что делает артист балета
Профессия артист балета
Большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Надо сказать, что училища такого уровня, как Вагановское, отчисляют много и жестоко. Престиж этого диплома во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы. Деньги или связи здесь ничего не решают. Поговаривали, что в каждом балетном училище было «свое» окно, откуда отчисленные пытались выбрасываться. И воспитателям приходилось буквально за руку держать тех, у кого сдали нервы.
Таланты и поклонники
Что уготовано выпускнику училища, в дипломе которого значится «артист балета»?
Сегодня балет уже не является священной коровой. Русская школа по-прежнему считается лучшей в мире. Но, как говорит Марина Александровна Васильева, которая в детстве кричала в вестибюле училища: «Если меня не примут, я умру!», куда-то делись постоянные почитатели, преданные поклонники и знатоки-зрители. Публика узнает в лицо лишь тех звезд, которые сами себя «раскручивают», появляясь то на телеэкране, то на эстрадных площадках. Зарплата артиста театра никогда не была большой, а сегодня может быть и 800 рублей (в провинциальном театре), и 4 тыс. в столичном.
Правда, некоторые из наших артистов заключают контракты и уезжают танцевать на Запад. Но чаще всего не в классическом репертуаре. Выпускников российских хореографических училищ можно встретить практически везде, где необходима серьезная балетная подготовка. Они танцуют в «Мулен Руж» и на Бродвее, в маленьких театриках Западной Европы и в роскошных казино Северной Америки.
Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию. К этому возрасту он имеет обычно поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность. После того как тридцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала.
Конечно, как и везде, есть исключения. Плисецкая на концерте в честь пятидесятилетия сценической жизни танцевала, и еще как. Марго Фонтейн собиралась в 42 года уйти на покой, но Рудольф Нуриев «задержал» ее на сцене на десяток лет. Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо больше положенных по закону двадцати лет. Но большинство балетных все же, не достигнув сорока лет, становится пенсионерами. И это, по признанию их самих, самая ужасная и болезненная жизненная точка.
Некоторые, имеющие склонность и способности, становятся хореографами. Как, например, Андрис Лиепа, который в 39 лет получил травму, перенес операцию и оставил выступления в качестве танцовщика. Он начал с того, что стал работать педагогом, балетмейстером. А сейчас ставит собственные спектакли, руководит проектами.
А известный постановщик и создатель собственного театра Алла Сигалова получила свою травму уже в 19 лет, когда остальные только начинали карабкаться к славе. Она рассказывает, что ей понадобился год, для того чтобы прийти в себя. И лишь благодаря сильному характеру Алла смогла восстановиться, закончить режиссерский факультет ГИТИСа и стать одним из самых лучших хореографов нашей страны.
Некоторые училища, в частности, Академия русского балета им. Вагановой, создали факультеты именно для тех, кто по разным причинам перестает танцевать. Они могут получить профессию педагога, хореографа, балетмейстера-постановщика или балетоведа.
Справедливости ради надо сказать, что в последние годы ситуация несколько меняется. Перестают быть столь жесткими рамки, в которых существует артист балета. Например, женщины уже не боятся рожать детей. Известна балерина, которая танцевала после рождения четвертого ребенка. Балетные играют в драматических спектаклях и рекламируют напитки (как Илзе Лиепа), ведут телевизионные передачи (как Николай Цискаридзе) и открывают собственные театры и школы (как Гедиминас Таранда), ставят шоу для эстрадных звезд и так далее. Более прагматичное поколение пришедших в балет понимает, что век на сцене очень короток, а потому нужно найти свое место в жизни раньше, чем тебя забудут зрители. Они ищут новые формы и придумывают новые образы для себя самих. Правда, некоторые специалисты считают, что при этом русский балет становится менее академичным и одухотворенным, а ведь именно эти два качества отличали его многие десятилетия. Но другие на это возражают, что балет, как и жизнь, должен меняться.
А маленькие девочки в разных городах нашей страны все так же встают перед зеркалом на цыпочках, представляя себя в белых пачках и белых пуантах на огромной сцене. И у их родителей сладко замирает сердце: «А вдруг?» И никакие эстрадные звезды не могут заслонить манящую красоту балета. Может быть, это действительно гены?
Автор: Ольга Черномыс
Источник: Журнал «Обучение в России»
Артист балета. Особенности профессии
Как правило, мысли о том, кем мы хотим стать, приходят к нам ближе к старшим классам. Что же касается выбора такой профессии, как «артист балета», в возрасте 14-16 лет уже будет невозможно. Если в среднем человек учится специальности 4-5 лет, обучаясь в высших учебных учреждениях, то артисту балета необходимо потратить более 10 лет. Но в чем же её притягательность, почему миллионы детей мечтают стать артистами и танцевать в спектаклях, ведь это тяжкий труд и часто отказ от личной жизни ради карьеры?
Творчество, как образ жизни
Творчество – это не схемы, теоремы, алгоритмы, доказанные много веков назад, оно разнообразно, многогранно и находится в постоянном развитии. Для того, чтобы изучить одно или несколько направлений, потребуется, без малого, целая жизнь! И если уж заниматься чем-то все время (всерьез), то это должно быть любимое дело, которому ты готов отдать большую часть себя, а, возможно, и полностью погрузиться в него.
Талантливым человеком стать невозможно, им надо родиться. Но, даже при условии природных данных, для того чтобы не растратить их, не уничтожить, долгим забвением и неумением применить, необходимо все время подпитывать, развивать, преумножать свои способности. Для этого необходимо выявить направление, где талантливому ребенку, интересно развиваться, оценить его способности и перспективы в этом направлении. Важной задачей для родителей является поиск тех самых наставников, мастеров, педагогов, учителей, которые не загубят талант, а разовьют заложенные природные данные. Собственным примером научат любить свое дело и отдаваться ему. Создадут комфортные условия: моральную и психологическую поддержку юного дарования на которую, как правило, практически не обращают внимания, что может привести к печальным последствиям, когда талант «ломается» уже в начале пути. Это должен быть человек, которому тоже было суждено родится под счастливой звездой «Творчество/искусство» и абсолютно и полностью любить свое дело. Родитель может это понять при личной беседе или на открытом уроке — таких людей только чувствуешь, никакие регалии и огромное количество знаний не помогут, если человек:
Образование юного дарования начинается с рождения. Глядя на малыша не сложно понять к чему тяготеет его внутреннее «я». Ребенок- чистый человек, который не умеет обманывать себя и окружающих, поэтому он искренне тянется к интересующим его вещам и также искренне отказывается от того, что его совсем не увлекает. Развитие творческого потенциала в детстве-это свобода! Свобода выбора, свобода действий (конечно же в рамках воспитания). Маленького человека наставник, словно скульптор: сперва должен хорошенько размять, разогреть, подготовить глину к работе, а потом уже, через время, ваять собственные произведения искусства.
Знакомство с миром танца.
С чего начинается карьера будущего артиста танцевального мира? С определением способностей и особой любовью к танцу и музыки самими родителями ребенка. Конечно, есть не мало семей, где из поколения в поколение дети прославляют свою семью успехами на сценах всего мира, но мы знаем много примеров, когда мировой известности добивается ребенок, выросший в творческой семье. Именно мамы замечают первые проявления таланта в своем дитя. А потом возникает очень важный момент – куда отдать ребенка, где его познакомят с миром искусства, не испортят, а заложат те знания, которые способствуют его возможно будущей профессии. Если у малыша была отличная возможность в детстве понять, в каком из творческих направлений ему хочется продолжать свое развитие, то стоит ответственно отнестись в первую очередь к педагогам, которые будут открывать и помогать познавать ему, новый мир! Да, как правило, приводя ребенка в танцевальную школу или студию, родители не рассматривают эти занятия, как дело будущего. Основные причины выбора такого творческого направления — это физическое развитие, постановка осанки (даже бывают приходят с целью исправления серьезных нарушений), развитие музыкальности и чувства ритма, раскрытие ребенка, как личности (танец, как способ заявить о себе – особенно для замкнутых детей), эстетическое воспитание, дисциплина, трудолюбие и так далее. Следующим этапом становятся определение педагогом особых данных и способностей, которые присуще далеко не каждому ребенку. Танец, как любая другая деятельность, не стоит на месте. С каждым годом растут требования к этой профессии. Если раньше публику приводило в восторг умение артиста с легкостью садиться на шпагат, то сейчас это качество (растяжка) практически не имеет предела, как для женщин, так и для мужчин.
После многочисленных успехов «в досуговом центре не далеко от дома», у родителей возникает очень важный вопрос: где продолжить более углубленное образование, интересующего направления? где его познакомят с миром искусства, не испортят, а заложат те знания, которые способствуют его возможно будущей профессии?
Когда хобби становится профессией
При приеме в профессиональное училище или академию танца всегда идет тщательный отбор детей: выбирают лучшего из лучших. В зависимости от уровня учебного заведения, идут жесточайшие отборы, когда на одно место претендуют от десяти до трёхсот человек. Какие же качества и умения очень важны для будущего артиста:
1. Физические данные:
2. Психомоторные способности (апломб, вестибулярный аппарат, координация)
3. Музыкальность, чувство ритма
4. Сценические данные (внешность, артистизм)
Если с физическими критериями всё понятно, без них будущий танцор не сможет в принципе получить профессию, то раздел «сценические данные» очень многих ставит в тупик, хотя именно он зачастую становится решающим при зачислении в специализированное учреждение. Существуют даже методические пособия, где строго прописаны критерии отбора будущих учеников, где учтены такие детали, как расстояние в сантиметрах между глазами и даже размеры носа. Да, это очень напоминает жесточайший конкурс красоты, но без этого никак! Внешние данные очень важны для артиста. Мы в жизни в основном «встречаем по одежке», а что уж говорить о работниках искусства, которые и сейчас, и во все времена для многих становились примерами для подражания.
После поступления в профессиональное хореографическое училище(академию) расслабляться рано, большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Престиж диплома, к примеру Академии Вагановой, во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы.
Воспитанники изучают общеобразовательные и специальные-танцевальные дисциплины поочередно, на протяжении всего дня. Такое расписание позволяет ребенку физически отдыхать на общеобразовательных предметах, но в тоже время держать в тонусе концентрацию своего внимания на протяжении всего дня. Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя: классический, характерный, историко-бытовой, дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека. Образование артистов балета не заканчивается на оттачивании техники балетных па, большее значение имеет сценический опыт и участие в спектаклях. Поэтому их учебный день может заканчиваться ближе семи часам вечера, т.к. значительное время уделяется репетициям и подготовке к спектаклям. Часто бывает, что день завершается самим спектаклем, а это около 10-11 вечера. Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок или попали под статью «профнепригоден» из-за физических данных, которые не удалось развить или откорректировать (выворотность, растяжка, прыжок, выносливость, форма), а, главное, не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное — в девятом. То есть практически перед выпуском. И виновны в этом порой бывают гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить. В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров.
Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.
Хореографические училища Российской федерации:
К сожалению, в нашей стране можно получить образование только «артиста балета классического танца». Да, с такой сильной школой они переучиваются, если хотят устроиться в труппы современных театров. Но помимо классического в нашей стране все больше становится артистов современных направлений, таких к примеру, как contemporary или модерн. И чтобы получить образование артисты вынуждены поступать в танцевальные академии других стран, самые знаменитые из них:
— Folkwang University of the Arts (Institute of Contemporary Dance)
— Hochschule fur Musik und Darstellender Kunst, Франкфурт-на-Майне
— Codarts University for the Arts, Роттердам, ArtEZ University of the Arts(Арнем)
— P.A.R.T.S. School for contemporary dance (Брюссель)
— Budapest contemporary dance academy (Будапешт)
— Lyon Conservatoire National Supérieur Musique et Danse (Лион)
Далеко не все, увлекающиеся танцем, могут поступить в профессиональные учебные заведения, большинство из них учатся в частных школах и танцевальных студиях. И они тоже могут получить высшее образование, иметь возможность быть принятым в труппы музыкальных и танцевальных театров, быть востребованным в творческом мире.
