Мягкий знак в глаголах пишется в нескольких грамматических формах согласно правилу орфографии.
В русском языке буква «ь» не обозначает звука. Она применяется как разделительный знак, для выражения мягкости согласных, а также для обозначений некоторых грамматических форм разных частей речи, например существительных женского рода III склонения (вещь, пустошь).
МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ
Инфинитив
2 л., ед.ч.
Повелительное наклонение
Возвратная форма с чься⁄ ться
3 л., ед. и мн. ч. тся
Рассмотрим более подробно, когда используется мягкий знак в глаголах в соответствии с правилом орфографии.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола
В русском языке глагол, как самостоятельная часть речи, имеет обширную систему грамматических форм. Его начальной формой является неопределённая форма, или инфинитив, к которому можно задать вопросы что делать? что сделать?
Эти вопросы указывают и подсказывают, что при написании глаголов в неопределённой форме обязательно следует поставить мягкий знак независимо от того, каким согласным, звонким или глухим, заканчивается слово.
Понаблюдаем:
Если глагол выступает в возвратной форме, то аналогично задаём к нему соответствующий вопрос. Мягкий знак сохраняется в окончании неопределённой формы возвратного глагола перед постфиксом -ся:
Видеоурок «Правописание «ь» в глаголах неопределённой формы
Мягкий знак в форме 2 лица глагола
Буква «ь» используется в написании окончания формы 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени:
Мягкий знак в повелительном наклонении глагола
Повелительное наклонение характерно тем, что глагол имеет грамматическую форму 2 лица единственного и множественного числа. В отличие от формы глагола 2 лица изъявительного наклонения слово выражает побуждение к действию в виде просьбы, приказа, пожелания, запрета:
В орфографии русского языка в написании этих форм глагола не обойтись без мягкого знака.
Мягкий знак пишется в формах единственного и множественного числа после согласных и у возвратных глаголов:
Особое внимание уделим написанию мягкого знака после шипящих согласных «ж» и «ш», которые соответствуют твёрдым звукам в русском языке. Мягкий знак не выражает мягкость этих согласных, а служит для обозначения форм повелительного наклонения глагола:
Итак, в русском языке согласно правилу мягкий знак в глаголах пишется в следующих грамматических формах:
Чтобы усвоить это написание, поупражняемся, вставив, где необходимо мягкий знак.
Упражнение
Необходимо привлеч… внимание общественности к этой проблеме.
Будьте добры, отправ…те это письмо заказной почтой.
Мы ушли на реку, а верный пёс остался стереч… дом.
Съеш…те на завтрак омлет и гречневую кашу.
Как мне увлеч… сына игрой в теннис?
Обознач…те, пожалуйста, карандашом все трудные случаи написания сложных слов.
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.
Правило:
Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».
Дочка учи тся в институте.
( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.
Товар появи тся в магазине завтра.
( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.
Дети радую тся новым игрушкам.
( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.
Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.
Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.
Друзья решили встрети ться вечером в кафе.
( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.
Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.
Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
Ему приходи тся мири ться с новым начальством.
( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.
Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению. Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.
Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:
Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.
Исключения из правил
Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.
Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».
Примеры использования
Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.
После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):
После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:
После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:
Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.
Упражнения для запоминания
После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.
Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).
Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:
Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.
Диктанты для закрепления знаний
Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:
Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.
Изучение орфограммы в учебных заведениях
Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.
В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.