что дают записки о здравии

Что дают записки о здравии

Однажды оказался свидетелем такого вопроса священнику: наши пастыри учат, что главное для человека – это спасение души. Так почему же записки в храмах мы пишем не о даровании спасения, а только о здравии?

Относительно записок об упокоении – все понятно. Мы просим, чтобы Господь простил усопшим отцам, братьям и сестрам все их прегрешения, вольные и невольные. От лица Церкви мы молим Бога, чтобы Он помиловал наших родных и близких. Мы верим в милосердие Божие и возлагаем свои надежды на то, что молитвы наши будут услышаны и помогут дорогим нам людям избежать мук ада.

Однако, когда речь заходит о живых, то возникает впечатление некоторого противоречия. С одной стороны, желание достичь главной цели – спасения души, с другой – просьбы о здравии тела. Потому что именно так большинство людей воспринимает содержание записок.

То есть люди полагают, что за богослужением Церковь молит Господа, главным образом, о физическом здоровье перечисленных в записках лиц. Возникает иллюзия, как будто дарование здоровья является самым главным нашим прошением к Богу. Как будто кроме телесного здоровья нам больше ничего и не нужно.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то порой эта мысль находит кажущееся подтверждение. На праздниках и встречах, в телефонных разговорах и письмах люди, и верующие тоже, желают друг другу чаще всего именно здоровья. И это тоже понятно. Ведь здоровье дает нам возможность делать добрые дела, жить в этом мире и служить Богу и ближним. Будучи здоровыми, мы имеем время для покаяния и исправления.

Самый популярный тост во время застолья, включая церковные трапезы – это пожелание здоровья и долгих лет жизни. «Многая лета» – вот что слышат участники таких трапез.

В некоторых случаях возникает ощущение явного перекоса смыслов. Странно слышать, например, как верующие сначала поют: «Спаси, Христе Боже!», – а заканчивают пожеланием «Многая лета». Получается, что «Спаси, Христе Боже!» относится не к главной цели жизни христианина – спасению души, а к спасению всего лишь от земных напастей.

Как же все-таки воспринимать пожелание записки о здравии? Действительно ли православные молятся только о здоровье тела?

В данном случае ответ кроется не в содержании прошения. На самом деле это всего лишь вопрос формулировки, регламентации, вопрос перевода. Так, в греческой традиции существует два варианта формулировок. Можно встретить упоминание также и о здравии. Однако существует и другое, более правильное наименование этих записок – о живущих. Соответственно, и молитва совершается не «о здравии» и «упокоении», а за «живущих» и за «усопших».

Кстати, на записке о живых греки не ставят крестик.

Так что, если будете в Греции подавать записку, не ставьте крест в своем прошении о живущих, потому что в противном случае греки, увидев крест, будут молиться за этих людей как за усопших. Еще одна интересная подробность: греки не уточняют рядом с именами живых «болящий» или «младенец». Они справедливо уверены в том, что Господь Сам знает все о каждом из нас.

Все записки в греческих храмах обычно складывают в корзиночку или на поднос с надписью «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию).

Чтобы полнее понять смысл написания записок, нужно знать, как совершается Литургическое поминовение. Приготовление к Литургии происходит на «проскомидии». Во время проскомидии священнослужители готовят хлеб (просфоры) и вино для Таинства Евхаристии, которое совершается во время Литургии. «Проскомидия» в переводе с греческого означает «принесение»: в древности христиане сами приносили хлеб и вино для совершения Литургии. Проскомидия символизирует рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре незримо для пришедших в храм – так же, как когда-то незаметно пришел в наш мир его Спаситель. Для проскомидии употребляется пять особых просфор. А на православном Востоке используется одна большая просфора с пятью печатями.

После определенных молитв из первой просфоры священнослужитель вырезает середину в форме куба – это Агнец. То есть та часть просфоры, которая во время Литургии прелагается в Тело Христово.

Таким образом, вопрос о Литургическом поминовении – это вопрос, прежде всего, богослужебного порядка. Молитвы, возносимые Церковью о человеке, еще живущем в земном мире – это прошения о спасении его в вечности, пожелания, чтобы на нем в полной мере исполнилась воля Божия, ведущая ко спасению души.

И молитвы, связанные со здоровьем тела, стоят далеко не на первом месте. В этом можно убедиться, слушая прошения, возносимые на богослужениях.

Важно понимать, что наши прошения не стоит сопровождать нашими близорукими советами Создателю о том, чего бы нам в жизни хотелось. Мы должны молиться с максимальным доверием к Богу – с верой в то, что Господь знает, что нам нужно, и устроит все наилучшим образом. Гораздо лучше, чем мы можем пожелать себе сами.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, газета «Логосъ»

Источник

Что дают записки о здравии

что дают записки о здравии. Смотреть фото что дают записки о здравии. Смотреть картинку что дают записки о здравии. Картинка про что дают записки о здравии. Фото что дают записки о здравии

что дают записки о здравии. Смотреть фото что дают записки о здравии. Смотреть картинку что дают записки о здравии. Картинка про что дают записки о здравии. Фото что дают записки о здравии

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич запись закреплена

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ И КАКИХ ВИДОВ ОНИ БЫВАЮТ?

Церковные записки можно уподобить богослужебным книгам: на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Глобально делятся на две группы: о здравии и об упокоении. Сегодня мы поговорим о тех, что о здравии.

Такие записки – это наша просьба о сугубой помощи Господа тем людям, которые в ней указаны. И эта просьба носит вид соборной, то есть совместной церковной молитвы, которая во много раз сильнее келейной (домашней). Почему?

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Только в храме объединяется молитвенная сила всех присутствующих. Только храм является домом Бога. Только в храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Сам Господь принес во оставление людских грехов в жертву Свою Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере правило совершать воспоминание об этой жертве в виде бескровных даров – хлеба и вина. Это воспоминание и совершается в каждом храме на Божественной литургии и в таинстве евхаристии – святом Причастии.

Соборная молитва в храме имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником – преемником апостолов, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Это просьба к Богу не только о физическом здоровье указанных в записке близких и родных, но и об их душевном и материальном благополучии.

В этому записку нужно включать всех, кому мы желаем здравия, спасения души и всяческого благополучия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Но в записки о здравии хорошо вписывать также имена своих недоброжелателей и врагов. Это вовсе не значит, что мы просим Господа помогать им в совершении злых дел. Нет, мы молим Бога, чтобы Он вразумил врагов и сделал так, чтобы наш недоброжелатель изменился и обрел гармонию в отношениях с людьми.

По заповеди Господа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Правильно написанная записка о здравии содержит полные имена без отчеств и фамилий:

— членов свой семьи и родных, обычно по старшинству

— тех людей, которые вам в чем-то помогли (благодетелей)

— знакомых, нуждающихся в помощи

— недоброжелателей и врагов

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

КАКИЕ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ СУЩЕСТВУЮТ?

• Простая записка. Священнослужитель один раз упомянет имена указанных в ней людей на обычном богослужении.

• Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на самом богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».

• Записка на проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.

• Молебен. Священник обращается с молитвою непосредственно к выбранному вами святому. Имя святого надо указать в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).

• Многодневные поминания (сорокоуст, полугодовое, годовое). Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 40 дней или 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом богослужении.

КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЗАПИСКИ?

Кроме уже указанных правил, надо учитывать, что имена пишутся в форме, которая как бы отвечает на вопрос «поминаем кого?»: например, Александра, Раису, Ивана, Ольгу и т.д

Перед именем духовного лица надо написать его сан: иерея Бориса, архиеп. Филарета и пр.

Перед именем тяжелобольного человека можно это указать в сокращении «т.бол.» или «бол.».

При обозначении имен детей до 7 лет пишется сокращенно слово «младенец».

Ребенка до 15 лет – «отрок».

Если вам известные имя, под которым человека крестили, то лучше указывать его. Например, не Светлана, а Фотиния.

НЕ НАДО указывать профессию или степень родства. Совершенно лишние пометки: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».

ЗА КОГО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ?

ü Еще не рожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)

ü За причисленных к лику к святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ

По нашим запискам в храме совершается возношение бескровной Жертвы. Как это происходит?

Подготовка начинается во время проскомидии – той части литургии, во время которых для таинства Причастия готовят хлеб и вино.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляются особые просфоры, из которых вынимаются частицы:

-для причащения (эту часть просфоры называют Агнец)

— в честь Божией Матери (ее называют «богородичной»)

— в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Этой часть просфоры называют «девятичинной».

— в память о живых и усопших Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.

— за тех людей, имена которых указаны в записках и книжках-помянниках. В это время читаются поминания.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на особое блюдо (дискос) вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

В специальном порядке выложенные на дискос частицы просфор символизируют всю полноту Церкви Христовой.

Те частицы, которые вынуты из просфор для поминания указанных в наших записках имен, не даются в приобщение Плоти Спасителя, они впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.

Согласитесь, ничего из этого невозможно сделать в домашней молитве!

Пожалуйста, сохраните для себя эту памятку. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Возможно, именно ваш вопрос станет темой для отдельного поста.
_________________________________________
что дают записки о здравии. Смотреть фото что дают записки о здравии. Смотреть картинку что дают записки о здравии. Картинка про что дают записки о здравии. Фото что дают записки о здравииПоделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!

что дают записки о здравии. Смотреть фото что дают записки о здравии. Смотреть картинку что дают записки о здравии. Картинка про что дают записки о здравии. Фото что дают записки о здравииЗадать вопрос батюшке или попросить о молитве, подать записки на службу

Источник

Первые шаги в храме.
О поминовении

что дают записки о здравии. Смотреть фото что дают записки о здравии. Смотреть картинку что дают записки о здравии. Картинка про что дают записки о здравии. Фото что дают записки о здравии
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Источник

Записки о здравии — зачем нужны, как пишутся и подаются

Узнайте все самое интересное и полезное о записках о здравии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Особая сила соборной молитвы

Храм – это дом Бога на Земле, куда собираются верующие люди для общей (соборной) молитвы. Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Поэтому каждый православный христианин стремиться молитвенно помянуть своих близких не только домашней молитве, но и в храме, где незримо присутствует Бог и благодать Божья.Сделать это позволяют записки о здравии.

Записки о здравии

В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.

Записки условно можно разделить на два вида. Первый – те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип – те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.

Записки, читаемые на Литургии, часто называются “на проскомидию”. Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей.

Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”.

Как правильно писать записки о здравии

Важно понимать, что в Храмах можно поминать только крещеных в православной вере людей. За некрещеных следует молиться дома (по этому вопросу посоветуйтесь в храме со священником).

Лучше всего подать записки до начала Литургии или накануне вечером. Записки следует писать разборчивым почерком, чтобы было проще их читать.

В самом верху обычно начертывается восьмиконечный крест. Далее пишется “за здравие” или “за упокой”. Под этими надписями перечисляются имена крещеных христиан в родительном падеже.

Если в записках присутствуют имена священнослужителей, то нужно написать перед именем сан: например, иерея Димитрия. Перед именами детей до семи лет пишется “младенец”. Также можно упомянуть перед именем: “болящего”, “тяжко болящего”, “путешествующего”, “монаха”, “воина”, “заключенного”. Никакая другая информация о человеке в записках не указывается (должности, фамилии, отчества, степени родства).

Не является поводом для отказа от поминания отсутствие имени в Святцах. Далеко не во всех Православных церквях существует традиция наречение имени в честь святых.

Взять, например, Грузинскую Церковь. Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца – Патриаршего подворья в Грузинах – протоиерей Федор Кречетов рассказывает, как нарекают имена в Крещении:

“В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых. Но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились. И это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове”.

Записки подавай — молиться не забывай

Важно понимать, что сам факт “подачи” записки не отменяет необходимости самостоятельно молиться за перечисленных на бумаге людей. Священник должен молиться за ваших близких. Но и вы сами непременно должны присутствовать на богослужении и возносить Богу молитву.

Как-то у Паисия Святогорца спросили:

“– Геронда, некоторые люди пишут записки с именами болящих и рассылают их по разным монастырям для поминовения.

– Это хорошо, но недостаточно. Люди и сами должны молиться и больным говорить, чтобы те тоже молились. Не нужно довольствоваться только тем, что рассылать имена” (Из книги “Слова. Молитва”).

Околоцерковные приметы и суеверия

Заблуждением является мнение, что записками можно “очистить” человека от грехов как бы магически, механически. Это не так. От грехов христианин может очиститься только покаянием, участием в Таинствах Исповеди и Причастия, добрыми делами. Упоминая же близких в записках, мы можем просить Бога преимущественно о том, чтобы человек скорее достиг с помощью Всевышнего такого покаянного состояния.

Или бывает, что человек приходит в храм со злым умыслом и пишет имена живых и здравствующих людей “за упокой” (отпевание). Он сильно ошибается, думая, Бог по этой причине навредит людям. Записки это не магический инструмент, они не работают как заклинание. Таким поведением человек наносит вред только себе, совершая грех.

Бытует мнение, что молитва за человека непременно сбудется, если подать записки сразу в трех, семи храмах (количество разнится). На самом деле сила молитвы зависит не от количества храмов, куда подавались записки, а от воли Бога и вашей искренней и горячей молитвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *