «операционных» действий: переговорить с клиентом по телефону, выставить счет, поменять текст на сайте, отправить письмо и так далее. «Тактические»: сделать сайт, собрать отдел продаж, сделать маркетинг кит компании. «Стратегические»: это и есть проектирование, это изменение «модели» компании, «воронки продаж», выбор нового продукта, внедрение финансовой и бюджетной политики.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Зачем?

Как эту проблему решает «бизнес-архитектура»:

Результат: за меньшее время делается больше прибыли, освобождаются ресурсы, неэффективные сотрудники, каналы рекламы, услуги и товары уходят, появляется «системность».

Причем алгоритм действий может включать в себя широчайший спектр инструментов: онлайн и оффлайн маркетинг, автоматизация, позиционирование, фирменный стиль, масштабирование, финансы компании, HR, аналитика и многое другое.

Например, выстраивание бизнес-процессов:

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Пример. Ивент компания.

Так почему просто не обратиться ко всем этим специалистам по отдельности?

Так и делают 95% предпринимателей в стране, либо сами выполняют эту работу.

Как сказал один предприниматель:

Бизнес-архитектором можно стать лишь имея опыт использования на практике всех инструментов, получения от этого конкретных результатов и отдачи на цифрах. На рынке есть проблема: частенько у собственников достаточно «фрагментарное» видение всех инструментов. То есть, они разбросаны в голове, нет четкого порядка действий.

Цель работы «Бизнес-архитектора», смотреть на компанию, как бы «сверху» и выстраивать «подводную часть» айсберга для различных компаний. Это модель постоянной работы с самыми яркими и успешными предпринимателями страны без существенной привязки к географии.

Организационная структура этой профессии может выглядеть так:

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Практика и примеры внедрения

Проще показать суть и ценность на кейсах.

1. Оконная компания.

Было: клиенты с газеты со средним чеком

6 000 рублей. Чистая прибыль не более 50 000 рублей в месяц.

Сделано: проанализировали целевую аудиторию, выделили самую «интересную», запустили интернет маркетинг на нее.

Стало: через 2 месяца средний чек с клиентов от интернет-маркетинга

35 000 рублей. Чистая прибыль

150 000 рублей в месяц.

2. Сеть browbar’ов (девушкам делают дизайн бровей)

Было: 3 собственные точки в Москве и Ростове-на-Дону. Учёт в экселе, сложно масштабировать без участия владелицы бизнеса.

Сделано: создан полноценный бренд бук (не просто гайдлайн, а со всеми смыслами), книга бизнеса (полная инструкция по запуску и ведению бизнеса), книга финансов (вся финансовая составляющая компании), франшиза, продающая презентация по принципу «автоворонки» (давала клиентов без участия менеджеров), централизованная автоматизация поверх созданных бизнес-процессов.

Стало: 2 проданные франшизы в Краснодар и Минск за 1 месяц, владелица практически не участвовала в процессах, появилась полная «прозрачность» на цифрах, повысилась безопасность точек, в 2 раза выросли повторные покупки.

3. Ивент компания (организация мероприятий)

Было: крупный успешный бизнес, но «путаница» среди управляющих партнеров, не хватало системности, участие владельцев во всех процессах, сложно масштабировать, бизнес привязан к людям.

Сделано: создано около 100 регламентов (которые в итоге сократились), прописаны бизнес-процессы, налажена бизнес аналитика, организационная структура, создана Книга бизнеса, анализ и сегментирование целевой аудитории.

Стало: прибыль выросла по экспоненте, у каждого своя зона ответственности, ушла путаница, выход из операционки, бизнес практически без рутины, запущена франшиза.

4. Тату салон

Было: владелец компании «жил» в салоне. 6 дней по 10 часов в неделю

Сделано: проанализирован бизнес по модели «скана бизнеса», выявлены все сильные и слабые стороны, прописаны карты процессов, регламенты.

Стало: появилась проблема «куда девать свободное время», управление на расстоянии, запуск +1 точки.

5. Компания по запуску крупных аттракционов в ТРЦ по всей России

Было: крупная успешная компания, нет бизнес-процессов для быстрого масштабирования, поиск новых мест для запуска силами владельца компании, интуитивное принятие решений

Сделано: бизнес оцифрован по ключевым показателям, модель поиска новых помещений перенесена на математическую как в компании «Магнит», внедрены основные бизнес-процессы, портрет ключевых сотрудников.

Теперь вся «соль».

Интересно мнение резидентов «Спарка» по этой профессии?

Будет ли востребована такая профессия в ВУЗах?

Источник

Архитектор — лучший друг продакта

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Эта статья для тех продактов, которые этого еще не понимают. Я постарался изложить ее на продактском языке в форме диалога. Максимально кратко. Потому, что продакты не любят много буковочек.

Самозарождение архитектора

Начнем с простого. Продакт, скажи, есть ли у тебя архитектор в проекте? Если есть, можешь пропустить этот раздел. Ты уже явно получил пару важных жизненных уроков и сделал верные выводы. Но если нет, то давай разбираться.

Ты работаешь по модным правилам SCRUM? Твой проект команда? Ведь скрам это именно про команду. Нет скрама без команды. Значит тебе знакомы этапы командообразования. Напомню:

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Есть такая роль в команде по Белбину “Генератор идей/мыслитель”. Его функции описываются так:

Предлагает оригинальные идеи. Решает сложные вопросы.

Т.е. хочешь ты этого или нет, а человек, который будет эту роль тянуть появится. Самозародится.

Архитектура как элемент стратегического планирования

Скажи, продакт, ты показывал своему архитектору canvas продукта? Показывал? Вы все обсудили и учли в соответствующих разделах его важные замечания? Тогда ты явно получил большой жизненный опыт. Смело иди к следующему разделу. Но если нет, то тебе будет интересно узнать, что…

Архитектор это человек с системным мышлением. Кормить его бизнес-требованиями, это как показывать фотографии кадров фильма в асинхронном порядке. Не понимая сути сюжета он соберет из кадров свой сюжет. Поверь, ты будешь удивлен его креативностью.

Только понимая как продукт решает проблемы клиента, архитектор сможет предложить приемлемые технологии, которые минимально повлияют на затраты. Более того, скорее всего он тебе накинет умных идей как еще можно решить проблемы клиента.

Как только ты разделишь со своим архитектором canvas, вы войдете с ним в “дрифт” по технологии “Егерей”. С этого момента ты можешь быть спокоен. Твой птичий язык будет понятен с получирика. Ты сэкономишь уйму времени на постановку ТЗ, разъяснения, почему зеленые кнопки на синем фоне это важнее реляционной модели хранения данных. Твой мир уже не будет прежним. Он будет наполнен розовыми пони и радугой.

Теперь ты понимаешь, почему архитектор должен быть обязательной частью стратегической сессии?

Архитектура и этапы развития продукта

Давай вспомним этапы развития продукта:

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Очевидно, что на стадии внедрения на рынок, продукт существует за счет инвестиций. Привлечь их сложно. Велик соблазн как-то минимизировать риски на этом этапе. И что ты делаешь? MVP! Хитрый ход хитрого продакта! Из г..на и палок собрать что-то и посмотреть реакцию рынка.

Что ты говоришь команде при разработке MVP?

Вы должны понимать, мы исследуем гипотезу. Не факт, что продукт взлетит. У нас ограничены ресурсы. Нужно делать как можно быстрее и дешевле. Потом закроем технический долг.

Твои слова? Теперь смотри, ты сделал продукт из легкодоступных материалов. И внезапно он взлетает. По закону развития продукта нужно переходить на этап роста. А ты не можешь. Не можешь потому, что в твою команду набраны молодые, подающие надежду разработчики, которые еще вчера учились в online школе питона. И даже больше сотни клиентов в день твой продукт не держит. Твои действия?

Продакт, ты же помнишь, что рынок не терпит пустоты? Даже если тебе удалось найти нишу, и так сложилось, что у тебя нет конкурентов, то у тебя точно есть субституты.

Завидя твои успехи, имея опыт и ресурсы, они могут очень быстро воспользоваться твоим опытом. Пока вы дружной командой натягиваете цепь на твой новый велик, злобные конкуренты быстренько запилят все то же, но с моторчиком. Назовут это мопедом. Потому, что копирование успешного продукта на свободном рынке это наиболее успешная и дешевая стратегия. Под нее и инвестиции можно получить легко. Уж точно легче чем ты получал. И вот ты уже в унылой ж.

Если не уверен, значит не провел достаточных исследований. Не заполнил тот самый canvas. Не поговорил со своим архитектором. Не согласовал с ним этапы развития продукта. И у вас не родилась поэтапная целевая архитектура. Архитектура, готовая к развитию продукта. Архитектура, дарящая тебе радость каждого дня.

Архитектура и этапы развития компании

Редкий продакт долетит до этапа стабильности в своем проекте. Но если ты #янетакой, ты должен понимать как все будет дальше. После MVP.

что делает бизнес архитектор. Смотреть фото что делает бизнес архитектор. Смотреть картинку что делает бизнес архитектор. Картинка про что делает бизнес архитектор. Фото что делает бизнес архитектор

Ты конечно борешься… ты же самый, самый, самый! Организуешь кучу встреч, всех отвлекаешь, достаешь всякой лабудой типа кучи митапов, стендапов, фасилитаторов и скраммастеров.

Но на самом деле, ты просто надежно сидишь в ловушке основателя.

И вот оно чудо! Ты пошел заниматься своими важными бизнес-делами, а онбординг в систему ложится на сильные плечи твоего архитектора. И не нужны твои митапы по 20 раз на дню, т.к. все и так при деле.

Заключение

Архитектор в продукте это не должность. Крайне важно это отметить. Это человек берущий на себя важнейшую роль. Фактически, он может быть ведущим разработчиком, аналитиком, CTO и т.д. Но вполне логично выделять эту роль явно. Ожидая от него совершенно конкретных результатов.

Но я уверен, что это не про тебя, мой дорогой продакт!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *