что дарят на махр
Махр – подарок жене
Махр (или сыдак) – то, что является желательным (сунной) определить и упомянуть в момент заключения брачного договора. Нежелательно не упоминать об этом в брачном договоре. А раз определять – сунна, а не фарз, то, значит, брак считается действительным и без упоминания махра, но все же его обязательно нужно выплатить жене.
Махром может быть любое имущество. Сунной является, чтобы он составлял не менее 10 и не более 500 дирхемов (1 дирхем – 2,8 граммов серебра, и итого – приблизительно от 30 до 1300 граммов), можно выплатить его стоимость и соответствующими купюрами вместо серебра.
По мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше десяти дирхемов, жена все-таки должна получить 10 дирхемов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его отсутствию.
Имам аль-Бухари приводит следующие слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): «Найди (дай махр), даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, нежели остаться без семьи. Не говоря о том, что невеста может вовсе простить ему махр.
Но можно махр выплатить какой-то пользой, например, обучением Корану или ремеслу.
Известен такой случай, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женил одного из своих сподвижников на мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает такую-то и такую-то суру, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему жениться на этой женщине, обучив ее тому, что знает из Корана.
Из этого случая ученые вывели, что женившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. И, конечно же, все это делается, только если женщина будет согласна с таким махром.
В случае развода до совершения полового акта жена имеет право на половину назначенного ей махра. Если он не был определен при совершении акта никах, и после этого муж имел с женой половые отношения, жена имеет право требовать такой махр, какой получают женщины, равные ей по красоте, положению и достоинствам. Например, она может получить в такой ситуации такой же махр, какой получила ее сестра или дочь брата с учетом возраста, ума, красоты, воспитания и того, являлась ли она девственницей.
Если махр определяется, он должен быть определен конкретно.
При разводе, если муж не имел с женой половых отношений, он получает обратно половину махра, если уже отдал его жене, или немедленно должен отдать половину махра, если тот был определен как долг.
Если же он пока не выплатил махр, то жена имеет право отказать ему в близости. Но если муж попросил жену продлить срок выплаты махра, и она согласилась, то она имеет право требовать его только по истечении срока.
Жена может законно освободить своего мужа от уплаты части или даже всего махра, потому что после совершения брачного договора она одна имеет право на него.
И отпадает весь махр (то есть муж не обязан выплатить даже половину) после расторжения брака с ее (жены) стороны по причине существенных недостатков мужа (например, половое бессилие), или же если он (муж) расторгает брак по причине ее существенных недостатков.
Следует отметить, что в настоящее время некоторые упоминают махр в брачном договоре, но впоследствии не выплачивают его жене, забывают и т.д. Будьте бдительней, дорогие братья, ибо махр обязательно необходимо выплатить своей жене.
Да поможет Всевышний нам следовать Его религии и выполнять то, что нам велено.
Саид Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махр – это обязанность мужа перед женой
Махр – это то, что муж отдаёт (дарит) невесте при заключении акта бракосочетания (никаха). Это обязанность мужа перед женой. Максимальный размер махра не ограничен. Чаще всего в качестве махра назначают что-то материальное, но это может быть и выполнение какой-нибудь работы (услуги), например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.).
Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или по согласию обеих сторон (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и чересчур велик.
Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые люди часто лишаются возможности вступить в брак.
Во избежание дальнейших разногласий желательно упомянуть о махре и о его размере во время заключения никаха. Более того, не указывать при этом на махр является нежелательным.
То, что имеет цену, что можно продать и купить, может быть махром, следовательно, то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если никах был заключён без оговоривания условий махра, либо если в качестве махра назначили то, что не пригодно для махра, нужно выплатить махр аль-мисли (махр, соответствующий уровню и статусу жены) вместо оговорённого при заключении брака.
Этот уровень определяется по её родственницам со стороны отца: сестре, племяннице, тёте, двоюродной сестре. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, наличие девственности, и в зависимости от этого определяют махр аль-мисли.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Немного о подарке для невесты, или Что такое махр
В этой статье, по воле Аллаха, речь пойдет о семейных отношениях в Исламе, а именно о подарке для невесты, который в шариате обозначается термином «махр».
Мусульманин обязан изучать свою религию по мере возможностей. Необходимо знать основы Ислама, а также постановления шариата в областях, которые наиболее близки для человека. Бизнесмены должны знать все о нормах шариата, связанных с торговлей. Отправляющемуся в хадж человеку, необходимо изучить все, что связано с паломничеством в Мекку. А тому, кто собирается жениться, необходимо изучить все, что связано с браком. Так мусульманин сохранит свою религию и убережет себя от попадания в грех, споры и разбирательства.
Определение и шариатское объяснение
Махр или садак’ в исламской терминологии – это название имущества, которое мужчине необходимо дать женщине, по причине заключения брачного договора (никах).
Махр не является обязательной составной брачного договора в шариате, потому что не является его основной целью. Однако подарок для невесты становится обязательным для мужчины, после завершения заключения никаха. Даже если обе стороны договорятся не упоминать подарок в брачном договоре или полностью его аннулировать, мужчина все равно должен отдать махр невесте. Данное действие будет не желательным, их договор об аннулировании махра не действительным, а подарок невесте обязательным.
Основа махра в Исламе
Подарок невесте имеет законную основу в Исламе и подкреплен доводами из Корана, сунны и единогласным мнением ученых уммы (иджма).
В священном Коране есть несколько аятов, повествующих о подарке для невесты. Из них:
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (Сура «Женщины», аят 4).
Также Всевышний Аллах говорит (смысл): «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)» (Сура «Женщины», аят 24).
А также: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Сура «Корова», аят 236).
Что касается сунны, то передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Брачный подарок посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своим женам был равен двенадцати окийям и одному нишу. Знаете ли вы что такое нишш? Это половина окийи. В общем, это равнялось пяти сотням дирхамов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).
Ученые Ислама также были единогласны относительно обязательности махра.
Мудрость в установлении подарка для невесты
Махр не является чем-то вроде цены покупки невесты. Женщина не является товаром в Исламе, а махр не является ее ценой. Аллах установил махр для того, чтобы он символизировал решительность мужчины и его серьезное желание вступить в крепкие узы брака. Махр всего лишь символ, заключающий в себе уважение к женщине и ее почтение.
Другая мудрость заключается в том, что махр может помочь невесте перед браком. Она может купить для себя хорошую одежду или другие необходимые для нее вещи перед тем, как перейти в дом своего мужа.
Размер брачного подарка
Шариат не установил точные рамки брачного договора. Нет ни его максимальной величины, ни минимальной. Общее правило махра – чтобы он был тем, что можно считать ценностью или платой за работу. Брачный подарок может быть каким-либо предметом, долгом или пользой в большом или малом размере. Например, автомобилем или десятью тысячами рублей, проживанием в доме или обучением ремеслу или науке.
Подарок для невесты может, как мы об этом сказали, быть чем-то малым. В хадисе от Сахдя ибн Саада, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал человеку, который намеревался жениться: «Дай ей хотя бы кольцо из железа» (Аль-Бухари и Муслим).
Также махр может быть и очень большим, потому что ученые единогласны в том, что нет максимального размера махра. Всевышний Аллах сказал: «…и если одной из них вы подарили кантар золота». Кантар — это мера веса равная приблизительно 45 килограммам. Всевышний Аллах разрешил мусульманам дарить в подарок своим женам такое огромное количество золота, тем самым указав на то, что в махре нет максимальной величины.
Однако желательно, чтобы размер брачного подарка не был меньше десяти дирхамов. Также желательно, чтобы максимальный размер махра не превышал пятисот дирхамов из-за уважения к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что передается, что махром жен Пророка, а также его дочерей было именно такое количество дирхамов.
Передается от Абу-ль Аджфа’ ас-Сильми, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Умар, да будет доволен им Аллах, обратился к нам с проповедью и сказал: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей, более двенадцати окий «» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи). Одна окийя равна двадцати дирхамам, значит махр был равен 480 дирхамам.
Не стоит слишком завышать размер махра!
Как уже было сказано, махр всего лишь символ, поэтому желательно не завышать слишком его размер. Это не цена женщины и поэтому он не может быть каким-либо средством для проявления гордости или чем-то почетным. Следует отметить, что завышение размеров брачного подарка приводит к проблемам в исламском обществе, из-за того, что молодым ребятам из средних и бедных семей становится трудно создать семью. Очень часто они не могут найти денег на махр и вступают в брак очень поздно. Все это чревато распространением внебрачных, запрещенных в Исламе отношений, приводящим к распространению нечестия, разврата и смертельных заболеваний.
