что дают семинары и тренинги
Что такое тренинг и чем он может быть полезен
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о популярности разнообразных тренингов, коучингов и семинаров. Многие даже воспринимают эти мероприятия как один из видов досуга наравне с туризмом или посещением театров. Мы разберем, что такое тренинг, чем он отличается от других форм обучения, какую пользу в себе несет и как выбрать программу, чтобы она потом не разочаровала.
Определение понятия
Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.
Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.
Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.
История появления термина
Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.
Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.
Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.
В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Зачем он нужен
Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:
В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:
Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.
Виды тренингов
Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:
Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.
Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:
Навыковые
Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:
В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:
Психотерапевтические
К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:
Коммуникативные
Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:
Бизнес-тренинги
Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:
Методы
Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:
Отличия от других форм обучения
Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.
Особенности форм обучения:
Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.
На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.
Как выбрать подходящий тренинг
Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.
Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:
Заключение
Мы с вами разобрали тему тренингов. Узнали, что это такое, каких видов они бывают и чем отличаются от схожих форм обучения.
Тренинги – это отличный способ в короткие сроки получить практические навыки, которые пригодятся в повседневной или деловой жизни и сделают ее лучше и комфортнее.
На сегодня у меня все. Благодарю за внимание!
Семинар VS тренинг: коротко о главном
Что общего между тренингом и семинаром, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.
Симбиоз (сочетание) учебных форм дает возможность достичь максимальной эффективности от обучения. Они дополняют друг друга и позволяют устранить недостатки образовательного процесса. Особенно, если вы выбрали такие формы обучения, как тренинг и семинар, благодаря которым становится реальным создание оптимальных условий для взаимообучения, научного исследования и самосовершенствования.
Что общего между этими формами обучения, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.
Что такое семинар?
Семинар представляет собой учебно-практические занятия, участники которых обсуждают опубликованные или прочтенные ранее рефераты, сообщения или доклады, написанные по результатам научных исследований. Основная задача семинара – закрепление обсуждаемого материала и формирование навыков профессионального общения.
Данная форма обучения позволяет открыто высказывать свои взгляды, выслушивать оппонентов и аргументировано отстаивать свое мнение. Образовательный процесс семинара построен в виде облегченного варианта лекции, которая в любой момент может прерваться на дискуссии со слушателями.
Что такое тренинг?
Тренинг – форма активного обучения, направленная не столько на развитие знаний и социальных установок, сколько на приобретение практических умений и навыков. Это своего рода тренировка, в ходе которой обучающиеся получают новые знания и имеют возможность «отрепетировать» их применение под руководством преподавателя. Благодаря практической модели обучения участники тренинга намного лучше усваивают информацию. Ведь человек гораздо лучше запоминает то, что сделал сам, чем то, что он услышал.
Чем отличается семинар от тренинга?
Главное отличие заключается в том, что на семинаре основное внимание уделяется теории, а на тренинге – приобретению практических навыков. Кроме того, существует еще целый ряд различий, которые мы собрали в одной таблице:
Однако имеются у этих форм обучения и общие черты. А именно – и семинар, и тренинг преследуют одни и те же цели и задачи:
Сфера применения семинаров и тренингов
Семинар активно используют в контексте посттренинга. Исследования показали, что до 85% полученной на тренинге информации постепенно забывается и на практике человек использует только до 20%. И часто дело не в качестве тренинга, а в том насколько он был нужен человеку, насколько оправдал его ожидания. Чтобы избежать такой ситуации, организаторы тренингов часто проводят посттренинги (в том числе и в форме семинара).
Также тренинги часто организовываются как структурный элемент семинара. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое педагогический потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени.
Например, на финансовом семинаре будет уместно провести тренинг командообразования. Он поможет объяснить важность взаимопомощи и дружеский связей в коллективе, сформировать умение организовывать команду и успешно руководить ею, достигать высокий результатов благодаря эффективному взаимодействию. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию командной работы, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.
Наиболее популярные виды семинаров-тренингов
Занятия могут проходить в разных форматах в зависимости от количества участников и формы проведения. Однако наибольшей популярностью сегодня пользуются такие виды семинаров-тренингов, как:
Специфика проведения семинара-тренинга
Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.
Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.
Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы.
Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.
