что дают за победу в лиге чемпионов
Призовые ЛЧ – более 2 млрд евро. Откуда у УЕФА столько денег?
Все началось с Берлускони.
Лига чемпионов – невероятно успешный турнир, и вы знаете об этом. Бренды стоят в очереди, чтобы получить десять секунд рекламного времени в лигочемпионские слоты, а финансовые успехи топ-клубов (и не только топ) зависят от еврокубков. Несколько фактов:
• общий коммерческий доход УЕФА от Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА в сезоне-2018/19 – 3,25 млрд евро
• общие призовые ЛЧ и Суперкубка УЕФА – более 2 млрд евро, призовые в Лиге Европы – 510 млн
Просто за старт в ЛЧ (групповой этап) клубы в этом сезоне получили по 15,25 млн евро – космический подарок. Для сравнения: 15 млн евро – это трансферная кампания «Локо» с покупкой Смолова, Хеведеса, Эдера и арендой Крыховяка.
Победитель ЛЧ может рассчитывать на 80-100 млн евро.
MasterCard, Газпром и телевидение
В середине недели миллиарды телевизоров всего мира показывают одно и то же: Nissan и автобус с надписью Playstation несутся под гимн ЛЧ, по неоновым трубам течет газ от Gazprom, Моуринью открывает Heineken, Месси хрустит Lays, а обычные люди обеспечивают бесценное счастье с помощью MasterCard.
Ответ на вопрос, откуда все эти деньги, кажется очевидным. Но коммерция (сюда входит в том числе и ТВ-реклама) – это что-то около 17% от общего дохода УЕФА (данные за прошлый сезон). Остальные 83% – телевизионные права. И это тоже не особо удивляет.
Главные цифры из отчета УЕФА за сезон-17/18:
После уплаты налогов и других финансовых расходов УЕФА закончил финансовый год с небольшим минусом (5 млн) – его покрыли за счет резервного фонда.
Когда проекту почти 30 лет, все эти годы он только растет, всегда интересно, с чего все началось.
Берлускони – вдохновитель Лиги чемпионов: он хитростью убедил УЕФА
Именно такое будущее в середине 80-х снилось Сильвио Берлускони. Супермен итальянского бизнеса – один из вдохновителей турнира, который сейчас манит к себе миллиарды. У Берлускони в то время было две проблемы – доходы «Милана» и доходы его новой вещательной компании Mediaset. Бизнесмен размышлял, как все исправить одним приемом.
Он обратился в Saatchi and Saatchi (глобальная сеть рекламных агентств) и познакомился с англичанином Алексом Финном. За несколько месяцев до этого Финн выступал на каком-то футбольно-коммерческом семинаре с идеей создания Европейской суперлиги (аналога той Суперлиги, о которой говорят сейчас), его доклад назывался «План 10-и пунктов». Берлускони загорелся.
Главной проблемой Кубка чемпионов (предшественник ЛЧ) тех времен была схема. В турнире принимали участие только чемпионы, которые бились по системе плей-офф с первого же раунда. Берлускони окончательно настроился на революцию, когда в 1987-м на первом же этапе турнира сошлись чемпионы Италии и Испании – «Наполи» и «Реал».
«Это не современное мышление», – говорил Берлускони, имея в виду, что из-за такой схемы проигрывают все: клубы, телевидение, болельщики.
Финн предлагал организовать лигу из 30-40 лучших клубов Европы и разделить их на 3-4 дивизиона, но Берлускони хотел больше матчей между командами из Англии, Германии, Испании и Италии. Тогда Финн придумал чемпионат из 18 команд – по три-четыре команды из больших стран плюс по одной из Бельгии, Голландии, Португалии, Франции и Шотландии.
Параллельно реформы продвигал шотландец Кэмпбелл Огилви (глава местной ФА, отстаивал интересы мощнейшего на тот момент британского клуба – «Рейнджерс»). У Огилви был план помягче – он предлагал включить в турнир по несколько клубов из топ-лиг и внедрить групповой этап, чтобы каждой команде гарантировалось три домашних матча. В конце 80-х Огилви дважды приносил эту идею в УЕФА – оба раза его разворачивали.
В УЕФА осознали необходимость перемен, когда до Ньона (там находится офис УЕФА) дошли слухи о том, что Берлускони готовит переворот. Чтобы не потерять контроль над европейским футболом, УЕФА пошел на компромисс – принял предложение Огилви, когда он пришел с ним в третий раз. Берлускони был счастлив. А его консультант Алекс Финн – разочарован.
Британец потом жаловался, что его использовали: Берлускони пошел в УЕФА с безумной идеей о Суперлиге, понимая, что там в любом случае будут торговаться. И в итоге все придут к варианту с групповым этапом, который устраивал всех. А Финн жил только идеей о суперлиге.
Итог: в 1989-м клубы и УЕФА договорились, что с 1992-го начинают новую жизнь: меняют схему и переименовывают Кубок чемпионов в Лигу чемпионов.
Но это было лишь первым (простейшим шагом). От УЕФА требовалось не только это: чтобы избежать раскола, нужно было обеспечить коммерческий успех нового турнира. Это получилось тоже отчасти случайно. Услышав о новом проекте, в УЕФА пришли люди из компании TEAM Marketing. Они составили суперподробный план и с удовольствием вложили в турнир 150 млн швейцарских франков (152 млн долларов), которые получили от Deutsche Bank. УЕФА посчитал это подарком. Там не подозревали, что за следующие 29 лет они заработают 37 млрд евро.
Взамен инвестиций TEAM Marketing потребовал полный контроль над брендом. С той минуты агентство сосредоточилось только на Лиге чемпионов.
На старте TEAM Marketing сделала три шага:
• заказали композитору Тони Бриттену адаптацию антема Zadok the Priest Георга Фридриха Генделя под гимн турнира
• представили звездный мяч, без которого уже нельзя представить Лигу чемпионов
• придумали маркетинговую схему: не более 8 официальных спонсоров турнира, с каждым заключается контракт на три цикла.
Крупнейшие бренды были в восторге: они получили регулярный доступ в телевизионный прайм-тайм в течение всего года.
Доказательство восторга – многие годами продлевали сотрудничество с УЕФА. Ford не уходил из ЛЧ 20 лет, Sony вкладывает деньги в турнир с 1997-го, Heineken – c 2005-го.
Миллиарды делаются в офисе в Люцерне
УЕФА до сих пор работает с TEAM Marketing. Главное, что о нужно знать о постоянном партнере УЕФА:
• Компания базируется в швейцарском Люцерне (немецкоговорящий город в 50 км от Цюриха, население 81,6 тысяч жителей). В штате 110 человек.
• УЕФА по-прежнему их единственный клиент. «У нас есть один заказчик, но он фантастический, – рассказывает исполнительный директор TEAM Marketing Джейми Грэм в интервью Sport Business Journal. – У нас очень прибыльный бизнес. Думаю, его сложно воспроизвести в другой области. Все говорят о желании сделать что-то похожее, но они не осознают усилий и временных затрат, которые необходимы для достижения определенного стандарта».
• В TEAM Marketing два ключевых отдела – один занимается спонсорами, второй – ТВ-правами. Перед каждым стоят сумасшедшие задачи: «Мы работаем циклами по три года, – поясняет Грэм. – Задача: увеличить доход в каждом следующем цикле на 50%».
УЕФА ждет от постоянных партнеров улучшенных предложений, а взамен дает не просто время в рекламных слотах. TEAM Marketing сближает бренды с аудиторией проектами вроде фэнтези (совместно с Playstation), конкурс прогнозов (совместно c MasterCard), общение со звездами и розыгрыши билетов (Heineken).
Важный момент: TEAM Marketing требует от УЕФА полной автономии в переговорах с вещателями. «Мы заинтересованы в том, чтобы УЕФА оставался в стороне. Это позволяет создать динамику процесса, необходимую для получения результата», – поясняет директор по медиа Томас Шмидт.
Чтобы получать каждый сезон 2 млрд евро на призовые и радовать спонсоров охватом, в TEAM Marketing заключают больше сотни контрактов с ТВ-вещателями. Тезисно о том, как построен процесс производства.
• Со стартом нового трехлетнего цикла (он стартовал летом 2018-го) команда начинает работу над следующим (стартует летом 2021-го). Год – подготовительный процесс. В команде думают, чем удивить партнеров: ТВ-картинкой, графикой, документальными фильмами, ориентированными на конкретный рынок.
• Второй и третий год – этап продаж. 30 сотрудников за два года должны объездить 180 стран и продать там индивидуальный пакет прав. В каждой стране менеджер презентует (за три года команда готовит около 1000 презентаций) вещателям новую версию еврокубковых трансляций и объявляет тендер. Права на Лигу чемпионов и Лигу Европы продаются одним пакетом, даже если вещатели говорят, что ЛЕ им не нужна. Если бы УЕФА и TEAM Marketing выбрали другую стратегию, то Лига Европы бы уже давно закрылась.
• TEAM Marketing никогда не раскрывает детали ТВ-сделок. Для каждой страны индивидуальная цена. Например, в Британии за права на ЛЧ бьются два гиганта (BT Sport и Sky). Предложения там уже переваливают за миллиард фунтов на три года (по данным The Mirror, BT Sport купил права с 2018-го по 2021-й за 1,18 млрд фунтов). В странах вроде Беларуси конкуренция нулевая – там десятки лет правами владеет Первый национальный канал, который платит смешные по меркам Британии деньги (данных о точных суммах нет). «Матч ТВ» и «НТВ-Плюс» тоже никогда не раскрывали затраты на еврокубковые ТВ-права.
УЕФА вступает в дело, только на финальном этапе. Когда TEAM Marketing добивается идеального предложения от вещателей. Идут трехсторонние переговоры, которые заканчиваются подписанием контрактов.
Давление DAZN, переговоры с Amazon
8 спонсоров, трехлетние циклы и жесткие требования к формату рекламы – УЕФА и TEAM Marketing за 30 лет выстроили систему работы, которую считают идеальной. Миллиардные доходы это подтверждают. Но одно из следствий этого – неповоротливость системы. Стриминговые сервисы вроде DAZN который год уговаривают TEAM Marketing разделить продажу прав: телевизионные отдельно, интернет – отдельно. Довод: телевизионный охват ЛЧ снижается (в 2016-м он составлял 4,4 млрд, в 2017-м – 3,6). Параллельно растет запрос на трансляции через стриминговые сервисы.
В TEAM Marketing признают, что не готовы к резким движениям. Одна из причин неповоротливости – все нужно согласовывать с УЕФА.
«Мы явно не будем самыми инновационными в этом деле, – говорит Шмидт. – Сейчас мы не разделяем права, у нас простая система. Но мы интересуемся развитием этого рынка».
Вещатели покупают классические трансляции вместе с онлайн-правами. Уже сейчас Fox Sports показывает матчи ЛЧ в американском фэйсбуке, BT Sport еще в мае 2016-го показало финал ЛЧ в ютубе (1,8 млн просмотров – смешные цифры сейчас, но вполне достойные тогда).
В то же время в TEAM Marketing не исключают, что на переговоры о правах на цикл 2021-2024 придет Amazon, и в Люцерне готовятся к этому. Возможно, эти переговоры – ключевой момент в новой коммерческой истории УЕФА. От него будет зависеть, продолжим ли мы наслаждаться Лигой чемпионов и ее коммерческим успехом или приготовимся к чему-то новому.
Да, а Сильвио Берлускони в августе 2017-го ушел из большого футбола, передав «Милан» с 220-миллионным долгом китайским инвесторам за 740 млн (в эту сумму входит погашение долгов).
Mediaset по-прежнему принадлежит (38,6% акций) семье Берлускони (генеральный директор – сын Сильвио). Доход в 2017-м – 3,6 млрд евро.
Кто и сколько заработает за участие в Лиге Чемпионов в сезоне 2019/20?
Наши клубы скоро будут стартовать в групповой стадии Лиги Чемпионов. С каждым годом мы все больше и больше обращаем внимание на то, что участие в этом турнире позволяет нашим клубам зарабатывать хорошие деньги. Давайте разберемся, как будут распределяться доходы в Лиге Чемпионов в сезоне 2019/20.
Валовый доход от Еврокубков в этом сезоне оценивается в 3,25 миллиарда евро. Эта сумма идет на покрытие расходов, связанных с проведением турнира, выплаты солидарности, резерв для европейского футбола, который останется в УЕФА, и выплаты непосредственно участникам Еврокубков (все суммы на картинках указаны в млн евро).
Участники Еврокубков распределят между собой 2,5 млрд евро, из которых 2 пойдет участникам ЛЧ, а 0,5 участникам Лиги Европы.
Доля участников Лиги Чемпионов в свою очередь делится еще на 4 пула. Самый большой из них – это средства, которые клубы получат за участие в различных стадиях турнира. Данный пул составляет 1,95 млрд евро, 30 млн евро распределяются между 6-ю клубами, которые вылетают из отборочного раунда плей-офф (так Краснодар своей победой над Порту заработал минимум 5 млн евро), 50 выплачивается участникам Лиги Европы и 10 в качестве выплат солидарности, всем клубам кто вылетел из квалификации Еврокубков.
Выплаты участникам основного турнира тажке делятся на несколько частей:
Получает каждый участник группового раунда. Выплата каждому клубу составляет 15,25 млн евро. Таким образом цена стыка с Олимпиакосом для Краснодара составляет 10 млн евро.
Выплачивается в соответствии с клубным рейтингом за 10 лет. Команда с наивысшим рейтингом среди участников турнира получает 35,5 млн евро, а команда с наименее низким рейтингом 1,1. Увеличение выплат происходит с шагом 1, 1 млн евро.
По моим расчетам, максимальные суммы, которые получат Зенит и Локомотив составляют 20 и 11 млн евро соотвественно
Эта сумма будет распределена согласно удельному весу каждого телерынка, представленного участниками Лиги чемпионов (начиная с группового этапа), а затем разбита между клубами, представляющими данную ассоциацию.
Половина суммы, соответствующей ценности каждого телерынка, будет поделена между клубами в зависимости от результатов в предыдущем национальном чемпионате. Ниже приведена схема распределения.
Победители Лиги чемпионов или Лиги Европы, которые прошли в Лигу чемпионов не через национальное первенство, из этой половины маркетингового пула не получают ничего.
• Победители Лиги чемпионов или Лиги Европы, которые также вышли в Лигу чемпионов через национальное первенство, получают долю, которая зависит от места команды в предыдущем внутреннем чемпионате.
Вторая половина суммы регламентируется согласно ценности каждого рынка и делится пропорционально числу сыгранных каждым клубом матчей в Лиге чемпионов-2019/20.
Каждый раз, когда клуб из ассоциации, представленной на групповом этапе, вылетает из квалификации в раунде плей-офф, он получает 10% от доли маркетингового пула этой ассоциации.
Сколько заработает победитель Лиги чемпионов 2019/2020
Коронакризис вынудил УЕФА остановить розыгрыш Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала. Однако в июне, как только эпидемиологическая ситуация в странах Европы более-менее нормализовалась, было принято решение о возобновлении турнира в августе. Оставшиеся 4 матча 1/8-й команды доиграли на своих аренах, а для определения победителя организаторы предложили новый, ускоренный формат в одном городе — «Финал восьми». В итоге 23 августа на лиссабонском стадионе «Эштадиу да Луш» в финале Лиги чемпионов 2019/2020 сыграют «Бавария» и «ПСЖ». Forbes рассказывает, как УЕФА устроил большой футбол в период пандемии и сколько заработает победитель главного клубного турнира Европы.
Футбол на карантине
Пандемия COVID-19 затормозила спортивные соревнования по всему миру. Многие лиги в итоге не решились продолжать сезон. Но европейский футбол оперирует слишком большими суммами и, чтобы минимизировать финансовые потери, постарался максимально быстро вернуться на стадионы. УЕФА настоятельно рекомендовал национальным лигам доиграть сезон (из топ-5 ослушались только французы, признав чемпионство «ПСЖ» за 10 туров до конца), а в июне представил карантинную концепцию завершения еврокубков.
Минимум перемещений (матчи Лиги чемпионов достались Лиссабону, Лиги Европы — четырем городам Германии), одноматчевый формат плей-офф и 12 дней вместо двух месяцев.
Проведение «Финала восьми» регулируется особыми правилами безопасности. Матчи проходят без зрителей, футболисты и другие сотрудники клубов регулярно тестируются на коронавирус (в том числе за день до игр), сокращено количество обсуживающего персонала на стадионе — всего на арене должно присутствовать не более 220 человек.
Изменения коснулись и телевещания. Если обычно за трансляцию отвечали местные телекомпании и обладатели прав, то на этот раз все заботы о телепоказе взяла на себя УЕФА, минимизировав число операторов и ограничив доступ сторонних комментаторов/корреспондентов.
Нейтральный Лиссабон
Финал Лиги чемпионов 2019/2020 должен был принимать Стамбул, но коронавирус заставил УЕФА пересмотреть утвержденные планы. Выбор Лиссабона в качестве места проведения «Финала восьми» обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, развитой футбольной инфраструктурой. В городе два стадиона самой высокой категории, а также 9 тренировочных центров, которые предоставили участникам местные команды «Бенфика» и «Спортинг». Кроме того, у Португалии большой опыт в проведении крупных футбольных событий: чемпионат Европы — 2004, финал Лиги чемпионов — 2014 и Лиги наций — 2019. Ну и, конечно, учитывалась эпидемиологическая ситуация в стране. В этом контексте Португалия (54 000 заболевших) выглядела предпочтительнее Турции (250 500) и Испании (360 000), которая тоже претендовала на статус хозяйки «Финала восьми».
К тому же до решающей стадии турнира не добралась ни одна португальская команда, что снизило риск возникновения столпотворений возле стадионов. Однако, несмотря на закрытые для болельщиков трибуны, Португальский институт маркетинга и управления подсчитал, что «Финал восьми» привлечет в Лиссабон около 16 000 фанатов. По сравнению с финалом-2019 в Мадриде, куда прибыли 150 000 английских болельщиков «Ливерпуля» и «Тоттенхэма», цифра мизерная. Но даже такой скромный поток туристов может принести Лиссабону около €50 млн. По словам генерального директора Португальской федерации футбола Тьяго Кравейра, прямой экономический эффект от финала Лиги чемпионов 2014 года составил €47 млн. «Теперь нужно организовать семь матчей, чтобы добиться показателей, как за один матч в мире без COVID-19, — считает Кравейра. — Но если мы все сделаем правильно, то и через 100 лет о Португалии будут говорить как о стране, где во время пандемии состоялось одно из главных спортивных событий в мире».
Дорогие товарищи
«ПСЖ» впервые в истории вышел в финал Лиги чемпионов, в резюме «Баварии» — пять трофеев (последний датирован 2013-м). По итогам сезона 2018/19 оба клуба вошли в топ-5 рейтинга Deloitte Money League: «Бавария» с доходом в €660,1 млн на 4-м месте, «ПСЖ» — на 5-м (€635,9 млн). Совокупная трансферная стоимость футболистов немецкой команды выше (€928,6 млн против €801,5 млн, по данным Transfermrkt.com), но за парижский клуб играет самый дорогой игрок мира — нападающий Килиан Мбаппе. Transfermarkt оценивает его стоимость €180 млн, а Международный центр изучения спорта — в €200-250 млн. «Бавария» идет на рекорд результативности в Лиге чемпионов, забивая в среднем по 4,2 гола за матч. А «ПСЖ» с ноября 2019-го проиграл лишь раз — «Боруссии» в Лиге чемпионов.
Призовые победителю
В сезоне 2019/2020, как и в прошлом, УЕФА предполагал заработать €3,25 млрд за все клубные турниры. Медиа- и спонсорские сделки обновляются раз в три сезона, нынешние медиаконтракты на €8,27 млрд и маркетинговые соглашения на €1,38 млрд действуют до 2021 года. Однако по итогам сезона 2018/2019 УЕФА не досчитался €30 млн, заработав €3,22 млрд. €2,9 млрд из этой суммы — прямой доход от Лиги чемпионов. Из них €37 млн принесло проведение матчей, €410 млн — спонсоры, а еще €2,4 млрд — реализация прав на трансляции. Если учесть, что турнир-2019/2020 сократился на 6 матчей, вероятные потери УЕФА в этой части доходов можно оценить примерно в €140 млн.
До коронавируса между участниками Лиги чемпионов 2019/2020 предполагалось распределить около €2 млрд.
При таком раскладе победа «Баварии» в финале принесла бы клубу около €128 млн (для сравнения: прошлогодний победитель «Ливерпуль» заработал €111,1 млн), а «ПСЖ» в случае успеха мог бы рассчитывать на €122 млн. Разницу в цифрах объясняет сложносочиненная формула начисления призовых, применяемая УЕФА. «Бавария», вероятно, получит меньше из маркетингового пула, так как сумма от немецкого ТВ-рынка меньше и делится между четырьмя командами, а от французского — выше и распределяется между тремя. Однако «Бавария» стоит выше «ПСЖ» в клубном рейтинге, где учитываются результаты за 10 лет (3-е место против 8-го) — и это обеспечивает итоговую разницу. Но вспоминая про сокращенный формат турнира и вероятное снижение доходов УЕФА, можно предположить некритичное сокращение призовых. Точные данные будут опубликованы после окончания турнира.
Суммы призовых в Лиге Чемпионов 2019-2020
Небольшая запись о том, каким будет пул призовых за участие в Лиге Чемпионов в грядущем сезоне. Сразу нужно сказать, что информация неофициальная, взята из анализа KPMG, на основании данных, которые пока просто озвучивались в УЕФА.
Дело в том, что финансовый отчёт о распределении призовых составляется УЕФА уже по окончании розыгрыша. Доходы от участия раньше распределялись на две больших категории, теперь же таких категорий три:
Так вот, если отталкиваться от примера Российских клубов, участвующих в Лиге Чемпионов.
Краснодар за попадание в стадию плей-офф, в которой он проиграл Олимпиакосу, получит 1.5 млн евро.
Зенит и Локомотив оба заработали по 15.25 млн евро за участие в групповой стадии Лиги Чемпионов.
Дополнительно, за каждую победу в группе, клубы получают призовые в размере 2.7 млн евро. За ничью сумма призовых равна 0.9 млн евро.
Таким образом, можно сказать, что уже после первого тура Локомотив заработает гарантировано 17.95 млн евро от УЕФА, Зенит пока немного отстает и его призовые составляют 16.15 млн евро. Как можно заметить, для Российских клубов деньги от участия в Лиге Чемпионов действительно являются лакомым кусочком в структуре бюджетов и для планирования трансферных целей.
Конечно, оба клуба должны стремиться к тому, чтобы выйти из группы в 1/8 Лиги Чемионов, так как призовые за выход из группы в плей-офф равны еще 9.5 млн евро.
Для наглядности прикреплю здесь схему из анализа KPMG, где указаны все цифры вплоть до чемпионства. Максимально, клуб может заработать за этот розыгрыш Лиги Чемпионов 82.45 млн евро, это не такие уж и плохие деньги, если мы говорим о Российских клубах (без учёта того фактора, что победа Российского клуба в Лиге Чемпионов представляется явлением скорее фантастическим).
О полной сумме доходов клубов пока невозможно сказать, нет данных и о последнем розыгрыше Лиги Чемпионов. Последний доступный финансовый отчёт УЕФА опубликованный на их сайте, говорит о том, что в розыгрыше 2017/2018
Если вам понравилось, ставьте плюс, автору будет приятно. Подписывайтесь на блог и оставляйте комментарии не только по теме вопроса, но и о том, что было бы вам интересно обсудить впоследствии.