Поэтому шариат указывает на желательность снижения размеров махра. Передается, от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший брак – самый легкий».
Можно ли отдать потом или все-таки нужно сразу?
Не обязательно отдавать весь подарок для невесты во время заключения никяха или сразу после него. Махр является исключительно имуществом невесты, выплату которого она может отложить. Она может поставить условие, чтобы махр был отдан сразу, если она пожелает этого. Она также может отложить выплату махра на будущее, вплоть до смерти. Если она поставит условие, чтобы махр был выплачен сразу или существует общепринятая практика, что махр выплачивается сразу, то невеста после заключения никяха имеет право препятствовать интимной близости с мужем или переезду в его дом, пока махр не будет выплачен. В таком случае мужу необходимо отдать махр, иначе его поступок будет греховным. Если женщина будет согласна и переедет в дом мужа, до получения махра, или после получения некоторой его части, то теперь она не может препятствовать близости, однако мужа принудят отдать махр, если он будет затягивать с его выплатой.
Если будет обговорено, что махр будет выплачен в будущем, то и в таком случае женщина не может препятствовать близости, так как она была согласна на позднюю выплату махра.
Не всегда нужно отдавать весь махр
Мужчине нужно отдать подарок для невесты, после заключения правильного брачного договора никях. Но иногда муж отдает только лишь его половину, а иногда махр может полностью быть аннулирован. Все это зависит от различных ситуаций, о которых вы сейчас узнаете.
Первый вид. Установление всего махра
• Установление по причине интимной близости
Если между мужем и женой произойдет интимная близость, то махр устанавливается в полной мере и мужу необходимо отдать весь обговоренный махр. Он будет установлен полностью, если даже произойдет запретная близость, например, во время периода менструации у жены. Всевышний Аллах говорит (смысл): «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)» (Сура «Женщины», аят 24).
Второй вид. Установление половины махра
Половина махра устанавливается лишь в одном случае – когда муж дает развод своей жене до того, как у них произошла интимная близость. То есть после заключения никяха, при котором был обговорен махр, муж, так и не приблизившись к своей жене, дает ей развод. В таком случае, ему необходимо отдать лишь половину обговоренного махра. Также он должен отдать половину махра, если их брак завершится посредством договора «хуль’», когда жена предлагает мужу деньги взамен на развод, до вступления в интимную близость.
Третий вид. Аннулирование всего махра
Обязанность выплаты махра полностью отпадает от мужа, если разрыв их брака будет связан с женой. Это может быть при следующих ситуациях:
• Если муж и жена будут немусульманами и жена примет Ислам до вступления в интимную близость, то она не получит махра.
• Если оба супруга были мусульманами и жена вышла из Ислама, встав вероотступницей, до интимной близости, то их брак аннулируется и она не получает махра. Однако если брак расторгается, по причине вероотступничества мужа, то отпадает лишь половина махра.
• Если жена станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в муже, то она не получит махра.
• Если муж станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в жене, то она также не получит махра.
Во всех этих ситуациях женщина не получает брачного подарка, потому что причина расторжения брака была связана с ней.
Это лишь немногая информация о подарке для невесты, которая будет полезна для мусульман. По воле Аллаха в следующих статьях мы постараемся затронуть и другие темы, связанные с подарком для невесты.
Надеемся на ваши дуа!
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Махр на никах. Подарок на никах невесте. Какой махр дарить
Махр невесты
Цена махр
Какой махр просить
Махр у татар
Что такое махр на никах.
Махр в Исламе обязательно
Всем привет! Моя статья будет посвящена никах, мусульманской свадьбе, мусульманской женитьбе. Зачастую народные традиции и обычаи вплотную пересекаются с религией, из-за чего появляется путаница чтения тех или иных положений Ислама.
Сегодняшняя тема — это махр и традиции мира. Что такое махр? Он занимает одно из главных условий совершения никах.
Всего мусульманские ученые выделяют 4 основных условия:
1. Благословение родителей. Некоторые ученые говорят, что это условие, а некоторые, что это желательное действие.
2. Наличие свидетелей. Никах не должен быть скрыт.
3. Люди, сочетающиеся браком, должны быть мусульманами, так же новобрачная может быть либо христианкой, либо иудейкой.
4. И четвертое условие, которое оговаривается большинством мусульманских ученых — это махр.
Махр что это такое в Исламе. Как называется подарок жениха невесте на никах
Махр — это подарок, который муж выделяет или, другими словами, дарит своей будущей супруге (только ей, а не семье) при заключении брака. Поэтому стоимость махра указывает невеста, а не её семья, как в случае с калымом. Как я и сказал, он является главным условием действительности брака, поэтому на него стоит тоже обращать особое внимание. В различных культурах существует различное отношение к махру и у нас в России с годами тоже сформировалось определенное отношение к махру. Очень часто махр путают с таким понятием, как калым. Калым — это некий брачный дар или некое имущество, которое передается семье новобрачной от семьи жениха.
Разница калым и махр. Калым в каких странах. Какой калым за невесту
В Древности у нас здесь на территории Татарстана, Поволжья среди мусульман (татар, башкир) тоже был распространено такое понятие, как калым. Сейчас оно потихонечку себя исчерпало, то есть, такого в принципе практически не осталось. Издревле, в качестве калыма семья жениха передавала семье суженой крупный или мелкий рогатый скот, а так же гусей или какое-то имущество. Например, когда жених брал замуж девушку, то он даровал её семье скот, либо заранее оговоренные деньги, а невеста уже приезжала к жениху с большим сундуком приданного, в котором были и скатерти, и какие-то постельные принадлежности (подушки, одеяла), посуда. Все это остается больше в истории, но в некоторых азиатских странах, на Северном Кавказе, а так же в арабских странах по-прежнему остается такое понятие, как калым, т. е. это выкуп новобрачной родителями жениха или самим женихом.
Цена и размер махр
Все это колеблется в разных ценовых категориях, раз уж мы заявили о том, что у нас есть махр, то в разных регионах, в разных культурах он бывает совершенно разный. Если вот говорить о Киргизии, то дают одну кобылу или одну лошадь, средняя стоимость которой составляет около 1000 долларов, для матери и родственниц невесты так же даются какие-то подарочки. Так же если брать Туркмению, то средний такой выкуп невесты составляет около 1000 евро, так же помимо этого выкупа новобрачный отправляет в дом суженой огромное количество различной мебели, техники и т.д.
Что касается арабских стран, тут тоже есть определенная проблема в том, подарок, который невеста просит перед никах всегда очень дорогой и для того чтобы его выплатить, молодые люди готовятся и копят чуть ли не с самого раннего возраста. Поэтому среди арабов средний возраст женихов составляет 30−35 лет, и, если невеста может быть младше, то женихи в Египте, в Сирии или Саудовской Аравии значительно старше. Так происходит, потому что в арабских странах не принято наживать имущество вместе с мужем, как это принято у нас, а уже приходить на все готовое. Такая тенденция из арабских стран тоже к нам потихонечку приходит, и многие женщины тоже не планируют совместно наживать имущество вместе со своим мужем, а хотят получить это уже сегодня и сразу. Все, что я написал называется калымом, выкупом и к Исламу никакого отношения не имеет.
Махр на никах сумма
Расскажу все же о махре, о его размере. Как ученые говорят, что махр — это любое имущество, которое не имеет максимального показателя, то есть женщина может запросить абсолютно любой объем свадебного подарка и никто не может установить верхний предел, верхняя планка не ограничена и женщина-мусульманка имеет право потребовать от своего будущего супруга абсолютно все. Что касается нижнего предела, нижней планки, то здесь есть определенные ограничения, он равняется 10 дирхамом, это 30 грамм серебра. То есть это сумма порядка 5−6 тыс. рублей и она является минимальной.
Что попросить на махр. Махр что просить.
Свадебный дар существует в двух вариантов:
Махру-мугаджаль «досрочный»: нужно подарить сразу же после церемонии бракосочетания. После церемонии никах выплата такого подарка становится Ваджибом (обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства). Оттягивание выплаты не дозволяется.
