что давать ребенку после антибиотиков для иммунитета
Детские витамины для иммунитета
Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.
Виды иммунитета
Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки. Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу. Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.
Органы иммунитета
После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.
Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
К центральным относятся:
Периферические органы:
Особенности формирования иммунитета у детей
Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.
Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых « критических » периодов:
Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:
Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.
Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).
Витамины и их роль в иммунитете
Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.
Они имеют свои особенности:
В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:
К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.
Причины гипо- и авитаминозов:
Симптомы недостатка витаминов
Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.
Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.
К ним относятся:
Витамины, используемые для повышения иммунитета
Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.
Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.
Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:
В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:
У детей старше 6 лет можно использовать:
Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.
Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ. Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру. Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.
Применение новых синбиотиков в педиатрической практике
В противоположность термину «антибиотики», обозначающему препараты, угнетающие рост бактерий, предложено название «пробиотики» — категория препаратов на основе живых микроорганизмов, которые при введении в адекватном количестве оказывают положительный эфф
В противоположность термину «антибиотики», обозначающему препараты, угнетающие рост бактерий, предложено название «пробиотики» — категория препаратов на основе живых микроорганизмов, которые при введении в адекватном количестве оказывают положительный эффект на здоровье хозяина. Такие микроорганизмы называют пробиотическими [1].
Вслед за этим введены термины «пребиотики» и «синбиотики». Пребиотики — неживые, неперевариваемые ферментами человека вещества, которые оказывают положительный физиологический эффект на организм хозяина, селективно стимулируя рост или активность автохтонной кишечной микрофлоры. Термин «синбиотики» характеризует продукты, содержащие и пробиотики, и пребиотики, обладающие синергизмом.
В составе нормофлоры кишечника содержится более 90% облигатных анаэробных бактерий (бифидобактерии, эубактерии, бактероиды) и лактобактерий. Именно они чаще всего используются для коррекции нарушений в микрофлоре кишечника человека, особенно у детей. На протяжении нескольких десятилетий in vitro и in vivo установлено положительное многоплановое влияние нормальной микробиоты желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) на обеспечение защитной, адаптационной и обменно-трофической функций, направленных на сохранение и поддержание гомеостаза человека.
С целью восстановления нарушенных показателей микрофлоры стремятся устранить качественно-количественные отклонения в составе и довести до соответствия с возрастными нормативами отраслевого стандарта РФ [2].
Бифидобактерии являются наиболее значимыми представителями микроорганизмов кишечника детей и взрослых. В толстой кишке они составляют основные популяции пристеночной и просветной микрофлоры. У детей их содержание достигает 90–98%, что составляет не менее чем 10 10 –10 11 микробных клеток в 1 г.
Общеизвестен факт эффективности использования бифидобактерий в педиатрической практике. В настоящее время, по крайней мере, пять из них активно используются в качестве пробиотических штаммов: Bifidobacterium bifidum, B. longum, B. infantis, B. breve, B. adolescentis.
Изучение микробного пейзажа кишечника показало, что вид B. bifidum присутствует у всех здоровых людей, но в большей степени представлен у младенцев на грудном вскармливании — до 70%, у детей 4–6 лет — до 40%, у взрослых — 1–5–20%. Вид B. longum также характерен для детей и взрослых, он составляет 40–60% в микробиоценозе детей первого года, у более старших возрастов — до 70–75%. Вид B. adolescentis свойственен взрослым лицам и детям старшего возраста и становится доминирующим у пожилых людей (до 85%). Виды B. infantis и B. breve обнаруживаются только у детей грудного возраста, первый из них отмечен как преобладающий вид, а B. breve определен вторым по частоте встречаемости [3].
Существует коррелятивная связь между становлением биотопа кишечника и возрастными физиологическими изменениями в организме. Формирование микробиоценоза определяется присутствием доминантных видов бифидофлоры. По мере взросления ребенка в видовом сообществе микроорганизмов происходит вытеснение одних видов другими вследствие их биоэкологических преимуществ. У детей отмечается закономерная последовательная смена биоценозов в определенные возрастные промежутки, обусловленная рядом естественных физиологических факторов.
