что делает аспирант в аспирантуре

Об аспирантуре

Что такое аспирантура?

Подготовка кадров высшего профессионального уровня в аспирантуре является одним из приоритетных направлений научной и образовательной политики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

С 2014 года аспирантура стала третьим, наиболее престижным уровнем высшего профессионального образования. Поступать в аспирантуру могут выпускники вузов, имеющие уровень образования не ниже магистратуры или специалитета. Основное время аспиранты уделяют научно-исследовательской работе. Каждый аспирант имеет научного руководителя, с которым, следуя индивидуальному плану, готовит научно-квалификационную диссертационную работу для получения степени «кандидат наук». По каждой аспирантской программе реализуются очная и заочная формы обучения, можно поступать как на бюджетные, так и на платные места. Прохождение подготовки по любой форме обучения дает основания для получения диплома.

Аспиранты могут:

1. Получить ученую степень кандидата наук, а с ней и более высокий профессиональный и общественный статус.

Человек, имеющий ученую степень, прошел элитную научно-образовательную подготовку, поэтому в современном обществе знаний такие люди имеют высокий общественный статус (за рубежом российская ученая степень кандидата наук приравнивается к степени доктора философии PhD).

2. Заложить основы стремительной карьеры.

Социологические исследования и интервью с работодателями показывают, что человек имеющий ученую степень, как правило, занимает более высокие должности и имеет более высокий доход. Квалификационные требования к некоторым видам деятельности и профессиональным должностям предполагают наличие у соискателя ученой степени.

Что дает учеба в аспирантуре?

1. Диплом о третьем уровне высшего образования.

Аспиранты, поступившие на обучение в 2014 году, в соответствии с новым Законом об образовании получат дипломы о третьем уровне высшего образования. Диплом об окончании аспирантуры дает возможность защитить кандидатскую диссертацию и получить ученую степень кандидата наук, а также он является дополнительным преимуществом на рынке интеллектуального труда.

2. Аспирантура может стать профессиональной переподготовкой.

Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию. Направление подготовки в аспирантуре может отличаться от направления предыдущих уровней образования (специалитета, магистратуры).

3. Аспирантура дает новые навыки, необходимые для трудоустройства.

Образовательная программа аспирантуры построена с учетом личных интересов аспирантов. Наряду с углубленным изучением выбранной научной темы аспиранты получают универсальные знания и навыки (аналитические, управленческие, педагогические, лидерские, инструменты личной эффективности и др.) по собственной образовательной траектории. Эти навыки сегодня необходимы для карьерного роста в любой профессиональной интеллектуальной деятельности независимо от научной специализации.

Какие преимущества дает обучение в аспирантуре ННГУ?

Аспирантура ННГУ в цифрах

Как поступить в аспирантуру ННГУ?

1. Определиться с темой диссертации и научным руководителем. В этом Вам помогут сотрудники Отдела аспирантуры и заместитель декана факультета, где планируете учиться.

2. Заполнить он-лайн анкету на сайте и затем распечатать заявление, которое будет выслано на электронную почту после проверки данных анкеты сотрудниками Института аспирантуры и докторантуры

3. Подать копии документов в Отдел аспирантуры до вступительных испытаний (расписание на сайте), оригинал диплома нужно принести не позднее.

4. Сдать вступительные экзамены по иностранному языку и специальности. Программы вступительных экзаменов размещены на сайте. Уровень подготовки, необходимый для сдачи экзаменов – специалитет или магистратура.

5. Списки зачисленных в аспирантуру публикуются на сайте.

что делает аспирант в аспирантуре. Смотреть фото что делает аспирант в аспирантуре. Смотреть картинку что делает аспирант в аспирантуре. Картинка про что делает аспирант в аспирантуре. Фото что делает аспирант в аспирантуре

Если у вас остались вопросы – обращайтесь по телефону (831) 462-36-45,

по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корпус 2, к. 270, 251

Источник

Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций

Фактически восстанавливается институт научной аспирантуры.

Немного предыстории

Раньше аспирантура была программой послевузовского образования. Её осваивали ради подготовки и защиты научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук. Правда, сама защита происходила уже после окончания аспирантуры, но в эту программу входила предзащита диссертации, что считалось завершающим этапом подготовки аспиранта.

После того как в сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ», аспирантура стала третьей ступенью высшего образования со всеми вытекающими последствиями:

Кроме того, новый на тот момент порядок сделал возможным получение диплома аспиранта после сдачи экзаменов, а проводить для этого предзащиту диссертации было уже не обязательно. То есть учащийся мог получить диплом, не собираясь заниматься серьёзной научной деятельностью.

Что изменилось: ключевые пункты

Новая редакция закона «Об образовании в РФ» отменила процедуру госаккредитации программ аспирантуры. Вместо федеральных стандартов обучения разработают федеральные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров.

Пока неизвестно, какими именно они будут, поскольку они пока не утверждены. И требования, и порядок проведения итоговой аттестации для аспирантов должно разработать Минобрнауки, а правительству предстоит установить порядок организации подготовки в аспирантуре и контроля за этим процессом.

Приём на обучение в аспирантуру по федеральным государственным требованиям предполагается начать с 2022/23 учебного года. Те, кто успеет приступить к обучению в аспирантуре до этого времени, смогут выбрать, как именно они продолжат осваивать программу — в соответствии с ФГОС или с федеральными государственными требованиями.

При этом вузы должны организовывать научное сопровождение выпускника до защиты.

Привычный диплом об окончании аспирантуры вообще упраздняется. Его заменят два документа — заключение комиссии «о соответствии диссертации на соискание учёной степени кандидата наук установленным критериям» и свидетельство об окончании аспирантуры.

Если аспирант не получит положительное заключение комиссии на предзащите, то ему выдадут только свидетельство о том, что он проходил обучение.

Ряд образовательных учреждений сможет самостоятельно разрабатывать и утверждать требования к программам аспирантуры. К ним относятся:

Здесь нюанс только один: эти требования не должны быть ниже общепринятых на государственном уровне.

Вот что сказал об этих изменениях вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ в интервью онлайн-изданию «Поиск»:

«Вузы и научные институты получают значительно больше свободы в выборе структуры программ подготовки и условий их реализации. Новый документ не связывает им руки. Он направлен на выполнение основной задачи — подготовки аспирантом диссертационной работы, причём не по направлениям магистратуры, а по специальностям ВАК. Образовательная компонента осталась, но теперь она не главная».

Что ещё меняется

Другой документ изменил требования к диссовету. Поправки в соответствующее положение подготовила Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки. Во-первых, документ регламентирует смешанный режим проведения заседаний советов. Все защиты можно будет транслировать онлайн.

Принимать дистанционное участие в заседании смогут до половины его участников. Это правило не распространяется только на председательствующего, учёного секретаря и соискателя степени — они должны присутствовать лично. Даже при смешанном формате проведения защиты голосование останется тайным.

Изменения, внесённые в положение, коснулись и состава совета — необходимый минимум снижен с 19 до 11 человек. Из них минимум 5 должны быть докторами наук (ранее — 7). Кворум достигается в присутствии ⅔ от всех членов совета — независимо от формы их участия. Такая же доля необходима и для решения о присуждении учёной степени.

Как обстоят дела с научными кадрами в России

В последние годы ситуация с аспирантурой складывалась, мягко говоря, не очень хорошо. Специалисты ВШЭ выяснили, как с 2000 года меняется доля выпускников российских вузов, которые решают заняться исследовательской деятельностью. Оказалось, что такой выбор делает лишь около 1% из них. Более того, число занятых в российской науке ежегодно уменьшается в среднем на 1,5%. Эксперты пришли к выводу, что 65–70% перспективных молодых учёных уезжают за границу.

Кроме того, аналогичные данные привёл лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, министр науки и высшего образования Валерий Фальков опроверг их, назвав это лишь мнением.

Тем не менее о сокращении количества исследователей в России заявил и глава РАН Александр Сергеев. По его словам, за последние 15 лет оно сократилось на 17,5%.

В любом случае власти всё же намерены работать над повышением привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования, а также над увеличением доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава. Об этом говорится в обновлённой версии госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».

что делает аспирант в аспирантуре. Смотреть фото что делает аспирант в аспирантуре. Смотреть картинку что делает аспирант в аспирантуре. Картинка про что делает аспирант в аспирантуре. Фото что делает аспирант в аспирантуре

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Аспирантура в высших военно-учебных заведениях.

Источник

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Источник

Часто задаваемые вопросы

Поступление

Каковы сроки приемной кампании в аспирантуру в 2021 году?

В этом учебном году подать пакет документов для поступления можно будет в 2 волны:

Важно! В случае, если все бюджетные места по конкурсу будут заполнены в ходе первой волны, вторая волна не состоится!

Есть ли в аспирантуре ВШЭ бюджетные места?

Все места в аспирантуре ВШЭ являются бюджетными. Количество бюджетных мест, выделенных на этот год, можно узнать здесь.

На сколько конкурсов (направлений) я могу подать заявление?

В одну волну можно одновременно подать заявления на несколько направлений в одном кампусе или в нескольких кампусах. При этом нужно указать приоритетное для зачисления направление.

Обратите внимание, что если поступающий не прошел по конкурсу в первую волну, он не может подать документы на то же направление во вторую волну. В таком случае можно участвовать в конкурсе на другое направление(в том же кампусе) или в конкурсе на то же направление, но уже в другом кампусе.

Кого принимают на бюджет? Есть ли какие-то ограничения кроме успешно сданных экзаменов?

Принимают всех, успешно сдавших экзамены и набравших проходной балл. Других ограничений нет.

Можно ли подавать документы на несколько направлений в одной волне?

Согласно Правилам приема, абитуриент имеет право подавать документы на несколько направлений. Но нужно оценить дополнительные риски и издержки при подаче документов на несколько направлений в одну волну:

а) на каждый конкурс нужно предоставить полный пакет документов;

б) вступительные испытания сдаются столько раз, сколько комплектов документов подано;

в) если в первую волну абитуриент не поступит, он лишается возможности подавать документы на это же направление в том же кампусе в рамках второй волны

Можно ли мне поступать в аспирантуру, если я еще не окончил учёбу и у меня пока нет диплома специалиста/магистра?

Если вы оканчиваете предыдущую ступень обучения в этом году — да, можно. Абитуриенты могут подавать документы и участвовать во вступительных испытаниях и без предоставления диплома! Единственное условие: к моменту зачисления в аспирантуру поступающий должен предоставить диплом о высшем образовании (магистра или специалиста). Сроки предоставления оригинала диплома: для 1-й волны – до 18:00 31 июля, для 2-й волны – до 18:00 25 октября (время московское).

Есть ли аспирантура в региональных кампусах ВШЭ?

Аспирантура есть в Санкт-Петербургском, Нижегородском и Пермском кампусах Высшей школы экономики.

Когда нужно подать документы для участия в конкурсе на программу «Академическая аспирантура»?

Прием документов на программу «Академическая аспирантура» будет осуществляться и в первую волну, и во вторую волну. Документы на программу нужно подать вместе с базовым пакетом документов. Собеседования с поступающими на программу «Академическая аспирантура» будут проводиться в октябре, после второй волны приемной кампании. Обратите внимание: претендующие на поступление на программу «Академическая аспирантура» должны будут предоставить дополнительные документы, а осенью должны будут участвовать в дополнительных испытаниях.

Можно ли подать документы в аспирантуру дистанционно?

Да. Сделать это можно здесь.

Можно ли подать документы почтой?

Можно. Сделать это необходимо почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения в адрес Приемной комиссии:

Уведомление и опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.

Поступающий должен уведомить Приемную комиссию об отправке документов по электронной почте: (admissionphd@hse.ru — для Москвы, aspiranturann@hse.ru — для Нижнего Новгорода, aspirantura-spb@hse.ru — для Санкт-Петербурга).

Как проходят вступительные экзамены?

Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:

Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.

В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.

Каков проходной балл?

Мы не устанавливаем заранее количество баллов, набрав которое, вы гарантированно поступите в аспирантуру — конкурс формируют сами участники. Но есть количество баллов, ниже которых набирать нельзя: 30 по специальности и 15 по иностранному языку. Набрав ниже хотя бы одного из этих порогов, вы автоматически выбываете из конкурса.

В каких случаях мои документы не примут?

Если вы предоставили неполный комплект, подали документы не в срок, либо, если выяснилось, что хотя бы один из поданных вами документов не является подлинным.

Я иностранный гражданин. Мне следует выбрать квотный отбор или подачу документов в общем конкурсе?

Вы имеете право участвовать и в том, и в том конкурсе, они не зависят друг от друга. Не забудьте только, что в этом случае вам нужны минимум два полных комплекта документов (или больше — если вы участвуете в конкурсе на несколько программ).

Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан СНГ?

Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан иностранных государств?

Обязательно ли диплом иностранного поступающего должен быть нострифицирован Минобрнауки РФ?

НИУ ВШЭ самостоятельно проводит процедуру признания дипломов иностранных образовательных организаций.

Можно ли предоставить документы на иностранном языке?

Да. Можно представить документы, подтверждающие индивидуальные достижения на английском языке.

Можно ли перевестись в аспирантуру из другого вуза?

Можно. Для этого необходимо: 1) наличие свободного места по соответствующему направлению на соответствующем году обучения 2) выполнение всех аттестационных критериев, установленных для аспирантов НИУ ВШЭ (см. раздел 2.2.) http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/steps 3) согласие будущего научного руководителя и директора Аспирантской школы 4) решение аттестационной комиссии

Насколько сложно защититься?

По статистике из общего количества зачисленных в аспирантуру каждый третий заканчивает обучение (остальные отчисляются в процессе обучения). Защищают диссертации примерно 40% из числа окончивших аспирантуру.

Аспирантские школы

Система аспирантских школ была введена в НИУ ВШЭ в 2013 году.

Аспирантская школа — это сообщество, объединяющее аспирантов, научных руководителей различных кафедр, департаментов, научных центров, лабораторий, филиалов НИУ ВШЭ по одному направлению аспирантской подготовки.

Задача аспирантской школы — курирование процесса обучения аспиранта от поступления до защиты им диссертации.

Каждую аспирантскую школу возглавляет Академический директор.

Работу аспирантской школы обеспечивает куратор школы.

Управляет школой Академический совет аспирантской школы.

Научный руководитель

Научным руководителем может быть сотрудник Вышки, имеющий ученую степень доктора наук, кандидата наук или степень PhD.

Как найти научного руководителя

Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования

Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т.д.

Для выпускников Вышки, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (департамент, институт, лаборатория), на которой работает ваш научный руководитель.

Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, Аспирантской школой, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике

1. На страничках Аспирантских школ вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям Аспирантская школа готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.

2. Посетите странички образовательных или научных подразделений Вышки, ведущих обучение и/или научные работы по избранному вами направлению.

На страничках подразделений вы найдете информацию о сотрудниках и их публикациях, о научных проектах, учебных курсах. Это поможет вам определиться с тем, кто занимается исследованиям той тематики, по которой вы планируете писать диссертацию.

3. Научного руководителя также можно найти, ознакомившись со следующими разделами:

Шаг 3. Свяжитесь с потенциальным научным руководителем, директором Аспирантской школы, руководителем образовательного или научного подразделения.

ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите письмо/позвоните потенциальному научному руководителю / директору аспирантской школы / руководителю или зам. руководителя образовательного или научного подразделения. Опишите свои научные интересы. С учетом летних отпусков не все сотрудники Вышки доступны c июля до конца августа.

За дополнительными разъяснениями и комментариями обращайтесь к куратору аспирантуры того факультета (научного подразделения), на который вы планируете поступать: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/department

Обучение

Какие академические возможности есть у аспирантов НИУ ВШЭ?

У аспирантов есть возможность посещения курсов лекций, направленных на развитие академических навыков (навыки организации и проведения научных исследований, написания академических статьей, подготовки презентаций)

Аспирантам предоставляется уникальная возможность свободного доступа к актуальным ресурсам электронной библиотеки ВШЭ, включающей в себя базу данных отечественной и зарубежной периодики и электронных книг, базу данных зарубежных диссертаций, индексы научного цитирования ISI Web of Knowledge и Scopus, издания и статистические ресурсы Всемирного банка, OECD и МВФ.