Когда дарить махр
Меня не перестают покидать вопросы от молодоженов: «А когда дарить сам махр, в какой момент?» Вот мы и подходим к моменту когда нужно вручить этот долгожданный подарок невесте.
В ходе чтения никаха, хазрат может попросить жениха продемонстрировать перед любимой и присутствующими гостями свадебный подарок, но пока не дарить его. После прочтения самого никах, хазрат может попросить молодожен встать со своих мест (если они сидят далеко друг от друга) и торжественно подарить. В случае если они сидят рядом, можно подарить не вставая, но стоит торжественно продемонстрировать, так как это должен запечатлеть фотограф и видеограф.
Если это кольцо, то чаще всего жених одевает его на палец и невеста потом может похвастаться всем гостям, показать руку с кольцом. Если же это другой вид украшений (серьги, кулон, цепочка и т. п.), то такой подарок не стоит одевать на невесту, потому что не у всех получится с первого раза. Это будет выглядеть нелепо, гости будут «хихикать», а жених краснеть от стыда. Проще и удобнее вручить подарок в руки невесты.
К примеру если подарок не является украшением и является крупным, к примеру, автомобиль или квартира, то можно просто подарить ключи.
О самом подарке (махр) пишется в Свидетельстве о Никах, который вручается после чтения церемонии молодоженам, в этот момент желательно тоже попозировать фотографу, чтобы запечатлеть этот исторический момент.
Смысл махра заключается в том, что в случае, если пара разводятся по инициативе мужа, невеста в течении трех месяцев должна прожить на стоимость махра. Три месяца ей дается для того, чтобы убедиться в том, что она не беременна от своего мужа, после трех менструальных циклов очищения, она имеет право выйти замуж за другого молодого человека.
Финик за любовь
Размер махра, или брачного дара, подарка будущей жене при заключении с ней мусульманского брака, является предметом дискуссий современных мусульман уже не первый год. И в этом вопросе российских последователей ислама по-прежнему бросает из крайности в крайность. Одни считают махр пустой условностью, почти бессмысленным атрибутом, который необходимо соблюсти как дежурный пункт никаха; другие же требуют, чтобы махр стал гарантией безбедного существования будущего семейства на протяжении всей оставшейся жизни. Как определяется «золотая середина», и уместны ли в этом вопросе стандарты и нормы?
К сожалению, именно так и рассуждают юные и вовсе не юные мусульманки, и их можно понять, ведь нам известен хадис, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выдал женщину замуж за мусульманина «за то, что ты знаешь из Корана», а знал тот две суры. Правда, из всего имущества у жениха был только изар (подобие брюк), половину которого он готов был отдать в качестве махра. В наше время надо сильно постараться, чтобы найти себе в мужья мужчину, у которого ничего нет, кроме одних лишь брюк.
Махр – это не «золотые» слова, иначе ислам бы дозволял вступить в брак любому красноречивому мошеннику. Махр неизменно представляет собой материальную ценность и дает невесте определенные гарантии, главная из которых – серьезность намерений жениха и его рациональный подход к будущей семейной жизни. Семья не «продержится» на одних лишь аятах Корана и клятвах, ведь люди, помимо совершения молитв, еще принимают пищу, носят одежду и живут в домах.
Вечное против мирского
Помня о «земной» стороне брака, некоторые невесты под «материальным» понимают самый минимум. Конечно же, это понимание поддерживается соответствующими хадисами, примерами из жизни сподвижников и другими историями, отсылающими нас в далекий VII век. Сестры готовы жить в землянках и питаться мукой и водой, и это кажется им столь романтичным, что их не смущает отсутствие работы и внятных планов на жизнь у 25-летнего здорового мужчины.
Принимая во внимание наставления различных ученых о том, что махр не должен быть слишком большим, эти сестры не просят слишком много. Они хотят в махр всего лишь один финик. Раньше это звучало как анекдот, но кто-то принял его всерьез – и вот уже мода на «финик в махр» покоряет умы и сердца невест. Как правило, эти невесты пришли в ислам не так давно, а потому в них столь сильно желание показать себя «отреченной от этой дуньи».
В «идеальном» мусульманском обществе, где благочестивый жених преподносит благочестивой невесте финик, у невесты имеются родственники-мусульмане – отец, братья, на попечении которых она останется в случае развода или смерти супруга, мусульманская община поддержит одинокую женщину с детьми, ей помогут снова выйти замуж. В современных реалиях молодые невесты, выдающие замуж «сами себя», зачастую не имеют мусульман-родственников, а российская умма просто не в состоянии содержать и кормить всех одиноких мусульманок с детьми или без.
Казалось бы, в этой ситуации махр – неплохая помощь разведенной или овдовевшей женщине на первое время, пока она не устроит свои дела или не выйдет замуж снова. Но тут логика «финиковых» сестер делает крутой поворот: обеспечивать их будет Сам Аллах, а «достойно пройти испытание» – значит, самостоятельно создать себе трудности и героически их преодолеть. Поэтому от жениха требуется только «быть на правильной акыде», а все остальное – мирское, ненужное, пыль.
Совсем иначе обстоит дело в регионах, где устраиваются пышные свадьбы и дарятся роскошные подарки. Здесь невеста, окруженная многочисленными родственниками, обеспечивается одеждой, украшениями и деньгами одновременно. Сторона жениха «собирает» на свадебный подарок, бывает, несколько лет, и в итоге молодожены въезжают в новый дом на новой машине.
Такая щедрость нередко оборачивается для семей серьезными трудностями. Семья невесты, желая достойно показать себя, залезает в долги, чтобы купить красивое свадебное платье и сводить девушку в дорогой салон красоты, а семья жениха в это время берет кредиты, чтобы устроить грандиозное угощение и арендовать свадебный кортеж из иномарок.
К этому добавляется приданое для невесты от ее родных и тот список подарков, которые жених предоставляет в качестве брачного дара. Где-то принято дарить целый «гардероб» для будущей жены и золотые украшения, а в последние годы главным требованием для жениха стала отдельная жилплощадь новой семье: квартира или дом.
Долги приходится отдавать несколько лет, включая ситуации, когда молодые супруги уже давным-давно развелись. А над теми девушками, кто пытается «снизить» требования к жениху и уговаривает родителей принять дар меньшей стоимости, в обществе посмеиваются: «не знают себе цену!».
В исламе нет однозначных рекомендаций относительно махра – просто потому, что материальные возможности мужчин разные и при бракосочетании это следует учитывать. Общеизвестно, что брачный дар не должен вызывать затруднений, то есть не должен вынуждать мужчину годами копить нужную сумму, чтобы иметь возможность вступить в брак. В ряде стран с такими свадебными традициями борются, поскольку невозможность молодым мужчинам вступить в брак сказывается на демографической ситуации и приводит к увеличению внебрачных связей.
В то же время махр не должен сводиться к словам или ничего незначащим подаркам, не имеющим материальной ценности, поскольку одна из его задач – гарантировать женщине материальную стабильность на протяжении времени, когда она окажется одна. Сама невеста часто не допускает мысли о том, что ей придется расстаться с будущим мужем, поэтому шариат и назначает ей в помощь опекуна – мужчину, который следит за выполнением всех условий бракосочетания и представляет интересы невесты в переговорах со стороной жениха.
Российские имамы, разъясняя молодоженам в мечетях суть и значение махра, иногда бывают просто вынуждены «уговаривать» невесту принять минимальный брачный дар. Нередко девушки бывают удивлены тем фактом, что они имеют право просить у жениха в махр денежную сумму или украшения. К слову сказать, мужчины, как правило, хорошо осведомлены о своей обязанности, но считают, что «если невеста не настаивает, то можно обойтись и без махра».
Рекомендации имамов, как правило, сводятся к следующему: снизить сумму махра, если она оказывается завышенной, или, напротив, увеличить сумму махра, если эта сумма крайне мала. В зависимости от мазхаба (правовой школы), минимальная сумма отличается.
Умерить свой излишний романтизм или, напротив, излишнюю меркантильность – эта задача возникает не только в момент бракосочетания. Для одних брак – трогательный шалаш на берегу моря, для других – неиссякаемый источник материальных удовольствий, и обе эти стратегии – в убытке, поскольку проигнорированы главные исламские критерии семьи: соблюдение прав друг друга, выполнение обязанностей и здоровый баланс между материальным и духовным.