что даст северный поток 2 для россии кратко
С расчётом на санкции: как различные силы в США и Европе пытаются повлиять на судьбу проекта «Северный поток — 2»
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий ожидает от нового правительства ФРГ, которое придёт на смену кабинету Ангелы Меркель, более резкой позиции в отношении газопровода «Северный поток — 2». Об этом польский премьер заявил в интервью немецкому агентству DPA.
«Северный поток — 2» становится инструментом для шантажа Украины и Молдавии. Он также выступает в качестве средства манипуляции ценами на энергоносители. Я ожидаю, что новое немецкое правительство сделает всё возможное, чтобы не допустить превращения «Северного потока — 2» в инструмент из арсенала президента Путина», — заявил Моравецкий.
Политик также обвинил Россию в причастности к потенциальному энергетическому кризису на Украине.
«Они (украинцы. — RT) зависят от российских поставок нефти, газа и даже угля. По мнению некоторых аналитиков, энергетический шантаж со стороны России может привести к дефициту электроэнергии на Украине», — сказал он.
Это не первое заявление Моравецкого против «Северного потока — 2» за последнее время. Ранее польский премьер в интервью Bild призвал Олафа Шольца, который с высокой долей вероятности станет следующим канцлером ФРГ, остановить запуск газопровода и не давать России «дополнительные деньги» за энергоресурсы.
На этом фоне издание Axios со ссылкой на засекреченный документ, который посольство ФРГ в Вашингтоне направило конгрессу США, сообщило, что нынешнее правительство Германии призвало американских законодателей не вводить санкции против «Северного потока — 2», отметив, что газопровод не представляет угрозы для Украины.
Напомним, кабинет Ангелы Меркель и блока ХДС/ХСС, который поддерживал проект, может сложить полномочия до конца года. Новое коалиционное правительство будет сформировано с участием партии «Зелёные», которая поддерживает антироссийскую повестку и критикует «Северный поток — 2».
Так, на днях сопредседатель «Зелёных» и кандидат на пост министра экономики Роберт Хабек заявил, что газопровод не является коммерческим проектом. По его словам, он делает немецкую политику зависимой и оказывает давление на Украину. Ранее со схожими заявлениями выступала его соратница Анналена Бербок, которой прочат кресло министра иностранных дел в новом кабинете.
При этом в конце сентября Олаф Шольц высказывался в поддержку «Северного потока — 2», заявив, впрочем, о необходимости гарантий по сохранению статуса Украины как транзитёра российского газа.
«Если нас просят увеличить ещё — мы готовы»
«Даже в самые сложные периоды холодной войны Россия регулярно, на постоянной основе, полностью исполняя свои контрактные обязательства, поставляла газ в Европу», — подчеркнул президент.
Он также отметил, что Россия увеличивает поставки газа в Европу даже в сложных для неё самой условиях.
Более того, глава государства заявил о готовности дополнительно увеличить экспорт газа, если об этом попросят европейцы. По его словам, российские компании никогда не отказывали зарубежным партнёрам в их просьбах о поставках сырья сверх имеющихся контрактов.
«В приоритете хорошие отношения»
В то же время в США по вопросу санкционного давления на «Северный поток — 2» разгорается конфликт между администрацией президента Джо Байдена и конгрессом, многие члены которого выступают за ужесточение ограничений против российского газопровода.
Несмотря на введение рестрикций в отношении компании Transadria и судна Marlin, участвующих в проекте, американские сенаторы требуют дальнейшего закручивания гаек. Так, сенатор-республиканец Тед Круз счёл действия Белого дома излишне мягкими.
«Это. типичный пример смеси несогласованности и слабости, характерной для внешней политики при Байдене и администрации Байдена — Харрис и наносящей не поддающийся оценке вред национальной безопасности США и наших союзников», — говорится в заявлении Круза.
В свою очередь, президентская администрация (в частности, госсекретарь США Энтони Блинкен) не хочет вводить санкции против немецких компаний, связанных с проектом. Источники издания The Hill в сенате сообщают, что глава американской дипломатии призывает заблокировать принятие поправки к проекту оборонного бюджета, которая предусматривает санкции против Nord Stream 2 AG и других компаний, участвующих в тестировании и сертификации газопровода.
«Судя по всему, они сами создают процессуальные проблемы, чтобы избежать голосования, которое может иметь жёсткие политические последствия. Демократы очень нервничают из-за голосования по «Северному потоку — 2», поскольку были против него при прежней администрации, однако при Байдене ситуация другая», — заявил источник The Hill в сенате, непосредственно знакомый с ситуацией.
Издание также пишет, что Белый дом не хочет вводить более широкие санкции, которые могут затронуть немецкие компании, чтобы не наносить ущерба отношениям с ФРГ, которые были серьёзно подорваны действиями администрации Дональда Трампа.
При этом опрошенные RT аналитики затрудняются спрогнозировать политику нового коалиционного правительства ФРГ в отношении «Северного потока — 2».
«В коалиции есть фигуры, которые во время предвыборной кампании критиковали энергопроект. В частности, та же Анналена Бербок. Она неоднократно и достаточно эмоционально высказывалась по этому поводу. Можно ожидать, что она и её партия будут пытаться проводить свою линию и влиять на решения нового кабинета относительно проекта», — предположил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
В то же время, с его точки зрения, принятие новых санкций в конгрессе США зависит от того, что сочтут более приоритетным отдельные политики-демократы — сдерживание России или же выстраивание отношений с европейскими союзниками.
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман со своей стороны отмечает, что заявления польского премьера — это чёткий сигнал немецким «Зелёным».
«Как известно, сопредседатель «Зелёных» госпожа Бербок настроена весьма антироссийски, поэтому очевидно, что она сделает всё возможное для того, чтобы заморозить «Северный поток — 2» или при возможности вообще заблокировать его работу», — подчеркнул эксперт.
При этом он усомнился в том, что США всё же введут какие-то новые значительные рестрикции в отношении энергопроекта, поскольку действующей администрации важны стабильные отношения с Европой.
«Во времена президентства Дональда Трампа Америка предпринимала очень энергичные усилия для того, чтобы воспрепятствовать строительству «Северного потока — 2». Это делалось в силу экономических причин, потому что Трамп выражал интересы газовиков и нефтяников США. Он просто пытался убрать сильного конкурента в виде России с мирового рынка энергоресурсов, а вот Байдену интересы газовиков и нефтяников не столь важны, у него в приоритете хорошие отношения с Германией», — рассуждает Фельдман.
Он напомнил, что немецкий бизнес очень долго просил Вашингтон, руководство ЕС и официальный Берлин не мешать «Северному потоку — 2» и не вводить никаких дополнительных санкций, которые мешали бы сотрудничеству в сфере энергетики.
«Сейчас Байден демонстрирует, что для него интересы европейских партнёров важнее, чем газовое лобби, представленное сенаторами-республиканцами», — констатировал собеседник RT.
«Северный поток — 2»
Значение
«Северный поток — 2» — новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море.
Решение о создании газопровода «Северный поток — 2» основывается на успешном опыте строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток». Новый газопровод, также как и действующий, напрямую свяжет «Газпром» и европейских потребителей и обеспечит высокую надежность поставок российского газа в Европу.
Это особенно важно в условиях падения добычи газа в Европе и роста спроса на его импорт.
Проектная компания
Реализацией проекта «Северный поток — 2» занимается проектная компания Nord Stream 2 AG.
Маршрут
Точкой входа газопровода «Северный поток — 2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода «Северного потока».
Протяженность маршрута — более 1200 км.
Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»
Мощность
Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока — 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год.
История проекта
В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода и приняли решение, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. Позже проект строительства третьей и четвертой ниток получил название «Северный поток — 2».
В апреле 2017 года Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2». Пять европейских компаний предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.
Маартен Ветселаар, Клаус Шефер, Марио Мерен, Алексей Миллер, Герхард Шредер, Изабель Кошер, Жерар Местралле, Райнер Зеле и Маттиас Варниг после подписания соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2». 24 апреля 2017 года
В сентябре 2018 года начата укладка газопровода в Балтийском море.
Укладка газопровода в территориальных водах Германии
В сентябре 2021 года строительство «Северного потока — 2» завершено.
Соблюдение экологических норм
При строительстве «Северного потока — 2» используются надежные технологии, уже отработанные при строительстве «Северного потока». Использование успешного опыта компании Nord Stream AG, строившей и эксплуатирующей «Северный поток», дает дополнительные гарантии того, что «Северный поток — 2» будет реализован по самым высоким экологическим стандартам.
«Газпром» решил сыграть с ЕС вдолгую: запуск «Северного потока — 2» подождет
Запуск «Северного потока — 2» может пойти по самому длинному сценарию. И «Газпром» может быть не против. У компании есть не менее важные задачи, чем быстрый запуск газопровода: гарантии наполнения его на многие годы вперед.
На прошлой неделе немецкий регулятор сообщил, что приостанавливает сертификацию оператора «Северного потока — 2», так как тот создал немецкое дочернее предприятие, которое и будет владеть и управлять газопроводом. «Процедура сертификации будет приостановлена до тех пор, пока основные активы и человеческие ресурсы не будут переданы дочерней компании и Bundesnetzagentur не сможет проверить, является ли документация, повторно представленная дочерней компанией как новым заявителем, завершенной», — сообщило Федеральное сетевое агентство.
В самом Nord Stream 2 AG сообщили EADaily, что специально создали дочернее предприятие, чтобы соответствовать нормам и правилам немецкого законодательства.
В то же время у российской компании могут быть более важные, стратегические задачи, ради которых она может поступиться сиюминутной выгодой. С одной стороны, позиции оператора «Северного потока — 2» должны быть как можно более сильны, чтобы избегать в том числе судебных исков со стороны Польши и Украины для ограничения проекта. С другой — нынешняя ситуация может быть тем моментом истины, когда «Газпром» сможет убедить европейских партнеров более активно использовать практику долгосрочных контрактов и гарантировать поставки в Европу на десятилетия вперед.
На это намекал и президент России Владимир Путин. «Те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, смогут только руки потирать и ликовать, иначе пришлось платить бы по 650, а „Газпром“ в ту же Германию продает по 220. Во всяком случае, так недавно было», — говорил российский лидер в начале сентября.
У большинства крупных европейских компаний есть долгосрочные контракты с «Газпромом» еще на 10−15 лет. Однако, например, контракты с Турцией на 8 млрд кубометров заканчиваются в этом году, а с Грецией на 3 млрд кубометров — через пять лет. С 2023 года из портфолио компании выпадет Польша с завершившимся контрактом на 10 млрд кубометров.
В этой ситуации у «Газпрома» может быть задача не только сохранить, но даже нарастить объемы, так как в рамках энергоперехода Евросоюз планирует резко увеличить потребление газа, но к 2050 году отказаться и от него. Поэтому монетизация запасов в ближайшие несколько десятков лет — главная задача. А «идеальный шторм» на газовом рынке «Газпром», очевидно, и пытается использовать в свою пользу, чтобы объемы контрактов наращивали и постоянные клиенты — Франция, Германия и Италия.
Тем более что нехватка топлива не будет длиться вечно. Эксперты оценивают, что рынок продавца может продлиться еще 4−5 лет. За это время значительно планируют нарастить поставки газа на рынок Катар, США и страны Восточного Средиземноморья. Для России это несет риски, которые лучше всего купировать изначально.
«Долгосрочные контракты — это основа основ газового бизнеса. По-другому он попросту не может работать. Поэтому, конечно, „Газпром“ заинтересован и постоянно ведет переговоры об их заключении и продлении», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Зампред правления «Газпрома» Елена Бурмистрова заявила на конференции Flame в Амстердаме в начале ноября, что компания всегда будет выступать в защиту долгосрочных контрактов с обязательством «бери или плати».
«В нашей отрасли с крупными объемами капиталовложений и длинным инвестиционным циклом только такой многолетний тип контрактов дает уверенность инвесторам на всех этапах производственной цепочки, начиная от разведки и добычи и заканчивая транспортировкой и потреблением. Такие контракты делают рынок сбалансированным и предсказуемым, а значит, привлекательным для инвесторов, — сказала она. — И наоборот: мы давно говорим об опасности тотального перехода на хабовую индексацию и краткосрочные сделки, к чему призывают, например, власти ЕС. Их стремление построить максимально рыночную и прозрачную модель газового рынка по образцу других биржевых товаров можно понять. Но трудно приветствовать. Эта идея хороша лишь в теории, но реальность — гораздо сложнее».
По данным «Газпрома», только за последний месяц глава компании Алексей Миллер провел переговоры с руководством сразу трех крупных клиентов — итальянской Eni, немецкой VNG и французской Engie.
В такой ситуации в первую очередь стоит исходить со стороны спроса, а не со стороны предложения, считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
«Недавно были заключены контракты с Венгрией и Молдавией. То есть „Газпром“ готов к продлению существующих долгосрочных договоренностей и заключению новых. Однако важно понимать, что многие европейские страны сейчас не готовы заключать новый долгосрочный контракт из-за достаточно высокой неопределенности касательно размера потребления газа через 10−15 лет на фоне энергоперехода. Из-за этого ожидать подписания новых существенных контрактов, которые могли бы улучшить ситуацию на европейском рынке газа, на мой взгляд, не стоит», — говорит эксперт.
В нынешней ситуации «Газпром» вполне справедливо настаивает на полноценном запуске «Северного потока — 2», который политики США и Европы оттянули почти на два года, и хочет новых долгосрочных контрактов, в том числе чтобы иметь необходимость и в украинском транзите, к сохранению которого после 2024 года Москву подталкивает Берлин. Однако аналитики предупреждают, что высокие цены в Европе несут в себе много и стратегических угроз для «Газпрома», в том числе из-за политизации рынка.
«Нравится России это или нет, но она помогает распахнуть двери для поставок СПГ, развития зеленой энергетики и проектов энергохранения, а также для ограничений на энергозависимость от импорта в Европе. Легко можем увидеть торговое соглашение между США и ЕС на ежегодные поставки 20−30 млн тонн СПГ (27−41 млрд кубометров газа)», — заметил в Twitter глава отдела «Газ и энергетика» S&P Global Platts Ира Джозеф.
Handelsblatt: «Северный поток-2» могут запустить со штрафом в €1 млн
В Киеве рвут волосы: там только-только нашли способ сохранить транзит после 2024 года
«Северный поток-2» можно запустить и без сертификации. Об этом сообщила авторитетная немецкая газета Handelsblatt. Ее источники отмечают, что в случае запуска газопровода до сертификации оператор должен заплатить штраф до €1 млн, как это было с NEL (ответвление «Северного потока») и EGL 401 (принадлежит немецкой Ferngas) — их также запускали без сертификации.
Газета также отмечает, что €1 млн штрафа «выглядит приемлемым» на фоне не менее €10 млрд инвестиций в «Северный поток-2». Отмечается также, что таким образом «Газпром» сэкономит на транзите газа через Украину.
Все это плохие новости для президента Украины Владимира Зеленского. Ранее он решил внести свою лепту в преодоление энергетического кризиса в Европе, и изложил свои предложения главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен по телефону.
Зеленский, в частности, заявил, что Украина готова снизить для европейцев цену на транзит газа по своей территории, а также предоставить им «собственные подземные хранилища для хранения стратегического резерва топлива».
Обойти вниманием «Северный поток — 2», раз представилась такая возможность, он тоже, естественно, не мог. Потому в очередной раз объявил проект главной «угрозой для энергетической безопасности всей Европы».
Не очень понятно, сошлись ли собеседники в этой трактовке. Тем не менее, как следует из украинского пресс-релиза, идею «создания региональной платформы по укреплению энергетической безопасности» они обсудили.
Глава Еврокомиссии заявила, в свою очередь, что «ЕС и Украина продолжат сотрудничество в сфере энергетики: по поставкам и хранению газа, возобновляемым источникам и энергоэффективности». А также ритуально заверила Киев «в полной поддержке ЕС Украины, ее суверенитета и территориальной целостности».
Энергетический кризис, действительно, пока не отпускает Европу. Из-за того, что сертификация «Северного потока — 2» затягивается, цена на газ снова резко пошла вверх. И впервые с конца октября достигла 1150 долларов за тысячу кубометров, о чем свидетельствуют данные биржи ICE Futures.
Вот только решать проблему Урсула фон дер Ляйен взялась явно не с тем партнером. Поскольку Украина сама рискует этой зимой свалиться в глубокую, темную и холодную яму.
В стране уже отключили 90% мощностей ТЭС. Работают только два энергоблока из 23-х — несколько на ремонте, а для остальных просто не хватает угля. В связи с закрытием угольных станций, растет, соответственно, потребление газа, отчего его запасы стремительно уменьшаются.
По данным НЭК «Укрэнерго», по итогам первой недели ноября в подземных хранилищах газа оставалось чуть больше 17 млрд. кубов, что на 37% меньше прошлогодних показателей на аналогичную дату. Это значит, что в случае, если зима будет холодной, газа может и не хватить.
Тогда в чем смысл «смелых» предложений Зеленского? Чей газ он собирается транзитировать и копить в своих хранилищах?
— Зеленский, по сути, пытается переложить всю вину за энергетический кризис на Россию и угодить, тем самым, европейцам, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Потому что причины этого кризиса лежат в самой Европе. Никто им не ограничивал поставки газа. Там чисто экономические характеристики и ошибки, собственно, европейского руководства.
Они ускоренный энергопереход производили, выдавливая из энергобаланса и уголь, и газ. Закрывали газовые и угольные электростанции. Потом, когда в 2021 году ветровая энергетика дала электроэнергии меньше, чем в предыдущие годы, соответственно, встал вопрос, что это надо чем-то другим заменить.
Пытались заменить газом. Но поскольку сами выдавливали его из энергобаланса, оказалось, что собственная добыча падает колоссально. Другие поставщики — типа Норвегии и Алжира — тоже не могут увеличить поставки по трубопроводам. А что касается СПГ, то поставщики, в основном, предпочитают отправлять его на азиатские рынки, потому что там цены выше и можно заработать.
То есть, причины энергокризиса в самой европейской энергополитике. Но европейцы не хотят этого признавать, а Зеленский этим пользуется. Он говорит, что «проблема не в вас, европейцы, а в России» и обещает в какой-то степени решить это. И, соответственно, пытается заработать на всей этой истории.
«СП»: — И в чем тут смысл?
— Во-первых, он предлагает европейцам закачивать больше газа в подземные хранилища, которые расположены на Украине. Там, действительно, подземные хранилища большие, и они не используются почти. Последние годы к отопительному сезону в них закачивали около 20 млрд. кубов — плюс-минус. При реальной мощности — 40 млрд. кубометров.
Все дело в том, что в нормальный год европейцам это не нужно. У них есть свои подземные хранилища, и они туда закачивают газ к началу отопительного сезона. Летом закачивают, зимой — отбирают. Потому никакого смысла особого использовать хранилища на Украине нет, тем более что газ туда, соответственно сначала надо доставить. Платить Украине за хранение — т.е. это не бесплатная услуга. А потом — когда возникнет необходимость — ты еще должен заплатить за то, чтобы до твоей территории его докачали.
Плюс всегда есть риски того, что Украина, у которой регулярно возникают проблемы с прохождение отопительного сезона, этот газ просто начнет забирать себе. Мол, «у нас тут чрезвычайная ситуация, но летом мы вам все отдадим». Летом не нужен он европейцам.
Украина в этом плане рискованный партнер — это все прекрасно понимают.
«СП»: — Какие вообще скидки на транзит он может предлагать Европе, если газ качает российский Газпром?
— Здесь, я думаю, европейцы прекрасно понимают, почему Газпром отчаянно не увеличивает объемы прокачки через Украину. Потому что это дорого.
В нынешнем контракте Газпрома и оператора ГТС Украины, который действует до конца 2024 года, говорится, что есть основные объемы — 109 млн. кубов в сутки он должен прокачивать. Они идут с условием «качай или плати».
Если Газпром не прокачивает эти объемы, то он все равно заплатит за это. Но если компания хочет качать больше этих 109 млн. кубов, тогда она участвует в специальных аукционах и добирает себе объемы сверх контрактных обязательств. Но там не скидка включается, а, наоборот, повышающий коэффициент.
То есть, если Газпром качает больше контрактных обязательств, он платит дополнительно за прокачку каждой следующей тысячи кубов.
Изменить контракт сейчас невозможно. Во всяком случае, не в компетенции Зеленского. И когда он говорит, что «мы дадим скидку на транзит», это не касается газпромовского газа, который европейцы покупают.
По сути, Зеленский говорит: покупайте у России еще больше газа, как это ни странно, казалось бы. Но точка «сдачи-приемки» должна быть на российско-украинской границе (то есть, чтобы там Газпром отдавал право собственности). Вот тогда он обещает европейцам скидку на прокачку.
Соответственно, тем самым он заманивает европейские компании, чтобы они подписывали контракты на поставку газа на российско-украинской границе
«СП»: — Им это выгодно?
— Нет, конечно. Ни одна компания в здравом уме этого делать не будет. Зачем ей все эти проблемы с транзитом, с украинской трубой. Зачем эти риски брать на себя, когда спокойно у Газпрома можно купить газ уже Европе. А как он доставит его до Германии или Австрии, где основные точки «сдачи-приемки», это уже его проблема будет.
Но Зеленский пытается их затащить на границу своими скидками. Он надеется, что если европейцы согласятся покупать газ на границе Украины-России, тогда транзит после 2024 года сохранится. Логика тут такая: даже если Газпром новый договор подписывать не будет, европейцы будут покупать и, соответственно, будут подписывать транзитные договора с украинскими компаниями.
Он хочет просто заработать. Вот и предлагает свои услуги. Но какого-то смысла в этом для европейцев нет, а рисков слишком много.
«СП»: — В таком случае, что за «региональную платформу по укреплению энергетической безопасности» они собираются создать? Такая идея якобы тоже обсуждалась.
— Суть в том, чтобы подключить Украину к некой внутриевропейской дискуссии по энергетике. То есть, когда вы создаете какие-то резервы, то где-то должны все это хранить. А так как на Украине есть подземные хранилища, вот они, соответственно, и предлагают оказывать услуги по хранению газа
Поэтому большую идею предлагают — «давайте какую-то систему, платформу создадим». Но в реальности продвигают конкретно услугу — за деньги хранить газ в подземных хранилищах.
Ничего другого они предложить не могут. Зато все это подается под неким магическим соусом — «система энергетической безопасности».
Но вряд ли европейцам нужна эта навязанная услуга. Они все свои усилия направляют на принципы программы декарбонизации и говорят, что «наша система безопасности заключается в том, чтобы вообще не использовать углеводороды».
По крайней мере, основная европейская направленность именно такая.
Тут, скорее, сторонам важно показать некий диалог между Украиной и Европой. Особенно это важно для Украины — мол, «Европа с нами, смотрите! Они с нами разговаривают. И мы единым фронтом будем выступать против России».
Такой посыл, я думаю, пытаются сформировать в Киеве.
А для европейцев это как бы демонстрация того, что Украину они не бросили, несмотря на то, что «СП-2» будет запущен, находятся с ней в контакте и учитывают ее интересы. Но все это происходит на политическом уровне. А важно, чтобы сотрудничество было на экономическом уровне.
Опять же, глава ЕК — не указ ни одной коммерческой компании. Потому никто не будет слушать какую-то фрау фон дер Ляйен, если та будет требовать, чтобы газ покупали не у Газпрома, а у кого-то другого, и не в Австрии, где газовый хаб, а на границе России и Украины. В любой компании ей скажут, что это «не ваше дело, не ваши полномочия, вы не можете нам указывать, где нам и что покупать».
Поэтому переговоры эти просто символичны. Но после них никакой обязанности со стороны Европы что-либо менять не возникает.