что делает аллах если не делать намаз
Считается ли за грех то, что человек не всегда совершает суннат-намазы?
Вопрос:
Я своевременно совершаю обязательные намазы, но так как я всегда на работе, то не всегда успеваю совершать суннат-намазы. Считается ли это грехом?
Всевышний Аллах вменил в обязанность Своим рабам совершать каждый день пятикратный обязательный намаз. Об этом повествуют многочисленные хадисы, которые приводятся в сборниках достоверных хадисов Бухари, Муслима и других имамов.
От Тальха бин ‘Убайдаллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ أَهْلِ نَجْدٍ ثَائِرُ الرَّأْسِ، نَسْمَعُ دَوِيَّ صَوْتِهِ، وَلَا نَفْقَهُ مَا يَقُولُ حَتَّى دَنَا مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِذَا هُوَ يَسْأَلُ عَنِ الْإِسْلَامِ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ فِي الْيَوْمِ، وَاللَّيْلَةِ فَقَالَ: هَلْ عَلَيَّ غَيْرُهُنَّ؟ قَالَ: لَا، إِلَّا أَنْ تَطَّوَّعَ، وَصِيَامُ شَهْرِ رَمَضَانَ
«Как-то раз к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то человек из Неджда с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился к Посланнику Аллаха, и оказалось, что он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательными являются пять намазов в течение дня и ночи». Он спросил: «А должен ли я молиться сверх этого?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, если только ты сам не пожелаешь совершить дополнительные (суннат) намазы»». (Бухари, 46; Муслим, 11).
От Му’аза (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал его в Йемен (в качестве судьи и наместника) и сказал:
إنَّكَ تَأتِي قَوْماً مِنْ أهلِ الكِتَابِ فَادْعُهُمْ إِلَى شَهَادَةِ أنْ لا إلَهَ إلاَّ الله ، وَأنِّي رسولُ الله ، فَإنْ هُمْ أَطَاعُوا لِذلِكَ ، فَأعْلِمْهُمْ أنَّ اللهَ قَدِ افْتَرضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَواتٍ في كُلِّ يَوْمٍ وَلَيلَةٍ
«Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов в течение дня и ночи». (Бухари, 1496; Муслим, 19; Абу Дауд, 1584; Тирмизи, 625; Ан-Насаи, 5/2; Ибн Маджах, 1783)
Следовательно, мусульманин не обязан совершать другие намазы, кроме пяти намазов в течение дня и ночи, джума-намаза и джаназа-намаза, если имеются на это необходимые условия.
Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, что первым делом в Судный день человека будут отчитывать за намаз, и если у него в совершении обязательных намазов будут недостатки, они устраняются за счёт желательных намазов.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا
«Поистине, в День воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности, обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно (суннат-намазы), чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», – а затем и со всеми остальными его делами поступят так же». (Тирмизи, 413; Ибн Маджах, 1425)
Таким образом, недостатки обязательных намазов восполнят суннат-намазы. Это является большой милостью Всевышнего Аллаха по отношению к Его рабам. Ведь Он, вменив в обязанность Своим рабам то или иное поклонение (фарз), установил им такое же желательное поклонение (суннат), чтобы совершенствовать и дополнить ими фарзы.
Если посмотреть, такая милость присутствует практически во всех обязательных поклонениях: суннат-намаз, суннат-пост, садака, суннат-хадж… Поэтому верующему не подобает пренебрегать и проявлять халатность в совершении дополнительных желательных намазов (суннат-намазов), особенно ратибатов, которые совершаются до и после фарз-намазов.
Ведь суннат-намазы компенсируют в обязательных намазах те недостатки, которые хотя бы иногда присутствуют в наших намазах. Эту компенсацию человек получит именно в тот момент, когда он будет больше всего нуждаться в ней – в то время, когда его деяния положат на Весы перед Всевышним Аллахом.
Тот, кто пренебрегал суннат-намазами, которые настоятельно рекомендованы (муаккад), имея возможность свободно совершить их, заслуживает порицания и упрёка.
Об этом свидетельствует то, что имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) спросили о человеке, который не совершает витр-намаз. На что он ответил: «Это плохой человек, не следует от такого принимать свидетельство». Имам Ахмад сказал так, учитывая, что он не считает витр-намаз обязательным.
То, что совершал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которого Всевышний наделил наилучшими качествами, которому Он простил все прежние и последующие грехи, является для мусульман наилучшим примером.
Поэтому тот человек, который последовал в своих действиях за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ничего не потеряет, а наоборот, заслужит довольство Всевышнего.
Если же мусульманин считает для себя достаточным совершение только обязательных поклонений, то мы не имеем права в чём-то упрекать или осуждать его. Однако достоин осуждения человек, который, имея возможность, пренебрегает желательными поклонениями, которые Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) периодически выполнял.
Считать суннат-намазы необязательным поклонением – это признак пренебрежения, и по этой причине оставлять их – недостойно правоверного мусульманина, такое мышление противоречит исламской морали.
Каждый из нас по возможности не должен пренебрегать и тем более отказываться от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в том числе от совершения суннат-намазов.
Следование Сунне – это путь проявления нашей любви к Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). И, как сказал благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передаётся от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
مَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي
«Тот, кто не желает следовать (пренебрегает) моей Сунне, не имеет ко мне отношения». (Муслим, 1401)
Да сделает Всевышний Аллах нас теми, кто не пренебрегает Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и всегда совершает суннат-намазы.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Каково решение в отношении тех, кто не совершает намаз?
Каково решение в отношении тех, кто не совершает намаз?
По мнению большинства алимов, тот, кто отвергает обязательность намаза, является неверующим. Однако если человек верит в обязательность намаза, но не совершает его из лени, то такой человек не может быть обвинен в неверии.
По мнению ханафитов, человек, не совершающий намаз из лени, считается грешником и фасиком, но не считается вероотступником, до тех пор, пока не отвергнет обязательность намаза. Такого человека увещевают и призывают к покаянию. То же самое касается и того, кто не соблюдает пост в месяц Рамадан.
Доказательства ханафитов : передается от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, свидетельствующего что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, за исключением трех случаев: женатого прелюбодея, отмщения кровь за кровь, оставившего свою религию – покинувшего общину» (Бухари, Сахих, 6878; Муслим, Сахих, 1676). Исходя из этого хадиса, Абу Ханифа считал недопустимым наказывать мусульманина за не совершение намаза.
В хадисе, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху), говорится: «Тому, кто, как положено, выполнял пятикратный намаз, Аллах обещал Рай. А тому, кто не совершал намаз, Аллах не обещал ничего. Если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то простит».
Мнение маликитов и шафиитов : человек не совершает намаз по одной из трех причин: либо не признавая его обязательность, либо не придавая ему значения, либо из лени. Тот, кто не совершает намаз, не признавая его обязательности, или не придавая ему значения, является неверующим.
Доказательства маликитов и шафиитов: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он не уверовал и не совершал намаз. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (аль-Кыйама 75/31-32).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Первым делом, за которое будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, то это прекрасно. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него нафиль-намазы? Если у него будут нафиль-намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем так же поступят со всеми остальными его обязанностями».
Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто намерено отказывается от намаза, будет лишен защиты Аллаха и Его посланника».
Исходя из этих хадисов, маликиты и мафииты пришли к выводу, что тот, кто не совершает намаз, не отвергая при этом его обязательности, не становится вероотступником, но совершает преступление
Мнение ханбалитов : Тот, кто не совершает намаз, является неверующим и вероотступником.
Джабир (радыйаллаху анху) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека отделяет от неверия намаз» (Тирмизи). В другом хадисе, переданном Тирмизи и Абу Давудом, говорится: «Между мною и лицемерами, находится намаз. Тот, кто откажется от него, станет неверующим». Исходя из этих хадисов, ханбалиты высказали мнение о том, что невыполнение намаза является причиной неверия.
Имам Вехби Зухайли после упоминания мнения всех четырех мазхабов, в своей книге «аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», сказал: «В этом вопросе предпочтение следует отдать мнению ханафитского мазхаба, так как после того, как человек произнес «Ля Иляха Илляллах», он не останется навечно в Аду, по этому поводу существуют твердые доказательства».
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Принимает ли Всевышний молитвы тех, кто не читает намаз?
Принимает ли Всевышний молитвы тех, кто не читает намаз, совершает грехи и т.д.? Также слышал, что есть специальная дуа от бедности, неужели одна молитва может решить финансовые проблемы человека?
В аятах Священного Корана говорится o том, что Всевышний принимает дуа тех, кто молится и взывает к Нему:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
“Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!” (Сура «ан-Намль», аят 62).
В первом аяте Всевышний сообщает нам о том, что дуа молящегося будет принята, а во втором, что нужда и трудности просящего будут непременно устранены.
Также в Священном Коране говорится:
إِنَّ رَبِّي لَسَمِيعُ الدُّعَاءِ
“Воистину, мой Господь внимает мольбе” (Сура «Ибрахим», аят 39).
يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ هُوَ أَنشَأَكُم مِّنَ الْأَرْضِ وَاسْتَعْمَرَكُمْ فِيهَا فَاسْتَغْفِرُوهُ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ إِنَّ رَبِّي قَرِيبٌ مُّجِيبٌ
В данных аятах говорится о том, что Всевышний “Кариб” (близкий к Своим рабам), “Сами-уд-дуа” (слышащий дуа) и “Муджиб” (принимающий дуа).
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил о том, что Господь принимает дуа Своих рабов:
“Во истину, Всевышний самый стыдливый и самый щедрый. Когда Его раб поднимает руки в мольбе, прося чего-либо, то Всевышнему Аллаху стыдно не отвечать на эту мольбу” (Тирмизи, Даават, 118).
Следовательно, Всевышний всегда слышит обращения своих рабов, главное, чтобы человек был искренним в своих словах и стремился к приближению к Господу.
Чтобы ответить на второй ваш вопрос, приведем следующую историю: однажды посланник Аллаха (мир ему) увидел одного из ансаров по имени Абу Умама (да будет доволен им Аллах) опечаленно сидевшим в мечети и спросил его: “Сейчас не время намаза. Почему ты сидишь в мечети?”.
В ответ на это Пророк (мир ему) спросил: “Тебя научить одному дуа, при прочтении которой твое горе и долги пройдут?”
Сподвижник ответил: “Да, научи, о Посланник Аллаха!”.
И Пророк (мир ему) научил его утром и вечером читать следующую дуа:
“О Всевышний! Убереги меня от горя и печали, убереги меня от беспомощности и лени, убереги меня от трусости и жадности, убереги меня от тяжести долгов и проклятий людей”.
Позже этот сподвижник рассказал: “Я читал дуа, которой меня научил Пророк и Всевышний принял мою мольбу” (Абу Дауд, Салат, 367).
Своим посылом Пророк (мир ему) хотел ему сказать: “О, Абу Умама! Твое горе и долги, ставшие поводом этого горя, не исчезнут, если даже ты сидишь в мечети. Отбрось свою беспомощность и лень! Трудись и проси помощи у Всевышнего. Действуй и ищи способы погасить свой долг. Просто сидя в мечети твои горе и долги не исчезнут”.
Дуа является поклонением и поминовением Всевышнего, поэтому тот, кто делает дуа несомненно выполняет Божье повеление и получит награду. Мирские мольбы и просьбы человека Всевышний может исполнить как сразу, так и через какой-то промежуток времени. А иногда Всевышний оставляет их исполнение на загробную жизнь. Поэтому человек, чьи мирские просьбы не исполняются, не должен думать, что его дуа не принимается. Об этом посланник Аллаха (мир ему) сказал в следующем своем хадисе:
“Нет человека, чьи мольбы бы Всевышний не принял. Если он не совершает греха, не разорвал связей с близкими и не торопится с исполнением просьбы, то Аллах выполнит ее в этом мире или оставит на загробный мир, либо простит часть грехов”.
Сподвижники спросили: “О, Посланник Аллаха, а что значит “торопиться с исполнением просьбы”?” Пророк (мир ему) им ответил: “Когда раб говорит, что просил у Всевышнего, а Он не выполнил его просьбу” (Тирмизи, Даават, 11; Муслим, Дуа, 92).
Также по этой теме читайте:
10 жизненных ошибок, делающих нас бедными
5 исламских способов улучшить свое благосостояние
Куфр оставления намаза
Оставление молитвы может иметь три положения:
Относительно каждой из перечисленных ситуаций есть довод из Кур’ана или Сунны, однако в рамках этой публикации мы их приводить не станем, поскольку это не является предметом исследования статьи и слишком удлинит чтение.
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ
«Кайтесь перед Ним, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе мушриков» (30:31)
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِ ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям. Они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)
مَا سَلَكَكُمْ فِى سَقَرَ
قَالُواْ لَمْ نَكُ مِنَ ٱلْمُصَلِّينَ
وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ ٱلْمِسْكِينَ
وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ ٱلْخَآئِضِينَ
وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ ٱلدِّينِ
حَتَّىٰٓ أَتَىٰنَا ٱلْيَقِينُ
««Что привело вас (обитателей Ада) в Сакар?» Те скажут: «Мы не были в числе молящихся, и не кормили бедняков, и несли чепуху вместе с другими, и считали ложью День Воздаяния, пока к нам не явилась смерть»» (74:42-47)
Сунна пророка разъясняет вопрос оставления молитвы ещё более подробно. Ключевыми хадисами в этой теме являются следующие риуаяты:
Убада ибн Самит рассказывает, что посланник Аллаха ﷺ завещал:
لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا وَإِنْ قُطِّعْتُمْ وَصُلِّبْتُمْ، وَلَا تَتْرُكُوا الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدِينَ فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا فَقَدْ خَرَجَ مِنَ الْمِلَّةِ
« Никого не приобщайте Аллаху в сотоварищи (не делайте ширк), даже если вас будут резать, и даже если будут распинать на кресте! И не оставляйте намаз преднамеренно! А кто оставил его преднамеренно — тот уже вышел из религии!… »
(«Муснад» аш-Шаши 1309, «Шарх усуль аль-иктикад Ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1520, Ахмад 21659, «Тарх ат-тасриб» аль-Иракий 174, Ибн Маджа 4034, Хаким 900, хадис хасан сахих).
В одной из версий этого хадиса сказано:
فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذِّمَّةُ
« … а кто оставил её (молитву) преднамеренно, то расторгнут с ним договор » (Ибн Маджа 4034).
Здесь слово — الذِّمَّةُ – означает «право, договор». Имеется в виду обещание Аллаха о том, что человек находится под Его защитой и что ему обещан Рай. Этот договор будет с ним расторгнут, если он оставит намаз.
Подтверждает это и другой хадис.
Анас ибн Малик передает слова посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ صَلَّى صَلاَتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا، وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ المُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلاَ تُخْفِرُوا اللَّهَ فِي ذِمَّتِهِ
« Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кыбле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха, (предавая тех, кто находится) под Его защитой! » (Бухари 391).
Далее идёт целая группа похожих хадисов с очевидным смыслом.
Абдулла Ибн Бурейда передает от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمُ الصَّلَاةُ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ
« Договором [разницей, отличием] между нами и ними [кафирами] является намаз, а кто оставил его — совершил куфр » (Ахмад 22428, Тирмизи 2621, Ибн Хиббан 1454, Хаким 11, хадис сахих).
В этом хадисе чётко сказано, что отличием мусульманина от кафира является намаз : когда человек оставил его, то он совершает куфр и становится кафиром.
Передаётся от Джабира, что он слышал, как пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Поистине, между человеком и ширком и куфром — оставление намаза » (Муслим 82, Насаи 465, Тирмизи 2620, хадис сахих).
От Джабира передаётся, что пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الكُفْرِ وَالإِيمَانِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Между куфром и иманом — оставление намаза » (Тирмизи 2618, хадис сахих).
Так, спросили у Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:
مَا كَانَ يُفَرِّقُ بَيْنَ الْكُفْرِ، وَالْإِيمَانِ عِنْدَكُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ
« Что из дел считалось у вас различением между куфром и иманом во время посланника Аллаха ﷺ? »
(«Шарх усуль аль-иътикад Ахлю Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1249, аль-Марвази в «Тазыму кодри ас-соля» и Мухаммад ибн ан-Наср 892, Ибн Батта в «аль-Ибана» 876, хадис хасан).
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Наглядно иллюстрирует эту мысль следующий хадис.
Абу Умама аль-Бахили рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
« Будут разрываться звенья Ислама одно за другим, и когда разорвется одно, то будут люди браться за другое, и первым звеном (которое разорвется) будет хукм [положения религии], а последним будет намаз » (Ахмад 21655, Ибн Хиббан 6715, «аль-Му’джам аль-Кабир» Табарани 7486, Байхакы 7524, хадис хасан).
Однако здесь требуется одно важное разъяснение: во всех этих хадисах используется слово — ترك — «тарк», которое традиционно переводится на русский язык как «оставление». Именно по причине разногласий в понимании этого слова и произошли разногласия у учёных.
Понятно, что оставление намаза является большим куфром, однако вопрос состоит в том, оставление какого именно числа молитв имеется в виду?
Так, одним из мнений среди ученых является то, что куфром является сознательное оставление даже одной обязательной молитвы. В качестве довода они используют следующий хадис.
Бурайда ибн аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ صَلاَةَ العَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ
« Тщетными станут дела того, кто (умышленно) оставляет молитву Аср » (Бухари 528, Ахмад 23007).
В этом хадисе не имеется в виду, что куфром является пропуск одного аср намаза. Аср намаз упомянут для того, чтобы подчеркнуть достоинство и величие этой обязательной молитвы, а под оставлением асра подразумевается полное оставление его совершения изо дня в день.
Такое понимание подтверждает следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا مَرَّةً وَاحِدَةً، فَكَأَنَّمَا كَانَتْ لَهُ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا فَسُلِبَهَا، وَمَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا أَرْبَعَ مَرَّاتٍ، كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ
« Кто оставил салят по причине опьянения один раз, то будто был у него этот мир и всё, что в нём, но он это потерял, а кто оставил салят по причине опьянения четыре раза, то право Аллаха над ним, чтобы Он напоил его из «тынату-ль-хабаль!» »
وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟
« А что такое «тынату-ль-хабаль», о посланник Аллаха? »
عُصَارَةُ أَهْلِ جَهَنَّمَ
(Ахмад 6621, «аль-Му’джам аль-Аусат» Табарани 6371, Хаким 7298, Байхакы 1582, хадис хасан).
Обратите внимание: если бы оставление одной молитвы само по себе было бы большим куфром, то не имело бы смысла описывать последствия оставления большего числа намазов. Кроме того, внимательное прочтение хадиса указывает на то, что четырехкратное оставление намаза обязывает человека к Аду, но при этом не сказано, что он останется там навечно.
Здесь уместно упомянуть следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ
« Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает — накажет » (Абу Дауд 425).
В этом хадисе чётко сказано, что человек, который халатно относится к своему намазу, находится под желанием Аллаха. Такое положение — это положение грешника, а не кафира.
Под оставлением намаза понимается скорее полное оставление его совер шения, и каждый человек внутри себя сам понимает, когда можно посчитать что кто-то оставил намаз, а когда — нет.
Как следствие, с одной стороны человек, пропуская обязательные молитвы, боиться попасть в куфр, а с другой стороны, в отношении того, кто всё-таки это допустил, мы сохраняем надежду на его прощение Аллахом.
Именно такой, срединный подход к этому вопросу является наиболее взвешенным и полностью согласуется со всеми аятами и хадисами из данной темы.
Будет неправильно смотреть лишь на те хадисы, которые говорят о надежде и заявлять, как это делают мурджииты, что оставление намаза вообще не является куфром.
Точно также будет неправильным обвинять в неверии по личности каждого, кто пропустил одну или несколько обязательных молитв, как это делают такфиристы.
Позиция ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а, на которую указывает понимание сподвижников, занимает срединную позицию между этими двумя крайностями.
Выносится ли личный такфир за оставление намаза?
Сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, единогласили на том, что оставление обязательной молитвы является большим куфром.
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Вместе с этим, не существует ни одного достоверного сообщения, из которого мы бы увидели, что сподвижники выносили за оставление молитвы личностный такфир или переставали принимать в пищу мясо, зарезанное человеком, оставившим намаз.