Биологическое равновесие нормофлоры легко нарушается под воздействием самых различных причин — лечение антибиотиками, изменения характера питания, перистальтики, наличие воспалительных заболеваний и продолжительных дисфункций ЖКТ, желчевыделительной, ферментативной, эндокринной, нервной и других систем и органов.
Коллектив исследователей МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского впервые в отечественной практике предложил БАД-синбиотики, созданные на основе консорциумов бифидобактерий с учетом возрастного доминирования отдельных их видов.
На основе совместного культивирования симбиотических ассоциаций высокотехнологичных и высокоэффективных видов бифидобактерий (выделенных от человека, т. е. видоспецифичных) созданы нелекарственные препараты-синбиотики на основе устойчивых консорциумов раздельно для детей от 0 до 3 лет — Бифидум-Мульти-1, детей от 3 лет до 14 — Бифидум-Мульти-2 и для подростков и взрослых лиц — Бифидум-Мульти-3.
Соответственно возрасту консорциум Бифидум-Мульти-1 содержит виды В. infantis, В. breve, В. bifidum, В. longum. Бифидум-Мульти-2 включает в себя: В. longum, В. breve, В. bifidum, а Бифидум-Мульти-3 состоит из В. bifidum, В. longum, В. adolescentis.
В лабораторных условиях показано, что консорциум обладал антагонистической активностью в отношении Shigella sonnei, Sh. flexnery, Escherichia coli, Proteus vulgaris в 2–3 раза большей, чем штаммы, входящие в него, но выращенные раздельно.
Введение в состав рецептуры пребиотиков также осуществлялось с учетом возрастных особенностей. Для младшей возрастной группы (Бифидум-Мульти-1) — это был мальтодекстрин, рекомендованный диетологами для введения в рацион питания детям младшего возраста, а в Бифидум-Мульти-2 и Бифидум-Мульти-3 для детей старших возрастных групп и взрослых в капсулу включены пектин яблочный, инулин и олигофруктоза (с увеличением дозировки по мере увеличения возраста).
Клинико-лабораторные наблюдения, проведенные у новорожденных и детей первых месяцев жизни, подтвердили преимущество использования Бифидум-Мульти-1, разработанного с учетом возрастного преобладания популяций определенных представителей бифидофлоры у младенцев, по сравнению с приемом одноштаммового коммерческого препарата из бифидобактерий [4].
Исследования, выполненные в Центре акушерства и гинекологии РАМН у контингента новорожденных с угрозой реализации внутриутробного инфицирования, свидетельствовали о достоверно более быстром формировании бифидо- и лактофлоры с высоким содержанием (соответственно 109–1010 и 109), происходившем на третьи сутки жизни. Данная тенденция сохранялась и далее, на 5–6 день при выписке. Одновременно выявлялись различия в более редком заселении кишечника гемолизинпродуцирующими эшерихиями и фекальными энтерококками, отсутствии роста культур золотистого стафилококка и вульгарного протея. Показаны достоверные различия по всем представленным показателям с одноштаммовым препаратом бифидобактерий в пользу Бифидум-Мульти-1, представляющем консорциум видов В. infantis, В. breve, В. bifidum, В. longum.
Следующая работа выполнена в детской поликлинике. Под наблюдением находились младенцы первых месяцев жизни, матери которых отмечали беспокойство детей, периодические срыгивания и изменение характера испражнений (понос, запор или перемежающийся стул), что вместе с тем не требовало стационарного лечения. При лабораторном обследовании у всех детей было отмечено сниженное содержание бифидобактерий — не более 8–9 lg КОЕ/г. Референсные значения лактобацилл имели только 25% обследованных детей. У 30% детей было снижено общее количество кишечной палочки. В группе детей, имевших диспепсические и кишечные расстройства, с достоверно большей частотой (92,9% против 42,9%) были обнаружены гемолизирующие эшерихии.
После 2–3-недельного приема Бифидум-Мульти-1 отметили заметное клиническое улучшение и исчезновение жалоб, которые отмечались накануне приема синбиотика. Бактериологический анализ кала показал, что количество бифидобактерий достигло референсных значений, достоверно повысился средний уровень лактобацилл, а у детей, у которых до приема препарата отмечалось высокое содержание грамотрицательных энтеробактерий и золотистого стафилококка, произошла элиминация микробов.