Добрый день. Эта информация будет Вам интересна, если перед Вами стоит вопрос – какую форму обучения персонала выбрать? Что заказать – тренинг или семинар? Часто корпоративные заказчики стесняются признать, что они не видят разницы между тренингом и семинаром. При этом говорят: «Мы уже заказывали тренинг – никаких изменений и результатов не получили». Сегодня говорим о том, как избежать подобной ситуации. И та и другая форма работы может быть использована для обучения персонала и включать в себя обсуждение в мини-группах. На этом сходство между ними, пожалуй, заканчивается.
СЕМИНАР очень похож на академическую лекцию, но, в отличие от нее, может включать отдельные упражнения и игры. Семинар может использовать просмотр видеоматериалов и слайдов, работу с раздаточным материалом и, конечно, обсуждение полученной информации. Ведущий семинара выполняет функции преподавателя и учителя. Цель семинара – довести до участников новую информацию.
ТРЕНИНГ – это тренировка поведенческих навыков, которая на 90% состоит из выполнения различных практических заданий: это и ролевые игры, и групповая дискуссия, и обратная связь и пр. т.п. формы работы. Другими словами, тренинговая группа создает искусственную лабораторию, которая изучает различные модели поведения. Цель тренинга – формирование новых поведенческих паттернов (привычек).
Ведущий тренинга выполняет функции организатора учебного процесса, а все спорные вопросы группа решает большинством голосов. Кроме того, тренер сможет предложить Вам проведение опроса для определения потребности в обучении персонала и посттренинговое полевое сопровождение сотрудников; а также сертификаты участия в тренинге для его участников и аналитический отчет по итогам обучения для руководителя Компании.
Любой тренинг создает все необходимые условия и способствует максимально полному самораскрытию участников и решению проблем, связанных с деструктивными (разрушительными для самого человека и окружающих) социальными установками. Участники тренинга активно корректируют или создают сами методические материалы и скрипты, решения же они принимают исключительно эмпирическим (опытным) путем.
Из всего вышесказанного следует, что ведущий тренинговых групп обязательно должен быть знаком с принципами поведенческой (бихевиоральной) терапии, поскольку именно на этих принципах и строится вся тренинговая форма работы. Благодаря такой форме работы тренинг доводит до автоматизма полученные участниками навыки. Более эффективны выездные тренинги, т.к. они позволяют добиться максимально полного погружения участников в рабочий процесс.
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Каждый человек, который когда-то был студентом, точно знает, что такое семинар. Однако, такое мероприятие со временем стало проводиться не только в стенах ВУЗов, но и для обучения самых разных групп населения. Особенно актуально получение новых знаний в профессиональной деятельности.
Семинар – что это?
Классическое определение того, что такое семинар, имеет древнегреческие корни. В переводе с латинского термин «seminarium» означает «теплица, рассадник». В наши дни так именуется форма учебно-практических занятий, на которых проводится обсуждение группой лиц заранее подготовленного материала по определенной теме под руководством и координацией преподавателя.
Такая форма обучения появилась еще в Древней Греции, а затем продолжила свое существование в Древнем Риме. В этих государствах считалось, что важно не только научить студентов неким знаниям, но и обсудить все эти сведения, применяя весь имеющийся арсенал ораторских приемов в дискуссии с преподавателем.
Для чего нужны семинары?
Существует несколько основных целей проведения таких обучающих мероприятий:
Отличие семинара от лекции
Другая знаменитая форма проведения занятий, которая используется не только в университетах, но и на различных курсах – это лекция. Она предполагает выступление преподавателя, который для своей аудитории готовит и объясняет теоретический материал. Это может быть как простое устное выступление, так и подкрепленное слайдами презентации или другими демонстрационными материалами.
Главное, чем отличается методический семинар от лекции – это возможность открытого диалога по определенной теме между преподавателем и учениками. То есть здесь предполагается практическое обсуждение некоторого теоретического материала, который мог быть получен на лекции, высказывание мнений и выдвижение новых теорий и гипотез.
Отличие семинара от тренинга
Еще одним схожим термином, с которым часто путают семинар, является тренинг. Такая форма обучения предполагает наличие опытного педагога, задачами которого является:
Виды семинаров
Такая древняя форма обучения как семинар в наши дни имеет большое количество разновидностей. По цели проведения бывают:
По способу проведения бывают:
Формы проведения семинаров
В практической деятельности выделяют и различные формы семинаров:
Как проводятся семинары?
Для того чтобы качественно и успешно провести любой вид семинара, важно:
Как устроена тренинговая индустрия и стоит ли с ней дружить?
Нет однозначного стандарта, который бы отвечал на вопрос – кто такой «бизнес-тренер». Но рынок тренингов, вопреки и, даже, благодаря этому, существует. Вокруг тренинговой тематики вьются целые полчища полугосударственных или западных организаций, которые с удовольствием вас «сертифицируют» и выдадут удостоверение, что вы являетесь хорошим тренером – но сертификат не будет гарантией качества вашей работы.
Немного суровой правды о тренинговом рынке. Три типа тренеров: откуда они выросли, зачем вам нужны и как кого-то из них выбрать
Не готовят бизнес-тренеров и российские ВУЗы. Вы можете закончить педагогический или психологический вуз, но диплом с гордой записью «Бизнес-тренер» при всех ухищрениях не получите. Откуда же они берутся?
Тип первый: бывший внутренний тренер какой-либо компании. Как правило, вырастает из сейлзов. Продающие подразделения нуждаются в постоянных и интенсивных тренировках, и поэтому компании стремятся не отдавать обучение продавцов на сторону: во-первых, получается слишком дорого, во-вторых, изнутри обучать корпоративным стандартам проще.
Мощный практический бэкграунд такого тренера будет залогом того, что в материалах тренинга воды будет мало, а «мяса» – много. Ценовая категория чаще средняя.
Тип второй: тренеры из девяностых. Те, кто был связан с научной средой (психологи) или те, кто в самом начале 90-х пришел к идее тренингов как бизнеса. Я намеренно объединяю их в одну категорию, хотя друг с другом они могут соотноситься как лирики и физики, как специалисты по софту и специалисты по железу, ну и т. д. До сих пор успешного на рынке тренера из девяностых отличает широкий взгляд на любую проблему, детальное знание реалий бизнеса, хладнокровие и умеренный цинизм. Сюда можно отнести наиболее известных и раскрученных персонажей, чьи имена у всех на слуху. Ценовая категория – обычно дорого.
Тип третий: тренеры, которые изначально хотели стать тренерами. Обычно в послужном списке факультет психологии, сертификаты коучинговых ассоциаций, тренинги для тренеров и т. п. специфических регалий. Прежде чем учиться у такого тренера – хорошо бы сходить на его бесплатный двух-трехчасовой мастер-класс и лично оценить, насколько вам близки используемые технологии и подходы. Ценовая категория – средняя или выше средней.
Где же, спросите вы, начальная ценовая категория? Ведь не может быть рынка без нижнего ценового сегмента?
В этом и фокус! Бизнес-тренинг – удовольствие дорогое: участие в открытом двухдневном тренинге обойдется в сумму от 20 000 до 40 000 руб. (это средняя температура по больнице). Один день корпоративного тренинга (куда вы пойдете, скорее всего, бесплатно) обойдется вашему работодателю в еще более круглую сумму – от 70 000 до 200 000 руб. Это, конечно, не предел. С некоторой долей условности мы можем выделить нижний ценовой сегмент, но там будут:
Нет, надо, конечно, но не на тренинг, а на тренера. Выбирая программу, обращайте внимание на биографию ведущего. Обычно она доступна на сайте компании-провайдера. Мысленно определите принадлежность тренера к одному из описанных типов и подумайте: соответствует ли его опыт заявленной тематике? Если матерый бизнесмен из ларечно-челночной эпохи учит вас работать с просроченной дебиторкой – это ок. Если вас этому учит спец по холотропному дыханию – задумайтесь.
Даже самые крутые тренеры редко работают сами по себе. Заботы по продаже и организации тренинга берут на себя провайдеры, с которыми сотрудничает тренер. Или же он открывает свое тренинговое агентство.
Отделяем мух от котлет. В чем разница между тренингом, семинаром, шоу-программой и бизнес-шапито, и почему все это – не образование
Давайте немного разберемся в терминологии. Так вам будет гораздо проще сориентироваться в безграничном море предложений и понять, стоят ли они своих денег.
Что я называю тренингом в полном смысле этого слова? Это краткосрочное – обычно 2-3 дня – обучение каким-либо навыкам в группе. Ключевые слова – «навык» и «группа», а также «шеринг». Если нет группы – не образуется так называемая групповая динамика: процесс взаимодействия участников тренинга, без которого обучение откровенно теряет эффективность. Хороший тренер управляет групповой динамикой легко и незаметно. Участникам потом кажется, «что они сто лет знакомы». Она – условие качественной отработки навыка. В нормальной тренинговой группе не должно быть меньше 5–6 человек (иначе не пойдет групповая динамика) и больше 15–16 человек (иначе тренеру не хватит ресурсов на передачу навыка).
Участники отрабатывают элементы практики здесь же, в реальном времени. Мини-лекции тренер миксует с упражнениями, а в конце каждого блока и всего тренинга «шерит инсайты», т.е. обобщает и систематизирует только что полученный опыт и сделанные выводы. Если в структуре тренинга этот этап (шеринг) отсутствует – можно диагностировать профнепригодность тренера. Ну и само мероприятие приобретает статус «собрались, поговорили, повеселились». Вы же должны выйти с тренинга, вооруженные готовыми скиллами и ясной инструкцией по их применению. Можно сразу в бой!
Теперь про веганскую говядину. Наверняка многие из вас сталкивались с такой прекрасной спекуляцией, как «книга-тренинг». Мол, читаешь мою книжку, выполняешь описанные там упражнения – и вуаля, становишься успешным, умным и востребованным. И идти никуда не надо, и заплатишь всего каких-то 400–500 руб. вместо нескольких тысяч. Можно даже лежа на диване тренироваться – только упражнения не забудь сделать!
В силу всего вышесказанного такой метод мы, мягко говоря, не можем признать адекватным.
Но тогда надо посоветоваться еще с одним специалистом – понятно, с каким.
Близкое понятие «семинар» подразумевает совсем другой формат. На семинаре вы получаете знания в конкретной области. Что с ними потом делать – решаете сами. Это похоже на университетскую лекцию по узконаправленной теме. Ну, скажем: «Трудовые споры в связи с сокращением штата организации: правоприменительная практика судов Санкт-Петербурга». Лектор говорит и показывает слайды, вы записываете/снимаете слайды на айфон (что бесполезно, ибо вам потом пришлют всю презентацию в рассылке).
Типичный семинар может длиться от нескольких часов (короткие программы, описывающие новшества налогового, гражданского, трудового законодательства) до 5–6 дней. В этом формате, чем меньше народу (а набрать вполне могут и 40–50 человек), тем лучше: сможете детально расспросить лектора обо всем, что вас интересует. Разброс цен существенный: от пары тысяч рублей за несколько часов до 60–70 тысяч за 4–5 полноценных дней.
Любопытная ниша рынка – «образовательный туризм». Это когда сухую материю про «правоприменительную практику» вы постигаете не в родном СПб, а, например, в Дубае. Заплатив за это вместо 30–40 тысяч примерно 300–350 + стоимость авиабилетов. Предложат вам такое на работе – соглашайтесь обязательно! Это освежает и способствует хорошему усвоению материала.
Теперь самое интересное. Звезды нашей и западной тренинговой индустрии периодически проводят мероприятия, которые упорно именуют тренингами. Некоторые, правда, называют мастер-классами, и они ближе к истине.
Например, за 25 000 руб. вы получаете место на галерке пятитысячного зала. За 35 000 руб. – место в одном из первых рядов. За 50 000 руб. – сможете пересечься со спикером-небожителем на обеде и, если повезет, задать ему пару вопросов. Как понимаете, это совсем не тренинг, а лекция с максимально широким охватом наиболее платежеспособной части ЦА. Одной из главных целей таких лекций является рост объема продаж продукции тренера – книг, ежедневников, софта. В принципе, поскольку навыки прямо в зале вы не прокачаете – можете не ходить: почитайте сразу книжку. Однако свои резоны в посещении таких тусовок есть, и о них я скажу чуть позже.
Наконец, о печальном. Извините за брюзжание. Падение интеллектуального уровня наших сограждан, доступность ИТ и общая рассеянность сознания (оно же – «клиповое мышление») стали отличной почвой для расцвета тренингового шарлатанства.
Вдохновленные профитом и вниманием доверчивой аудитории, «20-летние ораторы с 30-летним опытом» освещают животрепещущие темы: как заработать за три месяца миллион долларов, как с нуля открыть нефтяной бизнес, почему плохо быть наемным работником и хорошо быть хоть каким-то, но предпринимателем. Периодически на сцену поднимаются адепты культа и рассказывают какую-нибудь неимоверную историю.
– Здравствуйте, я Вася из города Большие Ухрябы. Месяц назад я работал младшим менеджером по логистике в ООО «Вектор», зарабатывал 20 000 руб. и чувствовал себя очень плохо. Но потом я прошел тренинг компании «ХХ», купил их книжку и ежедневник, а также пригласил на тренинг всех своих друзей и родных.
Наиболее одиозную компанию, работающую в таком жанре, вы знаете. Есть и компании, которые клонировали их немудреную схему. В любом случае – не стоит тратить время на тех, кто соответствует хотя бы двум признакам одновременно:
Как бы там ни было — все эти форматы обучения нельзя назвать образованием в полном смысле слова. Сто пятьдесят самых крутых тренингов не заменят МГУ или Гарвард. Образование — это тусовка, социальные связи, качественная перестройка мышления. Краткосрочные программы не дадут университетского лоска. Другое дело — нужен он вам на практике или нет.
Оцениваем свои шансы попасть на обучение за счет компании. Испытываем лайфхаки на живом эйчаре
Итак, вы решили, что некоторые ваши скиллы нуждаются в развитии. Проанализировали рынок, выбрали подходящий тренинг/семинар, определили бюджет. Определив – поняли, что это дорого: не в абсолютных значениях, а конкретно для вас. Остается один разумный выход: переложить расходы на работодателя. Конечно, ситуация в каждой компании строго индивидуальна и универсальных рецептов не существует. Но если компания в принципе имеет бюджет на обучение – попробовать надо.
На всякий случай еще раз: софт скиллз – все, что повышает вашу эффективность. Переговоры, навыки влияния, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент и т. п. Форма обучения – как правило, тренинг. Хард скиллз – все то, что напрямую связано с вашей профессиональной деятельностью. «Работа PR-службы и ФЗ «О рекламе», «Продвинутый курс SMM для Facebook» и т. п. Форма обучения – как правило, семинар.
– Помните, Иван Иванович, как после срыва миллиардного договора отдел продаж и отдел маркетинга чуть не подрались? А вот если бы я тогда владел методами психоэмоциональной регуляции в коллективе (вот, кстати, программа тренинга) – мы бы пришли в себя и все исправили.
Получаете «ок» от руководителя и идете к эйчару.
Вот короткий мануал по общению с теми, кто решает все:
Возражение HR
Ваш ответ
Излагаете заготовленные аргументы (про функции, проекты, развиваемые компетенции).
«Не слишком дешево, но на рынке нет альтернатив» (если это реально так – например, вы собрались в учебный центр Cisco, Huawei, Intel и т. п. учиться по их же оборудованию).
«Дорого, но зато в компании будет человек, прошедший обучение у проверенного эксперта» (если собираетесь на тренинг к более-менее известному тренеру).
Если альтернативы есть: «Этот вариант круче, поскольку в программе обучения есть абсолютно необходимые мне пункты» (далее рассказываете заранее продуманный аргумент – зачем вам реально нужны эти пункты в программе. Напирайте на узкопрофессиональные потребности: эйчар может не знать всех тонкостей и не понимать, насколько важно для вас знание того или иного инструмента).
Заранее найдите аргументы – почему это «потом» может затянуться на полгода и больше. Например, причиной может быть график провайдера, сезон отпусков, старт трудозатратных и масштабных проектов. Пусть HR сам поймет, что «потом» – это неуместная отговорка.
Этого быть не может. Деньги есть, стоит только поискать. Однако это возражение отработать сложнее всего.
Конечно, если нет средств на одной статье – всегда можно поискать экономию по другим статьям. Можно попросить перенести затраты и финансирование с будущих периодов, наконец. Обсуждать это придется с финансовым директором, ибо при неосторожных движениях пострадают показатели EBITDA, OIBDA и другие высокие материи. Если такое в вашей компании не принято категорически – отступайте на следующий рубеж обороны.
Вот именно сейчас денег нет!
Попробуйте прийти под конец квартала или, лучше, года. В эти моменты подразделения-акцепторы усиленно наводят порядок в своих бюджетах. Понятно, что плох и перерасход («не умеете считать деньги»), и экономия («весь бюджет цел, значит, ничего не делали»). И вот тут вы можете оказаться очень кстати: за освоение нежелательной экономии HR вам будет искренне благодарен.
Если сами договоритесь с финансистами об оплате – то пожалуйста, но мне-то зачем такие сложности?
Предложите эйчару букетик из успокоительных документов и политических выгод.
Можете предложить на вашем примере посчитать эффективность обучения в рублях. Скажем, с помощью методики ROI (return on investment, окупаемость инвестиций). Все о ней знают, но никто толком не умеет использовать, и ваш HR тоже (хотя не признается в этом). Предложите любую посильную помощь со своей стороны – подсчеты вести все равно будете не вы. Для любого эйчара оцифрованная эффективность обучения – это звездочка на погоны, так что вряд ли вам откажут.
Чтобы и вам, и работодателю было спокойнее – предложите заключить ученический договор. Вы, мол, обязуетесь после окончания обучения отработать ХХ месяцев в компании, а если нет – вернете часть денег. Этим вы нейтрализуете страх работодателя «мы их научим, а они разбегутся».
Если не помогает совсем ничего – предложите оплатить часть обучения из своего кармана. Не соглашайтесь больше, чем на 50 % – в конце концов, все приобретенные скиллы будут работать в интересах вашего работодателя.
Немного хардкора. Если не помогает совсем ничего. Несмотря на то, что «необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель» (ч. 1 ст. 196 ТК РФ), «условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором» (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).
Куда вам точно не надо? Как не вляпаться в личностный рост и вовлекающее лидерство
Здесь речь пойдет скорее о тех программах, которые вы выбираете по своей инициативе. Редкий работодатель будет вкладываться в ваше просветление как таковое: во-первых, результат плохо измерим, во-вторых — кто знает, какие мысли придут вам по итогам тренинга? Кстати, именно поэтому все корпоративные программы, каким-либо образом развивающие уровень осознанности — вплоть до тайм-менеджмента — это всегда палка о двух концах. Сотрудник может прийти к выводу, что работа в данной компании не бьется с его стратегическими целями — и тогда это обучение приведет к прямым убыткам для компании. Впрочем, иногда выбирают за вас.
Если не ходить нереально — максимально абстрагируйтесь от происходящего и помните, что сейчас вы просто оказались под воздействием определенной технологии.
Итак, по каким маркерам мы можем отличить сомнительную, а то и опасную программу?
Все программы-деструкторы, при всем своем многообразии и «уникальности», имеют в основе простейшую фишку под кодовым названием «качели». Т.е. сначала вам доступно и убедительно объясняют, что вы полное ничтожество и вся ваша жизнь прожита зря. Вернее, не объясняют, а бесцеремонно влезают в вашу психику, манипулируя темами рождения, детских травм, смерти и т. п. Мало не покажется!
Потом вам дают шанс «на исправление», и малейшее одобрение со стороны тренера вы будете воспринимать как тот самый прорыв и триумф. Вас ни на секунду не оставят в покое, приставив к вам человека, который будет полностью контролировать вашу жизнь во время и после тренинга – так называемого «бадди» (это если контроль взаимный) или «капитана» (если контроль направлен только на вас).
Опознать такого «лидера» легко – он лихорадочно приглашает вас на демо-тренинг, рассказывает, какой переворот произошел в его жизни, носится со сверхценными идеями «планетарного переустройства», на которое пытается собирать деньги, и со временем начинает напоминать эфедринового наркомана. Все это было бы забавно, если бы не были так грустны результаты – распад социальных связей, порушенные карьеры, внезапные депрессии и, конечно, денежные потери. Что долго распространяться: раз, два, три 🙁
Одним словом, будьте бдительны. На рынке полно высокопрофессиональных тренеров, которые действительно могут помочь вам с раскрытием лидерского потенциала, прояснением карьерных и жизненных целей и т.п. серьезными вещами – но формат их работы совершенно точно не будет похож на вышеописанный.
Коучи: существуют ли они вообще, и почему ты им столько платишь
Пожалуй, ни одно понятие из околотренингового лексикона не назовешь таким расплывчатым, как «коучинг» и «коуч». Нет лучшего способа вызвать сомнения в вас, чем объявить себя коучем. Нет лучшего способа навлечь ехидные вопросы на интервью, чем указать в резюме «навыки коучинга». Действительно, если ты коуч – от тебя ждут двух вещей: сейчас ты быстро сотворишь чудо с моей жизнью (или только с карьерой), а потом запросишь за это астрономическую сумму. Тыжкоуч!
