что дают копачам на похоронах
Что раздают на похоронах: символизм традиции
Она позволяет показать свое уважение к усопшему, его родственникам.
Обычно на похоронах дарят носовые платочки, полотенца, платки, другие вещи.
По древним обычаям на поминках обычно дарят платки. Женщины получают ритуальные товары для покрытия головы, а мужчины — стандартные носовые платки. Данный ритуал существует уже сотни лет.
Принято выделять следующие причины для раздачи платков:
Полотенце или платок можно всегда положить в карман. Мужчины, которые понесут гроб с покойным, могут повязать платок вокруг руки. Люди преклонного возраста собирают данные ритуальные товары еще до своей смерти.
Когда и как раздают платки?
В разных местностях одинаковые предметы используют в различных целях. Платки принято раздавать присутствующим людям на похоронной церемонии, посторонним лицам и родственника усопшего, копателям и людям, носящим гроб, чтобы они повязали их на руку. Данная процедура выполняется в начале траурной церемонии, однако в определенных регионах их раздают лишь после поминального обеда.
Что еще принято раздавать в христианской культуре?
Наш интернет-магазин ритуальных товаров хочет предостеречь, что дарить различные предметы во время ритуальной церемонии нужно только после поминального обеда. Всем людям раздают кружки, чашки, ложки и тарелки, еду, носки.
Нельзя сразу отдавать вещи, которые принадлежали усопшему. Это можно сделать только когда пройдет 40 дней после его гибели. Все ценные вещи кладутся покойному в гроб.
Традиции дарения в различных религиях
Ритуал дарить всем присутствующим на похоронной церемонии людям различных предметов существует и у мусульман. Представители этой религии дарят ритуальную милостыню (садаку). Это могут быть вещи или деньги, которые нужно подготовить заранее. Накопленную сумму отдавали человеку, который показал где нужно рыть могилу, людям, опускавшим усопшего на землю.
У татаров в качестве садаки использовались носки, платки, полотенца. В Китае было принято дарить после похорон красные конверты с монетой внутри.
Что можно подарить первому встречному?
Похороны считаются эмоциональным событием, подразумевающим выполнение многих традиций, позволяющих защитить живых людей от злых сил, помочь душе покойника в загробном мире.
Перед посещением кладбища нужно подготовить перечень вещей для совершения обряда первой встречи. Для этого в платок заворачивали нитки, иголку, чашку, ложку, соль и хлеб, сладости, носки и чулки. Такой сверток всегда передавался первому встречному человеку после завершения похоронной церемонии.
Что делают с платком и полотенцем после похорон?
Траурные платки и полотенца, раздаваемые во время похорон, принято оставлять у себя и использовать в быту, вспоминая при этом о покойном. В разных регионах существуют свои традиции по поводу обращения с ритуальными товарами.
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Что раздают на поминках
У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.
Значение традиции одаривания на поминках
В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.
Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.
Что раздают на поминках в разные сроки
В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.
Что раздают на поминках в день похорон
Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.
Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.
Что дают на 9 дней в память об умершем
В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.
Что дают на поминки 40 дней
В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.
Что раздают на поминках на 1 год и полгода
Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.
1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.
По сколько конфет раздают на поминках
В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.
Ложки и кружки
Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.
Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.
Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов
Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.
Когда раздают вещи умершего человека
Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.
Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.
Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.
Что делать с поминальным подношением
Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.
Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».
Редкая профессия. Монолог могильщика
Юга.ру продолжают цикл интервью с представителями редких и интересных профессий. На этот раз журналист встретился с копальщиком, который работал на Славянском кладбище в Краснодаре. На условиях анонимности он рассказал о том, как можно попасть в мортальный бизнес, о делении Славянского кладбища на христианскую, мусульманскую и цыганскую части и мародерах.
Читайте также:
Мортальный бизнес очень закрытый, в него просто так не попасть. Вы видели когда-нибудь вакансии Славянского кладбища? Я — нет. Обычно устраивают своих родственников те, кто уже работает в структуре. Так было и со мной: я искал работу, и мне предложили должность копача, официально — организатор похорон. Это хлебная работа, я согласился и проработал там год. Ушел, потому что здоровье перестало позволять.
На Славянском кладбище работает несколько бригад копачей. Я приходил к девяти утра, и первым делом мы с мужиками пили кофе, это обязательный утренний ритуал. Бригадир выдавал расписание похорон на день и карту кладбища, и мы начинали работу. Выкопали одну яму — поехали на следующую. За день может быть две-три, а может — 15. Рабочий день заканчивается с заходом солнца.
Задача копача — выкопать и обрамить яму, заколотить гроб, опустить его в яму, закопать и установить крест и венки. Если на участке много свободного места, то яму копают трактором, но обычно все-таки вручную. Одна яма стоит 500 рублей. Есть услуга ВИП-похороны — это когда все как в американских фильмах: гроб опускают с помощью лифта в идеальную яму, все проходит очень чинно и благородно. На одну ВИП-яму бригада из 5–7 копачей тратит 2,5–3 часа, а на обычную яму — 30 минут. Отличие в том, что ВИП-яму аккуратно обрамляют под параметры гроба: 90 см в изголовье, 40 см в ногах и 2 метра в длину.
За работу могильщика держатся, но физически она трудная. Особенно сложно копать после дождя, когда земля мокрая и скользкая, на лопату берется комьями. Копаешь всегда двумя лопатами: штыковой вскапываешь, а совковой выгребаешь из ямы. Обычная лопата, как с огорода, — это штыковая. Не верьте, что зимой в Краснодаре сложнее копать из-за мерзлой земли, — у нас не бывает таких холодов.
В этом деле работают мужчины лет 25–35, самому старшему из тех, кого я знал, было 40, младшему — лет 19. Можно дослужиться до бригадира или перейти на другую должность в структуре кладбища. Оплата сдельная, сколько выполнил — столько и заработал. В среднем получается 25–30 тыс. рублей в месяц. Я работал неофициально, но многие оформлены по Трудовому кодексу.
Копачам после похорон дают пакеты со спиртным и закуской — помянуть. За день собирается три–пять пакетов. Многие безбожно пьют во время смены и после работы, особенно в холода, чтобы согреться.
Пару раз слышал, что находили старое захоронение, пока копали могилу. В офисе неправильно скоординировали, и ребята выкопали яму на старом месте. Поверх, конечно, хоронить не стали, просто зарыли обратно. Это была заброшенная могила без опознавательных знаков — ни памятника, ни оградки. Таких на кладбище много.
На кладбище часто можно увидеть цыганскую свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка
Был еще случай. Женщина похоронила мужа, соседняя могила была заброшена, и она просто сделала самозахват — поставила оградку на две могилы, стала ухаживать за этой землей и договорилась, чтобы ее похоронили именно там, рядом со старым захоронением. Это не повсеместная практика, чаще пожилые люди с достатком покупают место сразу на двоих: одного хоронят, а второе место ждет своего покойника.
По закону место на кладбище должно предоставляться бесплатно, и похороны должны обойтись тысяч в пять, максимум — в десять. Фактически скромные похороны выходят тысяч в 80. Увезти покойника с места (то есть из дома, не из больницы) в морг стоит 6 тыс. рублей, хотя должны делать бесплатно. Только места продают по 25 тыс. рублей, а с учетом того, что кладбище закрывается и земля заканчивается, — еще дороже. Места в «почетке», где хоронят деятелей искусства, депутатов, военных, стоят по 100 тыс. рублей. Это часть кладбища у самого входа от трамвая.
С прейскурантом МУП «Ритуальные услуги Краснодар» можно ознакомиться на официальном сайте организации.
Расчет на то, что человек, потерявший близкого, находится в стрессе. Кроме того, похороны нужно организовать быстро, обычно на третий день после смерти. В такой ситуации никто не хочет скандалить. Администрация кладбища просто скажет: «Мы не будем хоронить, до свидания». Морг тоже долго держать тело не будет. Это устоявшаяся система, которая хорошо зарабатывает.
Читайте также:
Кладбище переполнено, и его много лет пытаются закрыть. Об этом шла речь еще году в 2011-м, но продолжают хоронить до сих пор и любыми путями находят новые места. [В 2015 году Юга.ру информировали, что Славянское кладбище заполнено на 98%. В 2004 году Юга.ру сообщали, что городской погост планируется расширить за счет территории старых садов агрофирмы «Солнечная» и территории в Комсомольском микрорайоне.] За эти семь лет кладбище разрослось очень сильно. Представьте, сколько могил появляется даже не в год, а просто в месяц — 150, 200, 300? Цену выше — и хоронят. Сейчас кладбище обнесли бетонным забором, за его границы уже не выйдет. Дохоронят на тех местах, которые найдут внутри, и лет через десять закроют кладбище.
Я считаю ошибкой то, что людям разрешили высаживать деревья на кладбище. Дерево, когда разрастается, корнями поднимает и ломает памятники, оградки.
На кладбище стоят краны с водой из подземных источников, но ее пить нельзя. Она течет по кладбищенской земле и собирает трупные яды. Многие работники все равно пьют эту воду, и я тоже пил. Когда занимаешься физической работой при 40‑градусной жаре, тебе уже не важно, что здесь за вода. На вкус — холодная и сладковатая.
На навигаторе кладбища нет — это просто поле. И вообще, планировка — больной вопрос. Каждому работнику выдают карту, чтобы можно было ориентироваться. Посетителям таких карт не полагается, только на въезде висит большой план. Обычно люди запоминают дорогу к месту, но если не знаете, куда идти, можно обратиться к сотруднику кладбища, и вам объяснят, где находится нужный участок. Пару лет назад установили маленькие таблички с номером квартала и участка.
Читайте также:
Кладбище делится на христианскую зону и мусульманскую, и есть еще цыганская территория внутри Славянского. Христианские и мусульманские захоронения отличаются тем, что у христиан памятник и крест ставят в ногах, чтобы во время Второго пришествия человек мог взяться за крест и подняться. По мусульманской традиции хоронить полагается в ковре сидя, но я не знаю, выполняется ли это. Мусульманская часть — это отдельный «кубик» в конце кладбища, ближе к объездной. Цыганская часть — при въезде с ул. 4-я линия с правой стороны, но попасть туда просто так нельзя, калитка заперта на замок. Цыгане хоронят покойного и все имущество, которое он нажил, — драгоценности, дорогой сервиз, столовое серебро, шубы и вещи, которые были дороги покойному. Ямы бывают разного размера, например, 5х6, 7х8, зависит от того, много ли нажил покойник. После этого яму заливают бетоном, чтобы добро не растащили, и ставят на этом месте надгробие, памятник, беседку с крышей. То есть у цыган нет наследства, каждый должен выживать своими силами. Родственники покойного обязаны приходить на могилу на все дни рождения и праздники. Здесь часто можно увидеть свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка.
На кладбище нет ни одного фонарного столба, вообще нет освещения. Круглосуточно открыты все входы, кроме того, что со стороны ул. Красных Партизан. По ночам никто не пытается пробраться. Изредка приходят вандалы и компании, чтобы гулять и веселиться. Охраны нет, только патрульная машина может проехать раз в вечер по главной аллее.
В поминальные дни на кладбище приходят целые семейства цыган, они проходят по всем участкам, собирают еду в огромные сумки и увозят на машинах. Люди их не пугают. Если кто-то стоит у могилы, они к нему подойдут и попросят помянуть, желательно деньгами. В обычные дни за поминальной едой приходят бездомные.
Копачи забивают гроб и каждый раз видят покойника. Это тяжело морально, но через месяц-два привыкаешь и просто делаешь свою работу. Единственное, к чему я не смог привыкнуть, — маленькие гробы для детей. Рабочие свыкаются настолько, что могут нести гроб из столярного цеха на обтяжку и шутить по пути. Невозможно все время поддерживать траурное настроение, но, конечно, при родственниках покойных никто не шутит, кроме отдельных наглых личностей.