что дают на борту самолета
Что можно получить бесплатно в самолете?
Совершая множество авиаперелетов ежегодно, я узнал многие нюансы и лайфхаки о том, какие есть услуги на борту самолета для каждого пассажира. Теперь я поделюсь ими с вами. Что можно получить бесплатно в самолете?
Место в бизнес-классе.
Бизнес-класс самолета очень редко бывает заполнен полностью. Оно и понятно, ведь не у каждого обычного гражданина есть желание переплатить тройную цену за полет, чтобы сидеть в более удобном кресле. Тем более если это не трансатлантический перелет. Так вот, взлетев в эконом-классе и набрав нужную высоту, после выключения табло «пристегните ремни» вы можете подойти к стюардессе и узнать, есть ли свободные места в бизнесе. Если места есть, то у вас есть два варианта на выбор (можно попробовать оба):
1. Очаровать стюардессу своим обаянием и попросить пересесть бесплатно. Дескать там удобнее спать, или немного у вас болит живот и вам нужно принять более горизонтальное положение чем позволяют кресла в эконом-классе. В очаровании вам сильно поможет золотая карточка этой авиакомпании.
2. Дать небольшую «взятку» за возможность лететь в бизнесе. Согласитесь, заплатить 100$ на борту за возможность лететь в бизнесе это несколько ниже стоимости обычного бизнес-класса на земле, раз так в пять 🙂
Дезинфицирующие салфетки.
Если вас пугает одна мысль о том, что перед вами в этом кресле могло сидеть еще несколько сотен человек, и все подлокотники и кнопки систем мультимедиа — это сборище микробов, то попросите у стюардесс несколько дезинфицирующих салфеток, чтобы протереть свое кресло до того, как вы в него сядите. Это абсолютно нормальная просьба, и у большинства стюардесс при себе имеется несколько салфеток, которые они и предоставят вам.
Плед или носочки.
Если на борту самолета вам стало холодно, то вы всегда можете попросить плед (или даже два). Или вы решите поспать при длительном перелете и вам хотелось бы чем-то укрыться — для этих целей вы тоже можете попросить плед. Более того, многие авиакомпании имеют на борту теплые носки, поэтому если у вас мерзнут ноги — попросить дать их вам.
Дополнительная порция еды.
Крупные авиаперевозчики всегда имеют на борту самолета несколько дополнительных наборов еды, превышающих число пассажиров зарегистрированных на рейс. Если вы летите именно такой авиакомпанией, с бесплатной едой на борту самолета, а это практически все не лоукост-компании, то вы смело можете попросить «добавки». Эту просьбу лучше адресовать стюардессе после того, когда она уже подала питание всем пассажирам, и если у стюардесс остался «лишний» набор — скорее всего они удовлетворят вашу просьбу.
Медикаменты.
Если вдруг во время полета у вас заболела голова, появилась тяжесть в животе после самолетной еды, почти всегда на борту для вас найдутся лекарства первой помощи. Чаще всего у стюардесс имеется бинт и лейкопластырь, если вы случайно порезались обо что-то. Так же если вам станет совсем плохо, то попросите стюардессу сделать объявление по громкой связи о поиске врача.
Краткосрочная няня.
Если вы летите в одиночное путешествие с маленьким ребенком, то стюардессы могут присмотреть за ним несколько минут, пока вы отлучитесь в туалет или захотите размять свои ноги. Из соображений безопасности, стюардесса либо сядет на ваше кресло, либо (если это грудной ребеночек) займет место в конце салона, чтобы не стоять с ребенком на руках во время полета.
Воду в вашу бутылку.
Большинство стюардесс не будут против подлить вам воды, если речь идет о безалкогольных напитках. Поскольку многие пассажиры почти полностью опустошают свои бутылки (можно ведь пронести не более 100 мл. в такой бутылке) перед таможенным контролем, и на борт проносят уже полностью опустошенные бутылки, то эта услуга может оказаться для вас полезной. После разноса еды вы даже можете попросить наполнить вашу бутылку соком, если он еще остался.
Заглянуть в кабину самолета.
Даже не смотря на то, сколько авиакомпании пекутся о безопасности на борту самолета, но если вы попросите, многие пилоты с удовольствием покажут вам в кабину пилотов до или после полета. Лучшее время для совершения такого осмотра – после того, как самолет приземлился, т.к. в после полета пилоты уже никуда не спешат. Многие пилоты любят посетителей, особенно детей с широко распахнутыми глазами 🙂 И если вы хотите сфотографировать кабину — в большинстве случаев никто из пилотов не будет против.
Питание в самолёте: что нужно знать
Приятный бонус в полёте — горячий обед и прохладительные напитки. В 2019 году Общероссийское объединение пассажиров даже составило рейтинг перевозчиков по качеству бортпитания. Спойлер: победил Аэрофлот, который каждые полтора месяца обновляет меню экономкласса. О том, что ещё нужно знать о питании в небе, расскажем в этой статье.
Условия питания
Покормят вас или нет, в первую очередь зависит от билета. Тут есть три варианта:
Чтобы узнать все условия бортпитания, изучите сайт перевозчика или напишите в службу поддержки. Уточните, предполагает ли ваш билет и класс обслуживания питание и какой комплект блюд в него входит.
Типы питания
Хотя меню на борту устанавливают авиакомпании, комплекты блюд всегда зависят от сезона, длительности перелёта и класса обслуживания. Например, зимой обычно подают более калорийные блюда, чем летом. В бизнес-классе может отличаться не только еда, но и посуда — вместо одноразовых столовых приборов вам предложат металлические или фарфоровые.
Основные типы бортпитания делятся по длительности перелёта:
Но всё это — только рекомендации. Какие блюда, как часто и в каком размере вам подадут, авиакомпании решают самостоятельно.
Спецпитание на борту
Если по какой-то причине вам не подходят стандартные блюда, можно заказать спецпитание. Например, «Аэрофлот» предлагает кошерное и халяльное меню.
Иногда отдельное питание предлагается для младенцев и маленьких детей — некоторые перевозчики даже подают его без дополнительного заказа, если билет детский.
Спецпитание можно выбрать сразу при бронировании билета или в личном кабинете на сайте авиакомпании. Только успейте заказать в установленные перевозчиком сроки — обычно за 24-48 часов до вылета.
Частые вопросы о питании в самолёте
Кто готовит еду? Питание попадает на самолёт уже в готовом укомплектованном виде, бортпроводникам остаётся только разогреть его. Готовят еду в специальных аэропортовых цехах, где она сразу маркируется, сортируется и отправляется на временной склад, откуда едет уже на борт.
В самолёте при выдаче комплектов учитывается их срок хранения: в начале полёта пассажиры получают скоропортящиеся продукты, а в конце — все остальные. Если из-за задержки рейса у блюд выходит срок годности, авиакомпания должна уничтожить их и привезти новые.
Добавку дадут? Дадут, если попросите и останется лишняя порция. Обычно комплектов еды больше, чем пассажиров на рейсе, поэтому можно смело попросить ещё один.
А можно отказаться от бортпитания и взять свою еду? Если в билет входит питание, но вы не голодны, комплект еды можно просто не брать. Свои продукты на борт приносить разрешают, но только твёрдые — жидкость и газообразные вещества заберут при досмотре.
Можно попросить алкоголь в экономклассе? Всё зависит от авиакомпании. Лоукостеры обычно предлагают алкоголь за дополнительную плату. Другие компании могут налить вино или пиво бесплатно, если полёт достаточно длинный.
Помните, если вы взяли в самолёт свой алкоголь, употреблять его на борту строго запрещено.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Бортовое питание и напитки в самолете во время COVID-19: всё, что нужно знать, и всё, что можно взять
Когда пандемия только началась, было много разговоров о том, как изменятся перелеты и бортовое питание после COVID-19. Тогда многие утверждали, что маски на борту будут обязательны со взлета до посадки, некоторые авиакомпании уберут из салонов средние кресла, а вопрос «можно ли брать еду в самолет?» отпадет сам собой, потому что предлагать меню в полете перестанут и сухпаек из дома будет единственным вариантом перекуса. Сейчас, когда авиасообщение по всему миру снова набирает скорость, мы можем видеть реальные изменения в полевых (а точнее, воздушных) условиях.
Новые правила и протоколы безопасности дали путешественникам много важной информации, которую нужно принять во внимание. Мы собрали самые главные обновления о том, как теперь вести себя в аэропорту и на рейсе.
Авиационная индустрия все еще экспериментирует с разными способами обеспечить соблюдение социальной дистанции между пассажирами, сотрудниками аэропорта и членами экипажа авиакомпаний. Поэтому можно ожидать, что правила будут меняться по мере того, как становится понятно, что работает, а что нет. Чтобы наверняка узнать актуальные требования, всегда сверяйтесь с официальными сайтами аэропортов и авиакомпаний.
О том, чем отличается бортпитание на обычных рейсах и у лоукостеров, какое меню в экономе и бизнес-классе, нальют ли в самолете воду бесплатно, как заказать специальное питание на борту, а также где и как готовят самолетную еду, читайте в нашей статье «Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании».
Бортовое питание после COVID-19: ответы на частые вопросы
Разумеется, перелеты в посткоронавирусную эпоху здорово отличаются от того, к чему мы привыкли. Многие авиакомпании по-прежнему предлагают бортовое питание после COVID-19, но есть и те, кто совсем отказался от обслуживания на борту, чтобы снизить количество контактов между пассажирами и экипажем.
В любом случае бортовое питание после COVID-19 наверняка будет не таким, каким вы его помните по путешествиям до пандемии. Даже если ваша авиакомпания продолжает предлагать еду и напитки во время рейса, на меню и сервис влияют такие факторы, как время перелета, на борту какого именно перевозчика вы летите и в какой класс обслуживания вы купили авиабилет.
В экономклассе (и в поездах) сейчас обычное дело — предлагать пассажирам снэки в индивидуальной упаковке и ограниченный набор напитков в баночках. Тем, кто летит первым классом, вместо нескольких смен блюд все чаще выдают один предварительно упакованный поднос с едой и напитками или, в некоторых случаях, запечатанную коробку.
Напитки больше не разливают из одной тары — эту практику заменили на отдельные бутылочки и баночки для каждого пассажира. То же самое касается и алкоголя, включая виски, вино и пиво. Некоторые авиакомпании вообще перестали предлагать алкоголь на борту.
«Аэрофлот»
Еда и напитки на борту «Аэрофлота» во время пандемии предлагаются либо в герметичной индивидуальной упаковке, либо после термической обработки во время рейса.
Изменились и правила насчет того, можно ли брать еду в самолет на рейсах «Аэрофлота». Собственные продукты и напитки пассажиров, включая детское питание, можно проносить на борт только в невскрытой герметичной упаковке.
United Airlines
На рейсах короче 2 часов 20 минут пассажиры экономкласса United Airlines могут получить только напитки по заказу, а снэки на борту не предлагают. Если рейс дольше 2 часов 20 минут, пассажирам выдают герметично упакованные закуски, бутылку воды и дезинфицирующие салфетки.
Пассажиры первого класса на рейсах короче 1 часа должны заказывать напитки заранее. Если перелет подольше — им раздают снэки в индивидуальной упаковке с водой и антисептическими салфетками.
Пассажиры экономкласса на дальнемагистральных рейсах могут рассчитывать на легкую закуску антре, снэк и упакованный десерт, запечатанный обед в середине перелета и перекус незадолго до посадки. Обладатели билетов по тарифам Polaris и Premium Plus получают питание на время перелета на одном запечатанном подносе, а не в несколько подходов.
Lufthansa
Авиакомпания Lufthansa заявила, что меняет свое бортовое питание после COVID-19 как минимум до 31 августа 2020 года. Обслуживание в экономклассе зависит от длительности перелета:
• на рейсах короче 50 минут: без напитков;
• на рейсах дольше 50 минут: дают бутылку воды на пассажира;
• на рейсах дольше 150 минут: предлагают снэк и обычный выбор напитков;
• на рейсах дольше 180 минут: пассажиров угощают дополнительным вегетарианским сэндвичем (предзаказ спецпитания по-прежнему доступен).
В бизнес-классе пассажирам предлагают обычное бортовое питание. Заранее заказать специальный набор еды и напитков тоже можно.
Qatar Airways
Широкий выбор напитков по-прежнему доступен на всех рейсах Qatar. Бортовое питание после COVID-19 зависит от длины рейса:
• короче 2 часов: снэк;
• дольше 2 часов: главное блюдо;
• дольше 7 часов: главное блюдо и снэк;
• дольше 12 часов: два главных блюда и снэк.
Предзаказ бортового питания для пассажиров первого и бизнес-классов временно закрыт. Общественные зоны и лаунжи в салоне самолета — тоже. Еда и напитки на борту для таких пассажиров доступны по особым правилам:
• предоставляют приветственные напитки и освежающие салфетки;
• раздают одноразовые карточки с меню;
• обеды по заказу сервируют на индивидуальных подносах;
• предлагают полноценный выбор еды и напитков.
Причина, по которой авиакомпании отменяют бортовое питание после COVID-19 или изменяют подход к нему, — желание обеспечить безопасное расстояние между пассажирами и членами экипажа. Как и до пандемии, большинство перевозчиков позволяют приносить свою еду в салон самолета, если она отвечает правилам безопасности аэропорта и прошла соответствующий контроль. Еда должна помещаться в вашу ручную кладь.
Путешественникам разрешено проносить еду через контроль безопасности в аэропорту. При этом нужно обязательно вынуть все продукты и снэки из ручной клади при досмотре и выложить их на ленту отдельно — точно так же, как вы выкладываете жидкости.
Вот примеры твердых продуктов питания, которые разрешено брать с собой в самолет:
• детское питание;
• хлеб;
• торт;
• конфеты;
• каша;
• твердый сыр;
• шоколад;
• приготовленные мясо, морепродукты и овощи без подливы, соусов и других жидкостей;
• печенье;
• крекеры;
• сухофрукты;
• орехи;
• пироги;
• пицца;
• сэндвичи;
• снэки.
А вот еда и напитки на борту, которые на досмотре в аэропорту считаются жидкостями и должны быть упакованы в тару не больше 100 мл:
• мягкий сыр;
• горячий шоколад или шоколадный крем;
• спреды, пасты и намазки;
• подливка;
• мед и кленовый сироп;
• хумус;
• мороженое;
• варенье, джем и мармелад;
• масло и уксус;
• арахисовое масло;
• аджика, сальса и другие соусы;
• йогурт.
Многие фрукты и овощи запрещены к провозу на самолете из-за риска распространения инвазивных вредителей растений.
Не забывайте, что окончательное решение о том, можно или нельзя провозить определенные продукты питания в ручной клади, всегда остается за офицером контроля безопасности.
В некоторых аэропортах по всему миру ввели новое правило: теперь на борт там можно взять только один предмет ручной клади. Это сделано, чтобы сократить время ожидания, избежать очередей и ускорить посадку и высадку пассажиров. Такое правило, например, действует на рейсах «Победы» и других авиакомпаний в Турцию. Обязательно проверяйте актуальные требования к ручной клади на сайтах аэропорта и своего перевозчика.
В разных аэропортах по-разному, но в целом на воздушных вокзалах разных стран сейчас работает куда меньше кафе и магазинов, чем до пандемии. Одни рестораны и торговые точки в аэропортах стоят закрытыми, другие сократили рабочие часы или предлагают только еду, напитки и другие товары навынос. Надежнее всего заглянуть на сайт своего аэропорта накануне вылета, чтобы, если что, захватить с собой перекус из дома.
Жидкости в емкостях до 100 мл каждая, включая алкоголь, по-прежнему разрешены к провозу в самолете. Все емкости должны умещаться в один прозрачный пакет на зип-застежке размером до 20×20 см. При этом обычно в салоне самолета запрещено распивать личный алкоголь, если обратное не предусмотрено правилами авиакомпании. Брать на борт безалкогольные напитки, которые вы приобрели в терминалах аэропорта, как правило, можно.
Носить маску, которая полностью закрывает лицо и рот, обязательно во время всего перелета. Однако, само собой, авиакомпании понимают, что есть и пить в маске невозможно. Поэтому на время приема пищи или пока утоляете жажду, маску на борту самолета можно снимать. Сразу после этого ее нужно как можно скорее надеть обратно.
Среди авиакомпаний, которые требуют носить маски в течение всего рейса, — «Аэрофлот», «Победа», S7, Utair, «Уральские авиалинии», Lufthansa, Virgin Atlantic, United, Southwest, Delta, Cathay Pacific, Air Canada, TAP Air Portugal и многие другие.
Qatar Airways — единственная на данный момент авиакомпания, которая просит пассажиров экономкласса надевать еще и защитные экраны для лица поверх масок (перевозчик выдает все это бесплатно). Пока едите и пьете, эти защитные экраны тоже можно снимать. Пассажиры бизнес-класса могут носить или не носить защитные экраны по своему усмотрению.
Как меняются путешествия из-за коронавируса
Как видите, с момента начала пандемии многое поменялось. Последние месяцы мы в прямом эфире наблюдали за тем, как авиакомпании приноравливаются к беспрецедентным условиям и оперативно вводят все новые меры безопасности — даже бортовое питание после COVID-19 стало другим. По мере того как эпидобстановка в мире меняется, перевозчики продолжат менять правила перелетов так, чтобы пассажиры чувствовали себя максимально защищенно.
Пробегитесь по чек-листу для путешествий в 2020 году, чтобы быть в курсе основных правил аэропортов и авиакомпаний в период пандемии: соблюдение двухметровой дистанции, ношение масок, регулярное мытье рук — это еще не все новые нормы. Следите за рекомендациями местных властей, консультируйтесь с врачом, если неважно себя почувствуете перед поездкой, в пути или после путешествия, и главное — берегите себя.
Узнайте, куда можно поехать!
Уже не терпится отправиться в новое приключение? Выберите следующее направление на нашей интерактивной посткоронавирусной карте мира. А чтобы не пропустить момент, когда откроется определенная страна, подписывайтесь на рассылку: мы пришлем письмо и сразу подберем выгодные авиабилеты.
Хотите узнать больше интересного?
С каждым днем мир просыпается от коронавирусной спячки и постепенно распахивает двери. Читайте, как безопасно путешествовать в новых условиях:
Мы каждый день отслеживаем новости про коронавирус и путешествия: сохраняйте страницу в закладки, чтобы быть в курсе карантинных мер и открытия границ.
Skyscanner — самый большой в мире поисковик путешествий, помогающий экономить на авиабилетах, отелях и прокате машин.
Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании
На каких условиях предоставляют бортовое питание
Бортовое питание может быть организовано тремя способами:
Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.
Перелет без бортпитания — это законно?
Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.
В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:
«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.
Как узнать, будут ли кормить в самолете
Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.
Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить
Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.
На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.
На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.
Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.
Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.
Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.
Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.
Какое бортпитание в экономклассе в России
ПеревозчикБесплатное питаниеСпецпитаниеПитание за доплату«Аэрофлот»На рейсах до 3 ч — холодная закуска и напитокНа рейсах от 3 ч — горячее питаниеБесплатно на рейсах от 3 ч, большой выборЕсть дополнительно к основному питанию. Забронировать и оплатить нужно как минимум за 36 ч до вылетаS7На рейсах до 3 ч — холодная закуска и напиток
На рейсах от 3 ч — горячее питаниеЗа доплату 150–250 ₽ на рейсах от 3 чНет«Россия»На рейсы до 1 ч — напиток
На рейсах от 1 до 2,5 ч — снэк
На рейсах от от 2,5 до 4 ч — сэндвич
На рейсах от 4 ч — горячее питаниеБесплатно на рейсах от 4 ч. Большой выборЕсть: можно заказать блюда из «Шоколадницы»«Победа»НетНетНет«Уральские авиалинии»На рейсах до 2–3 ч — нет
На рейсах от 2–3 до 4 ч — холодная закуска
На рейсы больше 4 ч — горячее питание
На рейсах «Уральских авиалиний» любой длительности из Жуковского в Прагу, Рим, Симферополь, Прагу, Париж и Ниццу не предоставляется ни холодного, ни горячего питания. Узнать, какое питание на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании.Есть за доплату дополнительно к основному питанию. Забронировать и оплатить нужно как минимум за 36 часов до вылета. На выбор мясное, мусульманское, рыбное, детское, вегетарианское питание и сэндвич.Только спецпитание«ЮТэйр»НетНетЕсть в двух вариантах: 1) заказ и оплата заранее по меню, 2) на борту во время полета (выбор скудный, в основном снэки).NordwindНа рейсах до 5,5 ч — напиток, на рейсах от 5,5 ч — горячее питаниеЕсть на рейсах с бесплатным питанием. На выбор вегетарианское питание, детское и для младенцев. Заказать еду для младенца нужно не позднее чем за 48 ч до вылета, остальное питание — не позднее чем за 24 ч.Есть. Нужно заказать заранее, крайний срок — при онлайн-регистрации на рейс.
Можно ли просить добавку бортового питания и напитков
Да, добавку в самолете попросить можно.
На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.
Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.
Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.
Дают ли бесплатно воду на борту
В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.
В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.
В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.
Какое бортовое питание у лоукостеров
Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.
Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».
Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:
Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе
Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.
Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.
Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.
Что такое специальное питание на борту и как его получить
Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.
Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.
Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.
Зачем заказывать спецпитание
Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.
Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.
Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.
Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.
Как заказать спецпитание для перелета
Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.
Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.
Какое бывает спецпитание на борту
Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:
Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.
Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»
Кошерное питание
Веганское питание
Фруктовая тарелка
Детское питание
Можно ли брать в самолет свою еду
Чаще всего брать свою еду на рейс разрешается.
Еда в ручной клади должна соответствовать правилам авиационной безопасности: твердое — можно, жидкое и гелеобразное — нельзя. Подходят яблоки, орехи, батончики мюсли, бутерброды с твердым сыром. Не подходит йогурт, кефир, мягкий сыр, джем. Подробнее о требованиях к еде в ручной клади. Ryanair из соображений безопасности запрещает садиться в самолет с горячими напитками.
Бывает, что на сайте авиакомпании прямо написано: свою еду на борту есть нельзя. Такие правила у AirAsia, Scoot и Tigerair. Это означает, что вы имеете право пронести бутерброд в ручной клади, но съесть его можно только после перелета. На практике бортпроводники обычно закрывают глаза на проголодавшегося пассажира, который закусывает своим яблоком, крекерами или булочкой. При этом курицу-гриль могут попросить убрать в ручную кладь до конца полета.
Где и как как готовят бортовое питание
Блюда для самолетов готовят на земле — в аэропортовых цехах бортового питания. У каждой авиакомпании утверждено свое меню, в котором прописана каждая деталь от веса вареных спагетти до количества долек яблока.
Крупные производства бортпитания сами делают всю еду от котлет до круассанов. Готовую пищу быстро охлаждают или замораживают так, чтобы она не пострадала при разогреве в самолете.
Охлажденные обеды и ужины кладут в касалетки, небольшие коробочки из алюминиевой фольги, и маркируют наклейками. Круглые наклейки обозначают тип блюда: красный — мясо, желтый — курица, белый — омлет, коричневый — свинина, голубой — рыба; прямоугольные наклейки — дни недели.
Еду, столовые приборы, салфетки и наборы из соли, сахара и перца распределяют по подносам или ланч-боксам. Готовые наборы складывают в авиационные тележки, выборочно перепроверяют, пломбируют и доставляют на борт. В самолете бортпроводники разогревают касалетки до 75–80 °C в центре порции и предлагают пассажирам.
На борту питание выдают таким образом, чтобы продукты с коротким сроком хранения пришлись на первую часть полета, хорошо хранящиеся — на вторую. Если заявленный срок хранения — 3 часа, а самолет задерживают, то скомплектованное бортовое питание уничтожают и вместо него привозят другое.
Почему еда в самолете кажется невкусной
Пониженное давление, сухой воздух и фоновый шум влияют на обоняние и рецепторы вкуса, поэтому еда в самолете кажется пресной. Чтобы пассажирам понравилось бортовое питание, его адаптируют к полетным условиям — например, слегка пересаливают и используют специи.
Восприятие умами (это вкус высокобелковой еды) на борту падает не так сильно, как соленого и сладкого. Этим объясняют любовь авиапассажиров к томатному соку, который кажется вкусным за счет высокого содержания глутаминовой кислоты (природного глутамата).
Наливают ли в экономклассе алкоголь
Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.
«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.
На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.
Можно ли в самолет со своим алкоголем
Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.
Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.