Следующая серия наблюдений по оценке синбиотика Бифидум-Мульти-2 была проведена в детских дошкольных учреждениях г. Москва.
Клинические наблюдения за детьми, получавшими синбиотик Бифидум-Мульти-2, проводились сотрудниками детского инфекционного отделения МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского; микробиологические исследования выполнены в лабораториях МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского.
Общими критериями для включения детей в исследование были:
В каждом коллективе формировались две группы — получающих и не принимающих синбиотики. Синбиотик давали 3-недельным курсом (с 2-дневным перерывом на каждой неделе — суббота, воскресенье) дважды в день — перед завтраком и обедом.
Перед началом исследования всем детям проводили забор мазков со слизистых оболочек ротоглотки и проб фекалий для лабораторного анализа.
Повторный анализ мазка из ротоглотки и пробы кала проводили через десять дней после курса пробиотика. То же лабораторное исследование проводили детям, не принимавшим Бифидум-Мульти-2.
При выполнении сравнительного анализа учитывали число дней, пропущенных по болезни, осложненное течение ОРВИ, интеркуррентные заболевания, прием антибактериальных средств, результаты микробиологических исследований.
В группе детей, получавших Бифидум-Мульти-2, эпизоды ОРЗ отмечены в 42,8% со средним числом пропущенных по болезни дней — 7,3 ± 0,8. Осложнения, интеркуррентные заболевания не возникали, антибактериальная терапия не назначалась. В группе сравнения эти значения составили соответственно 61,9% и 16,8 ± 0,7 дня. Наряду с отмеченными различиями обращали на себя внимание такие данные, как регистрация пневмонии (1), отита (2), возникновение ветряной оспы (1), острой кишечной инфекции (2). Пяти детям из этой группы были назначены антибиотики.
Более существенными были нарушения микрофлоры кишечника, в числе которых следует отметить снижение уровня облигатных микроорганизмов: уменьшение общего количества кишечной палочки — у 17,2%, лактобацилл у 22,5%, бифидобактерий у 6,8%.
У 26,6% обследованных детей выделялась кишечная палочка со сниженной ферментативной активностью, а у 27,2% — гемолизинпродуцирующая. Отмечен избыточный рост грибов рода Candida у 8,2%; грамотрицательные энтеробактерии высевались изолированно или в ассоциациях у 11,2% детей.
Статистический анализ ряда клинико-анамнестических показателей не выявил связи между глубиной микробиологических сдвигов и наличием патологии беременности и родов у матерей, ранним неонатальным развитием ребенка, принадлежностью к III группе здоровья.
Избыточное содержание золотистого стафилококка чаще обнаруживали у детей с установленным диагнозом «тонзиллит», «аденоидит». Тем не менее, его этиологическую значимость не удалось определить. После приема синбиотика Бифидум-Мульти-2 и восстановления содержания облигатных микроорганизмов количество золотистого стафилококка снизилось. Данный факт подвергает сомнению рекомендации ряда исследователей о необходимости использования антибиотиков только по данным лабораторного обнаружения этого микроба.
Сравнение микробиологических нарушений, выявленных в обоих биотопах, позволяет также высказаться о том, что для каждого биотопа в отдельности присущи свои изменения. Не обнаружено совпадений в частоте одновременного обнаружения определенных родов условно-патогенных микроорганизмов — стафилококков, энтеробактерий и грибов. Вместе с тем было отмечено, что если в анамнезе в течение 15–30 дней до исследования были указания о перенесенном ОРЗ, отмечалось резкое снижение уровня кишечной палочки и лактобацилл. После приема синбиотика уровень кишечной палочки увеличился с lg 6,07 ± 0,17 до lg 8,09 ± 0,11 КОЕ/г (p
Л. В. Феклисова, доктор медицинских наук, профессор
ГУ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва
Антибиотики детям не игрушка
Неконтролируемое и повсеместное применение антибиотиков на всяческий кашель или сопли, оказывается, может привести к неожиданным последствиям.
На вопросы об антибиотиках отвечает педиатр, главный врач детской клиники «Основа Дети» Данил Сергеевич Симановский.
Диагноза простуда не существует. Под простудой обычно подразумевают наличие соплей, кашля, красного горла или болей в горле — то, что врачи называют катаральные явления. И все эти явления могут вызываться вирусными инфекциями, а могут бактериальными. В зависимости от этиологии инфекции (от того, что вызвало эту инфекцию), антибиотики используются или нет.
Даже если сопли, кашель и красное горло достаточно сильные и приносят дискомфорт, но инфекция вызвана вирусом, то антибиотики не назначаются по причине их бесполезности, потому что вирусы не чувствительны к антибиотикам. Антибиотики были придуманы и используются только против бактерий. Поэтому, если ребенок болеет долго и тяжело, и у вас возникают сомнения: а обычная ли это простуда, необходимо обратиться к врачу. Врач осмотрит ребенка, определит этиологию инфекции, иногда для этого нужны дополнительные исследования: анализы крови, мазки. Только после этого назначит антибиотики при необходимости.
По цвету соплей определить этиологию инфекции невозможно. И все-все знают, что зеленые сопли — это страшно, а белые сопли — нет. Это не так, потому что слизь, которая выделяется в носоглотке, может приобретать цвет в зависимости от дополнительных свойств бактерий. Чаще всего зеленый цвет сопли приобретает от зеленящего стафилококка, который является нормальной флорой носоглотки. Помните, цвет соплей самостоятельной ценности не имеет.
Микрофлора толстой кишки очень мобильна, поэтому человеку без заболеваний ЖКТ, который получает лечение антибактериальным препаратом по правильным показаниям, назначение пробиотиков, эубиотиков не является обязательной необходимостью. Но врач всегда смотрит на ребенка, дополнительные риски, возраст и так далее. Как правило, при приеме антибиотиков мы наблюдаем не дисбактериоз, а диарею, которая является побочным действием антибиотиков и проходит, как только мы заканчиваем эту терапию. Например, самый распространенный в амбулаторной практике пенициллиновый антибиотик — амоксициллин, который чаще всего используется при лечении отитов, бронхитов, тонзиллитов. В его состав входит клавулановая кислота, у которой естественное побочное действие — диарея, т. е. жидкий стул. Если возникло такое побочное явление от антибактериального препарата, достаточно принимать энтеросорбент, только не одновременно с антибиотиками. Все на усмотрение доктора.
Конечно, может, и мы очень этого боимся. Поэтому научное и врачебное сообщества борются с полипрагмазией — назначением слишком большого количества лекарств, неадекватного по отношению к заболеванию. Также очень важно бороться с самостоятельным назначением антибиотиков родителями. Поэтому не надо ориентироваться ни на цвет, ни на запах соплей, ни на что-то еще. Надо ориентироваться на рекомендации врача. Если рекомендации вам показались необоснованными, нужно обращаться за вторым мнением. freepik.com
Полирезистентность — это не устойчивость самого организма ребенка к антибиотику, а резистентность микроорганизмов, которые содержатся в организме. На слизистой одномоментно присутствует колоссальное количество вирусов и бактерий, и это нормально. Некоторые из них патогенные, некоторые условно патогенные, некоторые сапрофиты, т. е. нормальная флора. Например, большое количество кожных проблем возникает от регулярного использования антибактериальных средств. Не только потому, что они сушат кожу, а потому, что нарушают нормальный биоценоз кожного покрова. То же самое происходит, когда постоянно используется антибактериальная зубная паста или антибактериальные гели для интимной гигиены. Наше бытовое поведение уже повышает вероятность, что микроорганизмы, которые живут на слизистых и на коже, выработают резистентность к этим антибактериальным средствам. И когда нам понадобится вылечить какую-то инфекцию, может возникнуть ситуация, что выбранный препарат не сработает. В этом случае придется выбирать другие антибиотики с более широким спектром действия, чтобы все-таки победить эту инфекцию. Именно с этим связана необходимость назначать правильную дозу. Не давать антибиотик на всякий случай пару дней. Потому что, когда доза антибиотика слишком маленькая, происходит выработка резистентности: враждебные микроорганизмы не побеждены до конца: часть погибает, но выжившие бактерии этому антибиотик уже будут устойчивы. Длительность антибактериальной терапии важный фактор. Если она не соблюдена, повышается вероятность формирования резистентности к антибиотикам.
Вопрос о другом: эффективность антибактериальной терапии оценивается по итогам 48-72 часов от начала перорального приёма антибиотика. Считать эти часы нужно с момента первого приёма. Это не означает, что через 2-3 дня наступает выздоровление, но должно быть улучшение как самочувствия, так и симптомов заболевания, которые оценивает врач при осмотре. Есть болезни, которые с точки зрения родителей, неадекватно долго лечатся, например, ангина. Курс лечения антибиотиками — 10 дней. Ребенку уже на четвертый день становится хорошо, у него нет никаких жалоб, а врач настаивает на продолжении приема «вредного ужасного антибиотика, который все убивает». Это необходимо для того, чтобы бактерии не выработали устойчивость, а погибли от антибиотиков. Когда на прием приходят дети, которым родители самостоятельно назначили на обычную ОРВИ антибиотик, врачи выбирают минимальный курс приема лекарства. Если мы отменим их на второй-третий день, мы рискуем спровоцировать резистентность оставшихся микроорганизмов. И в следующий раз нам придется использовать антибиотик тяжелее, шире и вреднее для ребенка.
Если дети болеют одной инфекцией, то скорее всего им поможет один и тот же антибиотик. Но, как минимум, надо правильно определить дозировку этого антибиотика, возможно, вашему ребенку нужна индивидуально подобранная дозировка. И у нас, врачей, есть возможность отойти немножко от дозировок, которые написаны в аннотации лекарственных средств. Потому что у врача, в отличие от мамы, есть еще регламент в виде клинических рекомендаций по лечению. Дозировка антибиотика будет разной и для лечений разных заболеваний, поэтому даже несмотря на то, что у вас несколько детей болели друг за другом стереотипно, вам все равно придется проконсультироваться врачом.
Зачем ждать этого, когда можно сразу принять антибиотики? Во-первых, абсолютно научно доказано, что прием антибиотиков на фоне вирусной инфекции не снижает вероятность развития осложнений. Если с первого дня вирусной инфекции вы начинаете давать ребенку антибиотик, то вероятность, что эта вирусная инфекция будет протекать с осложнениями, не уменьшается. Во-вторых, нет такой закономерности, что вы начинаете болеть вирусом и продолжаете болеть бактерией. Более густые зеленые сопли, которые появляются на 4-6 день течения ОРВИ не означают, что произошло какое-то гипотетическое присоединение бактериальной инфекции. Нет, это означает, что сопли дольше находятся в носоглотке и приобретают цвет превалирующей там микрофлоры.
Антибиотики в педиатрии. (Необходимые знания для родителей).
Антибиотики были открыты в 20 веке. За последние десятилетия было синтезировано огромное количество антимикробных препаратов, но в практике используется ограниченное количество. Это связано с тем, что большинство синтезированных антимикробных средств не отвечают всем требованиям практической медицины.
Что же такое антибиотик? Это химиотрерапевтические средства, действующие на возбудителей заболеваний, препятствующие росту и размножению в организме. Промышленные масштабы изготовления препаратов осуществляют путем биосинтеза. Во многих случаях антибактериальные препараты детям назначаются необоснованно, главным образом при острой респираторной вирусной инфекции.
Что не делают антибиотики:
Существуют четкие принципы (правила) применения антимикробных препаратов.
До конца 70-х годов прошлого столетия к назначению детям ЛС (лекарственных средств) относились очень упрощенно, рассматривая ребенка как уменьшенную модель взрослого человека, и в зависимости от того, как мал был ребенок, снижали дозу ЛС. Так, новорожденным назначали 1/24 часть дозы взрослого, а детям — 1/8-¼ часть дозы в зависимости от возраста. Развитие науки (возрастной физиологии, молекулярной биологии, иммунохимии и генетики), бурное развитие педиатрии в последние десятилетия прошлого века позволили по-новому оценить проблему фармакотерапии в педиатрии. В настоящее время стало очевидно, что если организм взрослого представляет собой саморегулирующуюся биологическую систему со стабильной активностью большинства органов и систем, кардинальной характеристикой детского организма является постоянное изменение физиологических процессов. Более того, каждая из систем жизнеобеспечения имеет в своем постнатальном развитии несколько критических периодов, связанных или с периодом максимального роста, или со становлением функции, или и с тем, и с другим процессом одновременно. Например, критическим периодом для сердечно-сосудистой системы ребенка является возраст от 10 до 15 лет, а для эндокринной – первая неделя жизни и период от 13 до 18 лет, для дыхательной системы – первые 18 месяцев жизни. Но в целом наиболее интенсивные изменения важнейших органов и систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, приходится на период первых трех лет жизни. Они наиболее значимы в первый год жизни, подвержены наибольшим изменениям в первый месяц жизни, а в неонатальном периоде – в первые 6-суток жизни, причем каждые сутки этого периода имеют свои характеристики гомеостаза.
3. Также важным моментом считается возрастное ограничение некоторых препаратов, или некоторые препараты нельзя использовать в определенные жизненные периоды. Например тетрациклины, которые нельзя использовать во время беременности и у малышей до 8 лет, из-за пагубного влияния на зубы ребенка (тетрациклиновые зубы). 4. В обязательном порядке необходимо решить вопрос о способе введения антибиотика и с какой кратностью его необходимо вводить. На самом деле очень мало заболеваний, при которых необходимо назначать препараты для внутримышечного введения. Поэтому, чаще, препараты назначают принимать через рот.
Существует группа препаратов, которые не назначаются детям при обычных условиях, они используются исключительно по жизненны показаниям, когда просто не существует других вариантов. При «стандартных» заболеваниях, которые отлично лечатся в поликлиниках и даже стационарах, такие препараты не применимы. В противном случае такие препараты могут принести больше вреда, чем пользы. К ним относится «левомицитин», который до сих пор используют нерадивые мамы при поносе у ребенка. Данный антибиотик «очень тяжелый» и довольно токсичный, особенно пагубно действует на систему кроветворения. Прием курса, или даже одной таблетки, у детей раненого возраста может спровоцировать развитие опасного вида анемии – апластической. При этом заболевании происходит угнетение кроветворения. Если не вмешаться в процесс, то малыш может погибнуть. Конечно, это осложнение встречается довольно редко, но при современном уровне развития медицины не стоит подвергать малыша такому риску. Существуют препараты гораздо безопаснее и «мягче» действующие. На сегодняшний день нет такого заболевания, при котором показано использование исключительно «левомицитина» и не было бы возможности его заменить. Тем более если речь идет о поносе! К группе запрещенных антибиотиков у детей относится и тетрациклины, которые способны нарушить минерализацию зубов и спровоцировать сложное заболевание не кариозного происхождения – «тетрациклинновые зубы». При этом заболевании зубки ребенка черные, хрупкие, эмаль скалывается. Эти антибиотики запрещено принимать не только деткам, но и беременным женщинам. У детей в возрасте до 12 – 14 лет запрещены такие препараты как фторхинолоны, которые мощные, эффективные, но довольно токсичные для незрелых органов ребенка. Такие препараты запрещены к использованию, из-за недостаточности данных, но при исследовании на животных, было выявлено формирование пороков развития суставов, причиной которых является употребление данной группы антибиотиков. Исследования на малышах не проводилось, по этим причинам фторхинолоны были запрещены к использованию в широкой практике. Только в реанимациях, под строгим контролем доктора при формировании инфекции, которая устойчива к остальным антибиотикам возможно использование данных препаратов. Отдельного внимания заслуживает «Бисептол», которым лечили малышей много лет назад. Претензий к данному препарату немало: во-первых, препарат не убивает патогенные микроорганизмы, а сдерживает их рост. Препарат давно и широко известен и за это время микроорганизмы успели сформировать устойчивость. Наряду со своей практически бесполезностью, всплывают побочные эффекты – тяжелые поражения кожи и печени, угнетение продуцирования кровяных клеток.
Правила приема антибиотиков
2. Принимают антибиотик, запивая водой, а ни в коем случае не молочными продуктами или соком.
3. Важно пройти весь курс антибиотикотерапии, обычно это 5 – 7 дней. Зачастую, мамочки считают, что не стоит пить антибиотики весь курс, зачем «травить» ребенка, при первых симптомах улучшения препарат отменяется родителями. В итоге, «не уничтоженные» микроорганизмы спустя некоторое время снова активируются, но уже с устойчивостью к ранее назначенному препарату, что существенно осложняет лечение. Разгневанные родители считают виноватыми докторов, хотя на деле виноваты сами. При приеме антибиотиков, особенно в первое время, необходимо следить за самочувствием малыша, в случае если после приема препаратов не наступает улучшение в течение нескольких дней, скорее всего препарат просто не эффективен в отношении возбудителя заболевания, и его необходимо сменить.
5. Часто антибиотики назначают с антигистаминными препаратами. Этого делать не надо. Антигистаминные препараты назначают пациентам по показаниям.
После антибиотиков
Естественно, на взрослых и детей лекарства могут действовать по-разному: у детей раннего возраста снижена скорость обмена веществ, гематоэнцефалический барьер головного мозга более проницаем, особенно у младенцев, печень и почки находятся в стадии развития, вследствие чего лекарства из организма выводятся быстрее. Некоторые составляющие ЛС могут иметь токсическое влияние – чем меньше ребенок, тем больше вероятность возникновения побочных эффектов. Нежелательные реакции у детей могут проявляться не сразу, а на более поздних стадиях роста и созревания. Неблагоприятное влияние ЛС в детском возрасте может быть связано с их биологическим действием на развитие органов и систем. Широкомасштабные исследования эффективности и безопасности ЛС проводятся и после регистрации ЛС с внесением ограничений на их использование и даже отзывом с фармацевтического рынка. Так, были получены данные о том, что ацетилсалициловая кислота («Аспирин») при вирусных инфекциях у детей может сопровождаться развитием токсической энцефалопатии и жировой дегенерацией печени и головного мозга (синдром Рея); применение нимесулида («Найз») в качестве жаропонижающего — развитием токсического гепатита; применение эритромицина и азитромицина может сопровождаться прокинетическим действием (развитием пилоростеноза у новорожденных); появились сообщения о гепатотоксичности азитромицина и фторхинолонов. В наше время невозможно избежать назначения лекарственных препаратов. Применение же любых лекарственных средств сопряжено с риском побочных эффектов. Известный афоризм гласит, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких больных, которым нельзя навредить». Поэтому необходимо всегда взвешивать целесообразность назначения препаратов и риск нежелательных лекарственных реакций, соблюдая основную врачебную заповедь: «Не навреди!».
Можно ли заменить антибиотики?
Заменять антибиотики любыми антибактериальными препаратами не обосновано.
Во-первых, нет точных клинических исследований, которые бы подтверждали эффективность этих препаратов. И в погоне за мнимой выгодой, «зачем травить ребенка антибиотиками» можно только нанести вред здоровью малыша. Замена антибиотиков слишком заботливыми родителями в большинстве случаев запускает механизм осложнений, заболевание легко перетекает в сложные формы.
Во-вторых, назначение антибиотиков строго регламентировано специальными протоколами, на каждое заболевание. Данными стандартами пользуются все специалисты детской практики.
В-третьих, назначение антибиотиков – целая наука, и если организм ребенка способен справиться самостоятельно без назначения сильнодействующих препаратов, антибиотики не назначаются.
Родители должны понимать, что организм ребенка сложный механизм, в котором все связано и для понимания его работы и соответственно лечения необходимо иметь медицинское образование. Стоит помнить, что на кону стоит здоровье ребенка, и замена препаратов, или несоблюдение рекомендаций может «аукнуться» серьезными проблемами, пусть даже не сразу!
При заболевании, важно своевременно обратиться к врачу, получить квалифицированную помощь и советы по уходу за вашим ребенком.
Записаться на прием к специалистам
педиатрического отделения КБ № 122
можно по телефону: +7(812) 558-99-76