Карьера
Мечтой всех учеников хореографических учреждений является театр. Выпускников Московского училища, как правило, приглашают в труппу Большого театра, из академии Вагановой — в Мариинский, Михайловский, в балет Бориса Эйфмана и т.д. Все молодые артисты проходят один путь к становлению «танцовщиком» или «балериной», конечно, бывают исключения, когда на выпускном экзамене их сразу приглашают в театры на должность «солиста», но в основном все начинают с кордебалета, пройдя на общих основаниях кастинг в виде просмотра — урока. Большинство зачисленных в труппу так и остаются в рядах кордебалета. Лишь единицы, самые талантливые добиваются сольных партий. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Профессия предполагает строгую иерархию должностей, таких, как артист кордебалета, прима-балерина, так же есть квалификационных разрядов, которых всего 17 (артист балета высшей, первой и второй категории, ведущий мастер сцены и т.д.) Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах и личного обаяния.
Если говорить о театрах Петербурга, то это:
— Государственный академический Мариинский театр
— Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского — Михайловский театр
— Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона — Академический театр балета Бориса Эйфмана — Санкт-Петербургский театр балета Константина Тачкина
— Театр Балета имени П. И. Чайковского
— Санкт-Петербургский театр «Русский балет»
— Гастрольные сборные трупы
Осуществление мечты.
Всем нравится быть успешными и востребованными, особенно это важно для артистов большой сцены, т.к. именно амбиции и желание быть лучше себя являются залогом успеха в танцевальной карьере. Когда дети только начинают заниматься хореографией, они не думают о успехах и известности, их манит этот загадочный и чарующий мир сцены, а участие в спектакле – это что-то за гранью их детских грез. Такое отношение к профессии не пропадает и у состоявшихся артистов. Декорации, костюмы, грим, свет, волнение перед началом спектакля – становятся частью их жизни, без которого им кажется они уже не смогут чувствовать себя счастливыми. Любовь и благодарность зрителя придают более глубокий смысл балетной жизни, артисты чувствуют свою значимость для театра не только с экономической точки зрения, но и на уровне развития искусства и культуры в целом.
Самой же интересной частью жизни артиста балета являются гастроли. Так часто бывает, что именно благодаря этой профессии у человека появляется возможность познакомиться с целым миром. Интернет пестрит яркими фотографиями звёзд балета в красивых костюмах, со знаменитостями на фоне всевозможных «чудес света». Возможность колесить по всему миру, да еще и получать за это деньги – разве не мечта?? Но не многие знают, что гастроли – это бесконечная усталость, сплошные аэропорты и переезды, и совсем мало свободного времени, чтобы погрузиться и насладиться культурой других стран и городов. Правда, это всё равно не является препятствием на пути к желанию работать, совершенствоваться, танцуя новые партии, и отдавать себя полностью зрителю!
Профессия для молодых.
Жизнь для многих артистов балета складывается по-разному. Кто-то работает в театрах до пенсии, кто-то пытается себя реализовать где-то ещё, как только чувствует спад активности его танцевальной карьеры. По закону солисты выходят на пенсию после 15 лет непрерывного служения танцевальному миру, артисты кордебалета — не менее 20 лет. Большинство уходят в профессии, так или иначе, связанные с искусством. Например, преподают в хореографических училищах, работают репетиторами в театре, в школах и студиях балета, переучиваются на хореографов и балетмейстеров. Создают школы танца, а если повезет занимают руководящие должности в самом театре, в котором проработал всю свою жизнь. В любом случае всё зависит от самого человека и его амбиций, и даже после такой головокружительной карьеры можно раскрыть в себе ещё более невероятные способности, которые оставят яркий след в истории танца и искусства.
Заключение.
Осознание себя артистом балета приходит не сразу, сначала к творчеству ребенок относится, как приятному времяпрепровождению, потом осознает, что этот мир ему настолько близок, что хочется посвятить ему целую жизнь, обычно это связано с поступлением в профессиональное училище или академию. Ощущения себя, как часть культурного мира, появляется уже ближе к пику карьеры, когда весь этот мир начинает с тобой говорить на одном языке. Каждый день – это испытание и преодоление себя, страх быть не востребованным или получить травму, что сломает карьеру. Но в тоже время нет более красивой и притягательной жизни, которая открывает двери во весь мир, полный оваций, цветов и восхищения. Если говорить о разности восприятия людей, то в самостоятельной жизни человек любой другой профессии четко осознает, а творческий – чувствует. Настоящему служителю искусства не важен размер его заработной платы и количество рабочих часов, для него важно быть востребованным, не потерять интерес к любимому делу, и чтобы пылкий огонь творчества никогда не гас внутри.