Кроме государственной стипендии аспиранты имеют возможность получать финансовую поддержку, принимая участие в работе научных лабораторий; получать научные гранты и стипендии.

Осенью 2010 года в НИУ ВШЭ стартовала программа «Академическая аспирантура». Структура программы «Академическая аспирантура» соответствует PhD программам, с сильной обучающей компонентой, обязательной стажировкой в западном университете в процессе обучения, соруководством со стороны зарубежных исследователей, сотрудников ВШЭ, получивших степень PhD. Стипендия аспирантам, обучающимся по данной программе составляет 30 тыс. рублей ежемесячно.

Есть ли возможность работать и учиться в аспирантуре?

Возможность есть. Занятость в режиме full-time (полный рабочий день) в обязательном порядке предусматривается только для аспирантов программы «Академическая аспирантура». Остальные аспиранты могут варьировать «занятость» в аспирантуре.

Аспирантская «занятость» складывается из посещения учебных курсов (пока они проводятся 2-3 раза в неделю, преимущественно в вечернее время), присутствия на заседаниях кафедр и научных подразделений (в среднем 1 раз в месяц) для утверждения темы, аттестации, промежуточных выступлений с результатами работы. Также придется выделить время для прохождения педагогической практики (под пед. практикой понимается не только ведение студенческих семинаров, но и участие в подготовке методических материалов, ридеров, помощь в проведении научных мероприятий: конференций, семинаров и т. д).

Кроме этого аспиранту необходимо планировать время для посещения различных научных мероприятий: научных семинаров кафедр, научных подразделений (информацию о них можно найти на страничках кафедр и научных подразделений, http://www.hse.ru/education/, http://www.hse.ru/science/centers, https://www.hse.ru/ru/interlabs/).

Также, есть мероприятия, которые будут полезны аспиранту и непосредственно для написания диссертации и для получения «сопутствующей» информации, например, о грантах, потенциальных местах стажировок и т.д.: http://www.hse.ru/science/scifund/travel

С учетом дистанционного доступа к электронным ресурсам библиотеки https://library.hse.ru/e-resources есть возможность гибкого планирования времени на работу с литературой.

У аспирантов, есть возможность зарабатывать не покидая пределов Вышки. Так, помимо преподавательской (оплачиваемой) деятельности на кафедре вы можете подключаться к научным проектам, реализуемым в университете (в качестве сотрудника научного подразделения, международных лабораторий, научно-учебных лабораторий).

Каковы критерии отчисления?

Аспирант может быть отчислен из аспирантуры, если он не прошел аттестацию. Аттестация проводится 2 раза в год: в мае-июне (промежуточная аттестация) и в октябре (итоговая аттестация). На аттестации учитывается выполнение совокупного объема работ, предусмотренного для данного периода обучения, Критерии аттестации содержатся в Порядке подготовки аспирантов. (п.2.2.2)

Общежитие

Есть ли общежитие и каковы условия его предоставления?

Общежитие предоставляется всем иногородним аспирантам, живущим от Москвы далее 8 ж/д зоны.

Посмотреть, к какой зоне ж/д относится место вашего проживания можно здесь, выбрав на этой странице соответствующее вашему месту проживания направление железной дороги.

Стоимость проживания для аспирантов очной формы обучения можно найти по ссылке. Для аспирантов заочной формы обучения общежитие не предоставляется.

Гранты, стипендии, стажировки

Перечень стипендий и условия получения см. здесь: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/stip

В каких иностранных университетах возможно прохождение стажировок?

Смотрите перечень зарубежных партнеров НИУ ВШЭ. Информацию о программах двойных дипломов уровня PhD см. здесь http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/phd

Недавно было заключено соглашение с Бременской аспирантской школой (информация скоро будет размещена на сайте). Кстати, для аспирантов, обучающихся по программе «Академическая аспирантура», зарубежные исследовательские стажировки являются обязательной частью программы обучения.

Есть ли совместные аспирантуры? Какое количество аспирантов в среднем получает возможность ее пройти? Какие дополнительные документы нужны для ее прохождения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *