что дала революция в иране
Сорок лет Исламской революции в Иране
11 февраля 1979 года, сорок лет назад, в Иране победила Исламская революция. Был дан старт кардинальным и невиданным прежде в мировой истории социально-политическим преобразованиям – Иран впереди ждала «консервативная модернизация», в которой технологические инновации парадоксальным образом сочетались с утверждением религии в качестве основополагающей и определяющей идеологии развития страны.
Исламскую революцию в Иране можно назвать одной из самых продолжительных революций в новейшей истории. Она растянулась более чем на год. 8 января 1978 года в Куме – священном городе всех шиитов, была жестоко разогнана силами безопасности шахского режима многолюдная антиправительственная демонстрация. При разгоне демонстрации по официальным данным погибли 2 молодых человека, тогда как оппозиция говорила о семидесяти погибших.
В любом случае, расстрел демонстрации вызвал настоящую бурю негодования в иранском обществе. Против шаха сплотились самые разные политические силы – от исламских радикалов до марксистов. Выступления против шахского режима стали регулярно повторяться во всех крупнейших городах страны. Марксисты быстро сдали свои позиции – несмотря на поддержку со стороны Советского Союза, в консервативном иранском обществе они не смогли конкурировать с религиозно-политическими движениями, чья идеология основывалась на сочетании традиционных шиитских ценностей и лозунгов более справедливого социального устройства страны.
Конечно, массовые антиправительственные выступления начались в конце 1970-х годов в Иране неспроста. Шахский режим к этому времени, что называется, «прогнил». Народ раздражали как коррумпированность шахских чиновников, неимоверное социальное расслоение на фоне ухудшающегося экономического положения, так и «прозападный» курс шаха. Реза Пехлеви и его окружение давно перестали «жить одной жизнью» с основной массой иранского населения – консервативного, религиозного, негативно настроенного по отношению к западной культуре. Это недовольство умело использовали в своих целях радикальные представители шиитского духовенства, среди которых наибольшим влиянием и авторитетом пользовался аятолла Рухолла Мусави Хомейни.
Потомственный шиитский священнослужитель, сейид (потомок пророка), Хомейни с молодых лет встал в оппозицию к шахскому режиму, который не устраивал его своей «светскостью» и «прозападностью». В 1962 году, за 17 лет до революции, Хомейни возглавил забастовку иранского духовенства, а в 1964 году был выслан в соседнюю Турцию за то, что критиковал закон об особом положении американских граждан в Иране.
Интересно, что шах Реза Пехлеви, всегда считавшийся надежным партнером и союзником США на Ближнем Востоке, в критический для своей власти момент не смог воспользоваться американской помощью. Фактически Вашингтон посодействовал (на свою голову) иранской революции, так как президент Джимми Картер не рискнул оказать Пехлеви военную помощь. К концу 1970-х годов в США и странах Западной Европы общественность была резко настроена против шаха, так как последний осуществлял жесткие репрессии против оппозиции – любой, от шиитских радикалов до либералов и марксистов.
После массовых волнений, начавшихся весной 1978 года, экономика Ирана оказалась парализована забастовками и стачками. Рабочие просто отказывались работать, заводы простаивали, а шахское правительство стремительно теряло контроль над ситуацией. В октябре 1978 года остановили свою работу практически все предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, бывшие основным источником доходов государственного бюджета. 2 декабря 1978 года в Тегеране прошла двухмиллионная демонстрация, участники которой потребовали отречения шаха от престола. В качестве уступки протестным силам шах 4 января 1979 года назначил премьер-министром Ирана либерально настроенного политика Шапура Бахтияра.
Представитель бахтиярской аристократии (бахтияры – один из ираноязычных народов запада страны), Шапур Бахтияр (на фото) был человеком неординарным, с необычной для шахского чиновника биографией. В конце 1930-х годов он получил докторские степени по философии и праву в Сорбонне, но бросил карьеру ради того, чтобы отправиться на гражданскую войну в Испании – воевать против Франсиско Франко на стороне республиканцев. Затем Бахтияр записался во Французский Иностранный легион, участвовал в Движении Сопротивления и вернулся в Иран лишь в 1946 году. Именно Шапур Бахтияр, получив назначение на пост главы правительства, смог убедить шаха покинуть страну. 16 января 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви и Фарах Диба бежали из Ирана. Это событие вызвало настоящий восторг миллионов противников шаха.
Премьер-министр Бахтияр, воспользовавшись бегством Резы Пехлеви, распустил печально известную шахскую контрразведку САВАК, распорядился амнистировать политических заключенных, отдал приказ армейскому командованию не вмешиваться в политическую жизнь страны и не выступать против народных масс. Именно Шапур Бахтияр пригласил аятоллу Хомейни, находившегося в изгнании, вернуться в Иран и принять участие в работе над новой конституцией страны. Понимая, что миллионы простых иранцев поддерживают Хомейни и разделяют его идеи, Бахтияр считал справедливым то, что аятолле будет позволено участвовать в принятии важнейшего политического документа страны.
1 февраля 1979 года аятолла Рухолла Хомейни вернулся в Иран. Его встречали толпы восторженных сторонников. Но расчеты Бахтияра на сотрудничество с религиозным лидером не оправдались. Собрав митинг на кладбище Бехеште-Захра, аятолла Хомейни назвал правительство Бахтияра незаконным и пообещал «выбить зубы» иранскому режиму. Таким образом, Шапур Бахтияр, вызвав Хомейни из эмиграции, сам выкопал себе могилу. 4 февраля 1979 года аятолла Хомейни самолично назначил нового премьер-министра страны. Выбор религиозного лидера пал на Мехди Базаргана – бывшего руководителя иранской нефтяной промышленности.
11 февраля Высший военный совет иранской армии объявил о своем нейтралитете. Для Бахтияра это фактически означало конец его власти, а для Хомейни и его сторонников – полную победу над политическими оппонентами. Бахтияру не оставалось ничего иного, как покинуть свой пост и вскоре уехать из Ирана. В эмиграции Бахтияр прожил 12 лет, пока в 1991 году не был убит иранскими агентами.
Таким образом, 11 февраля 1979 года фактически завершилась Исламская революция в Иране. К власти в стране пришли духовные лидеры и, в первую очередь, аятолла Рухолла Хомейни. Практически сразу после прихода к власти Хомейни поспешил обезопасить молодую Исламскую революцию, расправившись с наиболее неблагонадежными, с его точки зрения, генералами и старшими офицерами. Уже 15 февраля 1979 года были казнены четыре генерала иранской армии. Среди них был и генерал Нематолла Нассири, на протяжении тринадцати лет (с 1965 по 1978) возглавлявший шахскую контрразведку САВАК. Затем в течение двух месяцев были убиты еще 27 генералов, а за восемь послереволюционных месяцев – 250 генералов и старших офицеров. Всего же за несколько месяцев шиитские радикалы расправились примерно с 20 тысячами бывших военнослужащих шахской армии, полиции и контрразведки. Истребляя старый иранский офицерский корпус, воспитанный на светских идеях, Хомейни и его сторонники стремились «с нуля» создать новую армию революционного Ирана, которая была бы верна идеям Исламской революции.
1 апреля 1979 года была провозглашена Исламская Республика Иран. Страна начала действительно новую жизнь, в которой не оставалось места ни западным ценностям, ни идеям марксизма. Исламский Иран выбрал «третий путь», в равной степени отвергавший и капитализм, и марксистский социализм. Впрочем, какой-то кардинально новой экономической модели Исламская революция не создала – в Иране утвердился привычный «государственный капитализм», сочетавший государственную, кооперативную и частную формы собственности под контролем государства.
Зато в области идеологии Исламская Республика Иран совершила действительно революционный поворот. Религия пронизала все сферы жизнедеятельности общества, правительство страны и вооруженные силы оказались под полным контролем духовных лидеров – аятолл во главе с Высшим руководителем Ирана – рахбаром. Именно рахбар как духовный лидер Ирана получил право и реальную возможность определять идеологию и политику страны, он же стал и верховным главнокомандующим вооруженных сил Исламской Республики Иран.
Для защиты существующего порядка и претворения в жизнь идеалов Исламской революции был создан знаменитый Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) – фактически вторая армия со своими сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами, разведкой и контрразведкой. Именно КСИР была поручена и важнейшая для ИРИ задача – экспорт идей и практики Исламской революции в другие страны со значительным шиитским населением.
Другой важнейшей характерной чертой политики послереволюционного Ирана стала жесткая оппозиция по отношению к США и Израилю. Аятолла Хомейни именовал Штаты не иначе как «Большим Сатаной» («Маленьким Сатаной» в его идеологии был, соответственно, Советский Союз). Что касается Израиля, то это государство, по мнению иранских лидеров, вообще не имеет права на существование. В Тегеране не раз угрожали «сбросить в море» Израиль и, надо сказать, Тель-Авив воспринимает иранскую угрозу как одну из самых реальных. Сейчас именно Иран, а отнюдь не Саудовская Аравия или Египет, отношения с которыми давно нормализованы, рассматривается Израилем как главный противник.
Исламская революция в Иране стала удивительным примером того, как религиозные ценности в современном мире получили политическое звучание и, более того, стали основой для формирования государственной идеологии одной из крупнейших азиатских стран, прежде бывшей вполне себе светским государством. Кстати, внутри самих сторонников Исламской революции на рубеже 1970-х – 1980-х гг. также наблюдались внутренние противоречия. На раннем этапе довольно серьезные позиции имели сторонники «шиитского социализма», но правоконсервативным последователям аятоллы Хомейни удалось одержать верх и оттеснить «левых» шиитов от реальной политической жизни.
Сорок лет, прошедшие с момента Исламской революции, показали и жизнеспособность созданной ей политической системы. Даже сейчас, несмотря на процессы экономической и культурной глобализации, на прямое политическое и экономическое давление со стороны США, Иран сохраняет свою идеологию, свой политический строй. Причем существующая власть пользуется поддержкой значительной части населения страны, прежде всего – простого народа, которому никогда и не были особенно близки светские ценности вестернизированной элиты шахского Ирана.
ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ 1979
Исламская революция в Иране 1979 — выступления широких слоев населения Ирана, приведшие к изменению государственного строя и различных сторон жизни иранского общества.
Произошла в результате обострения социально-политических противоречий в стране, которому в значительной мере способствовали результаты так называемой Белой революции — реформ, проводившихся в начале 1960-х — 1-й половине 1970-х монархическим режимом во главе с шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с целью преодоления внутриполитического кризиса.
Активные массовые выступления с политическими и экономическими требованиями к властям начались в 1978. Резкое усиление протестного движения было спровоцировано расстрелом шахскими войсками в г. Кум 9 января 1978 политической демонстрации учащихся религиозных учебных заведений. Это привело к массовым народным выступлениям и забастовкам по всей стране, в которых участвовали городские низы, мелкие торговцы, рабочие и служащие, студенты. Летом — осенью 1978 власти были вынуждены пойти на уступки религиозной оппозиции (закрыты игорные дома, иранский календарь переведен на мусульманское летосчисление и т. п.), однако это не разрядило обстановку. Религиозные круги усилили давление на режим, выдвинув лозунг создания общества социальной справедливости, основанного на принципах ислама.
20 августа 1978 во время пожара в кинотеатре «Рекс» в городе Абадане на юго-западе Ирана погибло, по разным сведениям, от 400 до 800 человек, так как двери помещения открыть не удалось, и все находившиеся там оказались в ловушке. Шах объявил пожар провокацией, организованной исламистами. Позднее власти Исламской республики Иран (ИРИ) обвинили в поджоге (с целью вынудить сдаться властям скрывавшихся там от полицейского преследования участников антишахского движения) офицеров тайной полиции САВАК. Трагедия в Абадане еще сильнее накалила обстановку в стране. В начале сентября 1978 в крупных городах прошли массовые антиправительственные демонстрации (в Тегеране — до 1 млн человек), в ответ на которые власти ввели военное положение в 12 городах.
С сентября 1978 участились забастовки рабочих и служащих нефтяной и других отраслей промышленности, транспорта, почты, телеграфа, банков, ряда правительственных учреждений, а также выступления студентов. В Иране заметно возросло влияние аятоллы Р. М. Хомейни, призывавшего из-за рубежа к решительной борьбе с «деспотическим и вероотступническим» прозападным режимом Пехлеви. Теряя контроль над положением в стране, правительство пошло на новые уступки оппозиции (роспуск правящей партии «Растахиз», разрешение создавать новые партии, освобождение политических заключенных, смягчение цензуры, повышение на 25—50 % заработной платы рабочим и служащим государственного сектора). Осенью 1978 в рядах оппозиции, как светской (К. Санджаби, Ш. Бахтияр, М. Базарган), так и духовной (аятоллы М. К. Шариатмадари, Х.-А. Монтазери, М. Телегани), выделилось умеренное крыло, представители которого, опасаясь военного переворота, предлагали ограничиться усилением давления на власти с целью принудить их к новым, более существенным уступкам. Хомейни резко выступил против сторонников компромисса и призвал народ к восстанию. Вскоре и Шариатмадари объявил о необходимости ликвидации деспотического режима и установления в стране «справедливого исламского порядка».
В первые дни 1979 в Иран по поручению президента США Дж. Картера прибыл заместитель командующего вооруженными силами США в Европе генерал Роберт Хайзер, истинные цели миссии которого с полной определенностью не установлены. Американский посланник через голову шаха вступил в переговоры с представителями высшего командования вооруженными силами Ирана. Шах позднее высказал мнение, что Хайзер стремился нейтрализовать иранскую армию. Посланец США якобы убедил иранских генералов не поддерживать главу государства в его конфликте с революционерами. В среде оппозиции многие подозревали Хайзера в попытках организовать в стране военный переворот и силой подавить антиправительственные выступления. 16 января 1979 по настоянию премьера Бахтияра шах выехал «на лечение» за границу, и управление государством перешло к регентскому совету. Отъезд шаха лишь на время разрядил обстановку в Иране. Гражданский кабинет объявил об аннулировании военных заказов шаха на сумму 7 млрд долларов и о выходе Ирана из Организации Центрального договора (СЕНТО), а сам Бахтияр выразил готовность провести референдум по вопросу о судьбе монархии. Но это не смогло ослабить влияние религиозных кругов на настроения в обществе.
Р. М. Хомейни, объявив правительство Бахтияра незаконным, призвал к продолжению революции «снизу» с целью создания исламской республики. По всей стране начали образовываться революционные исламские комитеты, нередко располагавшиеся в мечетях. Они не только руководили массовыми выступлениями, но и действовали как органы местного самоуправления. В Тегеране сторонники Хомейни создали Революционный исламский совет (12 января 1979), состоявший из религиозных деятелей и светских политиков, который вскоре стал вторым (наряду с правительством) центром власти в стране. В продолжавшихся забастовках участвовало уже до 3—4 млн рабочих, служащих и учащихся. К организации выступлений подключились левые политические силы, в том числе Народная партия Ирана (Тудэ). Правительство Бахтияра все больше теряло власть, военное командование заняло выжидательную позицию, а солдаты некоторых частей переходили на сторону революции.
1 февраля 1979 в Тегеран прибыл Р. М. Хомейни, с ликованием встреченный населением столицы. Революционный исламский совет объявил о создании Временного революционного правительства во главе с М. Базарганом (5 февраля 1979). По указанию Хомейни, Базарган вступил в переговоры с генералитетом и премьером Ш. Бахтияром, пытаясь мирным путем положить конец двоевластию в стране. Сам Хомейни предостерегал своих сторонников от насильственных действий, которые могли спровоцировать гражданскую войну. Но избежать прямого столкновения революционных сил и сторонников шахского режима не удалось. 9 февраля 1979 подразделения шахской гвардии совершили нападение на учебную базу ВВС под Тегераном, личный состав которой принимал участие в демонстрациях, что спровоцировало вооруженное восстание в столице. Отряды моджахедов и федаев (добровольческих вооруженных формирований) вступили в бой с гвардейцами и к утру 10 февраля нанесли им поражение. 11 февраля в Тегеране продолжались стычки населения с воинскими частями, поддержавшими гвардию. В тот же день Высший военный совет Ирана — последний оплот шахской власти — объявил о нейтралитете армии и отводе войск в казармы и вскоре перешел на сторону революции.
Восстание в Тегеране, положившее конец монархии, произошло стихийно, без ведома и согласия руководства религиозной оппозиции. Однако это не помешало Хомейни торжественно объявить о победе И. р. и приступить к созданию исламского государства. В его основу был положен разработанный Хомейни принцип верховенства власти авторитетного мусульманского законоведа (велаят-е факих). 30—31 марта 1979 был проведен референдум, на котором подавляющее большинство населения (98,2 %) высказалось за создание исламской республики. В начале ноября 1979 Временное революционное правительство было отправлено в отставку, и вся полнота власти перешла к Революционному исламскому совету.
2—3 декабря 1979 на референдуме была утверждена новая конституция Ирана. Главой государства стал Верховный лидер исламской революции. При нем был создан Высший совет национальной безопасности — консультативный орган по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях, обеспечивавший ее соответствие нормам ислама. Органы светской законодательной — Собрание исламского совета (меджлис) и исполнительной — правительство, возглавляемое президентом, — власти были поставлены в прямое подчинение высшему религиозному руководству. Иран объявлялся исламской республикой, официальной религией провозглашался ислам шиитского толка.
Одной из характерных особенностей И. р. 1978—1979 было участие широких масс населения (в некоторые дни их количество исчислялось миллионами) самых разных социальных слоев: от сельской и городской бедноты до патриотически настроенных предпринимателей, духовенства, светской интеллигенции в открытых политических действиях на площадях и улицах многих иранских городов, включая все наиболее крупные. Большое значение в исходе революционных событий имела позиция командования вооруженных сил страны, в решающий момент отказавшегося от поддержки правящего режима.
И. р. имела не только антимонархическую, но и ярко выраженную антизападную направленность. Лозунгам борьбы с деспотизмом сопутствовали призывы покончить с засильем Запада (прежде всего США), ставленником которого объявлялся шахский режим. Захват здания посольства США в Тегеране Организацией мусульманских студентов — сторонников курса имама (4 ноября 1979; персонал посольства удерживался в качестве заложников в течение более 14 месяцев) стал исходной точкой затяжного кризиса в отношениях Ирана с США и другими западными странами. Революционная смена социально-политического строя в Иране, отказ новой власти от ориентации на США и другие страны Запада, провозглашенный ею курс на укрепление суверенитета страны привели к резкому изменению геополитической ситуации на Среднем Востоке.
Лит.: Iran: from Monarchy to Republic / Ed. by G. Barthel. Berlin, 1983; The Iranian Revolution: Its Global Impact / Ed. by J. L. Esposito. Miami, 1990; Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905—1911 гг. и 1978—1979 гг. М., 1998; Алиев С. М. История Ирана. XX век. М., 2004.
42 года без шаха: как Исламская революция изменила Иран
Тысячи иранских городов и сел празднуют 42-ю годовщину победы Исламской революции. Традиционно торжественные мероприятия длятся 10 дней: с конца января по 11 февраля — дата, которая ознаменовала окончание революции и стала поворотной в истории страны. Международная редакция Федерального агентства новостей рассказывает, как события 1979 года навсегда изменили жизнь иранцев.
Как в Иране отмечают годовщину Исламской революции
Период торжеств, посвященных празднованию годовщины революции, носит название «декады Фаджр». В эти дни по государственному телевидению транслируются фильмы и репортажи, посвященные перевороту. Также в это время проводится крупнейший в Иране фестиваль кино, театра и музыки — «Фаджр». Во многих организациях и учреждениях проходят тематические конференции и семинары, на которых декларируются верность идеалам революции и готовность к труду на благо страны.
11 февраля является официальным выходным в Иране. В этот день в городах проходят массовые демонстрации в поддержку правительства. Участники шествий прославляют героев революции и действующую власть, а также осуждают враждебные Ирану государства и оппозицию, обвиняя ее в лицемерии и коррумпированности.
Путь к такому национальному единству дался иранскому народу непросто: населению страны пришлось пройти через протесты, голод и убийства.
История и предпосылки
К 1978 году политическим строем в Иране оставалась абсолютная монархия. Тридцать пятый по счету шах Мохаммед Реза Пехлеви был сторонником идеи радикальной вестернизации государства. Насквозь коррумпированное правительство, лояльное США, активно поддерживало проамериканские страны — Оман, Чад, Сомали, при этом Иран являлся единственной мусульманской страной, сохранявшей партнерские отношения с Израилем. На иранских землях трудились десятки тысяч иностранных специалистов, приглашенных для разработки полезных ископаемых, модернизации промышленности и армии, развития инфраструктуры.
Впрочем, экономическое развитие не сопровождалось политическими преобразованиями, из-за чего в обществе росла напряженность. В то время как прозападная политическая и промышленная верхушка богатела, основная часть населения стремительно скатывалась в нищету. Средний класс практически не сформировался. Ситуация еще более усугубилась с нефтяным бумом в 1973 году, когда произошел резкий скачок инфляции.
Одним из свидетельств расположенности шаха к Западу является празднование 2500-летия персидской монархии в 1971 году. На торжество в археологическом комплексе Персеполис были приглашены лишь зарубежные гости. По этому случаю было заготовлено около тонны осетровой икры, в то время как над рядом регионов страны нависала угроза голода, вызванная сильной засухой.
Мохаммед Реза Пехлеви имел представление о настроениях в народе и активно подавлял инакомыслие: оппозиция была официально запрещена, а спецслужба САВАК непрерывно проводила политические чистки. Известно, что с 1953 по 1978 годы сотни тысяч иранцев были лишены свободы по политическим мотивам.
Революционный лидер
Так как активные противники шаха из Национального фронта Ирана находились в тюрьмах или за границей, а некоторые и вовсе были ликвидированы, единственным оплотом инакомыслия осталось духовенство, опирающееся на широкие слои бедного населения. Одним из самых ярких его представителей стал священнослужитель из города Кум Рухолла Хомейни.
В 1962 году Хомейни впервые открыто вмешался в политику, возглавив выступления духовенства против законопроекта о местных органах власти. Согласно этому закону, разработанному правительством Асадоллы Алама, депутаты провинциальных собраний и свидетели в суде могли приносить присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. Религиозные круги сочли закон противоречащим исламу, поскольку он открывал дорогу в органы власти представителям других конфессий. По их призыву была организована забастовка торговцев базаров и предприятий.
Еще через год имам стал инициатором масштабных протестов против прозападной внешней и внутренней политики шаха. Начавшиеся народные выступления были жестоко подавлены полицией — по разным данным, погибло от 86 до 15 тысяч участников акций. Сам Хомейни был арестован и провел в заключении 2 месяца. Освободившись, он издал манифест, в котором заявил:
«Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Господи, я доведу дело до конца! И если я останусь в живых, с божьей помощью непременно исполню свой долг».
Спустя еще несколько месяцев имам был помещен под домашний арест за призыв к изменению курса правительства. При силовом разгоне очередных демонстраций было убито около 400 иранцев.
В 1964 году священнослужитель публично выступил против закона об особом статусе граждан США в Иране, за что был выслан в Турцию. Оттуда он перебрался в Ирак, а затем — во Францию, не прекращая своей деятельности против шаха.
Еще в Иране Хомейни призывал к установлению теократического режима. На собрании в городе Кум он обозначил свою неприязнь к США, Израилю, СССР и Великобритании.
«Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих! Но сейчас Америка является воплощением всей мерзости. Пусть президент США знает, что наш народ ненавидит его больше всех… Все наши беды исходят от Америки и от Израиля. Исламские народы ненавидят иностранцев вообще, а американцев и русских — особенно. Это Америка поддерживает Израиль и его сторонников. Это Америка вооружает Израиль, чтобы сделать арабов бездомным», — заявлял Хомейни.
В эмиграции был создан труд «Велаят-е факих», в котором имам изложил принципы построения исламской республики. Среди них:
Книги и кассеты нелегальными путями поставлялись в Иран, где распространялись через мечети.
В 1976 году погиб сын Хомейни — Мустафа. По официальной версии у него произошел сердечный приступ, однако в деле было много нестыковок, что при учете политической деятельности его отца позволило появиться версии о предумышленном убийстве.
Активная фаза
Силовой этап революции начался 8 января 1978 года в Куме, когда полиция расстреляла студентов, вышедших на демонстрацию против клеветнической статьи о Хомейни в государственной газете. 18 февраля более крупное выступление, уже принявшее форму бунта, состоялось в Тебризе и также было жестоко подавлено. Вскоре по принципу цепной реакции массовые волнения начались и в других городах страны.
В попытке успокоить население шах пообещал свободные выборы. Кроме того, он предпринял срочные и плохо проработанные антиинфляционные реформы, которые привели к массовому увольнению рабочих, стачкам, остановке добывающей и обрабатывающей промышленности и, как следствие, к окончательному подрыву экономики.
20 августа 1978 года в стране было объявлено военное положение, предусматривающее запрет на массовые собрания. Однако выступления продолжились, а количество жертв многократно возросло, так как к подавлению бунтов привлекалась армия, верная шахской династии.
Осознание отсутствия контроля над ситуацией подтолкнуло шаха к поиску помощи у США. Стоял вопрос об интервенции, сторонником которой являлся советник американского президента по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Но большинство сотрудников Госдепа склонились к тому, что иранскую революцию остановить уже невозможно, в результате чего идея военного вторжения была отвергнута.
2 декабря 1978 года на улицы Тегерана вышли 2 миллиона человек, которые потребовали у шаха сложить полномочия. По настоянию премьер-министра Шапура Бахтияра монарх стал готовиться к побегу из страны, что и произошло 16 декабря 1979 года.
После этого Бахтияр расформировал САВАК, освободил всех политзаключенных, запретил армии препятствовать деятельности демонстрантов и пообещал проведение свободных выборов в кратчайшие сроки. Премьер связался с Хомейни и пригласил его в Иран для помощи в составлении новой конституции.
1 февраля 1979 года имам прибыл в столичный аэропорт Мехрабад. Он был встречен тремя миллионами иранцев, заполнивших улицы Тегерана. Они несли портреты Хомейни, скандируя: «Шах ушел, имам пришел!». Вернувшийся революционный лидер отверг предложение Бахтияра об объединенном правительстве и 4 февраля назначил нового премьер-министра — Мехди Базаргана.
Революционеры заняли полицейские участки и военные части, получив доступ к оружию, которое затем было выдано населению. 9 февраля в аэропорту Мехрабад произошла стычка между лояльной Бахтияру шахской гвардией и «хомейнистами». Столкновение быстро перекинулось на столицу и переросло в уличные бои. Видя фактическое начало гражданской войны, генштаб объявил о своем нейтралитете, а командир шахской гвардии генерал Али Нешат заявил о солидарности с революционерами.
1 апреля 1979 года в результате общего референдума было объявлено о создании Исламской Республики Иран. В декабре была принята новая конституция, в соответствии с которой верховная власть перешла Хомейни (затем — его преемнику), а гражданская власть разделилась между президентом, меджлисом и премьер-министром.
Последствия революции
Установившаяся после революции политическая система подразумевает верховенство духовных лидеров во всех сферах жизни государства и общества, включая армию и судебную систему. Высший руководитель страны получил право формировать государственную идеологию, определять политику страны.
Для защиты нового порядка был сформирован Корпус стражей Исламской революции (КСИР). Это элитное военное формирование, формально входящее в состав иранских вооруженных сил, но фактически имеющее собственные сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы, а также службу разведки. Второстепенной задачей данной структуры стал экспорт революции в государства, в которых значительную часть населения составляют шииты.
В сентябре 1980 года, воспользовавшись ослаблением Ирана после революции, президент Ирака Саддам Хусейн без объявления войны вторгся на иранскую территорию, что положило начало Первой войне в Персидском заливе, или, как ее называют в Иране, «навязанной войне».
Прежде всего, иракское руководство стремилось присоединить иранскую нефтеносную провинцию Хузестан. Однако немаловажными были опасения Багдада по поводу экспорта Исламской революции, так как большинство иракцев является шиитами.
Из восьмилетней войны Иран вышел победителем, потеряв при этом от 200 до 500 тысяч человек.
После революции Тегеран резко изменил свой внешнеполитический курс, встав в оппозицию к США, СССР и Израилю. Последний и вовсе, по мнению иранского руководства, не имеет права на существование. Так, 6 января 2021 года в парламент был внесен законопроект об уничтожении этой страны. Кроме того, в 1982 году при помощи КСИР было создано движение «Хезболла», основной задачей которого является борьба с израильским присутствием в Ливане.
Обнаружив себя во враждебном окружении, Иран стал усиленно наращивать военный потенциал. Также руководство страны устремилось к созданию гаранта своей безопасности — ядерному оружию.
Ядерная программа Ирана
В октябре 2017 года президент США Дональд Трамп объявил об одностороннем выходе Штатов из ядерной сделки и повторном введении санкций, сильно ударивших по экономике Исламской Республики. После безуспешных попыток вернуть США к условиям договора посредством переговорного процесса с участием европейских стран, официальный Тегеран заявил, что более не считает себя обязанным выполнять условия соглашения.
Заключение
Сложно судить об отношении иранцев к революции и ее последствиям, так как количество мнений приближается к количеству людей, составляющих этот народ. Мы можем судить об изменениях в иранском обществе лишь по статистическим данным.
За 42 года после событий Исламской революции население Ирана увеличилось с 36 до 81 миллиона человек.
По данным ЮНЕСКО, в стране сильно выросла доступность образования. В 1978 году лишь 2,4% школьниц продолжили обучение в университетах, а в 2016 году этот показатель составил уже 65,5%. В целом около двух третей студентов в Иране относятся к женскому полу.
Одновременно с этим в государстве наблюдается высокий уровень безработицы (до 30%), а также низкий ВВП (7257 долл. США в 2020 г.), что связано с удешевлением нефти и западными санкциями.
В результате революции Иран встал на тяжелый путь независимости, обратив против себя США и их союзников. Тегеран дорого расплачивается за свою свободу, жертвуя уровнем жизни своих граждан ради усиления военной мощи и развития ядерной программы. Такой путь был выбран иранским народом 42 года назад, и, как мы можем наблюдать, страна продолжает неумолимо двигаться по нему.