Давайте немного разберемся в понятиях. Коучинг – вполне развитая и проработанная консалтинговая технология, существующая в трактовке нескольких школ. Само собой, есть и обучающие/сертифицирующие коучей организации, наиболее известная из которых – ICF (International Coaching Federation).
В самом общем виде работа коуча выглядит так: клиент с конкретным запросом приходит к коучу, тот в ходе нескольких коучинговых сессий помогает найти ресурсы для решения его проблемы и планомерно сопровождает клиента в его движении к цели.
И вот на каком-то этапе работы у клиента случается сатори, он думает: «А правда, чего это я?!». И начинает работать с удесятеренной эффективностью. Коучить можно на самые разные темы: карьерного роста, похудения или набора мышечной массы, зарабатывания первого миллиарда или открытия собственного бизнеса.
Итак: тот, кто работает с запросом клиента, задает вопросы, помогает достичь конкретных целей и обладает сертификатом – коуч. Тот, кто проводит «коучинг торговых представителей» или кого-то еще, используя техники «делай, как я», «не надо думать, за вас уже подумано», «упал-отжался» – не коуч, а в лучшем случае наставник.
Как ни странно, эффективность технологии можно объяснить ее высокой стоимостью. «За что платишь, то и получаешь». Коучинг – затея далеко не из дешевых: час общения может обойтись вам и в 15, и в 20, и в 40 тысяч – в зависимости от крутизны коуча и его специализации. Конечно, есть огромное количество начинающих, которые с радостью попрактикуются на вас за символическую сумму. Но, прежде чем сэкономить, подумайте – решите ли вы таким образом свою проблему, не потратите ли зря время и деньги?
Поинтересуйтесь, с какими ситуациями он работал и каких успехов достигли его клиенты. Кстати, этим вопросом вы проверите еще одно важное качество коуча: умение сохранять конфиденциальность. Если он не указывает персоналии – все ок. Если вам «доверительно» расскажут про успехи конкретного Петрова и провалы конкретного Иванова – не сомневайтесь, и про вас следующему клиенту расскажут тоже.
Еще раз остановимся на тренингах в исполнении «гуру». Исключаем тех, кто выступает в коучинговом жанре: про них все сказано выше. Итак, гуру собирают стадионы. При этом, как мы уже выяснили, на «звездном» мероприятии вы не получите новых навыков. Вы получите в лучшем случае описание технологий, с помощью которых эти навыки можно выработать. И в этом смысле с тем же успехом вы можете почитать какой-нибудь текст, написанный гуру. Практической пользы будет не меньше. Но в посещении такого рода событий есть другие плюсы:
Как правильно пройти корпоративный тренинг и не облажаться?
Напоминать об этом излишне, но все же. Корпоративный тренинг – дело не добровольное. И даже не добровольно-принудительное. Явка на него обязательна уже в силу чисто юридических причин: компания издает соответствующий приказ, время вашего участия вам оплачивается по среднему заработку (выгоднее всего учиться в конце года и после выплаты бонуса), в вашей личной карточке делается запись о прохождении курса и т. д. Я не говорю о том, что за ваше обучение заплачена энная сумма. Поэтому можете представить, как трепетно будет относиться HR к тому, чтобы вы эти усилия оправдали.
Второе и самое главное. Вне зависимости от того, кто ведет тренинг в вашей компании, цели этого экшена всегда выходят за рамки собственно обучения как такового. Но особенно это справедливо, если тренер не свой, корпоративный, а внешний. Внешнему тренеру часто доверяют то, что он сделает лучше, чем внутренний – в том числе наблюдение за участниками тренинга и составление кратких резюме о каждом из них. Да, тренер может не просто тренировать. Он еще – попутно, так сказать – оценивает ваш карьерный потенциал, делает выводы о вашем месте в неформальной корпоративной иерархии, о тех рисках, которые вы несете для работодателя и для самого себя. Действительно: для таких наблюдений тренинг – идеальное место. Значит, у вас есть шанс заработать сотню-другую плюсиков в карму! Как этого добиться?
Основной вывод: не переусердствуй, монетизируй, доверяй, но проверяй
Несколько выводов по итогам всего вышесказанного.
Товарищ, помни: ученье – свет, неученье – тьма. Дружи с тренинговой индустрией, но делай это правильно и разумно, и тогда ты сможешь получить от этой дружбы реальные дивиденды.